Амель-Мардук
Амель-Мардук | |
---|---|
Царь Нововавилонской империи | |
Царствование | 7 октября 562 г. до н.э. - август 560 г. до н.э. |
Предшественник | Навуходоносор II |
Преемник | Нериглиссар |
Умер | Август 560 г. до н.э. Вавилон |
Проблема | индейцы |
аккадский | Амель-Мардук |
Династия | Халдейская династия |
Отец | Навуходоносор II |
Мать | Амитис Вавилонский (?) |
Амель-Мардук ( вавилонская клинопись : Амель-Мардук , [ 1 ] что означает «человек Мардука »), [ 1 ] также известный как Авиль-Мардук , [ 2 ] или в библейской интерпретации его имени Эвил-Меродах. [ 1 ] Иврит : אֱוִיל מְרֹדַךְ , латинизированный : əwil məroḏaḵ ), был третьим императором Нововавилонской империи , правившим с 562 г. до н.э. до своего свержения и убийства в 560 г. до н.э. Он был преемником Навуходоносора II ( годы правления 605–562 до н.э.). Из-за небольшого количества сохранившихся клинописных источников мало что известно о правлении Амель-Мардука и его действиях на посту короля.
Амель-Мардук, которого первоначально звали Набу-шум-укин, не был ни старшим сыном Навуходоносора, ни старшим из ныне живущих сыновей на момент его назначения наследным принцем и наследником. Неясно, почему Амель-Мардук был назначен своим отцом преемником, главным образом потому, что между ними, по-видимому, были ссоры, возможно, связанные с попыткой Амель-Мардука занять трон, пока его отец был еще жив. После заговора Амель-Мардук был заключен в тюрьму, возможно, вместе с Иехонией , пленным царем Иудеи . После освобождения Набу-шум-укин изменил свое имя на Амель-Мардук, возможно, из уважения к богу Мардуку, которому он молился.
Амель-Мардука помнят главным образом тем, что он освободил Иехонию после 37 лет заключения. Также известно, что Амел-Мардук вел некоторые строительные работы в Вавилоне и, возможно, в других местах, хотя масштабы его проектов неясны. Вавилоняне, похоже, возмущались его правлением, поскольку вавилонские источники после его правления описывают его как некомпетентного. В 560 году до нашей эры он был свергнут и убит своим зятем Нериглиссаром , который после этого правил как король.
Фон
[ редактировать ]Амель-Мардук был преемником своего отца Навуходоносора II ( годы правления 605–562 до н. э.). [ 1 ] Кажется, что наследование Навуходоносора было трудным и что последние годы правления царя были склонны к политической нестабильности. [ 3 ] В одной из надписей, написанных очень поздно во время его правления, после того как Навуходоносор правил уже сорок лет, царь утверждает, что он был избран на царство богами еще до того, как он родился. Такое подчеркивание божественной легитимности обычно делалось только узурпаторами или в случае возникновения политических проблем с его предполагаемым преемником. Учитывая, что Навуходоносор правил царем несколько десятилетий и был законным наследником своего предшественника, первый вариант кажется маловероятным. [ 4 ]
Амел-Мардук был выбран наследником во время правления своего отца. [ 5 ] и засвидетельствован как наследный принц в 566 г. до н.э. [ 6 ] Амель-Мардук не был старшим сыном Навуходоносора - другой из сыновей Навуходоносора, Мардук-надин-ахи, засвидетельствован на третий год правления Навуходоносора на посту царя (602/601 г. до н.э.) как взрослый человек, отвечающий за свои земли. [ 7 ] Учитывая, что Амель-Мардук засвидетельствован значительно позже, вполне вероятно, что Мардук-надин-ахи был старшим сыном Навуходоносора и законным наследником. [ 7 ] Это является причиной выбора Амел-Мардука главным образом потому, что Мардук-надин-ахи, как засвидетельствовано, жил до 563 г. до н.э. [ 8 ] Кроме того, свидетельства ссор между Навуходоносором и Амель-Мардуком делают его выбор наследником еще более невероятным. [ 5 ] В одном тексте Навуходоносор и Амель-Мардук оба замешаны в каком-то заговоре, причем один из двоих обвиняется в плохом поведении по отношению к храмам и людям: [ 5 ]
