Сергей Прокудин-Горский
Сергей Прокудин-Горский | |
---|---|
Сергей Прокудин-Горский | |
Рожденный | 30 августа [ OS 18 августа] 1863 г. |
Умер | 27 сентября 1944 г. Париж, Франция | ( 81 год
Место отдыха | Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа |
Занятия |
|
Известный | Ранние методы съемки цветных фотографий |
Sergey Mikhaylovich Prokudin-Gorsky (Russian: Сергей Михайлович Прокудин-Горский , IPA: [sʲɪrˈɡʲej mʲɪˈxajləvʲɪtɕ prɐˈkudʲɪn ˈɡorskʲɪj] ; 30 августа [ OS 18 августа] 1863 — 27 сентября 1944) — русский химик и фотограф. Он наиболее известен своими новаторскими работами в области цветной фотографии и попытками документировать Россию начала 20-го века. [1] [2]
Используя темную комнату в железнодорожном вагоне, предоставленную императором Николаем II , Прокудин-Горский путешествовал по Российской империи примерно с 1909 по 1915 год, используя свою цветную фотографию из трех изображений, чтобы запечатлеть ее многочисленные аспекты. Хотя некоторые из его негативов были утеряны, большинство оказалось в Библиотеке Конгресса после его смерти США. Начиная с 2000 года негативы были оцифрованы, а цветные тройки для каждого объекта объединены в цифровом виде для создания сотен высококачественных цветных изображений России и ее соседей, сделанных более чем столетней давности.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Прокудин-Горский родился в родовом имении Фуникова Гора , в Покровском уезде Владимирской губернии ныне Киржачский район ( Владимирской области ). Его родители были выходцами из русского дворянства , и семья имела долгую военную историю. [3] Они переехали в Санкт-Петербург , где Прокудин-Горский поступил в Санкт-Петербургский государственный технологический институт, чтобы изучать химию у Дмитрия Менделеева . Он также изучал музыку и живопись в Императорской Академии художеств .
Брак и карьера в фотографии
[ редактировать ]В 1890 году Прокудин-Горский женился на Анне Александровне Лавровой, позже у пары родились двое сыновей Михаил и Дмитрий и дочь Екатерина. [4] Анна была дочерью русского промышленника Александра Степановича Лаврова, активного члена Императорского Русского технического общества (ИРТО). [4] Прокудин-Горский впоследствии стал директором правления металлургического завода Лаврова под Санкт-Петербургом и оставался им до Октябрьской революции . Он также присоединился к старейшему фотографическому обществу России, секции фотографии ИРТО, где выступал с докладами и читал лекции по фотонауке. [5] [6]
В 1901 году Прокудин-Горский основал в Санкт-Петербурге фотоателье и лабораторию. В следующем году он отправился в Берлин и провел 6 недель, изучая цветовую чувствительность и трехцветную фотографию у фотохимии профессора Адольфа Мите , самого передового специалиста в Германии того времени. [7] На протяжении многих лет фотоработы, публикации и слайд-шоу Прокудина-Горского другим ученым и фотографам в России, Германии и Франции заслужили его похвалу. [4] а в 1906 году он был избран президентом секции фотографии ИРТО и редактором главного фотожурнала России « Фотограф-любитель» . [6] Горский был членом Королевского фотографического общества с 1920 по 1932 год. [8]
Пожалуй, самой известной работой Прокудина-Горского при жизни был цветной портрет Льва Толстого . [9] который воспроизводился в различных публикациях, на открытках и в виде более крупных отпечатков для рамок. [4] [10] Известность благодаря этой фотографии и его более ранним фотографиям природы и памятников России принесла ему приглашение показать свои работы великому князю России Михаилу Александровичу и вдовствующей императрице Марии Федоровне в 1908 году, а также царю Николаю II и его семье в 1909 году. [6] Царю понравилась демонстрация, и с его благословения Прокудин-Горский получил разрешение и финансирование на цветное документирование России. [11] За десять лет ему предстояло собрать коллекцию из 10 000 фотографий. [12] Прокудин-Горский считал этот проект делом своей жизни и продолжал свои фотографические путешествия по России вплоть до Октябрьской революции. [4] При новом режиме он был вынужден принять профессорскую должность, и в августе 1918 года Министерство образования приказало ему закупить проекционное оборудование в Норвегии. [13] [14] Он по-прежнему занимался научной работой в области цветной фотографии, публиковал статьи в английских фотожурналах и вместе со своим коллегой Максимовичем патенты в Германии, Англии, Франции и Италии. [4]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1920 году Прокудин-Горский вторично женился и родил дочь от своей помощницы Марии Федоровны, урожденной Щедриной. Семья окончательно обосновалась в Париже в 1922 году, воссоединившись с первой женой и детьми. [6] Прокудин-Горский вместе с тремя взрослыми детьми устроил там фотостудию, назвав ее в честь четвертой дочери Елки. В 1930-е годы пожилой Прокудин-Горский продолжал читать лекции, показывая свои фотографии России молодым россиянам во Франции, но прекратил коммерческую работу и оставил студию своим детям, которые назвали ее «Горские братья». Он умер в Париже 27 сентября 1944 года, через месяц после освобождения Парижа . Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа . [4]
