Коллекция шведского текстиля Халили
Коллекция шведского текстиля Халили | |
---|---|
![]() Чехол на подушку для перевозки (Два льва в цветочных медальонах), Скания, район Бара , конец 18 века. | |
Кураторы | Насер Д. Халили (основатель) Дрор Эльквити (куратор и главный координатор) Вивека Хансен (специальный советник) [ 1 ] |
Размер (кол-во шт.) | 100 [ 2 ] |
Веб-сайт | www |
Коллекция шведского текстиля Халили — это частная коллекция текстильного искусства, собранная британско-иранским ученым, коллекционером и филантропом Нассером Д. Халили . [ 2 ] Коллекция формировалась в течение 25 лет и насчитывает 100 произведений. [ 2 ] [ 3 ] Это одна из восьми коллекций , собранных, сохраненных, опубликованных и выставленных Халили, каждая из которых считается одной из самых важных в своей области. [ 4 ] В 2008 году ее описывали как «единственную обширную коллекцию шведских плоских тканей за пределами страны». [ 5 ] Коллекция состоит в основном из текстильных панно, подушек и покрывал из региона Скания на юге Швеции , датируемых в основном столетним периодом между серединой 18 и серединой 19 веков. Большинство произведений коллекции были изготовлены для свадебных церемоний в этом регионе. Хотя они играли определенную роль в церемониях, они также были отражением артистизма и мастерства ткача. Их рисунки часто состоят из символических иллюстраций плодородия и долгой жизни. [ 2 ] Халили пишет, что создал коллекцию из-за склонности искусствоведов и общественности недооценивать искусство, создатели которого анонимны. [ 6 ]
Предыстория: высокая эпоха шведского текстильного искусства.
[ редактировать ]
Текстильное искусство ручной работы процветало в Скании с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века. [ 7 ] Занятость в Scania была в основном в сельском хозяйстве. [ 8 ] и начало восемнадцатого века было временем относительного мира и процветания для фермеров, с гораздо меньшим количеством эпидемий, чем раньше. Таким образом, женщины из семей землевладельцев, обладающие навыками изготовления одежды и мебели, имели свободное время и материалы для изготовления текстиля с упором на красоту, а не на использование в качестве покрытия. [ 7 ] Эти ткани обычно хранили в деревянном сундуке и выносили только для особых случаев или для проветривания. [ 9 ] В богатых фермах часто имелось специальное помещение для этих сундуков. [ 10 ]
Создателями этих произведений были исключительно женщины: жены фермеров, другие женщины-члены семьи, а иногда и служанки. [ 11 ] На некоторых работах есть инициалы, однако личность создателей неизвестна. [ 6 ] Создание приданого было важной традицией, и на каждой свадьбе невеста демонстрировала свое мастерство, создавая уникальный текстиль с символичным декором. [ 12 ] Начиная с середины девятнадцатого века, коллекции в основном распродавались и использовались в повседневном использовании, подвергаясь износу. [ 13 ] До наших дней сохранилось лишь несколько тысяч произведений этого периода. [ 12 ]
Техники и дизайны
[ редактировать ]
- Гобелен «ласточкин хвост» , также называемый flamskväv («фламандское переплетение»): они названы в честь соединений между цветными областями, где уточные нити разных областей соединяются вокруг одной и той же нити основы . [ 14 ] Эта техника была распространена среди богатых семей Мальмё с середины шестнадцатого до середины восемнадцатого века. [ 15 ] Многие гобелены этой эпохи были потеряны во время войны и пожаров. [ 15 ] Эти гобелены обычно живописны, изображают людей, животных или цветы на темном фоне. [ 16 ] Религиозные сцены, особенно Благовещение , были обычными сюжетами. [ 16 ] Охота была еще одним распространенным предметом. [ 17 ]
- Переплетенный гобелен или рёлакан (различные варианты написания): [ 18 ] Гобелен с двойным переплетением, в котором нити утка переплетаются на изнанке ткани, был распространенной техникой на юге Швеции. [ 19 ] Дизайн этих гобеленов обычно был геометрическим, включая звезды, розетки и восьмиугольники. Зигзагообразные узоры, изображающие молнии разных цветов и ширины, обычно использовались как в качестве мотива, так и в качестве фонового рисунка. [ 20 ] в основном использовался лен В переплетенных гобеленах в качестве основных нитей , а в качестве утка - шерсть, а другие волокна, такие как конопля , джут и хлопок , использовались гораздо реже. [ 21 ]
