Петр Дынов

Петр Дунов ( / ˈ d ɒ ʌ n v / DUN -əv ; болгарский : Петър Дънов [ˈpɛtɐr ˈdɤnof] ; 11 июля 1864 - 27 декабря 1944), также известный под своим духовным именем Бейнса Дуно (болгарский: Беинса Дуно [bɛinˈsа] duˈnɔ] ), которого его последователи часто называли Учительят («Учитель»), был болгарским философом и духовным учителем, разработавшим форму эзотерического христианства, известную как Вселенское Белое Братство . Он широко известен в Болгарии, где он был признан публикой вторым в телешоу «Великие болгары» на Болгарском национальном телевидении (2006–2007). [ 1 ] Дунов также фигурирует в книге Пантева и Гаврилова «100 самых влиятельных болгар в нашей истории» (37-е место). [ 2 ] По словам Петрова, Петр Дунов — «наиболее публикуемый болгарский автор на сегодняшний день». [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Петр Дунов родился 11 июля 1864 года [ OS 29 июня] в селе Хадарча (ныне Николаевка Суворовского муниципалитета ) недалеко от Варны, Болгария (в то время в Османской империи), третий ребенок Константина Дуновского и Добры Атанасовой Георгиевой. Его отец был первым болгарским учителем в регионе, прежде чем стать болгарским православным священником. Он был одним из первых, кто провел литургию на болгарском языке, языке местного населения, вместо навязанного греческого языка. [ 4 ]


Дунов посещал среднюю школу в Варне и Американскую методистскую школу богословия и науки в Свиштове , которую окончил в 1887 году. Год проработал учителем начальных классов перед отъездом в США (1888), где изучал богословие в Дрю в теологической семинарии в Мэдисоне, штат Нью-Джерси . После окончания Дрю он поступил на богословский факультет Бостонского университета и получил степень в июне 1893 года, защитив диссертацию на тему «Миграция германских племен и их христианизация» (опубликованную в 2007 году). [ 5 ] ). В июле он поступил на медицинский факультет Бостонского университета . В 1895 году он вернулся в Болгарию. [ 6 ]
Вернуться в Болгарию
[ редактировать ]По возвращении в Болгарию Дунову была предложена должность методистского пастора в городе Ямбол . Это предложение было отозвано после того, как он заявил, что будет служить только без вознаграждения. В 1896 году он опубликовал «Науку и образование» , в котором проанализировал развитие человечества в новую культуру, которая, по его мнению, должна была произойти в предстоящем столетии. Занимается просветительской и общественной деятельностью. [ 7 ]
В 1897 году Петр Дунов пережил мистический опыт – сошествие на него Божественного Духа, что стало ключевым моментом в его жизни. Это происходит 7 марта (по старому стилю) в Варне. Считается, что тогда «он принимает на себя «долг» духовного Учителя, воплотившегося в этом своем теле». Этому духовному долгу в сочетании с гражданской позицией Дунов неуклонно следовал до конца своей жизни, работая среди болгарского народа «за принятие им Божественной Любви, Мудрости и Истины, как высшего идеала человека». [ 7 ] Позже в том же году Петр Дунов основал в Варне Общество поднятия религиозного духа болгарского народа . [ 8 ] В 1898 году он записал и произнес речь « Призыв к моему народу – болгарским сыновьям славянского рода» , которая представляла собой призыв к социальному и духовному самоутверждению. В следующем году он написал «Десять свидетельств Бога и Божье обещание» . [ 9 ] В 1900 году он опубликовал мистический текст под названием « Хио-эли-мели-Месаил». Голос Бога, псевдоним «Эммануэль»; оригинал рукописи был начат в его священную дату 7 марта 1897 года. [ 7 ] Первые три его ученика принадлежали к разным ветвям христианства — Тодор Стойменов ( православный ), доктор Миркович ( католик ) и Пеню Киров ( протестант ). Их привязанность постепенно переросла в преданность, в которой Дунов видел в этих учениках потенциальных основателей нового учения. В 1900 году он пригласил всех троих принять участие во встрече в Варне, которая считалась первым ежегодным съездом того, что позже превратилось в духовное сообщество, просуществовавшее до конца жизни Дунова. [ 10 ] Таким образом, он постепенно стал центром духовного общества.
