Сангитипарья
Сангитипарья ( санскрит : संगीतिपर्यरय , IAST : Сангитипарьяя) или Самгити-парьяя-шастра ( संगीतिपर्याय ्त्र , «совместное чтение») — одно из семи писаний Сарвастивады Абхидхармы буддийских . Оно было составлено Махакаустилой (согласно санскритским и тибетским источникам). или Шарипутра (согласно китайским источникам). Китайская редакция была переведена Сюаньцзаном : T26, № 1536, Сборник различных сект Абхидхаммы, сказанный почитаемыми реликвиями, в переводе Мастера Трипитаки Сюаньцзана, в 20 брошюрах.
Структурно Самгити-парьяя подобна Дхарма-скандхе, но раньше, поскольку последняя упоминается в первой. По сути, это матрика ранних учений, сгруппированная в группы дхарм по номерам, подобно Экоттарикагаме.
Этот текст, как следует из названия, по существу представляет собой комментарий к Самгити-сутре (Т 9, Дигха-никая № 33). Это также указывает на то, что содержание представляет собой скорее собрание и сборку Дхармы Будды , чем любую новую теорию или обсуждение. Предыстория первого чтения Самгити-сутры, когда джайны впали в смятение после смерти Махавиры , а буддийская сангха собралась вместе, чтобы декламировать основные учения Дхармы, чтобы предотвратить такой раскол в их собственной религии, возможно, указывает на опасение настоящего или предстоящего раскола, возникшего в Сангхе со стороны тех, кто составил этот труд Абхидхармы , некоторое время спустя. Самгити-сутра также является основой комментария к более поздней Йогачара-бхуми-шастре, написанной несколько сотен лет спустя.
Инь Шунь отмечает, что он упоминается в Муласарвастиваде Виная-вьякаране , что указывает на его раннее включение в канон Сарвастивады . Поскольку в этом тексте имеется около 14 ссылок на Дхату-скандху, «как утверждает Дхату-скандха», также ясно, что по композиции это пост-Дхату-скандха. Китайский Тайсё меняет порядок этих двух действий. Очевидно, они очень тесно связаны [1]