Безверие в Индии
Часть серии о |
Неверие |
---|
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Октябрь 2023 г. ) |
Около 0,7 миллиона человек в Индии не указали свою религию в переписи 2001 года и были отнесены к категории «религия не указана». Они составляли 0,06% населения Индии. Их число значительно увеличилось в четыре раза: с 0,7 миллиона по переписи 2001 года до 2,9 миллиона по переписи 2011 года (0,24% населения Индии) при среднегодовом темпе 15%. [1] [2] [3] Согласно отчету WIN-Gallup Global Index of Religion and Atheism за 2012 год, 81% индийцев были религиозными, 13% были нерелигиозными, 3% были убежденными гапеджакистами, а 3% были не уверены или не ответили. [4] в то время как демографическое исследование, проведенное издательством Кембриджского университета в 2004 году, показало, что около 2–6% индийцев считают себя атеистами или нерелигиозными людьми. [5]
Атеизм и агностицизм имеют долгую историю в Индии и процветают в движении Шрамана . Индийские религии, такие как джайнизм , индуизм и буддизм, считают атеизм приемлемым. [6] [7] [8] Сомнение укоренилось даже в индийской духовной культуре. [9]
Индия дала миру несколько выдающихся политиков-атеистов и социальных реформаторов . [10]
История
[ редактировать ]Древняя Индия
[ редактировать ]Известно, что несколько движений шрамана существовали в Индии до VI века до нашей эры (до Будды, до Махавиры), и они повлияли как на традиции астики, так и настики индийской философии. [11] [12] Мартин Уилтшир говорит, что традиция Шрамана развивалась в Индии в два этапа: стадия Пачекабудды была традицией отдельного аскета, а стадия Саваки была традицией учеников. Буддизм и джайнизм в конечном итоге выросли из этих двух стадий как разные религии. [13] Эти традиции опирались на уже устоявшиеся брахманские концепции, утверждает Уилтшир, для формулирования своих собственных доктрин. [13] Реджинальд Рэй соглашается с тем, что движения шрамана уже существовали и были устоявшимися традициями в Индии до VI века до нашей эры, но не согласен с Уилтширом в том, что они не были сектантскими до прибытия Будды. [11]
Школы философии
[ редактировать ]В индийской философии существуют шесть основных ортодоксальных ( астика ) школ индуистской философии — ньяя , вайшешика , самкхья , йога , мимамса и веданта , а также пять основных неортодоксальных ( настика ) школ шраманы — джайнская , буддийская , адживика , аджняна и чарвака. . [14] Четыре наиболее изученные школы настики , отвергающие учение Вед , — это джайнизм , буддизм , чарвака и адживика . [15]
чарвака
[ редактировать ]Не существует ни рая, ни окончательного освобождения, ни какой-либо души в другом мире. И действия четырех классов, сословий и т. д. не производят какого-либо реального эффекта.
Школа Чарвака возникла в Индии примерно в VI веке до нашей эры. [18] Она классифицируется как школа настика . Это примечательно как свидетельство материалистического движения в древней Индии. [19] Последователи этой школы принимали пратьякшу (восприятие) только как достоверное прамана (доказательство). Они считали другие праманы, такие как шабда (свидетельство), упамана (аналогия) и анумана (вывод), ненадежными. [20] В результате восприятие не могло поддерживать существование Бога или души (тман). Они также считали, что все состоит из четырех элементов : земли, воды, воздуха и огня. Чарваки стремились наслаждаться жизнью и избавляться от физической боли. Таким образом, их можно считать гедонистическими . [21] Все оригинальные тексты Чарваки считаются утерянными. [22] Часто цитируемая сутра ( Бархаспатия-сутры ) Брихаспати, считающегося основателем школы, считается утерянной. [23] «Таттвопаплавасимха » ( Джаяраши Бхатты 8 век н.э.) и «Сарвадаршанасанграха» ( Мадхавачарьи 13 век) считаются важными второстепенными текстами чарваки. [21]
Санкхья
[ редактировать ]Санкхья — это школа астики, но в ней есть некоторые атеистические элементы. Санкхья — это радикально дуалистическая философия. [24] Они считали, что два онтологических принципа — пуруша (сознание) и пракрити (материя) — лежат в основе вселенной. [24] [25] Целью жизни считается отделение чистого сознания от материи ( кайвалья ). [24] Рассуждения в рамках этой системы привели к философии Нир-ишвара санкхья ( санкхья без Бога), которая считала существование Бога ненужным. [26] Существует противоположное рассуждение, признающее Бога, называемое Шешвара Санкхья ( Сангхья с Богом). [27] Санкхья Карика ( ок. 350 г. н. э .) — самый ранний известный систематический текст этой философии. [24]
Мимамса
[ редактировать ]Мимамса (что означает толкование ) [24] это также школа астика . Они считали, что Веды не имеют автора и являются самодостоверными. Они не принимали Веды как сочиненные каким-либо риши (святым), считали их никем не автором ( апаурушея ). Они признавали второстепенных божеств Вед, но сопротивлялись любому представлению о Верховном Создателе. Они сосредоточились только на поддержании риты (порядка), следуя предписаниям Вед. Основополагающим текстом этой школы является « Мимамса-сутра» ( Джаймини ок. 200 г. до н.э. – 200 г. н.э.). [24]
Адживика
[ редактировать ]Адживика — еще одна школа настики с атеистическим мировоззрением. Ни одно из их Священных Писаний не сохранилось, и существует некоторый вопрос относительно того, точны ли сообщения о них во вторичных источниках (часто враждебных). Они верили в натуралистическую теорию атома и считали, что последствия естественных законов привели к детерминистической Вселенной. Они отрицали карму , но поддерживали атман . Они жили аскетическими общинами и существовали на юге Индии как минимум до 14 века.
