Школа Кано
Школа Кано ( 狩野派 , Кано-ха ) — одна из самых известных школ японской живописи . Школа живописи Кано была доминирующим стилем живописи с конца 15 века до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. [ 1 ] к этому времени школа разделилась на множество различных отделений. Сама семья Кано на протяжении нескольких поколений произвела на свет ряд крупных художников, к которым можно добавить большое количество несвязанных между собой художников, прошедших обучение в мастерских школы. Некоторые художники женились на семье и меняли имена, а других усыновляли. По словам историка японского искусства Роберта Трита Пейна, «трудно найти другую семью, по прямой линии которой было бы столько гениальных людей…». [ 2 ]
Школа началась с отражения нового влияния китайской живописи , но разработала яркий и четко очерченный стиль для больших панно, украшающих дворянские замки, которые отражали отчетливо японские традиции, продолжая при этом создавать монохромные картины кистью в китайских стилях. Его поддерживал сёгунат , фактически представляя официальный стиль искусства, который «в 18 веке почти монополизировал преподавание живописи». [ 3 ] Он опирался на китайскую традицию литературной живописи ученых -бюрократов , но художники Кано были твердо профессиональными художниками, которым в случае успеха очень щедро платили, которые прошли формальное мастерское обучение в семейной мастерской, как и европейские художники эпохи Возрождения. или барокко. [ 4 ] Они работали в основном для знати, сёгунов и императоров, охватывая широкий спектр стилей, тематик и форматов. Первоначально новаторские и во многом ответственные за новые виды живописи периода Адзути-Момояма (1573–1614), с 17 века художники школы становились все более консервативными и академичными в своем подходе.
Ранний период
[ редактировать ]Школу основал долгожитель Кано Масанобу (1434–1530), сын Кагенобу, самурая и художника-любителя. [ 6 ] Масанобу был современником Сэссю (1420–1506), лидера возрождения китайского влияния, который фактически посетил Китай в середине своей карьеры, примерно в 1467 году. Сэссю, возможно, был учеником Сюбуна , записано примерно с 1414 года (как ученик) и 1465 — еще одна ключевая фигура в возрождении китайских идеалистических традиций в японской живописи. [ 7 ] Масанобу начал свою карьеру в стиле Сюбуна, и работы записаны между 1463 и 1493 годами. Он был назначен придворным художником при правительстве Муромати , и его работы, очевидно, включали пейзажные картины тушью в китайском стиле, а также фигурные изображения, птицы и цветы. . Лишь немногие произведения его руки сохранились; они включают в себя большой экран с краном на фоне заснеженного пейзажа в Синдзю-ане , подхраме Дайтоку-дзи . [ 8 ] Картина Масанобу в китайском стиле «Чжоу Маошу, ценящая лотосы» в Национальном музее Кюсю (на фото слева) является национальным достоянием Японии .
Масанобу обучал своих сыновей Кано Мотонобу (1476–1559) и младшего Юкинобу (или Утаносукэ). Мотонобу обычно приписывают создание отличительной техники и стиля школы, или, скорее, различных стилей, которые придали более четкую линию и более четкие контуры картинам с использованием китайских условностей. Меньший интерес был проявлен к тонким эффектам спада атмосферы, чем в китайских моделях, и элементы композиции, как правило, размещаются в передней части пространства изображения, часто достигая декоративных эффектов в типично японском стиле. Мотонобу женился на дочери Тоса Мицунобу , главы школы Тоса , которая продолжала классический японский стиль ямато-э , в основном повествовательный и религиозные сюжеты, а картины Кано впоследствии включали и более традиционные японские сюжеты, типичные для этой школы. [ 9 ]
Украшение замка
[ редактировать ]Школа сыграла важную роль в разработке новых форм живописи для украшения новых стилей замков новых семей даймё (феодалов), возникших в период гражданской войны Адзути-Момояма , завершившейся созданием сёгуната Токугава. в 1603 году. Новые лорды пришли к власти благодаря военному искусству, и им по большей части не хватало погружения в сложные традиции японской культуры, издавна культивируемые в буддизме. монастыри и императорский двор. Смелые и энергичные стили с использованием ярких цветов на золотом фоне (фон из сусального золота или краски) пришлись по вкусу этим посетителям и были применены к большим складным ширмам ( бёбу ) и раздвижным дверям ( фусума ). В самых величественных комнатах большая часть стен была окрашена, хотя и прерывалась деревянными балками, а некоторые рисунки продолжались независимо от них. Очень многие образцы замков были потеряны в результате пожаров, случайных или вызванных войной, но другие были нарисованы для монастырей или переданы им из замков, которые, если бы они пережили бомбардировки Второй мировой войны, имели бы больше шансов на выживание.
Обычными сюжетами были пейзажи, часто в качестве фона для животных и драконов, или птиц, деревьев или цветов, или композиции с несколькими крупными фигурами, но также были написаны многолюдные панорамные сцены с высокой точки зрения. [ 10 ] Показанные животные и растения часто имели моральное или, возможно, политическое значение, которое сегодня не всегда очевидно; [ 11 ] свиток с чернилами в китайском стиле, написанный Кано Эйтоку о Чао Фу и его Быке , представленный в галерее ниже, иллюстрирует китайскую легенду и содержит «конфуцианскую мораль, [которая] указывает на опасности, присущие политической позиции», очень актуальное послание. для Японии в период после разрушительных гражданских войн, вызванных голыми политическими амбициями. [ 12 ]
Некоторые из самых известных образцов замкового убранства можно найти в замке Нидзё в Киото . Говорят, что в 1588 году военачальник Тоётоми Хидэёси построил дорожку между 100 расписными ширмами, чтобы подходить к цветочной вечеринке . [ 13 ] Тот факт, что, в отличие от свитков, раздвижные двери по традиции не подписывались, а ширмы лишь изредка, значительно усложняет приписывание произведений художникам, умевшим писать в нескольких стилях. [ 14 ] В то же время школа продолжала писать монохромные пейзажи тушью на шелке для подвешивания свитков в китайской традиции, а также другие предметы, такие как портреты. Типы свитков были как вертикальными для подвешивания, с подложкой, обычно из толстого тканого шелка, традиционного китайского формата, который стал наиболее распространенным в Японии в этот период ( какэмоно по-японски), так и в формате длинной горизонтальной ручной прокрутки ( эмакимоно ), как используется для книг. Многие ширмы и двери также были окрашены в монохромный цвет, особенно для монастырей. [ 15 ] и свитки также были окрашены в полный цвет. Художники-туши Кано создавали очень плоские изображения, но они уравновешивали безупречно детализированные реалистичные изображения животных и других предметов на переднем плане абстрактными, часто совершенно пустыми облаками и другими элементами фона. Использование негативного пространства для обозначения расстояния и обозначения тумана, облаков, неба или моря заимствовано из традиционных китайских ладов и прекрасно используется художниками Кано. Смелые мазки кисти и, таким образом, смелые изображения получаются зачастую очень тонкими и мягкими средствами. Эти искусно написанные монохромные картины тушью контрастируют с почти яркими, но не менее красивыми формами, выполненными золотом на бумаге, созданными этими художниками для стен и экранов.
Кипарисовая ширма от Eitoku
[ редактировать ]Этот восьмипанельный экран, приписываемый Эйтоку около 1590 года, демонстрирует силу нового стиля замка Момояма, за разработку которого, вероятно, он, главным образом, несет ответственность. Это национальное достояние Японии в Токийском национальном музее , и Пейн описал его как «типичный для быстрого размаха композиции, чистого природного рисунка и силы отдельного мазка кисти. ... Золотые облачные области, представляющие туман, - это национальное достояние Японии. размещены произвольно на заднем плане и подчеркивают декоративность того, что в противном случае представляет собой мощный рисунок гигантских форм деревьев». [ 16 ]
Экран необычно велик, и в разрывах между (считая слева) панелями 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7 заметны заметные разрывы композиции. Они отражают первоначальный формат в виде набора из четырех раздвижных дверей, которые Из этого можно сделать вывод и о закрытых углублениях для дверных ручек. [ 17 ] Разрывы были бы гораздо менее очевидными, если бы экран располагался зигзагом, как это обычно бывает. На экране используется традиция «плавающих облаков», характерная для гораздо более древнего японского искусства Ямато-э , где области, которые художник предпочитает не изображать, скрыты под сплошным цветом (здесь золото), изображающим туман. Конструкции этого типа, в которых преобладает одно массивное дерево, стали обычной композицией в школе, и этот можно сравнить с аналогичной ширмой из сливового дерева, созданной Санрецу несколькими десятилетиями позже (показанной ниже), которая показывает более сдержанная версия первого смелого стиля Момояма. [ 18 ]
