Подводная лодка типа УБ I
![]() СМ УБ-2 и СМ УБ-16 во Фландрии. | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | |
Операторы | |
Предшественник | Тип UA |
Преемник | Тип УБ II |
Построен | 1914–1915 [4] |
В комиссии | 1915–1918 |
Завершенный | 20 [1] [2] |
Потерянный | 10 [2] [6] [а] |
Списано | 10 [1] [2] [3] |
Общие характеристики | |
Тип | прибрежная сверхмалая подводная лодка [1] |
Смещение | |
Длина |
|
Луч | 3,15 м (10 футов 4 дюйма) |
Высота | 7,30 м (23 фута 11 дюймов) [7] |
Черновик | 3,03 м (9 футов 11 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | |
Диапазон |
|
Глубина испытания | 50 метров (160 футов) [1] |
Дополнить | 14 [1] [8] |
Вооружение |
|
Примечания | Время погружения 33 секунды [1] |
типа . УБ I Подводная лодка (иногда известная как УБ-1) класс [5] — класс малых прибрежных подводных лодок ( U-boats ), построенных в Германии в начале Первой мировой войны . Было построено двадцать лодок, большая часть которых поступила на вооружение Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine ). Лодки данной конструкции эксплуатировались также в ВМС Австро-Венгрии ( Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine или KuK Kriegsmarine) и ВМС Болгарии . В австро-венгерском флоте он назывался U-10 классом .
Построенные для удовлетворения потребности в небольших маневренных подводных лодках, способных действовать в узких и мелководных морях у Фландрии , суда должны были быть быстро построены, затем отправлены по железной дороге и собраны в порту эксплуатации. Работы по проектированию начались в середине августа 1914 года, и к середине октября первые 15 лодок были заказаны на двух немецких верфях. Впоследствии Императорский флот Германии заказал дополнительную пару лодок взамен двух, проданных Австро-Венгрии , которая в апреле 1915 года заказала еще три лодки, всего было построено 20 UB.
Строительство первых лодок для Германии началось в начале ноября 1914 года; все 20 были построены к октябрю 1915 года. Некоторые из первых лодок прошли испытания в водах Германии, но остальные были собраны и испытаны либо в Антверпене , либо в Поле . Немецкие катера действовали преимущественно во Фландрской , Балтийской и Константинопольской флотилиях . Лодки имели длину около 28 метров (92 фута) и водоизмещение 127 тонн (125 длинных тонн) в надводном положении и 142 тонны (140 длинных тонн) в подводном положении. Все они имели два носовых торпедных аппарата и две торпеды и были оснащены палубным пулеметом .
В 1918 году четыре из уцелевших немецких лодок были переоборудованы в береговые минные заградители . Из семнадцати лодок, находившихся на вооружении Германии, две были проданы Австро-Венгрии, одна — Болгарии , а девять были потеряны во время войны. Одна из пяти австро-венгерских лодок была потоплена, а другая заминирована и не отремонтирована. Пять уцелевших немецких лодок, четыре уцелевших австро-венгерских катера и болгарский катер были переданы союзникам после окончания войны и разобраны .
