Музыкальная цензура в Китае
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Ноябрь 2023 г. ) |
Цензура китайской музыки представляет собой многогранное и устойчивое явление, оказавшее существенное влияние на формирование культурной среды Китая. Охватывая спектр музыкальных жанров, от проверенных временем народных мелодий до современной поп-музыки и рока, сфера музыки в Китае подвергается длительному государственному регулированию и надзору. Этот надзор выходит за рамки простого ограничения содержания и охватывает множество определяющих факторов, таких как лирическое содержание, художественное выражение и сам внешний вид самих музыкантов. Китайская музыкальная цензура развивалась с годами: разные эпохи были отмечены разными уровнями контроля, конкретными идеологиями и политикой, а также развитием технологий. [1]
Хронология
[ редактировать ]1949–1976: Образование КНР и культурная революция.
[ редактировать ]После образования Китайской Народной Республики (КНР) китайское правительство и музыкальные артисты последовательно согласовывались друг с другом; правительство специально призывало к социалистической пропаганде, а артисты в ответ создавали музыку, восхваляющую революционный дух того времени и выражающую свои надежды на будущее. [2] Во время Культурной революции (1966–1976) практически все формы музыки, считавшиеся некоммунистическими и поддерживающие КНР, были запрещены в целях чистки капиталистических посланий, а некоторым артистам даже грозило тюремное заключение и насилие. [3] Наследие цензуры и государственного контроля того периода с тех пор оказывает влияние на музыкальную индустрию. [4]
1977–1995: Дэн Сяопин и открытая реформа на площади Тяньаньмэнь.
[ редактировать ]После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и замены его преемника Хуа Гофэна Дэн Сяопином в 1981 году была проведена серия экономических/рыночных реформ с целью «открытия» Китая и либерализации. [1] Поскольку правительство больше сосредоточилось на экономической политике, чем на культурном производстве, популярная музыка смогла выйти за рамки исключительно социалистических посланий и стала более распространенной среди масс. [3] Большая часть музыки в Китае в 1980-е годы возникла в Гонконге и Тайване в результате контрабанды и распространения кассет, а затем эта музыка была воспроизведена артистами материкового Китая. [1] В этот период на короткое время процветала китайская рок- сцена, а также песни о любви в исполнении поп-звезд. После протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году китайское правительство запретило музыку, которая имела какое-либо отношение к продемократическому движению. Продемократические гимны были строго запрещены, а многие артисты столкнулись с давлением со стороны государства и судебным преследованием. Многие артисты занимались самоцензурой , избегая политически чувствительных тем и тем в своей музыке, чтобы избежать репрессий со стороны правительства. Кроме того, имели место серьезные репрессии в отношении живых выступлений: артистов заставляли получать лицензии на живые выступления и проходить процедуру авторизации, которая включала представление своих текстов властям, таким как Бюро культуры. Концерты и туры многих артистов были произвольно отменены, а китайская рок-сцена была особенно объектом нападения из-за ее якобы бунтарского характера и подрывных посланий через длинные волосы артистов, музыкальные тексты и выступления. [3]
1995 – настоящее время: Расцвет Интернета и эпоха Си Цзиньпина.
[ редактировать ]По мере роста влияния цифровых платформ и Интернета китайское правительство столкнулось с новыми проблемами в регулировании музыкального контента, а методы цензуры изменились во все более взаимосвязанном мире. [5] В эту эпоху произошел примечательный сдвиг в сторону признания необходимости цифровых технологий, что привело к заметному, хотя и относительному, ослаблению мер контроля по сравнению с эпохой, произошедшей сразу после Тяньаньмэнь.
Первоначальный рост цифровых музыкальных сервисов в 1990-х годах побудил правительство принять меры, направленные на мониторинг и контроль музыкального онлайн-контента. Это включало фильтрацию и удаление контента , в первую очередь нацеленного на материалы, считающиеся политически чувствительными, явными или подрывными. Такие меры отражают развивающуюся стратегию правительства по адаптации к цифровой эпохе, сохраняя при этом надзор за культурным самовыражением. [6] Ключевым событием стало введение в 2012 году требований о регистрации настоящего имени на онлайн-платформах, согласно которым пользователи должны были регистрироваться под своими настоящими личностями. Это предоставило властям возможность отслеживать активность пользователей, включая обмен музыкой. Такое внимание к онлайн-наблюдению подчеркивает усилия правительства по установлению контроля в цифровой сфере. [7] Появление «Великого китайского файрвола» в эту эпоху наложило ограничения на доступ к иностранным веб-сайтам и сервисам, что повлекло за собой последствия для доступности музыки и платформ потоковой передачи музыки. Регулирование лицензирования и распространения музыки в Интернете также стало более выраженным: песни должны были получить предварительное одобрение, прежде чем они станут общедоступными. [8] Хотя правительство сохраняло контроль над онлайн-контентом, этот период представлял собой фазу относительной открытости в развивающемся культурном и технологическом ландшафте.
