Венера и Марс (Боттичелли)

Венера и Марс (или Марс и Венера ) — панно около 1485 года эпохи Возрождения итальянского художника Сандро Боттичелли . [ 2 ] На нем изображены римские боги Венера , богиня любви, и Марс , бог войны, в аллегории красоты и доблести. Юная и сладострастная пара возлежит в лесу в окружении игривых малышей- сатиров .
Картина, вероятно, предназначалась в память о свадьбе и была помещена в панели или предмет мебели, чтобы украсить спальню жениха и невесты. [ 3 ] возможно как часть комплекса работ. Об этом говорит широкий формат и близкое расположение фигур. Широко рассматривается как представление идеального взгляда на чувственную любовь. Кажется вероятным, что Боттичелли разработал концепцию картины с ее научными аллюзиями вместе с таким советником, как Полициано , поэт из дома Медичи и ученый -гуманист эпохи Возрождения . [ 4 ]
Точная дата Венеры и Марса неизвестна, но Национальная галерея датирует картину « около 1485 года » в 2017 году. [ 5 ] Ученый Рональд Лайтбаун датирует ее «вероятно, примерно 1483 годом», а историки искусства Леопольд и Хелен Эттлингер датируют картину «второй половиной 1480-х годов». [ 6 ] Все даты зависят от анализа стиля, поскольку картина не была убедительно привязана к конкретной дате или событию, например свадьбе. [ 7 ] Вероятно, это произошло через несколько лет после Примаверы , Паллады и Кентавра (оба около 1482 г.) и примерно во время Рождения Венеры ( ок. 1486 г. ). [ 8 ] Это единственная из этих картин, не хранящаяся в Уффици во Флоренции ; с 1874 года он находится в Национальной галерее в Лондоне.
С 10 мая по 10 сентября 2024 года, в рамках празднования 200-летия Национальной галереи, картина будет показана в музее Фицуильяма в Кембридже. [ 9 ]
Описание
[ редактировать ]

Венера наблюдает, как Марс спит, пока играют два младенца-сатира. [ 10 ] несёт шлем ( саллет ) и копье , а другое лежит в нагруднике под мышкой. Четвертый дует ему в ухо маленькой раковиной , пытаясь, пока безуспешно, разбудить его. Явный смысл заключается в том, что пара занималась любовью; мужская привычка засыпать после секса была постоянным предметом непристойных шуток в контексте свадеб в Италии эпохи Возрождения. [ 11 ] Копье и раковину можно считать сексуальными символами. [ 12 ]
Сцена происходит в миртовой роще , традиционно связанной с Венерой и браком, или, возможно, лавровой роще , связанной с Лоренцо Медичи ( il Magnifico ), или, возможно, с обоими растениями. [ 13 ] За ним открывается ограниченный вид на луг, ведущий к отдаленному городу-крепости. [ 3 ]
На переднем плане вокруг головы Марса витает рой ос, возможно, как символ того, что любовь часто сопровождается болью. [ 14 ] Другое объяснение, впервые предложенное Эрнстом Гомбрихом , [ 15 ] Дело в том, что осы представляют семью Веспуччи, которая, возможно, заказала картину. [ 16 ] Они были соседями Боттичелли с его детства и заказали его « Святого Августина в кабинете» для церкви Оньиссанти в 1480 году, вероятно, в дополнение к другим заказам. На их гербе были осы, поскольку их название в переводе с итальянского означает «маленькие осы». [ 17 ] а осиное гнездо в дупле дерева в правом верхнем углу находится как раз в том месте панели, где часто рисовался герб покровителя. [ 18 ]
Считается, что первоначально картина была вставлена в обшивку панелей в качестве спаллиеры или части мебели, такой как кровать, спинка салата , деревянного дивана или чего-то подобного. [ 19 ]
Рональд Лайтбаун описывает Марс как «самую совершенную мужскую обнаженную фигуру Боттичелли», хотя на самом деле их не так много; он был менее заинтересован в совершенствовании анатомии своих фигур, чем многие его флорентийские современники, но, похоже, здесь уделил этому особое внимание. [ 20 ] Венера здесь, в отличие от картины художника « Рождение Венеры» , полностью одета, так как находится в супружеском состоянии. И это несмотря на то, что Венера была женой Вулкана , что делало их отношения изменой по нормальным человеческим стандартам. [ 21 ] В греческом неоплатонизме Гармония была дочерью их союза. [ 22 ] Другие позднеклассические источники считали Купидона ребенком союза.
