Издательство «Ромм».
Издательство «Ромм» было издателем еврейской религиозной литературы с 1788 по 1940 год. [1] Он известен своим Виленским шасом 1886 года , который до сих пор служит окончательным изданием.
Барух бен Йосеф Ромм основал бизнес первоначально в Гродно , и он продолжался там в течение нескольких десятилетий, в то же время его основные операции были перенесены в Вильнюс в 1799 году. Там он расширился под собственностью сына Баруха, Менахема Манна Ромма (ум. 1841). , одновременно с этим прекратила свою гродненскую деятельность. [2] [3] [1] Первоначально публикуя галахические и гомилетические произведения миснагдической традиции, Роммы вскоре были вовлечены в полемику между приверженцами этой традиции и новым движением среди восточноевропейских евреев, известным как хасидизм . [1]
История
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что еврейские авторы из Литвы (идишское название концептуальной, а не исторической «великой» Литвы , которая не всегда соответствовала фактическим физическим границам страны) отправляли свои рукописи за границу, в Амстердам, Прагу, Германию, Польшу и Украину. , для публикации. Соперничество миснагдизма и хасидизма привело к тому, что первый начал издательскую деятельность в самой Литве, а именно в 1788 году, когда Барух Ромм прошел путь от книготорговца до книгоиздателя. [1]
Споры возникли, когда семья Шапира из Славуты намеревалась опубликовать новое издание Талмуда, соответствующее хасидской точке зрения. Раввины с каждой стороны спорили, но не смогли прийти к единому мнению относительно того, разрешает ли раввинский закон публикацию этого нового издания. Кроме того, смерть рабочего на Славутском заводе привела к вмешательству российского правительства (Вильнюс в то время находился в составе Российской империи ). Издательство «Славута» было закрыто, и, чтобы навести порядок среди еврейских издателей, российские власти учредили формальную издательскую монополию, на что Ромм успешно претендовал.
В 1835 году, находясь в Вильнюсе, который был центром миснагдич-лайта, Роммы произвели фурор, опубликовав хасидский Талмуд. С тех пор и до 1940 года (когда он был национализирован советским правительством) Роммы публиковали материалы, отражающие разнообразие литваков . религиозных взглядов и практик евреев- [1] Фабрика Ромма сгорела в 1840 году, но вскоре была восстановлена и процветала благодаря своим монопольным привилегиям и быстро растущему еврейскому населению региона.
Когда в 1858 году умер Хаим-Янкев Ромм, фирму взял на себя Давид Ромм. Он был женат на Деборе Харкави (ок. 1831 - декабрь 1903). [4] [1] дочь раввина Ейсефа-Бецалеля Гаркави из Новогрудка . Семья Гаркави произвела на свет множество выдающихся ученых, в том числе идиша лексикографа Александра Гаркави (1863–1939). Когда Давид Ромм умер в 1862 году, Дебора взяла на себя управление фирмой, переименовав ее в «Вдова и братья Ромм в 1863 году . » необычный для литвачек того времени рост. Ей часто бросали вызов, но ее хорошее деловое чутье и скрупулезное внимание к качеству и деталям сохраняли власть над фирмой в ее руках. [1]
Под ее руководством фирма выпустила высоко оцененное новое издание Талмуда, завершенное в 1886 году, которое до сих пор широко используется. Последнее издание Талмуда, выпущенное фирмой, было напечатано в 1897 году, после чего рост сионизма изменил еврейское издательское дело. Когда умерла Дебора Ромм, фирма также начала печатать светские периодические издания и газеты на идиш и иврите. Это не понравилось человеку, который до этого был менеджером, Самуэлю Шраге Фьинзону (שפן סופר). Потомки Деборы Ромм потеряли интерес к управлению прессой (трое ее сыновей эмигрировали в США). [1] ), и типография столкнулась с финансовыми трудностями. Барон Давид Гинцбург из Санкт-Петербурга , исследователь еврейских дел, пришел на помощь и купил фирму в 1910 году. Когда барон вскоре умер, его вдова не могла продолжать владеть убыточной типографией. Начало Первой мировой войны в 1914 году едва не привело к закрытию фирмы.
Благодаря усилиям раввина Санкт-Петербурга доктора Моше Элиезера Эйзенштадта типографию купили два богатых человека, Ной Гордон и Хаим Коэн, которые вызвались спасти типографию из-за ее важности. Типография вновь сменила название на Акционерное общество по печатанию книг и издательств «Ромм» . По просьбе Ноя Гордона в 1920 году его двоюродный брат Матус Рапопорт взял на себя управление типографией и также стал одним из владельцев. Рапопорт руководил типографией 20 лет. Ночью 7 июля 1941 года, всего через несколько дней после вторжения Германии в Россию , Рапопорт в полночь был похищен из своего дома и убит нацистами. После окончания Второй мировой войны здание было конфисковано русскими. Они продолжали пользоваться типографией после войны до начала 1990-х годов, но не имели никакого отношения к иудаизму.
4 февраля 1990 года профессор Герман Брановер подарил Любавичскому раввину Менахему Менделю Шнеерсону перевод на русский язык еврейского хасидского текста « Таня» , который недавно был напечатан тиражом 20 000 экземпляров в помещениях Ромма. издательство в Вильно. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кац, Дэвид (2004). Литовская еврейская культура . Вильнюс, Литва: Балтос Ланка. стр. 109, 141–42, 145–46, 187. ISBN. 9955-584-41-6 .
- ^ Еврейская энциклопедия 1925 г. «Это заведение унаследовал его сын Менахем Ман Ромм, который в 1835 году начал в сотрудничестве с Симхой Зиммелем из Гродно публиковать новое издание Талмуда».
- ^ Еврейская жизнь в Литве: каталог выставки Рута Пуйшите, Дарюс Сталюнас - 2007 «8 Вильнюсские печатники Менахем Ромм и Двойра Ромм. Борух Ромм основал в Гродно первую еврейскую типографию в Литве. С 1823 года она действовала в Вильнюсе. С 1829 по 1833 год оно опубликовало 111 религиозных книг. За десятилетие 1847–1857 годов Роммы опубликовали 460 еврейских книг».
- ^ «Семья Гаркави» . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ «Силы Тьмы, распространяющие свет» (Видео) . Chabad.org Живая Тора (на идиш). 4 февраля 1990 года . Проверено 6 октября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Михаил Станиславский (2005). «Виленский шас» и восточноевропейское еврейство». В Шэрон Либерман Минц и Габриэль М. Гольдштейн (ред.). Печать Талмуда: от Бомберга до Шоттенштейна (PDF) . Музей университета ешива. стр. 97–102. ISBN 0-945447-16-7 .
- Залкин, Мордехай, «Печатник как культурный агент», «Путь книги», Авриэль Бар-Левев (редактор), Кармель, Иерусалим, 2021, стр. 511-528.