Китайско-вавилонство

Китайско-вавилонизм — это теория, которая сейчас отвергается большинством ученых, согласно которой в третьем тысячелетии до нашей эры вавилонский регион предоставил основные элементы материальной цивилизации и языка территории, которая сейчас является Китаем. Альберт Террьен де Лакупери (1845–1894) первым предположил, что массовая миграция принесла в Китай основные элементы ранней цивилизации, но в этой первоначальной форме эта теория была в значительной степени дискредитирована.
В конце 20-го и начале 21-го века ученые использовали недавно раскопанные археологические свидетельства, чтобы доказать, что некоторые отдельные элементы древней китайской цивилизации были перенесены из Западной или Центральной Азии в Китай и что между двумя сторонами азиатского континента существуют языковые связи.
Теория Лакупери
[ редактировать ]Французский китаевед Альберт Террьен де Лакупери (1845–1894 гг.) представил в книге «Западное происхождение ранней китайской цивилизации» с 2300 г. до н.э. по 200 г. н.э. (1892 г.) обширные и подробные аргументы в пользу того, что китайская цивилизация была основана вавилонскими иммигрантами. [ 1 ] Он написал:
- Все в китайской древности и традициях указывает на западное происхождение. Ни один китаевед, изучавший этот предмет, не смог установить какое-либо иное происхождение китайцев, кроме западного. Именно через северо-запад Китая они постепенно вторглись в страну, и их нынешнее величие началось с очень малого, около сорока веков назад. [ 2 ]
Лакупери утверждал, что Желтый император был историческим вождем месопотамского племени, который возглавил массовую миграцию своего народа в Китай около 2300 г. до н.э. и основал то, что позже стало китайской цивилизацией. [ 3 ] Он также заявил о сходстве триграмм и гексаграмм в древнем китайском тексте Ицзин и месопотамских иероглифах. [ 4 ]
Эти теории о месопотамском происхождении китайской цивилизации были поддержаны ассириологом Арчибальдом Сейсом в «Журнале Королевского азиатского общества» . Они произвели впечатление на публику, но тогда и позже были подвергнуты критике или отклонению со стороны китаеведов. [ 5 ] Джеймс Легг , чьи до сих пор вызывающие восхищение переводы китайской классики появились одновременно с переводами Лакупери, поставил под сомнение китаеведческую компетентность Лакупери. В обзоре Легге перевода Терриена « И Цзин» утверждается, что только «поспешное невежество» могло привести к ошибкам в переводе, включая неиспользование основного справочника - Словаря Канси . Другой рецензент назвал Лакупери «ложным чудотворцем». Но последний удар по компаративистским теориям Лакупери был нанесен, когда Лейденского университета китаевед из Густав Шлегель отверг его утверждения и настоял на независимом происхождении и автономном развитии китайской цивилизации. Шлегель задал тон последующим востоковедам. Ученые далее отметили, что односложные китайские иероглифы нельзя приравнивать к многосложным халдейским словам, использовавшимся в Вавилоне; что в любом случае знания о древней Ассирии были «опасно неопределенными» и слишком ненадежными, чтобы делать такие заявления; и что даже не было установлено, что вавилонская цивилизация возникла раньше китайской. [ 6 ]
Теория Лакупери о вавилонском происхождении китайской шестидесятилетней циклической календарной системы ганьчжи оказалась немногим лучше. Ученые отметили, что эти две системы различались как по концепции, так и по функциям: вавилонская десятичная система использовалась для счета до 60, когда цикл начинался заново, тогда как китайская система объединяла цикл из двенадцати и цикл из десяти. [ 7 ]
Прием Лакупери в Азии
[ редактировать ]Теория западного происхождения китайской цивилизации достигла Японии и была представлена в Китае в обширном изложении на китайском языке Сиракавой Дзиро (白河次郞) и Кокубу Танэнори (國府種德), в котором не было академического опровержения. [ 8 ] Эта теория была известна как Силай Шуо (西來說). Европейские китаеведы сочли доказательства Лакупери неубедительными и ошибочными, но эта критика была опущена в представлении взглядов Лакупери 1900 года, которое казалось самым передовым западным исследованием Китая. [ 9 ] Китайские ученые того времени стремились найти древние корни китайской нации и поверить в то, что Желтый император и другие древние фигуры были историческими, а не мифическими. Их быстро привлекла «историзация китайской мифологии», которую пропагандировали два японских автора. [ 10 ]
Некоторые китайские революционные националисты приветствовали представление Лакупери о расе хань как о древней и цивилизованной в отличие от маньчжур, завоевавших Китай. Они интерпретировали Лакупери как поддержку своих антиманьчжурских расистских теорий, основанных на недавних переводах Герберта Спенсера . [ 11 ] Ученый Чжан Тайянь использовал китайско-вавилонизм и недавно представленную теорию социальной эволюции, чтобы объяснить, как приход сельскохозяйственных технологий из Западной Азии в сочетании с патрилинейной семейной системой Восточной Азии превратил Китай из охотничье-собирательского общества в феодальное государство, которое контролировали сложную аграрную экономику. [ 12 ]
В 1920-х годах открытие памятников эпохи неолита возродило интерес к связям Запада с китайской цивилизацией. Такие ученые, как Гу Цзеган, успешно атаковали теории Лакупери и их китайских сторонников, но Желтый император сохранил свою привлекательность как прародитель расы Хань. [ 5 ]
Более поздние теории
[ редактировать ]Ученые по-прежнему скептически относились к китайско-вавилонизму в его первоначальной или узкой форме, но продолжали исследовать идею смешения коренных и паневразийских элементов в ранней китайской культуре. Эллсуорт Хантингтон и Карл Уайтинг Бишоп , писавшие в 1920-х и 1930-х годах, применили теории гипердиффузионизма к Китаю, утверждая, что все основные элементы ранней цивилизации развились в Западной Азии и распространились в другие части континента, включая Китай. Историк Пинг-ти Хо был среди китайских ученых, которые отреагировали на китайско-вавилонизм, утверждая, что все важные элементы ранней китайской цивилизации были местными и развивались на территории современного Китая. [ 13 ]
Ученые Дж. П. Мэллори и Виктор Мэйр выдвинули ряд аргументов , которые напоминали части теории. Они указали на мумии , раскопанные в Таримской котловине в Центральной Азии в Китае и датируемые периодом с 1800 г. до н.э. до первых веков до н.э. У них были черты тела, которые были скорее европеоидными , чем китайскими. Они признают, что ученые спорят о том, была ли самая ранняя технология изготовления бронзы в Китае стимулирована контактами с западными степными культурами, но приходят к выводу, что имеющиеся данные подтверждают эту гипотезу. [ 14 ]
Синолог Джон Дидье провел обширное исследование того, что он называет «интерактивным евразийским миром, около 9000–500 гг. до н.э.», то есть взаимных связей между древней Восточной Азией, Южной Азией и Ближним Востоком, включая Персию и Вавилон. . Эти обмены, утверждает он, сформировали основы и раннюю эволюцию восточноазиатских технологий, космологии, религии, мифов, правления, предсказаний и грамотности. Дидье приводит примеры ближневосточного происхождения или вдохновения астрономических систем и календарей, религиозных деятелей, таких как Желтый император, а также религиозных мифов, основанных на астрологических наблюдениях, распространенных по всему континенту. [ 15 ]
В 2016 году Сунь Вэйдун (孙卫东), китайский геохимик, утверждал, что основатели китайской цивилизации мигрировали из Египта и, следовательно, на самом деле не были китайцами. К этой гипотезе он пришел, когда радиометрическое датирование древних китайских бронз обнаружило, что их химический состав больше похож на древнеегипетские бронзы, чем на руды, найденные в Китае. Сунь далее утверждал, что технологии бронзового века, которые, как многие считали, пришли в Среднюю Азию по суше, на самом деле были принесены гиксосами , левантийским народом, который поселился в долине Нила в 17 и 16 веках до нашей эры и, возможно, бежал. по морю, когда их династия рухнула. Технологии, которые ранее разработали гискос — бронзовая металлургия, колесницы, грамотность, одомашненные растения и животные — были именно теми, которые были раскопаны в столице династии Шан, Иньсюй . [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Она (2010) , стр. 140.
- ^ Лакупери (1894) , с. 4.
- ^ Она (2010) , стр. 145.
- ^ Она (2015) , стр. 53.
- ^ Перейти обратно: а б СуньХу (2016) , с. онлайн .
- ^ Норман Дж. Жирардо, Викторианский перевод Китая: восточное паломничество Джеймса Легга (Беркли: University of California Press, 2002), 388–390. Жирардо подробно описывает разногласия, стр. 382–393.
- ^ Эндимион Уилкинсон, История Китая: новое руководство (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2013), стр. 497–498.
- ^ Ёсихиро, Исикава (2003). «Антиманьчжурский расизм и рост антропологии в Китае начала 20 века» (PDF) . Китайско-японские исследования . chinajapan.org . Проверено 23 ноября 2010 г.
- ^ Она (2010) , стр. 145–47.
- ^ Она (2010) , стр. 147, 149.
- ^ Шарлотта Ферт, «Интеллектуальные изменения, 1895–1920», в Фэрбенк, Джон Кинг; Твитчетт, Денис (1983). «1» . Кембриджская история Китая: Республиканский Китай, 1912–1949 гг . Том. 12. Издательство Кембриджского университета . стр. 355–6. ISBN 978-0-521-23541-9 . Проверено 23 ноября 2010 г.
- ^ Она (2015) , с. 62-63.
- ^ Хо, Пинг-ти. Колыбель Востока: исследование коренных истоков техник и идей неолита и раннего исторического Китая, 5000–1000 гг. до н.э. (Гонконг: Издательство Китайского университета, 1975).
- ^ MalloryMair (2000) , с. 237-238.
- ^ Дидье (2009) , с. 1, 157 и т. д.
- ^ Льюис (2016) , с. нестраничный.
Источники
[ редактировать ]- Дидье, Джон К. (2009). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические статьи (192). Том I: Древний евразийский мир и небесная ось , Том II: Представления и идентичности высших держав в неолитическом и бронзовом Китае , Том III: Земные и небесные трансформации в Чжоу и раннеимперском Китае .
- Хон, Цзы-ки (2010), «От иерархии во времени к иерархии в пространстве: значения китайско-вавилонизма в Китае начала двадцатого века», Современный Китай , 36 (2): 136–69, doi : 10.1177 /0097700409345126 , S2CID 144710078 .
- Хон, Цзы-ки (2015), Очарование нации: культурные и исторические дебаты в конце Цин , Брилл, ISBN 9789004290501
- Лауфер, Бертольд (1919), Китайско-Ираника: китайский вклад в историю цивилизации в Древнем Иране, с особым упором на историю культивируемых растений и продуктов , Антропологическая серия, том 15, выпуск 3, Чикаго: Полевой музей естественной истории Бесплатно онлайн
- Льюис, Рикардо (2 сентября 2016 г.). «Происходит ли китайская цивилизация из Древнего Египта?» . Внешняя политика .
- Мэллори, Япония ; Майр, Виктор Х. (2000), Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада , Лондон: Темза и Гудзон .
- Сунь, Цзян; Ху, Минхуэй (2016). «Желтый император пришел из Вавилонии?» . Ин Ху, Минхуэй (ред.). Космополитизм в Китае . Камбрия Пресс. стр. онлайн. ISBN 9781621967118 .
- Лакупери, Терриен де (1894). Западное происхождение ранней китайской цивилизации от 2300 г. до н.э. до 200 г. н. э.: Или: Главы, посвященные элементам, заимствованным из старых цивилизаций Западной Азии, в формировании древней китайской культуры . Лондон: Интернет-архив Asher & Co.