Интерпретация
[ редактировать ]
Обычно ученые считают, что картина была написана в честь свадьбы и представляет собой относительно несложное изображение чувственного удовольствия с дополнительным смыслом победы любви или продолжительной войны. [ 23 ] Это было обычным явлением в мышлении эпохи Возрождения, которое можно было бы развить в терминах ренессансного неоплатонизма . [ 24 ] Как и в случае с другими мифологиями, Эрнст Гомбрих и Эдгар Винд были первыми, кто проанализировал картину в этом плане. Отношения пары можно рассматривать и с точки зрения астрологии , в которой Марс, по мнению Марсилио Фичино , «выдающийся по силе среди планет, потому что он делает мужчин сильнее, но им владеет Венера... она вроде бы владеет Марсом, но Марс никогда не овладевает Венерой». [ 25 ]
Викторианский критик Джон Аддингтон Саймондс , не соглашаясь с этой интерпретацией, считал, что недавно вошедший в моду Боттичелли переоценил и «питал иррациональную неприязнь к картине», написав, что «Лицо и поза этой несоблазнительной Венеры... напротив ее храпящего любовника кажутся символизировать унижения, которые женщинам приходится терпеть от наглых и отстойных мальчиков, которых может рекомендовать только молодежь». [ 26 ]
Одна из несогласных интерпретаций принадлежит Чарльзу Демпси, который находит в картине более зловещий смысл: маленькие сатиры в роли инкубов мучают спящих, провоцируя «сексуальные ужасы в снах тех, кто находится в состоянии чувственного заблуждения и замешательства». Он заключает, что «идея любви, вложенная здесь в Венеру, кажется, раскрывается не в позитивном прославлении духа, оживляющего естественную жизнь, показанного в « Примавере» и «Рождении Венеры» , а как пустая чувственная фантазия, которая обезоруживает и мучает дремлющий дух некогда мужественная боевая доблесть. [ 27 ]
Все согласны с тем, что работа основана на описании Лукианом , греческим поэтом II века нашей эры, знаменитой, ныне утраченной картины Эхиона, изображающей свадебную церемонию Александра Великого и Роксаны . Древняя картина, вероятно, адаптировала иконографию , связанную с Венерой и Марсом, к историческому Александру и его невесте. Лукиана В экфрасисе или описании упоминаются аморетти или путти, игравшие с доспехами Александра во время церемонии: двое несли его копье, а один залез внутрь его нагрудника. [ 28 ]
Это воспринимается как свидетельство сотрудничества Боттичелли с советниками-гуманистами, не обладавшими полным классическим образованием, которого ему не хватало, и его стремление воссоздать утраченные чудеса древней живописи, что является темой интерпретации нескольких его светских работ, наиболее явно в «Клевете» . Апеллеса , в котором также используется Лукиан. [ 29 ] в На римском саркофаге Ватикане вырезаны похожие изображения лежащих Марса и Венеры в сопровождении путти . [ 30 ]
Положение главных фигур отражает описание их Лукрецием in de rerum natura (« Природа вещей »): [ 31 ] «Хотя Марс, Повелитель Войн, управляет дикими делами войны, все же часто он бросается в ваши объятия, ослабевающий от бессмертной раны любви, и там, выгнув шею, откинувшись назад, смотрит вверх и вздыхает, и смотрит на вас похотливым взглядом и, уложенный на подушку , свисает с твоих губ дыхание его жизни. Затем, когда он падает на твое священное тело, госпожа, наклонись и позволь сладкому произнесению струиться из твоих святых уст - мольба о мире для Рима. [ 32 ]

