Конституция Туниса 2014 г.
Конституция Туниса 2014 г. Арабский : тунисский рецепт 2014 года. | |
---|---|
Созданный | 26 января 2014 г. |
Ратифицирован | 27 января 2014 г. |
Заменено | 25 июля 2022 г. |
Автор(ы) | Учредительное собрание Туниса |
Цель | Взамен Конституции Туниса 1959 г. |
Государство-член Африканского Союза Государство-член Лиги арабских государств |
---|
Портал Африки Политический портал |
Конституция Туниса 2014 года ( араб . 2014 دستور تونس ) была принята 26 января 2014 года Учредительным собранием, избранным 23 октября 2011 года после Тунисе в Жасминовой революции , которая свергла президента Зина эль-Абидина Бен Али . Он был принят 10 февраля 2014 года. [1] заменяющий конституционный закон от 16 декабря 2011 года, который временно сформировал основу правительства после приостановки действия Конституции 1959 года .
Высший закон государства, это третья конституция в современной истории страны после конституций 1861 и 1959 годов. [2]
История
[ редактировать ]Статьи Конституции обсуждались одна за другой на пленарном заседании , с декабря 2013 года по январь 2014 года, в контексте жарких дебатов, которые задержали рассмотрение. [3] Окончательный текст был принят 26 января 2014 года Учредительным собранием 200 голосами за, 12 против и четырьмя воздержавшимися. [4] На следующий день текст был подписан временным президентом , Монсефом Марзуки председателем Учредительного собрания Мустафой Бен Джафаром и главой правительства Али Ларайедом во время церемонии в штаб-квартире Ассамблеи. [5]
Эта Конституция является результатом компромисса между исламистской партией Ан-Нахда (глава правительства) и оппозиционными силами. Он предусматривает разделение исполнительной власти, отдает предпочтение исламу и впервые в правовой истории Северной Африки вводит целевой паритет между мужчинами и женщинами в выборных органах. [3] Также впервые в тексте в виде положения об ограничениях принят принцип соразмерности .
В сентябре 2021 года Кайс Саид объявил о предстоящей реформе Конституции 2014 года. [6] Это произошло 22 сентября 2021 года с обнародованием указа президента № 2021-117 .
Статьи
[ редактировать ]Это описание Конституции Туниса 2014 года основано на ее неофициальном английском переводе. [7]
Преамбула
[ редактировать ]Во Имя Бога Милостивого, Милосердного
Мы, представители тунисского народа, члены Национального учредительного собрания,
[...]
Мы, от имени тунисского народа, с помощью Божией, разрабатываем эту Конституцию. [8]
Преамбула велась во время Жасминовой революции 14 января 2011 года . к Конституции напоминает о борьбе тунисцев за независимость в 1956 году, когда борьба за демократию Преамбула подтверждает приверженность народа правам человека и его арабо-мусульманской идентичности. В нем Тунис описывается как республиканское и демократическое гражданское государство, основанное на законе , где суверенитет принадлежит народу и принцип разделения властей гарантируется . В преамбуле также говорится, что Тунис должен участвовать в объединении арабского мира и поддерживать освободительные движения, в том числе палестинское . Наконец, в преамбуле говорится, что тунисский народ должен способствовать устойчивому развитию , миру во всем мире и солидарности между членами человечества . [8]
Общие принципы
[ редактировать ]Статья 1: Тунис – свободное, независимое, суверенное государство; ее религия — ислам, ее язык — арабский, а ее система — республиканская.Данная статья не может быть изменена.
Статья 2: Тунис является гражданским государством, основанным на гражданстве, волеизъявлении народа и верховенстве закона.Данная статья не может быть изменена. [9]
Третья статья Конституции Туниса предусматривает, что носителем суверенитета является народ. [10] Статья 4 определяет официальный флаг и государственный гимн государства. [11] Древний девиз – «Свобода, справедливость и порядок». [12] - заменено на: « Свобода , Достоинство , Справедливость и Порядок ». [11] Тунис способствует объединению арабского Магриба. [13] Статья 6 предусматривает, что государство является хранителем религии ; он также гарантирует свободу совести и политический нейтралитет мечетей и других мест отправления культа. Кампании по вероотступничеству и подстрекательство к ненависти и насилию запрещены. [14]
Участие в национальной службе и уплата налогов являются обязанностью всех граждан . [15] Международные договоры, одобренные Ассамблеей народных представителей, имеют преимущественную силу над всеми другими законами, но подчиняются Конституции. [16]
Права и свободы
[ редактировать ]В Конституции 1959 года права и свободы были представлены лишь в кратком виде; подробности были изложены в отдельных законах . [17]
Статья 31 гласит: «Свобода мнений, мысли, выражения, информации и публикаций гарантируется. Эти свободы не подлежат предварительной цензуре». [18]
Согласно статье 39, образование является обязательным до 16 лет. В этом отношении государство обязано «внушать молодежи арабо-исламскую идентичность и ее национальную принадлежность; укреплять и продвигать арабский язык и расширять его использование; прививать открытость к иностранным языкам и человеческим цивилизациям и распространять культуру прав человека. [19] "
Статья 49 предусматривает, что закон определяет условия, касающиеся прав и свобод, перечисленных в Конституции, и контролирует их в духе пропорциональности , чтобы обеспечить права и свободы других лиц и защитить общественные интересы . В той же статье говорится: «Никакие поправки, которые подрывают какие-либо права человека или свободы, гарантированные настоящей Конституцией, не допускаются. [20] "
Законодательная власть
[ редактировать ]Согласно статье 50 Конституции, законодательная власть осуществляется народом посредством избранных членов Собрания народных представителей и референдума . [21]
Ассамблея представителей народа
[ редактировать ]Парламент Туниса однопалатный и избирается сроком на 5 лет. [22] Статья 60 гарантирует права парламентской оппозиции в Ассамблее народных представителей. [23]
имеет любой гражданин Туниса, достигший 18-летнего возраста Право голоса ; [24] Тунисцы, проживающие за рубежом, также должны пользоваться этим правом и иметь собственное представительство в парламенте. [25] Кандидатом на парламентских выборах может быть любой человек, имеющий тунисское гражданство не менее 10 лет и достигший 23 лет. [26]
Право инициативы принадлежит Президенту Республики, Главе Правительства, а также не менее 10 депутатам . Только глава правительства может представлять законопроекты финансового характера или направленные на ратификацию международного договора. [27] Обычные законопроекты принимаются простым большинством депутатов. Проекты органических законов принимаются абсолютным большинством членов Ассамблеи. [28]
Ни один член Ассамблеи народных представителей не может быть привлечен к ответственности за действия или слова, сказанные в связи с его парламентскими обязанностями. Каждый член также имеет иммунитет от судебного преследования за уголовное преступление, пока находится на своем посту, если только с него не снята парламентская неприкосновенность. [29]
Когда Ассамблея распущена , Президент может, с согласия главы правительства, управлять страной посредством декрета . Декреты-законы, принятые Президентом, затем должны быть одобрены новой Ассамблеей на ее первой очередной сессии. Ассамблея Народных Представителей может также предоставить Главе Правительства на срок не более двух месяцев полномочия издавать декреты-законы; Для предоставления таких полномочий необходима поддержка трех пятых членов. Ни один указ не может подорвать избирательную систему . [30]
Исполнительная власть
[ редактировать ]Исполнительную власть осуществляют совместно Президент и Глава Правительства. [31]
Президент Республики
[ редактировать ]Президент Тунисской Республики избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. [32] в Тунисе может быть любой человек в возрасте не менее 35 лет, мусульманин , имеющий тунисское гражданство с рождения и не имеющий другого гражданства – или формально обязующийся отказаться от любого другого гражданства Кандидатом на президентских выборах . [33] В соответствии со статьей 75 Конституции никто не может занимать должность более двух сроков подряд или раздельно; это положение не может быть изменено для увеличения количества сроков, которые может занимать один и тот же президент. [32]
Президент является главой государства ; [34] он определяет общую политику национальной безопасности , международных отношений и обороны . [35] Он назначает генерального муфтия Тунисской Республики, президента Центрального банка , а также старших должностных лиц в администрации президента, дипломатической службы, национальной безопасности и обороны. [36] Он обнародует законы, принятые Собранием народных представителей, и может потребовать дальнейшего обсуждения. [37] Он также может, если этого требуют интересы, выносить законы на референдум . [38] Президент может распустить парламент Туниса досрочно. Когда страна находится в опасности, президент может временно взять на себя чрезвычайные полномочия . [39] Ассамблея Народных Представителей может принять решение большинством в две трети своих членов о прекращении полномочий Президента в случае нарушения Конституции. [40]
