Осада дворца Сандзё
Осада дворца Сандзё | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восстания Хэйдзи | |||||||
![]() Ночная атака на дворец Сандзё (детали прокрутки вручную) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Минамото Клан с Фудзивара-но Нобуёри | Дворцовые стражи защищают Го-Сиракаву | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Минамото-но Ёситомо | |||||||
Сила | |||||||
500? | Неизвестный |
Осада дворца Сандзё стала толчком к восстанию Хэйдзи ( 19 января — 5 февраля 1160 года ) в конце периода Хэйан в Японии . [ 1 ] Конфликт возник из-за вражды между придворными советниками Фудзивара-но Нобуёри и Фудзивара-но Мичинори , оба из могущественного клана Фудзивара , каждый из которых соответственно был союзником воинских кланов Минамото (Гэндзи) и Тайра (Хэйки). [ 2 ] Осада является центральной темой японского военного эпоса (Гунки Моногатари, Гунки моногатари ), «Сказания о Хэйдзи» ( Хэйдзи Моногатари ) и соответствующих о Хэйдзи ( иллюстрированных свитков сказок Хэйдзи Моногатари эмаки ). [ 3 ] Свиток « Ночная атака на дворец Сандзё» (Sanjō-den yo-uchi no maki) — самый известный из трёх дошедших до нас иллюстрированных свитков . Он принадлежит Музею изящных искусств в Бостоне , штат Массачусетс , где и находится в настоящее время. [ 4 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]В поисках более высокого положения в правительстве просьба Фудзивара-но Нобуёри была отклонена тогдашним фактическим лидером Японии, бывшим императором Го-Сиракавой , действовавшим по совету своего доверенного советника Фудзивара-но Мичинори (также известного как Синдзеи). [ 3 ] В ответ Нобуёри объединился с Минамото Ёситомо , главой воинского клана Минамото, и подготовил государственный переворот.
В конце декабря 1159 года, первого года эры Хэйдзи, Тайра-но Киёмори , глава клана Тайра, который в военном отношении поддерживал трон и Синдзея, покинул Киото в религиозном паломничестве. [ 2 ] Воспользовавшись этой возможностью, Фудзивара-но Нобуёри и Минамото-но Ёситомо привели отряд численностью около пятисот человек, напали ночью, похитили бывшего императора Го-Сиракаву , находившегося в монастыре, и подожгли дворец Сандзё. Они заключили Го-Сиракаву в тюрьму вместе с нынешним императором, императором Нидзё , сыном Го-Сиракавы и марионеточным правителем . [ 3 ]
Затем они напали на усадьбу Синдзея, подожгли его и убили всех, кто находился внутри, за исключением самого Синдзея, который сбежал, но вскоре был найден прячущимся к югу от Киото в яме и обезглавленным. [ 2 ] Нобуёри заставил императора Нидзё назначить его одновременно государственным министром и генералом Имперской гвардии, что сделало один из первых важных шагов на пути к росту его политической власти. [ 5 ]
На иллюстрированном свитке изображен сожжение дворца, а в надписи рассказывается о последующем сожжении поместья Синдзея:
В тот же день в час тигра [четыре часа утра] повстанцы напали и подожгли резиденцию Синдзея, расположенную на улицах Анекодзи и Ниси-но-тоин. За последние три-четыре года, поскольку применение оружия было запрещено, во всей стране воцарился мир; но теперь, из-за внезапного начала этих беспорядков, Императорский дворец, как и столица, наполнен напуганными людьми. Поэтому люди, как знатные, так и простые, опечалены и не уверены в том, что произойдет с ними дальше. [ 3 ]
Впоследствии Киёмори вернулся, осуществив побег Императора и отставного Императора, и решительно победил Минамото в битве при Рокухаре .