В 2010 году растение, которое держит сатир в правом нижнем углу картины, было предварительно идентифицировано историком искусства Дэвидом Беллингемом как плод дурмана или тернового яблока. Это растение, часто называемое «кислотой бедняков», по свойствам сравнимо со смесью опиума и алкоголя , и может вызвать обморок или сонливость по мере того, как его действие проходит. [ 33 ] Другие задаются вопросом, как это растение, обычно считающееся родиной только Северной Америки, могло попасть в Италию к 1480-м годам, и отвергают эту идею. [ 34 ] Однако в 2017 году сайт Национальной галереи подтвердил идентификацию как «терновое яблоко». [ 35 ]
Беллингем предполагает, что растущее растение в правом нижнем углу — это разновидность алоэ , которому греки приписывают лечебные свойства, а также защиту от злых духов и усиление сексуального возбуждения. [ 36 ] Беллингем предлагает несколько уровней идентификации фигур, генерирующих разные значения. К ним относится такая пара, как Адам и Ева . [ 37 ]
Возможные модели
[ редактировать ]Как и во многих других светских картинах Боттичелли, в качестве моделей для фигур были предложены ведущие деятели флорентийского высшего общества. Джулиано ди Пьеро де Медичи был предложен в качестве спортивной модели Марса, и почти неизбежно предполагалось, что Венера имеет лицо Симонетты Веспуччи , великой красавицы того времени, замужем за двоюродным братом Америго Веспуччи . Кандидатура Джулиано ди Пьеро де Медичи в качестве модели Марса несколько проблематична, поскольку он был убит в 1478 году, то есть за 5 лет до самой ранней даты создания картины (1483). Симонетта Веспуччи была предложена в качестве модели или вдохновения для множества красавиц Боттичелли, чьи черты далеко не всех имеют близкое сходство друг с другом. [ 38 ]
Вильгельм фон Боде (ум. 1929) первым предложил эту пару в качестве моделей для этой картины; в его интерпретации Марс устал после рыцарского турнира, и Венера является ему во сне, как его приз. [ 39 ] Джулиано выбрал Симонетту своей «дамой» на знаменитом рыцарском турнире в 1475 году, организованном его старшим братом Лоренцо Медичи («Лоренцо Великолепный»), эффективным правителем Флоренции, чтобы отпраздновать договор с Венецией и Миланом . Это роскошное публичное зрелище было отмечено в стихотворении Полициано , придворного поэта Медичи, известном как Stanze или la Giostra («Стихи» или «Рыцарский бой»). [ 40 ] давая подробный отчет, включая описание знамени Джулиано с изображением Афины Паллады , написанного Боттичелли. [ 41 ]
Многие более поздние комментаторы, вероятно, восприняли это сценарное проявление Петрарки куртуазной любви с использованием красивой молодой жены политического союзника слишком буквально, породив легенду о реальном романе между ними. Маловероятно, что такое имело место; Фактическая любовница Джулиано, Фиоретта Горини , была хорошо известна (а их сын стал Папой Климентом VII ). И Джулиано, и Симонетта были мертвы уже несколько лет, когда была написана эта картина: Симонетта умерла в 1476 году в возрасте 22 лет, а Джулиано был убит в 1478 году в результате заговора Пацци . [ 42 ]

В 122-й станце описывается, как герой нашел Венеру «сидящей на краю своего дивана, только что освобожденной из объятий Марса, который лежал на спине у нее на коленях, все еще глядя на ее лицо». Однако описание Марса на коленях Венеры, смотрящего на нее, плохо подходит к картине. Полициано был одним из ученых- гуманистов при дворе Лоренцо Медичи , и его строфы пересказывают мастерство Джулиано ди Пьеро де Медичи в рыцарском турнире. Основным источником стихотворения Полициано является Лукреций I.32–34.