Создание учения и школы
[ редактировать ]С 1900 года Петр Дунов созвал ежегодные ассамблеи, проходившие в различных местах: в Варне (1900, 1903, 1905–1909), Бургасе (1901, 1902 и 1904), Тырново (1910–1925), в Софии (1926–1941), в горах Рила и Витоша . Они становятся важными форумами, где он выступает с докладами, дает конкретные духовные задачи и работу на предстоящий год. [ 11 ]
С 1901 по 1912 год Дунов путешествовал по Болгарии, выступая с лекциями и проводя френологические исследования . [ 12 ] [ 13 ] Он встречался с широким кругом людей. С 1904 года он подолгу проживал в Софии, столице Болгарии, и начал выступать с публичными лекциями по воскресеньям. [ 14 ] В 1912 году в деревне Арбанаси он работал над Библией и составил « Завещание цветных лучей света» , которое было опубликовано в сентябре. На титульном листе написан девиз: «Я всегда буду преданным слугой Господа Иисуса Христа, Сына Божия, 15 августа, Тырново, 1912 г.».
9 марта 1914 года он объявил о начале новой Эры Водолея . [ 14 ] 16 марта его воскресная проповедь была впервые записана стенографисткой. Вот , Человек! ( Ecce Homo на латыни). Это также начало серии воскресных проповедей, опубликованной под названием « Сила и жизнь», в которой он излагает основные принципы своего учения. [ 14 ]
8 февраля 1917 года в Софии он начал еще одну серию специальных лекций для замужних женщин, известную как цикл «Великой Матери» , которая продолжалась каждый четверг до 30 июня 1932 года. В 1917–1918 годах, во время Первой мировой войны , правительство Василия Радославова интернировал его в Варну под предлогом того, что его учение ослабляет дух солдат на фронте и из-за его мнения, что Болгария не должна участвовать в войне. [ 15 ] [ 16 ] После окончания войны в 1918 году число его последователей по всей стране быстро росло. Болгарская православная церковь считала Деунова большей опасностью, чем католическая или протестантская пропаганда (которая «вообще не имеет новых последователей»). 7 июля 1922 года Архиерейский Синод Болгарской Православной Церкви объявил Петра Дынова отлученным от церкви, а его учение — еретическим. [ 17 ] Около 1936 года последователей Дынова насчитывалось около 40 тысяч, были и иностранцы. [ 18 ]
24 февраля 1922 года он открыл в Софии эзотерическую школу, которую назвал Школой Вселенского Белого Братства. Он состоял из двух классов учеников – общего оккультного класса и специального (молодежного) оккультного класса. [ 19 ] Общий класс предназначался для слушателей любого возраста и семейного положения, а Молодежный — только для молодых людей, лично приглашенных Дуновым. [ 20 ] Лекции читались раз в неделю и продолжались 22 года – до декабря 1944 года. [ 21 ]
В 1927 году была основана община Изгрева («Восход»). Это место на тогдашней окраине Софии было местом по утрам сбора Дунова и его учеников. Многие последователи начали строить поблизости, и со временем это место стало центром большой духовной общины. Дунов читал лекции в недавно построенном Лектории. Темы различных потоков лекций были широкими и охватывали, среди прочего, религию , музыку , геометрию , астрологию , философию и эзотерическую науку . В целом его мысли также были записаны в беседах, частных беседах и ранних письмах. [ 22 ]

В это время он начал работать над Паневритмией – циклом упражнений, составленных из мелодии, текста и пластических движений, с целью улучшить и сохранить здоровье человека, стимулировать гармоничное развитие способностей, способностей, эмоций и отношения к жизни путем достижение гармонии с природой (вселенной). [ 23 ] Летом 1929 года Дунов повез своих последователей и учеников в лагерь возле Семи Рильских озер впервые .
