Безнравственность
Безнравственность – это нарушение моральных законов , норм или стандартов. Это относится к агенту, который делает или думает что-то, что, как он знает или считает неправильным . [1] [2] Безнравственность обычно применяется к людям или действиям, или, в более широком смысле, ее можно применять к группам или корпорациям, а также к произведениям искусства.
Древняя Греция
[ редактировать ]Калликл и Фрасимах — два персонажа диалогов Платона , Горгий и Республика соответственно, которые бросают вызов общепринятой морали. [3]
Аристотель рассматривал многие пороки как избыток или недостаток по отношению к какой-либо добродетели, так же как трусость и опрометчивость относятся к храбрости. Некоторые отношения и действия – такие как зависть , убийство и воровство – он считал неправильными сами по себе, без вопроса о недостатке/избытке по отношению к среднему . [4]
Религия
[ редактировать ]В исламе, иудаизме и христианстве грех является центральным понятием в понимании аморальности.
Безнравственность часто тесно связана как с религией, так и с сексуальностью . [5] Макс Вебер считал, что рационально сформулированные религии ведут долгосрочную борьбу с более физическими формами религиозного опыта, связанными с танцем, опьянением и сексуальной активностью. [6] Дюркгейм указывал, что многие примитивные обряды привели к отказу от различия между законным и аморальным поведением. [7]
Суровый вывод Фрейда заключался в том, что «во все времена безнравственность находила в религии не меньшую поддержку, чем мораль». [8]
Сексуальная безнравственность
[ редактировать ]Кодирование сексуального поведения исторически было характерной чертой всех человеческих обществ; равно как и борьба с нарушениями ее нравов – сексуальной безнравственностью – посредством формального и неформального социального контроля . [9] Запреты и табу среди первобытных обществ [10] возможно, были не менее суровыми, чем в традиционных аграрных обществах. [11] В последнем случае степень контроля может варьироваться от времени к времени и от региона к региону, причем наименьшая она наблюдается в городских поселениях; [12] однако только последние три столетия интенсивной урбанизации, коммерциализации и модернизации сломали ограничения досовременного мира, [13] в пользу общества-преемника раздробленных и конкурирующих сексуальных кодексов и субкультур, где сексуальное выражение интегрировано в работу коммерческого мира. [14]
значение сексуальной безнравственности было Тем не менее, хотя в последнее время радикально пересмотрено , возможно, границы приемлемого остаются под общественным контролем и подвергаются столь же резкой критике, как и прежде, как и десятилетние дебаты в США по поводу репродуктивных прав после дела Роу против Уэйда. или споры 21-го века по поводу детских изображений в Википедии и Amazon, как можно было бы предположить. [15]
Дать определение сексуальной безнравственности на протяжении всей истории сложно, поскольку многие разные религии, культуры и общества придерживались противоречивых взглядов на сексуальность.
Но на протяжении всей истории существовало почти повсеместное пренебрежение к двум сексуальным практикам.
Эти два поведения включают измену в моногамных романтических отношениях и инцест между ближайшими членами семьи.
Помимо этих двух вещей, в некоторых культурах на протяжении всей истории допускалось сексуальное поведение, которое многие культуры сегодня считают непристойным, например, браки между двоюродными братьями, многоженство , секс с несовершеннолетними , изнасилование во время войны или принудительная ассимиляция и даже зоофилия .
Современность
[ редактировать ]Мишель Фуко считал, что современный мир неспособен выдвинуть последовательную мораль. [16] – неспособность, философски подкрепленная эмотивизмом . Тем не менее модернизм часто сопровождался культом аморальности. [17] как, например, когда Джон Чарди назвал «голый обед » «монументально моральным спуском в ад наркотической зависимости». [18]
Аморальный психоанализ
[ редактировать ]Психоанализ рано подвергся критике за то, что он был отвратительным продуктом аморального города Вены; психоаналитиков за то, что они беспринципны и грязны. [19]
Однако сам Фрейд придерживался мнения, что «любой, кто преуспел в обучении истине о себе, навсегда защищен от опасности аморальности, даже если его стандарты морали могут отличаться». [20] Ницше называл свою этическую философию имморализмом. [21]
Литературные ссылки
[ редактировать ]- На вопрос корректора, должно ли его описание Мелеагра как безнравственного поэта быть бессмертным поэтом, Т. Э. Лоуренс ответил: «Безнравственность я знаю. О бессмертии я не могу судить. Как вам будет угодно: Мелеагр не подаст на нас в суд за клевету». [22]
- Де Куинси изложил (перевернутую) иерархию аморальности в своем исследовании «Об убийстве, рассматриваемом как одно из изящных искусств »: «Если однажды человек предается убийству, очень скоро он начинает мало думать о грабеже; к пьянству и нарушению субботы, а отсюда к промедлению и невежливости... этому пути вниз». [23]
См. также
[ редактировать ]- Аморальность
- Антиномизм
- Антисоциальное поведение
- Бодлер
- Преступность
- Девиация (социология)
- Расторможенность – пренебрежение социальными условностями и нормами.
- Этика
- Зло
- Вред
- Гедонизм
- Распутник
- Лимит-опыт
- Бернар Мандевиль
- Закон Манна
- Мораль
- Моральная психология
- Извращение
- Ранч-культура
- Репрессивная десублимация
- Эгоизм
- Сексуальная этика
- Семь смертных грехов
- Грех
- Порок
- злоба
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новый школьный словарь . Коллинз. 1999. с. 24. ISBN 0 00 472238-8 .
- ^ «Аморальное против аморального на Vocabulary.com» . www.vocabulary.com . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ Барни, Рэйчел (2017), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Каликл и Фрасимах» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 18 февраля 2023 г.
- ^ Аристотель, Этика (1976), с. 102
- ^ Изд. Б. Киркпатрика, Тезаурус Роже (1998), стр. 650 и 670.
- ^ Макс Вебер, Социология религии (1971), с. 158
- ^ Эмиль Дюркгейм, Элементарные формы религиозной жизни (1971), с. 383
- ^ С. Фрейд, Цивилизация, общество и религия (PFL 12), с. 220
- ^ Ф. Дабхойвала, «Первая сексуальная революция», The Oxford Historian X (2012), с. 426
- ^ Дюркгейм, с. 410
- ^ С. Фрейд, О сексуальности (PFL 7), с. 271
- ^ Э. Ладури, Монтайю (1980), с. 149 и с. 169
- ^ Дабхойвала, с. 41–3
- ^ Герберт Маркузе, Одномерный человек (2002) с. 78
- ^ А. Лих, Революция Википедии (2010), с. 204–9
- ^ G, издание Gutting, The Cambridge Companion to Foucault (2003), стр. 87
- ^ Эрик Берн, Игры, в которые играют люди (1966), с. 70
- ^ Цитируется по Дж. Кэмпбеллу, «Это поколение битников» (1999), стр. 265
- ^ Питер Гей, Фрейд (1989), с. 194-6
- ^ С. Фрейд, Вводные лекции по психоанализу (PFL 1) с. 485-6
- ^ фон Тевенар, Г. (2007). Ницше и этика Питер Лэнг. п. 55. ИСБН 978-3-03911-045-2 . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Т. Э. Лоуренс, Семь столпов мудрости (1936), с. 25
- ^ Томас Де Куинси, Об убийстве, рассматриваемом как одно из изящных искусств (2004), с. 28
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Библия
- Катехизис Католической Церкви
- Андре Жид , Имморалист (1902)
- Кэтрин Эдвардс, Политика аморальности в Древнем Риме (2002)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение аморальности в Викисловаре