Протяжка (морская)

Протяжка — это резкое, непроизвольное изменение курса судна навстречу ветру, возникающее в результате потери управления по курсу, когда руль направления судна становится неэффективным. Это может быть вызвано воздействием ветра или волн . Порыв ветра может кренить (наклонять) парусное судно, поднимая его руль над водой. Как моторные, так и парусные суда могут выйти из строя, когда воздействие волн снижает эффективность руля. Этот риск возникает при движении в том же направлении, в котором движутся волны. Потеря управления по любой из причин обычно приводит к тому, что судно оказывается по траверсу в море, а в более серьезных случаях момент качки может вызвать опрокидывание .
Альтернативное значение в контексте эксплуатации подводных лодок — непреднамеренное всплытие мелкоходящей подводной лодки в глубокую волнистую впадину. [1]
Причины
[ редактировать ]Ветер
[ редактировать ]Протяжка, вызванная действием ветра, может произойти, когда судно уходит от ветра и его паруса внезапно подавляются порывом ветра, что приводит к чрезмерному крену. Крен изменяет ориентацию руля направления от вертикальной, уменьшая горизонтальную силу, которую может оказывать вода, протекая мимо руля направления. В крайнем случае крен может поднять руль над водой. При потере управления курсом судно разворачивается против ветра. [2] При этом судно может накрениться до горизонтального положения и опрокинуться. [3] Такой потере управления могут предшествовать колебания мачты и курса судна, поскольку рулевой пытается сохранить управление. [2]
Волны
[ редактировать ]Любое судно, движущееся в том же направлении и почти с той же скоростью, что и большие волны (относительно судна), рискует потерять управление по курсу, когда корма поднимается в воде настигающей волной. Вблизи гребня большой волны орбитальное движение верхней части волны происходит в том же направлении, что и курс судна, и может иметь ту же скорость, что и судно. Когда орбитальное движение волны сводит к минимуму скорость руля направления в окружающей воде, руль направления теряет эффективность и рулевое управление ухудшается. Судно, вероятно, раскачается на волнах, перевернется набок и, возможно, перевернется. Корабельные архитекторы лишь недавно начали создавать работоспособные математические модели протяжки: сложность обусловлена нелинейной природой этого явления. Хорошо известно, что «катание на волне» (движение с той же скоростью, что и волны) создает существенный риск возникновения волн. [4] Воздействие волн может способствовать протяжке, инициируемой порывами ветра. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сондерс, Гарольд Э. (1965). «10: Определения и номенклатура мореходства». В Таггарте, Роберт (ред.). Гидродинамика в судостроении . Том. 3. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Общество военно-морских архитекторов и морских инженеров. п. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с Колгейт, Стив (1979). Энн Мэдден (ред.). Колебания и качения . Больше отделки паруса. Sail Books Inc. и Адлардс Коул. п. 138.
- ^ Брюс, Питер (2016). Парусный спорт в тяжелую погоду (7-е изд.). Блумсбери. п. 248. ИСБН 978-1-4729-2820-7 . Проверено 21 июня 2017 г.
- ^ Роусон, К.Дж.; Таппер, ЕС (1976). Основная теория корабля . Том. 2. Эльзевир Наука. п. 562. ИСБН 978-0-08-052338-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Пилотирование Чепмена: мореплавание и управление лодкой . Нью-Йорк: Hearst Marine Books. 1999. ISBN 978-0-688-16890-2 .
- Джобсон, Гэри (1987). Основы парусного спорта . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-60598-8 – через Archive Foundation.
- Муди, Колин (1983). Херрешофф, Хэлси (ред.). Справочник моряка . Бостон: Литтл Браун и компания . ISBN 978-0-316-54693-5 – через Archive Foundation.
- Русманьер, Джон (1 октября 1999 г.). Книга мореплавания Аннаполиса (3-е изд.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-0-684-85420-5 .
- Зейдман, Дэвид (24 марта 2011 г.). Полный моряк (2-е изд.). Камден, я: International Marine /Ragged Mountain Press/ McGraw-Hill . ISBN 978-0-07-174957-2 .