Китайские спасительные религии
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Китайские спасительные религии или китайские народные религиозные секты — это китайская религиозная традиция, характеризующаяся заботой о спасении (нравственной реализации) человека и общества. [1] Их отличает эгалитаризм , харизматическая личность-основатель, часто информированная божественным откровением , специфическое богословие, записанное в священных текстах , милленаристская эсхатология и добровольный путь спасения, воплощенный опыт нуминозного через исцеление и самосовершенствование, а также экспансивная ориентация посредством евангелизации и филантропии . [2]
Некоторые ученые считают эти религии единым явлением, а другие считают их четвертой великой китайской религиозной категорией наряду с устоявшимися конфуцианством , буддизмом и даосизмом . [3] Обычно эти религии сосредоточены на поклонении универсальному Богу ( Шангди ) , представленному как мужчиной, женщиной или бесполым, и рассматривают своих святых патриархов как воплощения Бога.
Терминология и определение
[ редактировать ]«Китайские религии спасения» ( 救度宗教 jiùdù zōngjiào ) — современный неологизм, придуманный как социологическая категория. [5] и уделяет особое внимание центральному стремлению народных религиозных сект, которое заключается в спасении личности и общества, иными словами, моральном самореализации людей в реконструированных смысловых сообществах. [1] Китайские учёные традиционно описывают их как «народные религиозные секты» ( Folk Religion mínjiān zōngjiào , Folk Religion mínjiān jiàomén или Folk Religion mínjiān jiàopài ) или «народные верования» ( Folk Beiefs mínjiān xìnyǎng ). [6] [7]
Они отличаются от китайской народной религии, состоящей в поклонении богам и предкам. [8] хотя в английском языке между ними существует терминологическая путаница. Выражением этих спасительных религиозных движений в 20-м веке стали «искупительные общества» ( 救世团体 jiùshì tuántǐ ), придуманные ученым Прасенджитом Дуара . [9]
Коллективное название, которое использовалось, возможно, со второй половины династии Цин, - это huìdàomén ( 会道门 «церкви, пути и ворота»), поскольку в их именах взаимозаменяемо используются термины huì ( 会 «церковь, общество, ассоциация, конгрегация»); при упоминании их корпоративной формы), дао ( 道 «путь») или мэн ( 门 «ворота [путь], дверь»).
Их собрания и места поклонения обычно называются тан ( 堂 «церковь, зал») или тан ( 坛 «алтарь»). Западные ученые часто ошибочно идентифицируют их как « протестантские » церкви. [10]
Вьетнамские Минь религии До и Каодаизм возникли из той же традиции китайских народных религиозных движений. [11]
Тайные религии
[ редактировать ]Категория, пересекающаяся с категорией спасательных движений, — это «тайные общества» ( тайное общество mìmì shehuì или тайное объединение mìmì jiéshè ), [12] религиозные общины посвятительного и секретного характера, включая сельские ополчения и братские организации, которые стали очень популярными в ранний республиканский период и часто назывались « еретическими доктринами» ( 宗教异端 zōngjiào yìduān ). [13]
Недавние ученые начали использовать ярлык «тайные секты» ( 秘密教门 mìmì jiàomén ), чтобы отличить крестьянские «тайные общества» с положительным измерением периодов Юань, Мин и Цин от негативно рассматриваемых «тайных обществ» раннего периода. республика, ставшая орудием антиреволюционных сил ( Гоминьдана или Японии ). [13]
Происхождение и история
[ редактировать ]Многие из этих религий восходят к Белого Лотоса. традиции [14] («Китайский матернизм», как упоминал Филип Кларт [15] ), который уже действовал при династии Сун ; [16] другие заявляют о даосском наследии и основаны на восстановлении древних писаний, приписываемых выдающимся бессмертным, таким как Люй Дунбинь и Чжан Саньфэн , и внесли свой вклад в популяризацию нэйдань ; [17] другие являются явно конфуцианскими и выступают за реализацию «великого содружества» ( датун 大同 ) в мировом масштабе, как мечталось в « Книге обрядов» . [18] Некоторые ученые даже обнаруживают влияние манихейства , мохизма и шаманских традиций . [19] [20]
Во времена династий Мин и Цин многие народные религиозные движения были объявлены имперскими властями вне закона как «злые религии» ( 邪教 xiéjiào ). [21] После распада государства Цин в 1911 году секты наслаждались беспрецедентным периодом свободы и процветали, и многие из них были официально признаны религиозными группами ранним республиканским правительством . [22]
С основанием Народной Республики в 1949 году их снова подавили. [23] хотя с 1990-х и 2000-х годов климат смягчился, и некоторые из них получили ту или иную форму официального признания. [24] На Тайване все еще существовавшие ограничения были отменены в 1980-х годах.