Техника фотографии
[ редактировать ]Трехцветный принцип
[ редактировать ]Метод цветной фотографии, использованный Прокудиным-Горским, был впервые предложен Джеймсом Клерком Максвеллом в 1855 г. и продемонстрирован в 1861 г., однако хорошие результаты при имевшихся в то время фотоматериалах были невозможны. Подражая тому, как нормальный человеческий глаз воспринимает цвет , видимый спектр цветов был разделен на три канала информации путем захвата его в виде трех черно-белых фотографий: одна сделана через красный фильтр , другая — через зеленый. фильтр, и один через синий фильтр. Полученные три фотографии можно было проецировать через фильтры одинаковых цветов и точно накладывать на экран, аддитивно синтезируя исходный цветовой диапазон ; или просматривается одним человеком как аддитивное цветное изображение через оптическое устройство, обычно называемое хромоскопом или фотохромоскопом, которое содержит цветные фильтры и прозрачные отражатели, которые визуально объединяют все три в одно полноцветное изображение; или используется для изготовления фотографических или механических отпечатков в дополнительные цвета восстанавливали цвет голубой, пурпурный и желтый, которые при наложении субтрактивно . [15]
Ранние практики
[ редактировать ]Луи Дюко дю Орон провел первые эксперименты с принципом трех цветов в конце 1860-х годов. В период с 1870-х по 1890-е годы он создал несколько цветных гравюр и фотографий. [16]
В 1877 году Эдвард Бирштадт продемонстрировал первые успешные трехцветные отпечатки в Соединенных Штатах. Его работы привлекли внимание в 1890-х годах, когда он выставлял цветные отпечатки различных предметов, таких как картины маслом и акварелью, цветочные этюды и портреты с натуры . [17]
Первым, кто широко продемонстрировал хорошие результаты с помощью этого метода, был Фредерик Э. Айвс , чья система зрителей, проекторов и фотоаппаратуры «Кромскоп» была коммерчески доступна с 1897 по 1907 год. Только зрительные устройства и готовые тройные фотографии для использования в их продавали в сколько-нибудь значительном количестве. цветных портретов с натуры . Типичными темами были натюрморты, безлюдные пейзажи и картины маслом, но было также предложено несколько примеров
Другим весьма известным практиком был Адольф Мите , у которого Прокудин-Горский учился в Германии в 1902 году. [7] Мит был фотохимиком , который значительно улучшил панхроматические характеристики черно-белых фотоматериалов, пригодных для использования в этом методе цветной фотографии. Он подарил проецированные цветные фотографии немецкой императорской семье в 1902 году и выставлял их широкой публике в 1903 году. [7] когда они также стали появляться в периодических изданиях и книгах. Мите сделал первые известные цветные фотографии с воздушного шара в 1906 году.
В Англии в 1899 году бывший помощник Айвза, Эдвард Сэнгер-Шепард, коммерциализировал применение трехцветного процесса в « процессе Сэнгера Шеперда для фотографии в естественных цветах». Благодаря его работе в 1903 и 1904 годах Сара Анджелина Акланд создала первый значительный объем работ фотографа-любителя в области цветной фотографии. К 1905 году семнадцать разных фотографов показали трехцветные слайды, полученные методом Сэнгера-Шепарда, на выставках Королевского фотографического общества в Англии. [18]
В 1905 году Neue Photographische Gesellschaft основала в Берлине студию цветной фотографии. Студия использовала трехцветный принцип и процесс печати, разработанный Робертом Крайном. Некоторые из полученных изображений были опубликованы в виде открыток с изображением известных людей, включая кайзера Вильгельма II и Папу Пия X. [19]
Оборудование
[ редактировать ]Фотопластинки, на которых светочувствительная эмульсия была нанесена на тонкий лист стекла, обычно использовались вместо гибкой пленки, как потому, что общий переход от стеклянных пластинок к пластиковой пленке все еще продолжался, так и потому, что стекло обеспечивало лучшую стабильность размеров для три изображения должны были идеально совпадать, когда их позже объединили.
