Гандхарский язык
Ганди | |
---|---|
Кхарости : 𐨒𐨢𐨪𐨁 Брахми : 𑀕𑀸𑀦𑁆𑀥𑀸𑀭𑀻 | |
Область | Гандхара |
Эра | ок. 300 г. до н.э. - 100 г. н.э. |
Хароштхи | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | pgd |
pgd.html | |
глоттолог | gand1259 |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Гандхари — индоарийский пракритский язык, встречающийся в основном в текстах, датированных периодом между III веком до нашей эры и IV веком нашей эры в регионе Гандхара , расположенном на северо-западе Индийского субконтинента . Этот язык широко использовался бывшими буддийскими культурами Центральной Азии и был обнаружен даже в восточном Китае, в надписях в Лояне и Аньяне .
Гандхари служил официальным языком Кушанской империи и различных центральноазиатских королевств, включая Хотан и Шаньшань . [1] Он появляется на монетах, надписях и текстах, особенно в буддийских текстах Гандхары . Среди пракритов он примечателен наличием некоторой архаичной фонологии, своей относительной изоляцией и независимостью, тем, что частично находится под влиянием древнего Ближнего Востока и Средиземноморья , а также использованием сценария Хароштхи по сравнению с брахмическими сценариями , используемыми другими пракритами.
Описание
[ редактировать ]Гандхари — это ранний среднеиндоарийский язык — пракрит — с уникальными особенностями, отличающими его от всех других известных пракритов. Фонетически он сохранил все три древнеиндоарийских шипящих звука - s, ś и ṣ - как отдельные звуки, где они падали вместе, как [s] в других пракритах, и это изменение считается одним из самых ранних среднеиндоарийских сдвигов. [2] Гандхари также сохраняет некоторые древнеиндоарийские группы согласных, в основном те, которые включают v и r. [3] Кроме того, интервокальные древнеиндоарийские th и dh вначале пишутся специальной буквой (отмеченной учеными как подчеркнутая s, [ s ]), которая позже используется взаимозаменяемо с s, предполагая раннее изменение звука, вероятно, звонкий зубной фрикативный звук ð, а затем более поздний сдвиг на z, а затем на простую s. [4]
Средние пракриты обычно ослабляли th до dh, который позже менялся до h. [5] Кхароштхи не проводит различия между краткими и долгими гласными, поэтому детали этой особенности неизвестны. [6]
Лингвистические данные связывают некоторые группы дардских языков с гандхари. [7] [8] [9] , Кохистанские языки теперь все вытесненные со своей первоначальной родины, когда-то снова были широко распространены в регионе и, скорее всего, произошли от древних диалектов региона Гандхара. [10] [11] Последним исчез язык тирахи , на котором несколько лет назад еще говорили в нескольких деревнях в окрестностях Джелалабада на востоке Афганистана потомки мигрантов, изгнанных из Тиры пуштунами африди - в 19 веке. [12] Георг Моргенштирне утверждал, что Тирахи «вероятно является остатком диалектной группы, простирающейся от Тиры через район Пешавара до Свата и Дира ». [13] В настоящее время он должен полностью исчезнуть, и в настоящее время в регионе доминируют иранские языки, привезенные более поздними мигрантами, такие как пушту . [12] Среди современных индоарийских языков, на которых все еще говорят сегодня, Торвали демонстрирует самое близкое лингвистическое родство с Нией , диалектом Гандхари. [11] [14]
Фонология
[ редактировать ]В общих чертах, Гандхари - это средний пракрит, термин, обозначающий средние индоарийские языки средней стадии. Характеристики поздних пракритов он начинает проявляться только в I веке нашей эры. [15] Фонетические особенности Среднего Пракрита заключаются в ослаблении межгласных согласных: дегеминации и звонкости, например сдвиге ОИА * k на g . Самой быстрой потерей были зубы, которые начали полностью исчезать еще до позднего периода, как при * t > ∅, так и при * pitar > piu ; напротив, ретрофлексные согласные никогда не терялись. [16] Есть также свидетельства утраты различия между придыхательными и простыми стопами, что необычно для индоарийских языков . [17]
В среднеазиатском Гандхари часто возникает путаница в написании носовых букв с гомоорганическими остановками; [18] неясно, может ли это представлять собой ассимиляцию остановки или появление преназализованных согласных в фонетическом наборе.