Буддизм и джайнизм
[ редактировать ]Джайнизм отвергает идею божества-творца, ответственного за проявление, создание или поддержание этой вселенной. Согласно джайнской доктрине, Вселенная и ее составляющие (душа, материя, пространство, время и принципы движения) существовали всегда . Универсальные законы природы управляют всеми компонентами и действиями, поэтому нематериальное существо, такое как Бог, не может создать материальное существо, такое как Вселенная. Джайнизм предлагает сложную космологию , включая небесных существ (дэвов), но эти существа не рассматриваются как творцы; они подвержены страданиям и изменениям, как и все другие живые существа, и в конечном итоге должны умереть. Джайны определяют благочестие как неотъемлемое качество любой души, характеризующееся бесконечным блаженством, бесконечной силой, Кевала Джняной (чистым бесконечным знанием), [28] и совершенный мир. Однако эти качества души подавляются кармой души . Того, кто достигает этого состояния души посредством правильной веры, правильного знания и правильного поведения, можно назвать богом. Это совершенство души называется кевалин. Таким образом, душа становится освобожденной душой – освобожденной от страданий, циклов перерождений, мира, кармы и, наконец, от тела. Это называется мокша .
Гаутама Будда отверг существование божества-творца . [29] [30] отказался поддержать многие взгляды на творение, [31] и заявил, что вопросы о происхождении мира в конечном итоге бесполезны для прекращения страданий . [32] [33] Вместо этого буддизм подчеркивает систему причинных связей, лежащую в основе вселенной, пратитьясамутпада , которая составляет дхамму и источник просветления. Никакой зависимости явлений от сверхъестественной реальности не утверждается для объяснения поведения материи.
Философы и древние тексты
[ редактировать ]Аджита Кесакамбали был философом- материалистом . Он упоминается в Саманьяпхала Сутте . Он отверг богов, загробную жизнь и карму. [34] Паяси — персонаж, называемый принцем, который появляется в буддийском тексте Дигха Никайя в Паяси Сутте . Он не верил ни в перерождение, ни в карму. Он спорил с Кассапой , учеником Будды, и проиграл, согласно буддийским источникам. [35] [36]
Речь Джабали из Рамаяны
[ редактировать ]В индуистском эпосе «Рамаяна» ( Айодхья Кханда ), когда Бхарата идет в лес, чтобы убедить Раму вернуться домой, его сопровождает софист [37] называется Джабали (« जाबालिः »). Джабали использует нигилистический подход. [38] рассуждения, чтобы убедить Раму. Он также говорит, что ритуалы – это пустая трата еды, а писания написаны умными людьми для того, чтобы люди раздавали милостыню. Но Рама называет его отклонившимся от пути дхармы (« धरमपथात »), отказывается принять его взгляды « настика » и обвиняет собственного отца в том, что тот взял Джабали на службу. [39] Он также приравнивает Будду к вору. [39] Услышав ответ Рамы, Джабали отказывается от своих заявлений, говоря, что он просто рассуждал как нигилист. [38] Однако эти стихи, относящиеся к Будде [40] считаются более поздней интерполяцией , поскольку в этих стихах используется другой размер . [40] [41]
Инцидент с Чарвакой в Махабхарате
[ редактировать ]Персонаж, описанный как Чарвака, ненадолго появляется в Махабхарате (в Шанти Парве ). Когда Юдхиштхира входит в город Хастинапур , брамин по имени Чарвака обвиняет его в убийстве своих родственников и говорит, что он пострадает за это. Обвинителем оказывается замаскированный ракшас , друг Дурьодханы . Он существовал со времен Сатья-юги благодаря дару бога Брахмы , заключавшемуся в том, что его можно было убить только тогда, когда он проявлял презрение к браминам. Он был убит другими браминами во время пения священных гимнов, и Юдхиштхиру заверили, что его действия соответствуют кодексу кшатриев . [42] Это событие может быть возможной клеветой на философию Чарваки . [43]
Средневековая Индия
[ редактировать ]В 9 веке нашей эры джайнский философ Джинасена написал Махапурану . В книге есть следующие часто цитируемые слова: [44]
Некоторые глупцы заявляют, что мир создал Творец. Учение о сотворении мира опрометчиво и должно быть отвергнуто. Если Бог сотворил мир, где он был до сотворения? Если вы говорите, что тогда он был трансцендентным и не нуждался в поддержке, то где он сейчас?
Эта цитата также была позже использована в Карла Сагана книге « Космос» . [45] В 14 веке философ Мадхавачарья написал « Сарва-даршана-санграха» , представляющую собой сборник всех индийских философий, включая чарваку , которая описана в первой главе. [17]
Современная Индия
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]Между 1882 и 1888 годами Мадрасское светское общество издавало журнал под названием «Мыслитель» ( Tattuvavivesini на тамильском языке ) из Мадраса . В журнале публиковались статьи анонимных авторов и переиздавались статьи из журнала Лондонского светского общества, к которому Мадрасское светское общество считало себя связанным. [46]
20 век
[ редактировать ]В Индии двадцатого века также наблюдались многочисленные тенденции спиритуализма, которые отдавали предпочтение духовности над религией и ритуалами. [9]
Перияр Э.В. Рамасами (1879–1973) — атеист и рационалист, лидер Движения самоуважения и Дравидара Кажагама . [9] Его взгляды на безверие основаны на искоренении кастовой системы, считая, что для достижения ее уничтожения необходимо отрицать религию.
Винаяк Дамодар Саваркар (1883–1966) был выдающимся индуистским националистическим лидером движения за независимость Индии . Он также был атеистом и убежденным рационалистом. [47] который не одобрял ортодоксальную индуистскую веру, считая поклонение коровам суеверием. [48] Для него быть индуистом было культурной и политической идентичностью.
Джавахарлал Неру Индии, (1889–1964), первый премьер-министр был индуистским агностиком и самозваным научным гуманистом . [49] В своей автобиографии «На пути к свободе» (1936) он написал своих о взглядах на религию и суеверия. [50]
Мегнад Саха атеистом, (1893–1956) был астрофизиком- наиболее известным благодаря разработке уравнения Саха , используемого для описания химических и физических условий в звездах.
