Ицюй
Ицюй | |
---|---|
в. 720 г. до н.э. – 272 г. до н.э. | |
![]() Государство Ицюй располагалось к северо-западу от Цинь в период Восточной Чжоу. | |
Капитал | (ныне уезд Нин провинции Ганьсу ) |
Правительство | Монархия |
Историческая эпоха | Династия Чжоу |
• Основание штата Ицюй | в. 720 г. до н. э. |
• Аннексирован Цинь | 272 г. до н.э. |
Ицюй ( упрощенный китайский : 义渠 ; традиционный китайский : 義渠 ; пиньинь : Yìqú ; Уэйд-Джайлс : I-ch'ü ; древнекитайский (444 г. до н. э.): * ŋaih-ga > Восточно-ханьский китайский : * ŋɨɑiᴴ-gɨɑ , [1] или упрощенный китайский : 仪渠 ; традиционный китайский : 儀渠 ; пиньинь : Yíqú ), древнее китайское государство , существовавшее в регионе Хэтао и на территории нынешней Нинся , восточной Ганьсу и северной Шэньси во времена династии Чжоу , и многовековое западное соперничество государства Цинь . Его населяли полукитаизированные люди, называемые Жун Ицюй ( китайский : 義渠之戎 ), которые современные писатели считали ветвью западного народа Жун , которого современные ученые пытались идентифицировать как одного из предков меньшинства северо - на западе Китая . [2]
История
[ редактировать ]Современные текстовые свидетельства об Ицюй скудны, начиная только с основания государства Ицюй в конце восьмого века до нашей эры. Он длился примерно четыре с половиной века, пока не закончился в начале третьего века. Однако происхождение народа ицю как потомков других «нехуася» китайских народов было прослежено до времен династии Шан на основе текстологии и археологических данных , хотя это остается спорным (см. «Этническая идентичность Ицюй» ). [3] [4]
Весенний и осенний период
[ редактировать ]Около 720 г. до н.э. Ицю Ронг мигрировали на восток. Действительно, это первое упоминание об Ицюй в текстовых источниках. В это время короли Чжоу были ослаблены войной и стихийными бедствиями. В 770 году до нашей эры Пин, король Чжоу, перенес столицу на восток, в Чэнчжоу, в современный Лоян , Хэнань , и ослабление королевской власти положило начало периоду весны и осени . [5]
Согласно «Трактату о Западном Цяне» в « Книге Поздней Хань» , «во время позднего правления короля Пина Чжоу находился в упадке. Жун преследовал многих Ся от горы Лун на восток. Вплоть до И и Ло рек Вслед за этим Жун были повсюду, впервые появились Ди, Хуань, Кай и Цзи Жун в долине реки Вэй , появился Ицю Жун в [землях] к северу от реки Цзин , и появились Дали. Жун в Лоочане». [номер 1] Король Пин умер в 720 г. до н. э., а это значит, что государство Ицюй было основано не ранее этого года. [7] Из этого источника ясно, что ицюй считались одним из народов под названием « жун », своего рода воинственными иноземцами. [8] До конца весеннего и осеннего периода современные источники ничего не говорят об Ицюй.
