СМС Императрица и Королева Мария Терезия
![]() Императрица и королева Мария Терезия , где-то между 1898 и 1900 годами.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Предшественник | Никто |
Преемник | Кайзер Карл VI |
История | |
![]() | |
Имя | СМС Императрица и Королева Мария Терезия |
Тезка | Императрица и королева Мария Терезия |
Строитель | Триестский технический завод |
Заложен | 1 июля 1891 г. |
Запущен | 29 апреля 1893 г. |
Введен в эксплуатацию | Ноябрь 1894 г. |
Судьба | Передан Великобритании в 1920 году, разобран на металлолом. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Броненосный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 113,7 м (373 фута) |
Луч | 16,25 м (53 фута 4 дюйма) |
Черновик | 6,81 м (22 фута 4 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 19,35 узлов (36 км/ч ; 22 мили в час ) |
Дополнить | 475 |
Вооружение |
|
Броня |
|
SMS Kaiserin und Königin Maria Theresia (« Императрица и королева Мария Терезия ») — броненосный крейсер , использовавшийся императорским австро-венгерским флотом с 1895 по 1917 год; это был первый корабль этого типа, построенный ВМС Австро-Венгрии. Корабль уникальной конструкции был построен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте ; он был заложен в июле 1891 года, спущен на воду в апреле 1893 года и завершен в ноябре 1894 года. Вооруженный главной батареей из двух 24-сантиметровых (9,4 дюйма) орудий и восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий, корабль стал основой для два последующих проекта броненосных крейсеров для ВМС Австро-Венгрии.
В 1898 году Кайзерин и Кенигин Мария Терезия были отправлены в Карибский бассейн для защиты австро-венгерских интересов во время испано-американской войны ; она случайно прибыла у Сантьяго-де-Куба в то утро, когда испанская эскадра попыталась вырваться из американской блокады, и сама чуть не подверглась нападению. В 1900 году он был отправлен в Китай для оказания помощи в подавлении Боксерского восстания и оставался в водах Восточной Азии до 1902 года. В период с 1906 по 1910 год он был сильно модернизирован и после возвращения на флот служил в 1-й крейсерской дивизии. он использовался сначала как сторожевой корабль, а затем как казарменный корабль Во время Первой мировой войны . После окончания войны он был сдан Великобритании в качестве военного приза и в 1920 году разобран на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]
Начиная с середины 1880-х годов новый австро-венгерский морской комендант (командующий флотом) визеадмирал (вице-адмирал) Максимилиан Доблебский фон Штернек начал переориентацию австро-венгерской военно-морской стратегии. Флот до этого момента был сосредоточен на больших броненосных военных кораблях , но не смог продолжать строительство судов этого типа под руководством предыдущего морского коменданта вице -адмирала Фридриха фон Пёкка из-за отказа Императорского совета Австрии и сейма Австрии. Венгрия предоставит достаточные военно-морские бюджеты. Штернек решил принять концепции французской Jeune École (Молодая школа), которые предполагали, что флотилии дешевых торпедных катеров могут эффективно защищать береговую линию от флота дорогих линкоров . Торпедные катера будут поддерживаться тем, что Штернек назвал «торпедно-таранными крейсерами», которые будут защищать торпедные катера от крейсеров противника. [ 1 ] [ 2 ]
В своем плане флота на 1891 год Штернек предлагал, чтобы будущий австро-венгерский флот состоял из четырех эскадр, каждая из которых состояла из одного торпедно-таранного крейсера, меньшего торпедного крейсера , большого торпедного катера и шести меньших торпедных катеров. Военно-морской флот уже получил одобрение парламента на два из предложенных им торпедных крейсеров « Кайзер Франц Иосиф I» класса и три торпедных крейсера — два «Пантера» корабля класса и «Тайгер» . Третьему кораблю, предварительно получившему обозначение Torpedo-Ram Cruiser C , в 1889 году было разрешено начать строительство в предстоящем 1890 финансовом году, и первоначально планировалось водоизмещение 4000 длинных тонн (4100 т), но к тому времени стали доступны улучшенные типы брони. , что повышает вероятность того , что следующее судно может иметь традиционную поясную броню ; Раньше суда были защищенными крейсерами , полагавшимися исключительно на наклонную бронепалубу для защиты двигательной установки и магазинов с боеприпасами . [ 3 ]
Решение принять поясную броню побудило конструкторский состав рассмотреть новые варианты позже, в 1889 году. Первым было простое расширение конструкции кайзера Франца Иосифа I , увеличившее водоизмещение до 5100 длинных тонн (5200 т); второй был похож на французский броненосный крейсер Дюпюи де Лом водоизмещением 6220 длинных тонн (6320 т). Орудийное вооружение должно было состоять из двух 24-см (9,4 дюйма) орудий в отдельных орудийных башнях . Конструкторы подготовили два варианта последнего предложения: первый имитировал необычное французское решение разместить основное вооружение в крыльевых башнях , расположенных на миделе корабля , а второй принял традиционное расположение носовой и кормовой частей. В конечном итоге ВМФ выбрал проект водоизмещением 5100 тонн. [ 4 ] Контракт был заключен с Stabilimento Tecnico Triestino , австрийской верфью в Триесте . Два последующих броненосных крейсера, «Кайзер Карл VI» и «Санкт Георг» , представляли собой улучшенные версии этой конструкции. [ 5 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Kaiserin und Königin Maria Theresia имела длину 111,67 метра (366 футов 4 дюйма) по ватерлинии 113,7 м (373 фута) и общую длину . У нее была ширина 16,25 м (53 фута 4 дюйма) и осадка 6,81 м (22 фута 4 дюйма). Водоизмещение корабля росло по мере постройки, и к моменту завершения строительства оно имело проектное водоизмещение 5330 длинных тонн (5420 т), а при полной загрузке - 6026 длинных тонн (6123 т). Ее корпус имел ярко выраженный таранный нос . Первоначально была установлена пара тяжелых военных мачт , но они отрицательно повлияли на остойчивость корабля, поэтому на более позднем этапе ее карьеры их сняли. У нее был экипаж из 32 офицеров и 443 солдат. Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . [ 6 ] [ 5 ]
Корабль был оснащен двумя 3-цилиндровыми горизонтальными паровыми двигателями тройного расширения , при этом пар вырабатывался шестью угольными жаротрубными котлами , которые были подведены к двум трубам . Ее силовая установка была рассчитана на мощность 9000 лошадиных сил (9100 л.с. ) при максимальной скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час), хотя на скоростных испытаниях она достигла 19,35 узлов (35,84 км/ч; 22,27 миль в час). Запасы угля составили 9746 длинных тонн (9902 т), что позволило Kaiserin und Königin Maria Theresia пройти 3500 морских миль (6500 км; 4000 миль) с крейсерской скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 5 ] [ 7 ]
Kaiserin und Königin Maria Theresia была вооружена главной батареей из двух 24-см (9,4 дюйма) орудий KL/35 производства Krupp , смонтированных в двух одиночных башнях: носовой и кормовой. Эти орудия были основным наступательным вооружением и устанавливались в турели с электроприводом. Эти орудия поддерживались вторичной батареей из восьми орудий Krupp 15 см (5,9 дюйма) SK L/35 , которые размещались в отдельных казематных установках: четыре на главной палубе и четыре на верхней палубе. Для защиты от торпедных катеров он нес двенадцать орудий Skoda 47-мм (1,9 дюйма) L/44 и шесть 47-мм орудий Hotchkiss L/33; эти орудия устанавливались индивидуально в казематах, спонсонах или открытых установках. Он также нес пару десантных орудий калибра 7 cm L/18 , которые можно было вынести на берег для поддержки десанта. Ее вооружение дополняли четыре 45-сантиметровых (17,7 дюйма) торпедных аппарата : один в носовой части, один в корме и по одному с каждого борта. [ 6 ] [ 5 ]
Корабль был защищен бронепоясом из стальной брони толщиной 100 мм (3,9 дюйма). Основная палуба имела толщину от 38 до 57 мм (от 1,5 до 2,2 дюйма) и имела наклон по бокам, чтобы соответствовать нижнему краю ремня. Башни были защищены 100-мм броневыми листами и располагались на 150-мм барбетах . Вторичные казематы получили защиту 80 мм (3,1 дюйма), а передняя боевая рубка имела борта 50 мм (2 дюйма). [ 5 ] [ 7 ]
Модификации
[ редактировать ]За свою карьеру корабль несколько раз модернизировался с упором на уменьшение максимального веса; Помимо замены к 1903 году военных мачт простыми шестовыми, ее надстройка также была уменьшена. Два из ее 47-мм орудий были сняты в 1904 году в очередной попытке улучшить устойчивость. В 1906 году ее старые 24-см орудия были заменены парой современных скорострельных 19-см (7,6 дюйма) орудий SK L/42 в новых башнях меньшего размера. К 1910 году были внесены дальнейшие изменения, в том числе дальнейшее сокращение ее надстройки. Были установлены воронки большего размера для улучшения вентиляции котлов и, следовательно, производительности двигателя. Ее 15-см орудия были перенесены; орудия главной палубы были перенесены на верхнюю палубу, а все восемь орудий были перенесены дальше на оба конца надстройки, теперь установленной в амбразурах . Два были размещены по обе стороны от передней боевой рубки, а остальные четыре - рядом с задней башней. [ 8 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
«Императрица и королева Мария Терезия» 1 заложен июня 1891 года, спущен на воду 29 апреля 1893 года, вошел в состав флота в ноябре 1894 года. [ 5 ] В 1895 году австрийский эрцгерцог Карл Стефан взял эскадру военных кораблей, в том числе «Кайзерин» и «Кёнигин Мария Терезия» , в Германию для участия в торжествах по случаю открытия Кильского канала . эскадра зашла в порт Бреста во Франции По пути остановилась в Портсмуте . , а на обратном пути [ 9 ]
В феврале 1897 года «Кайзерин и Кенигин Мария Терезия» присоединились к Международной эскадре — многонациональным силам, состоящим из кораблей Австро -Венгерского флота , Французского флота , Императорского германского флота , Итальянского королевского флота ( Regia Marina ), Императорского российского флота и Королевского флота. это вмешалось в греческое восстание 1897-1898 годов на Крите против правления Османской империи ; Австро-венгерские войска были третьим по величине контингентом после итальянцев и британцев. Эскадра действовала до декабря 1898 года, но австро-венгры и немцы были недовольны компромиссом, выработанным для урегулирования конфликта на Крите, и поэтому досрочно вывели свои контингенты: Германия — в ноябре 1897 года, а Австро-Венгрия — в марте 1898 года. [ 10 ]
В 1898 году кайзер и король Мария Терезия были отправлены на Кубу во время испано-американской войны для эвакуации австрийских и немецких граждан в город Сантьяго . Корабль прибыл в Сантьяго 3 июля, в тот день, когда испанский адмирал Паскуаль Сервера-и-Топете попытался вырваться из гавани, преодолев американскую блокаду. [ 11 ] Американское вспомогательное судно USS Resolute заметило «Кайзерин и Кенигин Мария Терезия», приближающиеся к транспортам армии США у Сибони и Дайкири . Решительный проинформировал линкор USS Indiana об атаке «испанского линкора» на армейские корабли, после чего Индиана направилась в бой с предполагаемым испанским военным кораблем. После приближения на 6000 ярдов (5500 м) Индианы незадолго до того , капитан опознал Кайзерин и Кенигин Марию Терезию как его артиллеристы открыли огонь. У австрийского крейсера были аналогичные стычки с другими кораблями американского флота, когда он добивался разрешения у американского командующего на эвакуацию. [ 12 ] Осмотрев ее, адмирал Уильям Т. Сэмпсон американский командующий разрешил австрийскому крейсеру войти в гавань для выполнения своей миссии. Забрав эвакуированных, Кайзерин и Кенигин Мария Терезия отправились в Порт-Рояль , Ямайка, и оставались на Карибах до конца войны. [ 11 ] 9 мая она вылетела в Полу и прибыла 9 декабря. [ 13 ] Зимой 1898–1899 годов корабль служил в составе зимней учебной эскадры вместе с линкором « Будапешт» . [ 14 ]
Когда в начале 1900 года в Китае начало расти насилие против иностранцев, великие державы начали отправлять военные корабли на Дальний Восток, чтобы усилить давление на китайское правительство, чтобы оно обуздало насилие. На пике Боксерского восстания были «Кайзерин и Кенигин Мария Терезия» переброшены в этот район под командованием Виктора Риттера Блесса фон Самбучи вместе с многочисленными другими европейскими военными кораблями. за ним последовали крейсеры «Кайзерин Элизабет» и «Асперн» Он покинул Полу в июне, а в следующем месяце . Корабли присоединились к международному флоту у Таку в сентябре 1900 года, хотя к тому времени большая часть боевых действий уже произошла. Тем не менее, «Кайзерин и Кенигин Мария Терезия» и «Асперн» остались в водах Восточной Азии для длительного развертывания. Капитан Антон Хаус принял командование кораблем и в июне 1901 года повел корабль в Ханькоу вверх по реке Янцзы ; это был самый большой корабль, зашедший так далеко вверх по реке. [ 15 ] Он вернулся в Австро-Венгрию в 1902 году и был заменен в Китае новым броненосным крейсером « Кайзер Карл VI» . [ 16 ]
В период с 1906–1908 по 1909–1910 годы корабль был перестроен и оснащен более современными орудиями. 24-см орудия были заменены скорострельными 19-см орудиями L/42 производства Skoda. Также были установлены четыре 37-мм револьверные пушки Vickers. Тяжелые боевые мачты корабля были сняты. [ 17 ] В 1912 году корабль был отправлен в Салоники для защиты интересов Австро-Венгрии во время Балканских войн . [ 18 ] Затем она была направлена в 1-ю крейсерскую дивизию и осталась в ней после начала Первой мировой войны в августе 1914 года. [ 17 ] В его состав входили два других броненосных крейсера флота и три легких крейсера под командованием вице-адмирала Пола Фидлера. [ 19 ] Начиная с 1914 года он использовался в качестве корабля гавани в Шибенике . В 1916 году он был выведен из эксплуатации и в следующем году разоружен для использования в качестве казармы для экипажей немецких подводных лодок , действующих на австрийской военно-морской базе в Поле . Ее орудия были переоборудованы для использования на суше и отправлены на итальянский фронт. После окончания войны, в 1920 году, «Кайзерин и Кенигин Мария Терезия» была передана Великобритании в качестве военной награды . Британцы продали его итальянской судоразделочной фирме, которая разобрала его на металлолом. [ 17 ]
Сноски
[ редактировать ]
- ^ Сондхаус , стр. 51–53.
- ^ Додсон , с. 46.
- ^ Додсон , стр. 46–47.
- ^ Додсон , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зиехе и Билцер , с. 273.
- ^ Jump up to: а б Додсон , стр. 47, 169.
- ^ Jump up to: а б Додсон , с. 169.
- ^ Додсон , стр. 66–67, 169.
- ^ Сондхаус , с. 131.
- ^ Сондхаус , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Грегер , с. 61.
- ^ Пламя , стр. 143–145.
- ^ Грегер , стр. 61–62.
- ^ Сондхаус , с. 158.
- ^ Сондхаус , с. 140.
- ^ Сондхаус , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с Сиече , с. 331 .
- ^ Сондхаус , с. 206.
- ^ Сондхаус , с. 257.
Ссылки
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (2018). До линейного крейсера: большой крейсер в мировых флотах, 1865–1910 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-4738-9216-3 .
- Грегер, Рене (1980). «Австро-Венгерский флот и испано-американская война 1898 года». Международный военный корабль (1). Международная организация военно-морских исследований : 61–67.
- Лик, Джим (2009). Манила и Сантьяго: новый стальной флот в испано-американской войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-414-7 .
- Сиехе, Эрвин (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 326–347. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Сиехе, Эрвин и Билцер, Фердинанд (1979). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 266–283. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918 гг . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Сиехе, Эрвин (2002). Крейсеры и проекты крейсеров Австро-Венгерского флота 1889–1918 ] , (на немецком языке). Гамбург. ISBN 978-3-8132-0766-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )