Jump to content

Салават Юлаев

Салауат Юлаев
Салават Юлаевич   ( Башкир )
Салават Юлаев   ( русский )
Личные данные
Рожденный ( 1756-06-16 ) 16 июня 1756 г.
Tekeyevo, Shaytan-Kudeyevskaya volost  [ ru ] , Siberian Darugha  [ ru ] , Ufa Province  [ ru ] , Orenburg Governorate , Russian Empire
Умер 10 августа 1800 г. (44 года)
Балтийский порт, Эстонская губерния , Российская империя.
( ныне Палдиски , Эстония )
Национальность Башкирский
Родитель
Профессия Поэт и писатель

Салават Юлаев ( башкирский : Салават Юлай-улы , латинизированный : Салауат Юлай-улы ; русский : Салават Юлаев , латинизированный : Салават Юлаев ; 16 июня 1756 — 8 октября 1800) [ 1 ] был башкирским национальным героем, одним из руководителей Пугачевского восстания . Он также был поэтом и певцом.

Биография

[ редактировать ]

Салават Юлаев родился в селе Текеево Оренбургской губернии на Урале (ныне Салаватский район Башкортостана ) . Текеево больше не существует, так как оно было сожжено в 1775 году.

Салават Юлаев стоял во главе Башкортостанского восстания с самого начала крестьянской войны 1773–1775 годов. Российские царские власти схватили его 24 ноября 1774 года, а его отец, Юлай Азналин, попал в плен еще раньше. Закованные в кандалы, их отправили в Москву . Юлай Азналин был вотчинником (владельцем вотчинного имения), богатым, умным и влиятельным человеком. Он пользовался всеобщим уважением среди башкир и был бауэрмейстером (уездным старшиной). Местные власти поверили ему; его верность российскому императорскому правительству не могла быть подвергнута сомнению.

В 1768 году сам оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая старшиной Башкирской команды. Но вскоре купец Твердышев пожаловал коллежский аксессорный чин и лишил Юлая Азналина земли для строительства Симского завода и деревни. Башкирская земля разрушалась, и Юлай Азналин и его девятнадцатилетний сын Салават встали под Емельяна Пугачева . знамена [ 2 ]

Через десять месяцев после взятия Салавата, в сентябре 1775 года, его и его отца публично избили плетьми в тех местах, где происходили крупнейшие сражения с русскими правительственными армиями. В тот месяц их обоих тащили за ноздри и заклеймили их лбы и лица. 2 октября 1775 года скованных по рукам и ногам Салавата и Юлая на двух подводах под «охраной» отправили в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии) на всю жизнь. Транспорт с осужденными проехал Мензелинск , Казань , Нижний Новгород , Москву, достиг Твери 14 ноября, затем продолжил путь через Новгород , Псков , Ревель и, наконец, прибыл в Рогервик 29 ноября.

Балтийский порт Рогервик был основан Петром Великим . Однако, когда в Рогервик прибыли участники Башкирского восстания, крепость практически опустела. Там был лишь небольшой гарнизон и небольшое количество пленных. Здесь Салават и Юлай встретили своих соратников по борьбе: Пугачева, полковника И.С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Салават Юлаев и его отец прожили остаток жизни в Рогервике.

Когда Павел I взошел на престол, комендант крепости Лангель внес запрос о переселении оставшихся участников Пугачевского восстания в Таганрог или в Иркутск на суконную фабрику. Из сената пришло постановление: Вышеупомянутые каторжники подлежат перемещению... За свои злодеяния они изгнаны императорским повелением, и приказано держать их в этом порту с возможной осторожностью, чтобы они не могли убежать. 17 марта 1775 года был специальный манифест, который был опубликован покойной императрицей Екатериной II . По ее приказу все участники Пугачевского бунта должны были быть заключены в тюрьму навечно, а их имена должны быть «осуждены на вечное забвение и глубокое молчание». В соответствии с этим манифестом местные власти преследовали всех, кто произносил имена борцов за свободу, восставших против российского господства.

Салават был грамотным. Он писал на старо-татарском языке , который раньше был обычным письменным языком тюркских народов Волго-Уральского региона. Сохранились подписанные им документы. Исследователи полагают, что Салават тоже говорил по-русски. [ нужна ссылка ] Ведь ему приходилось общаться с восставшими против русского империализма, с руководителями русского восстания.

