Jump to content

Тунисское национальное движение

Тунисское национальное движение — общественно-политическое движение, зародившееся в начале 20 века, приведшее к борьбе против французского протектората Туниса и обретению Тунисом независимости в 1956 году. Вдохновленное идеологией младотурок и тунисскими политическими реформами в Во второй половине XIX века группа традиционалистов — юристов, врачей и журналистов — постепенно уступила место хорошо структурированной политической организации новой элиты, получившей французское образование. Организация могла бы мобилизовать сторонников для противостояния властям протектората и продвижения требований, которые она выдвинула к французскому правительству. Стратегия движения на протяжении многих лет чередовала переговоры и вооруженные столкновения. Поддержка со стороны мощных профсоюзов и феминистского движения, наряду с интеллектуальным и музыкальным культурным возрождением, способствовала решительному утверждению национальной идентичности, которая была подкреплена образовательной и политической системами после обретения независимости.

Движение состояло из множества различных групп, но с 1930-х годов его объединяли растущие социальные силы: низший средний класс, занятый в капиталистической экономике, новые прозападные элиты и организованный рабочий класс, чувствительный к социальным требованиям. [1]

Ключевые участники движения

[ редактировать ]

Различные действующие лица организовали националистическое движение. Однако первый импульс этому дали интеллектуальные круги. В их состав входили интеллектуалы Мохаммед эль-Снусси и Макки ибн Азуз, возглавлявшие движение «прогрессивных улемов, выступающих против иностранного господства и религиозного упадка». [2] Их идеи находились под влиянием « панисламизма , национализма и конституционализма ». [2]

группа « Молодые тунисцы» Во-вторых, значительное влияние на движение имела ; тем не менее, оно было ограничено определенными слоями общества, то есть «образованными высшими, часто клерикальными классами». [2] Эта группа была сформирована в 1907 году по инициативе братьев Баш Хамба и Абдельазиза Таалби . [2] Последний затем редактировал журнал группы Le Tunisien , целью которого была защита прав коренных жителей Туниса. [3] опубликовано как на французском, так и на арабском языках. Молодые тунисцы выступали против французской власти и «старых повязок», защитников религиозного традиционализма, присутствовавших в интеллектуальных кругах. [2] Они боролись за «восстановление бейликальной власти», поддержанное созданием демократического общества. [2]

Еще одним действующим лицом, которое со временем становилось все более важным, была партия Дестур , наследие молодых тунисцев, проведших значительные реформы. Партия Дестур собрала идеи «мусульманского реформизма с важным национальным сознанием среднего класса». [2] Они олицетворяли компромисс между молодыми тунисцами , слишком сосредоточенными на небольшой части населения, и религиозными интеллектуальными кругами, такими как «старые повязки». Они продемонстрировали эклектичный дуализм, смешав в своих идеях западный модернизм и традиционный ислам. [2] Группу Дестура возглавлял Абдельазиз Таальби , которая выступала за конституционный режим, гарантирующий либеральные свободы через законодательное собрание, равенство перед законом и обязательное образование. [2] Позже партия Дестура столкнулась с некоторыми внутренними разногласиями по поводу процесса независимости и политических стратегий, которые следует использовать, что привело к созданию Нео Дестура в 1933 году. [2]

Нео Дестур находился «под руководством Хабиба Бургибы и Тахера Сфара » и был менее склонен к компромиссу, чем Дестур . [2] Партия была более динамичной, приняла список «восьми неотложных требований» и «назвала успешную всеобщую забастовку» (там же), спровоцировав в этом отношении решительные контрмеры, вызвавшие гнев французских властей и «завершившиеся изгнанием Бургибы». ". [2] Во время Второй мировой войны они успешно продолжали свою деятельность в подполье. [2] Программа из 8 пунктов, принятая партией Дестур, включала в себя различные элементы. Он предвосхитил необходимость разделения «законодательной, судебной и исполнительной власти». [4] равная оплата труда тунисских и французских чиновников, преследовавших одни и те же задачи: «свободу прессы и собраний». [4] В отличие от Old Destour, который был в высшей степени панарабским и ориентирован на элиту и привилегированный класс, Neo Destour был более инклюзивным. [5] Набор членов осуществлялся через мелких бюрократов и государственных служащих. [5] Основное внимание в нем уделялось национальному суверенитету , религиозному нейтралитету и разделению властей . [5]

Начало политического движения

[ редактировать ]
Али Бах Хамба из молодых тунисцев

Справочная информация: Французский протекторат Туниса.