Высота влияния и упадка
[ редактировать ]Кано Эйтоку (1543–1590), внук Мотонобу и, вероятно, его ученик, был самым выдающимся художником этого поколения и, как полагают, первым использовал сусальное золото в больших картинах. Похоже, он был главной фигурой в разработке нового стиля замка, но, хотя его важность довольно очевидна, ему мало или вообще нет определенных приписываний, особенно только его руке; в приписываемых ему более крупных работах он, вероятно, работал вместе с одним из других художников школы. [ 19 ] Несмотря на то, что у него было два сына-художника, по предложению (если не по приказу) Тоётоми Хидэёси Эйтоку усыновил Кано Санраку (1561–1635), который женился на его дочери и сменил его на посту главы школы. [ 20 ] Работы Санраку (две иллюстрации здесь) в своих лучших проявлениях сочетают в себе силу работ Момоямы со спокойным изображением природы и более изысканным использованием цвета, типичным для периода Эдо . [ 21 ] Когда у Санраку не было сына, он женил Кано Сансецу (1589–1651) на своей дочери и усыновил его. Сансэцу и его школа остались в Киото, когда большинство художников Кано переехали в Эдо (часто по вызову сёгуна ) , и он продолжал придерживаться яркого стиля периода Момояма. Его сын Эйно писал в том же стиле, но более известен благодаря биографической истории японской живописи, благодаря которой школа Кано занимала почетное место. [ 22 ]
Диапазон форм, стилей и предметов, возникших в начале 17 века, продолжал развиваться и уточняться без серьезных инноваций в течение следующих двух столетий, и хотя школа Кано была самой успешной в Японии, различия между ее работами и другие школы имели тенденцию к сокращению, поскольку все школы работали в разных стилях и форматах, что делало атрибуцию неподписанных произведений часто неясной. [ 23 ] Школа Кано разделилась на различные ветви в Киото и новой столице Эдо, которых на протяжении большей части этого периода было три: Кадзибаши, Накабаши и Кобикичо, названные в честь их местоположения в Эдо. [ 24 ]
Последним из «трех знаменитых кистей» школы, наряду с Мотонобу и Эйтоку, был Кано Танью (первоначально звавшийся Моринобу, 1602–1674), который в детстве был признан выдающимся талантом, посещая аудиенцию у сёгуна. в возрасте 10 лет и получил хорошее официальное назначение в 1617 году. Он был внуком Эйтоку через его второго сына Кано. Таканобу (1572–1618), также выдающийся художник; Брат Танью, Ясунобу, был усыновлен в основную линию семьи. [ 25 ] Танью возглавлял отделение школы Кадзибаши в Эдо и рисовал во многих замках и императорском дворце в менее смелом, но чрезвычайно элегантном стиле, который, однако, имел тенденцию становиться жестким и академичным в руках менее талантливых подражателей. [ 26 ] Лучшие художники Кано продолжали работать в основном для знати, используя уже сложившиеся все более отупляющие версии стиля и тематики, но другие художники, прошедшие обучение в Кано, работали для нового городского купеческого класса и со временем перешли в новую форму печать укиё-э . Хиросигэ входит в число художников укиё-э, чьи работы демонстрируют влияние школы Кано. [ 27 ] Несмотря на потерю официального покровительства в период Мэйдзи, художники продолжали работать в стиле Кано до начала 20 века. Кано Сёсенин , умерший в 1880 году, был потомком основной линии семьи. Одним из поздних последователей школы был Кано Казунобу (1816–1853), который принял это имя в знак своего уважения и нарисовал серию больших свитков с изображением 500 архатов , которые недавно вновь привлекли внимание после того, как были спрятаны с тех пор. Вторая мировая война. [ 28 ]