В армии Салавата можно было встретить людей разных национальностей. Несмотря на запрет на упоминание Салавата, народы региона передавали о нем из уст в уста легенды и песни.

По указу Екатерины II было запрещено даже упоминать о восстании и его участниках. Поэтому документированных сведений о них мало.

Отец Салават-Юлая Азналин (Адналин, Азналихин) был предводителем (старшиной) башкирского Шайтан-Кудейского юрта (волости, округа). За верную службу и мужество Юлай Азналин в 1772 году был награжден серебряным знаком.

Башкиры вошли в состав России в 16 веке. По соглашению с царским правительством башкиры сохранили за собой свои земли. Но им приходилось нести военную службу: они охраняли восточные границы Российской империи, участвовали в войнах, которые вела Россия.

Приказ Салавата Юлаева сотнику Ильятбаю Илимбаеву о наборе жителей в отряд 23 марта 1774 года

Иногда договор нарушался, часть земель отбиралась, а башкиры требовали восстановления справедливости, даже поднимали восстания. Башкирские восстания особенно часто происходили в XVIII веке, так как участились случаи нарушения прав башкир, захвата их земель для строительства заводов и для передачи дворянам.

Несколько лет длилась тяжба Юлаи с заводчиками Я.Б. Твердышев и И.С. Мясников, незаконно захватившие огромные земли для Симского завода. Царская администрация отдавала предпочтение заводчикам. Юлая оштрафовали на 600 рублей (1 лошадь стоила 10 рублей).

Исследователи полагают, что у Юлая было три жены. В документах не указано имя матери Салавата. В фольклорных источниках ее зовут Азнабика. Говорят, она была образованной женщиной и имела большое влияние на сына. После учителя Наби Кабири именно мать продолжала воспитывать сына.

Русский фольклор говорит о старших братьях Салавата по имени Сулейман и Ракай. Из поэтических произведений Салавата и фольклорных источников удалось узнать, что у героя было три жены. Старшая жена была вдовой умершего старшего брата, у нее уже были дети от первого брака. Он женился на ней по древнему обычаю башкир (левират). В письме Салавата, написанном им в камере уфимского магистрата 7 мая 1775 года, говорится об одной жене и двух детях. Они находились в руках коменданта города С. Мясоедова и генерала Фреймана. «Салават» просит своих сторонников помочь им выйти на свободу.

Легенды, традиции, песни

[ редактировать ]

Легенды и предания своеобразно увековечивают память предков. Эпические повествования о событиях и людях далекого прошлого называются у башкир ривеет, хайкеет, тарих. Большинство легенд местные. Но легенды об историческом герое, поэте и воине Сальвате Юлаеве сохранились в разных местностях (зафиксировано более 200).

Структурно легенды о Салавате Юлаеве разнообразны. Маленькие рассказы имеют чисто познавательную функцию («Мать Салавата», «Гибель семьи Салавата», «Сон Салавата», «Салаватский мост»).

В целом среди легенд значительное место занимают фабулаты. В зависимости от жизненного содержания они могут быть односерийными (например, «Салават и Карасакал», «Орден Салавата», «Салават в нашем селе») или состоять из нескольких серий (например, «Салават и Балтас», «Сказание о Салават-батыре»). Есть тексты, где песня вклинивается в прозу. В большинстве случаев это песни самого Салавата. Таким образом сказочники, видимо, хотели подчеркнуть поэтическую одаренность своего героя.

Большая часть легенд посвящена прославлению Салавата Юлаева, описанию его личных качеств. Например, до сих пор популярна легенда о том, что Салават убил медведя в возрасте 12 (15 или 16 лет) (медведи до сих пор живут в Башкортостане). В народе говорят, что Салават обладал десятью качествами настоящего героя («Салават», «Сила Салавата»). На традиционном народном празднике (сабантуе) совсем юный салават побеждает в единоборствах, скачках, беге и других («Как на площади Салавата батыром признали»).

По преданию, необыкновенные качества Салавата проявились в годы восстания 1773–1775 годов. Легенды «Салаватский штаб», «Салаватский разведчик», «Салават Юлаев на горе Иментау» создают образ умного, мужественного полководца. Поражение повстанческой армии обусловлено прежде всего численным превосходством противника.

Предания о взятии Салавата и его ссылке в Эстонию, на Прибалтику навсегда (на каторгу) наполнены глубокой болью народа («Почему в горах много хрусталя»). В горах Башкортостана много хрусталя, потому что плакали в одиночку, семьями и целым селом.

