Jump to content

Ямато-э

Сцена из «Сказки о Гэндзи» Тоса Мицуоки 17 века. школы Тоса , возрождения стиля

Ямато-э ( 大和絵 ) — стиль японской живописи, вдохновленный картинами династии Тан и полностью развитый к позднему периоду Хэйан . Это считается классическим японским стилем. Начиная с периода Муромати (15 век), термин ямато-э использовался для того, чтобы отличить работы от современных в китайском стиле картин кара-э ( 唐絵 ) , которые были вдохновлены китайской Сун и Юань эпохи живописью .

К характерным особенностям ямато-э относятся множество мелких фигур и тщательное изображение деталей зданий и других объектов, выделение лишь некоторых элементов сцены для полного изображения, остальные либо игнорируются, либо закрываются «плывущим облаком», косой вид сверху, показывающий интерьеры зданий как бы сквозь срезанную крышу, и очень стилизованное изображение пейзажа.

Ямато-э очень часто изображает повествовательные истории, с сопроводительным текстом или без него, но также показывает красоту природы со знаменитыми местами мейсё-э ( 名所絵 ) или четырьмя сезонами сики-э ( 四季絵 ) . Изображения часто находятся на свитках, которые можно повесить на стену ( какэмоно ), на ручных свитках ( эмакимоно ), которые читаются справа налево, или на складной ширме ( бёбу ) или панели ( сёдзи ). Хотя они получили свое название в период Ямато , ни одна картина ямато-э ни этого периода, ни нескольких столетий спустя не сохранилась. Картины Ямато-э скорее обозначают стиль и не привязаны к определенному периоду.

В 15 веке произошло возрождение стиля ямато-э школой Тоса , включая возвращение к сюжетным сюжетам, и хотя конкурирующая школа Кано выросла из альтернативной традиции произведений в китайском стиле, стиль, который она развила из В конце 16 века большие картины, украшавшие японские замки, включали некоторые элементы стиля ямато-э. В 17 веке упрощенное и стилизованное изображение пейзажных фонов в ямато-э было возрождено как стиль больших пейзажных произведений школы Ринпа . В дальнейшем повествовательный элемент ямато-э, интерес к изображению повседневной жизни, выбор косых и частичных ракурсов в композиции сильно повлияли на стиль укиё-э , а также на нихонга .

Версия школы Ринпа в пейзажном стиле ямато-э на паре ширм Таварая Сотацу , 17 век.
Сцена из « Гэндзи Моногатари Эмаки Эмаки» , XII век, Художественный музей Токугава.
«Глава Восточного Дома», еще одна сцена из «Гэндзи Моногатари Эмаки», иллюстрированная ручным свитком « Повести о Гэндзи».
Сигисан-энги , сцена «летающего склада», XII век.
Экран моста Удзи, образец более позднего ямато-э 17 века.

Термин ямато-э встречается в текстах Хэйан, хотя точный круг работ, которые он охватывал тогда, а также в последующие периоды, является предметом многих дискуссий. Есть также упоминания, показывающие в ямато-э различие между «женской живописью» и «мужской живописью». Это различие также широко обсуждается, но типичные предположения относительно его значения можно проиллюстрировать работами каждой группы, обсуждаемыми в следующих двух разделах; оба являются знаменитыми шедеврами и национальными сокровищами Японии .

Диапазон работ, обсуждаемых ниже, все из которых обычно обозначаются термином ямато-э, значителен, но большинство из них представляют собой повествовательные ручные свитки со множеством маленьких фигурок. Было также много экранизаций и работ других форматов в разных стилях, от которых осталось мало следов. Стиль ямато-э проявляется в пейзажном фоне некоторых буддийских картин, которые являются наиболее многочисленными пережитками живописи Хэйан.

Гэндзи Моногатари Эмаки

[ редактировать ]

Самыми старыми сохранившимися произведениями ямато-э являются четыре знаменитых свитка XII века с частями «Повести о Гэндзи» , три из которых хранятся в Художественном музее Токугава в Нагое , а еще один из того же набора в Музее Гото в Токио ; вместе они известны как Гэндзи Моногатари Эмаки . Лишь небольшая часть оригинала, около 15%, сохранилась, если предположить, что он был завершен. Первоначальные свитки имели длину около 450 футов и были собраны в 20 рулонов, в которых текст чередовался с изображениями, и содержали более 100 картин и более 300 разделов каллиграфии . Сохранившиеся свитки состоят всего из 19 картин, 65 листов текста и 9 страниц фрагментов. [1]

Картины демонстрируют уже зрелую традицию, которая значительно развилась от своих китайских истоков. Условные обозначения включают вид сверху на комнаты без крыши и очень упрощенные детали лица, обеспечивающие минимальную выразительность. Цвета свежие и яркие, созданы в технике цукури-э ( 作絵 , «макияж») , при которой первый контур покрывается несколькими слоями пигмента , а сверху добавляются последние линии. Из столь раннего периода сохранился только один пример, сравнимый с раскрашенными ширмами фусума, показанными сзади на изображенной внутренней сцене. [2] Поскольку женских фигур, в основном изображенных в состоянии элегантной апатии, намного больше, чем мужчин, это считается образцом «женской живописи».

Легенда о горе Сиги

[ редактировать ]

Сигисан -энги или «Легенда о горе Сиги » рассказывает историю сингонского монаха 9-го века Мёрена, основателя храма Чогосонси-дзи . Как и современные западные жития , повествование содержит чудеса , в том числе знаменитый эпизод с «летающим хранилищем» (иллюстрировано). История происходит в основном среди простых сельских жителей и показана как одна непрерывная картина длиной около 30 футов, в которой одни и те же персонажи повторяются в разных сценах, связанных непрерывным фоном (что-то также встречается в средневековом западном искусстве). Изображения выполнены в совершенно другой технике: рисунок тушью слегка подкрашивается размывками. Большинство фигур — мужчины, а когда показаны женщины, как в другой сцене, где возвращается пропавший рис , они показаны совершенно иначе, чем фигуры в « Гэндзи Моногатари Эмаки» . Черты лица показаны гораздо более подробно, чем в « Гэндзи Моногатари Эмаки» , и мастерски изображен широкий спектр выражений. Это пример одной из версий того, что подразумевается под «мужской живописью».

Другие работы

[ редактировать ]

« Дневник Мурасаки Сикибу Эмаки» — ныне неполная иллюстрированная версия «Дневника госпожи Мурасаки» , автора «Повести о Гэндзи» , дошедшая до наших дней в четырех разделах, с изображениями придворных церемоний.

Ранним военным и политическим произведением является « Пан Дайнагон Экотоба» («Сказка о великом министре Пане»), эмакимоно конца XII века (картина с прокруткой вручную), изображающая события заговора Отэнмон , события раннего периода Хэйан в Японии. Картина, приписываемая Токиве Мицунаге , имеет длину более 20 м и высоту около 31,5 см.

Тёдзю -дзинбуцу-гига представляет собой совершенно другой стиль в рамках ямато-э, с очень яркими рисунками пером людей и антропоморфных животных в ряде сцен.

Из следующего периода Камакура (1185–1333 гг.) сохранилось гораздо больше примеров, включая множество сцен из жизни простых людей, а также рассказы о войнах из японской истории. «Моко Шурай Экотоба» («Иллюстрированный отчет о монгольском вторжении») представляет собой пару иллюстрированных ручных свитков, датированных периодом с 1275 по 1293 год. Они были заказаны самураем Такезаки Суэнагой , чтобы записать его боевую доблесть и подвиги во время монгольского вторжения в Японию .

Почти к концу первого периода работ в этом стиле Юки Кассен Экотоба представляет собой ручной свиток длиной почти 3 метра с одной широкой батальной сценой после текстовой части, иллюстрирующей самоубийство Асикаги Мотиудзи после его восстания в 1439 году. [3]

Известные художники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Окудайра, 109
  2. ^ Пейн, 133–135; на одном экране этого периода изображен панорамный пейзаж и небольшие фигурки; изображение
  3. Шихон Чакушоку Юки Кассен Экотоба , «Культурное наследие онлайн » (на японском языке), по состоянию на 26 июля 2012 г.
  • Окудайра, Хидео, «Свитки с повествовательными картинками», в журнале Arts of Japan, том 5, 1973, Weatherhill. ISBN   978-0-8348-2710-3
  • Пейн, Роберт Трит, в: Пейн, RT и Сопер А, «Искусство и архитектура Японии», История искусства Пеликана, 3-е изд. 1981 г., Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN   0140561080
  • История Японии, RHP Mason, JG Caiger, Tuttle Publishing; Переработанное издание (1 ноября 1997 г.), ISBN   0-8048-2097-X
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18678ae45878732077d11904b847b6a3__1699043100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/a3/18678ae45878732077d11904b847b6a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yamato-e - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)