Карагез и Хачиват
Карагез | |
---|---|
![]() Карагез (слева) и Хачиват (справа) | |
Страна | Турция |
Ссылка | 180 |
Область | Анатолия |
История надписи | |
Надпись | 2009 г. (4-я сессия) |
Карагез ( букв. « Черный глаз » на турецком языке ) и Хадживат (сокращенно от «Хаджи Иваз», что означает «Иваз Паломник», а также иногда пишется как Хадживад ) — главные персонажи традиционной турецкой пьесы теней , популяризированной во времена Османской империи. период, а затем распространился на большинство национальных государств Османской империи. Это наиболее заметно в Турции, Греции , Боснии и Герцеговине и Аджарии (автономная республика Грузия). В Греции Карагёз известен под местным именем Карагиозис ; в Боснии и Герцеговине он известен под местным именем Караджоз .
Обзор
[ редактировать ]Центральной темой пьесы является контрастное взаимодействие двух главных героев. Это идеальные контрасты друг другу: в турецкой версии Карагез представляет неграмотную, но прямолинейную публику, тогда как Хачиват принадлежит к образованному классу, говорящему на османском турецком языке и использующему поэтический и литературный язык. Хотя Карагез является более популярным персонажем среди турецкого крестьянства, Хачиват обладает уравновешенной головой. Хотя Карагёз всегда превосходит превосходное образование Хачивата своим «врожденным остроумием», он также очень импульсивен, и его нескончаемый поток схем быстрого обогащения всегда приводит к провалу.
Хачиват постоянно пытается «приручить» Карагёза, но без особого прогресса. По словам турецкого драматурга Кырли, Хачиват подчеркивает верхнюю часть тела своими утонченными манерами и отчужденным нравом, в то время как Карагез больше представляет «нижнюю часть тела с едой, ругательствами, дефекацией и фаллос». [ 1 ] Другими персонажами пьес являются разные этнические персонажи, живущие под властью Османской империи, такие как (в турецкой версии) армяне, албанцы, греки, французы и арабы, каждый из которых обладает своими уникальными стереотипными чертами.
Пьесы Карагез-Хачиват особенно ассоциируются с Рамаданом в Турции , тогда как в Греции они ассоциируются со всем годом. До появления радио и кино это было одним из самых популярных видов развлечения в Турции, в то время как в Греции оно продолжает быть популярным и транслируется по телевидению.
История
[ редактировать ]Когда пьесы были впервые поставлены, неясно. Некоторые полагают, что оно происходит с острова Ява , где кукольные представления теней ( вайанг кулит) разыгрывались уже в XI веке, и попало в Османскую империю через торговцев. Первая пьеса Карагез-Хачиват была поставлена для султана Селима I (годы правления 1512–1520) в Египте после его завоевания страны в 1517 году, но писатель 17 века Эвлия Челеби заявил, что она была поставлена в османском дворце еще во время правления. Баязид I (правил в 1389–1402 гг.). В 16 веке великий муфтий Османской империи Мухаммад Эбуссууд эль-Имади издал знаменитое решение, разрешающее постановку пьес Карагёза. [ 2 ]
Согласно одной турецкой легенде, первое исполнение карагеза произошло, когда султана посетил скромный простолюдин. Вместо того, чтобы просто подать жалобу, как это сделали большинство простолюдинов, он устроил короткий кукольный спектакль, рассказывающий историю о коррумпированных чиновниках султана. Миф гласит, что султан был настолько восхищен представлением, что назначил кукловода своим великим визирем и наказал коррумпированных чиновников, вдохновивших рассказ кукловода. Другая история заключается в том, что два главных героя, Карагез и Хачиват, были реальными людьми. Эти два легендарных клоуна были строителями мечети в Бурсе где-то в середине 14 века. В результате чужая клевета отвлекла остальных рабочих, замедлив строительство, и тогдашний правитель приказал их казнить. Их так сильно не хватало, что они были увековечены как глупые марионетки, развлекавшие Османскую империю на протяжении веков. [ 1 ]
Театры имели огромное количество поклонников, проходили в кофейнях и богатых частных домах и даже выступали перед султаном. В каждом квартале города был свой Карагёз. [ 3 ] В месяц Рамадан было много представлений карагезских пьес. После дня поста толпы людей бродили по улицам и праздновали, ели, пили, танцевали, смотрели уличных артистов и ходили в кофейни, чтобы посмотреть спектакли Карагёза, которые собирали большие толпы. [ 4 ] Вплоть до Танзимата , серии вестернизирующих реформ в 19 веке, пьесы часто имели неограниченное количество сатирических и непристойных разрешений, содержали множество сексуальных упоминаний и политической сатиры. В конце концов, однако, марионетки начали подвергаться репрессиям со стороны османских властей, вплоть до основания Турецкой Республики , когда Карагез стал почти полностью неузнаваемым по сравнению с его первоначальной формой. [ 4 ]
До двадцатого века многие исполнители Карагоза были евреями, которые активно участвовали в популярных видах османского искусства, от музыки до театра. [ 5 ]
Ремесло и подготовка
[ редактировать ]Изготовление кукол и манипулирование ими было очень искусным ремеслом, и у кукольников были свои гильдии. Куклы изготавливались высотой около 15 дюймов или 35–40 сантиметров и смазывались маслом, чтобы они выглядели полупрозрачными. Марионетки делались из кожи лошади, водяного буйвола или теленка, но лучшие были сделаны из верблюжьей кожи (чтобы марионетка не деформировалась и не застегивалась). У них были подвижные конечности, они были соединены вощеной нитью на шее, руках, талии и коленях, ими управляли с помощью стержней в спине, которые удерживал палец кукловода. Шкуру обрабатывают до тех пор, пока она не станет полупрозрачной; затем он окрашивается, в результате чего получаются красочные проекции. [ 3 ] [ 1 ]
Театр Карагез состоял из трехсторонней кабины, покрытой занавеской с ветвями и розами, и белой хлопковой ширмой размером примерно три на четыре фута, вставленной спереди. В представлении участвовал оркестр из трех человек, которые сидели у подножия небольшой приподнятой сцены и играли для публики. Шоу начиналось, когда кукловод зажигал масляную лампу. Лампа для проекции известна как şem'a (буквально «свеча»), но обычно это масляная лампа . Изображения проецируются на белый муслиновый экран, известный как айна («зеркало»). Проекции сзади, поэтому зрители не видят кукольника.
Фон и декорации иногда включали движущиеся корабли, передвигающихся на лошадях всадников, покачивающиеся пальмы и даже драконов. Звуковые эффекты включали песни и различные голоса. [ 3 ]
Содержание и структура
[ редактировать ]
Карагёз может быть лживым, непристойным и жестоким, но также включает в себя комические сцены с непристойными и грубыми шутками. Иногда из-за занавесок и ширм наблюдали женщины и дети, здесь шутки были более умиротворенными. [ 3 ] [ 1 ]
Персонажи этих пьес — пьяница Тузсуз Дели Бекир с бутылкой вина, длинношеий Узун Эфе , опиумный наркоман Канбур Тирьяки с трубкой, Алты Кариш Беберухи (эксцентричный карлик), полоумный Деньо , расточительный Чиван , и Нигяр , кокетливая женщина. Также могут быть танцоры и джинны , а также различные изображения нетюрков: араб, не знающий турецкого языка (обычно нищий или продавец сладостей), черная служанка, черкесская служанка, албанский охранник, грек ( обычно врач), армянин (обычно лакей или меняла), еврей (обычно ювелир или торговец металлоломом), лаз (обычно лодочник) или иранец (который читает стихи с азербайджанским акцентом). [ 1 ]
В греческой версии Хачиват (Хациаватис) — более образованный турок, который работает на Османское государство и часто представляет пашу или просто закон и порядок, тогда как Карагёз (Карагиозис) — проницательный бедный крестьянин-грек, в настоящее время с греческим характером. атрибуты райя . Персонажи греческой версии были изменены или полностью введены: Паша, дочь везира (обе представляли государство, последняя была очень красива, и за ней безуспешно ухаживал Карагез (Карагиозис)), Барба-Гиоргос (деревенский пастух-румелиот, который действует как дядя Карагоза), Морфониос (денди) с огромным носом (адаптировано из предыдущего османского персонажа), Велингекас (полицейский, который представляет Османское государство следует своему собственному кодексу чести мачо), а также такие инновации, как Ставракас (Пиреот Ребет, крутой персонаж) и его группа Ребетико, Ниониос с Занте, критянин, Еврей Соломон (адаптированный из османского персонажа), Аглая, жена Карагоза, трое его вечно голодных сыновей Коллитири, Свурас и Бирикокос и другие. Более того, Хациаватиса чаще всего представляют как подобострастного османского грека, а не турка.
Пьесы Карагёза состоят из четырех частей:
- Мукаддиме: Введение. Хачиват поет семай (разный на каждом представлении), читает молитву и указывает, что ищет своего друга Карагёза, которого он манит на сцену речью, которая всегда заканчивается «Yar bana bir eğlence» («О, для некоторых развлечение"). Карагез входит с противоположной стороны.
- Мухарере: диалог Карагёза и Хачивата
- Легко: основной сюжет
- Битиш: Заключение, всегда короткий спор между Карагезом и Хачиватом, всегда заканчивающийся тем, что Хачиват кричит на Карагёза, что он «испортил» все, что было под рукой, и «опустил занавес», и Карагез отвечает: «Да будут прощены мои проступки. "
Аниматоры
[ редактировать ]
Хотя театру Карагёза требуется опытный кукловод, способный управлять марионетками и использовать разные голоса, для спектакля, в котором могут участвовать десятки персонажей, требуется всего около четырех человек. Ученик, называемый сандыккар , помогает кукловоду, которого называют либо Карагёзчу , хайали (что означает одновременно «воображаемый» и «создатель образа»), либо хайалбаз , передавая ему марионетки в правильном порядке и устанавливая театр перед началом представления. показывать. Певец, или ярд , может петь песню в прелюдии, но ярдак никогда не отвечает за озвучку персонажа. Ярдак может сопровождаться дайрезеном на бубне. Простая конструкция театра Карагез облегчает транспортировку; Все куклы плоские, а экран можно сложить в аккуратный квадрат, что оптимально для путешествующих карагезских артистов. Экран и стол за ним занимают гораздо меньше места, чем сцена, поэтому спектакль можно устроить в любом месте, где достаточно темно, чтобы отбрасывались тени. Один хайали изображает каждого персонажа пьесы, имитируя звуки, разговаривая на разных диалектах, распевая или распевая песни рассматриваемого персонажа. Обычно ему помогает ученик, который устанавливает и разбирает куклы, а также подает ему марионетки по мере необходимости. Последнюю задачу также мог выполнять сандыккар (от сандык — «сундук»). Ярдак дайрезен мог петь песни, а играть на бубне . [ 1 ]
Адаптации
[ редактировать ]«Карагез и Хачиват» также были адаптированы для других средств массовой информации, таких как турецкий фильм 2006 года « Убивая тени » режиссера Эзеля Акая . [ 7 ] Спектакль также был опубликован в юмористическом журнале «Карагез» , издававшемся в Турции с 1908 по 1955 год. [ 8 ]
В 2018 году персонаж Хасиват появился в видеоигре Fortnite : Battle Royale как косметический наряд, представленный в пятом сезоне игры. Его можно приобрести за внутриигровую валюту. [ 9 ]
Пьесы Карагёза существовали в Тунисе до начала французского протектората, когда они были запрещены из-за осуждения колониализма. Они до сих пор присутствуют в национальном фольклоре. [ 10 ]
Из-за популярности пьес в Румынии 19-го века, сегодня карагиос (женский род: caraghioasă , с вариантами caraghioz , caraghioază ) на румынском языке стало означать «насмешка, смешной». [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Карагиозис , эллинизированная ветвь той же традиции игры теней.
- Ваянг — индонезийская или малайская традиция игры теней.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эрсин Алок, «Карагез-Хачиват: Турецкая игра теней», Skylife - февраль ( Turkish Airlines бортовой журнал ), февраль 1996 г., стр. 66–69.
- ^ Шнайдер, Ирен (2001). «Эбуссууд». В Майкле Столлейсе (ред.). Юристы: биографический лексикон; от древности до 20 века (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен: Бек. п. 193. ИСБН 3-406-45957-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Льюис, Рафаэла (1988). Повседневная жизнь в Османской Турции . Интернет-архив. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Дорсет Пресс. стр. 124–126. ISBN 978-0-88029-175-0 .
- ^ Jump up to: а б http://www.fatih.edu.tr/~ayasar/HIST349/Karagoz%20co-opted.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] , Сердар Озтюрк
- ^ Розен, Минна (2006). «Османские евреи» в Кембриджской истории Турции, том 3: Поздняя Османская империя, 1603–1839, изд. Сурайя Н. Фарохи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 260.
- ^ Эмин Сеньер, Части турецкого театра теней Карагоз. Архивировано 2 сентября 2011 г. на Wayback Machine , karagoz.net. Доступ онлайн 22 октября 2007 г.
- ^ «Почему был убит Хадживат Карагёз? (2006) — IMDb» . IMDB .
- ^ АКБАБА, Бюлент (2014). «РЕСУРС ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РЕВОЛЮЦИИ: ЖУРНАЛ «КАРАГОЗ» . 22 (2):12.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Никол, Хару (6 сентября 2018 г.). «Скин Хациват для Fortnite: утечка эпического скина» . Игра Революция . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Баба, Арудж. «Каракуз Эттунси» . Блоггер.com . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «Дексонлайн» . dexonline.ro (на румынском языке) . Проверено 12 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айкан, Бахар (2015). « Патентование Карагёза : ЮНЕСКО, национализм и многонациональное нематериальное наследие». Международный журнал исследований наследия . 21 (10): 949–961. дои : 10.1080/13527258.2015.1041413 . S2CID 147307492 .
- Кудрет, Джевдет. 2004. Карагёз . Стамбул: Публикации Yapı Kredi. 119., ст, 2111. ISBN 975-08-0862-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]