Что касается [Набу]Ходнецара, они думали [. . .] его жизнь не дорожила [они . . . жители] Вавилона Амел-Мардуку говорили, а не [. . .] . . . «Что касается сокровищ [Эсагилы ] и Вавилона [...], они упомянули города великих богов [. . .] его сердце не позволит сыну и дочери [. . .] семья и племя [не . . .] в его сердце. Все это полно [. . .] его мысли были не о благополучии [Эсагилы и Вавилона. . .], с внимательным слухом подошел к святым вратам [. . .] молился Господу господствующих [. . .] он горько взывал к Мардуку, боги [..передали] его молитву [. . .]. [ 9 ]
Надпись содержит обвинения, хотя и неясно, кому они адресованы, в осквернении святых мест и эксплуатации населения – невыполнении двух основных обязанностей царя Вавилона. Позже утверждается, что обвиняемый плакал и молился Мардуку , национальному божеству Вавилона. [ 10 ]
Другой текст, относящийся к концу правления Навуходоносора, содержит молитву заключенного в тюрьму сына Навуходоносора по имени Набу-шум-укин ( Набу-шум-укин ), который утверждает, что был заключен в тюрьму из-за заговора против него. [ 10 ] Согласно Левиту Раббе тексту V–VII веков нашей эры , мидрашическому , Амель-Мардук был заключен в тюрьму своим отцом вместе с захваченным в плен иудейским царем Иехонией (также известным как Иехония), потому что некоторые вавилонские чиновники провозгласили его царем, пока Навуходоносор отсутствовал. . [ 1 ] Ассиролог Ирвинг Финкель утверждал в 1999 году, что Набу-шум-укин был тем же человеком, что и Амель-Мардук, который изменил свое имя на «человек Мардука» после того, как был освобожден из уважения к богу, которому он молился. [ 10 ] [ 1 ] Выводы Финкеля были приняты другими учеными как убедительные. [ 10 ] [ 1 ] а также пояснит предыдущий текст, возможно, касающийся тех же инцидентов. [ 10 ] «Хроники Иерахмеила» , еврейский исторический труд, написанный, возможно, в XII веке , ошибочно утверждает, что Амел-Мардук был старшим сыном Навуходоносора, но что его отец отодвинул его на второй план в пользу своего брата «Навуходоносора Младшего» (вымышленная фигура, не засвидетельствовано в любом другом источнике), и таким образом был заключен в тюрьму вместе с Иехонией до смерти Навуходоносора Младшего, после чего Амель-Мардук стал царем. [ 11 ]
Учитывая имеющиеся свидетельства, возможно, Навуходоносор считал Амел-Мардука недостойным наследником и стремился заменить его другим сыном. Почему Амел-Мардук все же стал королем, неясно. [ 3 ] Тем не менее, административные обязанности Амель-Мардука, вероятно, начались еще до того, как он стал царем, в последние несколько недель или месяцев правления его отца, когда Навуходоносор был болен и умирал. [ 1 ] Последняя известная табличка, датированная правлением Навуходоносора из Урука , датирована тем же днем, 7 октября, что и первая известная табличка Амель-Мардука из Сиппара . [ 12 ]
Царствование
[ редактировать ]очень мало клинописных источников. Со времен правления Амель-Мардука сохранилось [ 13 ] и поэтому о его достижениях почти ничего не известно. [ 1 ] Несмотря на то, что Амель-Мардук был законным преемником Навуходоносора, он, по-видимому, встретил сопротивление с самого начала своего правления, о чем свидетельствует краткость его пребывания на посту царя и его негативное изображение в более поздних источниках. позднего эллинистического периода Вавилонский писатель и астроном Берос писал, что Амель-Мардук «правил своенравно и не уважал законы», а в клинописном пропагандистском тексте говорится, что он пренебрегал своей семьей, что чиновники отказывались выполнять его приказы и что он занимался исключительно почитанием и поклонением Мардуку. [ 1 ] Неизвестно, явилось ли сопротивление Амель-Мардуку результатом его предыдущей попытки заговора против своего отца, напряженностью между различными фракциями королевской семьи (учитывая, что он не был старшим сыном) или его плохим управлением на посту короля. [ 8 ] Мало что известно о ближайших родственниках Амел-Мардука, то есть о его жене и потенциальных детях. Сыновья Амел-Мардука неизвестны, [ 14 ] но у него была по крайней мере одна дочь по имени Инду. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] В «Хрониках Иерахмиля» Амель-Мардуку приписывают трех сыновей: Регосара, Лебуцера Духа и Набхара, хотя, похоже, автор перепутал преемников Амель-Мардука с его сыновьями (соответственно Нериглиссаром , Лабаши-Мардуком и Набонидусом ). [ 17 ]
Одна из его надписей предполагает, что он отремонтировал Эсагилу в Вавилоне и Эзиду в Борсиппе . Не существует конкретных археологических или текстовых свидетельств, подтверждающих, что в этих храмах велись работы. Некоторые кирпичи и брусчатка в Вавилоне носят его имя, что указывает на то, что некоторые строительные работы были завершены в Вавилоне во время его недолгого пребывания на посту царя. [ 1 ]
В Библии говорится, что Амель-Мардук освободил Иехонию, царя Иудеи, после 37 лет заключения в Вавилоне, и это единственный конкретный политический акт, приписываемый Амель-Мардуку в любом дошедшем до нас источнике. [ 1 ] Хотя такие акты милосердия известны из церемоний присоединения и в данном случае могли быть связаны с празднованием вавилонского Новогоднего праздника , [ 14 ] конкретная причина освобождения Джехонии неизвестна. Предполагаемые причины включают желание завоевать расположение депортированных евреев в Вавилонии или то, что Амель-Мардук и Иехония могли подружиться во время заключения. [ 1 ] Более поздняя еврейская традиция считала, что освобождение было преднамеренным изменением политики Навуходоносора, разрушившего Иудейское царство. Однако нет никаких указаний на то, что Амель-Мардук предпринимал какие-либо попытки восстановить Иудею. [ 14 ] Несмотря на это, еврейские современники Амел-Мардука, вероятно, надеялись, что освобождение Иехонии стало первым шагом в восстановлении Иуды, учитывая, что Амел-Мардук также освободил Ваалезера, захваченного царя Тира , и восстановил его на троне. [ 18 ] Об освобождении Иехонии рассказывается в 4 Царств 25:27–30. [ 19 ] и в Хрониках Иерахмеила : [ 14 ] оба источника называют Амель-Мардука Злом-Меродахом. [ 19 ] [ 14 ] В « Хрониках Иерамиила» об освобождении Иехонии рассказывается следующим образом: [ 14 ]
В тридцать седьмой год изгнания Иоякина, царя Иудейского, в год, когда Евил-Меродах стал царем Вавилонским, освободил он Иоякина из темницы в двадцать пятый день двенадцатого месяца. Он говорил с ним любезно и дал ему почетное место выше, чем у других царей, которые были с ним в Вавилоне. [ 14 ]
Правление Амел-Мардука внезапно закончилось в августе 560 г. до н.э. [ 20 ] [ 21 ] после двух лет правления королем, [ 7 ] когда он был свергнут и убит Нериглиссаром, его зятем, который затем претендовал на трон. [ 20 ] Последним документом правления Амель-Мардука является договор, датированный 7 августа 560 г. до н. э., написанный в Вавилоне. Четыре дня спустя известны документы, датированные Нериглиссаром, из Вавилона и Урука . Судя по приписываемой ему повышенной экономической активности в столице, Нериглиссар находился в Вавилоне во время узурпации. [ 21 ] Конфликт между Амел-Мардуком и Нериглиссаром, скорее всего, был результатом межсемейных разногласий, а не какой-то другой формы соперничества. [ 21 ] Нериглиссар был женат на одной из дочерей Навуходоносора, возможно, Кашшайе . Поскольку Кашшая появляется во время правления Навуходоносора значительно раньше, чем Амель-Мардук (в пятый год правления Навуходоносора, 600/599 г. до н.э.) и большинство других сыновей, вполне возможно, что она была старше их. [ 22 ] Хотя разрыв между самым ранним упоминанием Кашшая и сыновьями мог быть случайным или случайным; [ 23 ] это также можно было интерпретировать как указание на то, что многие сыновья были потомками от второго брака. Поэтому возможно, что узурпация Нериглиссара была результатом борьбы между более старой, богатой и влиятельной ветвью царской семьи, представленной дочерьми Навуходоносора, в частности Кашшайей, и менее устоявшейся и молодой, но более законной ветвью, представленной ветвью Навуходоносора. сыновья. [ 22 ]
Титулы
[ редактировать ]В одной из его надписей, найденной на столбе одного из вавилонских мостов, титулы Амел-Мардука гласят следующее: «Амел-Мардук, царь Вавилона, тот, кто обновляет Эсагила и Эзиду, сына Навуходоносора, царя Вавилона». [ 24 ]
Учитывая, что известно немного надписей Амел-Мардука, более подробные версии его титулатуры неизвестны. [ 25 ] Возможно, он также использовал титул « царь Шумера и Аккада », которым пользовались другие нововавилонские цари. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 1.
- ^ Альбертц 2018 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Аяли-Даршан 2012 , с. 29.
- ^ Аяли-Даршан 2012 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Аяли-Даршан 2012 , с. 27.
- ^ Popova 2015 , p. 405.
- ^ Jump up to: а б с Авраам 2012 , с. 124
- ^ Jump up to: а б Авраам 2012 , с. 125
- ^ Аяли-Даршан 2012 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с д и Аяли-Даршан 2012 , с. 28.
- ^ Сак 2004 , с. 41.
- ^ Паркер и Дубберштейн 1942 , с. 10.
- ^ Сак 1978 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уайзман 1991 , с. 241.
- ^ Уайзман 1983 , с. 12.
- ^ Вайсберг 1976 , с. 67.
- ^ Сак 2004 , стр. 40–41.
- ^ Ли 2021 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Болье 2018 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Уайзман 1991 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б Болье 1998 , с. 200.
- ^ Болье 1998 , с. 201.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 30.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , стр. 29–34.
- ^ Из Рива 2013 , с. 72.
Библиография
[ редактировать ]- Авраам, Кэтлин (2012). «Уникальный двуязычный и двубуквенный артефакт времен Навуходоносора II в частной коллекции Мусаева». В Любецком, Меир; Любецки, Эдит (ред.). Новые надписи и печати, относящиеся к библейскому миру . Общество библейской литературы. ISBN 978-1589835566 .
- Альбертц, Райнер (2018). «Период изгнания как настоятельный случай исторической реконструкции без библейского текста: нововавилонские царские надписи как« первоисточник » ». В Граббе, Лестер Л. (ред.). Даже Бог не может изменить прошлое: размышления о семнадцатилетии Европейского семинара по исторической методологии . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0567680563 .
- Аяли-Даршан, Нога (2012). «Избыточность в Навуходоносоре 15 и ее литературно-историческое значение» . ДЖЕЙНС . 32 : 21–29.
- Болье, Поль-Ален (1998). «Бау-аситу и Кашшая, дочери Навуходоносора II» . Ориенталия . 67 (2): 173–201. JSTOR 43076387 .
- Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Уайли. ISBN 978-1405188999 .
- Да Рива, Роса (2013). Надписи Набопаласара, Амель-Мардука и Нериглиссара. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-1614515876 .
- Ли, Альберт Суй Хунг (2021). Диалог о монархии в повествовании Гедеона-Авимелеха: идеологическое прочтение в свете диалогизма Бахтина . БРИЛЛ. ISBN 978-9004443853 .
- Паркер, Ричард А.; Дубберштейн, Уолдо Х. (1942). Вавилонская хронология 626 г. до н. э. – 45 г. н. э. (PDF) . Издательство Чикагского университета. ОСЛК 2600410 .
- Попова, Ольга (2015). «Царская семья и ее территориальное внедрение в нововавилонский период» . КАСКАЛ . 12 (12): 401–410. дои : 10.1400/239747 .
- Сак, Рональд Х. (1978). «Нергал-шарра-усур, царь Вавилона в клинописных, греческих, латинских и еврейских источниках» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 68 (1): 129–149. дои : 10.1515/zava.1978.68.1.129 . S2CID 161101482 .
- Сак, Рональд Х. (2004). Образы Навуходоносора: появление легенды (2-е исправленное и расширенное изд.). Издательство Университета Саскуэханна. ISBN 1-57591-079-9 .
- Вайерсхойзер, Фрауке; Новотный, Джейми (2020). Царские надписи Амеля-Мардука (561–560 до н. э.), Нериглиссара (559–556 до н. э.) и Набонида (555–539 до н. э.), царей Вавилона (PDF) . Железо-коричневый. ISBN 978-1646021079 .
- Вайсберг, Дэвид Б. (1976). «Обзор: Амель-Мардук 562–560 до н. э. Исследование Рональда Герберта Сака, основанное на клинописи, Ветхом Завете, греческих, латинских и раввинских источниках» . Журнал ближневосточных исследований . 35 (1): 67–69. дои : 10.1086/372466 .
- Уайзман, Дональд Дж. (1983). Навуходоносор и Вавилон: Швейхские письма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0197261002 .
- Уайзман, Дональд Дж. (2003) [1991]. «Вавилония 605–539 до н. э.» . В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллбергер, Э.; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история: III Часть 2: Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой века до нашей эры (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22717-8 .