Народные религиозные движения начали быстро возрождаться в материковом Китае в 1980-х годах, и теперь, если рассматривать их как единую группу, говорят, что у них такое же количество последователей, как и у пяти санкционированных государством религий Китая, вместе взятых. [25] Ученые и правительственные чиновники обсуждали возможность систематизировать и унифицировать эту обширную базу религиозных организаций; В 2004 году Государственное управление по делам религий создало отдел по управлению народными религиями. [25] В конце 2015 года был сделан шаг, по крайней мере для тех из них, кто придерживается конфуцианской идентичности, с основанием Священной Конфуцианской церкви Китая , целью которой является объединение в единое целое всех конфуцианских религиозных групп.
Многие движения спасения 20-го и 21-го веков стремятся стать хранилищем всей китайской традиции перед лицом западного модернизма и материализма. [26] выступая за «восточное решение проблем современного мира», [27] или даже взаимодействие с современным дискурсом универсальной цивилизации, ориентированной на Азию . [27]
География и распространение
[ редактировать ]значительное влияние достигает дельты реки Янцзы . Китайские народные религиозные движения спасения в основном сосредоточены в северном и северо-восточном Китае, хотя с 16 века [28] Северные провинции были благодатной почвой для движений спасения по ряду причин: во-первых, народные религиозные движения действовали в регионе уже при династии Хань , и они глубоко проникли в местное общество; во-вторых, для северных провинций характерна социальная мобильность вокруг столицы и слабая традиционная социальная структура, таким образом, народные религиозные движения спасения удовлетворяют запросы личности, ищущей новые формы общности и социальной сети. [28]
По данным Общего социального исследования Китая за 2012 год, примерно 2,2% населения Китая, а это около 30 миллионов человек, заявляют, что являются членами народных религиозных сект. [29] Фактическое число последователей может быть выше, примерно столько же, сколько членов пяти санкционированных государством религий Китая, если считать их вместе. [25] На Тайване признанные народные религиозные движения спасения собирают примерно 10% населения по состоянию на середину 2000-х .
Хронологическая запись основных сект
[ редактировать ]Самые ранние влияния ( Юань , 1277–1377)
[ редактировать ]- Белый лотос ( Белый лотос Байлианцзяо )
- Учение Майтрейи ( Учение Майтрейи ) [30]
Мин (1367–1644) и Цин (1644–1911)
[ редактировать ]- Сети Багуадао ( «Путь восьми триграмм »).
- Секта Дэнхуа ( 丁花教 «Цветок света») [14]
- Хунъян ( 红阳 «Великое Солнце») или Хунюань ( 胡元«Исходное неопределенное»). Секта [31]
- Секта Хуантяньдао ( 黄Тяньдао «Путь желтого неба») или Сюаньгу ( 黄天道 «Темный барабан») [32]
- Учение Ло ( 罗教 Luójiào , «традиция Ло (Мэнхун)» [33] ): Патриарх Ло, как сообщается, полемизировал с сектами Байлянь, Майтрейан и Хуантянь. [32]
- секта Дачэн ( Махаяна «Великая колесница») или Юандунь ( Юаньдунь «Внезапная тишина»), [14] восточная ветвь луоизма
- Секты, требующие поста ( 斋教 zhāijiāo ), в том числе секта Сяньтяньдао , получившая название Цинлянь ( 青莲教 «Черный [синий или зеленый] лотос») во времена Цин. [34] [35]
- Секта Мохоу Ичжу ( последний учит «Окончательному спасению»). [14] основан Ван Цзюэи в 1870-х годах, переименован в Игуандао в 1905 году.
- Секты, требующие поста ( 斋教 zhāijiāo ), в том числе секта Сяньтяньдао , получившая название Цинлянь ( 青莲教 «Черный [синий или зеленый] лотос») во времена Цин. [34] [35]
- Учение Дачэн горы Цзизу ( jizushan Mahayana Teaching Jīzúshān dàchéngjiào ), западная ветвь луоизма, основанная Чжан Баотаем в Юньнани.
- секта Дачэн ( Махаяна «Великая колесница») или Юандунь ( Юаньдунь «Внезапная тишина»), [14] восточная ветвь луоизма
- Церковь Высочайшего Всевышнего ( 太上会 Tàishànghuì ; также известная как太上门 Tàishàngmén , «Ворота Высочайшего Верховного»)
- У этой секты много школ, одна из них — Сяо Яо Пай (小洋 apaXiāoyáo Pài ).
- Церковь Неба и Земли ( 天地会 Tiāndìhuì ) или Тяньдимэнь ( 天地門 «Ворота Неба и Земли») [36]
- Учение Саньи ( 三一教 «Три-Один»), основанное Линь Чжаоэнем на основе конфуцианских принципов. [37]
- Учение Зайли ( Zaili учение Zàilǐjiào , «Неизменный принцип») — зарегистрировано в 1913 году. [38]
- Даодэ Сюэше ( Доде Гакуша «Сообщество изучения пути и его достоинств») — 1916 г. [38]
- Сети Сяньтяньдао ( «Путь прежних небес»)
- Шэндао ( 圣道 «Святой путь»), наиболее известный под своим общим именем Туншаньше ( 同善社 «Сообщество добра») — 1917 г. [38]
- Гуйидао ( 皈依道 , «Путь возвращения к Единому»), наиболее известный под своим корпоративным названием «Школа Пути Возвращения к Единому» или просто Школа Пути ( 道院 Dàoyuàn ) — 1921-27 гг. [39] [35]
- Игуандао ( Игуандао «Последовательный путь») — зарегистрирован в 1947 году. [40]
- Церковь Цветка Дракона Небесного Пути, привязанного к сердцу 天道 (一心 龙华会Yīxīn Tiāndào Lónghuá Huì ) — 1932 г. [40] [35]
- Юаньминдао ( 元明道 «Путь светлого круга»)
- Яотидао ( ) «Путь озера Джаспер»
- ( Гигендао «Путь возвращения к истокам») [35]
- Секта Цзюши ( 救世教 «Исцеление жизни»), также известная под своим корпоративным названием Ушаньше ( 悟善社 «Община пробуждения к добру») — 1919 г. [38]
- Вселенская церковь Пути и ее добродетели ( ) Wànguó Dàodéhuì — 1921 г. [38]
- Цзюгундао ( 九宫道 , «Путь девяти дворцов») — 1926 г. [40]
- Святая Церковь Небесной Добродетели ( 天德圣教 Tiāndé shèngjiào ) — ранняя форма тиандизма, признанная в 1930 году. [40]
- Добродетели ( Церковь Децзяохуи ) — основана в 1945 году. [11]
- Чжэнкундао ( 1948 г. «Путь истинной пустоты») — [40]
- Конфуцианская церковь ( 孔教会 Kongjiàohuì ) — основана Кан Ювэем. [26]
- Сиксиньше ( 洗心社 «Сообщество чистого сердца») — еще одна организация, воплощающая идею Кан Ювэя о конфуцианской церкви. [26]
- Общество желтого песка — сельское тайное общество и милленаристская секта. [41]
Конец 20 века
[ редактировать ]- Сюаньюаньдао ( Дорога Сюаньюань «Путь таинственного происхождения») — основана в 1952 году. [30]
- Конфуцианский Путь Богов ( Конфуцианский Путь Богов ) — начат в 1853 году, официально установлен в [30]
- Церковь Владыки Вселенной ( 天帝教 Tiāndìjiào ) — ветвь тиандизма, основанная в [17]
- Цигун ( Цигун «Культивирование духа») [30]
- Нация Цзишэнь ( 子申国 ) — возглавляемая самопровозглашенным императором Ли Гуанчаном , секта управляла небольшой территорией в Чжэцзяне с 1981 по 1986 год. [42]
21 век
[ редактировать ]- Конфуцианские религиозные группы на материковой части Китая ( конфуцианские церкви ) [43]
- Вэйсинизм ( 伟心教 Wéixīnjiào , «Только сердце») или «Святая церковь только сердца» ( 伟心圣教 Wéixīn Shèngjiào )
Другие секты
[ редактировать ]- Чаншаньдао [44]
- Церковь Майтреи, Царя Вселенной ( Император Космоса Майтрейи Ючжоу миле хуан цзяо )
- Дадао Хуэй ( 大刀会 «Церковь Большого Меча») [45]
- Датун Хуэй ( 大同会 «Церковь Великой Гармонии») [45]
- Дайизм ( Dayijiao Dàyì jiào , «Великая простота»)
- Дунъюэ Хуэй [44]
- Гэншен Хуэй [44]
- Гуйсяндао ( «Путь преклонения колен перед благовониями») [41]
- Святая церковь Среднего цветка ( 中华圣教 Zhōnghuá shèngjiào )
- Хунсанизм ( 红三教 Hóngsān jiào , «Красная тройка») [41]
- Хуанцзидао ( 黄极道 «Путь Имперского полюса») [41]
- Хуансяньдао ( 黄仙道 «Путь Желтого Бессмертного»)
- Хуажайдао ( Хуажайдао «Путь цветов и поста») [41]
- Дзюгендао «Путь Старого Источника» [41]
- Лаоцзюньдао ( 老君道 «Путь почтенного мастера») [41]
- Лаорендао ( 老道 «Путь почтенных людей») [41]
- Матернизм горы Ли ( 李山老婆教 Líshān Lǎomǔ jiào ) [44]
- Пухуамэнь ( Пухуамэнь «Врата вселенских перемен») [41]
- ( Пуцзидао «Путь всеобщей помощи») [41]
- ( Пудуизм Pǔdù jiào , «Вселенский суд»), Пудудао ( Пудудао «Путь вселенского суда») [41]
- Цисинизм [44]
- Цюгундао [44]
- Ренсюэхаодао ( 人学好道 «Путь людей, познающих добро») [41]
- Саньфэндао ( 三峰道 «Путь трех вершин») [41]
- Шэнсяндао ( 圣仙道 «Путь мудрецов и бессмертных») [41]
- Шэньмендао ( 神门道 «Путь Божественных ворот») [41]
- ( Сыфангдао Путь четырех проявлений) [41]
- Суйбиандао [44]
- Тяньгуандао ( 天光道 «Путь небесного света») [46]
- Тяньхуадао ( 天花道 «Путь Небесного цветка») [46]
- Тяньминдао ( 天明道 «Путь небесного света») [46]
- Тяньсяньмяодао ( 天仙 храм道 «Путь храма Небесных Бессмертных»)
- ( Ванцюаньдао Путь Бесконечного Целого или «Путь Верного Огня») [46]
- Угун Хуэй [44]
- Сяодао Хуэй ( 小刀会 «Церковь Маленького Меча») [44]
- Сюаньмэнь Чжэньцзун ( Xuanmen Zhenzong , «Истинная школа таинственных врат»)
- Иньцзечжи Хуэй [44]
- Юаньшуай Хуэй [44]
- Юсюмэнь ( « Врата нефритовой пустоты») [46]
- Чжунфандао ( 中方道 «Путь средней обители») [46]
- Чжунцзяо Даойи Хуэй [44]
- Чжунёндао ( 中文道 «Путь золотой середины») [46]
- Чжунсяо Тяньфу «Небесный дом сыновней верности» [46]
- Чжутянь Хуэй [44]
- Цзишэнго («Нация Цзишэнь») [46]
См. также
[ редактировать ]- Почитание предков в Китае
- Китайский буддизм
- Китайская народная религия
- Китайская народная религия в Юго-Восточной Азии
- Китайский манихейство
- Китайские религии поста
- Конфуцианство — Конфуцианская церковь
- Японские новые религии , некоторые из которых связаны с китайскими сектами.
- Учение Майтрейи
- Новое религиозное движение
- Народная религия Северо-Восточного Китая
- Даосизм — даосские школы
- Белый Лотос
- Во Вьетнаме
- В Индонезии
- На Филиппинах
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2011 , с. 19; пассим
- ^ Палмер 2011 , стр. 19.
- ^ Брой (2015) , с. 146.
- ^ Clart (1997) , стр. 12-13 и пассим .
- ^ Палмер 2011 , стр. 17–18.
- ^ Палмер 2011 , с. 12: «Китайское сектантство, милленаризм и инакомыслие, называемые «народными религиозными сектами» ( миньцзянь цзунцзяо 民間宗教 , миньцзянь цзяомэнь 民間教門 , миньцзянь цзяопай 民間教派 ) в китайской науке, часто неразрывно связаны с дискуссиями о точной природе так называемых Традиция «Белый Лотос».»; п. 14: «Местный и антропологический фокус этих исследований, а также подрыв жестких различий между «сектантскими» группами и другими формами местной религиозности имеют тенденцию относить их к категории «народной религии» 民間信仰 ».
- ^ Clart 2014 , с. 393. Цитата: «[...] Проблема началась, когда тайваньский переводчик моей статьи решил перевести «народную религию» буквально как миньцзянь цзунцзяо 民間宗教 . Немедленную ассоциацию этот термин вызвал в умах многих тайваньцев и практически всех жителей материкового Китая. Китайские участники конференции представляли народные секты ( минцзянь цзяопай 民間教派 ), а не местную и общинную религиозную жизнь, что было основным предметом моей статьи».
- ^ Палмер 2011 , стр. 19–20.
- ^ Палмер 2011 , стр. 17.
- ^ Собственный (2008) . § 2: «Западные ученые выставляют китайские секты в роли протестантских инакомыслящих и отмечают (или иногда осуждают) их готовность бросить вызов статус-кво».
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2011 , стр. 6.
- ^ Палмер 2011 , стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2011 , стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д Палмер 2011 , стр. 12.
- ^ Кларк 1997 , с .
- ^ Брой (2015) , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2011 , стр. 27.
- ^ Палмер 2011 , стр. 28.
- ^ Ма и Мэн, 2011 г.
- ^ Лу, Юньфэн. школы Мо на китайские популярные секты Влияние ( Шицзе Цзунцзяо Яньцзю ), 27 (2): 123-127.
- ^ Палмер 2011 , стр. 23.
- ^ Палмер 2011 , стр. 3.
- ^ Палмер 2011 , стр. 13, 23.
- ^ «Религия и христианство в современном Китае» (PDF) . Религия и христианство в современном Китае . IV (1). Китайский Центр. 2014. ISSN 2192-9289 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2017 г., стр. 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б с Изменения в управлении народными религиями в материковом Китае [Изменение управления народной религией материка]. Феникс Еженедельник (500). Институт социальных наук Пу Ши. Июль 2014 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер 2011 , стр. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2011 , стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Зейверт 2003 , с. 318
- ^ Китайские панельные семейные исследования, 2012 г. Сообщается и сравнивается с данными Общего социального исследования Китая (CGSS) 2006, 2008, 2010 и 2011 гг. Лу Лу, Юньфэн Юньфэн (2014). Лу Юньфэн: Отчет о состоянии религии в современном Китае - на основе данных опроса CFPS (2012). [Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012 г.)] (PDF) . Мировые религиозные культуры (1). Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 года . 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Палмер 2011 , стр. 22.
- ^ Зейверт 2003 , с. 20
- ^ Перейти обратно: а б Зейверт 2003 , с. 270
- ^ Зейверт 2003 , с. 217
- ^ Ма и Мэн, 2011 , стр. 173–175.
- ^ Перейти обратно: а б с д Палмер (2011) , стр. 4.
- ^ Оунби (1995) .
- ^ Зейверт 2003 , с. 343
- ^ Перейти обратно: а б с д и Палмер 2011 , стр. 4.
- ^ Палмер 2011 , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Палмер 2011 , стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Манро и Шпигель (1994) , с. 270.
- ^ Смит (2015) , с. 358.
- ^ Палмер 2011 , стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Я (1995) , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Манро и Шпигель (1994) , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Манро и Шпигель (1994) , с. 271.
Источники
[ редактировать ]- Брой, Николас (2015). «Синкретические секты и искупительные общества. К новому пониманию «сектантства» в изучении китайских религий» (PDF) . Обзор религии и китайского общества . 2 (4): 145–185. дои : 10.2307/2059958 . JSTOR 2059958 . S2CID 162946271 .
- Кларт, Филип (2014). «Концептуализации «популярной религии» в последних исследованиях в Китайской Народной Республике» (PDF) , Хун, Инфа (ред.). . Ин Ван, Цзянь-чуань; Ли : «Мацзу ю Хуарен миньцзянь синьян» гоцзи яньтаохуэй лунвэньцзи : Тайбэй, стр. 391–412.
- Манро, Робин; Шпигель, Микки (1994). Задержанные в Китае и Тибете: Справочник политических и религиозных заключенных . Хьюман Райтс Вотч. ISBN 978-1564321053 .
- Список впервые опубликован в: «Приложение: Секты и общества, действующие недавно или в настоящее время в КНР». Китайская социология и антропология . 21 (4): 103–104. 1989. doi : 10.2753/CSA0009-46252104102 .
- Оунби, Дэвид (1995). «Общество Неба и Земли как народная религия». Журнал азиатских исследований . 54 (4): 1023–1046. дои : 10.2307/2059958 . JSTOR 2059958 . S2CID 162946271 .
- Оунби, Дэвид (2008). «Секта и секуляризм в прочтении современного китайского религиозного опыта» . Архивы социальных наук религий . 144 (144). дои : 10.4000/assr.17633 .
- Оунби, Дэвид (2016). «Искупительные общества в двадцатом веке». В книге «Современная китайская религия II 1850–2015 » под редакцией Винсента Гуссаерта, Яна Кили и Джона Лагерви, Лейден: Brill, vol. 2, 685–727.
- Я, Юань (1995). «Государственное доминирование и крестьянское сопротивление в Южном Китае после 1949 года» (PDF) . Проблемы и исследования . 31 (9): 55–89. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2015 г.
- Палмер, Д.А. (2011). «Китайские общества искупления и религия спасения: исторический феномен или социологическая категория?» (PDF) . Журнал китайских ритуалов, театра и фольклора . 172 : 21–72.
- Миколье, Эвелин (июль – август 1998 г.). «Рекомпозиция религиозных фактов и напряжение идентичности. Пример «новой религии» Игуандао» . Китайские перспективы (48). дои : 10.3406/perch.1998.2315 . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 г.
- Зайверт, Хуберт Майкл (2003). Народные религиозные движения и неортодоксальные секты в истории Китая . Брилл. ISBN 9004131469 .
- Кларт, Филип (2003). «Конфуций и медиумы: существует ли «популярное конфуцианство»?» (PDF) . Тунг Пао . LXXXIX . Университет Миссури-Колумбия: Brill.
- Кларт, Филип (1997). «Феникс и Мать: взаимодействие культов духовной письменности и популярных сект на Тайване» (PDF) . Журнал китайских религий . 25 : 1–32. дои : 10.1179/073776997805306959 .
- Сиша, Хуэйин (2011) , Ма . 978-9004174559 .
- Смит, С.А. (2015). «Искупительные религиозные общества и коммунистическое государство, 1949–1980-е годы». У Джереми Брауна; Мэтью Д. Джонсон (ред.). Маоизм на низовом уровне: повседневная жизнь в эпоху высокого социализма в Китае . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 340–364. ISBN 978-0674287204 .