Банковское дело в Тунисе
Банковское дело в Тунисе представляет собой сферу услуг, включающую 23 отечественных банка, из которых три являются государственными.
История
[ редактировать ]Тунис был одним из первых, кто провел финансовые реформы в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA). Финансовый сектор страны находился под жестким контролем до середины 1980-х годов. [ нужна ссылка ] С тех пор страна претерпела три десятилетия постепенных, но недостаточных реформ. Государственные коммерческие банки доминируют в банковской системе и занимают более половины доли рынка, что предполагает государственный контроль над банковским сектором и негативно влияет на экономический рост. [ нужна ссылка ] После падения режима Бен Али банковский сектор, принадлежавший его близкой семье, был захвачен центральным банком . [1]
Тунисские банки имеют относительно высокое соотношение проблемных кредитов (NPL) к общему объему кредитов. Среднее соотношение неработающих кредитов к общему объему кредитов за период 2005–2008 гг. составляло 18,3%, что немного ниже, чем в Египте (19,7%), но значительно выше, чем в Иордании (4,8%), Ливане (11,9%) и Марокко (10,1%). К 2009 году уровень неработающих кредитов в Тунисе падал, но все еще оставался относительно высоким и составлял 13,2%. [2]
Жасминовая революция 2011 года в Тунисе повлияла на экономическую, социальную и политическую стабильность страны, изменив ее перспективы. [3] После этой революции было высказано предположение, что современная оффшорная банковская система станет жизнеспособной стратегией развития Туниса и сыграет важную роль в восстановлении экономики страны.
Исторические, экономические и культурные связи с Европой, близость Туниса к европейскому рынку и сильная корреляция темпов экономического роста в Тунисе с темпами экономического роста в соседней Европе. [4] может сделать его привлекательной альтернативой, поскольку недавнее давление ЕС и США вынудило Швейцарию и Люксембург частично отказаться от банковской тайны.
Тунис известен экономической и политической стабильностью, высокообразованной рабочей силой, тогда как исламский радикализм слаб. В Тунисе нет ресурсного проклятия нефти или полезных ископаемых, которые часто определяют нестабильность. С 2000 по 2009 год Тунис рос на 5,2% в год, а его доход на душу населения в размере около 8300 долларов США (по ППС) в 2009 году был вторым после Ливана среди стран-импортеров нефти среди стран Ближнего Востока и Северной Африки. Стабильность тунисского динара и исторически низкая инфляция. [5] в Тунисе являются положительными показателями потенциального развития финансовых услуг. [6] Инфляция составила 4,9% в 2007–2008 финансовом году и 3,5% в 2008–2009 финансовом году. Тунисский динар был менее волатильным в 2000-2010 годах, чем валюты его соседей-импортеров нефти, Египта и Марокко. [ нужна ссылка ]
Реструктуризация и спасение банков после арабской весны
[ редактировать ]После падения авторитарного президента Зина эль-Абидина Бен Али стало известно о плохом состоянии здоровья трех крупнейших государственных банков. Поскольку три крупных государственных банка ( Société Tunisienne de Banque , Banque de l'Habitat и Banque Nationale Agricole ) составляют около 40% совокупных банковских активов страны, они структурно важны для экономики. [7] Поскольку туристический сектор Туниса пострадал после революции 2011 года и террористической атаки 2015 года в Суссе , финансовое состояние государственных банков ухудшилось, поскольку примерно 40% их безнадежных долгов приходится на туристическую отрасль.
Два из этих крупных государственных банков, Société Tunisienne de Banque и Banque de l'Habitat, получили в августе 2015 года 867 миллионов динаров (440 миллионов долларов США) в качестве государственной помощи. Эта рекапитализация вызвала протест со стороны таких активистов, как неправительственная организация I Watch, которая потребовал обнародовать результаты государственного аудита трех госбанков. [8] Основное беспокойство вызывает то, что эти государственные банки были вынуждены предоставлять кредиты союзникам Бен Али во время его правления, которые так и не были погашены и считаются «подарками». Несмотря на протесты членов тунисского парламента, таких как Хафед Зуари и Сами Аббусаид, требующие большей прозрачности в отношении фондов помощи и состояния финансов банков, помощь была одобрена с большим перевесом.
После рекапитализации государства МВФ предоставил экстренный кредит в размере 300 миллионов долларов, а Всемирный банк предоставил кредит в 500 миллионов долларов, оба с целью реструктуризации государственных банков в надежде стимулировать экономический рост. Министр финансов Слим Чакер пообещал реструктуризировать три государственных банка до конца 2015 года. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тунис отбирает банк у семьи экс-лидера» . Рейтер . 20 января 2011 года . Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ «Данные Всемирного банка о банковской деятельности Туниса» . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Центр финансирования доступного жилья в Африке» . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Исследование МВФ по Европе, Тунису и Марокко» (PDF) . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Уровень инфляции в Тунисе с 1980 года» . Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Рамочный документ IFSB на 10 лет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 г. Проверено 3 марта 2012 г.
- ^ «Управление информационными технологиями в банковской сфере Туниса: предварительное исследование | Академический журнал междисциплинарных исследований» . 05.05.2022.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Аудит госбанков: Смотрю, подозревает конфликт интересов» . ГлобалНет . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Манек, Низар. «Ошибочная помощь Тунису» . Иностранные дела . Проверено 20 октября 2015 г.