Для съемки трех снимков можно было использовать обычную камеру, загружая ее и меняя фильтры между экспозициями, но цветные фотографы-новаторы обычно создавали или покупали специальные камеры, которые делали процедуру менее неудобной и трудоемкой. В одном из двух основных типов использовались светоделители для создания трех отдельных изображений в камере, делая все три экспозиции одновременно и с одной и той же точки зрения. Хотя камера такого типа теоретически была идеальной, такие камеры были оптически сложными и хрупкими, и их регулировка могла выйти из строя. Некоторые образцы также подвергались оптическим явлениям, которые могли привести к заметной неравномерности цвета или другим дефектам результатов. Другой, более надежный тип представлял собой, по сути, обычную камеру со специальным выдвижным держателем для пластин и фильтров, который позволял по очереди эффективно перемещать каждую из них в положение для экспонирования — операция иногда частично или даже полностью автоматизировалась с помощью пневматического механизма или пружины. приводной двигатель. [15]
Когда три фотографии с цветовой фильтрацией не были сделаны одновременно, все в сцене, что не оставалось устойчивым в течение всей операции, на полученном цветном изображении имело цветные «бахромы» по краям. Если бы он непрерывно перемещался по сцене, могли бы получиться три отдельных ярко окрашенных «призрачных» изображения. Такие цветовые артефакты хорошо видны на обычных цветных композициях многих фотографий Прокудина-Горского, но с помощью специального программного обеспечения для цифровой обработки изображений они искусственно удалялись, когда это было возможно, из композиций всех 1902 изображений, заказанных Библиотекой Конгресса в США. 2004. [20] Измененные версии распространились в Интернете, а более старые или сторонние версии, демонстрирующие эти характерные особенности, становятся все более редкими. [21]
Адольф Мите спроектировал высококачественную цветную камеру с последовательной экспозицией, которая была произведена компанией Bermpohl и стала коммерчески доступна в 1903 году. Прокудин-Горский опубликовал ее иллюстрацию в журнале «Фотограф-Любитель» в 1906 году. В наиболее распространенной модели использовалась одна продолговатая пластина. Ширина 9 см, высота 24 см, тот же формат, что и сохранившиеся негативы Прокудина-Горского , и фотографировал изображения в нетрадиционной сине-зелено-красной последовательности, что также характерно для негативов Прокудина-Горского, если обычное перевернутое изображение в предполагаются камера и перемещение его пластин вниз под действием силы тяжести. [22] Изобретатель и фотограф Прокудин-Горский запатентовал оптическую систему для фотоаппаратов одновременного типа. [23] и часто утверждается или подразумевается, что он изобрел или, по крайней мере, построил камеру, использованную в его проекте Российской Империи. Как известно, не существует никакой конкретной письменной или фотографической документации о его полевом оборудовании, только доказательства, содержащиеся в самих фотографиях, и не было предложено никакого обоснования для того, чтобы пойти на хлопоты и затраты на создание вместо этого функционально идентичной копии камеры Мите-Бермполя. просто купить его.
Мите и Бермполь также изготовили соответствующий трехцветный проектор и хромоскоп. Оптическая компания Goerz изготовила для Мите более мощный трехцветный проектор другой конфигурации. Он также был коммерчески доступен. [24]
Воздействия
[ редактировать ]Требуемое время экспозиции зависело от условий освещения, чувствительности фотопластинки и диафрагмы объектива используемой фотоаппарата. В письме Льву Толстому с просьбой о съемке портрета Прокудин-Горский описал выдержку от одной до трех секунд, но позже, вспоминая свое время с Толстым, он описал шестисекундную выдержку в солнечный день. [10] [25] Блез Агуэра-и-Аркас изучил один пейзаж, сделанный средь бела дня, но показывающий ясную, четко очерченную луну, и использовал движение луны, чтобы оценить, что вся процедура, состоящая из трех экспозиций с фильтром и двух перемещений держателя пластины камеры, заняла около минута. [20] Апертура объектива, которую выбрал Прокудин-Горский, сильно повлияла на необходимое время экспозиции. Маленькая диафрагма часто используется для пейзажной фотографии , поскольку она позволяет одновременно четко отображать объекты на разных расстояниях, в то время как использование большой диафрагмы характерно для портретной съемки и ясно видно на портрете Толстого. При прочих равных условиях, если, например, при использовании Диафрагма диаметром 1 ⁄ 4 дюйма, при диафрагме 1 дюйм будет достаточно выдержки всего в 1 секунду.
