Тунисское национальное движение
Тунисское национальное движение — общественно-политическое движение, зародившееся в начале 20 века, приведшее к борьбе против французского протектората Туниса и обретению Тунисом независимости в 1956 году. Вдохновленное идеологией младотурок и тунисскими политическими реформами в Во второй половине XIX века группа традиционалистов — юристов, врачей и журналистов — постепенно уступила место хорошо структурированной политической организации новой элиты, получившей французское образование. Организация могла бы мобилизовать сторонников для противостояния властям протектората и продвижения требований, которые она выдвинула к французскому правительству. Стратегия движения на протяжении многих лет чередовала переговоры и вооруженные столкновения. Поддержка со стороны мощных профсоюзов и феминистского движения, наряду с интеллектуальным и музыкальным культурным возрождением, способствовала решительному утверждению национальной идентичности, которая была подкреплена образовательной и политической системами после обретения независимости.
Движение состояло из множества различных групп, но с 1930-х годов его объединяли растущие социальные силы: низший средний класс, занятый в капиталистической экономике, новые прозападные элиты и организованный рабочий класс, чувствительный к социальным требованиям. [1]
Ключевые участники движения
[ редактировать ]Различные действующие лица организовали националистическое движение. Однако первый импульс этому дали интеллектуальные круги. В их состав входили интеллектуалы Мохаммед эль-Снусси и Макки ибн Азуз, возглавлявшие движение «прогрессивных улемов, выступающих против иностранного господства и религиозного упадка». [2] Их идеи находились под влиянием « панисламизма , национализма и конституционализма ». [2]
группа « Молодые тунисцы» Во-вторых, значительное влияние на движение имела ; тем не менее, оно было ограничено определенными слоями общества, то есть «образованными высшими, часто клерикальными классами». [2] Эта группа была сформирована в 1907 году по инициативе братьев Баш Хамба и Абдельазиза Таалби . [2] Последний затем редактировал журнал группы Le Tunisien , целью которого была защита прав коренных жителей Туниса. [3] опубликовано как на французском, так и на арабском языках. Молодые тунисцы выступали против французской власти и «старых повязок», защитников религиозного традиционализма, присутствовавших в интеллектуальных кругах. [2] Они боролись за «восстановление бейликальной власти», поддержанное созданием демократического общества. [2]
Еще одним действующим лицом, которое со временем становилось все более важным, была партия Дестур , наследие молодых тунисцев, проведших значительные реформы. Партия Дестур собрала идеи «мусульманского реформизма с важным национальным сознанием среднего класса». [2] Они олицетворяли компромисс между молодыми тунисцами , слишком сосредоточенными на небольшой части населения, и религиозными интеллектуальными кругами, такими как «старые повязки». Они продемонстрировали эклектичный дуализм, смешав в своих идеях западный модернизм и традиционный ислам. [2] Группу Дестура возглавлял Абдельазиз Таальби , которая выступала за конституционный режим, гарантирующий либеральные свободы через законодательное собрание, равенство перед законом и обязательное образование. [2] Позже партия Дестура столкнулась с некоторыми внутренними разногласиями по поводу процесса независимости и политических стратегий, которые следует использовать, что привело к созданию Нео Дестура в 1933 году. [2]
Нео Дестур находился «под руководством Хабиба Бургибы и Тахера Сфара » и был менее склонен к компромиссу, чем Дестур . [2] Партия была более динамичной, приняла список «восьми неотложных требований» и «назвала успешную всеобщую забастовку» (там же), спровоцировав в этом отношении решительные контрмеры, вызвавшие гнев французских властей и «завершившиеся изгнанием Бургибы». ". [2] Во время Второй мировой войны они успешно продолжали свою деятельность в подполье. [2] Программа из 8 пунктов, принятая партией Дестур, включала в себя различные элементы. Он предвосхитил необходимость разделения «законодательной, судебной и исполнительной власти». [4] равная оплата труда тунисских и французских чиновников, преследовавших одни и те же задачи: «свободу прессы и собраний». [4] В отличие от Old Destour, который был в высшей степени панарабским и ориентирован на элиту и привилегированный класс, Neo Destour был более инклюзивным. [5] Набор членов осуществлялся через мелких бюрократов и государственных служащих. [5] Основное внимание в нем уделялось национальному суверенитету , религиозному нейтралитету и разделению властей . [5]
Начало политического движения
[ редактировать ]
Справочная информация: Французский протекторат Туниса.
