Он Зун
Он Зун | |
---|---|
Материал | Бронза |
Размер | Высота 38,8 см, диаметр 28,8 см. |
Масса | 14,6 кг |
Созданный | 1038 г. до н. э. – ок. 1000 г. до н.э. [1] |
Обнаруженный | 1963 Баоцзи , Шэньси , Китай 34 ° 21'47 "N 107 ° 14'17" E / 34,363 ° N 107,238 ° E |
Хэ : Цзунь ( китайский ) — 何尊 древний китайский ритуальный бронзовый сосуд формы Цзун . [2] Он датируется эпохой Западного Чжоу (1046–771 гг. до н. э.). [3] особенно первые годы династии, [4] и известен как старейший артефакт с письменными иероглифами, означающими «Срединное царство» или «Центральное государство» — 中國 : «Китай» — в бронзовой надписи на контейнере. [5] Сегодня он находится в Музее бронзовых изделий Баоцзи в провинции Шэньси . [2]
и значение Размерность
Сосуд, датируемый 5-м годом правления короля Чжоу Чэна , имеет высоту 38,8 см (15,3 дюйма), диаметр 28,8 см (11,3 дюйма) и вес 14,6 кг. [2] Внутри контейнера, у основания, находится 12 рядов по 122 вписанных китайских иероглифа . [6] Из 122 символов 119 идентифицированы, а 3 неизвестны. [7] Надпись содержит фразу 宅𢆶𠁩或 ( 宅茲中國 ; 宅茲中国 ; zhái zī zhōngguó ), написанную в ранней форме Чжоу, структурно отличающуюся от современной формы иероглифов. Термин ( 𠁩或 ) здесь не имеет точно такого же семантического значения, как сегодня, относясь скорее к «центральному региону» недавно расширившейся политической области династии Чжоу, но является самым ранним появлением в китайском корпусе слова 中國 , которое постепенно расширялось в своем значении в течение следующего тысячелетия. [7] [8] Хэ Цзунь также является самым ранним известным сосудом с иероглифом дэ ( 德 , «добродетель»). [9] и один из 64 исторических артефактов, которые никогда не покинут китайскую землю . [10]
История [ править ]
Строительство города Лои ( 洛邑 или 雒邑 ) задокументировано в двух главах « Классики истории» . Надпись на этом сосуде подтверждает текстовое утверждение. [11] Записи показывают, что король Чжэн Чжоу основал свою резиденцию в Чэнчжоу ( 成周 ) на пятом году жизни. Большинство ученых считают, что это был пятый год после того, как герцог Чжоу передал власть. [11]
Надпись ( заглавными буквами и с добавлением современной пунктуации ):
В начале правления короля Чжоу он жил в Чэнчжоу, и король У вернулся на небеса в Бинсюй, в месяце Цай, сын Ван Цзунцзуна пришел к нему в дом и сказал: «В прошлом Цайэр Као. Семья Гонга победила короля Мина, и король Мин принял это. 𢆶Великая судьба. После того, как король Цзюцзюэ победил династию Шан в Дайи, двор 𠟭 обратился к небу и сказал: «Остальная часть дома 𢆶𠁩 здесь, чтобы поддержать людей. «Ухуэй, у тебя есть только маленький мальчик, который умер в клане Гун. Есть приказ с неба, и король долины подчиняется мне.» Ван Сянь. 𣄰 И Бэй Сан Пэн, Юн Чжа 𫭌 Гун Бао 𱀵 И, король 鹹 пяти жертвоприношений.
Надпись переведена следующим образом: [12]
Это было тогда, когда король начал расставлять свое место в Чэнчжоу . [Король] вернулся после восхваления короля Ву во время жертвоприношения Фэн с жертвенным мясом из [Зала] Небес. На четвертом месяце, в день Бинсюй , король увещевал отпрысков королевского клана в храме предков, говоря: «В прошлом ваши отцы могли помочь королю Вэню, после чего король Вэнь получил это [Великое повеление]. Когда Король У завоевал великий город Шан, затем он сделал благоговейное заявление Небесам, сказав: «Позвольте мне жить в этом центральном регионе и отсюда управлять людьми, пока вы еще несовершеннолетние и лишены понимания, посмотрите на своих». щепетильное уважение отцов к Небу. Постигни мои повеления и почтительно следуй приказам! Закончив наставление короля, [изготовителю сосудов] Ему подарили тридцать ниток каури, использованных для изготовления этого заветного жертвенного сосуда для [его отца] сира [X]. Это был пятый год правления короля».