Другие процессы
[ редактировать ]Прокудин-Горский был также знаком с использованием цветных пластинок «Автохром» , для которых не требовалась специальная камера или проектор. Он был одним из немногих, кому братья Люмьер представили свой новый продукт в 1906 году, за год до того, как он был запущен в коммерческое производство. [26] Автохромные пластины были дорогими и недостаточно чувствительными для случайных «снимков» ручной камерой, но их использование было простым, и в умелых руках они могли давать превосходные результаты. Они сделали цветную фотографию по-настоящему практичной для продвинутых любителей и побудили некоторых новаторов в использовании камер с цветоделением отказаться от своих методов как от устаревших, но Прокудина-Горского убедить не удалось. Известно, что ни один автохром Прокудина-Горского не сохранился.
Хотя в то время сделать цветные фотографические отпечатки изображений было сложно, а лекции по слайд-шоу отнимали большую часть времени, которое Прокудин-Горский использовал для демонстрации своих работ, фотомеханические цветные отпечатки некоторых из них публиковались в журналах и книгах, а его студия выпускала некоторые из них. в первую очередь портрет Толстого в виде открыток и больших фотогравюр . [6] Многие из оригинальных гравюр, опубликованных его студией, до сих пор сохранились. [27]
Собственные изобретения Прокудина-Горского, некоторые из них совместные, привели к выдаче многочисленных патентов , большинство из которых выдано в годы его добровольной ссылки и не имеют прямого отношения к тем работам, на которых сейчас основана его слава. Некоторые из них касаются процессов изготовления субтрактивных цветных прозрачных пленок, которые не требуют какого-либо специального проекционного или просмотрового оборудования. Их образцы сохранились в семье Прокудина-Горского и недавно появились в Интернете. [28] Большинство его патентов относятся к производству кинофильмов с естественными цветами — потенциально прибыльному применению, которое привлекло внимание многих изобретателей в области цветной фотографии в 1910-х и 1920-х годах.
Документальный фильм о Российской Империи.
[ редактировать ]Примерно в 1905 году Прокудин-Горский задумал и сформулировал план использования новых технологических достижений, достигнутых в области цветной фотографии, для систематического документирования Российской Империи . В рамках такого амбициозного проекта его конечной целью было обучить школьников России своими «оптическими цветными проекциями» обширной и разнообразной истории , культуры и модернизации империи. [29]
Имея специально оборудованную темную комнату в железнодорожном вагоне , предоставленную царем Николаем II , и имея два разрешения, которые давали ему доступ в запретные зоны и сотрудничество с имперской бюрократией, Прокудин-Горский документировал Российскую империю примерно в период с 1909 по 1915 год. иллюстрированные лекции по его работам. Его фотографии представляют собой яркий портрет затерянного мира — Российской империи накануне Первой мировой войны и грядущей Гражданской войны в России . Его сюжеты варьировались от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик развивающейся индустриальной державы, а также повседневной жизни и труда разнообразного населения России. [30] [31]
По данным личной описи Прокудина-Горского, перед отъездом из России у него было около 3500 негативов. [32] После того, как он покинул страну и вывез все свои фотоматериалы, около половины фотографий были конфискованы российскими властями как содержащие материалы, которые они считали стратегически важными для России во время войны. [6] По записям Прокудина-Горского, оставленные фотографии не представляли интереса для широкой публики. [32] Часть негативов Прокудина-Горского раздали, [33] а некоторые он спрятал при своем отъезде. [34] За пределами коллекции Библиотеки Конгресса ничего пока не найдено. [32]
К моменту смерти Прокудина-Горского царь и его семья уже давно были казнены во время гражданской войны в России, и большая часть бывшей империи теперь принадлежала Советскому Союзу. Уцелевшие коробки с фотоальбомами и хрупкие стеклянные пластинки, на которых были записаны негативы, в конце концов хранились в подвале парижского многоквартирного дома, и семья беспокоилась, что они могут быть повреждены. США Библиотека Конгресса приобрела этот материал у наследников Прокудина-Горского в 1948 году за 3500–5000 долларов по инициативе исследователя, выяснявшего их местонахождение. [32] Библиотека насчитала 1902 негатива и 710 альбомных отпечатков без соответствующих негативов в коллекции. [35]
