Jump to content

Тибетские мусульмане

(Перенаправлено с Каче )

Тибетские мусульмане
Хаче , Хазар
Семья тибетских мусульман в Амдо , начало 20 века.
Регионы со значительной численностью населения
 Китай ( Тибет АР ) 5,000 [ 1 ]
 Индия ( Кашмир , Ладакх ) 1,500+ [ 2 ]
   Непал 300–400 [ 3 ]
Языки
тибетский , мандаринский , кашмирский
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Тибетские буддисты , Балтис
Тибетские мусульмане
тибетское имя
тибетский мусульманин
Транскрипции
Wyliekha-che
Китайское имя
китайский Качи
Буквальный смысл Хаче ( фонетический )
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinKǎqì
Альтернативное китайское название
китайский спрятаться назад
Буквальный смысл Тибетский Хуэй
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZàng Huí
Второе альтернативное китайское имя
китайский Гуге люди
Буквальный смысл Гуге люди
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinGǔgé rén

Тибетские мусульмане , также известные как хаче ( тиб .: ཁ་ཆེ་ , букв. « кашмирцы » ) — тибетцы , придерживающиеся ислама . [ 2 ] [ 4 ] Многие из них являются потомками кашмирцев , ладакхцев и непальцев , прибывших в Тибет в 14-17 веках. [ 5 ] проживает около 5000 тибетских мусульман В Китае . [ 1 ] более 1500 в Индии , [ 2 ] и от 300 до 400 в Непале . [ 3 ]

Правительство Китайской Народной Республики не признает тибетских мусульман как отдельную этническую группу; они группируются с тибетскими приверженцами буддизма и бон . Напротив, китайскоязычные мусульмане хуэй отличаются от большинства ханьских китайцев . [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

В Тибете тибетские мусульмане известны как хаче , что по-тибетски буквально «кашмирцы», поскольку многие из них являются потомками досовременных эмигрантов из Кашмира. [ 5 ] В Непале они разделены на две группы: хаче , имеющие кашмирское происхождение и, следовательно, имеющие индийские паспорта; и Хазар , которые имеют непальское происхождение и поэтому имеют непальские паспорта. [ 7 ]

Большая мечеть Лхасы

Ранняя история

[ редактировать ]

Первые контакты между Тибетом и исламским миром начались примерно в середине восьмого века, когда они возникли в результате сочетания торговли по Шелковому пути и военного присутствия мусульманских сил в Ферганской долине . [ 8 ] Несмотря на смутные знания исламского мира о Тибете, существовало несколько ранних исламских работ, в которых Тибет упоминается. Одним из таких источников является работа Абу Саида Гардези под названием «Зайн аль-Ахбар» . В нем в работе упоминается окружающая среда, фантастическое происхождение тибетцев (через химьяритов), божественность царя, основные ресурсы (например, мускус) и описание торговых путей в Тибет и из него. Другой источник, «Худуд аль-Алам» («Регионы мира»), написанный неизвестным автором в 982 или 983 году в Афганистане , содержит в основном географию, политику и краткие описания тибетских регионов, городов, поселков и других местностей. Этот источник впервые прямо упоминает о присутствии мусульман в Тибете, утверждая, что в Лхасе была одна мечеть и небольшое мусульманское население. [ 9 ]

Во время правления Садналега (799–815 гг.) шла затяжная война против арабских держав на Западе. Похоже, что тибетцы захватили некоторое количество арабских войск и заставили их служить на восточной границе в 801 году. Тибетцы действовали даже на западе, вплоть до Самарканда и Кабула . [ 10 ] Арабские силы начали брать верх, и тибетский правитель Кабула подчинился арабам и принял мусульманство около 812 или 815 года. [ 11 ]

Четырнадцатый век по настоящее время

[ редактировать ]

Обширная торговля с Кашмиром , Ладакхом и Балтистаном также привела мусульман в Тибет, особенно после принятия или растущего присутствия ислама в этих регионах, начиная с четырнадцатого века. Продолжающийся рост мусульман продолжался в результате тибетско -ладакского договора 1684 года , по которому тибетское правительство разрешало торговым миссиям из Ладакха въезжать в Лхасу каждые три года. [ 12 ] Многие мусульмане Кашмира и Ладакха присоединились к этим миссиям, некоторые из них поселились в Тибете. [ 13 ]

Во время правления Далай-ламы Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617–1682) в Тибете обосновалась постоянная мусульманская община. Им было разрешено избирать свой собственный совет представителей, урегулировать юридические споры своей группы с исламским правом, а также им была подарена часть земли для строительства мечети недалеко от Лхасы . [ 14 ] Сообщество вскоре переняло такие аспекты тибетской культуры, как одежда, диета и тибетский язык . [ 15 ]

Приток кашмирских мусульман в Непале (первоначально имевших торговые контакты со своими родственниками в Тибете) бежал в Тибет, начиная с 1769 года, из-за вторжения в долину Катманду Притхви Нараян Шаха . Еще в семнадцатом веке Нинся и другие северо-западные хуэй (китайские мусульмане) начали селиться в восточных районах Тибета (например, в Амдо ). Они вступили в брак с местными тибетцами и продолжали поддерживать обширные торговые контакты с другими мусульманами внутри Китая. [ 13 ]

Другая недавняя волна новых мусульманских поселенцев началась после завоевания Тибета дограми в 1841 году. Многие мусульманские войска Кашмира, Балти и Ладакха (которые были взяты в плен во время борьбы с армией догра) остались, чтобы поселиться в Тибете. Несколько индуистских догра также поселились в Тибете и впоследствии приняли ислам. [ 13 ] [ 15 ]

Среди многих подгрупп хуэй географическое распространение «тибетских хуэй / тибетских мусульман» ограничено территорией Тибета, и в Китае есть два основных района распространения - «тибетские хуэй» в районе Кариган современного Хуалуна. Хуэйский автономный округ в провинции Цинхай , первоначальной этнической группой которого были тибетцы, и из-за их давних тесных экономических связей с окружающими их хуэйцами, в своей повседневной жизни находился под влиянием хуэй, что привело к их культурной интеграции религиозных верований хуэй. и их обращение в ислам, и окружающие этнические группы признали их «тибетскими мусульманами» и «тибетскими мусульманами». Тибетские хуэй в Лхасе (в отличие от других тибетских мусульман, живущих в других местах) считают себя сильно отличающимися от китайских мусульман и иногда вступают в брак с другими тибетцами (в том числе с буддистами). [ 16 ]

За пределами Лхасы небольшие мусульманские общины и мечети существуют в Шигадзе , Цетанге и Чэнгуане . [ 5 ] [ 17 ] Их предками были хуэй, и поскольку они долгое время жили на территории Тибета, они заимствовали образ жизни тибетцев, как в случае с группами хуэй в Дицин-Тибетском автономном округе в провинции Юньнань . Их называют «тибетскими мусульманами» и «тибетскими хуэй», потому что они жили и росли в тибетских районах более века и находились под сильным влиянием тибетской культуры, а их повседневная жизнь аналогична жизни тибетцев. [ 18 ] наблюдается тенденция Согласно исследованию 2008 года, в последние годы среди тибетцев в округе Шангри-Ла вернуться в ислам с исчезновением таких духовных верований, как тибетский буддизм , донгбаизм , колдовство и примитивные верования, и появлением более набожных верований. в исламе. [ 19 ]

Вопрос о гражданстве

[ редактировать ]

В 1959 году премьер-министр Джавахарлал Неру пришел к выводу, что Баркор Хаче являются гражданами Индии. [ 20 ] Первое письмо, написанное общиной Баркор Хаче в Лхасе, было адресовано тибетским мусульманам в Калимпонге в 1959 году: [ 20 ]

Нам жизненно важно сообщить вам, что китайское правительство после недавних беспорядков в Лхасе угрожающе спросило нас о нашем происхождении. В ответ мы убедительно заявили, что являемся кашмирцами и подданными Индии. Китайское правительство делает все возможное, чтобы подчинить нас и сделать нас гражданами Китая.

Китайское правительство пыталось заставить Баркор Хаче принять китайское гражданство и отказаться от претензий на индийское гражданство. [ 21 ] Первоначально Китай не позволил им эмигрировать в Индию. [ 22 ] Китайские власти преследовали их, избивали, облагали произвольно высокими налогами и велели им посещать «встречи идеологической обработки». [ 23 ] 2 сентября 1960 года китайские лидеры объявили, что Баркор Хаче будет разрешено уйти. [ 24 ] Позже в том же месяце Баркор Хаче начали уезжать в Индию через Королевство Сикким . [ 25 ] Тогда как вапалинг хаче решили остаться в Хевалине. [ 26 ]

Тибетские мусульмане, как и мусульмане в других частях Китая, являются суннитами и, как и другие тибетцы, говорят на местном диалекте тибетского языка . [ 27 ] Народ Балти в Балтистане , принадлежащий к шиитской секте, также использует диалект тибетского языка (местный известный как Балти), который представляет собой смесь других языков. [ 28 ] но написан арабским алфавитом со многими заимствованиями из арабского , персидского и урду , а жители Бэлць также используют как персидский, так и урду. [ 29 ] [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Тибет» . Государственный департамент США .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Заргар, Сафват (31 июля 2019 г.). «Тибетские мусульмане Кашмира» . Дипломат . Проверено 1 декабря 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Хенниг, Клэр (11 июля 2014 г.). «Меньшинство в меньшинстве» . Непальские времена .
  4. ^ «Тибетские мусульмане, сделавшие Кашмир своим домом» . Новости Би-би-си . 1 декабря 2017 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Кабесон, Хосе Игнасио (февраль 1998 г.). «Ислам на крыше мира» . Мир Арамко . Проверено 8 января 2022 г.
  6. ^ Го Цзяцзи, Бянь Минше (2012). Исследование по защите, наследию и развитию этнической культуры в префектуре Дицин , Народное издательство Юньнань: Куньмин .  978-7-222-09611-0 .
  7. ^ Шерпа, Дуксанг (23 мая 2018 г.). «В Тибете тоже есть мусульмане» . Непальские времена .
  8. ^ Снайдер, Дж. К. (1997). После Империи: новая геополитика Центральной Азии . Издательство ДИАНА. п. 140. ИСБН  978-0-7881-4666-4 . Проверено 13 мая 2024 г.
  9. ^ Шеффер, Куртис; Капштейн, Мэтью; Таттл, Грей (2013). Источники тибетской традиции . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 24–29. ISBN  978-0-231-13599-3 .
  10. ^ Награ, БЖС (2021). Правда о Тибете: нация, потерянная миром . Идея Пресс. п. 98. ИСБН  978-1-64983-961-9 . Проверено 11 марта 2024 г.
  11. ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии. История борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье, 1987, Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02469-3 , стр. 14, 48, 50.
  12. ^ Варику, К. (2009). Гималайские границы Индии: исторические, геополитические и стратегические перспективы . Серия Routledge «Современная Южная Азия». Тейлор и Фрэнсис. п. 4. ISBN  978-1-134-03294-5 . Проверено 11 марта 2024 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Берзин, Александр. «История мусульман Тибета» . Studybuddhism.com . Проверено 22 октября 2019 г.
  14. ^ Шайк ван, Сэм (2011). Тибет: История . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 128. ИСБН  9780300194104 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Шейх, Абдул Гани (1991). «Тибетские мусульмане». Тибетский журнал . 16 (4): 86–89. JSTOR   43300418 .
  16. ^ Глэдни, Дрю (1996). Китайцы-мусульмане: этнический национализм в Народной Республике (2-е изд.). Кембридж: Издательство Гарвардского университета. стр. 33, 34, 36. ISBN.  0-674-59497-5 .
  17. ^ Га, Цзанцзя (2003). Тибетские религии . Китайская межконтинентальная пресса. п. 159. ИСБН  978-7-5085-0232-8 .
  18. ^ Чжан Ши, под редакцией Ли Хунчуня (2012 г.). Исследование тибетской этнической группы хуэй в округе Шангри-Ла, провинция Юньнань Издательство интеллектуальной собственности: Пекин, стр. 25–26. .  978-7-5130-1197-6 .
  19. ^ Ли Хунчун (2008). «Мысли о социальных и культурных изменениях «тибетского хуэй» в Юньнани» Китайская тибетология (2): 41–48.
  20. ^ Перейти обратно: а б Этвилл 2018 , с. 103-104.
  21. ^ Этвилл 2018 , с. 109.
  22. ^ Этвилл 2018 , с. 112.
  23. ^ Этвилл 2018 , с. 115.
  24. ^ Этвилл 2018 , с. 116.
  25. ^ Этвилл 2018 , с. 118.
  26. ^ Пауэрс, Д.С.; Тальякоццо, Э. (2023). Исламская ойкумена: сравнение мусульманских обществ . Издательство Корнельского университета. п. 86. ИСБН  978-1-5017-7240-5 . Проверено 13 мая 2024 г.
  27. ^ Клигер, ПК (2006). Материалы десятого семинара IATS, 2003. Том 2: Тибетские пограничья . Библиотека тибетских исследований Брилла. Брилл. п. 204. ИСБН  978-90-474-1145-1 . Проверено 11 марта 2024 г.
  28. ^ (Япония) Ямагути Зуихо и др. (1989). Сборник переведенных текстов по зарубежным тибетским исследованиям, № 6. Лхаса: Народное издательство Тибета, стр. 978 .  7-223-00313-8 .
  29. ^ (Пакистан) Мухаммад Юсуф Хусейн Абади (2011) История и культура Балтистана (Малого Тибета) Пекин: China Tibetology Press, стр. 258 .  978-7-80253-336-3 .
  30. ^ ван Дрим, Г. (2022). Языки Гималаев: Том 2 . Справочник востоковедения. Раздел 2 Южная Азия. Брилл. п. 850. ИСБН  978-90-04-51492-8 . Проверено 11 марта 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Акасой, Анна; Бернетт, Чарльз; Йоэли-Тлалим, Ронит. (2016). Ислам и Тибет: взаимодействие на мускусных путях. Рутледж, 2016. ISBN   978-1-138-24704-8 .
  • Этвилл, Дэвид Г. «Границы принадлежности: китайско-индийские отношения и инцидент с тибетскими мусульманами 1960 года». Журнал азиатских исследований 75, вып. 03 (август 2016 г.): 595–620, дои : 10.1017/S0021911816000553 .
  • Этвилл, Дэвид Г. (2018), Исламский Шангри-Ла: межазиатские отношения и мусульманские общины Лхасы, 1600–1960 (1-е изд.), University of California Press
  • Шейх Абдул Гани. (1991). «Тибетские мусульмане». Тибетский журнал . Том. XVI, № 4. Зима, 1991, стр. 86–89.
  • Сиддики, Атаулла. (1991). «Мусульмане Тибета». Тибетский журнал . Том. XVI, № 4. Зима, 1991, стр. 71–85.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71466a24d17841a062df35bd5b1bfe65__1722474480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/65/71466a24d17841a062df35bd5b1bfe65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tibetan Muslims - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)