Под недавним руководством президента Си Цзиньпина наблюдается всплеск более жестких мер цензуры. «Эра Си Цзиньпина» привела к резкому подавлению музыки, которая бросает вызов авторитету Коммунистической партии, критикует политику правительства или затрагивает деликатные политические вопросы, что приводит к серьезным последствиям для артистов и песен, которые расходятся с установленными правительством руководящими принципами. [9] Кроме того, вновь стал уделяться внимание продвижению традиционной китайской культуры и националистических настроений в музыке, что подчеркивает степень идеологического соответствия, ожидаемого в эту эпоху. Акцент делается именно на темах патриотизма, социального согласия и приверженности партийной идеологии. [1]
Примеры музыкальной цензуры в Китае
[ редактировать ]Развлекательные шоу
[ редактировать ]В индустрии развлечений Китая растет явление изменения музыкальных текстов в телешоу и живых выступлениях. Эта тенденция обусловлена набором негласных правил, направленных на создание более позитивной и благоприятной для цензуры атмосферы. Китайские телешоу, особенно эстрадные и песенные конкурсы, наложили запрет на обсуждение тем, связанных со смертью, печалью, одиночеством, упадком и верой в сверхъестественное. [10] Недавние примеры иллюстрируют это явление, например, когда феминистская песня «母系社会» «Матриархат» была исполнена с радикально измененным текстом, заменяя потенциально чувствительные слова более безобидными, например, заменяя «着床» на «擦窗» «Going Bed». Превращается в «Мытье окон», чтобы убрать любые контраргументы. [11] Эти изменения не только влияют на свободу творчества, но и вызывают споры и дебаты как среди артистов, так и среди публики, поскольку они значительно отклоняются от первоначального смысла песен. [12] Это отражение более широкого контроля, который китайские власти осуществляют над культурным и творческим самовыражением, ограничивая свободу и творчество, одновременно усиливая очищенную и одобренную правительством идеологию.
Цуй Цзянь
[ редактировать ]Цуй Цзяня Песня « Nothing to My Name » (一无所有) была названа неофициальным гимном протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году . Цуй посетил студенческую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь, дав концерт в поддержку голодовки за пятнадцать дней до начала репрессий со стороны правительства. [13] Песня стала сильно политизированной из-за ее связи с протестами, которые широко интерпретируются как выражение гнева молодого поколения по поводу отсутствия у него свободы и прав. [14] Однако Цуй отрицает, что эта песня о правительстве, называя ее «просто песней о любви», хотя «Nothing to My Name» сохранила свой противоречивый статус в глазах китайского правительства. [14] В 2014 году Центральное телевидение Китая отказало Цуй Цзяню в разрешении спеть «Nothing to My Name» на ежегодном гала-шоу государственной телекомпании, посвященном лунному Новому году . Менеджер Куи You You объявил, что Цуй покинул шоу, потому что не хотел петь еще одну песню. Впоследствии Цуй получил похвалу за отказ соблюдать меры китайской цензуры. [15]
Утверждалось, что после инцидента на площади Тяньаньмэнь Цуй запретили выступать в Пекине с 1989 по 2007 год, но ему все же разрешили дать несколько избранных выступлений, таких как организованный тур в поддержку Азиатских игр в 1990 году. [1] Он и его продюсеры были ограничены законами о музыкальном издании 1980-х годов, и они обходили их, выпуская кассеты Цюи через компании на Тайване и в Гонконге. Это помогло ему обойти политическую цензуру, но использовалось в меньшей степени после того, как с середины 1990-х годов независимым звукозаписывающим компаниям было разрешено существование. [1]
Ли Чжи
[ редактировать ]Ли Чжи — независимый фолк-певец, чья музыка затрагивает деликатные темы в материковом Китае, что приводит к цензуре. Его работы часто включают в себя глубокие размышления о реальности и крупных политических событиях. Сюда входят такие песни, как «广场» (Площадь) и «1990年的春天» (Весна 1990 года), которые можно рассматривать как ознаменование инцидента на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а также песня под названием «人民不需要自由» (The Людям не нужна свобода), высмеивающий строгий государственный контроль и репрессированное общество. [16] В результате музыкальные произведения Чжи и связанные с ним личные страницы исчезли из музыкальных онлайн-СМИ. 3 апреля 2019 года Департамент культуры и туризма провинции Сычуань объявил, что приостановил план артиста провести серию концертных выступлений в Сычуани из- за «неподобающего поведения», в котором косвенно упоминался Личжи, и предполагалось, что отмена будет отменена. боится каких-либо комментариев по поводу приближающейся 30-й годовщины резни на площади Тяньаньмэнь. [16] Его официальные аккаунты в китайских социальных сетях WeChat и Weibo под именем «南京李志» (Ли Чжи из Нанкина) также подвергались цензуре. Музыкальные веб-сайты в материковом Китае, такие как QQ Music, NetEase Cloud Music и Douban Albums, удалили работы и страницы Ли Чжи. [17]
