Тибетские мусульмане
Хаче , Хазар | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай ( Тибет АР ) | 5,000 [ 1 ] |
Индия ( Кашмир , Ладакх ) | 1,500+ [ 2 ] |
Непал | 300–400 [ 3 ] |
Языки | |
тибетский , мандаринский , кашмирский | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Тибетские буддисты , Балтис |
Тибетские мусульмане | |||
---|---|---|---|
тибетское имя | |||
тибетский | мусульманин | ||
| |||
Китайское имя | |||
китайский | Качи | ||
Буквальный смысл | Хаче ( фонетический ) | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | спрятаться назад | ||
Буквальный смысл | Тибетский Хуэй | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
китайский | Гуге люди | ||
Буквальный смысл | Гуге люди | ||
|
Часть серии о Ислам в Китае |
---|
Исламский портал • китайский портал |
Тибетские мусульмане , также известные как хаче ( тиб .: ཁ་ཆེ་ , букв. « кашмирцы » ) — тибетцы , придерживающиеся ислама . [ 2 ] [ 4 ] Многие из них являются потомками кашмирцев , ладакхцев и непальцев , прибывших в Тибет в 14-17 веках. [ 5 ] проживает около 5000 тибетских мусульман В Китае . [ 1 ] более 1500 в Индии , [ 2 ] и от 300 до 400 в Непале . [ 3 ]
Правительство Китайской Народной Республики не признает тибетских мусульман как отдельную этническую группу; они группируются с тибетскими приверженцами буддизма и бон . Напротив, китайскоязычные мусульмане хуэй отличаются от большинства ханьских китайцев . [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]В Тибете тибетские мусульмане известны как хаче , что по-тибетски буквально «кашмирцы», поскольку многие из них являются потомками досовременных эмигрантов из Кашмира. [ 5 ] В Непале они разделены на две группы: хаче , имеющие кашмирское происхождение и, следовательно, имеющие индийские паспорта; и Хазар , которые имеют непальское происхождение и поэтому имеют непальские паспорта. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Первые контакты между Тибетом и исламским миром начались примерно в середине восьмого века, когда они возникли в результате сочетания торговли по Шелковому пути и военного присутствия мусульманских сил в Ферганской долине . [ 8 ] Несмотря на смутные знания исламского мира о Тибете, существовало несколько ранних исламских работ, в которых Тибет упоминается. Одним из таких источников является работа Абу Саида Гардези под названием «Зайн аль-Ахбар» . В нем в работе упоминается окружающая среда, фантастическое происхождение тибетцев (через химьяритов), божественность царя, основные ресурсы (например, мускус) и описание торговых путей в Тибет и из него. Другой источник, «Худуд аль-Алам» («Регионы мира»), написанный неизвестным автором в 982 или 983 году в Афганистане , содержит в основном географию, политику и краткие описания тибетских регионов, городов, поселков и других местностей. Этот источник впервые прямо упоминает о присутствии мусульман в Тибете, утверждая, что в Лхасе была одна мечеть и небольшое мусульманское население. [ 9 ]
Во время правления Садналега (799–815 гг.) шла затяжная война против арабских держав на Западе. Похоже, что тибетцы захватили некоторое количество арабских войск и заставили их служить на восточной границе в 801 году. Тибетцы действовали даже на западе, вплоть до Самарканда и Кабула . [ 10 ] Арабские силы начали брать верх, и тибетский правитель Кабула подчинился арабам и принял мусульманство около 812 или 815 года. [ 11 ]
Четырнадцатый век по настоящее время
[ редактировать ]Обширная торговля с Кашмиром , Ладакхом и Балтистаном также привела мусульман в Тибет, особенно после принятия или растущего присутствия ислама в этих регионах, начиная с четырнадцатого века. Продолжающийся рост мусульман продолжался в результате тибетско -ладакского договора 1684 года , по которому тибетское правительство разрешало торговым миссиям из Ладакха въезжать в Лхасу каждые три года. [ 12 ] Многие мусульмане Кашмира и Ладакха присоединились к этим миссиям, некоторые из них поселились в Тибете. [ 13 ]
Во время правления Далай-ламы Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617–1682) в Тибете обосновалась постоянная мусульманская община. Им было разрешено избирать свой собственный совет представителей, урегулировать юридические споры своей группы с исламским правом, а также им была подарена часть земли для строительства мечети недалеко от Лхасы . [ 14 ] Сообщество вскоре переняло такие аспекты тибетской культуры, как одежда, диета и тибетский язык . [ 15 ]
Приток кашмирских мусульман в Непале (первоначально имевших торговые контакты со своими родственниками в Тибете) бежал в Тибет, начиная с 1769 года, из-за вторжения в долину Катманду Притхви Нараян Шаха . Еще в семнадцатом веке Нинся и другие северо-западные хуэй (китайские мусульмане) начали селиться в восточных районах Тибета (например, в Амдо ). Они вступили в брак с местными тибетцами и продолжали поддерживать обширные торговые контакты с другими мусульманами внутри Китая. [ 13 ]
Другая недавняя волна новых мусульманских поселенцев началась после завоевания Тибета дограми в 1841 году. Многие мусульманские войска Кашмира, Балти и Ладакха (которые были взяты в плен во время борьбы с армией догра) остались, чтобы поселиться в Тибете. Несколько индуистских догра также поселились в Тибете и впоследствии приняли ислам. [ 13 ] [ 15 ]
Среди многих подгрупп хуэй географическое распространение «тибетских хуэй / тибетских мусульман» ограничено территорией Тибета, и в Китае есть два основных района распространения - «тибетские хуэй» в районе Кариган современного Хуалуна. Хуэйский автономный округ в провинции Цинхай , первоначальной этнической группой которого были тибетцы, и из-за их давних тесных экономических связей с окружающими их хуэйцами, в своей повседневной жизни находился под влиянием хуэй, что привело к их культурной интеграции религиозных верований хуэй. и их обращение в ислам, и окружающие этнические группы признали их «тибетскими мусульманами» и «тибетскими мусульманами». Тибетские хуэй в Лхасе (в отличие от других тибетских мусульман, живущих в других местах) считают себя сильно отличающимися от китайских мусульман и иногда вступают в брак с другими тибетцами (в том числе с буддистами). [ 16 ]
За пределами Лхасы небольшие мусульманские общины и мечети существуют в Шигадзе , Цетанге и Чэнгуане . [ 5 ] [ 17 ] Их предками были хуэй, и поскольку они долгое время жили на территории Тибета, они заимствовали образ жизни тибетцев, как в случае с группами хуэй в Дицин-Тибетском автономном округе в провинции Юньнань . Их называют «тибетскими мусульманами» и «тибетскими хуэй», потому что они жили и росли в тибетских районах более века и находились под сильным влиянием тибетской культуры, а их повседневная жизнь аналогична жизни тибетцев. [ 18 ] наблюдается тенденция Согласно исследованию 2008 года, в последние годы среди тибетцев в округе Шангри-Ла вернуться в ислам с исчезновением таких духовных верований, как тибетский буддизм , донгбаизм , колдовство и примитивные верования, и появлением более набожных верований. в исламе. [ 19 ]
Вопрос о гражданстве
[ редактировать ]В 1959 году премьер-министр Джавахарлал Неру пришел к выводу, что Баркор Хаче являются гражданами Индии. [ 20 ] Первое письмо, написанное общиной Баркор Хаче в Лхасе, было адресовано тибетским мусульманам в Калимпонге в 1959 году: [ 20 ]
Нам жизненно важно сообщить вам, что китайское правительство после недавних беспорядков в Лхасе угрожающе спросило нас о нашем происхождении. В ответ мы убедительно заявили, что являемся кашмирцами и подданными Индии. Китайское правительство делает все возможное, чтобы подчинить нас и сделать нас гражданами Китая.
Китайское правительство пыталось заставить Баркор Хаче принять китайское гражданство и отказаться от претензий на индийское гражданство. [ 21 ] Первоначально Китай не позволил им эмигрировать в Индию. [ 22 ] Китайские власти преследовали их, избивали, облагали произвольно высокими налогами и велели им посещать «встречи идеологической обработки». [ 23 ] 2 сентября 1960 года китайские лидеры объявили, что Баркор Хаче будет разрешено уйти. [ 24 ] Позже в том же месяце Баркор Хаче начали уезжать в Индию через Королевство Сикким . [ 25 ] Тогда как вапалинг хаче решили остаться в Хевалине. [ 26 ]
Язык
[ редактировать ]Тибетские мусульмане, как и мусульмане в других частях Китая, являются суннитами и, как и другие тибетцы, говорят на местном диалекте тибетского языка . [ 27 ] Народ Балти в Балтистане , принадлежащий к шиитской секте, также использует диалект тибетского языка (местный известный как Балти), который представляет собой смесь других языков. [ 28 ] но написан арабским алфавитом со многими заимствованиями из арабского , персидского и урду , а жители Бэлць также используют как персидский, так и урду. [ 29 ] [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Китае
- Бельцы , мусульмане тибетского происхождения, живущие в Балтистане, Пакистан.
- Пуригпа , мусульмане тибетского происхождения, живущие в Ладакхе, Индия.
- Религия в Тибете
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Тибет» . Государственный департамент США .
- ^ Перейти обратно: а б с Заргар, Сафват (31 июля 2019 г.). «Тибетские мусульмане Кашмира» . Дипломат . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хенниг, Клэр (11 июля 2014 г.). «Меньшинство в меньшинстве» . Непальские времена .
- ^ «Тибетские мусульмане, сделавшие Кашмир своим домом» . Новости Би-би-си . 1 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кабесон, Хосе Игнасио (февраль 1998 г.). «Ислам на крыше мира» . Мир Арамко . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Го Цзяцзи, Бянь Минше (2012). Исследование по защите, наследию и развитию этнической культуры в префектуре Дицин , Народное издательство Юньнань: Куньмин . 978-7-222-09611-0 .
- ^ Шерпа, Дуксанг (23 мая 2018 г.). «В Тибете тоже есть мусульмане» . Непальские времена .
- ^ Снайдер, Дж. К. (1997). После Империи: новая геополитика Центральной Азии . Издательство ДИАНА. п. 140. ИСБН 978-0-7881-4666-4 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Шеффер, Куртис; Капштейн, Мэтью; Таттл, Грей (2013). Источники тибетской традиции . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 24–29. ISBN 978-0-231-13599-3 .
- ^ Награ, БЖС (2021). Правда о Тибете: нация, потерянная миром . Идея Пресс. п. 98. ИСБН 978-1-64983-961-9 . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии. История борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье, 1987, Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 , стр. 14, 48, 50.
- ^ Варику, К. (2009). Гималайские границы Индии: исторические, геополитические и стратегические перспективы . Серия Routledge «Современная Южная Азия». Тейлор и Фрэнсис. п. 4. ISBN 978-1-134-03294-5 . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Берзин, Александр. «История мусульман Тибета» . Studybuddhism.com . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Шайк ван, Сэм (2011). Тибет: История . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 128. ИСБН 9780300194104 .
- ^ Перейти обратно: а б Шейх, Абдул Гани (1991). «Тибетские мусульмане». Тибетский журнал . 16 (4): 86–89. JSTOR 43300418 .
- ^ Глэдни, Дрю (1996). Китайцы-мусульмане: этнический национализм в Народной Республике (2-е изд.). Кембридж: Издательство Гарвардского университета. стр. 33, 34, 36. ISBN. 0-674-59497-5 .
- ^ Га, Цзанцзя (2003). Тибетские религии . Китайская межконтинентальная пресса. п. 159. ИСБН 978-7-5085-0232-8 .
- ^ Чжан Ши, под редакцией Ли Хунчуня (2012 г.). Исследование тибетской этнической группы хуэй в округе Шангри-Ла, провинция Юньнань Издательство интеллектуальной собственности: Пекин, стр. 25–26. . 978-7-5130-1197-6 .
- ^ Ли Хунчун (2008). «Мысли о социальных и культурных изменениях «тибетского хуэй» в Юньнани» Китайская тибетология (2): 41–48.
- ^ Перейти обратно: а б Этвилл 2018 , с. 103-104.
- ^ Этвилл 2018 , с. 109.
- ^ Этвилл 2018 , с. 112.
- ^ Этвилл 2018 , с. 115.
- ^ Этвилл 2018 , с. 116.
- ^ Этвилл 2018 , с. 118.
- ^ Пауэрс, Д.С.; Тальякоццо, Э. (2023). Исламская ойкумена: сравнение мусульманских обществ . Издательство Корнельского университета. п. 86. ИСБН 978-1-5017-7240-5 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Клигер, ПК (2006). Материалы десятого семинара IATS, 2003. Том 2: Тибетские пограничья . Библиотека тибетских исследований Брилла. Брилл. п. 204. ИСБН 978-90-474-1145-1 . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ (Япония) Ямагути Зуихо и др. (1989). Сборник переведенных текстов по зарубежным тибетским исследованиям, № 6. Лхаса: Народное издательство Тибета, стр. 978 . 7-223-00313-8 .
- ^ (Пакистан) Мухаммад Юсуф Хусейн Абади (2011) История и культура Балтистана (Малого Тибета) Пекин: China Tibetology Press, стр. 258 . 978-7-80253-336-3 .
- ^ ван Дрим, Г. (2022). Языки Гималаев: Том 2 . Справочник востоковедения. Раздел 2 Южная Азия. Брилл. п. 850. ИСБН 978-90-04-51492-8 . Проверено 11 марта 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Акасой, Анна; Бернетт, Чарльз; Йоэли-Тлалим, Ронит. (2016). Ислам и Тибет: взаимодействие на мускусных путях. Рутледж, 2016. ISBN 978-1-138-24704-8 .
- Этвилл, Дэвид Г. «Границы принадлежности: китайско-индийские отношения и инцидент с тибетскими мусульманами 1960 года». Журнал азиатских исследований 75, вып. 03 (август 2016 г.): 595–620, дои : 10.1017/S0021911816000553 .
- Этвилл, Дэвид Г. (2018), Исламский Шангри-Ла: межазиатские отношения и мусульманские общины Лхасы, 1600–1960 (1-е изд.), University of California Press
- Шейх Абдул Гани. (1991). «Тибетские мусульмане». Тибетский журнал . Том. XVI, № 4. Зима, 1991, стр. 86–89.
- Сиддики, Атаулла. (1991). «Мусульмане Тибета». Тибетский журнал . Том. XVI, № 4. Зима, 1991, стр. 71–85.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тибетские мусульмане
- Ислам в Тибете: Предисловие Его Святейшества Далай-ламы; В том числе «Ислам в культурной сфере Тибета»; «Буддийские и исламские точки зрения на высшую реальность»; и «Иллюстрированное повествование «Тибетские караваны» - книги Fons Vitae.
- Ислам в Тибете Видео «Украшения Лласы» - книги Fons Vitae
- Галерея Тибета (включая изображение минарета)
- Мечеть в Лхасе
- Ислам и Тибет: культурное взаимодействие, 8-17 вв.
- Изучение этнической принадлежности: социологический профиль тибетской мусульманской общины в Кашмирской долине – анализ
- Меньшинство в меньшинстве: тибетские мусульмане Непала отмечают Рамадан