- Перевод Дэвида В. Панкеньера. [12]
Открытие [ править ]
Потерянный артефакт была обнаружена семьей Чэнь . За их домом в Баоцзи находился утес высотой 3 метра. [2] Один кубометр куска торчал из почвы. В 1963 году второй сын семьи выкопал кусок, думая, что выступающая часть может кого-нибудь поранить. [2] На изделии был изображен таоти- дизайн. Семья не осознавала ценность сосуда и использовала его дома как контейнер для хранения продуктов. 8 августа 1965 года семья столкнулась с финансовыми трудностями и продала эту вещь вместе с другими ненужными предметами в мусорный центр в Баоцзи за 30 юаней . [2]
В сентябре 1965 года рабочий мусороперерабатывающего завода сообщил эксперту о бронзовом изделии. Эксперт признал в нем артефакт династии Чжоу и вернул его в музей. [2] В 1975 году, ближе к концу Культурной революции , Государственное управление культурного наследия отправило это произведение в Бюро реликвий провинции Шэньси. Ма Чэнъюань , эксперт по бронзе Шанхайского музея , признал его значение. [7]
В 1976 году Культурное бюро КНР организовало художественную выставку в США . США попросили выставить это произведение на выставке и предложили защитную страховку в размере 30 миллионов долларов США . [7]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Хаютина, Мария (май 2019 г.). «История Хэ Цзуна: от политического посредника к национальному достоянию» . Ориентации . 50 (3): 55. Надпись Хэ Цзунь описывает события, достоверно датированные 1038 годом до нашей эры, пятым годом правления короля Чэна Чжоу , но сам сосуд не обязательно относится к тому времени и, возможно, был отлит несколько десятилетий спустя. Видеть Хаютина, Мария (2019). «Отражение и использование прошлого в китайских бронзовых надписях с одиннадцатого по пятый века до нашей эры: память о завоевании Шана и первых королях Чжоу». Историческое сознание и использование прошлого в древнем мире . стр. 157–180.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Чжан Айпин (张爱平), изд. (4 марта 2005 г.). «Хэ цзун» Хэ Цзун . Xinhuanet.com (на китайском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- ^ Вольфганг Бер (2004). « Переводить» — это «обмениваться»: лингвистическое разнообразие и условия перевода в Древнем Китае». В Майкле Лакнере и Наташе Виттингофф (ред.). Картирование значений: область нового обучения в Китае позднего периода Цин . Брилл. п. 176. ИСБН 9789004139190 .
- ^ Роусон, Джессика (1990). Ритуальные бронзы Западной Чжоу из коллекций Артура М. Саклера . Том. 1. С. 15–73.
- ^ Транскрипцию текста сосуда см. Научно-исследовательский институт археологии Академии социальных наук Китая, изд. (2001). Комплексная интерпретация бронзовых надписей династий Инь и Чжоу [ Переписанные тексты собрания бронзовых надписей Шан и Чжоу ]. Том. 4. Гонконг: Издательство Гонконгского университета китайской культуры. п. 275. ИСБН 962-996-039-7 . нет. 6014. Это отличается от прочтения статьи в китайской Википедии о судне . См. также Сиракава Сидзука (1962). Интерпретация бронзовых надписей [ Полное объяснение бронзовых надписей ] (на японском языке). Том. 6. Кобе: Хакуцуру бидзюцукан. стр. 167–80.
- ^ «Хэ цзун» Хэ Цзун . Музей бронзовой посуды Баоцзи (на китайском языке). 2021 . Проверено 14 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Самый ранний регистратор слова «Китай» — Хэ Цзунь. [Самое раннее упоминание слова « Чжунго » — Хэ цзунь ]. Qkzz.net (на китайском языке). Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Констанс Кук; Пол Голдин, ред. (2020). Справочник по древним китайским бронзовым надписям . Общество изучения раннего Китая. стр. 16–18. ISBN 9780996944014 .
- ^ Чжэн Юн (郑勇) (3 февраля 2012 г.). Рассматривая эволюцию понятия «добродетель» в бронзовых надписях династии Западная Чжоу из «Суйгун Юй» [Рассмотрение эволюции понятия дэ в бронзовых надписях Западной Чжоу из «Суй Гун сюй »]. изучать филологию (на китайском языке).
- ^ «Официальный веб-список по охране культурного наследия Китая» . Вэньбао.нет . Архивировано из оригинала 5 августа 2010 г. Проверено 1 мая 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ли Фэн (2006). Пейзаж и власть в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу, 1045–771 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 63. дои : 10.1017/CBO9780511489655.006 . ISBN 9780521852722 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Панкеньер, Дэвид В. (10 октября 2013 г.). Астрология и космология в раннем Китае: соответствие Земли Небу . Издательство Кембриджского университета. п. 229. дои : 10.1017/CBO9781139017466.013 . ISBN 978-1-107-29224-6 .