Но существуют легенды, выражающие надежду на возвращение Салавата. Иногда Салават приходит к особым святым (аулиям) и о чем-то их предупреждает. Увидеть во сне Салават – к счастью («форма Салавата»). В разных местностях как память народа сохранились топонимические легенды («Места Салавата», «Пещера Салавата», «Мост Салавата», «Лагерь Салавата» и др.).

Среди легенд немало рассказов о семье Салавата, о его родственниках («Отец Салавата», «Мать Салавата», «Жены Салавата», «Взятие Салавата», «Женитьба Салавата на русской девушке», и т. д.).

Народные рассказы о Салавате и его отце Юлае донесли до нас мысли и взгляды людей эпохи восстания 1773–1775 годов и последующих времен. У разных народов региона сложилось понимание справедливого характера требований повстанцев. Совместная борьба способствовала укреплению дружбы народов региона. Даже в далекой Эстонии (месте каторги героя) сохранились легенды о Салавате.

За время длительного устного существования некоторые традиции утратили некоторые конкретные реалии и дополнились вымышленными мотивами. Например, «Салават-батыр» о битве Салавата с «царем» Кирмасакалом («Кирма-сакал»-бородатый).

Опубликовано несколько произведений о Салавате, относящихся к эпическому жанру (башк. Ҡобайыр). «Салават-батыр», «Юлай и Салават» дают представление о самом полководце-герое и причинах восстания. Эпос «Байк Айдар-сэсэн» повествует о предшествующих восстаниях башкир, зверствах мурзы А. Тевкелева против башкир. Эти истории оказали важное влияние на формирование характера Салавата.

Разгром восстания, казни вождей послужили материалом для создания баллад-беетов («Песня о Салавате», «Незабываемый Салават», «Салават юлай»). В них отражается любовь народа к своему герою, тоска по нему, готовность продолжать его борьбу.

Сохранилось большое количество песен о Салавате. Народ и Салават неразделимы – одна из главных идей башкирских песен. Они содержательно богаты, упоминают сражения, места боев, имена руководителей восстания. Эти песни сгруппированы башкирским ученым Ануром Вахитовым по трем темам: «Салават», «Салават-батыр», «Салават на каторге».

сохранилась старинная русская песня о Салавате В Поволжье («Ах ты, гой, молодец, Молодой башкир Салаватушка!»). Первыми собирателями башкирского фольклора о Салавате были русские землепроходцы края Ф. Д. Нефедов, Р. Г. Игнатьев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. В. Лоссиевский (в XIX веке).

Стихи и песни Салавата

[ редактировать ]

Около 500 строк из поэтического наследия Салавата Юлаева сохранились до наших дней как в письменной, так и в устной форме. [ 3 ]

Салават как поэт также упоминается в традициях. В селе Алка Салаватского района современный исследователь Мирас Идельбаев записал текст о письменном творчестве поэта: «Мой отец говорит, что Салават всегда сочинял песни, баиты и, записывал их на бумагу и... оставлял людям. Он оставлял их везде, где бы ни был... Он оставил их нам, проезжая мимо нашего озера Ялтараккуль....» (М.Идельбаев. Мужи, седлайте аргамаков...)

Стихи Салавата Юлаева.

Вокруг реки Ай я пошел
И все лето я провел здесь.
Когда сюда пришел враг
Как овца, он убежал бы
(легенда: Пребывание Салавата на берегу реки Ай)
Translated by Akhmatyanova N.N., Ganeev B.T.

Бреив йегетс в их руках
Был лук и стрелы.
Если бы они сразу пошли в бой
Враг в ужасе убегал.

Берега Кетканде лесистые.
На мой свисток ни один воробей не подлетит.
Когда у тебя осталось мало друзей,
Из чертополоха нет выхода.
(легенда: Смерть Баэдэрхола-батыра)

(Кёткаенде – родная река Салавата)
Translated by Akhmatyanova N.N.

В XVIII веке устная литература башкир существовала параллельно с письменной. Соответственно, стихи Салавата создавались двумя способами: он импровизировал (как Сесен ), или писал на бумаге.

4 января 1774 г. Военная коллегия приняла специальное решение об уничтожении документов повстанцев.

В ходе боев были утрачены архивы полевых отделений наиболее видных военачальников Крестьянской войны, в том числе Салавата. [ 4 ] Однако в архивах все же сохранилось несколько рукописей героя-поэта и достаточно богатые сведения о нем.

Историк Абубакир Усманов писал: «Для официальных характеристик мы не видим живого Салавата, лирика, поэта-воина. Образ живого Салавата сохранился в памяти народа, сэсэны бережно хранили песни и стихи поэта».

Впервые Салават поэтом назвал краевед Р. Г. Игнатьев, изучавший архивные документы. В исследованиях 50-70-х годов (ХХ век) упоминаются лишь семь стихов Салавата Юлаева, изданных Р. Игнатьевым.

«Во второй половине XIX века рукописи стихов Салавата хранились в (государственном) архиве или в архиве какого-либо конкретного лица и проходили как минимум через четырех человек (Игнатьева, Нефедова и их переводчиков). Это значит, что эти стихи хранились в доступных для учёных местах», — написано А. Усмановым в 1968 году (Великобритания). Дата – 22 мая 1968 г.).

Salavat's fiery speeches and poems did not leave people indifferent; they inspired them to fight. “According to the Bashkirs of Verkhneuralskiy, the songs of Salavat himself,” wrote the local historian R. Ignatiev, “always ignited the courage of his soldiers ... Salavat's songs, like improvisation, remained unknown” (Manuscript of the collection of R. Ignatiev «Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края», опубликованного в «Записках Оренбургского отдела ИРГО». – ГАОО. -Ф.163.-Оп.1. -Д. 22.-Л. 29).

Поэт П. М. Кудряшов в своем письме П. П. Свиньину (издателю журнала «Отечественные записки») пишет о трех стихах Салавата, которые он нашел и перевел на русский язык.

Отдельные страницы рукописи исследователя Ф.Д. Нефедова «Салават, Башкирский батыр» хранятся в государственном архиве (ЦГАЛИ Ф. 342. – оп. 2. – д. 73). Этот очерк был опубликован в 1880 году в журнале «Русское богатство». В нем автор привел содержание пяти стихотворений Салавата. Четыре из них совпадают с публикациями Р. Игнатьева. Перевод прозой выполнен очень тщательно, с сохранением смысла каждого слова.

Исследователи сопоставили дословные переводы стихов и песен салавата, обнаруженные русскими исследователями в XIX веке, с текстами и песнями салавата, сохранившимися у башкир. Совпадение текстов оказалось полным, народная память сохранила поэзию Салавата.

В архиве Уфимского отделения РАН хранятся несколько произведений героя-поэта, записанные М. Бурангуловым (3 мая-12 октября-445-день 194–205-май...

Среди них «Песня Салавата, посвященная любимой девушке Зуэлейхе», «Песня Салавата, посвященная Уралу», «Песня Салавата после ранения». Их предоставил М. Бурангулову в 1920-е годы Габит-сэсэн.

Стихи Салавата, опубликованные в XIX веке:

  • Филипп Нефедов в очерке «Салават, Башкирский батыр» (1880), 5 стихов на русском языке.
  • Руф Игнатьев [ ru ] в произведении «Движение башкир перед пугачевским бунтом; башкир Салават Юлаев, пугачевский старшина, певец и импровизатор» (1893) 7 стихов.

В Российской империи стихи Салавата Юлаева печатались четыре раза. [ 5 ]

Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датировано 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: « Эстландскому губернскому управлению от майора Дитмара, находящегося при Балтийском инвалидном командовании. Под моей ответственностью осудил 12 рабов, находящихся в благополучное состояние по сравнению с ранее представленным реестром уменьшилось: В этом месяце 26-го числа скончался осужденный раб Салават Юлаев, о чем имею честь сообщить». Салават умер на каторге 26 сентября 1800 года (8 октября по григорианскому календарю ). [ 6 ]

Наследие

[ редактировать ]

«Ты так далеко, мое отечество!
Я бы вернулся домой, но увы,
Я в цепях, мои башкиры!
Дорога домой может быть засыпана снегом,
Но придет весна, она растает –
Я не умер, мои башкиры!»

Салават на марке 1952 года

Эти слова, приписываемые Салавату Юлаеву, сегодня воспринимаются как признание сильного батыра, измученного пытками и допросами, не смирившегося со своей судьбой. К сожалению, о его жизни и судьбе сохранилось лишь небольшое количество документов и поэтических произведений Салавата, олицетворявшего героизм и поэтический талант башкирского народа.