В 1881 году в Тунисе был установлен французский протекторат. В последующие десятилетия ряд факторов привели к зарождению национального тунисского движения. Экономическое развитие французского протектората потребовало формирования тунисского среднего класса; эта группа чувствовала себя оторванной от политической и общественной жизни страны. [6] Некоторые представители тунисской элиты, теперь имеющие более тесные контакты с Европой, начали пытаться примирить ислам с современными европейскими идеями. [7] Протекторат начал разрушать слои старого общества Туниса, и в результате сформировались новые классы. Двойно отчужденные установлением нового порядка и своим неассимилированным существованием рядом с ним, проявились новые классы образованной контрэлиты, студентов, промышленного пролетариата, клерикального класса и сельского пролетариата. [8] В Стамбуле тунисские изгнанники, в том числе Исмаил Сфайхи и Салах Шериф, возглавили программу антиколониалистской пропаганды. [9] Тунис был первым государством в арабском мире, на которое оказал влияние современный национализм: [10] движение против французской оккупации началось с начала 20 века.
В 1907 году партия «Молодые тунисцы» была основана Беширом Сфаром , Абдельжелилем Заушем и адвокатом Али Бахом Хамбой . Эти интеллектуалы, в основном турецко-тунисского происхождения, учившиеся в колледже Садики и в некоторых случаях получившие высшее образование во Франции , [11] были вдохновлены младотурками того же периода. Они также основывали свои принципы на принципах более ранних реформаторов, таких как Хайреддин-паша . Партия, состоявшая в основном из тунисцев среднего класса, получивших французское образование, проводила кампанию по защите арабо-мусульманского наследия Туниса, сохранению характера тунисского государства и восстановлению тунисской идентичности. [12] [13]
Модернистские тенденции молодых тунисцев столкнулись с пренебрежением со стороны мусульманской группы традиционалистов под названием «Старые повязки», которые не нашли причин возражать против французского правления, поскольку считали, что существующий протекторат сохраняет исламистские институты и традиции страны. [14] Однако после предложения французов открыть контролируемые религией участки земли, известные как хабусы , поддержка «Старыми повязками» французского правления ослабла, что привело к сотрудничеству с молодыми тунисцами, чтобы создать прочный тунисский фронт против французов. [14] Это сотрудничество завершилось тем, что в Париж была отправлена делегация, чтобы выступить в защиту дела Туниса, однако первоначальные усилия потерпели неудачу. Союз молодых тунисцев и старых повязок ускорил эклектичный дуализм, влияние которого на тунисский национализм до сих пор находится под влиянием. [14] Молодое тунисское движение сыграло решающую роль в внедрении современной либеральной мысли в тунисскую националистическую традицию. [8]
Также в 1907 году Зауш и Бах Хамба основали еженедельную газету Le Tunisien . [6] [15] сначала на французском языке, а два года спустя появилась арабская версия. В документе содержится призыв к равенству образования, заработной платы и доступа к высшему образованию, а также к мерам по защите феллахов и ремесленников. [13] В то же время Зауш разработал программу для жизненно важных секторов образования, правосудия и налогообложения и отстаивал ее на Тунисской консультативной конференции в феврале 1907 года.

Отношения между тунисскими националистами и могущественным генерал-резидентом быстро ухудшились. С 1908 года Le Tunisian был запрещен. Несмотря на цензуру, общественное мнение по-прежнему сочувствовало делу мусульман благодаря частным медресе (школам), построенным Абдельазизом Тхаалби . Более того, захват Триполитании и Киренаики Италией в ходе турко-итальянской войны вызвал волнения. В 1911 году произошло первое противостояние с властями протектората: в сентябре муниципалитет Туниса попытался зарегистрировать кладбище Джеллас , вызвав неприязнь со стороны местных жителей, которые усмотрели в этом нарушение своих прав и оскорбление своей религии. Напряженность росла, и 7 ноября, когда силы безопасности не позволили тунисцам войти на кладбище, вспыхнул бунт . В течение следующих двух дней в итальянском районе города были убиты 11 человек, в том числе 7 полицейских, и многие люди получили ранения. 71 мятежнику были предъявлены обвинения, в июне 1912 года тридцать пять были приговорены, а семеро приговорены к смертной казни.