GAI, PGOne и китайский хип-хоп
[ редактировать ]Хип-хоп существует как андеграундная субкультура в Китае с 1980-х годов, а в 2000-х годах «мягкие» звуки и эстетика хип-хопа были интегрированы в популярную музыку, включая пропаганду политических доктрин Си Цзиньпина в анимации, опубликованной в 2016 году агентством «Синьхуа Ньюс». Агентство . [18] В 2017 году шоу «Рэп Китая» появилось на iQiyi , китайском аналоге Netflix, причем первый сезон собрал 2,68 миллиарда просмотров за год. [19] Шоу быстро катапультировало андеграундную китайскую хип-хоп культуру в коммерческий мейнстрим Китая, широко бунтарскую культуру, из которой Министерство культуры Китая в 2015 году внесло в черный список десятки песен из-за содержания, которое, как они утверждали, поощряло непристойность, насильственные преступления и безнравственность. [18]
После этого внезапного подъема в мейнстрим хип-хоп столкнулся с запретом в Китае, когда один из победителей конкурса The Rap of China в 2017 году, PGOne, оказался втянутым в скандал на романе, что привело к публичному обсуждению текста из его песни 2015 года. Сочельник», которые были сочтены женоненавистническими и поощряющими употребление наркотиков. После скандалов различные национальные учреждения осудили PGOne, а Государственное управление радио, кино и телевидения (SARFT) заявило о намерении властей запретить татуированных артистов и хип-хоп-культуру в телевизионном вещании. [18] Хотя хип-хоп продолжает оставаться важной культурной силой в Китае, он контролируется культурным тоном «порядочности» Си, который «отражает китайский дух и направляет широкую общественность в позитивном направлении». [18]
GAI , еще один победитель конкурса The Rap of China в 2017 году, пережил цензуру хип-хопа, «пожертвовав творческой независимостью и подчинившись общественной приемлемости и политической корректности», выпустив после запрета три патриотические песни, такие как «Long! Жить! Китай!», который имеет рейтинг 3,8 из 10 на главном китайском сайте по сбору обзоров Douban , фанаты считают его лицемерным и пропагандистским. [19] До-мейнстримовая музыка и образ GAI, воплощенные в таких песнях, как «Gangsta» 2015 года, были прочитаны на сычуаньском диалекте, который отражал подлинную реальность его тревожного опыта в качестве бедного, маргинализованного мигранта, выросшего в Нэйцзяне, и изображал употребление наркотиков, проституцию, азартные игры. , бандитские войны, жестокость полиции, торговля людьми, а в напряженном музыкальном видео показаны тела нескольких курящих татуированных мужчин, в том числе ГАИ. [19] В 2016–2017 годах ГАИ написал серию песен, которые смягчили его прежние противоречия, сохранив при этом интенсивность и аутентичность, и более четко подчеркнули его моральные ценности цзянху ( китайский : 江湖 ) (братство между незнакомцами, верность и вера в причинно-следственную связь). /карма) и цзяго ( китайский : 家国 ) (самодисциплина для выполнения семейных и национальных обязанностей), уходящие корнями в китайскую литературную и конфуцианскую культуру . [19] Напротив, в музыкальном клипе на песню ГАИ «Великая стена» он показан в спортивной одежде бренда Li-Ning с надписью «Китай» на куртке спереди, его татуировки скрыты, его манеры более сдержаны, он стоит на вершине Великой стены Китая. Китай, тексты которого явно восхваляют националистические и патриотические взгляды. [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Амар, Натан (1 июня 2020 г.). «Навигация и обход (само)цензуры на китайской музыкальной сцене» . Перспективы Китая . 2020 (2): 25–33. doi : 10.4000/chinaperspectives.10107 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Чувак, Айви (август 2020 г.). «Цензура популярной музыки в китайских обществах: избранные исследования канто-попа в Китае, Гонконге и Сингапуре» . Азиатские исследования в области образования и развития . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ян, Хон-Лун (2018). Оксфордский справочник по музыкальной цензуре . Оксфордский академический. стр. 342–271. ISBN 978-0-19-973316-3 .
- ^ Брайант, Лей Оуян (2005). «Музыка, память и ностальгия: коллективные воспоминания о песнях культурной революции в современном Китае» . Обзор Китая . 5 (2): 151–175. ПроКвест 199540772 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Морроу, Гай (2016). «Музыкальная индустрия Китая: сверху вниз в эпоху снизу вверх», в книге «Бизнес-инновации и прорывы в музыкальной индустрии» . Издательство Эдварда Элгара . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Молчание — золото: Китай ужесточает гайки в отношении онлайн-музыки» . Новости Эн-Би-Си. Рейтер. 9 ноября 2015 г.
- ^ Ли, Дж.А. (2015). «Правила регистрации настоящего имени и угасание цифровой анонимности в Китае» . Вашингтон Интернэшнл . 25 (1).
- ^ Майно, МФ (2021). «Хип-хоп через великий китайский файрвол: аутентичность, язык и раса в глобальной хип-хоп-нации» . Бард Digital Commons .
- ^ Амар, Натан (2018). « Вы занимаетесь фристайлом?». Корни цензуры в китайском хип-хопе» . Перспективы Китая . 1 (2): 107–113. doi : 10.4000/chinaperspectives.7888 .
- ^ «Нынешнее чистое небо — грязное» . Гражданские права и средства к существованию . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Кровать превращается в мытье окон: в китайском варьете «Материнское общество» претерпевает лирические изменения». Юнайтед Дейли Ньюс. 19 октября 2020 г.
- ^ «Тайваньский певец возмущен изменением текста песни Китаем» . Тайваньские новости. 5 июля 2020 г. Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Лай, Кэтрин (6 июня 2018 г.). «Крестный отец китайского рока Цуй Цзянь исполняет популярные песни движения Тяньаньмэнь на скромном концерте в Гуанчжоу» . Свободная пресса Гонконга.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Чжаоси. «Цуй Цзянь: превознося идеализм, но защищая свободу посредством рок-музыки в Китае» . Международный журнал коммуникационных исследований . 51 (1): 3–20 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Китайская рок-звезда Цуй Цзянь покинула новогоднее шоу из-за песни на площади Тяньаньмэнь» . Хранитель . 18 января 2014 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Певице Ли Чжи грозит дисквалификация за «недостойное поведение» в преддверии 4 июня» . Голос Америки. Новости АПН. 14 апреля 2019 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Китайского певца Ли Чжи, написавшего песни, посвящённые 4 июня, удалили со всех онлайн-платформ» . Центральное информационное агентство. 12 апреля 2019 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ло, Мэнъю (19 октября 2020 г.). «Из андеграунда в мейнстрим, а потом что? Расширение прав и цензура в китайской хип-хоп музыке» . Культурные и медиа-исследования Юга-Севера . 34 (6): 1–12. дои : 10.1080/02560046.2020.1830141 . S2CID 226346662 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шимин, Чжан (27 июля 2023 г.). «Реальность и лицемерие: «Моральный поворот» в китайской хип-хоп музыке» . Глобальная хипхопография : 337–364. дои : 10.1007/978-3-031-21955-9_14 . ISBN 978-3-031-21954-2 .
- ^ Чжаоси, Лю (2019). «Рэппер GAI, стиль и гегемония в Китае: изучение трансформации Лю Цзянху в Лю Синьхуа » . Международный журнал коммуникационных исследований . 54 (2): 2–16 . Проверено 15 ноября 2023 г.