Грамматика
[ редактировать ]Грамматику Гандхари трудно анализировать; окончания были размыты не только из-за потери конечных согласных и кластерного упрощения всех пракритов, но также из-за очевидного ослабления последних гласных «до такой степени, что они больше не дифференцировались». [19] Тем не менее, по крайней мере, существовала рудиментарная система грамматического падежа . [20] Использование глагольных форм сильно ограничено из-за преимущественного использования более длинных текстов для переводов религиозных документов и повествовательного характера сутр, но, похоже, они параллельны изменениям в других пракритах. [21]
Лексикон
[ редактировать ]Лексика Гандхари также ограничена ее текстовым использованием; все еще возможно определить необычные формы, такие как формы Гандхари, которые имеют сходство с формами современных индоарийских языков региона, особенно некоторых групп дардских языков . Примером может служить слово, обозначающее «сестра», которое является потомком древнеиндоарийского слова « свасри» , как и в дардских языках, тогда как во всех индоарийских языках этот термин заменен рефлексами бхагини . [22]
Повторное открытие и история
[ редактировать ]Первоначальное определение отдельного языка произошло благодаря изучению одной из буддийских агам , Диргхагамы , которая была переведена на китайский язык Буддхаяшей ( китайский : 佛陀耶舍 ) и Чжу Фоняном ( китайский : 竺佛念 ).
Доминирующая в настоящее время гипотеза о распространении буддизма в Центральной Азии восходит к 1932 году, когда Э. Вальдшмидт заметил, что имена, приведенные в китайском Диргхагаме (Т. 1), который был переведен общепризнанным монахом -дхармагуптакой Буддхаяшей (который также перевел Дхармагуптакавиная ), были переведены не с санскрита, а из тогда еще неопределенного Пракрита, также встречавшегося в Хотан Дхармападе . В 1946 году Бейли определил этот Пракрит, который он назвал Гандхари, как соответствующий языку большинства надписей Хароштхи из Северо-Западной Индии. [ нужна ссылка ]
С этого времени в научных кругах вырос консенсус, согласно которому первая волна буддийской миссионерской деятельности связана с Гандхари и письмом Кхароштхи, а также, предположительно, с сектой Дхармагуптака. [ нужна ссылка ]
Имеющиеся данные также указывают на то, что первые буддийские миссии в Хотан были осуществлены сектой Дхармагуптака с использованием Гандхари, написанного Кхароштхи. [ нужна ссылка ] Однако есть свидетельства того, что другие секты и традиции буддизма также использовали Гандхари, а также свидетельства того, что секта Дхармагуптака также иногда использовала санскрит.
Это правда, что большинство рукописей в Гандхари принадлежат Дхармагуптакам, но практически все школы, включая Махаяну , использовали некоторые из Гандхари. Фон Хинубер (1982b и 1983) указал на не полностью санскритизированные слова Гандхари в работах, ранее приписывавшихся сарвастивадинам , и пришел к выводу, что либо сектантская атрибуция должна быть пересмотрена, либо молчаливая догма «Гандхари равна Дхармагуптаке» неверна. И наоборот, Дхармагуптаки также прибегали к санскриту. [23]
Начиная с первого века нашей эры, наблюдалась большая тенденция к типу Гандхари, который был сильно санскритизирован. [23]
Буддийские рукописи в Гандхари
[ редактировать ]До 1994 года единственной рукописью Гандхари, доступной ученым, была берестяная рукопись буддийского текста Дхармапады , обнаруженная в Кохмари Мазаре недалеко от Хотана в Синьцзяне в 1893 году нашей эры. С 1994 года большое количество фрагментарных рукописей буддийских текстов, всего семьдесят семь, [24] были обнаружены в восточном Афганистане и западном Пакистане. К ним относятся: [25]
- 29 фрагментов берестяных свитков из коллекции Британской библиотеки, состоящей из частей Дхармапады , Анаватапта Гатхи , Сутры Носорога , Сангитипарьи и сборника сутр из Экоттара Агамы .