Дизайн
[ редактировать ]На самых ранних этапах Первой мировой войны быстрое продвижение немецкой армии вдоль побережья Северного моря обнаружило, что у немецкого императорского флота не было подводных лодок, пригодных для действий в узких и мелководных морях у Фландрии . [11] [12] К 18 августа 1914 года, через две недели после немецкого вторжения в Бельгию , уже началось планирование серии небольших прибрежных подводных лодок. [12]
Императорский флот Германии установил, что подводные лодки должны транспортироваться по железной дороге, что установило максимальный диаметр 3,15 метра (10 футов 4 дюйма). Спешные усилия по планированию [11] — которому было присвоено название «Проект 34», — в результате появилась конструкция Type UB I, созданная специально для эксплуатации во Фландрии. Лодки должны были иметь длину около 28 метров (92 фута) и водоизмещение около 125 тонн (123 длинных тонны) с двумя носовыми торпедными аппаратами. [11] [Примечание 1]
Лодки конструкции Type UB I были построены двумя производителями: Germaniawerft из Киля и AG Weser из Бремена. [13] что привело к некоторым различиям в лодках двух верфей. Восемь лодок, построенных Germaniawerft, общей длиной 28,10 метра (92 фута 2 дюйма) были на 22 сантиметра (8,7 дюйма) длиннее, чем двенадцать лодок, построенных Weser. 3,15 метра (10 футов 4 дюйма) Все они находились на траверзе и имели осадку 3,03 метра (9 футов 11 дюймов). [1] Все лодки имели водоизмещение 127 тонн (125 длинных тонн) в надводном положении, но немного отличались по водоизмещению в подводном положении. [8] Немного более длинные лодки Germaniawerft водоизмещали 142 тонны (140 длинных тонн) в подводном положении, поскольку они весили на 1 тонну (0,98 длинных тонны) больше, чем лодки Weser. [5]
Трансмиссия лодок состояла из одного гребного вала, приводимого в движение «Даймлер» («Германияверфт») или «Кёртинг» («Везер») дизельным двигателем на поверхности, либо «Сименс-Шукерт» для подводного хода. электродвигателем [11] Лодки Weser были способны развивать скорость почти 7,5 узлов (13,9 км/ч; 8,6 миль в час) на поверхности и чуть более 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль в час) под водой. Лодки Germaniawerft были примерно на 1 узел (1,9 км/ч; 1,2 мили в час) медленнее, чем их бременские аналоги. [5] Лодки были оснащены двумя носовыми торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) и несли всего две торпеды. [1] [8] Они также были вооружены одним пулеметом калибра 8 мм (0,31 дюйма), прикрепленным к палубе. [12] Ни одна из лодок типа УБ I не имела палубного орудия . [8]
Строительство
[ редактировать ]15 октября 1914 года Императорский флот Германии заказал первые пятнадцать лодок типа UB I. [11] [12] Восемь лодок с номерами от UB-1 до UB-8 были заказаны у компании Germaniawerft в Киле. [11] [13] и семь лодок — с номерами от UB-9 до U-15 — от компании AG Weser из Бремена. [13] После того, как два самолета этого класса, UB-1 и UB-15 , были проданы в феврале 1915 года союзнице Австро-Венгрии (став U-10 и U-11 в австро-венгерском флоте), [14] Императорский флот Германии заказал UB-16 и UB-17 . у Везера [11] Еще три для Австро-Венгрии — U-15 , U-16 и U-17 — были заказаны у Везера к апрелю, в результате чего общее количество построенных самолетов достигло 20. [14] [Примечание 2]
УБ-1 и УБ-2 были заложены 1 ноября 1914 года на верфи Germaniawerft в Киле. [15] [16] [17] УБ-1 был спущен на воду 22 января 1915 года. [18] [16] всего 75 рабочих дней спустя. [13] Запуск УБ-2 состоялся 13 февраля. [18] [17] Среди лодок «Везера» UB-9 6 ноября 1914 г. и спущена на воду 6 февраля 1915 г. первой была заложена [19] на неделю впереди УБ-2 . Эти первые три спущенные на воду лодки прошли испытания в домашних водах, но большинство остальных представителей этого класса были отправлены по железной дороге и прошли испытания в пункте сборки. [20]
Процесс перевозки подводных лодок по железной дороге включал в себя разборку подводных лодок на комплекты для разборки . Каждую лодку разобрали примерно на пятнадцать частей и погрузили на восемь железнодорожных платформ . Лодки типа UB I, предназначенные для службы в составе Фландрийской флотилии ( U-boote des Marinekorps U-Flottille Flandern ), совершили пятидневное путешествие в Антверпен для двух-трехнедельного процесса сборки. После сборки в Антверпене лодки были отбуксированы на барже в Брюгге для испытаний. [20] Лодки, отобранные для службы в Средиземноморье, были отправлены в австро-венгерский порт Пола для сборки. [21] [22] Общее время от отправления вагонов с завода до готовности лодок к эксплуатации составило около шести недель. [20]
