Образование в Бихаре
Бихар был крупным центром обучения и домом для одного из старейших университетов Индии, построенного в пятом веке, а традиция обучения, берущая свое начало с древних времен, была утеряна в период средневековья, когда считалось, что мародерствующие армии захватчики разрушили эти центры обучения.
Бихар пережил возрождение во время позднего периода британского правления , когда они основали университет в Патне вместе с другими центрами высшего образования, а именно, Научным колледжем в Патне , Медицинским колледжем принца Уэльского (ныне Медицинский колледж и больница Патны ) и Бихаром. Инженерный колледж (ныне Национальный технологический институт, Патна ). Это раннее лидерство было утеряно в период после обретения независимости, когда политики из Бихара проиграли в гонке за создание образовательных центров в Бихаре. Национальные учебные заведения, такие как IIT , IIM и AIIMS , IISER , NISER, имели хорошее представительство от Бихар. Опрос Пратама [1] оценили усвоение их обучения детьми Бихара лучше, чем дети в других штатах. По данным правительства, уровень непосещения школы в возрастной группе от 6 до 14 лет составил 6,3% в 2007 году, что значительно ниже 12,8% в 2006 году. [2]
После серии реформ и шагов, предпринятых BSEB, таких как собеседование с лидерами перед публикацией результатов, процент успешно сданных экзаменов значительно увеличился. В 2020 году 80,44% учащихся, пришедших на экзамен BSEB за 12 класс, были признаны сдавшими экзамен. Аналогичным образом, в 10 классе процент сдачи экзаменов 2020 года увеличился до 80,59%. Чтобы увеличить процент сдачи экзаменов, была также изменена схема экзаменов, причем ключевую роль в этом улучшении сыграли MCQ. [ нужна ссылка ]
История образования
[ редактировать ]Исторически Бихар был крупным центром обучения, где находились древние университеты Наланды ( ( основан в 450 г. н. э.), Одантапуры основан в 550 г. н. э.) и Викрамашилы (основан в 783 г. н. э.). Университеты Наланда и Викрамшила были разрушены исламским захватчиком Бахтияром Хилджи в 1200 году нашей эры.
В Бихаре произошло возрождение системы образования во время позднего периода британского правления , когда в 1917 году был основан Университет Патны , седьмой старейший университет Индийского субконтинента. Некоторые другие центры высшего образования, созданные под британским правлением, - это Колледж Патны (эст. 1839 г.), Бихарская инженерная школа (основана в 1900 г.; ныне известна как Национальный технологический институт, Патна ), Медицинский колледж принца Уэльского (основана в 1925 г.; ныне Медицинский колледж и больница Патны ), Научный колледж, Патна (основана в 1928 г.). ), Женский колледж Патны , Бихарский ветеринарный колледж (основан в 1927 г.) и Имперский сельскохозяйственный научно-исследовательский институт (основан в 1905 г.; ныне Центральный сельскохозяйственный университет доктора Раджендры Прасада, Пуса ). Университет Патны , один из старейших университетов Бихара, был основан в 1917 году и является седьмым старейшим университетом Индийского субконтинента. Второй старейший инженерный колледж Индии , известный как NIT Patna, был основан как школа геодезии в 1886 году, а затем переименован в Бихарский инженерный колледж в 1932 году. Впоследствии правительство Индии модернизировало его. Бихарскому инженерному колледжу присвоен статус Национального технологического института (NIT) в 2004 году и присвоен статус Института национального значения в 2007 году в соответствии с Законом о национальных технологических институтах 2007 года .
