Jump to content

Гражданство

(Перенаправлено с Граждане )

Гражданство – это членство и преданность суверенному государству . [1]

гражданство часто путают с гражданством , Хотя в современном англоязычном мире [2] [3] [4] международное право обычно не использует термин «гражданство» для обозначения гражданства . [5] [6] эти два понятия являются концептуально разными измерениями коллективного членства. [7]

Обычно гражданство не имеет срока действия и позволяет людям работать , проживать и голосовать в государстве, а также идентифицировать себя с государством, возможно, приобретая паспорт . Хотя благодаря дискриминационным законам, таким как лишение избирательных прав и прямой апартеид, граждане стали гражданами второго сорта . Исторически население государств было в основном подданными , [1] из прав городского населения, подобно правам мужской общественности городов буржуазии и республик особенно древних городов-государств , порождая civitas и социальный класс бюргера или в то время как гражданство было особым статусом, который возник , . С тех пор штаты расширили статус гражданства на большинство своих граждан , в то время как степень гражданских прав остается спорной.

Определение

[ редактировать ]

Концептуально гражданство и национальность представляют собой разные аспекты членства в государстве. Гражданство ориентировано на внутриполитическую жизнь государства, а гражданство является измерением членства государства в международном праве . [8] Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый имеет право на гражданство. [9] Поскольку такое гражданство в международном праве можно назвать и понимать как гражданство, [9] или, в более общем смысле, как подданный или принадлежащий суверенному государству , а не как этническая принадлежность. Несмотря на это, около 10 миллионов человек являются лицами без гражданства . [9]

Сегодня концепция полного гражданства охватывает не только активные политические права, но и полные гражданские и социальные права . [10]

Исторически наиболее существенное различие между гражданином и гражданином заключается в том, что гражданин имеет право голосовать за выборных должностных лиц и право быть избранным. [10] Это различие между полным гражданством и другими, меньшими отношениями восходит к древности. До XIX и XX веков было характерно, что только определенный процент людей, принадлежавших государству, считался полноправными гражданами. В прошлом ряд людей были исключены из гражданства по признаку пола, социально-экономического класса, этнической принадлежности, религии и других факторов. Однако они поддерживали юридические отношения со своим правительством, аналогичные современной концепции гражданства. [10]

Определяющие факторы

[ редактировать ]

Человек может быть признан гражданином по ряду оснований.

  • Национальность. Национальность и гражданство, как правило, неразделимы, причем гражданство в большинстве случаев является следствием гражданства. [11]
  • Место жительства. В некоторых странах иностранные резиденты имеют права гражданства и могут голосовать . [11]
  • Гражданство в порядке почетного присвоения . Этот тип гражданства присваивается человеку в знак почести. [12]
  • Исключенные категории. В большинстве стран несовершеннолетние не считаются полноправными гражданами. В прошлом существовали исключения в праве на гражданство на таких основаниях, как цвет кожи, этническая принадлежность, пол, статус владения землей и свободный статус (не быть рабом ). Большинство этих исключений больше не применяются в большинстве мест. Современные примеры включают некоторые страны Персидского залива , которые редко предоставляют гражданство немусульманам, например, Катар известен тем, что предоставляет гражданство иностранным спортсменам, но все они должны исповедовать исламскую веру, чтобы получить гражданство. Соединенные Штаты предоставляют гражданство тем, кто родился в результате применения репродуктивных технологий, а также детям, усыновленным за рубежом, родившимся после 27 февраля 1983 года. Некоторые исключения по-прежнему сохраняются для детей, усыновленных за рубежом, родившихся до 27 февраля 1983 года, даже если их родители соответствуют критериям гражданства.

Обязанности гражданина

[ редактировать ]

У каждого гражданина есть обязанности, предусмотренные законом, а также некоторые обязанности, приносящие пользу обществу. Соблюдение законов страны и уплата налогов являются некоторыми из обязанностей, требуемых от граждан по закону. Голосование и общественные работы являются частью обязанностей гражданина, приносящих пользу обществу. [13]

Статья 41 Конституции Ганы (1992 г.) обязывает граждан поддерживать престиж и доброе имя Ганы и уважать символы Ганы. Примеры национальных символов включают флаг Ганы, герб, деньги и государственный меч. Граждане должны относиться к этим национальным символам с уважением и большим уважением, поскольку они лучше всего представляют жителей Ганы. [14]

Помимо обязанностей, у граждан есть и права. Некоторые из прав — это право на жизнь, свободу и счастье, право на вероисповедание, право баллотироваться на выборную должность и право выражать свое мнение.

Многие мыслители, такие как Джорджио Агамбен в своей работе, расширяющей биополитические рамки « Фуко » Истории сексуальности в книге Homo Sacer , [15] указывают на концепцию гражданства, зародившуюся в ранних городах-государствах Древней Греции , хотя другие видят в ней прежде всего современное явление, возникшее всего лишь несколько сотен лет, и что для человечества концепция гражданства возникла вместе с первыми законами . Полис означал как политическое собрание города-государства, так и всего общества. [16] Концепция гражданства обычно считается западным явлением. [17] Существует общее мнение, что гражданство в древние времена было более простым отношением, чем современные формы гражданства, хотя это мнение подверглось тщательному анализу. [18] Отношения гражданства не были фиксированными или статичными, а постоянно менялись внутри каждого общества, и, согласно одной точке зрения, гражданство могло «действительно работать» только в определенные периоды в определенные времена, например, когда афинский политик Солон проводил реформы. в раннем афинском государстве. [19] Гражданственность также зависела от множества биополитических сборок, таких как биоэтика возникающих теофилософских традиций. Чтобы получить гражданство, необходимо было соответствовать определению одушевленного (одушевленного), данному Аристотелем: ни священное оливковое дерево, ни источник не имели бы никаких прав.

Существенной частью структуры греко-римской этики является фигура Homo Sacer или голой жизни.