В 1881 году в Тунисе был установлен французский протекторат. В последующие десятилетия ряд факторов привели к зарождению национального тунисского движения. Экономическое развитие французского протектората потребовало формирования тунисского среднего класса; эта группа чувствовала себя оторванной от политической и общественной жизни страны. [6] Некоторые представители тунисской элиты, теперь имеющие более тесные контакты с Европой, начали пытаться примирить ислам с современными европейскими идеями. [7] Протекторат начал разрушать слои старого общества Туниса, и в результате сформировались новые классы. Двойно отчужденные установлением нового порядка и своим неассимилированным существованием рядом с ним, проявились новые классы образованной контрэлиты, студентов, промышленного пролетариата, клерикального класса и сельского пролетариата. [8] В Стамбуле тунисские изгнанники, в том числе Исмаил Сфайхи и Салах Шериф, возглавили программу антиколониалистской пропаганды. [9] Тунис был первым государством в арабском мире, на которое оказал влияние современный национализм: [10] движение против французской оккупации началось с начала 20 века.

В 1907 году партия «Молодые тунисцы» была основана Беширом Сфаром , Абдельжелилем Заушем и адвокатом Али Бахом Хамбой . Эти интеллектуалы, в основном турецко-тунисского происхождения, учившиеся в колледже Садики и в некоторых случаях получившие высшее образование во Франции , [11] были вдохновлены младотурками того же периода. Они также основывали свои принципы на принципах более ранних реформаторов, таких как Хайреддин-паша . Партия, состоявшая в основном из тунисцев среднего класса, получивших французское образование, проводила кампанию по защите арабо-мусульманского наследия Туниса, сохранению характера тунисского государства и восстановлению тунисской идентичности. [12] [13]

Модернистские тенденции молодых тунисцев столкнулись с пренебрежением со стороны мусульманской группы традиционалистов под названием «Старые повязки», которые не нашли причин возражать против французского правления, поскольку считали, что существующий протекторат сохраняет исламистские институты и традиции страны. [14] Однако после предложения французов открыть контролируемые религией участки земли, известные как хабусы , поддержка «Старыми повязками» французского правления ослабла, что привело к сотрудничеству с молодыми тунисцами, чтобы создать прочный тунисский фронт против французов. [14] Это сотрудничество завершилось тем, что в Париж была отправлена ​​делегация, чтобы выступить в защиту дела Туниса, однако первоначальные усилия потерпели неудачу. Союз молодых тунисцев и старых повязок ускорил эклектичный дуализм, влияние которого на тунисский национализм до сих пор находится под влиянием. [14] Молодое тунисское движение сыграло решающую роль в внедрении современной либеральной мысли в тунисскую националистическую традицию. [8]

Также в 1907 году Зауш и Бах Хамба основали еженедельную газету Le Tunisien . [6] [15] сначала на французском языке, а два года спустя появилась арабская версия. В документе содержится призыв к равенству образования, заработной платы и доступа к высшему образованию, а также к мерам по защите феллахов и ремесленников. [13] В то же время Зауш разработал программу для жизненно важных секторов образования, правосудия и налогообложения и отстаивал ее на Тунисской консультативной конференции в феврале 1907 года.

Войска во время беспорядков в ноябре 1911 года

Отношения между тунисскими националистами и могущественным генерал-резидентом быстро ухудшились. С 1908 года Le Tunisian был запрещен. Несмотря на цензуру, общественное мнение по-прежнему сочувствовало делу мусульман благодаря частным медресе (школам), построенным Абдельазизом Тхаалби . Более того, захват Триполитании и Киренаики Италией в ходе турко-итальянской войны вызвал волнения. В 1911 году произошло первое противостояние с властями протектората: в сентябре муниципалитет Туниса попытался зарегистрировать кладбище Джеллас , вызвав неприязнь со стороны местных жителей, которые усмотрели в этом нарушение своих прав и оскорбление своей религии. Напряженность росла, и 7 ноября, когда силы безопасности не позволили тунисцам войти на кладбище, вспыхнул бунт . В течение следующих двух дней в итальянском районе города были убиты 11 человек, в том числе 7 полицейских, и многие люди получили ранения. 71 мятежнику были предъявлены обвинения, в июне 1912 года тридцать пять были приговорены, а семеро приговорены к смертной казни.

Случайная смерть восьмилетнего тунисского ребенка 9 февраля 1912 года, убитого трамваем французской тунисской трамвайной компании, управляемым итальянским водителем, стала центром гнева по поводу дискриминации со стороны трамвайной компании. Тунисцы ответили бойкотом тунисского трамвая . (На тот момент итальянцы были крупнейшей иностранной общиной в Тунисе, насчитывающей почти 150 000 человек, по сравнению с населением Франции, составлявшим всего 40 000 человек). Они потребовали возмещения ущерба, увольнения итальянских водителей и найма тунисских, а также прекращения дискриминации.