Бхагат Сингх (1907–1931), индийский революционер и социалист-националист, повешенный за применение насилия в отношении британских правительственных чиновников, был убежденным атеистом. Свои взгляды он изложил в эссе « Почему я атеист », написанном в тюрьме незадолго до казни. [51]
Гопараджу Рамачандра Рао (1902–1975), более известный под псевдонимом «Гора», был социальным реформатором, антикастовым активистом, атеистом и учеником Махатмы Ганди . Он и его жена Сарасвати Гора (1912–2006), которая также была атеисткой и социальным реформатором, основали Атеистический центр в 1940 году. [52] Атеистический центр — это институт, работающий над социальными изменениями. [53] Гора изложил свою философию позитивного атеизма как образа жизни. [52] Позже он больше написал о позитивном атеизме в своей книге 1972 года « Позитивный атеизм» . [54] Гора также организовал первую Всемирную атеистическую конференцию в 1972 году. Впоследствии Атеистический центр организовал несколько Всемирных атеистических конференций в Виджаяваде и других местах. [53]
Кхушвант Сингх (1915–2014), выдающийся и плодовитый писатель сикхского происхождения, был откровенно нерелигиозным.
Основанное в 1984 году Общество Таркшил (Общество Рационалистов) — рационалистическая группа, базирующаяся в Пенджабе , Индия . [9] [55]
Махараштра Андхашраддха Нирмулан Самити (Комитет по искоренению слепой веры, CEBF) — организация, занимающаяся борьбой с суевериями в Индии , особенно в штате Махараштра . Он был основан Нарендрой Дабхолкаром в 1989 году. [56]
В 1997 году Федерация индийских рационалистических ассоциаций . была основана [57]
21 век
[ редактировать ]Амартья Сен (род. 1933), индийский экономист , философ и лауреат Нобелевской премии , атеист. [58] что это может быть связано с одной из атеистических школ индуизма и он считает , , Локаятой . [59] [60] [61]
Сандей Сапиенс , преемник Рационалистической Ассоциации Махараштры, [62] активно участвует в развитии научного нрава и искоренении суеверий.
В 2008 году был основан сайт Нирмакта. Позже она стала организацией, целью которой является продвижение свободы мысли и светского гуманизма в Индии. [63]
В 2009 году историк Мира Нанда опубликовала книгу под названием «Рынок Бога» . В нем рассматривается, как индуистская религия приобретает все большую популярность среди растущего среднего класса , поскольку Индия либерализует экономику и принимает глобализацию . [64]
В марте 2009 года в Керале пастырское письмо, обращенное к мирянам опубликовал Совет католических епископов Кералы , призывающее членов не голосовать за политические партии, пропагандирующие атеизм. [65] [66] В июле 2010 года было опубликовано еще одно аналогичное письмо. [67]
10 марта 2012 года Санал Эдамаруку расследовал так называемое чудо в Виле Парле , где статуя Иисуса начала плакать, и пришел к выводу, что проблема была вызвана неисправной канализацией. Позже в тот же день, во время телевизионной дискуссии с некоторыми членами церкви, Эдамаруку обвинил католическую церковь в чудотворстве. 10 апреля Анджело Фернандес, президент Христианского молодежного форума Махараштры, подал в полицию жалобу на Эдамаруку в соответствии со статьей 295А Уголовного кодекса Индии . [68] В июле во время турне по Финляндии друг Эдамаруку сообщил, что его дом посетила полиция. Поскольку преступление не подлежит освобождению под залог , Эдамаруку остался в Финляндии. [69]
В пятницу, 7 июля 2013 года, Нирмакта организовала в Индии первый «День объятий атеиста». Мероприятие было направлено на повышение осведомленности и снижение стигмы, связанной с атеизмом. [70] [71]
20 августа 2013 года Нарендра Дабхолкар , рационалист и участник кампании против суеверий, [72] был застрелен двумя неизвестными во время утренней прогулки. [73]
По словам Султана Шахина, представителя прогрессивного ислама Нью-Эйдж , все больше индийских мусульман сейчас ставят под сомнение свою собственную религию, некоторые считают себя просто культурными мусульманами , а некоторые считают себя даже бывшими мусульманами . [9]
Организация Nastik Nation была основана в 2015 году. Эта организация перевела и опубликовала международный бестселлер « Бог как иллюзия» и «Величайшее шоу на Земле» Ричарда Докинза на многих индийских языках. [74]
17 марта 2017 года Х.Фарук, бывший мусульманин-атеист, был убит мусульманской радикальной группировкой в Коимбаторе. Убийцы Фарука присоединились к их закрытой и скрытой организации бывших мусульман, притворяющихся бывшими мусульманами, которые поняли пустую ложь ислама и Корана. Однажды позже они позвонили Фаруку и сказали, что в одном из их мотоциклов закончился бензин, и ему нужно, чтобы он привез его. Они напали группой и убили его. Сообщается, что причастная к этому группа занималась кражами и грабежами по ночам и распределяла часть этих денег по близлежащим трущобам, как это сделал Мухаммед в шестом веке. [75]
9 января 2021 года Э.А.Джаббар , вольнодумец, атеист и рационалист из Кералы , и исламский проповедник М.М. Акбар участвовали в дебатах по Корану . [76] Обе стороны заявили, что победили другого участника дебатов, хотя четкого вердикта не было. [77]
В августе 2021 года Абдул Хадер Путиянгади, гражданин Индии и рационалист из Кералы , был арестован полицией ОАЭ в 2021 году без залога и приговорен к трем годам тюремного заключения в ОАЭ за критику ислама в социальных сетях на родном языке малаялам . [78] [79]
10 января 2022 года бывший мусульманский рационалист Аниш Джаси из Тамил Наду был арестован без залога за его посты в Facebook, направленные против ислама. [80]
Восстание бывших мусульман Кералы
[ редактировать ]В 2021 году в Керале несколько бывших мусульман сформировали организацию под названием « Бывшие мусульмане Кералы» . [81] Это организация, основанная в 2021 году Э.А. Джаббаром , Лияккатали К.М., Арифом Хусейном и несколькими другими людьми, покинувшими ислам в Керале. [81] Организация оказывает поддержку тем, кто покинул ислам, меньшинству, которое сталкивается с преследованиями со стороны исламского сообщества из-за своего ухода. [82] Организация проводит дебаты с исламскими учеными и фундаменталистами на различные темы. [81] Бывшие мусульмане Кералы отмечают 9 января как день бывших мусульман в память о дебатах Э.А. Джаббара с исламским проповедником М.М. Акбаром , проводя семинары по атеизму и исламу. [82]