21 сентября 1930 года он открыл новый поток своих проповедей, получивший название « Воскресные утренние проповеди» , который продолжался до апреля 1944 года. 4 мая 1936 года на него напал политический активист, вызвавший кровоизлияние в мозг и частичный паралич. Хотя и в плохом состоянии, 14 июля он отправился со своими учениками в лагерь возле Семи Рильских озер и полностью поправил свое здоровье. 22 марта 1939 года он написал послание своим ученикам, озаглавленное « Вечный Завет Духа» . [ 24 ]
Поздняя жизнь
[ редактировать ]В начале 1944 года во время сильных авиабомбардировок над Софией сказал своим ученикам: "Здесь нет больше условий для того, чтобы человек мог поддерживать свои отношения с Богом. Давайте уйдем отсюда" и вместе с небольшой группой из них отправился в село Марчаево (24 км юго-западнее Софии), у подножья Витоши. Он поселился в доме (ныне музей) своего ученика Темелько Гёрева. Многие из его последователей также поселились в селе, а другие периодически приезжали туда из Софии. Переговоры продолжились в Мурчаево, и там же состоялось последнее собрание Братства. [ 25 ] [ 26 ] Дунов вернулся в Изгреву 19 октября 1944 года. 20 декабря 1944 года он прочитал лекцию « Последнее слово общему оккультному классу». [ 27 ]

Петар Дунов умер 27 декабря 1944 года и был похоронен в Изгреве. [ 28 ] Мемориалом В 1976 году это место было объявлено Государственным комитетом по культуре под руководством Людмилы Живковой . [ 29 ] В 1998 году он был объявлен памятником культуры национального значения как историческое место и могила Петра Дунова (Учителя) . [ 30 ]
Дунов был против регистрации своего братства как организации. В 1921 году его единомышленники из Русе без его одобрения составили положение о регистрации организации, избрали правление, изготовили членские билеты и т. д. Они были зарегистрированы как «Общество Белого Братства». Дунов отнесся неодобрительно, по его мнению, их обществу такая организация не нужна: "Ну и что этому обществу нужно от уставов? Раз у других обществ есть уставы, почему бы вам не посидеть с ними? Вся ваша вина в том, что что вы хотите прийти сюда, чтобы проявить себя, как в мире. Нет, здесь вы проявитесь самым естественным, божественным образом». По его словам, им следует не полагаться на человеческие порядки и правила, а жить по Божьим, потому что по уставам добро и любовь не действуют. Он не разрешал составлять и регистрировать законы в государственных органах. [ 31 ]
Однако после его смерти в 1944 году Совет Братства, сформированный его учениками, решил, что признание Братства как религиозной общины поможет их деятельности в условиях установившегося коммунистического режима, и в 1948 году Общество Белого Братства было зарегистрировано как религиозное сообщество. [ 32 ] [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]Лекции/проповеди
[ редактировать ]Аспекты его учения представлены и развиты в более чем 7000 его лекций, прочитанных в период 1904–1944 годов. Не все из них опубликованы. Несколько тысяч лекций Дунова были записаны стенографистами и задокументированы в виде расшифрованных стенограмм (некоторые изменены при редактировании, другие оставлены нетронутыми). [ 34 ] ). Они опубликованы в нескольких многотомных сериях – «Воскресные беседы» (серия «Сила и жизнь»), воскресные утренние беседы, четверговые беседы (цикл «Великая Мать»), лекции для Общего Оккультного Класса, лекции для Молодёжи (Особые). ) Оккультные занятия, беседы с собранием и другие. [ 35 ] Есть также ряд песен и молитв, среди которых «Добрая молитва» 1900 года. самой особенной считается [ 36 ]
Книги
[ редактировать ]Книг, написанных лично Петром Дуновым, всего несколько. В его первой книге «Наука и образование – начало человеческой жизни » (1896) можно увидеть направления его дальнейшей деятельности и основные принципы, которые он впоследствии подробно развил в своем учении: соотношение религии и науки и необходимость для их взаимодействия, необходимость модернизации и научного осмысления религиозного мировоззрения, развития способностей высшей природы (Божественного начала в человеке) посредством правильных научно-педагогических методов, идеи Целостности Вселенной и человека как части коллективный организм. [ 37 ]
В 1900 году он опубликовал брошюру « Хио-эли-мели-Месаил» ; по стилю текст напоминает пророческие тексты из Ветхого Завета, и Дунов предстает посредником, через которого передается слово Божие. В 1912 году было опубликовано еще одно произведение, написанное им лично: «Завещание цветных лучей света» . Он составлен на основе библейских стихов, сгруппированных по цветовой символике и предназначенных для чтения в разные дни недели. [ 37 ]
Музыка
[ редактировать ]Петар Данов учился музыке и игре на скрипке. В 1900-х годах он начал сочинять песни на библейские или собственные тексты, названные позже братскими песнями , а с 1922 года давал в своей Школе песни и мелодии, которые называл оккультными музыкальными упражнениями. По его словам, они являются методом работы для ученика-эзотерика и призваны тонизировать и гармонизировать его психические процессы. [ 38 ]
Паневритмия
[ редактировать ]
В 1927–1944 годах он создал и развил Паневритмию : последовательность упражнений, выполняемых под музыку для достижения внутреннего равновесия и гармонизации. Эта практика способствует процессам самосовершенствования, расширения сознания и обретения добродетелей. Хоровод – это осознанный обмен между человеком и силами живой природы. Каждое движение является выражением мысли. Эффект должен заключаться в том, что наблюдатель улавливает из движений мысль или идею, которую они выражают. Ритм движения физического тела приводит нас к единству в нашей духовной жизни. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Болгарское национальное телевидение - «Великие болгары», http://welcome.bnt.bg/movies/velikitebg.php?id=12. Архивировано 14 декабря 2014 г. на Wayback Machine , по состоянию на 17 июля 2014 г.