К июлю 1915 года все семнадцать самолетов типа UB Is Императорского флота Германии были построены. [23]
История
[ редактировать ]В ходе испытаний Type UB Is оказался слишком маленьким и слишком медленным. [24] и имел репутацию слабого человека; [25] один командир сравнил свой Тип UB I со « швейной машиной ». [25] По словам авторов Р. Х. Гибсона и Мориса Прендергаста в их книге 1931 года «Немецкая подводная война, 1914–1918» , у UB не было достаточно мощности, чтобы преследовать пароходы на поверхности, и им не хватало выносливости, чтобы проводить длительное время под водой, что истощало их батареи. после чуть более часа бега. [25] Эксплуатация в эксплуатации выявила еще одну проблему: при использовании одной комбинации гребного вала и двигателя, если какой-либо компонент выходил из строя, подводная лодка практически полностью выходила из строя. [24] [б]
Еще одной сообщаемой проблемой Type UB Is была тенденция срываться с дифферента после выстрела торпед. Лодки были оборудованы компенсационными баками, предназначенными для затопления и компенсации потери торпеды C/06 веса 1700 фунтов (770 кг), но эта система не всегда работала должным образом; [27] в результате при стрельбе с перископной глубины лодка могла после выстрела протянуться или, если на нее был взят слишком большой вес, погрузиться на глубину. Когда УБ-15 торпедировал и потопил Медузу в июне 1915 года, [28] танк не смог должным образом компенсировать это, и весь экипаж был вынужден бежать на корму, чтобы компенсировать дисбаланс дифферента. [27]
Несмотря на проблемы, «оловянные головастики», как их называли немцы, находились на действительной службе с марта 1915 года и до конца войны. [29] при этом половина из 20 лодок потеряна во время войны. [2] [6] Лодки этого класса служили в трех флотах: Императорском флоте Германии, ВМС Австро-Венгрии и ВМС Болгарии. [1] На немецкой службе они служили в основном во Фландрийской, Балтийской и Константинопольской флотилиях. [29]
Императорский флот Германии
[ редактировать ]Фландрская флотилия
[ редактировать ]Первым типом UB I, поступившим на вооружение, был UB-10 . [25] 27 марта 1915 года составивший ядро Фландрийской флотилии. [20] [30] К концу апреля в строй вступили еще пять лодок типа UB I. [23] В конечном итоге к UB-10 во Фландрийской флотилии присоединились UB-2 , UB-4 , UB-5 , UB-6 , UB-12 , UB-13 , UB-16 и UB-17 ; [31] из них только UB-2 добрался до Фландрии морским, а не железнодорожным транспортом. [20]
УБ-4 вылетел в первый патруль из Фландрии 9 апреля. [32] и был ответственен за потопление первого корабля, спущенного флотилией. [33] Катера типа UB I Фландрской флотилии первоначально патрулировали территорию между Великобританией и Нидерландами. [32] но начал патрулировать Ла-Манш после того, как UB-6 первым проложил маршрут мимо британских противолодочных сетей и мин в Дуврском проливе в конце июня. [34]
За первый год службы Типа УБ Ис УБ-4 и УБ-13 . были потеряны [35] а УБ-2 и УБ-5 были переданы Балтийской флотилии. [36] В марте 1917 года UB-6 села на мель в голландских водах и была интернирована до конца войны вместе со своим экипажем. [37] [38] [с] Четыре оставшихся во Фландрии типа УБ — УБ-10 , УБ-12 , УБ-16 , УБ-17 — к 1918 году были переоборудованы в минные заградители, сняв торпедные аппараты и заменив их желобами для перевозки до восьми мин. [1] Все, кроме УБ-10, были потеряны в 1918 году; [39] УБ-10 , находившийся в плохом ремонте и вышедший из строя, был затоплен в октябре 1918 года при эвакуации немцев из Фландрии. [37]
Балтийская флотилия
[ редактировать ]UB-9 первоначально был приписан к Балтийской флотилии ( U-boote der Ostseetreitkräfte V. U-Halbflottille к нему присоединились UB-2 и UB-5. Все три стали учебными лодками в Киле в 1916 году. ), а в начале 1916 года [36] присоединиться к UB-11 в этом долгу. [40] лодках типа UB I имеется мало информации О действующих на Балтике .
