Мортеза Мотаххари
Мортеза Мотаххари | |
---|---|
Глава Совета Исламской революции | |
В офисе 12 января 1979 г. - 1 мая 1979 г. | |
Назначен | Рухолла Хомейни |
Преемник | Махмуд Талегани |
Личные данные | |
Рожденный | Фариман , Великое Государство Персия | 31 января 1919 г.
Умер | 1 мая 1979 г. ( 60 лет Тегеран , Иран |
Способ смерти | Убийство выстрелом |
Место отдыха | Храм Фатимы Масуме , Кум |
Национальность | Иранский |
Политическая партия |
|
Супруг | Азам (Алия) Рухани |
Дети | 7, включая Али Мотаххари |
Родственники | Али Лариджани (зять) |
Подпись | |
Богословская работа | |
Религия | ислам |
Номинал | Двенадцать шиитов |
Школа | Джафари |
Основные интересы | Исламская философия |
Годы активности | 1944–1979 |
Альма-матер | Кумская семинария Тегеранский университет |
Преподавал в | Тегеранский университет |
Под влиянием | |
Под влиянием | |
Мортеза Мотаххари ( персидский : Мортеза Мотаххари , также латинизированный как «Мортеза Мотаххари»; 31 января 1919 г.) [ 3 ] — 1 мая 1979) — иранский учёный -двунадесятник шиитский , философ, преподаватель. Считается, что Мотаххари оказал важное влияние, среди прочего, на идеологии Исламской Республики . [ 4 ] Он был соучредителем Хоссейние Эршад и Ассоциации боевого духовенства ( Jāme'e-ye Rowhaniyat-e Mobarez ). Он был учеником Рухоллы Хомейни во время правления шаха и сформировал Совет Исламской революции по просьбе Хомейни. На момент убийства он был председателем совета. [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Мотаххари родился в Фаримане . Год рождения неизвестен; при этом в некоторых источниках указан 1919 год, а в других - 1920 год. [ 6 ] Он посещал Хаузу Кума с 1944 по 1952 год, а затем уехал в Тегеран . [ 7 ] Его дед был выдающимся религиоведом в провинции Систан , и, поскольку он путешествовал со своей семьей в провинцию Хорасан , имеется мало информации о его систанийском происхождении. [ 8 ] Его отец шейх Мохаммад Хоссейни также был выдающейся фигурой в своей деревне Фариман, пользовавшейся уважением людей. Его считали одним из учеников Ахунда Хорасани , кроме того, им восхищался аятолла Мараши Наджафи . [ 9 ]
Образование
[ редактировать ]В 5 лет Мортеза Мотаххари пошел в школу, не предупредив родителей. К двенадцати годам он изучил предварительные исламские науки у своего отца. Он также учился в семинарии Мешхеда и проучился там два года в школе Абд уль-Хана вместе со своим братом. Но его учеба в семинарии Мешхеда осталась незаконченной из-за проблем, с которыми столкнулась его семья, которые вынудили его вернуться в Фариман, чтобы помочь им. [ 10 ]
По словам самого Мотаххари, за этот период он смог изучить большое количество исторических книг. Именно в этот период он столкнулся с такими мировоззренческими вопросами, как проблема Бога. Он считал Ага Мирзу Махди Шахида Разави выдающимся мастером рациональных наук. Он решил отправиться в Кум в 1315 году ( календарь солнечной хиджры ). [ 11 ]
В конце концов он поселился в школе Фейзи в Куме . Он изучал книги «Кифая» и «Макасеб» по шиитской юриспруденции под руководством аятоллы Сайеда Мохакека Язди, широко известного как Дамад. Он также участвовал в лекциях Ходжата Куха Камарехея и искал знаний у Садра ад-Дина ас-Садра , Мохаммада Таки Хансари, Голпайгани, Ахмада Хансари и Наджафи Мараши. [ 11 ]
Когда аятолла Боруджерди эмигрировал в Кум, Мотахари смог принять участие в его курсах по основам юриспруденции . Аятолла Монтазери был его одноклассником в этот период. [ 11 ]
Позже Мотаххари эмигрировал в Исфахан из-за жаркого климата Кума . Там он познакомился с Хаджем Али Ага Ширази, который был учителем Нахдж аль-Балага в 1320 году ( календарь солнечной хиджры ), которого Мотаххари всегда описывал с почтением. [ 11 ] Позже он поступил в Тегеранский университет , где преподавал философию в течение 22 лет. В период с 1965 по 1973 год он также регулярно читал лекции в Хоссейние Эршад в Северном Тегеране.
