Майя (мать Будды)
Майя | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | Капилавасту , Шакья Королевство |
Другие имена | Махамайя |
Занятие | Королева Шакья Королевства |
Предшественник | Маленький |
Супруг | Суддходана |
Дети | Сиддхартха Гаутама (Будда) |
Родители) | Анджана (отец), Сулакшана (мать) |
Родственники | Суппабудда и Дандапани (братья), пять сестер, включая Махападжапати Готами. |
Династия | Республика Шакья |
Майя ( / ˈm ɑː ; j ə / , Деванагари : माया , IAST : майя ), также известная как Махамайя и Маядеви , была царицей Шакья и биологической матерью Гаутамы Будды мудреца, на учении которого был основан буддизм . Она была женой Шуддходаны , царя королевства Шакья. Она была сестрой Махападжапати Готами , первой буддийской монахини, рукоположенной Буддой. [ 2 ] [ 3 ]
В буддийской традиции Майя умерла вскоре после рождения Будды, обычно через семь дней, и снова ожила на буддийских небесах - образец, которому, как говорят, следуют при рождении всех Будд. [ 2 ] Таким образом, Майя не воспитывала своего сына, которого воспитывала его тетя по материнской линии Махападжапати Готами. [ 2 ] Однако Майя иногда спускалась с Небес, чтобы дать совет своему сыну. [ 2 ]
Майя означает «умелый создатель» (माया) на санскрите . [ 4 ] Майю также называют Махамайей (महामाया, «Великая Майя») и Майядеви (मायादेवी, «Царица Майя»). По- китайски она известна как Мойэ-фурен (摩耶夫人, «Леди Майя»), по -тибетски она известна как Гютрулма , а по- японски она известна как Майя-бунин ( 摩耶夫人 ) . Кроме того, на сингальском языке она известна как महामाया देवी (Махамайя Деви).
Иконография
[ редактировать ]В буддийской литературе и искусстве царица Майя изображается красивой плодовитой женщиной в расцвете сил.
Ее красота сверкает, как самородок чистого золота.
У нее ароматные кудри, как у большой черной пчелы.
Глаза как лепестки лотоса, зубы как звезды на небесах.
- Из Лалитавистара-сутры.
Хотя иногда ее показывают в других сценах из ее жизни, например, во сне, предсказывающем ее беременность от Гаутамы Будды или с ее мужем королем Шуддходаной, ищущим пророчества о жизни их сына, вскоре после его рождения, она чаще всего изображается во время рождения Гаутамы. событие, которое, как принято считать, произошло в Лумбини на территории современного Тераи . Майю обычно изображают рожающей, стоя под деревом и поднимаясь над головой, чтобы ухватиться за ветку для поддержки. Буддийский ученый Миранда Шоу утверждает, что изображение королевы Майи в вертепе следует образцу, установленному в более ранних буддийских изображениях древесных духов, известных как яксини .
Жизнь Майи
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2024 г. ) |
Майя вышла замуж за царя Шуддходана (пали: Суддходана), правителя Шакья клана Капилвасту . Она была дочерью дяди царя Шуддходханы и, следовательно, его двоюродной сестрой; ее отец был царем Девадахи .
По легенде, в одну ночь полнолуния, спя во дворце своего мужа Шуддходаны , царице приснился яркий сон. Она почувствовала, как четыре дэва (духа) уносят ее к озеру Анотатта в Гималаях. Искупав ее в озере, дэвы облачили ее в небесные одежды, умастили благовониями и украсили божественными цветами. Вскоре после этого появился белый слон, державший в хоботе цветок белого лотоса, и трижды обошел ее вокруг, войдя в ее утробу через правый бок. Наконец слон исчез, и королева проснулась, зная, что ей доставили важное сообщение, поскольку слон является символом величия.
Согласно буддийской традиции, будущий Будда жил как бодхисаттва на небесах Тушита и решил принять форму белого слона, чтобы в последний раз переродиться на Земле. Майя родила Сиддхарту ок. 563 г. до н.э. Беременность длилась десять лунных месяцев. Следуя обычаю, королева вернулась в свой дом на роды. По дороге она сошла со своего паланкина , чтобы прогуляться под деревом Сал ( Шореа робуста ), которое часто путают с деревом Ашока ( Сарака асока ), в прекрасном цветочном саду парка Лумбини , зона Лумбини , Непал. Майя Деви была в восторге от парка и родила стоя, держась за ветку сала. Легенда гласит, что принц Сиддхартха появился справа от нее. Это был восьмой день апреля. По некоторым сведениям, она впервые искупала его в пруду Пушкарини в зоне Лумбини . Но легенда гласит, что дэвы вызвали дождь, чтобы омыть новорожденного ребенка. Позже его назвали Сиддхартхой, «Тот, кто достиг своих целей» или «Достигнутая цель».
Ученые в целом согласны с тем, что в большинстве буддийской литературы утверждается, что Майя умерла через семь дней после рождения Будды, а затем переродилась на небесах Тусита . [ нужна ссылка ] Через семь лет после просветления Будды она спустилась, чтобы посетить рай Таватимса , где Будда позже проповедовал Абхидхарму . ей [ 5 ] Ее сестра Праджапати (пали: Паджапати или Махападжапати Готами) стала приемной матерью ребенка.
После того, как Сиддхартха достиг Просветления и стал Буддой, он на три месяца посетил свою мать на небесах, чтобы выразить почтение и преподавать Дхарму .
Межкультурные аналогии
[ редактировать ]Были проведены некоторые параллели с историей рождения Будды и Иисуса . [ 6 ] З. П. Танди исследовал сходства и различия между историями рождения Будды, написанными Майей, и историями рождения Иисуса, рассказанными Марией , и отметил, что, хотя, возможно, и были сходства, есть и различия, например, Мария переживает Иисуса после его воспитания, но Майя умирает вскоре после того, как рождение Будды, как это делают все матери Будд в буддийской традиции. [ 6 ] Танди не утверждает, что существуют какие-либо исторические свидетельства того, что христианские истории рождения Иисуса были заимствованы из буддийских традиций, но предполагает, что «возможно, пришло время христианским ученым обратиться к буддийской традиции в поисках источников этой идеи». [ 6 ]
Эдди и Грегорио А. Бойд заявляют, что нет никаких доказательств исторического влияния внешних источников на авторов Нового Завета , а некоторые ученые утверждают, что любое такое историческое влияние на христианство неправдоподобно, потому что монотеистические галилеянские евреи первого века не имели бы были открыты для того, что они считали языческими историями. [ 7 ]
-
Сон Майи о слоне во время зачатия Будды в Капилавасту . Санчи
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Царица Майя Деви рожает принца Сиддхарту, будущего Будду Чакьямуни» . Встреча национальных музеев . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Буддийские богини Индии Миранды Шоу (16 октября 2006 г.) ISBN 0-691-12758-1, страницы 45–46.
- ^ История буддийской мысли Э. Дж. Томаса (1 декабря 2000 г.) ISBN 81-206-1095-4 страницы
- ^ Берроу, Т. (1980). «Санскрит «ма-» «Делать, производить, создавать» » . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 43 (2): 311–328. ISSN 0041-977X .
- ^ «Майя» . www.palikanon.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Будда и Христос Захариаса П. Танди (1993), ISBN 90-04-09741-4 , стр. 95–96
- ^ Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптических евангелий Пола Р. Эдди, Грегори А. Бойда (2007), ISBN 0-8010-3114-1 , стр. 53–54
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с царицей Майей, на Викискладе?