К середине 1920-х годов националистическое движение начало приходить в упадок из-за ослабления руководства и французских репрессий. Однако в начале 1930-х годов начало проявляться националистическое возрождение, характеризующееся растущей идентификацией с массовым населением и их религиозными сомнениями в отношении французской политики. [14] Французская политика натурализации (1923 г.) вызвала волнения среди мусульманского населения, поскольку считалась действием, несовместимым с истинными приверженцами ислама. В результате религиозные лидеры и лидеры националистов начали объединяться для организации антифранцузских демонстраций и насилия. [14] Это дело продемонстрировало тунисцам их отличие от французов, особенно подчеркнув, что религия является «объединяющей связью тунисского народа». [14]

Ряд решительных французских мер привел к изгнанию различных националистических деятелей и лидеров 1930-х годов, однако к 1936 году эти меры были смягчены, и изгнанным лидерам было разрешено вернуться, а также свобода прессы и участие тунисцев в управлении государственными делами. [14] Однако после падения премьер-министра Леона Блюма проекты реформ были отменены как в Тунисе, так и в Алжире, в результате чего тунисские националисты отказались от своей политики сотрудничества с французами. Это привело к репрессиям со стороны французов, заключению в тюрьму лидеров националистов и роспуску партий Old-Destour и Neo-Destour . После Второй мировой войны националистические ожидания возросли. Партия Нео-Дестур продолжала работать в Тунисе и за его пределами, чтобы заручиться поддержкой самоопределения. В 1950 году Хабиб Бургиба изложил программу из семи пунктов, которая стремилась возложить большую ответственность на тунисских чиновников, одновременно снижая авторитет французского резидентства. [14] По разным данным, деколонизация Туниса привела только к мирным переговорам без вооруженного конфликта. [16]

Развитие событий

[ редактировать ]

Независимость пришла постепенно, небольшими шагами. В сентябре 1949 года, после ссылки, Бургибе разрешили вернуться в Тунис. [5] Несколько месяцев спустя он ввел в действие программу из семи пунктов, подтвердив необходимость сотрудничества между французскими властями и тунисцами. Нео Дестур последовал этому плану переговоров, и в 1950 году было сформировано тунисское правительство во главе с Мохаммедом Чеником и Салахом Бен Юсефом для переговоров о последовательных попытках и шагах независимости. [5] В январе 1952 года новый житель Франции Жан де Отеклок отменил съезд Нео Дестура и арестовал 150 членов партии, Бургибу . включая [5] В ответ UGTT объявляет всеобщую забастовку, в результате чего, оказав давление на французские власти, вспыхнули беспорядки. [5]

В результате в мае 1952 года тунисские министерства были расширены, и новый французский резидент Вуазар решает ослабить режим и законы для тунисцев и освободить некоторых политических заключенных. [5] Два года спустя Пьер Мендес Франс стал президентом Совета Франции и в июле утвердил правительство внутренней автономии в Тунисе. [5] однако Тунис все еще частично находился под юридическим статусом протектората . В это время Пьер Мендес Франс потребовал создания министерства для обсуждения условий автономии. [5] Этот протокол вызвал гнев как со стороны профранцузского протекторатного сообщества в Тунисе, так и со стороны генерального секретаря Нео Дестура Юсефа Салаха Бен . Бен Юсеф посчитал эти постепенные изменения слишком незначительными и заявил, что они являются оскорблением арабизма и целостной независимости не только Туниса, но и всего Магриба. [5] Это привело к расколу между « Старым Дестуром » и « Нео Дестуром» , а Салах Бен Юсеф был исключен из партии «Нео Дестур», поскольку он не соглашался с процессами независимости. В 1956 году переговоры с новым французским правительством возобновились, и было предложено соглашение. [5] 20 марта 1956 года договор от мая 1881 года, согласно которому Тунис находился под французской категорией, был признан устаревшим, и Тунис был признан полностью независимым. [5] В июле 1957 года Бургиба провозгласил конец монархии и создание Тунисской Республики . [5]

Последствия независимости

[ редактировать ]

После обретения Тунисом независимости было крайне сложно перестроить экономическую жизнь страны, поскольку на многие десятилетия она была связана с жизнью Франции. [17]