Мотаххари написал несколько книг по исламу , Ирану и историческим темам. Его упор был сделан на преподавании, а не на писательстве. Однако после его смерти некоторые из его учеников работали над записью его лекций и публикацией их в виде книг. По состоянию на середину 2008 года издание «Садра Публикация» опубликовало более шестидесяти томов Мотаххари. О Мотаххари написано около 30 книг или процитировано из его речей.
Мортеза Мотаххари выступал против того, что он называл группами, которые «зависят от других школ, особенно материалистических школ», но представляют эти «иностранные идеи с исламскими символами». В статье, опубликованной в июне 1977 года, он написал, чтобы предупредить «всех великих исламских авторитетов» об опасности «этих внешних влиятельных идей под предлогом и знаменем ислама». Предполагается, что он имел в виду Народных моджахедов Ирана и Группу Фуркан . [ 12 ]
Мотаххари был тестем бывшего секретаря Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани . [ 13 ] Именно по совету Мотахари Лариджани переключился с информатики на западную философию для учебы в аспирантуре.
В его честь была переименована главная улица Тегерана, ранее известная как Тахте Тавус ( «Павлиний трон »). Улица Мортеза Мотахари соединяет улицы Сохреварди и Валиаср , две главные улицы Тегерана.
Деятельность во время исламской революции
[ редактировать ]История Иранская революция |
---|
Во время борьбы с шахским режимом Мортеза Мотаххари внес свой вклад в создание новых исламских дискурсов. [ 14 ] Кроме того, он был среди тех, кто обсуждал условия Марджи после смерти аятоллы Бруджерди . Он написал книгу « Взаимные услуги Ирана и ислама» в таком духе. [ нужны разъяснения ] состояние. Также его работы оказали важное влияние на расширение движения религиозной реформы в первые дни революции. Его работы в основном состояли из традиционных исламских и шиитских идей. [ 15 ] По этому случаю он написал эссе об оживлении религиозной мысли. Написав «необходимость откровенности в религиозном руководстве», он стремился показать молодежи привлекательность ислама. [ 16 ] [ 17 ]
Мнения
[ редактировать ]Мортеза Мотаххари выразил свое мнение по различным специальностям и дисциплинам, таким как философия, религия, экономика, политика и т. д. Мотаххари и Шариати считались двумя выдающимися фигурами во время исламской революции в Иране . Он подчеркнул важность исламской демократии для подходящей политической структуры. [ 18 ]
Мотаххари также признал фитру истиной человека. По его словам, фитра – это постоянное и неизменное качество человеческой природы. Фактически, он считал, что фитра играет роль посредника в отношениях Бога и человека. Также он считал, что Имам был совершенным человеком, демонстрирующим высокий уровень человеческой духовности. Имам также характеризуется как религиозный лидер. Его длинная сноска к «книге принципов философии и метода реализма» Мухаммада Хусейна Табатабаи была направлена против исторического марксизма . [ 19 ] Также он считал, что Вали-э-факих имел право только контролировать, а не управлять. [ 20 ] Он также утверждал, что это решение было одним из политических аспектов деятельности имама в обществе. [ 21 ] Он утверждал, что между наукой и религией нет конфликта, поскольку он считал, что наука как наука не вступает в конфликт и не бросает вызов метафизике. Он считал, что квазиконфликт между наукой и религией происходит с точки зрения их языка, а не их самих. [ 22 ]
Разработка
[ редактировать ]Мотаххари также выразил взгляды на развитие и соответствующую идеологию. По его словам, свобода, культура и ментально-культурная революция являются принципами развития. Он также ссылается на некоторые элементы, характеризующие развитое общество. Этими факторами являются независимость, знание и трансцендентность. Также, по мнению Мотаххари, развитие происходит из культурной самостоятельности, очищения культурных источников и логического и осторожного общения с Западом . Мотаххари верил в развитие человеческих ресурсов, но он также считал, что экономика - это не цель, а всего лишь условие развития. [ 18 ]
Равенство
[ редактировать ]Как отметил аятолла Мортеза Мотаххари в 1975 году, фраза «равные права» означает нечто иное, чем то, что обычно понимается в западном мире. Он пояснил, что мужчины и женщины изначально разные и поэтому пользуются разными правами, обязанностями и наказаниями. [ 23 ]
Фикх
[ редактировать ]Мотаххари считал, что вечность ислама обеспечивается фикхом . Он считал, что фикх наряду с характером иджтихада может быть важным моментом для решения проблем разных времен и мест. При использовании иджтихада нет необходимости в новом пророке. [ 20 ]
Свобода
[ редактировать ]Мотаххари определял свободу как отсутствие препятствий. По его словам, препятствия носили двоякий характер. Первое заключалось в том, что препятствие могло ограничивать человека и, кроме того, считалось чем-то, заставляющим человека не делать чего-то. Проще говоря, препятствие может ограничивать и унижать людей. Второй – к вещам, которые снижают восприятие и самоанализ предмета с точки зрения знания. По мнению Мотаххари, помимо осознания устранения препятствий, нам необходимо дать дух свободы. Он анализирует концепцию свободы как права и обязанности. Он считает, что свобода имеет необходимость для человека. Человек должен быть свободен добровольно выбирать свой путь. Он считает, что, в отличие от либералистов, врожденное право имеет своей целью превосходить человека. [ 24 ]
Философия права
[ редактировать ]Как и другие мыслители, Мотаххари считает, что мы должны прежде всего определить понятия. Поэтому он определяет право как доминирование или выигрыш в чем-либо. По праву человек имеет право обладать чем-то, и другие люди должны его уважать. Некоторые из прав такие, как право родителей на своих детей или права мужа и жены по отношению друг к другу. Мотаххари разделил правых на две группы. Первая группа — это экзистенциальные права или таквини, а вторая — религиозные права или ташрии. первое есть реальное отношение между человеком и объектом, а второе определяется согласно первому. Он знал право как потенциальную оценку для человека. Фактически право связано с приоритетом кого-либо в чем-либо. Его интересует вопрос о том, основаны ли права и владения на человеке как таковом или на человеке с точки зрения его пребывания в обществе? Он считает, что, несомненно, право существовало до общества. В отличие от Джона Остина (философа права) Мотаххари считает, что существует взаимная связь между правом и ответственностью ( Хак ва Таклиф ). Мотаххари считает, что теория естественного права является рациональной и имеет важное значение для человечества. По его мнению, основой естественной теории права является то, чтобы мир имел цель и стремился, наконец. На основе принципа наличия цели Бог творит мир ради человеческого рода, и они имеют потенциальное право изменять мир, поэтому человеческий род имеет право до появления в обществе. [ 25 ]
Философия религии
[ редактировать ]Мотаххари обращается к понятию «мактаб» или школы, когда он намеревается дать определение слову «религия». По его мнению, мактаб - это продуманная дисциплинированная система, включающая идеологию и взгляды с точки зрения этики, политики, экономики, гражданского права и т. д. Наконец, он определяет религию как совокупность знаний, дарованных человеку ради его руководства, а также религию совокупность убеждений, морали, индивидуальных и коллективных суждений. Следовательно, он знает религию и ее учение как убеждения, мораль и суждения. Также Мотаххари считает, что сфера религии вообще не ограничивается жизнью, а касается загробной жизни. Он считает, что ислам как религия соответствует жизни человека и отрицать это невозможно. [ 26 ]
Западная философия
[ редактировать ]Дариуш Шайеган считает, что Мотаххари перепутал гегелевскую мысль и . цитаты Стейса в конфронтации с Гегелем По мнению Шайгана, поскольку каждый из Мотаххари и Гегель принадлежит к разным парадигмам, между ними нет общего мира. [ 27 ]
Эпистемология
[ редактировать ]Он считал марксизм большой угрозой для молодежи и революции Ирана , поэтому пытался критиковать марксизм вместе с такими пионерами, как Али Шариати. Также его комментарий к книге Муллы Садры оказал влияние на многих ученых. Кроме того, он также подчеркнул социальные, культурные и исторические особенности религиозного знания. Мотаххари утверждал, что если кто-то сравнивает фетвы, принадлежащие разным юристам, и в то же время рассматривает их жизнь и уровень знаний, то становится ясно, что предпосылки юристов и их знания повлияли на их знания. По его словам, по этой причине мы наблюдаем, что фетва, принадлежащая арабу, имеет арабский оттенок, а фетва, принадлежащая неарабам, имеет оттенок аджама. Также Он пытался сравнить Коран с природой. Он также считал, что современные интерпретации Корана значительнее, чем древние интерпретации ислама, потому что будущее поколение будет лучше понимать Коран, а также глубже его понимать. Но в то же время он не верит в эпистемологический плюрализм. [ 28 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]1 мая 1979 года Мортеза Мотаххари был застрелен в Тегеране после того, как покинул позднее собрание в доме Ядоллы Сахаби . [ 29 ] группа Фуркан . Ответственность за убийство взяла на себя [ 29 ] Предполагаемым убийцей был основатель группировки Акбар Гударзи. [ 30 ]
День учителя (смерть Мотахрая)
[ редактировать ]В связи со смертью Мортезы Мотахари (убитого группой Форкан ) 12-й Ордибехешт (второй месяц календаря солнечной хиджры ) был назван в календаре Исламской Республики Иран «Днем учителя». [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Чествование «Дня учителя» проводится в Иране ежегодно в течение недели. [ 34 ]
Музей
[ редактировать ]В 1346 году, в связи с основанием Хоссейнии Эршада и по настоянию его друзей стать ближе к Хосейне, он переехал на улицу Долат в районе Голхака . За 9 лет проживания в этом доме (с 1346 по 1355 год), которые были самыми продолжительными по сравнению с остальными годами его проживания в Тегеране, он написал в этом доме большую часть своих произведений. Дом построен на двух этажах, на первом этаже находятся рукописи и личные вещи Шахида Мотахари, а на втором этаже – книги этого мученика. Музей Шахида Мотахари был основан в 2007 году. Выявление, сбор, систематизация, представление и сохранение работ мастера – одна из основных целей становления музея этого исторического дома. Предоставление подходящего пространства и среды для исследователей, намеревающихся изучать работы Мастера Мотаххари, также было одной из причин для чтения второго этажа этого дома. Проведение семинаров и встреч по тематике магистерских работ – одна из важнейших групповых программ этого дома-музея, которая проводится несколько раз в течение года. [ 35 ]
Награды
[ редактировать ]- Премия ЮНЕСКО , 1965 год. [ 36 ]
Работы/Публикации
[ редактировать ]Он «автор более пятидесяти книг, посвященных теологии и философии, а также практическим вопросам, таким как сексуальная этика, ростовщичество и страхование». [ 37 ] некоторые из них включают:
- Таухид (монотеизм)
- Мортеза, Мотаххари (2001). Свет внутри меня . Публикации Ансарияна. п. 368. ИСБН 978-9-644-38301-4 . Проверено 30 июня 2023 г.
- Мортеза, Мотаххари (2003). Права женщин в Исламе . Исламская семинария в Париже. ISBN 978-2-950-51575-9 . Проверено 30 июня 2023 г.
- Мортеза, Мотаххари (1985). Основы исламской мысли: Бог, человек и Вселенная . Мизан Пресс. п. 235. ИСБН 978-0-933-78215-0 . Проверено 29 июня 2023 г.
- Адл-е- Элахи (Божественное правосудие)
- Нубувва (Капюшон Пророка)
- Маад («Возвращение», книга по исламской эсхатологии )
- Хамасе-э-Хусайни (Хусейнский эпос)
- Сейри дар Нахдж аль-Балага (Путешествие через Нахдж аль-Балага )
- Сейри дар сирей'е а'емейе ат-хар (Путешествие по поведению очищенных имамов )
- Сейри дар сирей'е набави (Путешествие по пророческому поведению)
- Инсан -э- Камель (Совершенный человек)
- Пайамбар-э- Омми (Необразованный пророк)
- Осул-е Фальсафа варавеш-е-Реализм ( Основы философии и метод реализма )
- Шарх-е-Манзуме (Толкование составленного муллой Хади Сабзавари стихотворного изложения Муллы Садры , Трансцендентной теософии )
- Имамат ва Рахбари ( Имамат и лидерство)
- Дах Гофтар (Сборник из 10 эссе Мотахари)
- Бист Гофтар (Сборник из 20 эссе Мотахари)
- Панздах Гофтар (Сборник из 15 эссе Мотахари)
- Мортеза, Мотаххари (1986). Азади-э-Манави . Ассоциация студентов-мусульман. п. 118. ИСБН 978-0-961-68970-4 . Проверено 30 июня 2023 г. ( Духовные беседы )
- Ашнейаи ба Коран (Введение в Коран)
- Аянде -э- Энглаб -э- Ислами (Будущее Исламской революции)
- Дарс-е- Коран (Урок Корана )
- Эхьяе Тафакор-е-Ислами (Возрождение исламского мышления)
- Ахлаг-э-Дженси ( Сексуальная этика )
- Ислам ва ниажа-йе-джахан (Ислам и требования современного мира)
- Эмдадхайе гейби дар зендеги -э-башар (Скрытый СПИД в жизни человека)
- Энсан ва сарневешт (Человек и судьба)
- Пяндж магале (Пять очерков)
- Образование в Исламе (Образование в Исламе)
- Джазебе ва дафе'айе Али (Притяжение и отталкивание Али)
- Джихад (Священная война ислама и ее легитимность в Коране)
- Хадж (Паломничество)
- Хекмат-ха ва андарз-ха (Мудрость и предостережения)
- Хатемият ( Доктрина Печати Пророчества Мухаммеда )
- Хатм-э-Нобоват (Печать Пророчества)
- Хадамат-е мотекабель-е Ислам ва Иран (Ислам и Иран: историческое исследование взаимных услуг). Книга на 750 страниц, в которой он показывает, какую пользу Иран и ислам принесли друг другу. Он также сказал, что мы не можем отвергать национализм в целом: «Национализм не следует осуждать категорически, и когда он несет в себе положительные качества, он ведет к солидарности, хорошим отношениям и общему благополучию среди тех, с кем мы живем. и это не противоречит исламу». [ 38 ]
- Дастан-е-Растан ( Анекдоты благочестивых людей )
- Даршай Асфар
- Шесть волшебников (Шесть эссе)
- Эрфан-э- Хафез
- Элале Гераеш будет Мадигари
- Фетрат
- Философия и этика
- Фальсафе -йе- Тарих (Философия истории)
- Гиам отправился к Махди
- Колият-е- омуме ислами ( Понимание исламских наук )
- Гофт о гуйе чахар джанебе
- Проблема хиджаба
- Масалай Реба
- Masaleye Shenakht
- Магалате фальсафи (Подборка философских статей Мотахари)
- Могадамейи бар джаханбиние Ислами (Состоит из 6 разных книг, написанных на эту тему)
- Набард -е-ха был напрасным
- Незам-е-хогохе заан дар Ислам
- Назари бар незаме эхтесадие Ислам
- Нагди бар марксизм (Критик марксизма)
- Нехзат-хайе Ислами дар 100 продажа ахир
- Сексуальная этика в исламе и западном мире (английский)
- Вела'ха ва велаят-ха
- Слишком бесплатно
- Айней Джем (Интерпретация стихов Хафеза )
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Рахнема, Али (20 февраля 2013 г.) [15 декабря 2008 г.]. «ДЖАМИИАТ-Э МОТАЛЕФА-ЙЕ ЭСЛАМИ и. Хайата-е Моталефа-йе Ислами 1963–79» . Энциклопедия Ираника . Фаск. 5. Том. XIV. Нью-Йорк: Bibliotheca Persica Press. стр. 483–500 . Проверено 15 марта 2016 г.
- ^ Р. Майкл Финер (2004), Ислам в мировых культурах: сравнительные перспективы , ABC-CLIO, стр. 89 , ISBN 9781576075166
- ^ «IICHS — Институт современных исторических исследований Ирана» .
- ^ Манучехр Ганджи (2002). Бросив вызов иранской революции: от министра шаху до лидера сопротивления . Издательская группа Гринвуд. п. 109. ИСБН 978-0-275-97187-8 . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ Дебаты мусульман Майкл М. Дж. Фишер, Мехди Абеди
- ^ Дабаши, Хамид (28 июля 2017 г.). Теология недовольства: идеологическая основа исламской революции в Иране . Рутледж. ISBN 9781351472357 .
- ^ Касра, Нилофар. «Аятолла Мортеза Мотахари» . ИИЧС . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Первая конференция Мотахари Систани в Забуле http://www.neyzarnews.ir. Архивировано 23 мая 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Насри 1386 , стр. 5–6
- ^ «БИОГРАФИЯ МУЧЕНИКА МОРТЕЗА МОТАХХАРИ» . navideshahed.com.
- ^ Jump up to: а б с д Насри, Абдолла (1386 г.). Итог жизни: обзор идей Мортезы Мотахари . Дафтере Нашре Фарханг. стр. 5–10.
- ^ Давари, Махмуд Т. (1 октября 2004 г.). Политическая мысль аятоллы Муртазы Мутаххари: иранского теоретика Исламского государства . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203335239 .
- ^ Сохраби, Нагме (июль 2011 г.). «Борьба за власть в Иране: возвращение центристов?» (PDF) . Краткое описание Ближнего Востока (53).
- ^ «Иранские личности: аятолла Мортеза Мотахари» . Иранское камерное общество.
- ^ Эшкевари, Хасан Юсефи; Мир-Хосейни, Зиба; Таппер, Ричард (27 июня 2006 г.). Ислам и демократия в Иране: Эшкевари и поиск реформ . ИБТаурис. ISBN 9781845111335 .
- ^ Мирсепасси, Али (12 октября 2000 г.). Интеллектуальный дискурс и политика модернизации: переговоры о современности в Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521659970 .
- ^ Хамид, Дабаши (2006). «Мортеза Мотаххари: главный идеолог исламской революции». Теология недовольства . Рутледж. стр. 147–215. дои : 10.4324/9781315135519-4 . ISBN 978-1-315-13551-9 . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мовахеди, Масуд; Сиуки, Джафар Фахими; Шакери, Мохсен (сентябрь 2014 г.). «Анализ современных теорий развития Исламской Республики Иран» . Академический журнал исследований в области экономики и менеджмента . 2 (9): 42–48. дои : 10.12816/0006595 . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Шахибзаде, Ядулла (июнь 2016 г.). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. ISBN 9781137578259 .
- ^ Jump up to: а б Гобадзаде, Насер; Кубадзада, Насир (1 декабря 2014 г.). Религиозная светскость: теологический вызов Исламскому государству . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199391172 .
- ^ Сурдыковска, Сильвия (2012). Мученичество и экстази: тренировка эмоций в иранской культуре . Издательство Кембриджских ученых. п. 179. ИСБН 978-1-4438-3953-2 .
- ^ Связь науки и религии согласно Мотаххари, Мухаммад Хосейн Махдави Неджад, журнал юридических расследований, номер: 6-7, 1381 солнечный год, на персидском языке.
- ^ Букар, Элизабет М. (15 февраля 2011 г.). Творческий конформизм: феминистская политика американских католичек и иранских шиитских женщин . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 978-1589017528 . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ Исход жизни, Обзор идей Мортезы Мотаххари. стр.455-475. том 1, 1386 солнечный, Абдулла Насри
- ^ Исход жизни, Обзор идей Мотаххари. стр. 401-410.том 1, 1386 солнечный.
- ^ Ряз Ахмаддар, религия, политическая и социальная система Мотахари и Икбала Лахури, журнал Tolou Magazine, 2007, 21, 6.
- ^ Шайеган, Дариус (1 января 1997 г.). Культурная шизофрения: исламские общества противостоят Западу . Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815605072 .
- ^ Бехруз Гамари-Тебризи , Абдолкарим Соруш, Оксфордский справочник по исламу и политике, под редакцией Джона Л. Эспозито и Эмада Эль-Дина Шахина, дата онлайн-публикации: декабрь 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Никазмерад, Николай М. (1980). «Хронологический обзор иранской революции». Иранские исследования . 13 (1/4): 327–368. дои : 10.1080/00210868008701575 . JSTOR 4310346 .
- ^ Сахими, Мохаммед (30 октября 2009 г.). «Сила за сценой: Хойниха» . ПБС . Проверено 3 августа 2013 г.
- ↑ Празднование Дня учителя Farsnews.ir Получено 4 мая 2020 г.
- ↑ День, когда дважды был назван «Днем учителя» bbc.com, дата обращения 5 мая 2020 г.
- ^ Празднование Дня Учителя, Мортеза Мотахари [ постоянная мертвая ссылка ] irinn.ir Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ День учителя в разных странах; Иран (Мортеза-Мотахари) isna.ir Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Дом-музей Шахида Мотахари
- ^ Вспоминая аятоллу Мортезу Мотахари. Архивировано 25 февраля 2012 года в Wayback Machine ABNA.
- ^ Фарханг Раджаи, Исламизм и модернизм: меняющийся дискурс в Иране , University of Texas Press (2010), стр. 128
- ^ Фарханг Раджаи, Исламизм и модернизм: меняющийся дискурс в Иране , University of Texas Press (2010), стр. 129
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1919 рождений
- 1979 смертей
- Убийства 1979 года в Азии
- Политики из Мешхеда
- Иранские аятоллы
- Иранские писатели
- Исламские философы
- Политики Ассоциации боевого духовенства
- Люди иранской революции
- Убитые иранские политики
- Смерти от огнестрельного оружия в Иране
- В Иране убиты люди
- Жертвы иранского терроризма
- Иранские революционеры
- Политики Исламской коалиционной партии
- Члены Совета Исламской революции
- Люди, убитые группой Форкан
- Иранские философы ХХ века
- Выпускники факультета теологии и исламоведения Тегеранского университета
- Иранские исламисты
- Шиитские исламисты
- Лауреаты Зала славы иранской науки и культуры в области теологии
- Мортеза Мотаххари
- Выпускники Кумской семинарии
- Азиатские политики убиты в 1970-х годах
- Политики убиты в 1979 году.
- Иранские республиканцы