Провенанс
[ редактировать ]Хотя сегодня Боттичелли является самым знаменитым флорентийским художником второй половины XV века, его репутация достигла такого уровня только в конце XIX века, когда его акцент на линии и контуре перекликался с современной чувствительностью. Между 1857 и 1878 годами Национальная галерея в Лондоне приобрела пять его работ, включая Венеру и Марс . [ 14 ]

Эта картина была куплена во Флоренции английским коллекционером и дилером Александром Баркером в период с 1864 по 1869 год, а затем куплена Национальной галереей на аукционе коллекции Баркера на аукционе Christie's 6–8 июня 1874 года за 1050 фунтов стерлингов (лот 88). [ 43 ] Это единственная зарегистрированная продажа на открытом рынке одной из больших мифологических картин Боттичелли, все остальные к раннему сроку попали в коллекцию великих герцогов Флоренции Медичи, а затем перешли в Уффици . Национальная галерея купила 13 работ на распродаже, на которой директора сэра Уильяма Боксалла сопровождал Бенджамин Дизраэли , тогдашний министр финансов , который очень хотел купить. Незаконченное «Рождество» Пьеро делла Франческа было куплено за 2415 фунтов стерлингов, а фреска « Возвращение Улисса» — Пинтуриккьо за 2152 фунта стерлингов. [ 44 ]
Цена, достигнутая в 1874 году, является одним из примеров, использованных Джеральдом Рейтлингером, чтобы продемонстрировать разницу в середине викторианского периода между очень высокими ценами, реализуемыми современным искусством, и скромными ценами на произведения старых мастеров ; неравенство, столь же заметное в начале 21 века. Оказывается, в 1873 году «Охота на выдру» Эдвина Ландсира , умершего в том же году, была продана в частном порядке за 10 000 фунтов стерлингов. [ 45 ]
Пьеро ди Козимо
[ редактировать ]Хотя существуют и другие картины с изображением Венеры и Марса, работы Боттичелли часто сравнивают и противопоставляют картинам Венера, Марс и Амур» « Пьеро ди Козимо ( Gemäldegalerie, Берлин , ок. 1505), молодого флорентийского художника, который, вероятно, видел Боттичелли. Картина, вероятно, датируется примерно 1500-05 годами и позже принадлежала Джорджо Вазари . Сходство включает в себя две лежащие фигуры: спящий Марс и бодрствующую Венеру, а также группу младенцев-помощников, играющих с доспехами Марса, в окружении кустов, открывающихся перед пейзажем. Они контрастируют по атмосфере и большинству других аспектов, и Пьеро включил в них маленького Купидона, обширный пейзаж и некоторых животных, которых он любил рисовать. [ 46 ] Для Эрвина Панофски «Пьеро» — это «очаровательно примитивистская пастораль», где версия Боттичелли — «торжественно классифицирующая аллегория». [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Сандро Боттичелли | Венера и Марс | NG915 | Национальная галерея, Лондон» . www.nationalgallery.org.uk .
- ^ NG использовала «V&M», по крайней мере, начиная с каталога Дэвиса; Лайтбаун, Эттлингеры и Демпси используют «M&V». Смотрите ниже знакомства
- ^ Jump up to: а б Лайтбаун, 164
- ^ Хартт, 331; Лайтбаун, 163–164; Дэвис, 99 лет
- ^ Страница НГ ; Демпси тоже этим пользуется.
- ^ Лайтбаун, 164, 166; Эттлингерс, 138
- ↑ Сложный, но безрезультатный аргумент, предполагающий дату примерно после 1482 года, см. Lightbown, 170.
- ^ Эттлингерс, 138, и страницы других картин.
- ^ «Национальные сокровища: Боттичелли в Кембридже» . Музей Фицуильяма .
- ↑ Обычно так называют, но, возможно, младенцы Паны или фавны , Беллингем, 367 г.
- ^ Ленгмюр, 26; Лайтбаун, 164–168
- ^ Фермор, 46 лет; Беллингем, 362
- ^ Беллингем, 361–362; Лайтбаун, 164
- ^ Jump up to: а б Поттертон, 36 лет
- ^ Дэвис, 100 лет.
- ^ Лайтбаун, 165–168.
- ^ Лайтбаун, 18–19, 77; Хартт, 331
- ^ Эттлингерс, 138–139.
- ^ Эттлингерс, 138; «Тайная жизнь картин», стр. 43, Ричард Фоатер и Памела Тюдор-Крейг; Дэвис, 101
- ^ Лайтбаун, 165
- ^ Хартт, 331; Лайтбаун, 164
- ^ Ветер, 86
- ^ Легу, 108; Дэвис, 99–100; Лайтбаун, 164, 170
- ^ Ветер, 87–96.
- ^ Дэвис, 100; Демпси; Ветер, Глава V; Хартт, 331 год, цитируется
- ^ Легу, 108
- ^ Демпси; Лайтбаун, 169–170 рассматривает ту же тему и приходит к другому выводу. Беллингем, 368–369, более благосклонен, хотя и предпочитает множественность значений. Первоначальное предложение Демпси было в его книге «Изобретение Путто эпохи Возрождения» , 119–121.
- ^ Эттлингерс, 141–144; Лайтбаун, 168; Беллингем, 365–366. Этот отрывок из Лукиана дан в переводе Беллингема, 364–365 гг.
