История чеченцев в Российской империи
История Чечни | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Предыстория | ||||||||||||||||||||
Древний | ||||||||||||||||||||
Средневековый | ||||||||||||||||||||
Ранний модерн | ||||||||||||||||||||
Современный | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Впервые Чечня была полностью включена в состав Российской империи в 1859 году после многолетней Кавказской войны . Царское правление ознаменовалось переходом в новое время, включая формирование (или реформирование) чеченской буржуазии , возникновение социальных движений, переориентацию чеченской экономики на нефть, тяжелую этническую дискриминацию за счет чеченцев и других народов. благосклонность русских и кубанских казаков , а также религиозный переход чеченцев в сторону кадирийского тариката суфизма .
Депортация чеченцев в Турцию
[ редактировать ]В 1860 году Россия начала вынужденную эмиграцию с целью этнической чистки региона. Царь Александр II принудил к изгнанию миллионов кавказцев (в том числе не менее 100 000 чеченцев) в 1860–1866 годах. [1] [2] [3] Хотя черкесы были основными (и наиболее известными) жертвами (отсюда и «геноцид черкесов»), изгнание также серьезно затронуло другие народы региона. Было подсчитано, что в 1865 году 80% ингушей покинули Ингушетию и перебрались на Ближний Восток. [4] [5] Равнинные чеченцы также были выселены в больших количествах, и, хотя многие из них вернулись, в бывших чеченских низменностях не было своего исторического чеченского населения в течение длительного периода, пока чеченцы не поселились в регионе во время их возвращения из депортации 1944–1957 годов в Сибирь . Арштины . , в то время (спорно) отдельный народ, были полностью уничтожены как отдельная группа: согласно официальным документам, 1366 арштинских семей исчезли (т.е. либо бежали, либо были убиты), и осталось только 75 семей [6] Эти 75 семей, осознав невозможность существования нации, состоящей всего из сотен человек, присоединились (или воссоединились) к чеченской нации как Эрстхой тукхум . [6] [7]
Как указывает Данлоп, 100 000 чеченцев, сосланных в 1860–1864 годах, возможно, составляли более половины нации в то время, поскольку в российской переписи 1896 года был указан только 226 171 чеченец. [1]
Попытки вернуться
[ редактировать ]Некоторые чеченцы пытались вернуться, но царское правительство отказало им в разрешении, даже когда они пообещали в этом случае перейти в православие. [8] [9] Тем не менее, некоторым удалось вернуться.
Социальные тенденции
[ редактировать ]Обращение в кадирийский ислам
[ редактировать ]В середине 1800-х годов суфийская секта Кадири приобрела большое количество последователей среди чеченцев (в основном за счет секты Накшбанди). В конце концов, подавляющее большинство чеченцев стали кадирами, что отделяло их от их восточных соседей в Дагестане, которые продолжали следовать секте Накшбанди. Зикр более , который позже стал рассматриваться скорее как «чеченский обычай», чем как «мусульманский или кадирийский обычай», представляет собой круговой танец, сопровождаемый пением или пением, и в значительной степени был характерен для секты Кадири (хотя позже он стал этнические, поскольку к ним присоединились не-кадирисы). Наконец, секта Кадири гораздо больше сосредоточивалась на индивидуальном спасении, а не на необходимости улучшения общества (как это делали Накшбанди). По этой причине российское правительство изначально рассматривало этот массовый переход с надеждой, что его якобы менее социальное мышление будет означать конец чеченскому сопротивлению их правлению. [10] Однако в знак протеста против неблагоприятных условий в 1877–1878 гг. чеченцы вновь восстали, и важную роль в организации движения сыграли кадири.
Конфискация земли у туземцев
[ редактировать ]В 1864 году, пытаясь отговорить дальнейшее сопротивление, царь Александр II издал указ о «религии, адате [кавказских местных правовых обычаях], землях и лесах», в котором говорилось, что они будут сохранены и защищены «навечно для народов Кавказа». Северный Кавказ». [9] Однако Александру не потребовалось много времени, чтобы нарушить это обещание. Российское правительство захватило большие участки (сотни тысяч гектаров) лучших сельскохозяйственных угодий и лучших лесных угодий и отдало их казакам. Значительная земля также была передана русским солдатам, которые позже ассимилировались с окружающими казаками, назвав себя казаками. [9] Эти конфискации привели к обнищанию поколений чеченцев и заставили многих из них испытывать голод по земле, что вызвало эскалацию конфликтов между чеченцами и казаками. [9] [11] Чеченские и ингушские кланы в этом районе ранее были вынуждены обходиться без своих традиционных земель, и они сохраняли претензии на эти земли на протяжении всего периода, стремясь вернуть их обратно после отступления России в 1917 году.