Правовой статус, права и законы
[ редактировать ]Атеизм и безбожие официально не признаны в Индии. [ обсуждать ] Отступничество разрешено в соответствии с правом на свободу религии, закрепленным в Конституции . [63] По словам адвоката Асима Сароде, наряду с конституционной свободой религии и совести, свобода выражения мнений помогает защитить атеистов в Индии. [55] Сароде говорит: статья 51A (h) индийской конституции предполагает, что все индийские граждане обязаны прививать «научный характер, гуманизм и дух исследования и реформ». [55] Специальный закон о браке 1954 года разрешает браки людей, не имеющих религиозных убеждений, а также нерелигиозные и неритуальные браки. Однако не существует специальных законов, касающихся атеистов, и в административных целях они считаются принадлежащими к религии своего рождения. [63] Ячейка, в которую должны быть заполнены «каста» и «религия», все еще присутствует во многих формах. Некоторые из этих полей в формах также являются обязательными, и не всегда есть возможность оставить их пустыми. Самый близкий вариант ответа — «Не говорить» или «Другое» в качестве ответа на эти поля. [83]
Рави Кумар, атеист из Харьяны , — еще один человек, который борется и борется за то, чтобы быть официально и юридически нерелигиозным и бескастовым в Индии. Он обратился в суд, чтобы официально объявить себя атеистом, и получил свидетельство, в котором упоминалось, что у него «нет касты, нет религии и нет Бога». Позже судья Высокого суда Пенджаба и Харьяны Теджиндер Сингх Дхиндса заявил, что они превысили свои полномочия, и попросил его вернуть свидетельство; он отказался это сделать. Власти Фатехабадского района, выдавшие сертификат, отозвали его в апреле 2019 года. Кумар планирует продолжить свои усилия по официальному объявлению атеистом. [84] [85]
Снеха Партибараджа, юрист из Веллора, была первым гражданином Индии, получившим официальный сертификат «нет религии, нет касты». [86] Это право она завоевала 5 февраля 2019 года после девятилетней судебной тяжбы. [87] [83] Индийский актер Камаль Хаасан , известный своим атеизмом, поздравил ее в Твиттере с этим достижением. [83]
Законы о разжигании ненависти и безбожие
[ редактировать ]Известные вердикты
[ редактировать ]29 октября 2013 года Высокий суд Бомбея вынес решение в пользу школьного учителя-атеиста из Нашика . [88] Санджай Сальве работал в финансируемой государством средней школе Савитрибай Пхуле с 1996 года. В июне 2007 года во время молитвенного собрания Сальве не сложил руки во время присяги или молитвы. Руководство школы назвало это недисциплинированностью и отказало ему в повышении зарплаты в 2008 году, когда Сальве получил на нее право. Сальве обратился в суд, сославшись на статью 28 (а) Конституции, которая гласит: «Ни одно лицо, посещающее какое-либо учебное заведение, признанное государством или получающее помощь из государственных фондов, не может быть обязано принимать участие в каком-либо религиозном обучении, которое может преподаваться в таких учебных заведениях». учреждении или посещать любые религиозные богослужения, которые могут проводиться в таком учреждении». [89] [90] Суд вынес решение в пользу Сальве и обязал школу выплатить ему взносы к 31 января 2014 года. [91]
23 сентября 2014 года Высокий суд Бомбея постановил, что правительство не может принуждать человека указывать религию в каком-либо документе или форме. Суд также заявил, что любой гражданин имеет право заявить, что он/она не принадлежит ни к какой религии. Решение было принято в ответ на иск об общественных интересах (PIL), поданный Ранджитом Мохите, Кишором Назаре и Субхашем Ранваром, представляющими организацию под названием «Церковь Бога Полного Евангелия», после того, как типография штата Махараштра отказалась выдать им уведомление в газете, в котором говорилось, что они не принадлежал ни к какой религии. Заявители заявили, что в организации насчитывается 4000 членов и что они верят в Иисуса Христа , но не исповедуют христианство или какую-либо другую религию. Отвечая на петицию, Махараштра и центральные правительства заявили, что «ни одна религия» не может рассматриваться как религия в официальных формах. При вынесении приговора суд сослался на статью 25 Конституции, гарантирующую право на свободу совести. [92] [93]
Преследования и нападения
[ редактировать ]По словам Джасванта Зираха из Общества Таркшила , индийцев обычно устраивают атеистические концепции, но обычно это популярные религиозные лидеры и богословы склонны нападать на атеизм, поскольку они склонны беспокоиться о потере своей власти и доходов. [55] Среди индийских мусульманских общин атеисты опасаются негативной реакции: они и их семьи могут столкнуться с социальным бойкотом и остракизмом, в том числе с прекращением их участия в погребальных обрядах своих близких. [55]
Нарендра Наяк , защитник атеизма, заявил, что на него трижды нападали, и его скутер дважды был поврежден, при этом в результате одного из нападений он получил травмы головы. Это вынудило его брать уроки самообороны и носить нунчаку . [94] Дом Мег Раджа Миттера окружила толпа после того, как он разоблачил индуистское молочное чудо , что вынудило его вызвать полицию. [95]
15 марта 2007 года была объявлена награда в размере фунтов стерлингов 700 000 (что эквивалентно 2,1 миллиона фунтов стерлингов или 25 000 долларов США в 2023 году) за атеиста. [96] Бангладешская писательница Таслима Насрин , жившая в Индии, мусульманским священнослужителем по имени Маулана Таукир Раза Хан за то, что якобы написала в своих произведениях уничижительные высказывания в адрес Мухаммеда. [97] В декабре 2013 года иск подал против Насрин в Барейли священнослужитель по имени Хасан Раза Хан за оскорбление религиозных чувств. Насрин якобы написала в Твиттере , что «в Индии преступники, издающие фетвы против женщин, не несут наказания». Раза Хан заявил, что, обвинив священнослужителей в том, что они преступники, Насрин задела религиозные чувства. [98]