Бихар был одним из ключевых образовательных центров Восточной Индии до обретения независимости. провел основные образовательные реформы с целью рационализации структуры образования в государстве В 1960-х годах тогдашний министр образования и педагог покойный Сатендер Нараин Синха ; однако феноменальные изменения были недолгими, поскольку сменявшие друг друга правительства не смогли их реализовать. [ нужны разъяснения ] В 1964 году Бихарская школа йоги была основана в Мангере . В Бихаре неадекватная образовательная инфраструктура создает огромное несоответствие между спросом и предложением. Эта проблема еще больше усугубляется ростом населения и проблемами управления, особенно в эпоху Лалу - Рабри, но возобновилась после того, как Нитиш Кумар стал главным министром. Улучшение управления привело к экономическому возрождению штата за счет увеличения инвестиций в инфраструктуру. [3] улучшение медицинских учреждений, больший упор на образование, а также снижение уровня преступности и коррупции. [4] Тяга к высшему образованию среди населения Бихара привела к миграции студенческого сообщества из штата. Это привело к «наплыву» студентов, ищущих возможности получения образования в других штатах, таких как Нью-Дели и Карнатака , даже для получения высшего образования в колледже. Исследователи выяснили, что 37,8% учителей Бихара не удалось найти во время необъявленных визитов в школы, что является худшим показателем отсутствия учителей в Индии и одним из худших в мире. [5] [6] Несмотря на недостаточные инвестиции в образование в Бихаре по сравнению с другими более бедными индийскими штатами, студенты учатся хорошо.
Грамотность
[ редактировать ]Год | Общий | Мужчины | Женщины |
---|---|---|---|
1961 | 21.95 | 35.85 | 8.11 |
1971 | 23.17 | 35.86 | 9.86 |
1981 | 32.32 | 47.11 | 16.61 |
1991 | 37.49 | 51.37 | 21.99 |
2001 | 47.53 | 60.32 | 33.57 |
2011 | 63.82 | 73.39 | 53.33 |
В Бихаре общий уровень грамотности составляет 69,83%. среди мужчин и женщин Общий уровень грамотности составляет 70,32% и 53,57% соответственно. Общий уровень грамотности в сельской местности составляет 43,9%. В сельских районах Бихара уровень грамотности среди мужчин и женщин составляет 57,1 и 29,6 соответственно. Общий уровень грамотности в городах составляет 71,9. В городских районах Бихара уровень грамотности среди мужчин и женщин составляет 79,9 и 62,6 соответственно. Общее количество грамотных в Бихаре составляет 3 16 75 607 человек, в том числе 2 09 78 955 мужчин и 1 06 96 652 женщины. В Патне самый высокий уровень грамотности - 63,82%, за ним следуют Рохтас (62,36%) и Мунгер (60,11%). В Кишангандже самый низкий уровень грамотности - 31,02%, за ним следуют Арария (34,94%) и Катихар (35,29%). Недавний опрос, проведенный Пратамом, показал, что восприимчивость детей Бихари к их обучению выше, чем у детей в других штатах. Бихар стремится повысить уровень грамотности женщин, который сейчас составляет 53,3%. На момент обретения независимости уровень грамотности женщин в Бихаре составлял 4,22%.
Начальное и среднее образование
[ редактировать ]С британских времен в Бихаре существовала система районных школ (так называемых школ Зила), расположенных в одном из старых районов Бихара. Кроме того, существовали частные и частично финансируемые школы, которыми управляли и управляли местные деревенские общины. Некоторые из них были известны своим высококачественным образованием.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов правительство штата взяло на себя управление большинством частных школ. Это отрицательно сказалось на школьном образовании в штате, поскольку правительство штата было плохо подготовлено к управлению школами через своих бюрократов , обученных выполнять обязанности по обеспечению правопорядка. Хотя государство предоставило им правительственное признание, стандарт начал падать. Государство не взяло под свой контроль школы, которыми управляют христианские миссионеры, и эти школы дали толчок (стимул) качественному образованию в Бихаре.
Как и в других штатах, центральное правительство управляет рядом Кендрия Видьялая (центральных школ) и Джавахар Наводая Видьялая для сельских учащихся. Организация «Джавахар Наводая Видьялая», основанная покойным премьер-министром Радживом Ганди, добилась успеха в предоставлении качественного образования более слабым слоям общества.
Усилиями политика Нитиша Кумара Симультала Авасия Видьялайя была основана в 2010 году. Школа имеет честь выпускать лучших специалистов Экзаменационной комиссии школы Бихара.
