Талмид Чахам
Талмид Чахам [ а ] — почетный титул, который дается человеку, хорошо разбирающемуся в еврейском законе , то есть знатоку Торы . Первоначально на иврите : תלמיד חכמים Талмид Чахамим , букв., «ученик мудрецов», мн. תלמידי חכמים талмидей хахамим , «ученики мудрецов»; неточная реконструкция единственного числа, которое в печатных изданиях неизменно сокращается до ת"ח, привела к современному ивриту : תלמיד חכם талмид чакхам "ученик-мудрец". Женский эквивалент - Талмидат Чахамим , "ученик мудрецов" (мн. Талмидот Хахамим ), или, расширив ту же ошибку, Талмида Чахама , «мудрец студент» (мн. Талмидот Чахамот ). [ 1 ]
Ожидания Талмида Чахама
[ редактировать ]достоинством . Ожидается, что Талмид Чахам будет поддерживать свой ранг и не поступаться своим Как и в случае с королем, ему не разрешается позволять кому-либо упускать из виду какое-либо публичное почитание, причитающееся ему, в том смысле, что Талмид Чакхам действует как посредник, потому что в нем Галаха почитается или пренебрегали.
Талмид Чакхам должен избегать шести действий: выходить за границу в надушенной одежде; гулять ночью в одиночестве; носить потертую обувь; общаться с женщиной на улице (даже если она его жена); сидеть в обществе невежды; быть последним, кто войдет в бет-мидраш . [ 2 ]
По поводу общения с невеждой Талмуд говорит: « Талмид Чакхам сначала сравнивается невеждой с золотой вазой; если он беседует с ним, на него смотрят как на серебряную вазу; и если он принимает услугу от него он рассматривается как ваза с землей». [ 3 ] Среди привилегий Талмида Чахама — право отказаться выступать в качестве свидетеля по делам о денежных операциях перед судьей, который уступает ему в знаниях. [ 4 ]
Ожидалось, что Талмид Чакхам будет знаком со всеми областями изучения Торы и даже со всеми областями общечеловеческого образования. «Тот, кто разбирается в астрономии , — говорит Йоханан бар Нафча , — и не занимается ее изучением, о том человеке написано: «Но они не обращают внимания на дело Господне и не обращают внимания на действие рук Его»». ( Исайя ). Рабби Йоханан также говорит, что только тот, кто способен ответить на все галахические вопросы, даже те, которые касаются лишь незначительного трактата « Каллах» , является Талмидом Чахамом, достойным быть назначенным главой общины. [ 5 ] В соответствии с этой точкой зрения некоторые более поздние раввинские авторитеты утверждают, что в наше время никто не заслуживает называться этим эпитетом. [ 6 ]
Принципы, согласно которым должен жить Талмид Чакхам, перечислены в первой главе работы «Дерех Эрец Зутта» , открывающейся следующим предложением: «Путь мудрого — быть скромным, смиренным, бдительным и разумным; терпеть несправедливость; заслужить любовь людей; быть милостивым в общении даже с подчиненными; судить каждого человека по его делам; действовать согласно девизу: «Я не получаю удовольствия»; в благах этого мира, видя, что жизнь здесь, внизу, не моя доля». Закутавшись в свою мантию, он сидит у ног мудрецов; никто не может обнаружить в нем ничего неприличного, он задает соответствующие вопросы и дает соответствующие ответы».
Отношение к Талмиду Чакхаму
[ редактировать ]Ценя знание Торы превыше всех мирских благ, Талмидей Хахамим в еврейском обществе пользовался многими привилегиями и прерогативами, а также обязанностями. В средние века к Талмиду Чахаму обращалась еврейская община не только по духовным вопросам, но и по мирским делам. Даже когда он не занимал никакой официальной должности в общине, он руководил религиозной деятельностью, определял время и форму молитв , проверял меры веса и т. д. Чтобы дать ему возможность полностью посвятить себя учебе, еврейское законодательство освободило его от уплаты налогов. и от выполнения каких-либо конкретных мирских обязанностей. [ 7 ]
Цитируется, что Раббан Шимон бен Гамлиэль сказал: «[Каждый] человек всегда должен вести себя как Талмид Чакхам». [ 8 ]
В начале двадцатого века из-за преобладавших взглядов Талмидей Хачамим не пользовался большим уважением среди евреев. Если в те времена женщина выходила замуж за человека, ожидалось, что у нее какая-то неизлечимая болезнь или инвалидность, от которой отказывались другие. Однако после Холокоста среди ортодоксальных евреев наблюдается обратная ситуация из-за возрождения православия с середины 20 века.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Талмид Чачам.
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Талмид Хакам» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.