Савораим
Раввинские эпохи |
---|
Савора ( Иврит: [савоа] ; На арамейском языке : סבורא, «разумный», множественное число Савораим , Сабораим [savoʁaˈ(ʔ)im] , סבוראים) — термин, используемый в еврейском праве и истории для обозначения одного из ведущих раввинов, жившего с конца периода от амораимов (около 500 г. н.э.) до начала геонимов ( около 600 г. н.э.). Как группу их также называют Рабейну Севорай или Рабанан Саборай , и, возможно, они сыграли большую роль в придании Талмуду его нынешней структуры. Современные ученые также используют термин Стаммаим во множественном числе ( на иврите ; «закрытые, расплывчатые или неуказанные источники») для авторов неуказанных утверждений в Гемаре .
Роль в формировании Талмуда
[ редактировать ]В большей части классической раввинской литературы обычно утверждается, что Вавилонский Талмуд был отредактирован до более или менее окончательной формы около 550 г. н.э. [ 1 ] Талмуд утверждает, что Равина и Рав Аши (два амораима ) были «концом наставления», [ 2 ] многие понимают под этим, что они составили Вавилонский Талмуд. [ 3 ] Маймонид писал, что Равина и Рав Аши были последним поколением мудрецов Талмуда и что именно Рав Аши составил Вавилонский Талмуд. [ 4 ]
Однако некоторые утверждения в классической раввинской литературе, а также их более поздний анализ привели многих ученых к выводу, что Вавилонский Талмуд был сглажен Савораимами , хотя почти ничего не изменилось. [ 5 ] В самом Талмуде есть утверждения, относящиеся к поколениям позже Равины и Рава Аши. [ 3 ] Иногда включаются несколько версий одного и того же юридического рассуждения с небольшими вариациями. В тексте также говорится, что различные мнения исходили из различных талмудических академий. [ 6 ]
Шерира Гаон (около 987 г. н. э.) указывает, что Талмуд был в своей окончательной форме только через много поколений после Равины и Рава Аши. [ 3 ] и что рав Йосе был последним членом Савораим . [ 6 ] Иногда конкретные Савораимы в самом Талмуде упоминаются по имени , например, рабби Ахай , который (согласно более позднему авторитету Рашбаму ) был Саворой . [ 6 ]
Дэвид Вайс Халивни , современный ученый, попытался определить авторство анонимных частей Талмуда. Халивни назвал редакторов Талмуда Стаммаимами , новым термином для раввинов, который он поместил после периода Таннаимов и Амораимов , но до геоонического периода. Он пришел к выводу, что в значительной степени Стаммаим , по сути, написал Гемару (дискуссии в Талмуде о Мишне ). Халивни утверждал, что во времена Равины и Рава Аши они составили Гемару, которая была намного меньше Гемары, известной сегодня, и которая, вероятно, была похожа на Мишну и Тосефту . Он рассматривает эту прото-Гемару как сборник постановлений, которые, вероятно, мало обсуждались. Халивни также утверждает, что Стаммаим не всегда полностью понимали контекст и смысл заявления Танны или Аморы , когда оно было сказано. Методология, использованная в его комментарии « Мекорот у Месорот» , пытается дать анализ Халивни правильного смысла и контекста и демонстрирует, как Талмуд ошибался в понимании исходного контекста. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Остерли, WOE & Box, GH (1920) Краткий обзор литературы раввинистического и средневекового иудаизма , Берт Франклин: Нью-Йорк. ISBN 0-8337-2602-1
- ^ Бава Меция 86а
- ^ Перейти обратно: а б с Р'Меир Трибиц, История и развитие Талмуда 1
- ^ Маймонид, Введение в Мишне Тора
- ^ Современные исследования в изучении Торы: вклад и ограничения Шалом Карми, Ред. Серия «Православный форум», Jason Aronson, Inc.
- ^ Перейти обратно: а б с Берковиц Э. , «Савораим». В: Энциклопедия иудаики (первое издание) Keter Publishing, 1972 г.
- ^ Дэвид Вайс Халивни Пешат и Дераш: простой и прикладной смысл в раввинистической экзегезе Oxford University Press, Нью-Йорк, 1991 ISBN 0-19-511571-6