- ^ Пантев А.Л. и Гаврилов Б.Г., 100 самых влиятельных болгар в нашей истории (по-болгарски «100 самых влиятельных болгар в нашей истории»), Репортер, 1997, Болгария, 328 стр., ISBN 9548102242 , 9789548102247
- ^ Петров, Н., «Глобальное наследие Дрю: история иностранных студентов», Петр Дунов: один из первых выпускников из Болгарии , Теологическая школа Дрю, http://www.drew.edu/theological/2012/01/drews-global- наследие-история-международных-студентов-в-теологической-школе #болгария. Архивировано 17 августа 2014 г. на Wayback Machine , по состоянию на 24 июля 2014 г.
- ^ Ников, Петр. «Из недавнего прошлого Варны» . Новости Национального музея - Варна . 7 (1): 93–107.
- ^ Питер Дунов, Миграция тевтонских племен и их обращение в христианство: диссертация Школы теологии Бостонского университета, 1893 г. , Издательство Университета Св. Климента Охридского, 2007 г., ISBN 978-954-07-2645-8
- ^ Славов, Атанас (1998). Дорога и время. Светская биография Петра Дунова. Том 1 Начало [ Дорога и время. Светская биография Петра Дунова. Том 1 Начало ] (на болгарском языке). София: Белое братство. стр. 103, 173, 217, 260, 299–300, 303–304, 307. ISBN. 954-8091-83-6 .
- ^ Jump up to: а б с Димитрова, Людмила Т. (2015). "Личные записные книжки учителя Петра Данова, хранящиеся в Болгарском историческом архиве в Национальной библиотеке - источники для уточнения фактов и событий из его жизни" [Личные записные книжки учителя Петра Данова, хранящиеся в Болгарском историческом архиве в Национальной библиотеке - источники для уточнения фактов и событий из его жизни] (PDF) . Библиотека . XXII (2). София: Национальная библиотека «Св. Св. Кирилла и Мефодия: 113–123. ISSN 0861-847X .
- ^ «История Белого Братства в Болгарии 1897-1913» [История Белого Братства в Болгарии 1897-1913]. beinsaduno.org (на болгарском языке).
- ^ Петар Данов/Пенью Киров. Эпистолярные диалоги. Первый свиток 1898–1900 [ Петар Данов/Пенью Киров. Эпистолярные диалоги. Первый рулон 1898–1900 ] (на болгарском языке) (2-е приложение). Бургас: Ассоциация «Подсолнухи». 2020. 144–146. ISBN 978-619-7033-42-7 .
- ^ "1900_04_06 (старый стиль) Мастер созывает первое ежегодное собрание, 1900 - Варна" . Хронология учителя Петра Дунова . 18 сентября 2014 г. Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Петар Данов/Пенью Киров. Эпистолярные диалоги. Первый свиток 1898–1900 [ Петар Данов/Пенью Киров. Эпистолярные диалоги. Первый рулон 1898–1900 ] (на болгарском языке) (2-е приложение). Бургас: Ассоциация «Подсолнухи». 2020. с. 26. ISBN 978-619-7033-42-7 .
- ^ "1901_00_00 Учитель путешествует по Болгарии и дает рассказы по френологии и хиромантии" . Хронология учителя Петра Дунова . 30 декабря 2014 г. Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ "1902_12_30 (старый стиль) Приезд учителя в Софию" . Хронология учителя Петра Дунова . 18 февраля 2015 г. Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Тончева, Светослава (2015). (антропософия, Белое Братство, Единое учение) ( Через новую духовность ХХ века на болгарском языке). София: Институт этнологии и фольклористики с этнографическим музеем, БАН. Парадигма. стр. 60–61. ISBN 978-954-326-237-3 .
- ^ Тончева, Светослава (2015). (антропософия, Белое Братство, Единое учение) ( Через новую духовность ХХ века на болгарском языке). София: Институт этнологии и фольклористики с этнографическим музеем, БАН. Парадигма. стр. 60–62. ISBN 978-954-326-237-3 .
- ^ Лефтеров, Живко. «Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)» [Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)] (PDF) . ebox.nbu.bg. Новый болгарский университет. п. 93–94.
- ^ Лефтеров, Живко. «Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)» [Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)] (PDF) . ebox.nbu.bg. Новый болгарский университет. п. 96–98.
- ^ Данчов, Н.Г.; Данчов, И. Г. (1936). Болгарская энциклопедия. А – Ѫ [ Болгарская энциклопедия. А – Я ] (на болгарском языке). София: Атанасов. п. 184.
- ^ Лефтеров, Живко. «Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)» [Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)] (PDF) . ebox.nbu.bg. Новый болгарский университет. п. 95.
- ^ Николов, Борис (1995). «Открытие молодежного оккультного класса; Школа открыта; Общий оккультный класс» [Борис Николов. Открытие Молодежного оккультного класса; Школа открыта; Общий оккультный класс.]. В Крастеве, Вирджил (ред.). Рассвет Белого Братства [ Рассвет Белого Братства ] (PDF) (на болгарском языке). София: Класс пшеницы. стр. 121–127. ISBN 954-90041-3-9 .
- ^ Славов, Атанас (2010). Восход солнца. К светской биографии Петра Данова [ Изгревать [Восход]. К светской биографии Петра Дунова ] (на болгарском языке). Сливен: Компас ООД-Сливен. п. 108. ИСБН 978-954-8558-15-0 .
- ^ Ковачев Т., Мастер Бейнса Доуно: Каталог лекций, молитв, музыкальных упражнений, Паневритмии, гимнастических упражнений (1896–1944) (на болгарском языке «Мастер Бейнса Доуно. Справочник лекций и лекций, молитв, музыкальных упражнения, Паневртимия, гимнастические упражнения (1896–1944)»), 2004, София, Болгария; ISBN 954-9589-84-6
- ^ Червенкова, Людмила (2013). Паневртимия, здоровье и благополучие. Болгарская модель физической активности [ Паневритмия, здоровье и благополучие: Болгарская модель физической активности ] (на болгарском языке). София: Университетское издательство «Св. Климент Охридский». стр. 34, 66. ISBN 978-954-07-3575-7 .
- ^ «Жизнеописание учителя Петра Дунова» . beinsadouno.org (на болгарском языке).
- ^ Крастев, Вирджил, изд. (1995). «Методи Константинов. Важные моменты в селе Мурчаево» [Константинов, Методы. Важные моменты в селе Мурчаево. Заря Белого Братства (на болгарском языке). Том. 4. София: Каменка. стр. 480–482. ISBN 954-90041-4-7 .
- ^ Крастев, Вирджил, изд. (1995). «Борис Николов. Зачем Учитель поехал в село Мурчаево» [Борис Николов. Зачем Мастер поехал в село Мурчаево. Заря Белого Братства (на болгарском языке). Том. 2. София: Каменка. стр. 309, 474. ISBN 954-90041-4-7 .
- ^ Бейнса Дуно: Паневритмия - Музыка, Идеи, Движения (пошаговое описание) , Издательство «Бяло Братство», 2004, София, Болгария.
- ^ Лефтеров, Живко. «Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)» [Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)] (PDF) . ebox.nbu.bg. Новый болгарский университет. п. 140.
- ^ Лефретов, Живко. « «Реабилитация» Белого Братства в 1970-е годы» [«Реабилитация» Белого Братства в 1970-е годы] (PDF) . hkultura.com. Христианство и культура, 2014, Выпуск 8, ISSN 1311-9761. Фонд «Комунитас» .
- ^ «Списки НКЦ национального и мирового значения по районам [город София, № 147]» [Списки НКЦ национального и мирового значения по районам [София № 147]]. ninnk.bg .
- ^ Крастев, Вирджил (1995). Белого Братства ( Восход на болгарском языке). Том. 3. София: Класс пшеницы. стр. 332–334. ISBN 954-90041-2-0 .
- ↑ Центральный государственный архив, ф. 165, опись 6, ед. 205, л. 4.
- ^ Лефтеров, Живко. «Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)» [Религиозная политика Болгарской коммунистической партии и Белого братства (1944-1953)] (PDF) . ebox.nbu.bg. Новый болгарский университет. п. 155–156, 172.
- ^ Христофор, Ответы на важные темы, Тема 2: Об оригинальном Слове Мастера Петра Дунова (Бейнса Дуно) , http://www.beinsa-douno.net/important-topics.html#topic2_original_Word , по состоянию на 17 июля 2014 г.
- ^ Тончева, Светослава (2015). (антропософия, Белое Братство, Единое учение) ( Через новую духовность ХХ века на болгарском языке). София: Институт этнологии и фольклористики с этнографическим музеем, БАН. Парадигма. стр. 23, 61. ISBN 978-954-326-237-3 .
- ^ Кралева, М., Мастер Петр Деунов: его жизнь и учение , Кибеа, 2001, Болгария; ISBN 954-47426-89
- ^ Jump up to: а б Тончева, Светослава (2015). (антропософия, Белое Братство, Единое учение) ( Через новую духовность ХХ века на болгарском языке). София: Институт этнологии и фольклористики с этнографическим музеем, БАН. Парадигма. стр. 52–57, 59–60. ISBN 978-954-326-237-3 .
- ^ Табакова, Цветана-Лилиана (1992). Созвучия из будущего [ Созвучия из будущего ]. Альфиола.
- ^ «Паневритмия — видеоурок 2007 — YouTube» . Ютуб . Проверено 11 марта 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Источник добра: последние слова мастера Питера Дунова , составлено Бояном Боевым и Борисом Николовым, издательство Kibea Publishing Company, 2002.
- Дэвид Лоример, изд. Жемчужины любви и мудрости – Молитвы, медитации и размышления Бейнсы Дуно (Питер Дунофф) . Элемент Букс Лтд, 1991.
- Милка Кралёва (2001). Мастер: Петр Дунов, его жизнь и учение . Кибеа. ISBN 978-954-474-268-3 .
- Арделла Натанаэль. Танец души: Пан-Евро-Ритмия Питера Дуноффа, Карловы Вары, Калифорния, Esoteric Publishing, 2006.
- Арделла Натанаэль. Танец бабочки: PanEuRhythmy Питера Дуноффа, Сан-Рафаэль, Калифорния, CreateSpace, 2010.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество Белого Братства, Болгария (английская версия) Официальный сайт - биографические данные, краткая информация об учении Дунова, форумы (только на болгарском языке) и другие ресурсы.
- Домашняя страница английского мастера Питера Дуноффа (Бейнса Дуно) — английские переводы лекций, молитв и других произведений Дуноффа из аутентичных источников, а также обсуждения различных тем, связанных с его жизнью и учением.
- http://en-petardanov.com/forum/4-1914/ - Еще один сайт с английскими переводами лекций, молитв и других произведений Дуноффа.
- Власть и жизнь - на нескольких языках, с переводами лекций из Интернета.
- Паневритмия - подробный сайт со справочной информацией и видео.
- Христианские философы
- Эзотерическое христианство
- Авторы проповедей
- 1864 рождения
- 1944 смертей
- Выпускники Университета Дрю
- Выпускники Школы теологии Бостонского университета
- Болгарские философы ХХ века
- Духовные учителя
- Оккультные писатели
- Люди из Варненской области
- Преподаватели
- Болгарские эмигранты в США
- Болгарские эзотерики