Этническая дискриминация
[ редактировать ]Этническая дискриминация имела место во многих формах против чеченцев в царскую эпоху чеченской истории, во многом из-за колониалистской точки зрения российского правительства, рассматривавшего чеченцев как низших, диких и подрывных людей, одного из многих народов, которые Россия имела «моральный долг цивилизовать». . [12]
Судебный
[ редактировать ]В царский период казаков и русских судили за все преступления в гражданских судах, обычно заключая под стражу гражданскими властями. Напротив, с чеченцами и ингушами (как и с некоторыми другими этническими группами региона) имели дело исключительно военные и судили их в военных судах, где им обычно выносили значительно более суровые приговоры, часто смертную казнь за такие преступления, как кража еды. [9]
Право собственности на землю
[ редактировать ]Помимо первоначальных захватов земель, долгосрочная российская политика благоприятствовала приобретению русскими все большего и большего количества земель за счет чеченцев. В 1912 году на своей родине (не считая земель к северу от Терека, которые часто считаются частью Чечни и находятся в настоящее время в ее юрисдикции) чеченцы и ингуши владели гораздо меньше земли, чем терские казаки, на душу населения. . У чеченцев было 5,8 десятин. [13] в среднем у ингушей - 3,0, а у терских казаков - 13,6. [14]
Социально-экономические и демографические изменения
[ редактировать ]К концу XIX века вокруг Грозного были открыты крупные месторождения нефти (1893 г.), что вместе с появлением железной дороги (начало 1890-х гг.) принесло экономическое процветание региона (тогда входившего в состав Терской области ) для добычи нефти. -горное дело русских колонистов. Иммиграция колонистов из России привела к тройному различию между чеченцами и ингушами, с одной стороны, казаками, с другой, и «иногородцами», а именно русскими и украинцами, приехавшими работать в качестве чернорабочих. [15] Спорная четвертая группа, включающая армянских банкиров и более богатых россиян и даже некоторых богатых чеченцев (таких как Чермоев ), возникла позже. Некоторые чеченцы разбогатели на нефти, а эта промышленность принесла богатство Чечне и (наряду с другими факторами) вызвала рост чеченской буржуазии и интеллигенции.
Возникновение национализма
[ редактировать ]В конце 1860-1870-х годов в литературных кругах Чечни произошло скромное национальное пробуждение. Однако конфликт с Россией и ее окончательное присоединение к империи привели к формированию современной европейской националистической идентичности некоторых чеченских писателей, хотя, по иронии судьбы, укрепили их отделение, главным образом по политическим причинам, от ингушей. [16] Считалось, что нация имеет первостепенное значение, превосходя религию, политические убеждения или любые другие подобные различия. [17] В 1872 году Умалат Лаудаев, один из первых чеченских националистов, записал современные обычаи чеченцев.
Среди других известных ранних чеченских националистов были Ахметхан, Ибрагим Саракаев и Исмаил Мутушев. В число чеченских националистов более позднего царского периода входят, среди прочего, пять братьев Шериповых. Среди них Саракаев, Мутушев, Ахметхан и Данилбек Шерипов были особенно демократически настроенными писателями, а младший брат Данилбека, Асланбек, принял коммунизм. [18]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Данлоп, Джон Б. Россия противостоит Чечне . Страницы 29–31
- ^ Фишер. Эмиграция мусульман . Страница 363, см. также 371
- ^ Гаммер, Моше. Одинокий Волк и Медведь . 80
- ^ «Вестник Кавказа и Центральной Азии. Выпуск 4» (PDF) . Калифорнийский университет в Беркли . 2003. Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2008 г.
- ^ «Чечня: хаос человеческой географии на Северном Кавказе, 484 г. до н.э. – 1957 г. н.э.» . www.semp.us. Ноябрь 2007 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Анчабадзе, Георгий. Вайнахи . Страница 29
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 259.
- ^ Некрич. Наказанные народы . Страница 107.
- ^ Jump up to: а б с д и Данлоп, Джон Б. Россия противостоит Чечне: корни сепаратистского конфликта . Страницы 31–36.
- ^ Гаммер, Моше. Одинокий Волк и Медведь . Страница 75
- ^ Козок. Революция и советизация на Северном Кавказе . Кавказское обозрение , 1 (1955), 49. Цитируется в Dunlop.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 152
- ^ Note:1 desyatina is 1.09 hectares.
- ^ Пайпс, Ричард. Образование Советского Союза . Страницы 94–6.
- ^ Гаммер, Моше. Одинокий Волк и Медведь . Страницы 119–140.
- ^ Гаммер. Одинокий волк и медведь
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 13
- ^ Turkayev. Kul'turi Chechni , pages 164–187