Цифровая цветопередача
[ редактировать ]- Версия «Дигихроматография»
Из-за очень специализированных и трудоемких процессов, необходимых для изготовления цветных фотографических отпечатков с негативов, только около сотни изображений были использованы в экспонатах, книгах и научных статьях в течение полувека после того, как их приобрела Библиотека Конгресса. [6] Наибольшее их внимание было уделено журнальному журналу 1980 года «Фотографии для царя: новаторская цветная фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского по заказу царя Николая II» . [36] в котором цветные изображения сочетаются желтыми, пурпурными и голубыми бумаги, полутонами изготовленными серийно на многокрасочной печатной машине обычным способом. [37]
Только с появлением цифровой обработки изображений несколько изображений можно было быстро и легко объединить в одно. [38] В 2000 году Библиотека Конгресса предприняла проект по цифровому сканированию всего фотоматериала, полученного от наследников Прокудина-Горского, и заключила контракт с фотографом Уолтером Франкхаузером на объединение монохромных негативов в цветные изображения. [39] Он создал 122 цветных изображения, используя метод, который он назвал дигихроматографией , и отметил, что на выравнивание, очистку и цветокоррекцию каждого изображения у него уходило от шести до семи часов. [40] В 2001 году Библиотека Конгресса США подготовила выставку на их основе « Империя, которая была Россией: воссозданная фотографическая запись Прокудина-Горского» . [41] С тех пор фотографии были предметом многих других выставок в том районе, где Прокудин-Горский делал свои фотографии. [42] [43] [44] [45] [46] [47]
В 2004 году Библиотека Конгресса заключила контракт с ученым-компьютерщиком Блезом Агуэрой-и-Аркасом на создание автоматизированной цветной композиции каждого из 1902 негативов из цифровых изображений негативов на стеклянной пластине с высоким разрешением. Он применил алгоритмы компенсации различий между экспозициями и подготовил цветные композиции всех негативов коллекции. [20] Поскольку библиотека бесплатно предлагает изображения негативов в высоком разрешении в Интернете, многие другие с тех пор создали свои собственные цветовые представления фотографий. [48] и они стали любимым испытательным стендом для ученых-компьютерщиков. [49]
Галерея
[ редактировать ]Некоторые фотографии Сергея Прокудина-Горского, обработанные в цифровом формате, предоставленные Библиотекой Конгресса США :
- Еврейские дети со своим учителем в Самарканде , ок. 1905–1915 гг.
- Армянка в национальном костюме возле Артвина , ок. 1905–1915 гг.
- Часовня в Мятусово , 1909 год.
- Staraya Ladoga Fortress, 1909
- Русские крестьянки в сельской местности вдоль реки Шексны под Кирилловым , 1909 год.
- Church of St. John the Baptist on Malyshevaya Hill; Staraya Ladoga , 1909
- Рабочие фермы на сенокосе стоят возле своего оборудования и отдыхают, 1909 год.
- Общий вид города Перми , 1910 год.
- Старо-Сибирские ворота в Перми, 1910 год.
- Штаб Управления Уральской железной дороги в городе Пермь, 1910 год.
- Церковь Марии Магдалины в Перми, 1910 год.
- Пинхас Карлинский, смотритель шлюза в Чернигове , 1910 год.
- Башкирский стрелочник под Усть-Катавом , 1910 год.
- Женщина в традиционной одежде стоит на ковре перед юртой , 1911 год.
- Кочевая киргизская семья в Мирзачольской степи, 1911 год.
- Медресе Мухаммада Амина Тупчибоши (ныне снесено) в Бухаре , около 1912 года.
- Вид Суздаля по реке Каменке , 1912 год.
- Троицкий монастырь середины XVIII века в Тюмени , 1912 год.
См. также
[ редактировать ]- Леви Хилл
- Томас Саттон (фотограф)
- Альберт Кан , покровитель фотографии, который финансировал фотографов, путешествующих по всему миру и записывающих цветные изображения и кинофильмы различных этнических обществ в период с 1909 по 1931 год.
- Ансель Адамс , американский черно-белый фотограф, которому ряд организаций поручили документировать американский Запад.
- Габриэль Вейр
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фотограф при царе: Сергей Михайлович Прокудин-Горский» . Библиотека Конгресса . 17 апреля 2001 года . Проверено 13 августа 2006 г.
- ^ Брумфилд, В. (12 июля 2019 г.). «Воскресенский монастырь в Угличе: архитектурная жемчужина в хаотические времена» . Россия за пределами новостей . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Татарникова, Аннет (16 июня 2006 г.). «Царский фотограф» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гаранина, Светлана (2003). «Биография Сергея Михайловича Прокудина-Горского» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2010 г. Проверено 21 марта 2009 г.