Историк Джеффри Хоскинг в своем курсе лекций «Современный ученый» в 2005 году предположил, что гражданство в Древней Греции возникло из понимания важности свободы . [20] Хоскинг объяснил:

Можно утверждать, что именно рост рабства заставил греков особенно осознать ценность свободы. В конце концов, любой греческий фермер мог влезть в долги и, следовательно, стать рабом почти в любое время... Когда греки сражались вместе, они сражались, чтобы избежать порабощения войной, чтобы избежать поражения от тех, кто мог захватить их в рабство. И они также организовали свои политические институты так, чтобы оставаться свободными людьми.

- Джеффри Хоскинг, 2005 г. [20]
Джеффри Хоскинг предполагает, что страх быть порабощенным был главной движущей силой развития греческого чувства гражданства. Скульптура: гречанка, которой прислуживает ребенок-раб.

Рабство позволяло рабовладельцам иметь значительное свободное время и участвовать в общественной жизни. [20] Полисское гражданство отличалось исключительностью. Неравенство статуса было широко распространено; граждане (πολίτης politēs <πόλις «город») имели более высокий статус, чем неграждане, такие как женщины, рабы и постоянно проживающие иностранцы ( метики ). [21] [22] Первая форма гражданства основывалась на образе жизни людей во времена Древней Греции в небольших органических сообществах полиса. Обязанности гражданства были глубоко связаны с повседневной жизнью в полисе. Эти небольшие органические сообщества обычно рассматривались как новое явление в мировой истории, в отличие от устоявшихся древних цивилизаций Египта или Персии или групп охотников-собирателей в других местах. С точки зрения древних греков, общественная жизнь человека не могла быть отделена от его частной жизни, и греки не делали различия между двумя мирами согласно современной западной концепции. Обязанности гражданства были глубоко связаны с повседневной жизнью. Чтобы быть по-настоящему человеком, нужно быть активным гражданином общества, о чем, как известно, выразил Аристотель : «Не принимать участия в управлении делами сообщества — значит быть либо зверем, либо богом!» Эта форма гражданства была основана на обязанностях граждан перед обществом, а не на правах, предоставленных гражданам сообщества. Это не было проблемой, поскольку все они имели сильную связь с полисом; их собственная судьба и судьба общества были тесно связаны. Также граждане полиса рассматривали обязательства перед обществом как возможность проявить добродетель, это было источником почета и уважения. В Афинах граждане были одновременно правителями и управляемыми, важные политические и судебные должности менялись, и все граждане имели право выступать и голосовать в политическом собрании.

Римские идеи

[ редактировать ]

В Римской империи гражданство распространилось от небольших общин до всей империи. Римляне осознали, что предоставление гражданства людям со всей империи узаконило римское правление над завоеванными территориями. Римское гражданство больше не было статусом политического агента, поскольку оно было сведено к судебной защите и выражению власти и закона. [23] Рим продвигал греческие идеи гражданства, такие как принципы равенства перед законом , гражданское участие в управлении государством и идеи о том, что «ни один гражданин не должен иметь слишком много власти слишком долго». [24] но Рим предложил своим пленникам относительно щедрые условия, включая шансы на меньшие формы гражданства. [24] Если греческое гражданство было «эмансипацией от мира вещей», [25] Римское понимание все больше отражало тот факт, что граждане могли действовать в отношении материальных вещей так же, как и другие граждане, в смысле покупки или продажи собственности, имущества, титулов, товаров. Один историк объяснил:

Личность определялась и представлялась через его действия на вещи; с течением времени термин «собственность» стал обозначать, во-первых, определяющую характеристику человека или другого существа; во-вторых, отношение человека к вещи; и в-третьих, вещь, определяемая как собственность какого-либо лица.

JGA Покок , 1998 г. [26]

Римское гражданство отражало борьбу интересов патрициев высшего сословия с рабочими группами низшего сословия, известными как класс плебеев . [24] Под гражданином стали понимать человека, «свободного действовать по закону, свободного просить и ожидать защиты закона, гражданина такого-то правового сообщества, такого-то правового статуса в этом сообществе». [27] Гражданство означало наличие прав на имущество, иммунитеты, ожидания, которые были «доступны во многих видах и степенях, доступны или недоступны для многих людей по многим причинам». [27] Сам закон был своего рода связью, объединяющей людей. [28] Римское гражданство было более безличным, универсальным, многообразным, имеющим разные степени и применение. [28]

Средний возраст

[ редактировать ]

В европейском Средневековье гражданство обычно ассоциировалось с городами и поселками (см. Средневековая коммуна ) и распространялось в основном на людей среднего класса. Такие титулы, как бюргер , великий бюргер (нем. Großbürger ) и буржуазия, обозначали политическую принадлежность и идентичность по отношению к определенной местности, а также принадлежность к торговому или торговому классу; таким образом, люди с солидным достатком и социально-экономическим статусом были взаимозаменяемы с гражданами.

В эту эпоху представители дворянства имели ряд привилегий по сравнению с простолюдинами (см. Аристократия ), хотя политические потрясения и реформы, наиболее заметно начавшиеся с Французской революции , отменили привилегии и создали эгалитарную концепцию гражданства.

Ренессанс

[ редактировать ]

В эпоху Возрождения люди превратились из подданных короля или королевы в граждан города, а затем и в нацию. [29] : стр.161 В каждом городе были свои законы, суды и независимая администрация. [30] А быть гражданином часто означало подчиняться городскому закону, а также иметь в некоторых случаях право помогать в выборе должностных лиц. [30] Горожане, сражавшиеся вместе с дворянами в битвах за защиту своих городов, больше не довольствовались подчиненным социальным статусом, а требовали большей роли в форме гражданства. [31] Членство в гильдиях было косвенной формой гражданства, поскольку оно помогало их членам добиться финансового успеха. [32] рост гражданства был связан с ростом республиканизма , поскольку независимые граждане означали, что короли имели меньше власти. Согласно одной из версий, [33] Гражданство стало идеализированным, почти абстрактным понятием. [19] и не означал покорное отношение к сеньору или графу, а, скорее, указывал на связь между человеком и государством в довольно абстрактном смысле наличия прав и обязанностей. [19]

Новое время

[ редактировать ]

Современная идея гражданства по-прежнему уважает идею политического участия, но обычно это осуществляется посредством «сложных систем политического представительства на расстоянии», таких как представительная демократия . [18] Современное гражданство гораздо более пассивно; действие делегируется другим; гражданство часто является препятствием для действий, а не стимулом к ​​действию. [18] Тем не менее, граждане обычно осознают свои обязательства перед властями и осознают, что эти обязательства часто ограничивают их возможности. [18]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Портрет Дреда Скотта, истца по печально известному делу Дред Скотт против Сэндфорда в Верховном суде Соединенных Штатов, заказанный «группой негритянских граждан» и представленный Историческому обществу штата Миссури, Сент-Луис, в 1888 году.

С 1790 года до середины двадцатого века законодательство Соединенных Штатов использовало расовые критерии для установления прав гражданства и регулирования того, кто имел право стать натурализованным гражданином. [34] Закон о натурализации 1790 года , первый закон в истории США, устанавливающий правила гражданства и натурализации, запрещал гражданство всем людям, не имеющим европейского происхождения, заявляя, что «любой иностранец, являющийся свободным белым человеком, который должен проживать в пределах границ и под юрисдикцией Соединенных Штатов сроком на два года, может быть допущен к тому, чтобы стать их гражданином». [35]

Согласно первым законам США, афроамериканцы не имели права на получение гражданства. В 1857 году эти законы были поддержаны в Верховного суда США деле «Дред Скотт против Сэндфорда» , который постановил, что «свободный негр африканской расы, чьи предки были привезены в эту страну и проданы в рабство, не является «гражданином» внутри страны. смысл Конституции Соединенных Штатов» и что «особые права и иммунитеты, гарантированные гражданам, на них не распространяются». [36]

Только после отмены рабства после Гражданской войны в США афроамериканцы получили права гражданства. 14-я поправка к Конституции США , ратифицированная 9 июля 1868 года, гласила, что «все лица, рожденные или натурализованные в Соединенных Штатах и ​​находящиеся под их юрисдикцией, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают». [37] Два года спустя Закон о натурализации 1870 года расширил право стать натурализованным гражданином, включив в него «иностранцев африканского происхождения и лиц африканского происхождения». [38]

Несмотря на успехи, достигнутые афроамериканцами после Гражданской войны, коренные американцы , азиаты и другие люди, не считавшиеся «свободными белыми людьми», по-прежнему были лишены возможности стать гражданами. 1882 года Закон об исключении китайцев прямо отрицал права на натурализацию всех людей китайского происхождения, в то время как последующие акты, принятые Конгрессом США, такие как законы 1906 , 1917 и 1924 годов , будут включать положения, которые лишают людей прав на иммиграцию и натурализацию на основании широкого определенные расовые категории. [39] Дела Верховного суда, такие как Озава против Соединенных Штатов (1922 г.) и США против Бхагата Сингха Тинда (1923 г.), позже прояснили значение фразы «свободные белые люди», постановив, что этнические японцы, индийцы и другие не- Европейцы не были «белыми людьми» и поэтому не имели права на натурализацию в соответствии с законодательством США.

Коренные американцы не получали полного гражданства США до принятия Закона об индейском гражданстве в 1924 году. Однако даже в 1960-е годы законы некоторых штатов не позволяли коренным американцам полностью осуществлять свои гражданские права, например, право голоса. В 1962 году Нью-Мексико стал последним штатом, предоставившим избирательные права коренным американцам. [40]

Лишь после принятия Закона об иммиграции и гражданстве 1952 года расовые и гендерные ограничения при натурализации были полностью отменены. Однако закон по-прежнему содержал ограничения относительно того, кто имеет право на получение гражданства США, и сохранял национальную систему квот, которая ограничивала количество виз, выдаваемых иммигрантам на основе их национального происхождения, которое должно было устанавливаться «по ставке одной шестой одного процента от общего числа граждан США». население каждой национальности в Соединенных Штатах в 1920 году». [41] Лишь после принятия Закона об иммиграции и гражданстве 1965 года эти системы иммиграционных квот были радикально изменены в пользу менее дискриминационной системы.

Союз Советских Социалистических Республик

[ редактировать ]

Конституция революционной России 1918 года предоставляла гражданство всем иностранцам, проживавшим на территории РСФСР , при условии, что они «занимались работой и [принадлежали] к рабочему классу». [42] Он признал «равные права всех граждан, независимо от их расовой или национальной принадлежности» и объявил притеснение любого меньшинства или расы «противоречащим основным законам Республики». Конституция 1918 года также установила право избирать и быть избранными в советы как для мужчин, так и для женщин, «независимо от религии, национальности, места жительства и т. д. [...] которым ко дню выборов должно исполниться восемнадцать лет». [43] Более поздние конституции СССР предоставили всеобщее советское гражданство гражданам всех входящих в него республик. [44] [45] в соответствии с принципами недискриминации, заложенными в первоначальной конституции России 1918 года.

Нацистская Германия

[ редактировать ]

Нацизм , немецкий вариант фашизма двадцатого века, разделил жителей страны на три основные иерархические категории, каждая из которых имела разные права по отношению к государству: граждане, подданные и иностранцы. Первая категория — граждане — должна была обладать полными гражданскими правами и обязанностями. Гражданство предоставлялось только мужчинам немецкого (или так называемого « арийского ») происхождения, прошедшим военную службу, и могло быть отозвано государством в любой момент. Закон о гражданстве Рейха 1935 года установил расовые критерии гражданства в Германском Рейхе , и из-за этого закона евреи и другие люди, которые не могли «доказать немецкое расовое наследие», были лишены гражданства. [46]

Ко второй категории, субъектам, относились все остальные, родившиеся в пределах страны и не соответствующие расовым критериям гражданства. Субъекты не имели права голоса, не могли занимать какую-либо должность в государстве и не обладали никакими другими правами и гражданскими обязанностями, возложенными на граждан. Всем женщинам должен был быть предоставлен статус «подданного» при рождении, и они могли получить статус «гражданина» только в том случае, если они работали независимо или вышли замуж за гражданина Германии (см. Женщины в нацистской Германии ).