2 июля 2011 года дом У. Каланатана, секретаря Керальского Юктивади Сангхама , подвергся нападению в Валликунну храмовые сокровища храма Падманабхасвами для общественного благосостояния. после того, как он по телевидению предложил использовать [99] 20 августа 2013 года был убит Нарендра Дабхолкар , рационалист и участник кампании против суеверий. [73]
16 февраля 2015 года рационалист Говинд Пансаре и его жена подверглись нападению неизвестных вооруженных людей. Позже он скончался от ран 20 февраля. [100] 30 августа 2015 года М.М. Калбурги в своем доме был застрелен ученый-рационалист . Он был известен своей критикой суеверий и идолопоклонства. [101] [102] Вскоре после этого другой рационалист и писатель, К.С. Бхагван , получил письмо с угрозами. Он оскорбил религиозные группы, критикуя Гиту . [103] [104]
В марте 2017 года 31-летний А Фарук, индийский юноша-мусульманин из Коимбатура , ставший атеистом, был убит членами мусульманской радикальной группировки. [105] [106]
Демография
[ редактировать ]Перепись правительства Индии
[ редактировать ]Индийская перепись населения не учитывает атеистов. [10] В переписи населения Индии 2011 года форма ответа требовала от респондента выбрать один из шести вариантов религии. Вариант «Другие» предназначался для второстепенных или племенных религий, а также для атеистов и агностиков . [63]
Данные о религии переписи населения Индии 2011 года были опубликованы в августе 2015 года. Они показали, что около 2 870 000 человек в своих ответах не указали никакой религии, что составляет около 0,27% населения страны. [107] Однако в их число входили атеисты, рационалисты, а также те, кто верил в высшие силы. К. Вирамани , лидер Дравидар Кажагама , сообщил, что впервые в ходе переписи зафиксировано количество нерелигиозных людей. Однако он добавил, что, по его мнению, число атеистов в Индии на самом деле выше, поскольку многие люди из страха не раскрывают свой атеизм. [108]
Различные опросы
[ редактировать ]Мировое исследование ценностей (2006 г.)
[ редактировать ]Согласно Всемирному опросу ценностей 2006 года , проведенному Dentsu Communication Institute Inc, Японским исследовательским центром (2006), 6,6% индийцев заявили, что у них нет религии. [109]
Глобальный индекс религии и атеизма WIN-Gallup
[ редактировать ]Согласно отчету «Глобальный индекс религии и атеизма» за 2005 год, проведенному WIN-Gallup, 87% индийцев были религиозными, а 4% называли себя атеистами. [110] Согласно отчету той же организации за 2012 год, 81% индийцев были религиозными, 13% - нерелигиозными, 3% - убежденными атеистами и 3% не были уверены или не ответили. [4] Опрос Gallup 2022 года показал, что 18% индийцев не верят в Бога, что составляет около двухсот миллионов населения. [111]
Мировоззрение и мнения ученых Индии (2007 г.)
[ редактировать ]В 2007 году Институтом изучения секуляризма в обществе и культуре Тринити- колледжа при помощи Центра исследований (Индия) было проведено исследование под названием «Мировоззрения и мнения ученых Индии». Опрошено 1100 ученых из 130 институтов. Большинство из них идентифицировали себя как светские (59%) или несколько светские (16%), но отказывались называть себя нерелигиозными . 83% определили секуляризм, как он представлен в индийских конституциях, как разделение государства и религии. Но 93% также определили это как толерантность к другим религиозным философиям. 20% приравняли секуляризм к атеизму. Лишь 11% назвали себя совершенно недуховными. Однако, как сообщается, 8% заявили, что откажутся проводить исследования стволовых клеток по религиозным или моральным убеждениям. [112] Ю.С. Раджан прокомментировал это, сказав, что большинство индийцев не чувствуют конфликта между наукой и религией. [113] С другой стороны, Инная Нарисетти, председатель Центра исследований (Индия) и Пушпа Бхаргава , бывший директор Центра клеточной и молекулярной биологии , отметили отсутствие научного характера среди индийских учёных. [114]
Религия среди ученых в международном контексте (2014)
[ редактировать ]В ходе опроса, проведенного Элейн Ховард Эклунд из Университета Райса , было обнаружено, что:
Индия | Великобритания | |
---|---|---|
Ученые, которые идентифицировали себя как нерелигиозные | 6% | 65% |
Ученые, регулярно посещающие религиозные службы (раз в месяц и чаще) | 32% | 12% |
Ученые, которые никогда не посещают религиозные службы | 19% | 68% |
Ученые, которые считают, что во многих религиях существуют основные истины. | 73% | 49% |
Ученые, которые верят в Бога | 27% | 11% |
Ученые, которые верят в какую-то высшую силу | 38% | 8% |
В продолжающемся исследовании приняли участие 1581 учёный из Великобритании и 1763 учёных из Индии. [115]
Известные индийские атеисты
[ редактировать ]- Джавед Ахтар
- Зоя Ахтар
- Фархан Ахтар
- Бхайчунг Бхутиа
- Илеана Д'Круз
- СС Раджамоули
- Раджниш
- Бхагат Сингх
- Пракаш Радж
- Дхрув Рати
- Виджай Сетупати
- Камаль Хаасан
- МК Сталин
- Рам Гопал Варма
- Сатьяджит Рэй
- Амартия Сен
- Доктор Ананд Ранганатан
- Равичандран С
См. также
[ редактировать ]- Атеизм в индуизме
- Свобода религии в Индии
- Законы о разжигании ненависти в Индии
- Неверие
- Религия в Индии
- Религиозный скептицизм
- Светский гуманизм
- Секуляризм в Индии
- Суеверия в Индии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даниял, Шоаиб. «По данным переписи населения 2011 года, число людей без религии увеличилось, но атеистам нечего радоваться» . Прокрутка.в . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись 2011 года в Индии . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г. Проценты рассчитываются на основе численности населения отдельных религий в этом текстовом документе путем деления их от общей численности населения Индии.