- Простое переплетение : простое переплетение с небольшим рисунком или без него обычно использовалось для частей тканей, включая основу или основу, к которым добавлялось больше декоративных слоев. [ 20 ]
- Уточный узор : при непрерывном уточном узоре нити утка не поворачиваются на краях мотива. [ 22 ] При внеуточном узоре узор создается с помощью дополнительного набора уточных нитей. [ 22 ] Это старая техника, восходящая к временам викингов, и она часто использовалась для изнаночной стороны тканей, лицевая сторона которых была создана из переплетенных гобеленов. [ 22 ] Существует несколько различных стилей узоров с дополнительным утком, в том числе krabbasnär («крабовая ловушка»), halvkrabba («полукраб»), munkabälte («пояс монаха»), opphämta («ловушка») и dukagäng («пояс монаха»). путь к таблице»). [ 23 ]
- Плетение с узловатым ворсом : flossa ( ворсовые плетения ) были распространены в качестве подушек или покрывал с восемнадцатого века. Цветную шерсть оборачивали вокруг пар нитей основы, чтобы создать поверхность ворса, либо разрезая ее, либо оставляя в виде петель. [ 24 ]
- Вышивки: это могут быть schattersöm («вышивка на шерсти»), которые имеют вышитый узор на простом фоне, или korsstygn (« вышивка крестиком ») и tvistsöm («вышивка крестиком»), которые включают полностью вышитую поверхность. [ 25 ]

В текстиле используются вариации набора дизайнерских мотивов, включая сцены охоты, звезды и геометрические фигуры. Несмотря на это, каждый текстиль отличается по цвету, размеру, расположению и сочетанию мотивов. [ 14 ] Дизайны демонстрируют большое сходство в разных техниках, за исключением гобелена «ласточкин хвост», чьи рисунки более реалистичны и натуралистичны. [ 26 ] В то время как стилизованные животные внутри восьмиугольников являются обычным мотивом для других тканей, гобелены «ласточкин хвост» чаще имеют натуралистическое животное или птицу внутри круга. [ 27 ] Создательница текстиля редко выходила за пределы своей деревни, поэтому ее образы были основаны на природе, местных суевериях и религии. [ 28 ] Еще одним влиянием было текстильное искусство других культур. На протяжении тысячелетий торговля тканями осуществлялась по всей Европе и Азии, а известно, что графические рисунки с Ближнего Востока были импортированы в Швецию в четырнадцатом или пятнадцатом веке. [ 3 ]
Работает в коллекции
[ редактировать ]
Сто произведений искусства в коллекции Халили демонстрируют разнообразие и мастерство шведских художников по текстилю. [ 3 ] [ 2 ] В коллекции особенно представлены переплетенные гобелены и гобелены «ласточкин хвост», но также есть примеры других техник. [ 3 ] Некоторые дизайны повторяют узоры, а некоторые имеют дизайн, построенный на центральном мотиве. [ 27 ] Очень распространенными мотивами являются люди, животные или птицы внутри восьмиугольников или кругов, и в коллекции представлено большинство вариаций существ и геометрических форм. [ 27 ] На пяти предметах коллекции изображены гарцующие олени с открытой пастью в восьмиугольниках, что является самым ценным дизайном шведского текстиля. [ 27 ] Одно особенно тщательно продуманное покрывало состоит из шести восьмиугольников, каждый из которых содержит изображения людей или лошадей. [ 29 ] На переплетенном гобелене изображены бекахэстар (мифологические лошади с рогами). [ 27 ] на льняном полотне с дополнительным уточным узором изображены львы. [ 29 ]
Гобелены «ласточкин хвост», как правило, более живописны и реалистичны, чем другие виды текстиля, и это отражено в коллекции гобеленами с изображением Благовещения , красных львов и натуралистичных цветочных композиций. [ 26 ] Восходящая цветочная решетка — еще одна особенность, которая встречается у нескольких объектов. Этот дизайн, вероятно, отражает итальянское влияние. [ 29 ] Мотив переплетенных узлов, нашедший свое отражение во многих видах декоративного искусства, представлен в коллекции вышивками и покрывалом с узловатым ворсом. [ 30 ] Считается, что это плетение с узловатым ворсом возникло в Колландсё из-за его дизайна. [ 25 ]