- 129 фрагментов фолиантов из пальмовых листьев из коллекции Шёена , 27 фрагментов фолиантов из пальмовых листьев из коллекции Хираямы и 18 фрагментов фолиантов из пальмовых листьев из коллекции Хаяшидера, состоящей из Махаяны Махапаринирвана-сутры и Бхадракалпика-сутры .
- 24 берестяных свитка Старшего собрания состоят в основном из различных сутр и Анаватапта Гатхи .
- 8 фрагментов одного берестяного свитка и 2 небольших фрагмента другого свитка из коллекции Вашингтонского университета, состоящего, вероятно, из текста Абхидхармы или других схоластических комментариев.
Переводы с Гандхари
[ редактировать ]Буддийские сутры Махаяны Чистой Земли были привезены из Гандхары в Китай еще в 147 году нашей эры, когда кушанский монах Локакшема начал переводить первые буддийские сутры на китайский язык. [26] [27] Самый ранний из этих переводов свидетельствует о том, что он был переведен с Гандхари. [28] Известно также, что в этот период в Китае существовали рукописи письма Хароштхи. [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саломон, Ричард (2007). «Гандхари в мирах Индии, Ирана и Центральной Азии» . Бюллетень Азиатского института . 21 : 179–192. ISSN 0890-4464 .
- ^ Масика 1993 , с. 169.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 110.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 121.
- ^ Масика 1993 , с. 180.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 124.
- ^ Дэни, Ахмад Хасан (2001). История северных районов Пакистана: публикации Санг-э-Мил до 2000 г. н.э. стр. 64–67. ISBN 978-969-35-1231-1 .
- ^ Саксена, Андзю (12 мая 2011 г.). Гималайские языки: прошлое и настоящее . Вальтер де Грюйтер. п. 35. ISBN 978-3-11-089887-3 .
- ^ Лильегрен, Генри (26 февраля 2016 г.). Грамматика Палулы Языковая наука Пресс. стр. 100-1 13–14. ISBN 978-3-946234-31-9 .
Палула принадлежит к группе индоарийских (IA) языков, на которых говорят в регионе Гиндукуш, и которые часто называют «дардскими» языками... Было и до сих пор оспаривается, в какой степени эта преимущественно географически определенная группа имеет какие-либо реальные классификационные характеристики. обоснованность... С одной стороны, Стрэнд предлагает полностью отказаться от этого термина, считая, что нет никакого оправдания для любой такой группировки (помимо того, что сам термин имеет проблемную историю использования), и предпочитает сделать более тонкая классификация этих языков на более мелкие генеалогические группы непосредственно под заголовком IA, классификация, к которой мы вскоре вернемся ... Золлер определяет дардские языки как современных преемников среднеиндоарийского (МИА) языка гандхари (также гандхари пракрит). , но вместе с Баширом Золлер приходит к выводу, что одна только модель генеалогического древа не объяснит всех исторических событий.
- ^ Какопардо, Альберто М.; Какопардо, Аугусто С. (2001). Ворота Перистана: история, религия и общество в Гиндукуше . ИсИАО. п. 253. ИСБН 978-88-6323-149-6 .
...Это приводит нас к выводу, что древние диалекты Пешаварского округа, страны между Тирахом и Сватом, должно быть, принадлежали к типу Тирахи-Кохистани и что самый западный дардский язык, пашаи, который, вероятно, имел свой древний центр в Лагмане с давних времен занимал сравнительно независимое положение». …Сегодня кохистанские языки, произошедшие от древних диалектов, развившихся в этих долинах, все были вытеснены со своей первоначальной родины, как описано ниже.
- ^ Перейти обратно: а б Берроу, Т. (1936). «Диалектическая позиция ния пракрита» . Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета . 8 (2/3): 419–435. ISSN 1356-1898 . JSTOR 608051 .
... Возможно, было бы преувеличением сказать, что Торвали является прямым потомком Ния Пракрита, но нет никаких сомнений в том, что из всех современных языков он проявляет к нему наибольшее сходство. Взгляд на карту в «Лингвистическом обзоре Индии» показывает, что территория, в настоящее время занимаемая «Кохистани», является ближайшей к той области вокруг Пешавара, где, как указано выше, есть больше всего оснований полагать, что это был первоначальный дом ния. Пракрит. Этот вывод, к которому пришли по другим причинам, подтверждается, таким образом, распространением современных диалектов.
- ^ Перейти обратно: а б Дэни, Ахмад Хасан (2001). История северных районов Пакистана: публикации Санг-э-Мил до 2000 г. н.э. п. 65. ИСБН 978-969-35-1231-1 .
В районе Пешавара не осталось ни одного индийского диалекта, продолжающего этот старый гандхари. Последним исчез язык тирахи, на котором еще несколько лет назад говорили в Афганистане, в окрестностях Джелалабада, потомки мигрантов, изгнанных из Тиры африди в 19 веке. В настоящее время он должен полностью исчезнуть, и в СЗПП можно найти только современные иранские языки, привнесенные более поздними иммигрантами (белуджи, пушту), или индийские языки, привнесенные высшей политической властью (урду, панджаби) или индуистскими торговцами (хиндко). ).
- ^ Джайн, Данеш; Кардона, Джордж (26 июля 2007 г.). Индоарийские языки . Рутледж. п. 991. ИСБН 978-1-135-79710-2 .
- ^ Саломон, Ричард (10 декабря 1998 г.). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. п. 79. ИСБН 978-0-19-535666-3 .
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 125.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 125-6.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 127.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 129.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 130.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 132.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 133.
- ^ Саломон, Олчин и Барнард 1999 , стр. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Хейрман и Бумбахер 2007 , с. 99.
- ^ http://ebmp.org/ Архивировано 11 сентября 2014 г. в Wayback Machine, Проект ранних буддийских рукописей.
- ^ «Язык гандхари» в Encyclopædia Iranica.
- ^ Ланкастер и Парк 1979 , с. 24.
- ^ Ланкастер, Льюис Р. «Корейский буддийский канон: описательный каталог» . www.acmuller.net . Проверено 4 сентября 2017 г.
- ^ Мукерджи 1996 , с. 15.
- ^ Накамура 1987 , с. 205.
Библиография
[ редактировать ]- Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (2007). Распространение буддизма . Брилл. ISBN 978-90-474-2006-4 .
- «Язык гандхари» в Энциклопедии Ираника
- Ланкастер, Льюис Р .; Пак, Сон Бэ (1979). Корейский буддийский канон: описательный каталог . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03159-3 .
- Ланкастер, Льюис Р. «Корейский буддийский канон: описательный каталог» . www.acmuller.net . Проверено 4 сентября 2017 г.
- Мукерджи, Б.Н. (1996). Индия в ранней Центральной Азии: обзор индийских письменностей, языков и литератур в Центральной Азии первого тысячелетия нашей эры Издательство Harman. ISBN 978-81-85151-98-4 .
- Накамура, Хадзиме (1987). Индийский буддизм: обзор с библиографическими примечаниями . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0272-8 .
- Масика, Колин (1993). Индоарийские языки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29944-2 .
- Саломон, Ричард (2008), «Язык Гандхари» , Encyclopædia Ираника , Энциклопедия Ираника
- Саломон, Ричард; Олчин, Раймонд ; Барнард, Марк (1999). Древние буддийские свитки из Гандхары: фрагменты Хароштхи из Британской библиотеки . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-97769-0 .
- Саломон, Ричард (2006). Патрик Оливель (ред.). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э.: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета США. ISBN 978-0-19-977507-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Gandhari.org Полный корпус, каталог, библиография и словарь текстов Гандхари
- Гипперт, Йост. «Тексты ТИТА: Гандхари Дхармапада: Рамка» . titus.uni-frankfurt.de .