Именем Юлаева названы многие объекты в современном Башкортостане, в том числе город , пещера , хоккейная команда республики и Государственная премия .

был снят биографический фильм « Салават Юлаев» В 1940 году в Советском Союзе режиссером Яковом Протазановым . В 1954 году композитор Загир Исмагилов и поэт Баязит Бикбай создали оперу «Салават Юлаев» .

  • the order of Salawat Yulayev of the Republic of Bashkortostan was established on 1 June 1998 (Постановление Государственного Собрания РБ от 1 июня 1998 года № ГС-400 «Об утверждении статута ордена Салавата Юлаева»)
  • В 1954 году композиторы Хусейн Ахметов и Нариман Сабитов поставили балет «Горный орел». Его премьера состоялась в 1959 году в Башкирском государственном театре оперы и балета, в котором Рудольф Нуриев танцевал в 1953–1955 годах.
  • В 1919–1920 годах политотдел Башкирской отдельной кавалерийской дивизии издавал газету «Салават».
  • В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) «Салават Юлаев» носили истребительный противотанковый артиллерийский полк, бронепоезд и другие части.
  • Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном искусстве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.
  • Дни Салавата Юлаева ежегодно отмечаются в Республике Башкортостан и соседних регионах.
  • Ежегодно проводится республиканский фольклорный праздник «Салават еёны».
  • Двухпалубный теплоход носит имя «Салават Юлаев».
  • В музее Салавата Юлаева в селе Малояз (Салаватский район Башкортостана) хранится копия сабли Салавата Юлаева.

Сабля без ножен, длина 96 см, ширина 3 см, вогнутая. Ручка из желтой меди с изображением головы льва и украшениями из мелких камней. На клинке имеется слегка потухшая надпись на арабском языке, которую ученым не удалось расшифровать.

Биографы Салавата

[ редактировать ]

The biography of Salawat Yulayev was studied by historians, local historians, writers and journalists like Inga Gvozdikova, Victor Sidorov, Radik Vakhitov, Miras Idelbaev, Khairulla Kulmukhametov, Ihsan Zalyaletdinov, Tarhan Zagidullin, Wilmir Safin, Abuzar Saifullin, Stepan Zlobin. Salavat Yulaev is mentioned in the “History of Pugachev” by A. S. Pushkin.

Инга Гвоздикова — историк, собиравшая и изучавшая документы Крестьянской войны 1773–1775 годов (конца 1950-х годов). Она написала первую научную, строго документированную биографию башкирского национального героя Салавата Юлаева.

Образ Салавата бережно сохраняется в памяти народа. Издревле у башкир ценились любовь к Родине (символ – готовность служить своему народу), свобода (ее символ – особая любовь к лошади), поэзия. Воин, поэт и певец Салават Юлаев воплотил все эти качества.

Почтовые марки СССР.
Почтовые марки России.
Salavat on the coat of arms of Bashkortostan
Герб города Салаватцентра.
Герб Салаватского района России.
Order of Salavat Yulaev
Salavat Yulaev Avenue in Ufa
Теплоход «Салават Юлаев»
Museum of Salavat Yulaev
Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. Рисунок Вакиля Шайхутдинова.
Gazprom Neftekhim Salavat
Площадь Салавата Юлаева в Уфе.
Газета «Салават Юлаев»
Остерегайтесь «Салавата Юлаева»
Памятник в городе Салавате

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Согласно опросу в Тайной экспедиции Сената" . Archived from the original on 9 October 2018 . Retrieved 28 July 2019 .
  2. ^ «В несвободной стране жил как свободный человек»
  3. ^ [1] Архивировано 29 октября 2019 г. в Wayback Machine . Башкирской энциклопедии
  4. ^ Овчинников, Реджинальд Васильевич, Éditeur scientifique. (1975). Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений 1773–1774 гг . Nauka. OCLC  489715575 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Салават Юлаев.// История литературы Урала. Конец XIV—XVIII вв./ Гл. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина . М.: Языки славянской культуры. 2012. p. 106. ISBN  978-5-9551-0602-1 .
  6. ^ Салават Юлаев — герой Крестьянской войны
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef2b653af1e2223aad1efb15a805c888__1721678820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/88/ef2b653af1e2223aad1efb15a805c888.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salawat Yulayev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)