Период Воюющих царств
[ редактировать ]В период Воюющих царств Ицюй оказался под угрозой, поскольку Цинь начал свою экспансию. Центральным регионом Цинь была долина реки Вэй , которая находилась недалеко к югу от поселений Ицю в долине реки Цзин. Примерно с 460 г. до н. э. Цинь и другие государства нападали на другие народы Жун, жившие на Центральной равнине , пока Ицюй не остался единственным народом Жун. [номер 2] До этого времени ицю и другие жуны время от времени грабили города Цинь, но крупномасштабных военных действий не возникало. [7] [9]
Ицюй впервые напал на Цинь и победил его в середине четвертого века. Цинь последовал за этим нападением четыре года спустя, когда Ицю был в смятении. Затем Ицю подчинился Цинь и стал его вассалом в 327 г. до н.э. Цинь основал на своей территории уезд. Однако ицюйцы никогда не подчинялись Цинь, и обе стороны продолжали сражаться. Вскоре Цинь напал, взяв город Ючжи. Хотя Ицюй победил Цинь при Либо два года спустя, в 318 г. до н.э., вскоре после этого он потерпел тяжелое поражение: Ицюй уступил Цинь двадцать пять городов в 315 г. до н.э., во время правления короля Цинь Хуэй . [10] [номер 3] [номер 4]
Однако до окончательного разрушения Ицюй прошло примерно сорок лет. В 311 г. до н. э., через несколько лет после того, как Цинь захватил двадцать пять городов у Ицю, умер король Хуэй. Его сыном стал король Цинь У , который напал на Ицюй на втором году своего правления. Однако он умер всего три года спустя, в 307 г. до н.э. Лишь во время позднего правления короля Цинь Чжао Ицюй был уничтожен. Историки проанализировали это как часть борьбы за власть при дворе Цинь, где вдовствующая королева была с одной стороны, а король - с другой. Когда король Чжао пришел к власти, он был еще мальчиком, поэтому его мать, вдовствующая королева Сюань , была регентом. Однако, хотя король стал старше, вдовствующая королева сохранила контроль. У нее была поддержка влиятельного министра и трех генералов внутри двора, а также поддержка короля Ицюй за его пределами. Потребность королевы в поддержке против ее сына, возможно, была причиной того, что Ицюй на какое-то время пощадили. [12]
В конце концов, Цинь задумал поймать и убить короля Ицюй и послал войска, чтобы начать внезапную атаку, чтобы уничтожить Ицюй. В « Трактате о Западном Цяне» говорится: «Когда король Цинь Чжао взошел на трон, король Ицю имел аудиенцию у него в Цинь. Следовательно, король Ицю имел отношения со своей матерью, вдовствующей королевой Сюань, которая родила ему двоих детей. сыновья На 43-м году правления короля Наня из Чжоу [272 г. до н.э./271 г. до н.э.] вдовствующая королева Сюань поймала и убила короля Ицюань во дворце Ганьцюань [Цинь] собрала войска и истребила королевство Ицюань и основала его. Командиры Лунси , Бэйди и Шан [на их бывших землях]». [номер 5] Приписывание убийства короля Ицюй вдовствующей королеве может быть способом скрыть тот факт, что на самом деле его убил король Чжао. Действительно, король Чжао мог лично прийти к власти после прекращения военной поддержки своей матери и изгнал вдовствующую королеву и ее сторонников из государства. [номер 6]
После того, как Цинь уничтожил Ицюй, он основал командования и округа на территориях Ицю, и Ицю Жун стали подданными Цинь. Затем Цинь построил «длинные стены» для защиты от других народов на этих новых территориях. [13]
Последствия
[ редактировать ]Во время Западной Хань все еще существовали упоминания о «Ицюй», но они были в общем смысле слова «варвар», а не в конкретном отношении к людям бывшего государства Ицю. Некоторые представители народа Ицю взяли Ицюй как название своего клана. Другие, происходящие из знати Ицю, взяли Гунсунь ( китайский : 公孫 ; пиньинь : гун сун ; букв. «благородный внук») в качестве названий своего клана и стали генералами. [12] Если не считать этих мимолетных упоминаний, ицю исчезают из исторических записей во времена династии Хань.
География
[ редактировать ]
Столица Ицюй расположена в Мяоцзюпине ( китайский : 庙咀坪 ; пиньинь : миао цзюпин ) в уезде Нин , Цинъян , Ганьсу , на слиянии четырех рек. Археологи обнаружили остатки городских стен и артефакты, датируемые династиями Чжоу и Хань. Текстовые данные свидетельствуют о том, что он был заброшен до периода Северной Вэй , когда был разрушен. [14]
Точно неизвестно, сколько городов ицю построили на своих землях; Судя по количеству упомянутых городов, взятых Цинь согласно историческим текстам, их могло быть более двадцати. [14]