В эпоху после либерализации увеличилось количество частных школ, включая школьные сети и миссионерские школы, управляемые христианскими миссионерами, а также медресе или школы, управляемые мусульманскими священнослужителями.
Большинство школ в Бихаре входят в состав Экзаменационной комиссии школ Бихара , а Кендрия Видьялайя и несколько других элитных школ, включая христианские миссионерские школы, входят в состав совета CBSE . Недавний опрос, проведенный Национальным университетом планирования и управления образованием (NUEPA), показал, что только 21% всех учителей начальных школ в Бихаре закончили зачисление; или 10-й стандарт. [7] Однако правительство Бихара недавно провело серию реформ в секторе начального образования , которые включают обязательную оцифровку всех государственных школ. [8]
Высшее образование
[ редактировать ]Бихар является домом для 8 институтов национального значения , в том числе IIT Patna , IIM Bodh Gaya , AIIMS, Patna , NIT Patna , IIIT Bhagalpur , NIPER Hajipur , Центрального сельскохозяйственного университета доктора Раджендры Прасада и Университета Наланды . В 2008 году был открыт Индийский технологический институт Патны, в котором приняли участие студенты со всей Индии. [9] и в том же году Национальный институт модных технологий Патны был основан как девятый такой институт в Индии. [10] Индийский институт менеджмента Бодхгая был основан в 2015 году. В марте 2019 года правительство Бихара направило правительству центра предложение о преобразовании медицинского колледжа и больницы Дарбханга в учреждение, подобное AIIMS . [11]
Бихар является домом для четырех центральных университетов , в том числе Центрального университета Южного Бихара , Центрального университета Махатмы Ганди , Центрального сельскохозяйственного университета доктора Раджендры Прасада и Университета Наланды . В 2015 году центральное правительство предложило восстановить Викрамшилу в Бхагалпуре и выделило на это 500 крор фунтов стерлингов ( 5 миллиардов фунтов стерлингов ). [12] В Бихаре также есть такие институты, как Национальный институт модных технологий Патны , Национальный юридический университет, Институт гостиничного менеджмента Патны (IHM), Институт дизайна и разработки обуви, Бихта и Центр Центрального института инженерии и технологий пластмасс (CIPET). CIPET (и IHM были созданы в Хаджипуре в 1994 и 1998 годах соответственно. В 2021 году был создан в соответствии с законом, в 2021 году правительством Бихара был основан Бихарский инженерный университет специально для инженерной области, а Бихарский университет медицинских наук был создан специально для медицинской области.
Университет знаний Арьябхатта был основан в соответствии с Законом об Университете знаний Арьябхатта от 2008 года правительства Бихара. [13] с целью развития и управления образовательной инфраструктурой, менеджментом и сопутствующим профессиональным образованием в Бихаре . [14] Технологический институт Бирлы в Патне был основан в 2006 году. В 2008 году был открыт Индийский технологический институт Патны, в котором приняли участие студенты со всей Индии. [15] В 2008 году NSIT открыл новый колледж в Бихте , который сейчас превращается в образовательный центр. [16] [17] Национальный юридический университет Чанакья и Институт менеджмента Чандрагупта были созданы во второй половине 2008 года и теперь привлекают студентов не только из Бихара, но и студентов из отдаленных штатов. Международный университет Наланда основан в 2014 году при активных инвестициях из таких стран, как Япония, Корея и Китай. Институт социальных исследований АН Синха - ведущий исследовательский институт в штате. [18]