Конституция . была разработана и избрана всеобщим голосованием мужчин [17] Официальной религией государства было решено стать ислам , а официальными языками — тунисский арабский и французский языки. [17] Гарантировались все виды свобод, такие как свобода личности, свобода убеждений и свобода слова. [17] которые, похоже, противоречат будущим диктаторским режимам в Тунисе. Власть сосредоточилась в руках одной партии, а именно Нео-Дестура. [17] изначально это было национально-освободительное движение. В политическом плане партия основывалась на идеалах Бургибы , который также был «президентом совета». [17] Особое внимание было уделено многим областям, помимо политической: государственные секретари по вопросам информации, молодежи и спорта «отметили большое значение, которое правительство и премьер-министр придают этим вопросам». [17] Более того, власти Туниса восстановили полный контроль и «полную ответственность» за внутреннюю безопасность, была сформирована «маленькая национальная армия». [17] Реформы, предпринятые новым режимом, имели более модернистские тенденции, [17] надзором за религиозными фондами со стороны гражданской администрации. [17] Многоженство также было отменено, что сделало упор на правах женщин посредством публикации Кодекса личного статуса , а также разрешило им голосовать на муниципальных выборах в год после обретения независимости. [17] Через год после обретения независимости наиболее важной оставшейся проблемой была война в Алжире как угроза «примирению французских и тунисских интересов». [17]

  1. ^ Бландин Дестремо, Аньес Дебуле и Франсуа Иретон, Динамика бедности в Северной Африке и на Ближнем Востоке , изд. Картала, Париж, 2004 г., с. 416 ISBN   2-84586-559-7
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ромерил, Пол Э.А. (1960). «Тунисский национализм: библиографический очерк» . Ближневосточный журнал . 14 (2): 206–215. ISSN   0026-3141 . JSTOR   4323232 .
  3. ^ Буларес, Хабиб (2012). История Туниса: основные даты от предыстории до революции . Тунис: Cérès Editions. ISBN  978-9973-19-754-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Ривлин, Бенджамин (1952). «Тунисское националистическое движение: четыре десятилетия эволюции» . Ближневосточный журнал . 6 (2): 167–193. ISSN   0026-3141 . JSTOR   4322381 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Франко-тунисские отношения до обретения независимости» . Франция в Тунисе (на французском языке) . Проверено 13 мая 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Паскаль Ле Потрема и Шарль-Робер Агерон , Мусульманская политика Франции в 20 веке. Из Франции в страны ислама: надежды, успехи, неудачи , под ред. Мезоннёв и Лароз, Париж, 2003, с. 90 ISBN   978-2-7068-1645-1
  7. ^ (на французском языке) Франко-тунисские отношения до обретения независимости (посольство Франции в Тунисе)
  8. ^ Перейти обратно: а б Мур, Клемент Генри (1965). Тунис с момента обретения независимости: динамика однопартийного правительства . Издательство Калифорнийского университета. п. 27.
  9. ^ Махмуд Абдельмулла, Патриотическое освободительное движение в Тунисе и панисламизм (1906-1920) , изд. МТМ, Тунис, 1999 г., с. 121
  10. ^ Мишель Камо и Винсент Гейссер, соч. цитируется , с. 228
  11. ^ Кинси, Дэвид К. (1971), «Усилия по синтезу образования в условиях колониального правления: Египет и Тунис», Сравнительный обзор образования , 15 (2), The University of Chicago Press: 180, doi : 10.1086/445529 , S2CID   143357206
  12. ^ Омар Халифи, соч. цит. , с. 11
  13. ^ Перейти обратно: а б Махмуд Фаруа, Левые во Франции и колонизация Туниса (1881-1914) , изд. L’Harmattan, Париж, 2003, с. 106 ISBN   2-7475-4919-4
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ривлин, Бенджамин (весна 1952 г.). «Тунисское националистическое движение: четыре десятилетия эволюции». Ближневосточный журнал . 6 : 177.
  15. ^ (на французском языке) «Первая страница первого номера газеты Le Tunisien, опубликованного 7 февраля 1907 года (Национальный архив Туниса)» (PDF) .   (370 КБ)
  16. ^ Лоуренс Декок, «История и память о деколонизации Туниса», Сетевая история Средиземноморья, изд. Парижский университет VII, 2001 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Б., Н. (1957). «Год независимости Туниса» . Мир сегодня . 13 (6): 241–250. ISSN   0043-9134 . JSTOR   40392981 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b23f2ce99d9122200bfe8f1530f859e__1698274380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/9e/8b23f2ce99d9122200bfe8f1530f859e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tunisian national movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)