- ^ «Данные Всеиндийской религиозной переписи 2011 года» . Правительство Индии . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Глобальный индекс религии и атеизма» (PDF) . WIN-Гэллап. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2012 года . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ Цукерман, Фил (2006). «Атеизм: современные цифры и закономерности». Мартин, Майкл (ред.). Кембриджский спутник атеизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 47–66 . ISBN 9780521842709 .
- ^ Чакраварти, Ситансу (1991). Индуизм, образ жизни . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 71. ИСБН 978-81-208-0899-7 . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Джоши, ЛР (1966). «Новая интерпретация индийского атеизма». Философия Востока и Запада . 16 (3/4). Издательство Гавайского университета: 189–206. дои : 10.2307/1397540 . JSTOR 1397540 .
- ^ Коэн, Сигне (7 апреля 2019 г.). «В Индии 2,9 миллиона атеистов, а в Азии это существует уже несколько столетий» . Печать . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бхарат, Дипа (5 октября 2023 г.). «Нерелигиозная борьба за то, чтобы найти свой голос и место в индийском обществе и политике» . АП Новости . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фил Цукерман (21 декабря 2009 г.). «Глава 7: Атеизм и светскость в Индии» . Атеизм и светскость . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-35182-2 . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Рэй, Реджинальд А. (1994). Буддийские святые в Индии: исследование буддийских ценностей и ориентаций . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195072022 . OCLC 24211851 .
- ^ Николсон, Эндрю Дж. (декабрь 2013 г.). Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии (изд. В мягкой обложке). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231149877 . OCLC 881368213 .
- ^ Jump up to: а б Уилтшир, Мартин Джеральд. (1990). Аскетические фигуры до и в раннем буддизме: появление Гаутамы как Будды . Берлин: Мутон де Грюйтер. ISBN 0899254675 . ОСЛК 22207705 .
- ^ Масих, Якуб (2005). Сравнительное изучение религий . Нью-Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 9788120808157 . OCLC 706614801 .
- ^ Флуд, Гэвин Д. (1998). Введение в индуизм . Foundation Books (1-е издание в мягкой обложке для Южной Азии). [Кембридж, Великобритания]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 8175960280 . OCLC 43575765 .
- ^ Рамкришна Бхаттачарья (2011). Исследования Чарваки/Локаяты . Гимн Пресс. п. 91. ИСБН 978-0-85728-433-4 .
- ^ Jump up to: а б Мадхава (1908). Сарва-даршана-самграха . Проект Гутенберг . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ «Не Бога боится, а человека» . Таймс оф Индия . 15 марта 2015 г.
- ^ Сарвепалли Радхакришнан; Чарльз А. Мур (1957). Справочник по индийской философии (Двенадцатый Принстонский журнал в мягкой обложке, издание 1989 г.). Издательство Принстонского университета. стр. 227–249 . ISBN 0-691-01958-4 .
- ^ Дипак Сарма (2011). Классическая индийская философия: читатель . Издательство Колумбийского университета. п. 4. ISBN 978-0-231-13399-9 .
- ^ Jump up to: а б Юджин Ф. Бэйлс (1987). Готовый справочник по философии Востока и Запада . Университетское издательство Америки. стр. 211 –. ISBN 978-0-8191-6640-1 . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ Уильям М. Индич (2000). Сознание в Адвайта Веданте . Мотилал Банарсидасс. п. 35. ISBN 978-81-208-1251-2 .
- ^ Юджин Ф. Бэйлс (1987). Готовый справочник по философии Востока и Запада . Университетское издательство Америки. стр. 211 . ISBN 978-0-8191-6640-1 . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ричард Кинг (1999). Индийская философия: введение в индуистскую и буддийскую мысль . Издательство Эдинбургского университета. стр. 52, 63. ISBN. 978-0-7486-0954-3 .
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 238.ISBN 978-81-208-0412-8 .
- ^ Дейл Морис Рип (1996). Натуралистическая традиция в индийской мысли . Мотилал Банарсидасс. п. 210. ИСБН 978-81-208-1293-2 .
- ^ Эндрю Дж. Николсон (14 октября 2010 г.). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. стр. 118– . ISBN 978-0-231-52642-5 .
- ^ Сангаве 2006 , с. 164.
- ^ Тхера, Ньянапоника. «Буддизм и идея Бога» . Видение Дхаммы . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
В буддийской литературе часто упоминается и отвергается вера в бога-творца (иссара-ниммана-вада), а также другие причины, ошибочно приводимые для объяснения происхождения мира; как, например, мировая душа, время, природа и т. д. Вера в Бога, однако, отнесена к той же категории, что и те морально-разрушительные ложные воззрения, которые отрицают каммические результаты действий, предполагают случайное происхождение человека и природы, или учить абсолютному детерминизму. Говорят, что эти взгляды совершенно пагубны и приводят к явно плохим результатам из-за их влияния на этическое поведение.
- ^ Подход к Дхамме: буддийские тексты и практики в Южной и Юго-Восточной Азии Энн М. Блэкберн (редактор), Джеффри Сэмюэлс (редактор). Издательство Париятти: 2003 г. ISBN 1-928706-19-3 стр. 129
- ^ Бхикку Бодхи (2007). «III.1, III.2, III.5» . В доступе к знаниям (ред.). Всеохватывающая сеть воззрений: Брахмаджала Сутта . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
- ^ Таниссаро Бхикку (1997). «Ачинтита Сутта: Непредсказуемое» . АН 4.77 . Доступ к информации.
Гипотеза о [происхождении и т. д.] мира — это нечто непредполагаемое, о котором нельзя строить догадки, и которое принесло бы безумие и досаду любому, кто об этом догадывался.