Последняя категория — иностранцы — относилась к тем, кто был гражданами другого государства и также не имел никаких прав.

В 2021 году правительство Германии приняло статью 116 (2) Основного закона , которая дает право на восстановление гражданства лицам, у которых немецкое гражданство было аннулировано «по политическим, расовым или религиозным мотивам» в период с 30 января 1933 года по 8 мая 1945 года. Это также дает право их потомкам на немецкое гражданство. [47]

Основными принципами израильского гражданства являются jus sanguinis (гражданство по происхождению) для евреев и jus soli (гражданство по месту рождения) для других. [48]

Различные чувства

[ редактировать ]

Многие теоретики предполагают, что существуют две противоположные концепции гражданства: экономическая и политическая. Дополнительную информацию см. в разделе «История гражданства» . , статус гражданства Согласно теории общественного договора несет в себе как права , так и обязанности . В этом смысле гражданство описывалось как «совокупность прав — прежде всего, политического участия в жизни общества, права голоса и права на получение определенной защиты от общества, а также обязательств». [49] Гражданство рассматривается большинством ученых как культурно-специфическое явление в том смысле, что значение этого термина значительно варьируется от культуры к культуре и с течением времени. [18] В Китае , например, существует культурная политика гражданственности, которую можно было бы назвать «народностью», о чем свидетельствует академическая статья. [50]

То, как понимается гражданство, зависит от человека, принимающего решение. Отношение гражданства никогда не было фиксированным или статичным, оно постоянно меняется внутри каждого общества. Хотя гражданство значительно менялось на протяжении всей истории и внутри общества с течением времени, существуют некоторые общие элементы, но они также значительно различаются. Как связь, гражданство выходит за рамки базовых родственных связей и объединяет людей разного генетического происхождения. Обычно это означает членство в политическом органе. Это часто основано или является результатом той или иной формы военной службы или ожидания будущей службы. Обычно оно предполагает ту или иную форму политического участия, но оно может варьироваться от символических действий до активной службы в правительстве.

Обычно он описывает человека, обладающего законными правами в рамках данного политического строя. Оно почти всегда имеет элемент исключения, означающий, что некоторые люди не являются гражданами и что это различие иногда может быть очень важным или неважным, в зависимости от конкретного общества. Гражданство как концепцию, как правило, трудно интеллектуально изолировать и сравнить с соответствующими политическими понятиями, поскольку оно относится ко многим другим аспектам общества, таким как семья , военная служба , личность, свобода , религия , идеи добра и зла , этническая принадлежность и закономерности того, как человек должен вести себя в обществе. [29] Когда внутри нации существует множество различных групп, гражданство может быть единственной реальной связью, которая объединяет всех как равных без дискриминации — это «широкая связь», связывающая «человека с государством» и дающая людям универсальную идентичность как законного члена. конкретной нации. [51]

Современное гражданство часто рассматривают как две конкурирующие идеи: [52]

  • Либерально-индивидуалистическая, а иногда и либеральная концепция гражданства предполагает, что граждане должны иметь права, необходимые для человеческого достоинства . [53] Он предполагает, что люди действуют ради просвещенных личных интересов . Согласно этой точке зрения, граждане являются суверенными, морально автономными существами, обязанными платить налоги, подчиняться закону, участвовать в деловых операциях и защищать нацию, если она подвергнется нападению. [53] но по существу пассивны политически, [52] и их основное внимание уделяется улучшению экономики. Согласно одной из точек зрения, эта идея начала появляться примерно в семнадцатом и восемнадцатом веках и со временем стала сильнее. [19] Согласно этой формулировке, государство существует на благо граждан и обязано уважать и защищать права граждан, включая гражданские права и политические права. [19] Позднее так называемые социальные права стали частью обязанностей государства. [19]
  • Гражданско-республиканская, а иногда и классическая или гражданско-гуманистическая концепция гражданства подчеркивает политическую природу человека и рассматривает гражданство как активный процесс, а не как пассивное состояние или правовой маркер. [52] Относительно больше он обеспокоен тем, что правительство будет вмешиваться в популярные места для практики гражданства в общественной сфере . Гражданство означает активное участие в государственных делах. [53] Согласно одной точке зрения, большинство людей сегодня живут как граждане в соответствии с либерально-индивидуалистической концепцией, но хотели бы жить в большей степени в соответствии с гражданско-республиканским идеалом. [52] Идеальный гражданин — это тот, кто демонстрирует «хорошее гражданское поведение». [19] Свободные граждане и республиканское правительство «взаимно взаимосвязаны». [19] Гражданство предполагало приверженность «долгу и гражданской добродетели». [19]

Обязанности граждан

Ответственность — это действие, которое люди штата или страны должны принять во внимание в интересах общего блага. Эти обязанности можно разделить на личные и гражданские . [54]

Ученые предполагают, что концепция гражданства содержит множество нерешенных проблем, иногда называемых противоречиями, существующими внутри отношений, которые продолжают отражать неуверенность в том, что должно означать гражданство. [19] Некоторые нерешенные вопросы, касающиеся гражданства, включают вопросы о том, каков правильный баланс между обязанностями и правами . [19] Другой вопрос — каков правильный баланс между политическим гражданством и социальным гражданством. [19] Некоторые мыслители видят преимущества в отсутствии людей в общественных делах, поскольку слишком активное участие, такое как революция, может быть разрушительным, но слишком малое участие, такое как полная апатия, также может быть проблематичным. [19] Гражданство можно рассматривать как особый элитный статус, а также как демократизирующую силу и то, что есть у каждого; понятие может включать в себя оба смысла. [19] По мнению социолога Артура Стинчкомб , гражданство основано на степени, в которой человек может контролировать свою судьбу внутри группы в смысле возможности влиять на правительство группы. [29] : стр. 150 Последнее различие в рамках гражданства — это так называемое различие по согласию по происхождению, и этот вопрос касается того, является ли гражданство фундаментальным вопросом, определяемым человеком, решившим принадлежать к определенной нации — по его согласию — или же гражданство зависит от того, где человек родился, то есть по своему происхождению. [21]