Константинопольская флотилия
[ редактировать ]Четыре катера Германского императорского флота — УБ-3 , УБ-7 , УБ-8 и УБ-14 — были отобраны для службы в составе Константинопольской флотилии. ( Дивизия U-boote der Mittelmeer в Константинопеле ). Все они были отправлены в Полу для сборки и испытаний там в составе Польской флотилии ( Deutsche U-Halbflottille Pola ) перед тем, как отправиться дальше, чтобы присоединиться к Константинопольской флотилии. УБ-3 пропал по пути в Константинополь в мае 1915 года. [21] но остальные трое прибыли туда к середине июня. [31]
Три катера типа UB I Константинопольской флотилии, судя по всему, патрулировали преимущественно Черное море . УБ-8 был передан ВМС Болгарии в мае 1916 г. [41] и УБ-7 пропали в Черном море в октябре 1916 года, [42] оставление UB-14 в качестве единственного оставшегося немецкого типа UB I во флотилии; [43] она была сдана в Севастополе в ноябре 1918 года французским армиям, дислоцированным там во время Гражданской войны в России . [44]
Австро-Венгерский флот
[ редактировать ]УБ-1 и еще незаконченный УБ-15 были проданы Австро-Венгрии в феврале 1915 года; оба были разобраны и отправлены в Полу в мае. [45] После одного похода под немецким флагом каждая лодка была принята в состав ВМС Австро-Венгрии. В октябре к паре, переименованной в U-10 и U-11 соответственно, присоединились U-15 , U-16 и U-17 . [2] Известный как U-10 или класс Окарина ( Окарина ) в составе ВМС Австро-Венгрии, [46] пять лодок действовали в основном в Адриатике, патрулируя у берегов Италии и Албании . [47] U-10 (бывший УБ-1 ) подорвалась на мине в июле 1918 года и была выброшена на берег, но до конца войны не была отремонтирована. U-16 была потоплена после того, как торпедировала итальянский эсминец в октябре 1916 года, а оставшиеся три (и неотремонтированная U-10 ) были переданы Италии в конце войны. [2]
Болгарский флот
[ редактировать ]После того, как УБ-8 была передана ВМС Болгарии в мае 1916 года, она была переименована в «Подводник № 18» (на кириллице : «Подводник № 18» ). Она была первой подводной лодкой Болгарии и в основном выполняла функции береговой обороны у главного черноморского порта Болгарии Варны . Подводник № 18 пережил войну и был передан Франции после Нейи-сюр-Сена . [3]
Список подводных лодок типа УБ I
[ редактировать ]Было построено двадцать подводных лодок типа UB I: 17 для Императорского флота Германии и три для ВМС Австро-Венгрии. [1] [2] Две немецкие подводные лодки — UB-1 и UB-15 — были проданы Австро-Венгрии и приняты на вооружение ВМС Австро-Венгрии под номерами U-10 и U-11 соответственно. [1] Эти два и еще три, построенные компанией AG Weser, представляли собой практически идентичный класс U-10 для ВМС Австро-Венгрии. [2] Еще одна из немецких подводных лодок, UB-8 , была продана Болгарии в мае 1916 года. [41] becoming Podvodnik No. 18 . [48]
Императорский флот Германии
[ редактировать ]- СМ УБ-1 (стал австро-венгерской Ю-10 , июль 1915 г.)
- СМ УБ-2
- СМ УБ-3
- СМ УБ-4
- СМ УБ-5
- СМ УБ-6
- СМ УБ-7
- СМ УБ-8 (стал Болгарским подводником № 18 , май 1916 г.)
- СМ УБ-9
- СМ УБ-10
- СМ УБ-11
- СМ УБ-12
- СМ УБ-13
- СМ УБ-14
- СМ УБ-15 (стал австро-венгерской Ю-11 , июнь 1915 г.)