Ковер Марби — это ковер с узловатым ворсом, найденный в церкви в Емтланде , центральная Швеция, в 1925 году. Считается, что он пришел из Анатолии четырнадцатого или пятнадцатого века . На нем изображены пары птиц, стоящих лицом к дереву под крыльями огромной птицы, и это единственный известный восточный ковер с таким рисунком. [ 3 ] Этот дизайн был скопирован на многих шведских тканях, возможно, копирующих этот конкретный ковер, и одна такая вышивка крестиком находится в коллекции Халили. [ 31 ]
Выставки
[ редактировать ]Хотя коллекция не выставлена на постоянное публичное обозрение, публичные выставки в трех странах основывались исключительно на ее материалах. [ 2 ]
- «Шведское текстильное искусство: Коллекция Халили», февраль – март 1996 г., Фонд IK, Водонапорная башня Пилдаммарнас, Мальмё , Швеция.
- «Сканский текстиль XVIII и XIX веков в коллекции Халили», март – май 2000 г., Шведский культурный центр , Париж, Франция.
- «Памятник любви: шведский брачный текстиль из коллекции Халили» сентябрь – октябрь 2003 г., Художественная галерея Бостонского университета , Бостон, Массачусетс, США.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Шведский текстиль (1700–1900)» . Коллекции Халили . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Восемь коллекций» . nasserdkhalili.com . Проверено 13 июня 2024 г.
В эту статью включен текст из этого источника, доступного под лицензией CC-BY-SA 3.0.
- ^ Jump up to: а б с д и Франсес 1996 , с. 10.
- ^ «Коллекции Халили — главный участник выставки «Тоска по Мекке» в Тропенмузеуме в Амстердаме» . ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 16 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Мур, Сьюзен (17 марта 2008 г.). «Сборник — симфония» . Файнэншл Таймс . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Халили 1996 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , с. 21.
- ^ Хансен 1996 , с. 17.
- ^ Хансен 1996 , стр. 21, 28, 36.
- ^ Хансен 1996 , с. 36.
- ^ Хансен 1996 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Франсес 1996 , с. 9.
- ^ Хансен 1996 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , с. 58.
- ^ Хансен 1996 , с. 60.
- ^ Хансен 1996 , стр. 71.
- ^ Хансен 1996 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , с. 77.
- ^ Хансен 1996 , стр. 153, 166.
- ^ Jump up to: а б с Хансен 1996 , с. 79.
- ^ Хансен 1996 , с. 80.
- ^ Хансен 1996 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Франсес 1996 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и Франсес 1996 , с. 12.
- ^ Хансен 1996 , стр. 47, 49.
- ^ Jump up to: а б с Франсес 1996 , с. 13.
- ^ Франсес 1996 , с. 15.
- ^ Франсес 1996 , с. 11.
Источники
[ редактировать ]- Хансен, Вивека (1996). «Традиционные брачные плетения Scania». В Хансене, Вивека (ред.). Шведское текстильное искусство: традиционные брачные плетения из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. стр. 17–225. ISBN 1874780072 . ОСЛК 990431053 .
- Фрэнсис, Майкл (1996). «Международная привлекательность шведского текстильного искусства». В Хансене, Вивека (ред.). Шведское текстильное искусство: традиционные брачные плетения из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. стр. 9–15. ISBN 1874780072 . ОСЛК 990431053 .
- Халили, Насер Д. (1996). "Предисловие". В Хансене, Вивека (ред.). Шведское текстильное искусство: традиционные брачные плетения из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. стр. 7–8. ISBN 1874780072 . ОСЛК 990431053 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Халили, Дэвид (2023). Искусство мира: восемь коллекций, одно видение . Лондон: Случайный дом пингвинов. стр. 93–98. ISBN 978-1-52991-818-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]