Национальные сокровища
[ редактировать ]Ряд картин школы, которые до сих пор находятся в Японии, включены в официальный Список национальных сокровищ Японии (картины) . XV века В период Адзути-Момояма появился подвесной свиток в китайском стиле « Чжоу Маошу, ценящий лотосы» Кано Масанобу (показан выше), [ 29 ] и шестисекционный экран Кано Хидейори из Maple Viewers , ранний пример Кано темы Ямато-э. [ 30 ] Из периода Момояма существует набор украшений комнат на стенах, дверях и ширмах, выполненных Кано Эйтоку и его отцом Сёэй в Дзюко-ин (квартире настоятеля) монастыря Дайтоку-дзи в Киото; сюда входят двери с изображенными здесь птицами и цветами четырех времен года . Также Эйтоку принадлежит ширма с кипарисом в Токийском национальном музее . [ 31 ] обсуждавшиеся и проиллюстрированные выше, а также пара шести панельных экранов, показывающих многолюдные панорамные виды сцен в столице и ее окрестностях в музее в Йонедзаве, Ямагата . [ 32 ] Автор Кано Наганобу есть пара экранов (за вычетом двух секций, потерянных в результате землетрясения в 1923 году ), на которых показаны относительно большие фигуры, веселящиеся под цветущей аронией , также в Токийском национальном музее. Другие художники, работы которых включены в список, например Хасегава Тохаку (16 век) и Маруяма Окё (19 век), прошли обучение в школе или иным образом находились под ее влиянием. Многие другие произведения школы получили более низкий статус « Важные культурные ценности Японии» .
Художники
[ редактировать ]Следующий список представляет собой неполную группу крупных деятелей своего времени, в основном из самой семьи Кано; было много других художников по имени Кано, которые сохранили связи с различными семейными мастерскими, и еще больше тех, кто обучался в одной из них, прежде чем продолжить свою карьеру самостоятельно:
- Кано Масанобу (1434–1530): основатель школы Кано.
- Кано Мотонобу (1476–1559): сын Масанобу.
- Кано Сосю (1551–1601)
- Кано Эйтоку (1543–1590)
- Кано Хидейори (ум. 1557)
- Кано Доми (1568–1600)
- Кано Мицунобу (ум. 1608)
- Кано Санраку (1559–1635)
- Кано Найдзен (1570–1616)
- Кано Сансецу (1589–1651): лидер школы Кё-гано , ответвления школы Кано, базирующейся в Киото.
- Кано Танью (1602–1674)
- Кано Наонобу (1607–1650)
- Кано Ясунобу (1643–1682)
- Кано Эйно (1631–1697)
- Кано Цунэнобу (1636–1713)
- Киёхара Юкинобу (1643–1682), племянница Кано Танью
- Кано Таншин (1653–1718)
- Кано Чиканобу * Кано-рю * [ нужны разъяснения ] (1660–1728)
- Кано Мичинобу (1730–1790)
- Каноник Шосенъин (1823–1880)
- Кано Хогай (1828–1888)
- Хасимото Гахо (1835–1908)
Семья Кано
[ редактировать ]Семья художников Кано была основана Кано Масанобу (1434–1530). Говорят, что через своего отца, Кано Кагенобу, Масанобу является потомком Кано Мунэсигэ , самурая периода Камакура из клана Кано . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] По этой линии семья Кано произошла от клана Фудзивара через клан Кудо . [ 36 ]
В следующем списке представлены биологические члены семьи Кано и ее ветвей.
От Масанобу до Танью
[ редактировать ]- Кано Масанобу (1434–1530)
- Кано Мотонобу (1476–1559): сын Масанобу.
- Кано Сёэй (1519–1592): сын Мотонобу.
- Кано Мунэнобу : сын Мотонобу
- Кано Хидейори : сын Мотонобу
- Кано Эйтоку (1543–1590): сын Сёэя.
- Кано Сёсю : сын Сёэя
- Кано Наганобу (1577–1654): сын Сёэя.
- Кано Найдзен (1570–1616): сын Сёэя.
- Кано Джиннодзё : сын Сосю
- Кано Мицунобу (1565–1608): сын Эйтоку.
- Кано Таканобу (1571–1618): сын Эйтоку.
- Кайхо Юсё (1533–1615): сын Эйтоку.
- Кано Санраку (1559–1635): сын Эйтоку.
- Кано Саданобу (1597–1623): сын Мицунобу.
- Кано Кокей : сын Мицунобу
- Кано Танью (1602–1674): сын Таканобу.