Культура
[ редактировать ]О культуре ицюй мало что известно, кроме того, что они практиковали левиратные браки (в том числе с мачехами ) и кремировали своих умерших. Тот факт, что лидера Ицюй называют «королем» ( китайский : 王 ; пиньинь : ванг ), предполагает степень политической искушенности по сравнению с вождем племени . [15] Более вероятно, что они были земледельцами или , по крайней мере, имели смешанную аграрно- пастбищную экономику. Тот факт, что они были расселены в устоявшихся городах-государствах, указывает на то, что у них должно было быть значительное сельское хозяйство, чтобы прокормить себя. Это отличает ицю от кочевых народов Восточной Азии, не принадлежащих к хуася, таких как сюнну , которые либо были настоящими кочевниками-скотоводами , либо мигрировали в виде отгонного животноводства . Более того, тот факт, что на развалинах столицы Ицюй были обнаружены керамические предметы и кирпичи (возможно, использованные для строительства дворца), еще раз свидетельствует о развитой городской культуре. Сходство типов кирпичей здесь и кирпичей, раскопанных на руинах городов в других штатах Чжоу (таких как Вэй , Ци и Чу ), может указывать на степень торговли между Ицюй и его соседями. [16]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]В доханьскую эпоху кочевые земледельцы и скотоводы считались пришлыми народами, историю которых можно лишь ориентировочно проследить по письменным источникам и археологическим находкам. [17] Письменные источники идентифицируют Ицюй как « Ицю Ронг» ( китайский : 渠之戎 ; пиньинь : yìqú zhī róng ). [номер 7] Однако нельзя с уверенностью сказать, что ицю были народом «жун» или что существовала общая идентичность «жун». Ученые пришли к единому мнению, что слово «Жун» использовалось в китайских источниках неоднозначно как общий термин для обозначения различных инопланетных народов на территориях Чжоу, без особого этнического подтекста. [8]
Если Ицю Жун предварительно отождествить с каким-либо другим народом «Жун», то это будет « Цюань Жун » (также называемый « Сюньюй » или « Сяньюнь »). Этот народ напал на Чжоу во время правления Гугун Даньфу (середина XII века до н.э.), вытеснив Чжоу из города-государства Бинь в бассейне реки Цзин, где Ицюй основал государство в конце восьмого века. [18] Кроме того, в конце Западного Чжоу (781 г. до н. э. – 771 г. до н. э.) Цюань Жун предпринял серию атак и вторгся в столицу Чжоу, что ослабило королевскую власть и способствовало перемещению столицы Чжоу на восток. [19] Как упоминалось выше, ицю впервые появляются как один из многих «жун», которые переселились на Центральную равнину около 720 года, поселившись на территории, номинально контролируемой королем Чжоу. После этого упоминания о Сяньюнь, Сюньюй и Цянь Жун в бассейне реки Цзин заменяются «Ицюй» или «Ицюй Жун». [7]
Кроме того, Сяньюнь может быть связан с культурой Сива в бассейне реки Тао на территории нынешней восточной Ганьсу, которая датируется примерно 14 веком до нашей эры и которая, по мнению некоторых ученых, является остатками Ди ветви Цян . Действительно, слово «Ицюй», заимствованное в древнекитайский язык иероглифами «義渠» ( древнекитайский (444 г. до н. э.): */ ŋaih-ga /), может быть древнецянским топонимом, означающим «Четыре воды», что соответствует четырем водам. реки, которые встречаются в старой столице Ицюй на территории современного Мяоцзюпина. [18] Однако доказательства этого основаны на предполагаемой переписке между неподтвержденным древнецянским языком и тибетским амдо . [номер 8] на котором говорят на юге Ганьсу, а также предположение о близком родстве между этими тибетскими носителями и древними цянами и жунами, которое не может быть твердо подтверждено. [17]
Синолог Эдвин Пуллибланк утверждал, что сюнну , которые позже основали первую кочевую империю в евразийской степи, были частью народа ицю до того, как циньский генерал Мэн Тянь изгнал их на север из региона Ордос в 215 году до нашей эры. [20]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В конце правления короля Пина Суй Лин из династии Чжоу опоздал, и армия вытеснила всю Ся. Часто с востока Луншаня направлялись армии к И и Ло. Итак, в голове Вэя были Жун из Ди, Кай, Цю и Цзи, Жун из Ицюй на севере Цзин и Жун из Дали в Лоочане. [6]