Международный

[ редактировать ]

Некоторые межправительственные организации распространили концепцию и терминологию, связанную с гражданством, на международный уровень. [55] где оно применяется ко всей совокупности граждан входящих в их состав стран вместе взятых. Гражданство на этом уровне является второстепенным понятием, а права вытекают из национального гражданства.

Евросоюз

[ редактировать ]

Маастрихтский договор ввел понятие гражданства Европейского Союза . Статья 17 (1) Договора о Европейском Союзе [56] заявил, что:

Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, должно быть гражданином Союза. Гражданство Союза должно быть дополнением к национальному гражданству, а не заменять его. [57]

Соглашение известно как измененный Договор ЕС. [57] установил определенные минимальные права для граждан Европейского Союза. Статья 12 измененного Договора ЕС гарантировала общее право на недискриминацию в рамках Договора. Статья 18 предусматривала ограниченное право на свободное передвижение и проживание в государствах-членах ЕС, за исключением тех, гражданином которых является гражданин Европейского Союза. Статьи 18-21 и 225 предоставляют определенные политические права.

Граждане Союза также имеют обширные права на передвижение для осуществления экономической деятельности в любом из государств-членов. [58] которые предшествовали введению гражданства Союза. [59]

Меркосур

[ редактировать ]

Гражданство МЕРКОСУР предоставляется имеющим на это право гражданам стран-членов Южного общего рынка . Она была одобрена в 2010 году Статутом о гражданстве и должна быть полностью реализована странами-членами в 2021 году, когда программа будет преобразована в международный договор, включенный в национальную правовую систему стран, в соответствии с концепцией «Гражданин Меркосур». [ нужна ссылка ]

Содружество

[ редактировать ]
Церемония получения гражданства на пляже недалеко от Куктауна, Квинсленд. 2012 год

Понятие «гражданство Содружества» существует с момента создания Содружества Наций . Как и в случае с ЕС, гражданство Содружества можно получить только в том случае, если он является гражданином государства-члена Содружества. Эта форма гражданства предлагает определенные привилегии в некоторых странах Содружества:

Хотя Ирландия была исключена из Содружества в 1949 году, поскольку она объявила себя республикой, к ней обычно относятся так, как если бы она все еще была его членом. Законодательство часто конкретно предусматривает равное обращение между странами Содружества и Ирландией и ссылается на «страны Содружества и Ирландию». [60] Граждане Ирландии не классифицируются как иностранные граждане в Соединенном Королевстве .

Канада отошла от принципа гражданства, определяемого как лояльность, в 1921 году. В 1935 году Ирландское Свободное Государство первым ввело собственное гражданство. Однако к ирландским гражданам по-прежнему относились как к подданным Короны , и они до сих пор не считаются иностранцами, хотя Ирландия не является членом Содружества. [61] Закон о канадском гражданстве 1946 года предусматривал отдельное канадское гражданство , автоматически предоставляемое большинству лиц, родившихся в Канаде, за некоторыми исключениями, и определял условия, при которых человек мог стать натурализованным гражданином. Понятие гражданства Содружества было введено в 1948 году в Законе о британском гражданстве 1948 года . Другие доминионы, например, Новая Зеландия , приняли этот принцип на основании Закона о британском гражданстве и новозеландском гражданстве 1948 года .

Субнациональный

[ редактировать ]
Схема взаимоотношений между; Граждане, политики + законы

Гражданство чаще всего относится к членству в национальном государстве, но этот термин также может применяться на субнациональном уровне. Субнациональные образования могут устанавливать требования к месту жительства или иным образом, которые позволяют гражданам участвовать в политической жизни этого образования или пользоваться льготами, предоставляемыми правительством этого образования. Но в таких случаях лица, имеющие на это право, также иногда рассматриваются как «граждане» соответствующего штата, провинции или региона. Примером этого является то, что фундаментальной основой швейцарского гражданства является гражданство отдельной коммуны , из которого следует гражданство кантона и Конфедерации. Другим примером являются Аландские острова , жители которых пользуются особым провинциальным гражданством в пределах Финляндии , hembygdsrätt .

В Соединенных Штатах существует федеральная система, в которой человек является гражданином своего конкретного штата проживания, например Нью-Йорка или Калифорнии , а также гражданином Соединенных Штатов . штатов Конституции могут предоставлять определенные права сверх того, что предоставлено Конституцией Соединенных Штатов , и могут налагать свои собственные обязательства, включая суверенное право на налогообложение и военную службу; В каждом штате имеется по крайней мере одна военная сила, подлежащая передаче национальной милиции, национальной гвардии штата, а в некоторых штатах имеется вторая военная сила, не подлежащая национализации.

Образование

[ редактировать ]

« Активная гражданственность » — это философия, согласно которой граждане должны работать над улучшением своего сообщества посредством экономического участия, общественной, волонтерской работы и других подобных усилий для улучшения жизни всех граждан. Таким образом, в некоторых странах гражданское образование преподается в школах как академический предмет. К тому времени, когда дети достигают среднего образования, особое внимание уделяется таким нетрадиционным предметам, которые должны быть включены в академическую программу. Хотя диаграмма гражданства справа довольно поверхностна и неглубока, она упрощена для объяснения общей модели гражданства, которой обучают многих учеников средней школы. Идея этой модели в сфере образования состоит в том, чтобы внушить юным ученикам, что их действия (т.е. их голоса ) влияют на коллективное гражданство и, следовательно, в свою очередь, на них самих.