- ^ Эттлингерс, 141–144; Лайтбаун, 168; Беллингем, 365–366 гг.
- ^ Беллингем, 365; но см. Эттлингерс, 141.
- ^ De rerum natura , начало первой книги, л.32 кв.
- ^ трад. Копли, WW Norton & Company. iBooks.
- ^ Беллингем, 369–372; Венера и Марс Боттичелли «накачаны наркотиками» , Telegraph , Ник Коллинз, 27 мая 2010 г.
- ^ «Высокое искусство: были ли побиты камнями Венера и Марс Боттичелли?» , Национальное общественное радио, 12 июня 2010 г.
- ^ Изображение месяца, июнь 2017 г., NG. Архивировано 5 августа 2018 г. в Wayback Machine (будет заархивировано).
- ^ Беллингем, 372–373.
- ^ Беллингем, 368–369, 373–374.
- ^ Эттлингерс, 163–164.
- ^ Беллингем, 363–364.
- ^ Или другие версии полного названия Stanze demesser Angelo Poliziano, начатого Пьетро де Медичи для рыцарского поединка великолепного Джулиано .
- ^ Лайтбаун, 61–65; Ла Джоста , Метрополитен-музей
- ^ Эттлингерс, 118–119, 164–168; Лайтбаун, 61–65; Хартт, 331 год; Беллингем, 359–362 гг.
- ^ Беллингем, 255; Легу, 108 лет; Дэвис, 100–101; Райтлингер, 99, 127
- ^ Эйвери-Квош, xxxiii; Райтлингер, 127
- ^ Райтлингер, Глава 4 в целом и в частности 99, 358.
- ^ Фермор, 44–48.
- ^ Фермор, 46 лет.
Ссылки
[ редактировать ]
- Эйвери-Куош, Сюзанна , Гордон, Диллиан, Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины пятнадцатого века , Том 1, 2003 г., ISBN 1857092937
- Боттичелли Беллингем, Дэвид, «Деконструированная Афродита: Венера и Марс в Национальной галерее в Лондоне», в «Спутнике Афродиты» Брилла , ред. Эми С. Смит , Сэди Пикап, 2010, БРИЛЛ, ISBN 9047444507 , 9789047444503, книги Google
- Дэвис, Мартин , Каталог ранних итальянских школ , Каталоги Национальной галереи, 1961, перепечатано в 1986 году, ISBN 0901791296
- Демпси, Чарльз, «Боттичелли, Сандро», Grove Art Online , Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Веб. 15 мая 2017 г. требуется подписка
- «Эттлингеры»: Леопольд Эттлингер с Хелен С. Эттлингер, Боттичелли , 1976, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0500201536
- Фермор, Шэрон, Пьеро Ди Козимо: художественная литература, изобретения и фэнтези , 1993, Reaktion Books, ISBN 0948462361 , 9780948462368, книги Google
- Легуи, Сьюзен, Боттичелли , 2004 (ред.), Chaucer Press, ISBN 1904449212
- Хартт, Фредерик , История итальянского искусства эпохи Возрождения , (2-е изд.) 1987, Темза и Гудзон (США, Гарри Н. Абрамс), ISBN 0500235104
- Ленгмюр, Эрика, Путеводитель по Национальной галерее , исправленное издание 1997 года, Национальная галерея, Лондон, ISBN 185709218X (издательство Йельского университета, изд. 2016 г., ISBN 978-1857095968 )
- Лайтбаун, Рональд, Сандро Боттичелли: жизнь и работа , Темза и Гудзон, 1 989
- Поттертон, Хоман. Национальная галерея . Лондон: Темза и Гудзон, 1977 г.
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том I: Взлет и падение цен на картины 1760–1960 гг. , Барри и Роклифф, Лондон, 1961 г.
- Ветер, Эдгар , Языческие тайны в эпоху Возрождения , изд. 1967 г., Peregrine Books
Литературные источники
- Фичино, Марсилио, Комментарий к Симпозиуму: De Amore , из Речи V, глава 8
- Фаулер, Х.В. и Ф.Г. (ред.) Работы Лукиана Самосатского , Оксфорд, 1905.
- Квинт, Дэвид. (тр.) (1979) Станция Анджело Полициано . Амхерст: Издательство Массачусетского университета ISBN 0-87023-145-6