В Бихаре есть восемь медицинских колледжей, которые финансируются правительством, а именно Медицинский колледж и больница Патны , Медицинский колледж и больница Наланда , Институт медицинских наук Вардхмана , Институт медицинских наук Индиры Ганди , Медицинский колледж и больница Дарбханга , Медицинский колледж Анугра Нараян Магад и Больница Гая , Медицинский колледж и больница Шри Кришны , Медицинский колледж Джавахарлала Неру, Бхагалпур , Государственный медицинский колледж, Беттия и пять частных медицинских колледжей. [19] В 2014 году правительство Бихара создало Институт управления развитием в Бихте недалеко от Патны . В феврале 2019 года заместитель главного министра Сушил Моди объявил о планах правительства Бихара открыть 11 новых медицинских колледжей в Чхапре, Пурнии, Самастипуре, Бенгусараи, Ситамархи, Вайшали, Джанджхарпуре, Сиване, Буксаре, Бходжпуре, Джамуи и стоматологический колледж в Рахуи в Наланде. Район находится в стадии строительства. Существуют также планы по строительству онкологического института на территории Института медицинских наук Индиры Ганди и преобразованию Медицинского колледжа и больницы Патны в медицинский центр мирового класса. [20]
Правительство Бихара управляет несколькими университетами общего назначения государственного уровня, такими как Университет Бхупендра Нараян Мандал , Университет Б.Р. Амбедкара Бихара , Университет Джая Пракаша , Университет Лалита Нараяна Митхилы , Университет Магадха , Университет Патны , Университет Тилка Манджи Бхагалпур , Университет Вира Кунвара Сингха , Университет Патлипутры. , Университет Университет Пурнеа и Мангера . Открытый университет Наланды [21] был учрежден в марте 1987 года правительством Бихара для предоставления образования исключительно посредством дистанционного обучения, а позже, в 1995 году, был принят Закон об открытом университете Наланды. [22] был принят законодательным собранием штата Бихар и впоследствии попал под действие и юрисдикцию принятого закона. В Бихаре есть специализированные университеты Бихарский сельскохозяйственный университет и Бихарский университет наук о животных, которые продвигают использование технологий в сельском хозяйстве и животноводстве. Бихарский университет зоотехники состоит из трех колледжей, а именно: Бихарского ветеринарного колледжа , Института молочной технологии Санджая Ганди (Патна) и Колледжа рыболовства в Кишангандже. [23] В Бихаре есть два языковых университета: арабский и персидский университет , а также санскритский университет Дарбханга .
Благодаря такому институту, как Super 30 , Патна превратилась в крупный центр обучения инженеров и государственных служб . Крупнейшие частные коучинговые институты IIT-JEE открыли свои филиалы в Бихаре, и это сократило количество студентов, которые едут, например, в Кота и Дели для прохождения инженерного/медицинского коучинга. [24] [25] [26] [27]
Трудоустройство
[ редактировать ]Службы и технологии электронного управления Бихара (BeST) и правительство Бихара инициировали уникальную программу по созданию центра передового опыта под названием «Центр знаний Бихара», завершающей школы, которая предоставит учащимся новейшие навыки и индивидуальные краткосрочные программы обучения в доступная стоимость. Целью центра является привлечение молодежи штата к совершенствованию своих технических, профессиональных и социальных навыков, чтобы соответствовать текущим требованиям промышленного рынка труда. [28] Национальный отчет о трудоустройстве выпускников инженерных специальностей, 2014 г., [29] помещает выпускников Бихара в число 25 процентов лучших жителей страны и оценивает Бихар как один из трех лучших штатов по подготовке выпускников инженерных специальностей с точки зрения качества и возможностей трудоустройства. [30]
Образовательные проблемы
[ редактировать ]В Бихаре, одном из самых густонаселенных штатов Индии, образование женщин представляет собой сложную взаимосвязь между крупными достижениями и неудачами. Историческое и нынешнее социально-экономическое неравенство штата сильно влияет на его испытывающую трудности систему образования, которая отстает от всех других штатов Индии. Государство во многом зависит от сельского хозяйства, что сужает социально-экономические возможности его жителей. В последнее время уровень образования женщин улучшился благодаря инициативам правительства и широких масс. Однако образовательная среда в Бихаре по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами, включая неравенство в инфраструктуре, социально-экономические ограничения, культурные ожидания и влияние социальных стандартов.
История эксплуатации региона в значительной степени способствует нынешнему плачевному состоянию системы образования. Во время британского владычества колониальное правительство и местные заминдары совместно сосредоточили свои усилия на сборе налогов, что затмило острую потребность в образовательных возможностях, способствующих экономическому и социальному развитию. После обретения независимости от Великобритании тенденция пренебрежения образованием продолжилась, хотя за это отвечали избранные правительственные чиновники. [31] Решение поставить сбор доходов на первое место перед всесторонним развитием значительно затруднило доступ к качественному образованию для социально-экономических возможностей. Бихар — второй беднейший штат во всей Индии. [32] В Бихаре около 80% населения зависит от сельскохозяйственного производства, и считается, что более 40% населения находится за чертой бедности. [33] В штате низкий уровень образования и высокий уровень неграмотности. Доступ к образованию является основным фактором бедности в регионе. Высокий уровень безработицы преобладает из-за того, что население обладает ограниченным набором навыков из-за неадекватной системы образования. Цикл бедности усугубляется тем, что значительная часть населения не соответствует требованиям для получения более высокооплачиваемой работы из-за отсутствия образования.
Из-за исторического запустения региона, плохого развития инфраструктуры и экономических ограничений, которые способствуют высокому уровню отсева, в Бихаре исторически низкий уровень грамотности. В штате по-прежнему самый низкий уровень грамотности в Индии, несмотря на рост уровня неграмотности с 47% в 2001 году до 63% в 2011 году. [ нужна ссылка ] Низкий уровень грамотности подчеркивает необходимость улучшения системы образования и социально-экономических вопросов. В регионе также наблюдается уровень отсева учащихся средней школы (83%). [34] Редкость ребенка, получающего среднее образование помимо базовой курсовой работы в начальной школе, означает, что удержание детей в школе представляет собой серьезное препятствие.
Школьной системе в Бихаре не хватает инфраструктуры, адекватных учителей и ресурсов. Во-первых, не хватает квалифицированных преподавателей. Лишь 55% учителей средней школы и 40% учителей высшей средней школы имеют достаточную квалификацию для своей работы. [35] Кроме того, большинству школ не хватает ресурсов и инфраструктуры. В 2016 году примерно 0,8% школ Бихара имели доступ к компьютерам. [36] В 2016 году в 30,7% школ не было библиотечных книг, которыми могли бы воспользоваться учащиеся. [37] Кроме того, около 29,4% школ не имели туалетов, которыми можно было бы пользоваться. [38] Школам в Бихаре не хватает инфраструктуры, квалифицированных учителей и финансирования.
В Бихаре образование женщин представляет собой серьезную проблему. Такие проблемы, как гендерное неравенство в Индии, создают дополнительный барьер, препятствующий школьному обучению девочек. Доступу женщин к образованию часто препятствует социальное и экономическое давление на них. Около половины жителей Бихари грамотны; однако только около трети женщин грамотны. [ нужна ссылка ] Из-за преобладания гендерных ролей молодой девушке, скорее всего, суждено выйти замуж, и поэтому зачастую ее обучение не приносит никакой пользы. Детские браки представляют собой серьезную проблему, которая чрезвычайно распространена в Бихаре. Образование молодой женщины не так важно, как образование молодого человека, поскольку от него ожидается, что он будет обеспечивать свою семью, работая. В Бихаре более 24,5% девочек в возрасте 7–18 лет бросят среднюю школу. [39] Молодые девушки, приближающиеся к половой зрелости, часто бросают школу, чтобы сосредоточиться на подготовке к замужеству. Трудности в сфере образования в Бихаре непропорционально сильно затрагивают женщин.
Более сельские и бедные районы также испытывают больше проблем из-за неэффективной системы образования Бихара. В городских районах уровень грамотности выше, чем в сельской местности. Уровень грамотности выше в центральных городских районах Бихара и самый низкий в северных и восточных регионах штата. [ нужна ссылка ] Уровень городской грамотности составляет 58,42%; тогда как уровень грамотности в сельской местности составляет 29,57%. [ нужна ссылка ] В сельских районах, как правило, проживает большое количество бедных мусульманских общин. Сельские общины непропорционально сильно пострадали от кризиса образования из-за неравенства в благосостоянии между сельскими и городскими районами. В сельских регионах штата родители понимают важность образования своих детей; однако из-за социально-культурных и экономических факторов приоритет выйти замуж или работать часто важнее получения образования. В Бихаре общее количество детей, работающих более шести месяцев в году, составляет около 0,54 миллиона, а около 0,58 миллиона детей работают менее шести месяцев в году. [40] Детский труд представляет собой серьезное препятствие, мешающее детям получить образование. Многие дети не имеют возможностей или возможностей получения образования, потому что им приходится работать, чтобы поддержать свои семьи финансово. Система образования в Бихаре сталкивается с многочисленными проблемами, включая гендерное неравенство, ограниченное финансирование, бедность, нехватку ресурсов и социокультурные ожидания. Цикл бедности будет сохраняться, если не будет призыва к действию по изменению способа, которым правительство обучает своих граждан и предоставляет ресурсы для своей системы образования.
См. также
[ редактировать ]Министерство образования (Бихар)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пратам.org | Пратам - Сеть общественных миссий по обеспечению всеобщего начального образования в Индии. Архивировано 14 июня 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Бихар улучшает показатели начального образования» . iПравительство. Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 г.
- ^ Госвами, Урми А. (17 июня 2008 г.). «Бихарицы получают работу на дому, хулиганы осознают свою ценность» . Экономические времена . Индия. Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 года . Проверено 17 июня 2008 г.
- ^ * Дхарма, Суприя; Джа, Абхай Мохан (15 июля 2008 г.). «Бихар становится свидетелем тихой трансформации» . НДТВ . Архивировано из оригинала 18 июля 2008 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- Джа, Абхай Мохан (8 марта 2008 г.). «Англичане вторгаются в деревни Бихара» . НДТВ. Архивировано из оригинала 9 марта 2008 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ «Отсутствие учителя в Индии: снимок» (PDF) . Всемирный банк. 1 июня 2004 г. Архивировано (PDF) из оригинала 5 января 2010 г.
- ^ Басу, Кошик (29 ноября 2004 г.). «Борьба с прогуливающими учителями в Индии» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 года . Проверено 3 января 2010 г.
- ^ Варма, Субодх (12 декабря 2007 г.). «Только 21% учителей в Бихаре имеют сертификат X класса» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года.
- ^ «73 000 начальных школ Бихара перейдут в онлайн» . Новости Бихарпрабхи . Архивировано из оригинала 30 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Джа, Абхай Мохан (4 августа 2008 г.). «Совершенно новый ИИТ в Патне впечатляет всех» . НДТВ. Архивировано из оригинала 7 августа 2008 года . Проверено 4 августа 2008 г.
- ^ «НИФТ начинает занятия в Патне с 60 студентами» . TwoCircles.net . 12 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Кумар, Мадан (3 марта 2019 г.). «DMCH будет повышен до учреждения, подобного AIIMS: министр | Patna News – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Бихар затягивает строительство Центрального университета в Бхагалпуре; округ выделяет три участка земли» . Индостан Таймс . 26 июня 2017 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ «Закон об Университете знаний Арьябхатты, 2008 г.» (PDF) . Правительство Бихара . 2008 год . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ «Технологические колыбели не могут переместиться в постоянный кампус» . Таймс оф Индия . Сеть новостей Таймс. 3 января 2015 года . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ Джа, Абхай Мохан (4 августа 2008 г.). «Совершенно новый ИИТ в Патне впечатляет всех» . НДТВ. Архивировано из оригинала 7 августа 2008 года . Проверено 4 августа 2008 г.
- ^ «Технологический институт Нетаджи Субхаша (Nsit), Технологический институт Нетаджи Субхаша (Nsit) Адрес, прием, курсы Технологического института Нетаджи Субхаша (Nsit), рейтинг, контактная информация» . www.StudyGuideIndia.com . Архивировано из оригинала 11 ноября 2016 года . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ «Добро пожаловать в Технологический институт Нетаджи Субхаса – Бихта, Патна» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «Премьер-исследовательский институт: АНСИСС» . Официальный сайт. Архивировано из оригинала 13 мая 2010 года.
