Древнее искусство Центральной Азии
![]() Первое издание в мягкой обложке | |
Автор | Тамара Талбот Райс |
---|---|
Художник обложки | Уйгурские принцессы неизвестного художника, фреска из пещер Безеклик . |
Язык | Английский |
Ряд | Библиотека Мира Искусства |
Предмет | Среднеазиатское искусство |
Жанр | научно-популярная монография |
Издатель | Темза и Гудзон |
Дата публикации | 1965 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 288 стр. |
ISBN | 978-0-500-20030-8 (первое издание в твердом переплете) |
«Древнее искусство Центральной Азии» — иллюстрированная монография , уроженки России 1965 года английского историка искусства Тамары Тэлбот Райс , опубликованная издательством Thames & Hudson в рамках серии « Библиотека мира искусства ».
Краткое содержание
[ редактировать ]Под именем Центральной Азии Тамара Тэлбот Райс охватывает в книге обширный регион в более широкой трактовке этого термина, от Закавказья до Восточного Туркестана , [ 1 ] и период, охватывающий от доисторических времен до средневековья, когда христианство и ислам заменили буддизм и зороастризм .
Начиная с раннего анималистического искусства скифов на юге России, автор продвигается на восток, через Урарту и регион, находившийся под влиянием Персии ( Марлик и Зивие ), Согдию и Хорезмию , эллинистическую Бактрию , к индо-греческому искусству , раскрывая греко-буддийскую скульптуру Гандхара и более индийская школа Матхура . В пятой главе Райс исследует малоизвестные картины и другие формы искусства Восточного Туркестана, в том числе буддийское искусство Безеклика , Кизила , Хотана и Тунхуана , индо - сасанидское искусство, раскопанное в Дандан-Оилике , восточно-сирийские христианские и манихейские обнаруженные фрески. в Караходже (также Кочо или Кочо) она также затрагивает тему тибетского искусства . В последней главе автор возвращается на Запад, чтобы дать отчет о раннехристианском искусстве Армении , Грузии и Кавказской Албании . [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]- Введение (стр. 7–10);
- Глава первая: «Мир кочевников Закавказья и Средней Азии» (с. 11–53);
- Глава вторая: «Меньшие царства Закавказья и Персидского нагорья в первом тысячелетии ᴄ» (стр. 54–74);
- Глава третья: «Согдия, Фергана и Хорезмия от Ахеменидов до исламских времен» (стр. 75–122);
- Глава четвертая: «Бактрия и Северо-Западная Индия от Ахеменидов до исламских времен» (стр. 123–172);
- Глава пятая: «Восточный Туркестан в римский и буддийский периоды» (стр. 173–220);
- Глава шестая: «Армения, Грузия и Кавказская Албания в раннехристианские времена» (стр. 221–262);
- Библиография (стр. 263–264);
- Карты (стр. 265–267);
- Хронология Древнего Востока, Большого Кавказа, Российской Средней Азии, Афганистана, Индии и Восточного Туркестана с 3000 г. до н.э. по 1000 г. н.э. (стр. 268–269);
- Список иллюстраций (стр. 270–281);
- Указатель (стр. 282–288);
Прием
[ редактировать ]Иллюстрации в «Древнем искусстве Центральной Азии» получили положительные отзывы академических критиков, а текст подвергся резкой критике.
В своей рецензии для «Бюллетеня Школы восточных и африканских исследований » британский археолог Дэвид Бивар писал: «В иллюстрациях собран ценный ряд фотографий, многие из которых ранее были доступны западному читателю только в отдаленных советских изданиях. . Качество воспроизведения как 205 полутоновых иллюстраций, так и 47 цветных иллюстраций заслуживает похвалы и представляет собой хорошее соотношение цены и качества. В своем тексте автор помещает иллюстрации в исторический контекст и обсуждает различные нити влияния, связывающие одну художественную школу с другой». [ 2 ]
Канадский литературный критик Джордж Вудкок также дал положительную оценку выбранным иллюстрациям, но резко раскритиковал текст: «Читатель будет впечатлен запоминающимся единством, которое вызывают великолепно подобранные иллюстрации, и тем, как группа мелких школ Искусство, каждое из которых находится под влиянием более великих традиций на этапе упадка ( эллинское , ахеменидское , византийское , индийское ) и каждое из которых создает относительно небольшое количество шедевров, может возникнуть, будучи представлено вместе, как определимое Евразийская традиция. [...] Какими бы хорошими и обильными ни были иллюстрации, многое теряется из-за непростительных недостатков текста. Меньший из этих недостатков заключается в часто встречающемся несоответствии между подписями к гравюрам и описаниями иллюстрированных предметов в тексте. Сасанидское блюдо в подписи датировано III веком до нашей эры, а в тексте точно — III веком нашей эры. [...] Даже текст не избежал грубых неточностей. Мы находим, например, загадочное упоминание о «правителях долины Гупта» (имеется в виду императоры Гуптов ); [...] предположения, которые совершенно не имеют никакой поддержки в исторических свидетельствах, например, что Селевкиды правили в Гандхаре , а Менандр в Туркестане . [...] Непростительно, что писатель с репутацией миссис Райс навязывает публике столь дрянной и небрежный текст». [ 3 ]
Лоренц С. Лешник из Central Asiatic Journal считает, что книга «хорошо иллюстрирована», но «написана наспех», и «недостатки этого тома должны вызывать беспокойство». «Много неточностей», например: « св. Фома Считается, что (18–72 гг. н. э.) посетил Азеса I (правил около 48/47–25 гг. до н. э.)» (стр. 144–145), «династия Гондофаров (ошибочно написанный «Гондольф») был свергнут кушанами около 64 г. н.э., установившими затем тесные контакты с августовским Римом ( Август умер в 14 г. н. э.)» (стр. 145), «считается, что Мани жил и учился в Бамиане » (стр. 165), а не в Индии, и это лишь некоторые из них. Лешник заключил в конце своего обзора: «В целом слишком много внимания уделяется происхождению и влиянию, а описательные комментарии неубедительны. [...] В книге для непрофессионала имена авторитетов, на которые иногда ссылаются, должны были быть представлены с каким-то опознавательным примечанием». [ 4 ]
Ричард Н. Фрай , американский исследователь Центральной Азии , выразил резкое неодобрение работе Райс, написав: «Неужели ей приходится писать подобные книги из серии «Библиотека мира искусства», спеша угодить издателю?» В рецензируемой книге нет ничего нового, много ошибок, есть красивые картинки; для кого написана книга? [...] Я не могу рекомендовать эту книгу, да и продолжать этот обзор нет особого смысла. Очевидно, оно было написано в спешке, и его следует читать именно так». [ 5 ]
Международные издания
[ редактировать ]Заголовок | Дословный перевод | Язык | Страна | Издатель | Год издания |
---|---|---|---|---|---|
Древнее искусство Центральной Азии | – | Английский | Великобритания | Темза и Гудзон | 1965 |
Древнее искусство Центральной Азии | – | Английский | Соединенные Штаты | Издательство Прагер | 1965 |
Искусство Центральной Азии | «Искусство Центральной Азии» | Голландский | Нидерланды | В. Гаде | 1965 |
Древнее искусство Средней Азии. | «Древнее искусство Центральной Азии» | Сербский ( латиница ) | Югославия | Югославия | 1968 |
Древнее искусство Средней Азии. | «Древнее искусство Центральной Азии» | чешский | Чехословакия | Одеон | 1973 |
Древнее искусство Центральной Азии до исламского периода | «Древнее искусство Центральной Азии до исламского периода» | персидский | Иран | Пресса Тегеранского университета | 1993 |
Древнее искусство Центральной Азии | «Древнее искусство Центральной Азии» | персидский | Иран | گستره (GostarehГостаре | 2011 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филлипс, Юстас Докрей (1966). «Тамара Талбот Райс: Древнее искусство Центральной Азии . (Библиотека «Мир искусства», серия «История искусства».) Лондон: Темза и Гудзон, 1965. 288 стр., 252 иллюстрации. 35 с» . Античность . 40 (157): 76. дои : 10.1017/S0003598X00032208 . S2CID 163955897 . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бивар, ADH (1966). «Тамара Талбот Райс: Древнее искусство Центральной Азии . (Библиотека мира искусства. История искусства.) 288 стр. Лондон: Темза и Гудзон, 1965. 35-е годы» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 29 (2): 396. дои : 10.1017/S0041977X00059127 . S2CID 161313230 . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Вудкок, Джордж (1966). « Древнее искусство Центральной Азии . Тамара Талбот Райс. Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. 1965. 288 стр» . Тихоокеанские дела . 39 (1/2): 176–177. дои : 10.2307/2755210 . JSTOR 2755210 . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Лешник, Л.С. (1968). «Тамара Талбот Райс, Древнее искусство Центральной Азии (= Библиотека мира искусств / История искусства ). Лондон, Темза и Гудзон, 1965» . Центральноазиатский журнал . 12 (2): 153–154. JSTOR 41926773 . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Фрай, Ричард Н. (1966). «Тамара Талбот Райс, Древнее искусство Центральной Азии , Лондон, Темза и Гудзон, 1965, 288 стр» . Артибус Азия . 28 (4): 324. дои : 10.2307/3249310 . JSTOR 3249310 . Проверено 8 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абыкаева-Тизенхаузен, Алия (2016). Центральная Азия в искусстве: от советского ориентализма к новым республикам . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-784-53352-6 .
- Банерджи, П. (1992). Новый взгляд на искусство и иконографию Центральной Азии . Мумбаи: Абха Пракашан. ISBN 978-8-185-70421-0 .
- Банерджи, П. (2001). Центральноазиатское искусство: новые откровения из Синьцзяна . Мумбаи: Абха Пракашан. ISBN 978-8-185-70424-1 .
- Бенуа, Аньес (2021). Искусство в первых городах Ирана и Средней Азии: Коллекция Сарихани . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-25967-4 .
- Картер, Марта Л. (2015). Искусство эллинизированного Востока: изделия из драгоценных металлов и драгоценные камни доисламской эпохи . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-97069-0 .
- Гхош, Раджешвари, изд. (2008). Кызыл на Шелковом пути: перекресток торговли и встречи умов . Мумбаи: Фонд Марг. ISBN 978-8-185-02685-5 .
- Горшенина Светлана ; Рапен, Клод (2001). От Кабула до Самарканда: Археологи Центральной Азии . Коллекция « Découvertes Gallimard » (№ 411) (на французском языке). Париж: Editions Gallimard. ISBN 978-2-0707-6166-1 .
- Грей, Бэзил , изд. (1979). Искусство книги в Центральной Азии . Боулдер, Колорадо: Публикации Шамбалы. ISBN 978-0-394-50767-5 .
- Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство: кодикологическое исследование иранских и тюркских фрагментов иллюминированных книг из Восточной Центральной Азии VIII–XI веков . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования» (т. 57). Лейден: Издательство Brill. ISBN 978-9-004-13994-7 .
- Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Центральной Азии и Тан-Минского Китая . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования» (т. 90). Лейден: Издательство Brill. ISBN 978-9-004-20912-1 .
- Хертель, Герберт; Ялдиз, Марианна (1982). По древнему шелковому пути: искусство Центральной Азии из государственных музеев Западного Берлина . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-870-99300-8 .
- Киа, Арди (2015). Культуры, искусство и архитектура Центральной Азии . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 978-0-739-19927-5 .
- Кодзима, Ясутака, изд. (2017). Кызыл, Ния и Данданойлик, Отмечая включение Шелкового пути в список Всемирного наследия: сеть маршрутов Чанъань- Тяньшань Осака: Тохо Шуппан. ISBN 978-4-86249-274-6 .
- Ли, Тан; Винклер, Дитмар В. , ред. (2020). Артефакт, текст, контекст: исследования сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . Серия «orientalia – patristica – oecumenica» (т. 17). Цюрих: LIT Verlag. ISBN 978-3-643-91195-7 .
- Луконин Владимир; Иванов, Анатолий (2012). Центральноазиатское искусство Нью-Йорк: Parkstone Press. ISBN 978-1-780-42018-9 .
- Майрс, Рэйчел (2014). Эллинистический Дальний Восток: археология, язык и идентичность в греческой Центральной Азии . Серия «Отпечаток Жанны Палевски в классической литературе». Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-28127-1 .
- Майрс, Рэйчел, изд. (2021). Греко-бактрийский и индо-греческий мир . Серия «Миры Рутледж». Милтон Парк: Рутледж. ISBN 978-1-138-09069-9 .
- Роуленд, Бенджамин (1974). Искусство Средней Азии . Серия «Искусство мира». Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 978-0-517-51660-7 .