- СМ УБ-16
- СМ УБ-17
Австро-Венгерский флот
[ редактировать ]В австро-венгерском флоте лодки типа UB I были известны как класс U-10 , который состоял из двух бывших немецких лодок типа UB I и трех, построенных специально для Австро-Венгрии.
Кроме того, четыре типа UB (приписанные к Польской флотилии, базирующейся на главной военно-морской базе австро-венгерского флота в Поле, получили австро-венгерские обозначения. [14] [д] . Это были СМ УБ-3 (как У-9 ), СМ УБ-7 (как У-7 ), СМ УБ-8 (как У-8 ), СМ УБ-14 (как У-26 ). [и] Эти четыре лодки оставались в составе Императорского флота Германии, сохранили немецкие экипажи и командиров и получали приказы от командующего немецкой флотилией в Поле.
Болгарский флот
[ редактировать ]В 1916 году Германия и Болгария договорились о покупке для болгарского флота двух лодок UB I, UB-7 и UB-8 . Два экипажа болгарских моряков были отправлены в Киль для обучения. Прежде чем закупка могла быть завершена, УБ-7 была потоплена, оставив Болгарии только одну лодку. [3] 25 мая 1916 года УБ-8 был официально передан Болгарии на оставшуюся часть войны и переименован в «Подводник № 18». [41]
История обслуживания
[ редактировать ]Имя | Дата запуска | Дата ввода в эксплуатацию | Корабли затоплены, повреждены или взяты в качестве приза. | Военно-морской | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
УБ-1/У-10 [16] | 22 января 1915 г. | 29 января 1915 г. | 1 | Австро-Венгрия | Передан Италии в качестве военной репарации и списан в Поле к 1920 году. |
УБ-2 [17] | 18 февраля 1915 г. | 20 февраля 1915 г. | 11 [51] | Германия | Распалась Стиннесом 3 февраля 1920 года. [38] |
УБ-3 [52] | 5 марта 1915 г. | 14 марта 1915 г. | 0 | Германия | Пропал без вести после 23 мая 1915 года. [53] |
УБ-4 [33] | Март 1915 г. | 23 марта 1915 г. | 4 [51] | Германия | Потоплен HM Armed Smack Inverlyon кораблем британским Q 15 августа 1915 года. [53] |
УБ-5 [54] | Март 1915 г. | 25 марта 1915 г. | 5 [51] | Германия | Разбит Dräger в Любеке в 1919 году. [38] |
УБ-6 [55] | Март 1915 г. | 8 апреля 1915 г. | 19 [51] | Германия | Затоплен своей командой в Хеллевутслейсе , Нидерланды, 18 марта 1917 года. Позже ее обломки были подняты и разбиты в Бресте в июле 1921 года. |
УБ-7 [56] | апрель 1915 г. | 6 мая 1915 г. | 4 [51] | Германия | Пропал после 27 сентября 1916 года. [57] |
UB-8/Podvodnik No. 18 [41] | апрель 1915 г. | 23 апреля 1915 г. | 1 | Болгария | Передан французам 23 февраля 1919 года. Позже отбуксирован в Бизерту , где списан после августа 1921 года. |
УБ-9 [19] | 6 февраля 1915 г. | 18 февраля 1915 г. | 0 | Германия | Разбит Dräger в Любеке в 1919 году. [38] |
УБ-10 [30] | 20 февраля 1915 г. | 15 марта 1915 г. | 37 [51] | Германия | Затоплен у Фландрии 5 октября 1918 года. |
УБ-11 [58] | 2 марта 1915 г. | 4 марта 1915 г. | 0 | Германия | Распалась Стиннесом 3 февраля 1920 года. [38] |
УБ-12 [59] | 2 марта 1915 г. | 29 марта 1915 г. | 24 [60] | Германия | Пропал после 19 августа 1918 года. |
УБ-13 [61] | 8 марта 1915 г. | 6 апреля 1915 г. | 12 [60] | Германия | Затоплен после 23 апреля 1916 г. [62] |
УБ-14 [44] | 23 марта 1915 г. | 25 марта 1915 г. | 7 [60] | Германия | Затоплен у Севастополя в Черном море в 1919 году. |
УБ-15/У-11 | 1915 | 11 апреля 1915 г. | 2 | Австро-Венгрия | Передан Италии в качестве военной репарации и сдан на слом в Поле в 1920 году. |
УБ-16 [63] | 26 апреля 1915 г. | 12 мая 1915 г. | 27 [60] | Германия | Потоплен торпедой HMS E34 10 мая 1918 года. |
УБ-17 [64] | 21 апреля 1915 г. | 4 мая 1915 г. | 16 [60] | Германия | Пропал без вести после 11 марта 1918 года. |
Ю-15 [65] | сентябрь 1915 г. | 6 октября 1915 г. | 6 | Австро-Венгрия | Передан Италии в качестве военной репарации и сдан на слом в Поле в 1920 году. |
Ю-16 [66] | 31 августа 1915 г. | 6 октября 1915 г. | 3 | Австро-Венгрия | Потоплен 17 октября 1916 года. |
Ю-17 [67] | 1915 | 6 октября 1915 г. | 2 | Австро-Венгрия | Передан Италии в качестве военной репарации и сдан на слом в Поле в 1920 году. |
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Мессимер перечисляет UB-3 , UB-4 , UB-6 , UB-7 , UB-10 , UB-12 , UB-13 , UB-16 и UB-17 как потопленные, затопленные или пропавшие без вести во время войны. . [6]
- ^ Многие проблемы конструкции Type UB I были устранены в более крупном Type UB II, который имел сдвоенные гребные винты, более крупные двигатели и более высокую максимальную скорость. [26]
- ↑ UB-6 вошел в территориальные воды Нидерландов из-за навигационной ошибки и сел на мель. Поскольку Нидерланды во время войны были нейтральными, а UB-6 не покинула территориальные воды Нидерландов в течение 24 часов, как того требует международное право, подводная лодка и ее экипаж были интернированы голландцами. Германия выразила протест, но поскольку посадка UB-6 на мель была результатом ошибки, а не бедствия, голландцы не смогли освободить подводную лодку. [ нужна ссылка ]
- ↑ После того, как Италия вступила в Первую мировую войну, объявив войну Австро-Венгрии 23 мая 1915 года, Германия почувствовала себя обязанной по договору поддерживать австро-венгров в нападениях на итальянские корабли, хотя официально Германия и Италия не находились в состоянии войны. В результате немецким подводным лодкам, действовавшим в Средиземноморье, были присвоены австро-венгерские номера и флаги. После 28 августа 1916 года, когда Германия и Италия официально находились в состоянии войны, эта практика продолжалась, главным образом, чтобы избежать обвинений в неправильном использовании флага. Эта практика была в основном прекращена к 1 октября 1916 года, за исключением нескольких крупных подводных лодок, которые продолжали использовать австро-венгерские номера. [49]
- ↑ Иногда упоминается как U-26 в австро-венгерском флоте, но официально она никогда не передавалась в австро-венгерский флот из Императорского флота Германии. [50]
- ↑ Дальнейшее усовершенствование конструкции — замена торпедных аппаратов минными желобами, но мало что изменилось — привело к созданию типа UC I. береговой подводной лодки-минного заградителя Миллер, с. 458.
- ↑ В ВМС Австро-Венгрии лодки типа UB I были известны как класс U-10 .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гардинер, стр. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гардинер, стр. 343.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер, стр. 412.
- ^ Гардинер, стр. 173, 180.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Таррант, с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Мессимер, стр. 127–36.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Типы подводных лодок Первой мировой войны: Тип UB I» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 26 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мессимер, с. 7.
- ^ Грёнер 1991 , стр. 22–23.
- ^ Юнг, стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Миллер, стр. 46–47.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карау, с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильямсон, с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер, стр. 341.
- ^ Таррант, с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 1» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 2» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант, с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 9» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Карау, с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Мессимер, стр. 126–27.
- ^ Гибсон и Прендергаст, с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант, с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гибсон и Прендергаст, стр. 38–39.
- ^ Уильямсон, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Штерн, с. 25.
- ^ Сокол, с. 109
- ^ Перейти обратно: а б Таррант, стр. 23, 34, 56, 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 10» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант, с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Карау, с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 4» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Карау, с. 51.
- ^ Мессимер, стр. 129, 134.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант, с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Мессимер, с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гибсон и Прендергаст, с. 332.
- ^ Мессимер, стр. 133, 135–6.
- ^ Гибсон и Прендергаст, с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 8» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Мессимер, с. 131
- ^ Таррант, стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 14» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Ассоциация Имперского и Королевского флота, с. 12.
- ^ Баумгартнер и Сиехе, как приведено здесь (перепечатано и переведено на английский язык Сиехе). Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Ассоциация Имперского и Королевского флота, стр. 13–17.
- ^ Йорданов, с. 130–145.
- ^ Гардинер, стр. 341.
- ^ Сокол, с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Таррант, с. 154.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 3» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант, с. 24.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 5» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 6» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 7» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Таррант, с. 35.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 11» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 12» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Таррант, с. 155.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 13» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Таррант, с. 30.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 16» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: УБ 17» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: КУК У 15» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: КУК У 16» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: КУК У 17» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 18 апреля 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бендерт, Харальд (2000). Лодки УБ Императорского флота, 1914-1918 гг. Миссии, успехи, судьба (на немецком языке). Гамбург : Verlag ES Mittler & Sohn GmbH . ISBN 3-8132-0713-7 .
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны . Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Престон, Энтони (1978). Подводные лодки . Лондон, Англия : Bison Books. АСИН B0011WGKMS . OCLC 4880506 .
- Баумгартнер, Лотар; Эрвин Сие (1999). Корабли к.(у.)к. Kriegsmarine im Bild = Австро-венгерские военные корабли в фотографиях (на немецком языке). Вена : Книжный магазин Stöhr Publishing. ISBN 978-3-901208-25-6 . OCLC 43596931 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Гибсон, Р.Х.; Морис Прендергаст (2003) [1931]. Немецкая подводная война 1914–1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 9781591143147 . OCLC 52924732 .
- Ассоциация Имперского и Королевского флота. «Tengeralattjárók» (PDF) (на венгерском языке). Ассоциация Имперского и Королевского флота. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2021 года . Проверено 2 марта 2009 г.
- Йорданов, Николай (1999). Первая болгарская подводная лодка («Первая болгарская подводная лодка») (на болгарском языке). Том. книга 3. София:Военно-исторический сборник. стр. 130–145.
- Юнг, Дитер (2004). Императорский флот в 1914-1918 годах и его местонахождение . Бернард и Грефе. ISBN 3-7637-6247-7 .
- Карау, Марк Д. (2003). Владение кинжалом: Корпус морской пехоты Фландрии и военные усилия Германии, 1914–1918 гг . Вестпорт, Коннектикут : Praeger Publishing . ISBN 978-0-313-32475-8 . OCLC 51204317 .
- Мессимер, Дуайт Р. (2002). Вершоллен: Потери подводных лодок в Первой мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-475-3 . OCLC 231973419 .
- Миллер, Дэвид (2002). Иллюстрированный справочник подводных лодок мира . Сент-Пол, Миннесота : MBI Pub. компании ISBN 978-0-7603-1345-9 . OCLC 50208951 .
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. ОСЛК 1912 года .
- Стерн, Роберт Сесил (2007). Охотник, на которого охотятся: подводная лодка против подводной лодки: встречи от Первой мировой войны до наших дней . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-379-6 . OCLC 123127537 .
- Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок: 1914–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-764-7 . OCLC 20338385 .
- Уильямсон, Гордон (2002). Подводные лодки кайзеровского флота . Оксфорд : Оспри. ISBN 978-1-84176-362-0 . OCLC 48627495 .