Случайная смерть восьмилетнего тунисского ребенка 9 февраля 1912 года, убитого трамваем французской тунисской трамвайной компании, управляемым итальянским водителем, стала центром гнева по поводу дискриминации со стороны трамвайной компании. Тунисцы ответили бойкотом тунисского трамвая . (На тот момент итальянцы были крупнейшей иностранной общиной в Тунисе, насчитывающей почти 150 000 человек, по сравнению с населением Франции, составлявшим всего 40 000 человек). Они потребовали возмещения ущерба, увольнения итальянских водителей и найма тунисских, а также прекращения дискриминации.
К середине 1920-х годов националистическое движение начало приходить в упадок из-за ослабления руководства и французских репрессий. Однако в начале 1930-х годов начало проявляться националистическое возрождение, характеризующееся растущей идентификацией с массовым населением и их религиозными сомнениями в отношении французской политики. [14] Французская политика натурализации (1923 г.) вызвала волнения среди мусульманского населения, поскольку считалась действием, несовместимым с истинными приверженцами ислама. В результате религиозные лидеры и лидеры националистов начали объединяться для организации антифранцузских демонстраций и насилия. [14] Это дело продемонстрировало тунисцам их отличие от французов, особенно подчеркнув, что религия является «объединяющей связью тунисского народа». [14]
Ряд решительных французских мер привел к изгнанию различных националистических деятелей и лидеров 1930-х годов, однако к 1936 году эти меры были смягчены, и изгнанным лидерам было разрешено вернуться, а также свобода прессы и участие тунисцев в управлении государственными делами. [14] Однако после падения премьер-министра Леона Блюма проекты реформ были отменены как в Тунисе, так и в Алжире, в результате чего тунисские националисты отказались от своей политики сотрудничества с французами. Это привело к репрессиям со стороны французов, заключению в тюрьму лидеров националистов и роспуску партий Old-Destour и Neo-Destour . После Второй мировой войны националистические ожидания возросли. Партия Нео-Дестур продолжала работать в Тунисе и за его пределами, чтобы заручиться поддержкой самоопределения. В 1950 году Хабиб Бургиба изложил программу из семи пунктов, которая стремилась возложить большую ответственность на тунисских чиновников, одновременно снижая авторитет французского резидентства. [14] По разным данным, деколонизация Туниса привела только к мирным переговорам без вооруженного конфликта. [16]
Развитие событий
[ редактировать ]Независимость пришла постепенно, небольшими шагами. В сентябре 1949 года, после ссылки, Бургибе разрешили вернуться в Тунис. [5] Несколько месяцев спустя он ввел в действие программу из семи пунктов, подтвердив необходимость сотрудничества между французскими властями и тунисцами. Нео Дестур последовал этому плану переговоров, и в 1950 году было сформировано тунисское правительство во главе с Мохаммедом Чеником и Салахом Бен Юсефом для переговоров о последовательных попытках и шагах независимости. [5] В январе 1952 года новый житель Франции Жан де Отеклок отменил съезд Нео Дестура и арестовал 150 членов партии, Бургибу . включая [5] В ответ UGTT объявляет всеобщую забастовку, в результате чего, оказав давление на французские власти, вспыхнули беспорядки. [5]
В результате в мае 1952 года тунисские министерства были расширены, и новый французский резидент Вуазар решает ослабить режим и законы для тунисцев и освободить некоторых политических заключенных. [5] Два года спустя Пьер Мендес Франс стал президентом Совета Франции и в июле утвердил правительство внутренней автономии в Тунисе. [5] однако Тунис все еще частично находился под юридическим статусом протектората . В это время Пьер Мендес Франс потребовал создания министерства для обсуждения условий автономии. [5] Этот протокол вызвал гнев как со стороны профранцузского протекторатного сообщества в Тунисе, так и со стороны генерального секретаря Нео Дестура Юсефа Салаха Бен . Бен Юсеф посчитал эти постепенные изменения слишком незначительными и заявил, что они являются оскорблением арабизма и целостной независимости не только Туниса, но и всего Магриба. [5] Это привело к расколу между « Старым Дестуром » и « Нео Дестуром» , а Салах Бен Юсеф был исключен из партии «Нео Дестур», поскольку он не соглашался с процессами независимости. В 1956 году переговоры с новым французским правительством возобновились, и было предложено соглашение. [5] 20 марта 1956 года договор от мая 1881 года, согласно которому Тунис находился под французской категорией, был признан устаревшим, и Тунис был признан полностью независимым. [5] В июле 1957 года Бургиба провозгласил конец монархии и создание Тунисской Республики . [5]
Последствия независимости
[ редактировать ]После обретения Тунисом независимости было крайне сложно перестроить экономическую жизнь страны, поскольку на многие десятилетия она была связана с жизнью Франции. [17]
Конституция . была разработана и избрана всеобщим голосованием мужчин [17] Официальной религией государства было решено стать ислам , а официальными языками — тунисский арабский и французский языки. [17] Гарантировались все виды свобод, такие как свобода личности, свобода убеждений и свобода слова. [17] которые, похоже, противоречат будущим диктаторским режимам в Тунисе. Власть сосредоточилась в руках одной партии, а именно Нео-Дестура. [17] изначально это было национально-освободительное движение. В политическом плане партия основывалась на идеалах Бургибы , который также был «президентом совета». [17] Особое внимание было уделено многим областям, помимо политической: государственные секретари по вопросам информации, молодежи и спорта «отметили большое значение, которое правительство и премьер-министр придают этим вопросам». [17] Более того, власти Туниса восстановили полный контроль и «полную ответственность» за внутреннюю безопасность, была сформирована «маленькая национальная армия». [17] Реформы, предпринятые новым режимом, имели более модернистские тенденции, [17] надзором за религиозными фондами со стороны гражданской администрации. [17] Многоженство также было отменено, что сделало упор на правах женщин посредством публикации Кодекса личного статуса , а также разрешило им голосовать на муниципальных выборах в год после обретения независимости. [17] Через год после обретения независимости наиболее важной оставшейся проблемой была война в Алжире как угроза «примирению французских и тунисских интересов». [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бландин Дестремо, Аньес Дебуле и Франсуа Иретон, Динамика бедности в Северной Африке и на Ближнем Востоке , изд. Картала, Париж, 2004 г., с. 416 ISBN 2-84586-559-7
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ромерил, Пол Э.А. (1960). «Тунисский национализм: библиографический очерк» . Ближневосточный журнал . 14 (2): 206–215. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4323232 .
- ^ Буларес, Хабиб (2012). История Туниса: основные даты от предыстории до революции . Тунис: Cérès Editions. ISBN 978-9973-19-754-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Ривлин, Бенджамин (1952). «Тунисское националистическое движение: четыре десятилетия эволюции» . Ближневосточный журнал . 6 (2): 167–193. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4322381 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Франко-тунисские отношения до обретения независимости» . Франция в Тунисе (на французском языке) . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Паскаль Ле Потрема и Шарль-Робер Агерон , Мусульманская политика Франции в 20 веке. Из Франции в страны ислама: надежды, успехи, неудачи , под ред. Мезоннёв и Лароз, Париж, 2003, с. 90 ISBN 978-2-7068-1645-1
- ^ (на французском языке) Франко-тунисские отношения до обретения независимости (посольство Франции в Тунисе)
- ^ Перейти обратно: а б Мур, Клемент Генри (1965). Тунис с момента обретения независимости: динамика однопартийного правительства . Издательство Калифорнийского университета. п. 27.
- ^ Махмуд Абдельмулла, Патриотическое освободительное движение в Тунисе и панисламизм (1906-1920) , изд. МТМ, Тунис, 1999 г., с. 121
- ^ Мишель Камо и Винсент Гейссер, соч. цитируется , с. 228
- ^ Кинси, Дэвид К. (1971), «Усилия по синтезу образования в условиях колониального правления: Египет и Тунис», Сравнительный обзор образования , 15 (2), The University of Chicago Press: 180, doi : 10.1086/445529 , S2CID 143357206
- ^ Омар Халифи, соч. цит. , с. 11
- ^ Перейти обратно: а б Махмуд Фаруа, Левые во Франции и колонизация Туниса (1881-1914) , изд. L’Harmattan, Париж, 2003, с. 106 ISBN 2-7475-4919-4
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ривлин, Бенджамин (весна 1952 г.). «Тунисское националистическое движение: четыре десятилетия эволюции». Ближневосточный журнал . 6 : 177.
- ^ (на французском языке) «Первая страница первого номера газеты Le Tunisien, опубликованного 7 февраля 1907 года (Национальный архив Туниса)» (PDF) . (370 КБ)
- ^ Лоуренс Декок, «История и память о деколонизации Туниса», Сетевая история Средиземноморья, изд. Парижский университет VII, 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Б., Н. (1957). «Год независимости Туниса» . Мир сегодня . 13 (6): 241–250. ISSN 0043-9134 . JSTOR 40392981 .