- ↑ На восьмом году правления короля Чжэня Чжоу герцог Цинь Ли разрушил Дали и захватил его земли. Чжао также разрушил Дай Жун, который был Бейжун. Хан и Вэй объединились, чтобы объединиться с И, Ло и Иньжун и уничтожить их. Те, кто остался, все бежали и пересекли Цянь и Лонг на запад. Поскольку в Китае нет солдат или бандитов, можно культивировать только праведность. [6]
- ^ Десять лет... было захвачено двадцать пять городов Ицюй. [6]
- ^ Цинь Бэньцзи: Ицюй разгромил армию Цинь в Ло. В следующие четыре года в стране Ицюй царил хаос, король Цинь Хуэй послал свою наложницу Чан Цао, чтобы умиротворить ситуацию, и Ицю затем сдался Цинь. В следующие восемь лет Цинь напал на Ицю и захватил Ючжи. В следующие два года Ицюй разгромил армию Цинь против Ли Бо. В следующем году Цинь нападет на Ицюй и захватит двадцать пять городов Туцзин. [11]
- ^ После установления короля Чжао Ицюй пришел в династию Цинь, поэтому у него были отношения с матерью королевы Чжао, вдовствующей императрицей Сюань, и он родил двух сыновей. На сорок третьем году правления Ван Наня вдовствующая императрица Сюань заманила и убила короля Ицюя во дворце Ганьцюань. Поскольку она собрала армию, чтобы уничтожить его, она основала графства Лунси, Бэйди и Шан. [6]
- ↑ Биография Фань Суя и Цай Цзе: Когда прибыл король Чжао, он услышал, что тот спорит с евнухами, поэтому приветствовал его и поблагодарил, сказав: «Я уже долгое время подчиняюсь приказам. Дело Хуэйи Канал срочен, поэтому вечером я сам приглашу королеву-мать». ...Поэтому он сверг королеву-мать и выгнал маркиза Ранга, Гаолина, Хуаяна и Цзинъяна за перевал. [11]
- ↑ В конце правления короля Пина Суй Лин из династии Чжоу опоздал, и армия вытеснила весь Ся От востока Луншаня до И и Ло часто находились Жун... Был Жун в Ицюе на севере. Цзин. [6]
- ↑ Утверждается, что современное китайское «yìqú» соответствует тибетскому «བཞི་ཆུ» Амдо ( тибетский : бжи чу , лхасский диалект : [bʒi tsʰu] ). [7]
- ^ Шюсслер, Аксель (2014). стр. 265
- ^ Синь 2004 , с. 90.
- ^ Сюэ 1988 , с. 19.
- ^ Синь 2004 , с. 93.
- ^ Сюй 1999 , стр. 546–547.
- ^ Jump up to: а б с д и Вентилятор .
- ^ Jump up to: а б с д Сюэ 1988 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Ди Космо 1999 , с. 921.
- ^ Льюис 1999 , с. 596.
- ^ Синь 2004 , стр. 90–91.
- ^ Jump up to: а б Гладкий .
- ^ Jump up to: а б Синь 2004 , с. 91.
- ^ Космо 1999 , с. 961.
- ^ Jump up to: а б Сюэ 1988 , с. 22.
- ^ Льюис 1999 , с. 603.
- ^ Сюэ 1988 , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б Ди Космо 1999 , с. 887.
- ^ Jump up to: а б Сюэ 1988 , стр. 19–20.
- ^ Космо 1999 , с. 922.
- ^ Pulleyblank 2000 , с. 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Фан, Й. «後漢書:西羌傳 Хоу Хань Шу: Си Цян Чжуань » [Книга Поздней Хань: Трактат о Западном Цяне]. Китайский текстовый проект . Проверено 29 ноября 2017 г.
- Сыма, Цянь. «史記 Сидзи » [Исторические записи]. Китайский текстовый проект . Проверено 29 ноября 2017 г.
- Ди Космо, Никола (1999). «Глава 13: Северная граница в доимперском Китае» . В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 885–966 . дои : 10.1017/CHOL9780521470308.015 . ISBN 9781139053709 .
- Сюй, Чо-юнь (1999). «Глава 8: Период весны и осени» . В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 545–586 . дои : 10.1017/CHOL9780521470308.010 . ISBN 9781139053709 .
- Льюис, Марк Эдвард (1999). «Глава 9: Политическая история воюющих государств» . В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 587–650 . дои : 10.1017/CHOL9780521470308.011 . ISBN 9781139053709 .
- Пуллибланк, Эдвин Г. (2000). «Цзи姬 и Цзян姜: роль экзогамных кланов в организации государства Чжоу» (PDF) . Ранний Китай . 25 (25): 1–27. дои : 10.1017/S0362502800004259 . S2CID 162159081 .
- Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст. Серия монографий по языку и лингвистике . Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики, Академия Синика (53). п.
- Синь, Ди (2004). «Исследование Ицюй » . Журнал Педагогического университета Внутренней Монголии (издание по философии и общественным наукам) . 33 (6): 90–93 . Проверено 5 ноября 2017 г.
- Сюэ, Фанчэн (1988). « Ицю Жунго Синькао » [Новое исследование штата Ицю Жун]. Журнал Северо-Западного колледжа национальностей (выпуск по философии и общественным наукам) . 2 : 19–24 . Проверено 05.11.2017 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья China News о наследии Ицюй в округе Нин (на китайском языке)