Глава правительства
[ редактировать ]Правительство Туниса состоит из главы правительства и министров и государственных секретарей назначаемых им ; назначение министров иностранных дел и обороны производится по согласованию с Президентом Республики. Глава правительства Туниса обычно назначается президентом из числа членов политической партии или избирательной коалиции, получивших наибольшее количество мест на парламентских выборах. [41] Никто не может быть одновременно членом правительства и Собрания народных представителей. [42] Правительство несет ответственность перед Ассамблеей. [43]
В соответствии со статьей 101 Конституции юрисдикционные споры между президентом и главой правительства могут быть разрешены Конституционным судом в недельный срок. [44]
Судебная власть
[ редактировать ]Судебная власть независима [45] и нейтральный . [46] Судьи пользуются иммунитетом от судебного преследования. [47] Свободное и независимое занятие адвокатской деятельностью гарантируется. [48]
Система правосудия, административная и финансовая судебная система
[ редактировать ]Судьи назначаются указом Президента по рекомендации Высшего судебного совета; назначения на высшие должности производятся по согласованию с главой правительства. [49]
Судьи не могут быть уволены или отстранены от должности; они не могут быть переданы без их согласия. Дисциплинарные санкции подпадают под действие Высшего судебного совета. [50]
Каждый имеет право на справедливое судебное разбирательство в разумный срок и имеет право обжаловать решение. Судебные заседания являются публичными. [51]
Любое вмешательство в работу правосудия запрещено. [52] Создание специальных судов не допускается; Военные суды обладают юрисдикцией только для преследования военных преступлений. [53]
Решения суда принимаются от имени народа и исполняются именем Президента Республики. [54]
Высший судебный совет
[ редактировать ]Высший судебный совет состоит из четырех компонентов: Судебного совета, Административного судебного совета, Финансового судебного совета и Генеральной ассамблеи трех судебных советов. Каждый орган состоит на две трети из магистратов, избранных или назначенных на официальные функции, а оставшаяся треть состоит из несудебных независимых экспертов. Большинство членов этих органов должны быть избраны; срок их полномочий составляет шесть лет и не подлежит продлению. [55]
Генеральная ассамблея трех судебных советов принимает решения по законопроектам, касающимся судебной системы. Три совета решают вопросы, касающиеся карьеры и дисциплины судей. Высший судебный совет готовит годовой отчет и направляет копию Президенту Республики, главе правительства и Председателю Ассамблеи народных представителей. [56]
Судебная система
[ редактировать ]Судебная власть состоит из судов первой инстанции, судов второй инстанции и Кассационного суда . Кассационный суд должен представлять и публиковать годовой отчет. Прокуратура является частью судебной системы. [57]
Административная судебная система
[ редактировать ]Административная судебная система состоит из административных судов первой инстанции, административных судов второй инстанции и Высшего административного суда. Высший административный суд должен представить опубликованный годовой отчет. Административная юстиция обладает юрисдикцией в отношении административных споров и осуществляет консультативную юрисдикцию в соответствии с законом. [58]
Финансовая судебная система
[ редактировать ]Финансовая судебная система состоит из Счетной палаты и ее различных органов. Счетная палата представляет годовой отчет, который подлежит публикации. При необходимости готовит конкретные отчеты. Счетная палата компетентна давать советы исполнительной и законодательной власти по обеспечению соблюдения финансового законодательства. Это также обеспечивает надлежащее управление государственными средствами. [59]
Конституционный Суд
[ редактировать ]В период с 1987 по 2011 год в Тунисе существовал Конституционный совет , созданный президентским указом Бен Али и включенный в сферу действия конституции в 1995 году. Однако только президент республики имел право назначать его членов. [17] Этот Конституционный совет был распущен указом от 23 марта 2011 года после тунисской революции. [60]
Конституция 2014 года предусматривает создание вновь созданного Конституционного суда . В его состав входят 12 членов, которые должны иметь 20-летний опыт работы, чтобы работать в течение одного 9-летнего срока. Две трети специализируются в области права. Президент Республики, Председатель Ассамблеи народных представителей и Высший судебный совет предлагают по четыре кандидата; Ассамблея народных представителей утверждает кандидатуры большинством в три пятых. Конституционный суд назначает президента и вице-президента, оба специализируются на праве. [61]
Конституционный суд может вынести решение о конституционности только :
- Законопроекты, представленные Президентом Республики, главой правительства или 30 избранными Собраниями народных представителей.