Ручная прокрутка
[ редактировать ]Ручной свиток «Ночная атака на дворец Сандзё» — самая известная из трех сохранившихся работ, оставшихся в составе « Иллюстрированных свитков сказок эпохи Хэйдзи». Массивный свиток основан на тексте « Повести о Хэйдзи» и изображает завоевание Минамото Ёситомо и сожжение Императорского дворца. [ 6 ] Ручная прокрутка длиной более 22 футов и высотой 16 дюймов олицетворяет Ямато-э (буквально «японские картинки») . стиль искусства [ 3 ]
История, интерпретация и прием
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие известного автора, свиток датируется серединой тринадцатого века, периодом Камакура . [ 2 ] [ 3 ] Ранее свиток приписывался классическому японскому художнику по имени Кейон (или Кенин), члену семьи художников Касуга, который, возможно, жил и работал в середине-конце тринадцатого века. Однако неподтвержденные факты, окружающие как его работу, так и его связь с ручными свитками, делают однозначные утверждения практически невозможными. [ 3 ]
Историк искусства Икеда Синобу из Университета Тиба предполагает, что, учитывая грандиозность свитка, его сексуализированное изображение женских тел среди насилия и упорядоченное единообразие воюющих сторон, первоначальный комиссар или предполагаемый получатель был мужчиной-аристократом. Синобу утверждает, что, учитывая растущую мощь самураев после восстания Хэйдзи и его последующих десятилетий, ведущих к периоду Камакура, боевой порядок воинов на картине в сочетании с отсутствием аристократических изображений представляют собой убедительный аргумент в пользу получатель был придворным ученым из высшего сословия. [ 4 ]
В сочетании со свидетельствами того, что аристократы той эпохи развлекали E-awasé («конкурсы картинок») для развлечения, стилистическая композиция и великолепие « Ночной атаки» могут быть связаны с уникальной атмосферой среди высококлассных комиссаров, подталкивающей художников к более изобретательным и амбициозным Композиции Ямато-э . [ 3 ] Это побудило некоторых историков искусства, таких как Кодзиро Томита, бывший руководитель коллекции азиатских искусств Музея изящных искусств, хвалить ручную прокрутку, говоря, что «независимо от того, был ли рулон создан Кейоном или ныне забытым художником, его величие навсегда останется неоспоримым». ." [ 3 ] [ 6 ]
Совсем недавно внедрение интерсекциональных линз в историю искусства, такое как гендерная деконструкция Синобу, представило эту работу в более нюансированном свете. По мнению Синобу, «сексуализированный отпечаток» женских тел, изображенный в свитке, подчеркнутый чрезмерным числом жертв среди женщин и мужчин (20 женщин-жертв на 3 мужчин), многие из которых представляют собой трупы с обнаженной грудью, заставляет пересмотреть концепцию прокрутки, изображающей «форму порнографии для зрителей-мужчин». [ 4 ] Это утверждение также укрепляет представление о варварских захватчиках как о низших «других», которых следует рассматривать как нецивилизованных животных, контрастирующих с аристократической утонченностью. [ 4 ]
Споры о приобретении, право собственности
[ редактировать ]В ходе императорского двора Японии приобретения Музеем националистического исторических сокровищ на рубеже 20-го века был заключен ряд закулисных сделок, направленных на завершение линейного канона японского искусства . Этот момент, который считается началом истории японского искусства, стал свидетелем того, как историки искусства Эрнест Франсиско Феноллоса и Окакура Тен Шин принесли эту зарождающуюся область искусства в Соединенные Штаты. Укоренившись в Бостоне, в Гарвардском университете и Музее изящных искусств в Бостоне, Феноллоса, как сообщается, возможно, заплатил деньги за молчание дилеру, который продал ему « Ночную атаку на дворец Сандзё» . Торговец хотел 500 иен — отличная сделка для того времени, — но Феноллоса заплатил еще 500 иен. Историк искусства Сэги Синъити считает, что Феноллоса доплачивал, чтобы избежать порицания со стороны японских властей. С тех пор свиток принадлежит и остается собственностью Бостонского музея изящных искусств. [ 7 ]
Один из двух других сохранившихся свитков принадлежит Токийскому национальному музею и в 1955 году был признан национальным достоянием . [ 7 ] Третий оставался в частных коллекциях до тех пор, пока его конечные владельцы, семья Ивасаки (основатели и руководители нескольких поколений транснациональной компании Mitsubishi ) не основали музей Сейкадо Бунко, где он сейчас находится. [ 2 ] [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тернбулл, Стивен (1998). Справочник по самураям . Касселл и Ко. с. 200. ИСБН 1854095234 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мурасе, Миеко (1967). «Японские экранные картины, изображающие восстания Хоген и Хэйдзи» . Артибус Азия 29 (2/3): 193–228. дои : 10.2307/3250273 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3250273 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Томита, Кодзиро (1925). «Сожжение дворца Сандзё (Хэйдзи Моногатари): японский свиток тринадцатого века» . Вестник Музея изящных искусств . 23 (139): 49–55. ISSN 0899-0344 . JSTOR 4169962 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Синобу, Икеда (31 декабря 2017 г.), «3. Образ женщин в батальных сценах: «сексуально» запечатленные тела» , «Гендер и власть в японском визуальном поле» , University of Hawaii Press, стр. 35–48, дои : 10.1515/9780824841577-005 , ISBN 978-0-8248-4157-7 , получено 1 апреля 2021 г.
- ^ Сансом, Джордж (1958). История Японии до 1334 года . Издательство Стэнфордского университета. стр. 256–258. ISBN 0804705232 .
- ^ Перейти обратно: а б РАББ, ТЕОДОР К. (2011). Художник и воин: Военная история глазами мастеров . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12637-2 . JSTOR j.ctt5vm0p7 .
- ^ Перейти обратно: а б Йенгпруксаван, Мими Холл (март 2001 г.). «История японского искусства 2001: состояние и ставки исследований» . Художественный вестник . 83 (1): 105–122. дои : 10.2307/3177192 . JSTOR 3177192 .
- ^ «О музее | СЕЙКАДО» . www.seikado.or.jp . Проверено 1 апреля 2021 г.