Республика Ирландия

[ редактировать ]

Он преподается в Ирландской Республике в качестве экзаменационного предмета для получения сертификата младшего специалиста. Оно известно как гражданское, социальное и политическое образование (CSPE). Новый предмет экзамена на аттестат зрелости с рабочим названием «Политика и общество» разрабатывается Национальным советом по учебной программе и оценке (NCCA) и, как ожидается, будет введен в учебную программу где-то после 2012 года. [62]

Великобритания

[ редактировать ]

Гражданство предлагается в качестве курса общего аттестата о среднем образовании (GCSE) во многих школах Соединенного Королевства . Помимо преподавания знаний о демократии , парламенте, правительстве, системе правосудия, правах человека и отношениях Великобритании с остальным миром, студенты участвуют в активной гражданской позиции, часто связанной с социальными действиями или социальными предприятиями в своем местном сообществе.

  • Гражданство является обязательным предметом национальной учебной программы в государственных школах Англии для всех учеников в возрасте 11–16 лет. Некоторые школы предлагают квалификацию по этому предмету на уровне GCSE и A level . Во всех государственных школах есть установленное законом требование преподавать этот предмет, оценивать успеваемость учеников и сообщать родителям о прогрессе учащихся в гражданстве. [63]
  • В Уэльсе используется модель личного и социального образования . [64] [65]
  • Гражданство не преподается как отдельный предмет в шотландских школах, а является междисциплинарной частью учебной программы повышения квалификации. Однако они преподают предмет под названием «Современные исследования», который охватывает социальные, политические и экономические исследования местных, национальных и международных проблем. [66]
  • Гражданство преподается как отдельный предмет во всех государственных школах Северной Ирландии и в большинстве других школ в некоторых классах с 8 по 10 классы перед выпускными экзаменами GCSE . Затем компоненты гражданственности также включаются в курсы GCSE, такие как «Обучение для жизни и работы».