- Предложения по внесению изменений в Конституцию, внесенные Президентом Республики
- Международные договоры, представленные Президентом Республики
- Законы, представленные судами
- Регламент Ассамблеи народных представителей, представленный ее председателем. [62]
Независимые конституционные органы
[ редактировать ]Конституция создает несколько независимых конституционных органов. Они пользуются финансовой и административной автономией. Их члены назначаются Ассамблеей народных представителей, и каждый из них должен представлять Ассамблее ежегодный отчет. [63] Всего таких экземпляров пять:
- Независимый высший орган по выборам
- Независимый высший орган аудиовизуальной коммуникации
- Комиссия по правам человека
- Комиссия по устойчивому развитию и правам будущих поколений и
- Комиссия по эффективному управлению и борьбе с коррупцией. [64]
Местное самоуправление
[ редактировать ]Тунис разделен на провинции , делегации (регионы) и муниципалитеты в соответствии с законом. [65] Муниципальные и региональные советы избираются всеобщим голосованием; Советы провинций избираются членами муниципальных и региональных советов. [66] Местные власти представлены Высшим советом местных властей ; его президент может участвовать в работе Ассамблеи народных представителей. [67] Административная юстиция отвечает за разрешение конфликтов между местными и центральными органами власти. [68]
Внесение изменений в Конституцию
[ редактировать ]Конституция может быть пересмотрена по инициативе одной трети депутатов или Президента Республики. [69] Любой предлагаемый пересмотр Конституции подлежит рассмотрению Конституционным судом; он гарантирует, что предлагаемый пересмотр не затронет статьи, изменение которых запрещено Конституцией, а именно статьи 1, 2 , главу II и статью 75 , устанавливающую ограничения на срок президентских полномочий. Обзор должен быть одобрен двумя третями членов Ассамблеи народных представителей, а затем вынесен на референдум. [70]
Заключительные положения
[ редактировать ]Преамбула является неотъемлемой частью Конституции; все статьи последнего образуют единое целое. [71] Конституция вступает в силу после ее публикации в Официальном вестнике Председателем Национального Учредительного собрания. [72]
Переходные положения
[ редактировать ]В главе X изложено несколько статей временного конституционного закона, определяющих сроки проведения первых парламентских и президентских выборов. Высший судебный совет также должен быть создан не позднее чем через шесть месяцев после выборов в законодательные органы. Конституционная власть тем временем будет осуществляться временным органом, состоящим из Председателя Кассационного суда, Председателя Административного суда, Председателя Счетной палаты и трех других экспертов по правовым вопросам, назначенных Президентом, Главы Правительство и председатель Национального Учредительного собрания. Конституционный суд должен быть создан в течение одного года после выборов в законодательные органы . Наконец, первые два частичных обновления состава Конституционного суда, Избирательной комиссии, Комиссии по аудиовизуальной коммуникации и Комиссии по эффективному управлению и борьбе с коррупцией должны быть достигнуты путем жеребьевки среди членов первой когорты членов. [73]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тунис: новая Конституция вступает в силу», La Libre Belgique , 10 февраля 2014 г.
- ^ (на французском языке) История конституции Туниса с 1857 по 2014 год (Le Petit Journal). Архивировано 13 ноября 2014 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) «Свободы, права женщин: достижения в Конституции Туниса», Le Monde , 27 января 2014 г.
- ^ (на французском языке) «Конституция принята», Тунис 14 , 26 января 2014 г.
- ^ (на французском языке) Аджил Криби, «Три президента подписали Конституцию», Al Huffington Post , 27 января 2014 г.
- ^ Президент Туниса указывает на планы внесения поправок в конституцию .
- ^ Конституция (2014)
- ^ Перейти обратно: а б Конституция (2014 г.) , Преамбула
- ^ Конституция (2014 г.) , статьи 1 и 2, глава I.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 3, глава I.
- ^ Перейти обратно: а б Конституция (2014 г.) , статья 4, глава I.
- ^ Лидеры, изд. (6 июня 2014 г.). «Новый герб Туниса: запущен дизайн» . Лидеры (на французском языке) . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 5, глава I.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 6, глава I.
- ^ Конституция (2014 г.) , статьи 9 и 10, глава I.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 20, глава I.
- ^ Перейти обратно: а б Герреро, Эли (28 июня 2014 г.). «Освящение религиозных свобод Конституцией Туниса от 26 января 2014 г.» (PDF) . Французская ассоциация конституционного права (на французском языке). Открытое издательство . Проверено 9 декабря 2014 г.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 31, глава II.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 39, глава II.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 49, глава II.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 50, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 56, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 60, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 54, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 55, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 53, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 62, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 64, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статьи 68 и 69, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 70, глава III.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 71, глава IV.
- ^ Перейти обратно: а б Конституция (2014 г.) , статья 75, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 74, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 72, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 77, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 78, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 81, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 82, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 80, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 88, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 89, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 90, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 95, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 101, глава IV.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 102, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 103, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 104, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 105, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 106, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 107, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 108, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 109, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 110, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 111, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 112, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 114, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 115, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 116, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 117, глава V.
- ^ Правительство Туниса, изд. (23 марта 2014 г.). «Декрет-закон № 2011-14 от 23 марта 2011 года о временной организации органов государственной власти» . Всемирная организация интеллектуальной собственности (на французском языке) . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 118, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 120, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 125, глава VI.
- ^ Конституция (2014 г.) , статьи 126–130, глава V.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 131, глава VII.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 133, глава VII.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 141, глава VII.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 142, глава VII.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 143, глава VIII.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 144, глава VIII.
- ^ Конституция (2014 г.) , статьи 145 и 146, глава IX.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 147, глава IX.
- ^ Конституция (2014 г.) , статья 148, глава X.
Библиография
[ редактировать ]- ПРООН и Международная IDEA, изд. (26 января 2014 г.). «Конституция Тунисской Республики» (PDF) . Конституция.нет . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 9 декабря 2014 г.
- Конституция Туниса 2014 г. (PDF) , configureproject.org , получено 14 января 2018 г.