- ^ «Первый кирпич для новой больницы» . www.telegraphindia.com . 18 августа 2013 года . Проверено 2 сентября 2019 г.
- ^ «Работа над 11 новыми медицинскими колледжами начнется в этом году | Patna News – Times of India» . Таймс оф Индия . 13 февраля 2019 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Открытый университет Наланды» . 29 января 2022 г. Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «Открытый университет Наланды» (PDF) . 29 января 2022 г. Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Руми, Фарьял (29 августа 2018 г.). «Бихарский университет зоотехники сегодня отмечает первую годовщину | Patna News – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ «Родители хотят, чтобы подопечные отправились получать техническое образование за пределы Бихара» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 11 декабря 2013 г.
- ^ «Седьмой инженерный колледж штата откроется в июле» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ «Департамент науки и технологий :: Список инженерных колледжей» . Архивировано из оригинала 3 октября 2014 г. Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ «Образовательные учреждения в Бихаре» . gov.bih.nic.in. Архивировано из оригинала 8 октября 2016 г.
- ^ «Центр знаний Бихара» . 2008. Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 года . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ «Национальный отчет о занятости – инженеры, годовой отчет за 2014 г.» (PDF) . www.aspiringminds.com . п. 22. Архивировано (PDF) из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Дели и Бихар производят лучших инженеров Индии: отчет» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ «Построение гуманитарной системы идеологического и политического образования» . Международная конференция по социальным наукам, образованию и менеджменту (SOCSEM 2018) 2018 г. Фрэнсис Академик Пресс. 2018. дои : 10.25236/socsem.2018.32 . ISBN 9781912407583 . S2CID 191849311 .
- ^ Бандиопадхьяй, Д. (2009). «Упущенная возможность в Бихаре» . Экономический и политический еженедельник . 44 (47): 12–14. ISSN 0012-9976 . JSTOR 25663804 .
- ^ Аберле, Тобиас (2020). Обучение предпринимательству в сельских районах Бихара/Индия: возможности расширения прав и возможностей малообеспеченной молодежи . Перспективы человеческой географии. Висбаден: Springer Fachmedien Wiesbaden. дои : 10.1007/978-3-658-30008-1 . ISBN 978-3-658-30007-4 . S2CID 218592432 .
- ^ Сабба, Д. (24 сентября 2014 г.). Годовой экологический отчет объекта: 2013 (ASER) (Отчет). Управление научно-технической информации (ОСТИ). дои : 10.2172/1156661 .
- ^ Кумар, Санджай. «Как изменить Бихар: он должен исправить свою сломанную систему образования и использовать энергию своей молодежи» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Сабба, Д. (24 сентября 2014 г.). Годовой экологический отчет объекта: 2013 (ASER) (Отчет). Управление научно-технической информации (ОСТИ). дои : 10.2172/1156661 .
- ^ Сабба, Д. (24 сентября 2014 г.). Годовой экологический отчет объекта: 2013 (ASER) (Отчет). Управление научно-технической информации (ОСТИ). дои : 10.2172/1156661 .
- ^ Сабба, Д. (24 сентября 2014 г.). Годовой экологический отчет объекта: 2013 (ASER) (Отчет). Управление научно-технической информации (ОСТИ). дои : 10.2172/1156661 .
- ^ Алам, Мохд Санджер; Раджу, Сарасвати (2007). «Контекстуализация меж-, внутрирелигиозной и гендерной грамотности и неравенства в образовании в сельском Бихаре» . Экономический и политический еженедельник . 42 (18): 1613–1622. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4419545 .
- ^ Сабба, Д. (24 сентября 2014 г.). Годовой экологический отчет объекта: 2013 (ASER) (Отчет). Управление научно-технической информации (ОСТИ). дои : 10.2172/1156661 .