Концепция гражданства подвергается критике со стороны сторонников открытых границ , которые утверждают, что она функционирует как кастовая , феодальная система или система апартеида , в которой людям предоставляются совершенно разные возможности в зависимости от случая рождения. Его также критикуют некоторые либертарианцы , особенно анархо-капиталисты . В 1987 году философ-моралист Джозеф Каренс утверждал, что «гражданство в западных либеральных демократиях является современным эквивалентом феодальных привилегий — унаследованного статуса, который значительно увеличивает жизненные шансы. Как и феодальные привилегии по праву первородства, ограничительное гражданство трудно оправдать, если задуматься об этом внимательно ". [67] [68] [69]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Лейде, Доминик (13 октября 2006 г.). «Гражданство» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 3 октября 2023 г.
  2. ^ «Гражданственность и участие — Руководство по обучению молодежи правам человека» . Руководство по обучению молодежи правам человека . 23 августа 2011 г. Проверено 3 октября 2023 г.
  3. ^ Вотруба, Мартин. «Национальность, этническая принадлежность в Словакии» . Программа изучения словацкого языка . Университет Питтсбурга. Архивировано из оригинала 25 сентября 2014 г. Проверено 23 апреля 2013 г.
  4. ^ Гражданство и безгражданство: Справочник для парламентариев (PDF) . УВКБ ООН и МПС . 2005 . Проверено 16 июля 2020 г.
  5. ^ «Закон о международной миграции № 34 – Глоссарий по миграции» (PDF) . Международная организация по миграции : 143–144. 19.06.2019. ISSN   1813-2278 .
  6. ^ Рютте, Барбара фон (19 декабря 2022 г.), «Гражданство и национальность: термины, концепции и права» , Право человека на гражданство , Брилл Нийхофф, стр. 11–57, ISBN  978-90-04-51752-3 , получено 27 ноября 2023 г.
  7. ^ Сассен, Саския (2002). «17. На пути к постнациональному и денационализированному гражданству» . В Исине Энгин Ф.; Тернер, Брайан С. (ред.). Справочник по гражданским исследованиям . Публикации SAGE. п. 278 . ISBN  978-0-7619-6858-0 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 г. Проверено 6 мая 2016 г.
  8. ^ Сассен, Саския (2002). «17. На пути к постнациональному и денационализированному гражданству» . В Исине Энгин Ф.; Тернер, Брайан С. (ред.). Справочник по гражданским исследованиям . Публикации SAGE. п. 278 . ISBN  978-0-7619-6858-0 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 г. Проверено 6 мая 2016 г. Сегодня термины «гражданство» и «национальность» относятся к национальному государству. В технико-юридическом смысле, хотя по сути это одна и та же концепция, каждый термин отражает разные правовые рамки. Оба определяют правовой статус человека с точки зрения членства в государстве. Но гражданство в значительной степени ограничивается национальным измерением, тогда как гражданство относится к международно-правовому измерению в контексте межгосударственной системы.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «ГРАЖДАНСТВО И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» . Ресурсный центр по международному правосудию (IJRC) . 15 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 19 января 2022 г. Проверено 7 июля 2020 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Кадельбах, Стефан (2007). «Часть V: Права гражданства в Европе» . В Элерсе, Дирк (ред.). Европейские основные права и свободы . Берлин: Де Грюйтер Рехт. стр. 547–548. ISBN  9783110971965 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 6 мая 2016 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Куби, Женевьева (31 декабря 1994 г.). О гражданстве (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. ISBN  978-2-402-10208-7 .
  12. ^ Ключевая точка (14 сентября 2022 г.). «ТИПЫ ГРАЖДАНСТВА — Гражданский Ключ» . ключевая точка . Проверено 6 мая 2023 г.
  13. ^ «РОЛЬ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН» (PDF) . Проверено 10 мая 2023 г.
  14. ^ «Знайте свои обязанности гражданина Ганы» . Национальная комиссия по гражданскому образованию . 5 июля 2021 г. Проверено 10 мая 2023 г.
  15. ^ Агамбен, Г.; Хеллер-Роазен, Д. (1998). Homo Sacer: суверенная власть и голая жизнь . Меридиан: пересекающаяся эстетика. Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-3218-5 . Проверено 8 марта 2023 г.
  16. ^ Покок 1998 , с. 32.
  17. ^ Зарроу 1997 , с. 4.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Исин, ​​Энгин Ф.; Тернер, Брайан С., ред. (2002). Справочник по гражданским исследованиям . Глава 5. Дэвид Берчелл. Древнее гражданство и его наследники; Глава 6. Роджерс М. Смит. Современная гражданственность. Лондон: Сейдж. стр. 89–104, 105. ISBN.  978-0-7619-6858-0 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Обогреватель 2004 , с. [ нужна страница ]
  20. ^ Перейти обратно: а б с Хоскинг, Джеффри (2005). Эпохи европейской цивилизации: от древности до Возрождения . Лекция 3: Древняя Греция. Соединенное Королевство: Современный ученый через записанные книги . стр. 1, 2 (треки). ISBN  978-1-4025-8360-5 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Хеберт, Ивонн М., изд. (2002). Гражданство в трансформации в Канаде . главы Вероники Стронг-Бог, Ивонн Хеберт, Лори Уилкинсон. Торонто: Университет Торонто Press. стр. 3, 4, 5. ISBN  978-0-8020-0850-3 .
  22. ^ Покок 1998 , с. 33.
  23. ^ См . « Я гражданин Рима» .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Хоскинг, Джеффри (2005). Эпохи европейской цивилизации: от древности до Возрождения . Лекция 5: Рим как город-государство. Соединенное Королевство: Современный ученый через записанные книги. стр. треки с 1 по 9. ISBN  978-1-4025-8360-5 .
  25. ^ Покок 1998 , с. 35.
  26. ^ Покок 1998 , с. 36.
  27. ^ Перейти обратно: а б Покок 1998 , с. 37.
  28. ^ Перейти обратно: а б Покок 1998 , с. 38.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, Дэвид (1994). Тернер, Брайан; Гамильтон, Питер (ред.). Гражданство: критические концепции . США и Канада: Рутледж. стр. Всего 476 страниц. ISBN  978-0-415-07036-2 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Вебер 1998 , с. 44.
  31. ^ Вебер 1998 , с. 46.
  32. ^ Вебер 1998 , стр. 46–47.
  33. ^ Зарроу 1997 , с. 3.
  34. ^ «История гражданства США» . Лос-Анджелес Таймс . 4 июля 1997 года . Проверено 21 сентября 2016 г.
  35. ^ «Век законотворчества для новой нации: документы и дебаты Конгресса США, 1774–1875 гг.» . Библиотека Конгресса . Проверено 21 сентября 2016 г.
  36. ^ «Скотт против Сэндфорда» . Институт правовой информации . Юридический факультет Корнеллского университета. 1857 год . Проверено 21 сентября 2016 г.
  37. ^ «Конституция Соединенных Штатов: Поправка XIV» . Хартии свободы . Национальное управление архивов и документации США. 1868 год . Проверено 21 сентября 2016 г.
  38. ^ «Акт о натурализации 1870 года» . Викиисточник . Конгресс США.
  39. ^ «Закон об иммиграции 1917 года» . Иммиграционное законодательство США в Интернете . Библиотека Вашингтонского университета-Ботелла.
  40. ^ «Выборы: коренные американцы» . Библиотека Конгресса .
  41. ^ «Закон об иммиграции и гражданстве 1952 года (Закон Маккаррана-Уолтера)» . Кабинет историка . Госдепартамент США.
  42. ^ «Статья 2 (Конституция РСФСР)» . www.marxists.org . Проверено 5 марта 2023 г.
  43. ^ «Статья 4 (Конституция РСФСР)» . www.marxists.org . Проверено 5 марта 2023 г.
  44. ^ «Конституция СССР 1936 года, часть I» . www.departments.bucknell.edu . Проверено 5 марта 2023 г.
  45. ^ «Конституция СССР 1936 года, часть I» . www.departments.bucknell.edu . Проверено 5 марта 2023 г.