- ^ Прокудин-Горский С. (20 февраля 2013 г.). «Сергей Прокудин-Горский: Красочные воспоминания о Российской империи» . Россия за пределами новостей . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Адамсон, Джереми; Зинхам, Хелена (2002). «Наследие Прокудина-Горского: Цветные фотографии Российской империи 1905-1915 годов» . Запятая . 3–4 (Архивы и архивные издания России). Международный совет архивов : 107–143. ISBN 3-598-01357-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хронология на Prokudin-Gorsky.org , заархивированная 13 мая 2014 г. на Wayback Machine (по состоянию на 26 сентября 2012 г.), сообщает о шести неделях обучения у Мите в 1902 году. В других источниках указан 1889 год, но это основной источник для этого очень раннего периода. дата не очевидна и не соответствует биографическим данным ни одного из мужчин, датированным примерно 1889 годом. Главный англоязычный источник, сообщающий о 1889 году (Адамсон и Зинкхэм, стр. 108), описывает Мите как «блестящего молодого профессора Шарлоттенбургской технической высшей школы...» и утверждает (сноска на той же странице), что «Находясь в Берлине, Прокудин- Говорят, что Горский читал технические курсы по фотохимии и спектральному анализу в Высшей технической школе...», что свидетельствует о путанице фактов где-то по ходу дела: все биографии Мите сходятся во мнении, что именно он, а не Прокудин-Горский, был профессором фотохимия и спектроанализ в Königlich Technische Hochschule в Берлине , эту должность он принял по приглашению в 1899 году после внезапной смерти (17 декабря 1898 года) ее предыдущего давнего занимателя, Герман Вильгельм Фогель , первооткрыватель сенсибилизации красителей и экспериментатор в цветной фотографии. Судя по всему, это была первая преподавательская должность Мите и начало его занятий цветной фотографией. До этого он работал в оптических фирмах, таких как Voigtländer, но уже был известным писателем, редактором журнала и изобретателем в области (черно-белой) фотографии.
- ^ Списки членов Королевского фотографического общества.
- ^ Кингтон, Майлз (25 сентября 2001 г.). «Что по-русски: скажи сыр?» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Цветные фотографии Толстого Прокудина-Горского: в журнале толстовства » . Университет Торонто. Архивировано из оригинала 10 декабря 2013 г.
- ^ Диковицкая, Маргарита (2007). «Центральная Азия в ранних фотографиях: российские колониальные отношения и визуальная культура» (PDF) . Славянские евразийские исследования (14: Империя, ислам и политика в Центральной Евразии ). Саппоро: Центр славянских исследований.
- ^ Garanina, S. P. (1999). "Delo Kantselyarii Soveta Ministrov o priobretenii v kaznoo kollektsii fotograficheskih snimkov dostoprimechatel'nostey Rossii S. M. Prokoodina-Gorskogo, 1910—1912 gg" (in Russian). Fundamental Digital Library of Russian Literature and Folklore.
- ^ Каллендер, РМ (2020). «Горский: пионер цветной фотографии в России». Фотоисторик . № 188. Бристоль: Королевское фотографическое общество. стр. 13–17. ISSN 0956-1455 .
- ^ «Интервью с Орландо Файджесом, ведущим документального фильма BBC о Горском» . BBC Четыре .
- ^ Перейти обратно: а б Коу, Брайан, Цветная фотография: первые сто лет 1840–1940 , Ash & Grant, 1978. Этот превосходный и хорошо иллюстрированный обзор истории цветной фотографии до появления Kodachrome, также опубликованный в США, тем не менее, как и другие книги на эту тему, , включает несколько неверных дат и повторяет укоренившееся, но явно ошибочное общепринятое мнение о цветовой чувствительности фотоматериалов до 1906 года.
- ^ «Дюко дю Орон - Биография» . Друзья Луи Дюко дю Орона . Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ Хэнсон, Дэвид (2013). Эдвард Бирштадт: цветная фотография и цветная печать . Американская ассоциация истории печати.
- ^ Фотожурнал . 1899–1905.
- ^ Пенишон, С. (2013). Цветные фотографии двадцатого века: идентификация и уход . Институт консервации Гетти. ISBN 9781606061565 .
- ^ Перейти обратно: а б с Блез Агуэра-и-Аркас (28 сентября 2004 г.). «Реконструкция цветной фотографии Прокудина-Горского в программном обеспечении» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 г. Что касается времени экспозиции, хотя автор утверждает (рис. 1), что «каждая экспозиция» в примерекажется, что это заняло «более 20 секунд», из пары анимированных изображений ясно, что, как более четко выражено в начале того же предложения, большая часть движения Луны происходила между экспозициями; фактическое воздействие составляет лишь незначительную часть этого времени. Можно предположить различные причины необычной задержки или нетипично медленной работы механизма перемещения пластины камеры. Луна фактически невидима на экспозиции с фильтром синего цвета, на которой небо кажется белым, поэтому автор обязательно должен экстраполировать общее время на основе двух других экспозиций.