- Кано Наонобу (1607–1650): сын Таканобу.
- Кано Ясунобу (1614–1685): сын Таканобу.
Дом Кобикичо (сторона Наонобу)
[ редактировать ]- Кано Наонобу (1607–1650)
Дом Накабаши (сторона Хидейори)
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Фрагмент книги «Четыре достижения » Кано Эйтоку . Одна из шести ширм: бумага, тушь. Показывает людей, играющих в го .
-
Деталь экрана, изображающая прибытие западного корабля, приписываемая Кано Найзену (1570–1616).
-
Ширма из пшеницы, маков и бамбука Кано Сигэнобу
-
Воображаемый портрет поэта VIII века Отомо-но Якамоти в рамке из серии « Тридцать шесть поэтических бессмертных» , Кано Танью, 1648 год.
См. также
[ редактировать ]- Некоторые произведения искусства школы Кано считаются национальными сокровищами Японии . Дополнительную информацию об этих конкретных произведениях можно найти в Списке национальных сокровищ Японии (картины) .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пейн, 177-178.
- ^ Пейн, 177–178, цитирование 177.
- ^ Пейн, 177–178; Уотсон, 353 (цитата)
- ^ Пейн, 177–178.
- ^ Проанализировано в Watson, 44 года; Согласно китайской конвенции, у меньшей самки тигра есть пятна.
- ^ Пейн, 178
- ^ Пейн, 166–167, 170–173.
- ^ Пейн, 178–179 (иллюстрирован экран)
- ^ Пейн, 179–180.
- ^ Пейн, 185–190; Уотсон, 37–38 лет.
- ^ Пейн, 198–199.
- ↑ Пейн, 188, цитируется.
- ^ Пейн, 187
- ^ Пейн, 197
- ^ Пейн, 188
- ^ Пейн, 187
- ↑ Страница электронного музея на сайте «Национальные сокровища и важные культурные ценности национальных музеев Японии», получено 26 июля 2012 г.
- ^ Пейн, 197. Дальнейшие сравнения можно провести с числами 12, 13 и 18 в Watson.
- ^ Пейн, 188; Уотсон, 38 лет
- ^ Пейн, 197, 208.
- ^ Пейн, 197–198; Уотсон, 44, 51–53.
- ^ Пейн, 208; книга называется «История японской живописи» ( Хончо гаси ).
- ^ Уотсон, 38–30; Пейн, Глава 11
- ^ Пейн, 202
- ^ Пейн, 178, 200.
- ^ Пейн, 203–204.
- ^ Уотсон, 136
- ^ Мастера милосердия
- ↑ Чжоу Маошу ценит лотосы , по состоянию на 21 мая 2009 г.
- ^ Зрители клена , Токийский национальный музей.
- ^ Кипарис , Токийский национальный музей.
- ↑ Сцены в столице и ее окрестностях (shihonkinji chakushoku rakuchū rakugaizu), Городской музей Ёнедзава Уэсуги , 2001 г., по состоянию на 12 мая 2009 г., на японском языке.
- ^ Художественный музей префектуры Сидзуока (1989). мастеров школы Кано . Третья юбилейная выставка
- ^ Тойода, Такеши (1993), Издательство Токиодо, стр. 293.
- ^ Агентство по делам культуры Токио/Киото/Национальный музей японского искусства № 13-18 , стр. 95.
- ^ Ота, Акира (1934). Словарь фамилий и родословных. Том 1. Публикация словаря фамилий и родословных, стр. 1618.
- ^ Описано Пейном, 188.
Ссылки
[ редактировать ]- «Мастера милосердия», Смитсоновский институт, галерея Саклера. Онлайн-выставка «Мастера милосердия»
- Пейн, Роберт Трит, в: Пейн, RT и Soper A, Искусство и архитектура Японии , История искусства Пеликана, 3-е изд. 1981 г., Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN 0140561080
- Уотсон, Уильям, Великая японская выставка: искусство периода Эдо 1600–1868 , 1981, Королевская академия художеств / Вайденфельд и Николсон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отдел азиатского искусства. «Школа живописи Кано». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2003 г.
- ЯННУС / Кануха
- Момояма, Японское искусство в эпоху величия , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о школе Кано.
- Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об этой школе (см. Указатель)