  46. ^ «Нюрнбергские законы: Закон о гражданстве Рейха (15 сентября 1935 г.)» . Еврейская виртуальная библиотека .
  47. ^ Amt, Auswärtiges. «Восстановление немецкого гражданства (статья 116 II Основного закона)» . uk.diplo.de . Проверено 31 мая 2022 г.
  48. ^ Сафран, Уильям (1 июля 1997 г.). «Гражданство и национальность в демократических системах: подходы к определению и приобретению членства в политическом сообществе» . Международный обзор политической науки . 18 (3). Издательство SAGE: 313–335. дои : 10.1177/019251297018003006 . S2CID   145476893 .
  49. ^ Лири, Вирджиния (2000). «Гражданство. Права человека и разнообразие» . В Кэрнсе Алан С.; Кортни, Джон С.; Маккиннон, Питер; Михельманн, Ханс Дж.; Смит, Дэвид Э. (ред.). Гражданство, разнообразие и плюрализм: канадские и сравнительные перспективы . McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 247–264. ISBN  978-0-7735-1893-3 . Понятие «гражданство» уже давно приобрело оттенок совокупности прав...
  50. ^ Сяо, Ю (2013). «Образование народа Китая: концептуальные вопросы и анализ политики». Преподавание и обучение гражданственности . 8 (1): 21–39. дои : 10.1386/ctl.8.1.21_1 .
  51. ^ Гросс, Феликс (1999). Гражданство и этническая принадлежность: рост и развитие демократического многоэтнического института . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. xi, xii, xiii, 4. ISBN  978-0-313-30932-8 .
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Бейнер, Рональд, изд. (1995). Теоретизирование гражданства . Дж.Г.А. Покок, Майкл Игнатьев. США: Государственный университет Нью-Йорка, Олбани. стр. 29, 54. ISBN.  978-0-7914-2335-6 .
  53. ^ Перейти обратно: а б с Олдфилд, Адриан (1994). Тернер, Брайан; Гамильтон, Питер (ред.). Гражданство: критические концепции . США и Канада: Рутледж. Всего стр. 476 страниц, источник: The Political Quarterly , 1990, том 61, стр. 177–187, в книге, страницы 188+. ISBN  9780415102452 .
  54. ^ «Роль гражданского образования» . сайт civiced.org . Проверено 6 мая 2023 г.
  55. ^ Даниэле Арчибуджи , «Глобальное содружество граждан. На пути к космополитической демократии» , Princeton University Press , Принстон, 2008 г.
  56. ^ Примечание: консолидированная версия.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Консолидированные версии Договора о Европейском Союзе» . eur-lex.europa.eu . Проверено 5 марта 2023 г.
  58. ^ Примечание: статьи 39, 43, 49 ЕС.
  59. ^ Виолен Хакер, «Культурная гражданственность и европейская медиа-политика: между конкурентоспособностью и продвижением ценностей», НАЦИИ, КУЛЬТУРЫ И БИЗНЕС В ЕВРОПЕ, под руководством Жиля Руэ, Коллекция Local et Global, L'Harmattan, Париж, стр. 163-184
  60. ^ «Приказ 2005 года о странах Содружества и Ирландии (иммунитеты и привилегии) ​​(поправка)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 декабря 2010 г.
  61. ^ Murray v Parkes [1942] All ER 123.
  62. ^ «Выпускной сертификат «Политика и общество: отчет о процессе консультаций» (PDF) . Март 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2013 г. Проверено 19 января 2012 г.
  63. ^ «Национальная учебная программа» . Правительство Великобритании, Департамент по делам детей, школ и семьи . Проверено 2 февраля 2009 г.
  64. ^ «NAFWC 13/2003 Личное и социальное образование (PSE) и профессиональное образование (WRE) в базовой учебной программе. Образование (WRE) в базовой учебной программе» . Правительство Ассамблеи Уэльса. 15 июня 2003 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2011 года . Проверено 9 июня 2007 г.
  65. ^ «Система личного и социального образования: ключевые этапы с 1 по 4 в Уэльсе» . Правительство Ассамблеи Уэльса. Архивировано из оригинала 4 мая 2011 г. Проверено 9 июня 2007 г.
  66. ^ «Ассоциация современных исследований» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2007 г. Проверено 9 августа 2007 г.
  67. ^ Очоа Эспехо, Паулина (2018). «Почему границы имеют моральное значение: роль места в правах иммигрантов». Созвездия . 25 (1): 71–86. дои : 10.1111/1467-8675.12340 .
  68. ^ Коченов Владимирович Дмитрий (2020). «Покончить с паспортным апартеидом. Альтернативой гражданству является отсутствие гражданства. Ответ» . Международный журнал конституционного права . 18 (4): 1525–1530. дои : 10.1093/icon/moaa108 .
  69. ^ Сакко, Стивен (2022). «Отмена гражданства: устранение несовместимости между «почвой» и «кровью» политического членства и антирасистской демократией» . Джорджтаунский журнал иммиграционного права . 36 (2).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Арчибуги, Даниэле (2008). Глобальное Содружество Граждан. На пути к космополитической демократии . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-2976-7 .
  • Брукс, Том (2016). Стать британцем: проверка на британское гражданство . Прикус.
  • Бивен, Брэд и Джон Гриффитс. «Создание образцового гражданина: изменение понятия гражданства в Великобритании 1870–1939», Contemporary British History (2008) 22 № 2, стр. 203–225. дои : 10.1080/13619460701189559
  • Каренс, Джозеф (2000). Культура, гражданство и сообщество: контекстуальное исследование справедливости как беспристрастности . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-829768-0 .
  • Хитер, Дерек (2004). Краткая история гражданства . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN  978-0-8147-3672-2 .
  • Ховард-Хассманн, Рода Э .; Уолтон-Робертс, Маргарет (2015). Право человека на гражданство: скользкая концепция . Пенсильванские исследования в серии по правам человека. Издательство Пенсильванского университета. ISBN  9780812247176 .
  • Кимлика, Уилл (1995). Мультикультурное гражданство: либеральная теория прав меньшинств . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-829091-9 .
  • Маас, Виллем (2007). Создание европейских граждан . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-7425-5486-3 .
  • Мукерджи, Рия (2024). Гражданство в далитах и ​​литературе коренных народов Австралии . Рутледж. дои : 10.4324/9781003300892 . ISBN  9781003300892 . OCLC   1381208006 .
  • Маршалл, TH (1950). Гражданство и социальный класс и другие очерки . Издательство Кембриджского университета.
  • Шу, Генри (1950). Основные права .
  • Смит, Роджерс (2003). Истории народа: политика и мораль политического членства . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-52003-4 .
  • Сомерс, Маргарет (2008). Генеалогия гражданства: рынки, безгражданство и право иметь права . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-79394-0 .
  • Сойсал, Ясемин (1994). Границы гражданства. Мигранты и постнациональное членство в Европе . Издательство Чикагского университета.
  • Тернер, Брайан С. (1994). Гражданство и социальная теория . Мудрец. ISBN  978-0-8039-8611-4 .
  • Янг, Ирис Мэрион (январь 1989 г.). «Политика и групповые различия: критика идеала всеобщего гражданства». Этика . 99 (2): 250–274. дои : 10.1086/293065 . JSTOR   2381434 . S2CID   54215809 .
  • Лейде, Доминик (5 сентября 2023 г.) [13 октября 2006 г.]. «Гражданство» . В Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури; и др. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2023 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэндфордского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20baddcaa0bf059983d1a502c936f3fe__1722706020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/fe/20baddcaa0bf059983d1a502c936f3fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Citizenship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)