- ^ Простые цветовые композиции всех пластин Библиотеки Конгресса «бородавки и все такое» доступны на сайте Prokudin-Gorsky.org (по состоянию на 26 сентября 2012 г.), часто сопровождаемые очищенными версиями только с общими корректировками цветового баланса и контраста и ручной ретушью. удалить пятна или исправить повреждения — традиционные процедуры, которые обычно не считаются переходом границы исторического ревизионизма.
- ↑ Камера Dreifarben профессора доктора Мите (получено 12 октября 2012 г.) содержит несколько фотографий модели размером 9 x 24 см и более подробное описание ее работы, а также множество сопутствующей информации. Miethe-Bermpohl Dreifarbenkamera («трехцветная камера») не следует путать с гораздо более поздней Bermpohl Naturfarbenkamera («камерой естественного цвета»), совершенно другим типом «однокадрового» типа, который одновременно экспонировал три отдельные пластины и был изготовлен из С 1929 по 1950 год.
- ^ Британский патент № 185 161, выданный в 1922 году, и патент США № 1 456 427, выданный в 1923 году.
- ^ Вагнер, Йенс (2006). «Diefarbenfotografie nach Adolf Miethe» . Архивировано 28 марта 2014 г. в Wayback Machine . Текст только на немецком языке. Хромоскоп и проектор Бермполя изображены на современных линейных гравюрах на страницах 22 и 23 первого раздела этой научной диссертации. Камера Miethe-Bermpohl и проектор Miethe-Goerz показаны на подробных фотографиях на страницах 1–7 раздела с цветными иллюстрациями. Примеры цветных фотографий Мите, некоторые из которых, возможно, были сделаны еще в 1902 году, можно найти в том же разделе.
- ^ Garanina, S. (1970), L.N.Tolstoy na tsvyetnom foto] (in Russian), Nauka i Zhizn
- ^ Хронология Prokudin-Gorsky.org. Архивировано 13 мая 2014 г. в Wayback Machine . Проверено 26 сентября 2012 года. "13 октября 1906 года: На заседании 5-й секции Императорского Русского технологического общества Прокудин-Горский сообщает о своей поездке к братьям Люмьер в Лионе, изготовителям фотопластинок, и демонстрирует сделанные им слайды. с использованием метода Автохром».
- ^ Spisok 416: naslyediye S. M. Prokoodina-Gorskogo (in Russian), Hrami Rossii
- ↑ На странице 10 форума Prokudin-Gorsky.org (по состоянию на 26 сентября 2012 г., текст только на русском языке) показаны двадцать различных примеров. Все они, очевидно, представляют собой слайды-фонари в стеклянных переплетах, по крайней мере один из которых выполнен в британском стандартном формате размером 3,25 квадратных дюйма. Некоторые из них были сделаны из негативов, находящихся сейчас в Библиотеке Конгресса США, некоторые из утраченных негативов, ранее известных только по альбомам небольших черно-белых отпечатков, которые Прокудин-Горский обычно делал из одного из трех элементов. Некоторые из них представляют собой натюрморты неизвестного происхождения, возможно, 1920-х годов, а два представляют собой портреты его детей примерно 1935 года. Похоже, он использовал как минимум два разных процесса. В одной категории образцов все, кроме голубого слоя, сильно выцвели, обычно также сжимаясь и расщепляясь. Это указывает как на использование нестабильных красителей, так и на совокупность слоев, подобную той, что использовалась в процессе Сэнгера-Шепарда примерно в 1900 году, когда стабильное изображение голубого тона в эмульсии на стекле ламинировалось с изображениями пурпурного и желтого красителей на очень тонких листах. химически нестабильного целлулоида. Расщепление напоминает более ранний процесс Люмьера, в котором использовались чередующиеся слои разнородных материалов. Другая категория образцов не демонстрирует ни резкого дифференциального выцветания, ни расщепления. На одном слайде из последней категории имеется надпись, явно указывающая на процесс Прокудина-Горского. Основной принцип был запатентован Луи Дюко дю Орон в 1868 году. Другие изобретатели позже запатентовали множество конкретных реализаций, вариаций и улучшений, но, хотя иногда это давало превосходные результаты, этот тип процесса был слишком дорогим и трудоемким, чтобы его можно было использовать в коммерческом производстве цветных слайдов. .
