Jump to content

Карагиозис

Карагиозис (игрушечная теневая марионетка)

Карагиозис или Карагиозис ( греч . Καραγκιόζης [ˈkara.ɟozis] , турецкий : Карагёз [kaɾaˈgœz] ) — теневая марионетка и вымышленный персонаж греческого фольклора, берущий свое начало в турецкой пьесе теней «Карагёз и Хачиват» . Он — главный герой сказок, рассказываемых в турецком и греческом театре теней.

Происхождение

[ редактировать ]

Некоторые полагают, что оно происходит с острова Ява , где кукольные представления теней ( вайанг кулит) разыгрывались уже в XI веке, и попало в Османскую империю через торговцев. Первая пьеса Карагез-Хачиват была поставлена ​​для султана Селима I (годы правления 1512–1520) в Египте после его завоевания страны в 1517 году, но писатель 17 века Эвлия Челеби заявил, что она была поставлена ​​в османском дворце еще во время правления. Баязид I (правил в 1389–1402 гг.). В 16 веке великий муфтий Османской империи Мухаммад Эбуссууд эль-Имади издал знаменитое решение, разрешающее постановку пьес Карагёза. [1]

Театр теней, в котором один-единственный кукловод создает голоса для диалога, рассказывает историю и, возможно, даже поет, манипулируя марионетками, по-видимому, в конечном итоге произошел от индонезийской пьесы ваянг кулит или китайской пи инь си игры теней .

Имя Карагиозис или Карагиозис происходит от греческого Καραγκιόζης, заимствованного из турецкого Karagöz «темный глаз».

Существует несколько историй о том, как в Малой Азии возник театр теней. Многие утверждают, что традиция египетских теневых марионеток имеет средиземноморское происхождение. Как бы то ни было, стоит отметить, что, несмотря на религиозные ограничения, театр теней получил более широкое распространение примерно в XVI веке среди турок-мусульман.

Первоначально его популярной привлекательностью были его скатологический язык и выступающий фаллос. Его до сих пор исполняют в Турции , особенно во время празднования Рамадана , под тем же названием.

Карагиозис, по-видимому, прибыл в материковую Грецию , вероятно, из Малой Азии ( Анатолии ) в 19 веке, во время османского правления. Карагиозис был эллинизирован в Патрах , Греция, в конце 19 века Димитриосом Сардунисом, также известным как Мимарос , считающимся основателем современного греческого театра теней.

Жанр стал полностью интегрированным, хотя и адаптированным, среди греческого населения. Но существует несколько легенд, а также исследований, связанных с прибытием Карагиозиса и его последующей популярностью в Греции. В некоторых историях говорится, что греческие купцы привезли это искусство из Китая, а в других говорится, что именно грек создал «легенду» во время османского владычества для развлечения султана. Третьи полагают, что оно возникло в результате реальных событий с участием двух каменщиков по имени Карагез и Хаджи Иват, работавших на строительстве мечети в городе Бурса , Турция, в начале 14 века.

Параметр

[ редактировать ]

Карагиозис – бедный горбатый грек, правая рука у него всегда изображена длинной, одежда рваная и заплатанная, а ноги всегда босые. Он живет в бедном коттедже ( греч . παράγκα) со своей женой Аглаей и тремя сыновьями во времена Османской империи . Сцену занимают его коттедж слева и дворец султана ( Сарай (здание) ) справа.

Из-за своей бедности Карагиозис использует озорные и грубые способы , чтобы добыть деньги и прокормить свою семью.

Исследователи фольклора делят сказки Карагиозиса на две основные категории: «Героические» и «Комедии». «Героика» — это рассказы, основанные на традициях или реальных историях, связанных со временем правления Османской империи , а Карагиозис представлен как помощник и помощник важного героя.

Кукловоды придумывают свои оригинальные сказки. Тем не менее, существует множество «традиционных» сказок, передаваемых устно от более ранних кукловодов и принятых как «канонические» с небольшими изменениями среди игроков. Большинство из них являются шаблонными и имеют следующую структуру, хотя и с большим импровизационным разнообразием, и часто предполагают взаимодействие с аудиторией:

  1. В сцене появляется Карагиозис с тремя сыновьями, танцующими и поющими. Он приветствует публику [2] и ведет комичный диалог со своими детьми. Затем он объявляет название серии и входит в свой коттедж.
  2. Визирь или местный османский лорд встречает Хаджиаватиса и сообщает, что у него проблема и ему нужен кто-то, чтобы совершить дело.
  3. Хаджиаватис подчиняется и начинает объявлять новости (обычно пение), пока об этом не узнает Карагиозис.
  4. Первоначально раздраженный криком Хаджиаватиса, он находит, что это возможность заработать деньги (помогая визирю или нет), и иногда просит Хаджиаватиса помочь ему.
  5. Карагиозис либо пытается помочь визирю, либо обмануть его. Обычные персонажи (см. ниже) появляются в сцене по одному (часто появляются со стандартной для каждого из них вступительной песней); Карагиозис ведет с ними забавный диалог, издевается над ними, дурит их или раздражается и жестоко выгоняет их.
  6. Наконец, Карагиозис либо награждается визирем, либо его проступок раскрывается и он наказывается - обычно телохранителем визиря Велигекасом.
  7. В конце на экране появляется Хаджиаватис и вместе с Карагиозисом объявляет об окончании шоу.

Некоторые из самых известных сказок включают в себя:

  • Александр Македонский и проклятый змей
  • Карагиозис, врач [3]
  • Карагиозис, повар
  • Карагиозис, сенатор
  • Карагиозис, ученый
  • Карагиозис рыбак
  • Карагиозис и горилла
  • Карагиозис и призрак

Персонажи

[ редактировать ]
Подборка персонажей греческого теневого кукольного театра, в том числе Карагиозиса.
  • Карагиозис (Καραγκιόζης) — бедный грек- обманщик , единственный интерес которого — спать и есть. В социальном отношении он находится в более близком родстве с Хаджи Иватом (греч. Хаджиаватис), чем с любыми другими персонажами, и часто получает от него информацию; иногда они сотрудничают в бизнесе, но иногда Хаджиаватис становится жертвой проделок Карагиозиса.
  • Коллитирия (Κολλητήρια), трое детей Карагиозиса. В некоторых версиях их имена называются (от старшего и высокого к более молодому и низкорослому) Коллитирис, Копритис (он же Свурас или Скорпиос) и Миригкокос (он же Бирикогос или Пицикогос).
  • Аглая , (Αγλαΐα) жена Карагиозиса, обычно невидима, но чей характерный назойливый голос часто доносится из дома Карагиозиса.
  • Хаджиаватис (Χατζηαβάτης) (турецкий аналог - Хачиват ) - друг детства и приятель Карагиозиса, честный и серьезный человек, но часто оказывается вовлеченным в планы Карагиозиса. Он имеет склонность льстить сильным мира сего и иногда изображается как послушный человек по отношению к оккупационному и доминирующему истеблишменту, в отличие от Карагиозиса.
  • Барба Гиоргос (Μπάρμπα Γιώργος, «дядя Джордж») представляет собой деревенского жителя с гор Румели , Центральная Греция, изображаемого в виде пастуха или молочного фермера, обычно по каким-то делам, связанным с посещением низменностей; он крепкого телосложения и носит традиционную одежду с килтом фустанелла . Хоть он и понимает своего племянника (Карагиозиса) как мошенника, но иногда выручает его и бьет всех противников черными и синими своим посохом.
  • Ставракас (Σταύρακας), чья марионетка единственная с длинной независимой рукой, как Карагиозис. Он представляет культуру « манга », «крутого мальчика», распространенную в Пирее, и традицию Ребетико . Хотя он пытается запугивать остальных, Карагиозис обычно его дразнит.
  • Сиор Дионисий (Σιορ Διονύσιος), итальянский джентльмен из Закинфа, претендующий на благородное происхождение. Верный своему происхождению с Ионических островов , он поет кантады и говорит на ионическом греческом диалекте с характерным акцентом.
  • Морфониос (Μορφονιός, «Красавчик»), тщеславный прозападный денди; однако на самом деле он некрасив с огромной головой и очень большим носом; тем не менее, он считает себя красивым и продолжает влюбляться. Он часто восклицает звук типа «уит!»
  • Соломон (Σολομών), обычно богатый еврей из Салоник , один из менее известных персонажей, он говорит по-своему, иногда издавая очень быстро повторяющийся звук, который часто сравнивают с ружьем Гатлинга , за что Карагиозис прозвал его «тяжелым». руки», несмотря на свое хрупкое телосложение. Его личность может быть разной, но обычно играет второстепенные роли; он скряга и домовладелец Карагиозиса.
  • Визирь (Βεζύρης), также называемый в некоторых версиях Пашой (Πασάς), он является доминирующей фигурой османского правительства и живет в Сарае . Обычно он является началом каждой новой сказки, объявляя об испытаниях, поступках, испытаниях и т. д., в которых Карагиозис решает принять участие.
  • Фатме (Φατμέ) — прекрасная дочь визиря или паши, играющая либо послушные, либо мятежные роли; у нее есть несколько способов причинить неприятности, иногда из благих целей, вопреки своему деспотическому отцу; или, в озорстве, из нелюбви к Карагиозису или какому-нибудь другому герою.
  • Велигекас (Βελιγκέκας), албанский страж Сарая. Он является исполнительным органом паши, всегда ищет Карагиозиса и никогда не упускает возможности хорошенько его избить. Однако обычно его побеждает Барба Гиоргос.
  • Пепоний (Πεπόνιας, «Меллон Белли»), толстый турецкий офицер Сарая, заменявший в некоторых версиях Велигекаса.

Некоторые игроки также представили новых персонажей, таких как старый отец Карагиозиса или друг Ставракаса Нондас.

Марионетки

[ редактировать ]

Все фигуры, изображающие персонажей шоу, двухмерны и всегда изображены в профиль. Традиционно их делали из верблюжьей кожи, вырезали так, чтобы свет проникал в изображение, создавая детали, но сегодня чаще всего изготавливаются из картона. Традиционные куклы отбрасывали черные тени на белом экране, но в некоторых более поздних марионетках отверстия закрыты цветным шелком или пластиковым гелем для создания цветных теней. Туловище, талия, ступни, а иногда и конечности представляли собой отдельные части, соединенные между собой булавками. Большинство фигурок состояло из двух частей (туловища и ног) с одним суставом на талии. Два персонажа, еврей и Морфониос, имели суставы на шее и гибкую голову.Их перемещали с помощью палки, прикрепленной к их «спине», за исключением фигур Карагиозиса, Ставракаса и нескольких других персонажей, чьи руки или другие конечности требовали отдельного движения. «Сцена» представляла собой вертикальный белый парапет, обычно из ткани, называемой «мэнтес» (от тюркского «перде», занавес). Между фигурками и игроком (который был невидим) располагались свечи или лампы, которые освещали фигурки и делали их светящимися. силуэты и цвета, видимые зрителям через ткань.

Современные воплощения

[ редактировать ]

Конрад, также известный как Карагиосис , главный герой романа Роджера Желязны « ...И зови меня Конрадом» (также известного как «Этот бессмертный »), получившего в 1966 году премию Хьюго за лучший роман , частично вдохновлен этим персонажем.

В повседневной греческой речи имя Карагиозис также используется как оскорбление, более или менее похожее на клоуна . Кукловоды жалуются на это, говоря, что хотя Карагиозис может быть жестоким, озорным, лжецом и антигероем, он также добродушен и верен, поэтому его имя не следует использовать в качестве оскорбления. [ нужна ссылка ]

В 1980-е годы на греческом телевидении еженедельно транслировались шоу Карагиозиса. Эти шоу имели более современные и образовательные темы, например, Карагиозис, живущий по некоторым мифам греческой мифологии или посещающий Луну и другие планеты. Некоторые из этих эпизодов либо транслировались в прямом эфире со зрителями, либо были сняты специально для телешоу и содержали сцены, требующие монтажа или специальных эффектов.

В последнее время было предпринято несколько попыток воплотить Карагиозиса в комиксах . [4] С 2000-х годов Карагиозис не столь популярен как вариант отдыха для маленьких детей и количество кукольников уменьшилось, но остается значимой и известной фольклорной фигурой. Сегодня его исполняют в основном на народных праздниках и фестивалях, а также на национальном греческом телевидении. Также периодически проводятся поездки в греческую диаспору .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шнайдер, Ирен (2001). «Эбуссууд». В Майкле Столлейсе (ред.). Юристы: биографический лексикон; от древности до 20 века (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен: Бек. п. 193. ИСБН  3-406-45957-9 .
  2. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 г. Проверено 24 ноября 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  3. ^ См. Кагеларис, Н. (2013), Василис Константопулос. Элементы популярной культуры в его повествовании , Афины, Biblioepilogi, 71-87 [1]
  4. ^ «Ретроманиакс» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 10 сентября 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Айкан, Бахар (2015). « Патентование Карагёза : ЮНЕСКО, национализм и многонациональное нематериальное наследие». Международный журнал исследований наследия . 21 (10): 949–961. дои : 10.1080/13527258.2015.1041413 . S2CID   147307492 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78102cf37ab0f13e2c3d0a861426517b__1722263580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/7b/78102cf37ab0f13e2c3d0a861426517b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karagiozis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)