- ^ Таниссаро Бхикку (1998). «Чула-Малункьевада Сутта: Краткие наставления Малункье» . Доступ к информации.
Это все равно, как если бы человека ранили стрелой, густо смазанной ядом. Его друзья и товарищи, родственники и родственники предоставляли ему хирурга, и этот человек говорил: «Я не позволю удалить эту стрелу, пока не узнаю, был ли человек, ранивший меня, благородным воином, священником, торговцем или или рабочий. Он говорил: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю имя и название клана человека, который меня ранил… пока я не узнаю, был ли он высоким, средним или низким… Этот человек умрет». и эти вещи все равно останутся для него неизвестными. Точно так же, если бы кто-нибудь сказал: «Я не буду жить святой жизнью под началом Благословенного, пока он не объявит мне, что «Космос вечен»… или что «После смерти Татхагата ни существует, ни не существует», человек умрет, и эти вещи все равно останутся необъявленными Татхагатой.
- ^ Дэвид Дж. Калупахана (2008). Этика в раннем буддизме . Мотилал Банарсидасс. стр. 16–17. ISBN 978-81-208-3280-0 .
- ^ КР Норман (1983). Палийская литература: включая каноническую литературу на пракрите и санскрите всех школ буддизма Хинаяны . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 40. ИСБН 978-3-447-02285-9 .
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 106.ISBN 978-81-208-0412-8 .
- ^ Сравнительная история идей . Мотилал Банарсидасс. 1992. с. 152. ИСБН 978-81-208-1004-4 .
- ^ Jump up to: а б Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества. 1862. с. 307.
- ^ Jump up to: а б Валмики . «Айодхья Канда». Рамаяна . п. Сарга 108–109.
- ^ Jump up to: а б Махадев Морешвар Кунте (1880 г.). Превратности арийской цивилизации в Индии: очерк, посвященный истории ведического и буддийского государства, объясняющий их происхождение, процветание и упадок . напечатано в Восточной типографии Н.В. Гумре. п. 449 . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ Сануджит Гхош (2004). Легенда о Раме: от древности до дебатов о Джанмабхуми . Библиофил Южной Азии. п. 140. ИСБН 978-81-85002-33-0 .
- ^ Джеймс Л. Фицджеральд (2003). Махабхарата, Том 7: Книга 11: Книга женщин. Книга 12: Книга мира . Издательство Чикагского университета. стр. 255–258. ISBN 978-0-226-25250-6 .
- ^ Арвинд Шарма (2007). Очерки Махабхараты . Мотилал Банарсидасс. п. 309. ИСБН 978-81-208-2738-7 .
- ^ Уоррен Мэтьюз (2011). Мировые религии, 7-е изд . Cengage Обучение. п. 156. ИСБН 978-1-111-83472-2 .
- ^ Карл Саган (1985). «Глава 10» . Космос . Книги Баллантайна. ISBN 978-0-345-33135-9 .
- ^ «По следам истории неизвестной радикальной группировки» . Индус . 5 октября 2013 года . Проверено 7 октября 2013 г.
- ^ Кумар, Прамод (1 января 1992 г.). На пути к пониманию коммунализма . Центр исследований сельского и промышленного развития. ISBN 9788185835174 .
- ^ «Человек, который считал Ганди неженкой» . Экономист . ISSN 0013-0613 . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Санкар Гхош (1993). Джавахарлал Неру, биография . Союзные издательства. п. 332. ИСБН 978-81-7023-369-5 .
- ^ Дейл Макгоуэн (2012). Голоса неверия: документы атеистов и агностиков . АВС-КЛИО. п. 139. ИСБН 978-1-59884-978-3 .
- ^ «К годовщине смерти Бхагата Сингха: «Почему я атеист» » . 23 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Виль Вейгелерс (16 ноября 2011 г.). Образование и гуманизм: связь автономии и человечности . Спрингер. п. 114. ИСБН 978-94-6091-577-2 . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Йоханнес Шарлатан (2011). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 89, 338. ISBN. 978-0-19-981260-8 .
- ^ Робин Э. Леброн (январь 2012 г.). В поисках духовного единства... Могут ли быть точки соприкосновения? . Кроссбукс. п. 532. ИСБН 978-1-4627-1262-5 . Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Торгалкар, Варша (17 мая 2022 г.). «В Индии индуистские националисты смело бросают вызов атеизму» . Служба религиозных новостей . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Какодкар, Приянка (21 августа 2013 г.). «Он не был против Бога, но боролся с эксплуатацией» . Индус . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ «В Индии атеизм находит свой голос» . ДНК Индии . 13 октября 2008 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ «Спорящий индеец» . Ассоциация выпускников Калифорнийского университета . 22 января 2010 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Сен, Амартия (23 ноября 2001 г.). «Мир не разделен четко» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ «Новости и трансляции – Амартья Сен рассказывает о культуре во Всемирном банке» . web.worldbank.org . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ «Rediff на NeT Business News: Рыночная экономика не панацея, - говорит Сен» . rediff.com . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Шарлатан, Йоханнес (2012). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 101–106. ISBN 9780199812608 .
- ^ Jump up to: а б с д «Индийские атеисты ищут признания в стране миллиона богов» . Таймс оф Индия . 30 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2013 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ Уильям Дэлримпл (18 января 2010 г.). «Блеск благочестия» . Перспективы Индии . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ «Не голосуйте за тех, кто проповедует атеизм: церковная организация Кералы» . Индийский экспресс . 24 марта 2009 года . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ «Церковь Кералы произносит проповедь с опросом» . Индуистское бизнес-направление . 12 апреля 2009 года . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ «Церковный удар по атеистическим партиям» . Телеграф . Индия. 26 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2010 года . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ «FIR против рационалиста за сомнение в «чуде» » . Зеркало Мумбаи . 17 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Иисус плакал… ох, это плохая сантехника. Индийский рационалист нацелен на «чудеса» » . Хранитель . 23 ноября 2012 года . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ «Думайте свободно и обнимите атеиста в эту пятницу» . ДНК Индии . 6 июня 2013 года . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ «Обнимите ближайшего к вам атеиста» . Новый Индийский экспресс . 6 июня 2013 года . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Чишти, Сима (21 августа 2018 г.). «Индийский рационализм, Чарвака Нарендре Дабхолкару» . Индийский экспресс .
- ^ Jump up to: а б «Рационалист Дабхолкар застрелен» . Индус . 20 августа 2013 года . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ http://www.nastiknation.org [ только URL ]
- ^ «Молодёжь Тамилнада убита за то, что была атеистом, отец говорит, что он тоже станет им» . 27 марта 2017 г.
- ^ «Верить или нет?» . Таймс оф Индия . 23 января 2021 г.
- ^ « Манодж Джон избран в международную федерацию рационалистов». Газета Матрубхуми. 29 июля 2020 г. Проверено 29 июля 2020 г.» . Ежедневная газета Матрубхуми . 29 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ «Освобождения малаяльского рационалиста добиваются» . Индус . 19 сентября 2021 г.
- ^ «Свободомыслителю из Кералы грозит смертная казнь в тюрьме Дубая, поскольку его обвиняют в богохульстве» . Настик Нация . 26 апреля 2021 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Бывшая мусульманская рационалистка Аниш Джаси арестована полицейскими штата Теннесси за публикации в Facebook об исламе» . «Минута новостей» . 9 января 2022 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бывшие мусульмане Кералы – права и достоинство покинувших ислам» . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Бывшая мусульманская организация набирает обороты в Керале» . Керала Каумуди . 8 января 2022 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Мукерджи, Рака (16 февраля 2019 г.). «Женщина из Тамил Наду стала первой индианкой, получившей сертификат «Нет касты, нет религии» после 9-летней борьбы» . Новости18 . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Атеист» . Индийский экспресс . 27 октября 2019 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Цена, которую этот мужчина из Харьяны платит за то, что стал атеистом – отсутствие работы и социальный бойкот» . Печать . 3 мая 2019 года . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Знакомьтесь, Снеха, первый индиец, получивший сертификат «Нет касты, нет религии»» . одишабайты . 5 февраля 2021 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Познакомьтесь с первой женщиной страны, которая по закону является «кастовой и нерелигиозной» гражданкой – М.А. Снеха: Человек без каст и религии» . Экономические времена . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Учителя нельзя заставить сложить руки во время школьной молитвы: Высокий суд Бомбея» . Таймс оф Индия . 2 ноября 2013 года . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ Конституция Индии, раздел 28 (а). 1950.
- ^ «Помолитесь, что я плохого сделал, — спрашивает учитель-атеист» . Индус . 20 сентября 2013 года . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Высокий суд Бомбея отвечает на молитву учителя-атеиста; просит школу платить взносы» . ДНК Индии . 31 октября 2013 года . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Гражданин может заявить, что он не принадлежит ни к какой религии: Высокий суд Бомбея» . Индия сегодня . 26 сентября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ «Гражданин может заявить, что он не принадлежит ни к какой религии: Высокий суд Бомбея» . Индийский экспресс . 24 сентября 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ «Рационалисты с достоинством и нунчаками борются с суевериями» . Таймс оф Индия . 22 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 25 августа 2013 года . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ «Противостояние в Сумеречной зоне» . Бизнес-стандарт . 30 августа 2013 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ «Таслима в чате IBNLive: «Индия — это не теократия» » . ИБНЛайв . 18 января 2008 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 г. Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ «Мусульманское тело объявляет 5 лакхов за голову Таслимы» . ДНК Индии . 15 марта 2007 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ «Клирик подал в FIR жалобу на твит Таслимы Насрин, направленный против фетвы» . Таймс оф Индия . 6 декабря 2013 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ «Нападение на дом лидера рационалистов» . Индус . 4 июля 2011 года . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ «Рационалист Пансаре мертв» . Декан Вестник . 21 февраля 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Рационалист Калбурги застрелен в Дхарваде» . Новый Индийский экспресс . 31 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Индийский учёный, выступавший против идолопоклонства, застрелен» . Время . 31 августа 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Писатель Бхагван получает письмо с угрозами» . Индус . 10 сентября 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «В Карнатаке другой писатель получил письмо с угрозами после убийства ученого М. М. Калбурги» . НДТВ . 10 сентября 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Джанарданан, Арун (27 марта 2017 г.). «Молодёжь Тамилнада убита за то, что была атеистом, отец говорит, что он тоже станет им» . Индийский экспресс . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Сингх, Рашми (27 марта 2017 г.). «Пока для голосования используются боги, индийских атеистов будут убивать» . ЕжедневноО . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Даниял, Шоаиб (7 сентября 2015 г.). «По данным переписи населения 2011 года, число людей без религии увеличилось, но атеистам нечего радоваться» . Прокрутка.в . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «2,87 миллиона индийцев не имеют веры, впервые показывает перепись населения» . Таймс оф Индия . 27 августа 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Всемирное исследование ценностей (2006 г.), запрошен источник на английском языке » (на японском языке) . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ «Все больше индийцев перестали верить в Бога: опрос» . Таймс оф Индия . 27 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2013 г. . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ https://www.gallup-international.com/fileadmin/_processed_/a/5/csm_07_2a498aad84.jpg . Проверено 20 октября 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Индийские учёные светские, но религиозные: опрос» . МСН . 16 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2013 г. . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ «Мировоззрение и мнения ученых Индии 2007-08 гг.» . Тринити-колледж . Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ «Боже, храни индийскую науку» . Телеграф . Индия. 10 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 г. Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ «Индийские ученые значительно более религиозны, чем британские ученые» . (д) Новости науки . 25 сентября 2014 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йоханнес Шарлатан (2011). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981260-8 .
- Сангаве, Вилас Адинатх (2006). Аспекты джайнской религии . Бхаратия Джнанпитх. ISBN 978-81-263-1273-3 .
- Биндер, Стефан (2020). Тотальный атеизм: светский активизм и политика различий в Южной Индии . Соединенное Королевство: Berghahn Books. ISBN 978-1789206753 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с иррелигией в Индии, на Викискладе?