- ^ Dennis, Nadia. "Tsvyeta ooshyedshyego mira" (in Russian).
- ^ Перейти обратно: а б «Восстановленная фотозапись Прокудина-Горского: Империя, которой была Россия – этническое разнообразие» . Библиотека Конгресса. 17 апреля 2001 года . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ «Восстановленные фотоальбомы Прокудина-Горского: Империя, которой была Россия - Дом выставки» . Библиотека Конгресса. 17 апреля 2001 года . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миначин, Виктор (2003), «Коллекция великолепия России» в Библиотеке Конгресса (PDF) , Реставрационный центр «Реставратор-М», заархивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2010 г. , получено 03 марта 2009 г. 21
- ^ Kostinsky, Alexander (2005-01-11). "Rossiya nachala XX vyeka v fotografiyah Syergyeya Prokoodina-Gorskogo i tsifroviye tyehnologii" (in Russian). Radio Svoboda . Archived from the original on 2008-08-30.
- ^ Мьюир, Робин (24 июня 2001 г.). «По назначению царя». «Индепендент» в воскресенье . стр. 24–25.
Любопытно, что он спрятал около дюжины цветных пластинок с изображением Романовых, но так и не сообщил, где (вероятнее всего, в Санкт-Петербурге) они еще могут появиться.
- ^ Робб, Эндрю (май 2001 г.), Альбомы, фотографии, негативы на стеклянных пластинах , Уголок консервации - Информационный бюллетень Библиотеки Конгресса , май 2001 г. - Том 60, № 5
- ^ Олсхаус, Роберт Х., изд. (1980). Фотографии для царя: новаторская цветная фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского по заказу царя Николая II . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 0-283-98678-6 .
- ^ Голдсмит, Артур (1980). Фотографии для царя . Лондон: Сиджвик и Джексон.
- ^ Губичка, Ян (2008), Современные репродукции фотографий Прокудина-Горского.
- ^ Оцифровка коллекции , Интернет-каталог гравюр и фотографий Библиотеки Конгресса - Коллекция Прокудина-Горского
- ^ Остин, Ян (14 июня 2001 г.), «Цвета утраченной империи возрождаются в цифровом формате» , The New York Times
- ^ «Все выставки — Выставки (Библиотека Конгресса)» . www.loc.gov .
- ^ 12 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге откроется выставка русских фотографий Библиотеки Конгресса США , Библиотека Конгресса США
- ^ Осипов, Георгий (2003). «Чудеса царского фотографа» . Новые Времена . Архивировано из оригинала 12 ноября 2003 года . Проверено 26 марта 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Тетерин, Игорь (3 июня 2005 г.). "Какой ти била, Россия!" (на русском языке). Пярнуский экспресс. Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 26 марта 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ "Rossiya: vzglyad chyeryez stolyetiye" (in Russian). Pärnu Express. 2006-04-28. Archived from the original on 2007-11-21.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Избранное из коллекции «Блеск России в натуральных цветах» — цветные фотографии 1905–1916 годов» . Музей фотографии Шехтля и Восечека. 2006.
- ^ «Выставка работ Сергея Прокудина-Горского в TBC Bank представляет историю в полном цвете» . Посольство США в Грузии. 18 января 2007 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2009 г.
- ^ «Метод цветной фотографии. Интернет-каталог гравюр и фотографий Библиотеки Конгресса - Коллекция Прокудина-Горского» . Библиотека Конгресса . 1905.
- ^ Гирван, Рэй (июль 2005 г.), Цвет прошлого , Scientific Computing World, заархивировано из оригинала 27 июля 2009 г. , получено 21 марта 2009 г.
- ^ «Типовая Дагестана» . Библиотека Конгресса . Проверено 10 мая 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иллюстрированная биография С.М. Прокудина-Горского (2011). Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- Империя, которая была Россией: воссозданы фотоальбомы Прокудина-Горского - выставка Библиотеки Конгресса США
- Россия в цвету (Цвет Нации) на YouTube - документальный фильм Леонида Парфенова , 2013 г. (с английскими субтитрами)
- +60 изображений, восстановленных Алексом Гриденко с помощью дигихроматографии.
- Дагестанские архивные кадры Сергея Прокудина-Горского, 1905-1915 гг.
- 1863 рождения
- 1944 смертей
- Жители Киржачского района.
- Жители Покровского уезда.
- Фотографы Российской Империи
- Советские фотографы
- Пионеры фотографии
- Изобретатели из Российской Империи
- Выпускники Берлинского технического университета
- Химики Российской Империи
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного технологического института
- Советские эмигранты во Франции
- Похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа