Айк но Тайга
Айк Тайга | |
---|---|
Айк Тайга | |
![]() Портрет Ике-но Тайги работы Фукухары Гогаку | |
Рожденный | 1723 |
Умер | 1776 |
Национальность | японский |
Род занятий | Художник, каллиграф и поэт |
Супруг |
Ике-но Тайга ( 池大雅 , родился 6 июня 1723, Киото, Япония — умер 30 мая 1776, Киото) — японский художник и каллиграф, родившийся в Киото в период Эдо . Вместе с Ёсой Бусоном он усовершенствовал жанр бундзинга (или нанга ). Большинство его работ отражают его страсть к классической китайской культуре и техникам живописи, хотя он также включил революционные и современные методы в свои очень традиционные картины. Как бунджин (文人, литератор, литератор), Айк на протяжении всей своей жизни был близок ко многим видным общественным и художественным кругам Киото и в других частях страны.
Жизнь
[ редактировать ]
Ике-но Тайга родился в бедной и социально скромной семье; его отец был фермером на окраине Киото. Семья переехала в Киото за несколько лет до рождения Тайги, возможно, спасаясь от голода. Его отец нашел работу на серебряном монетном дворе, что принесло его семье некоторое богатство, но он умер, когда Тайге было три года. Овдовевшей матери Тайги каким-то образом удалось обеспечить ему хороших учителей по всем классическим японским и китайским дисциплинам. В шесть лет он начал получать инструкции по каллиграфии и религиозным вопросам в Манпуку-дзи храме Дзэн . Он будет продолжать укреплять прочные связи с этим храмом до конца своей жизни.
К четырнадцати годам Тайга уже была профессиональным художником и выдающимся каллиграфом. художников и коллекционеров гравировал печати Он владел небольшим магазином веерной живописи в Киото, а также . Именно встреча с Янагисавой Киеном , крупным общественным и художественным деятелем того времени, положила начало знакомству Тайги с миром бунджинов .
Китайский художник И Фудзю (J: И Фукю или И Хай, 1698-1740?), основной деятельностью которого была продажа лошадей в Нагасаки, обучал китайских литераторов живописи, которая вскоре стала основной моделью для Икэ-но Тайга, как сообщается в книге И Фукю Ике. no Taiga sansui gafu ( «Руководство по рисованию пейзажей И Фудзю и Ике-но Тайга »), опубликованное в 1803 году. [ 1 ] Тайга изучал живопись и каллиграфию у Киена, начиная с 1738 года. Он очень полюбил эксцентричную, но древнюю практику рисования кончиками пальцев и ногтями и стал близким другом двух других бундзин учеников , Кан Тендзю и Ко Фую . К двадцати годам (1743 г.) Тайга полностью причислил себя к литераторам и взял имя «Айк», сокращенное от его фамилии «Икено» (池野), подражая китайской тенденции использовать односимвольные имена. .
Тайга вернулась в Киото и в свой фан-магазин в начале 1740-х годов. Хотя образ жизни бунджинов диктовал избегать коммерциализации, у Тайги не было другого источника дохода, и поэтому он продолжал продавать свои работы и различные художественные услуги, во многом как и его современник и друг Йоса Бусон . В 1746 году он женился на художнице и владелице чайного дома, носившей псевдоним ( го ) Гёкуран . Пара быстро стала известной в социальных кругах и творческом сообществе Киото. Через два года после свадьбы Тайга отправился в серию путешествий, что является еще одним важным элементом образа жизни бунджинов . Он стремился к общению с природой, почерпнуть вдохновение для своего искусства и, прежде всего, просто стать более культурным и опытным человеком. После путешествия по Канадзаве , Никко и горе Фудзи Тайга на некоторое время осталась в Эдо . Там он создавал картины и каллиграфические произведения, а также узнал о голландском искусстве от ряда ученых рангаку (голландского изучения), в том числе от Норо Гэндзё .
Тайга продолжал путешествовать и лазить по горам большую часть своей жизни, часто в сопровождении коллег- бундзинов . На какое-то время он взял на себя го Сангаку Доджи (三岳道者, «Пилигрим Трех Пиков»). Во время этих поездок он часто сотрудничал со своими коллегами в создании совместных произведений искусства; Дзюбен дзюги-дзё ( «Альбом десяти удобств и десяти удовольствий ») был создан в 1771 году в результате одного из таких совместных проектов. «Дзюбен дзюги-дзё» , иллюстрированный Тайгой и Ёсой Бусоном и содержащий текст китайского писателя Ли Юя (1611–1680), восхваляет и прославляет жизнь, полную простых удовольствий и общения с природой. Сегодня эта книга широко рассматривается как образцовое понимание философии бунджин .
Еще одним художником, который оказал огромное влияние на Тайгу немного позже, после его возвращения в Киото, был Хакуин Экаку , который ненадолго останавливался в доме Тайги в 1752 году. Хотя они встречались лишь ненадолго, Тайга начала использовать элементы личного стиля Хакуина. и вскоре после этого он разыскал многих учеников Хакуина, работая с ними и записывая работы друг друга.
Некоторые из работ Тайги были отнесены к национальным достояниям японским правительством .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марко, Меккарелли. 2015. «Китайские художники в Нагасаки: стиль и художественное загрязнение в период Токугава (1603–1868)» Исследования Мин Цин, 2015, страницы 175–236.
- Розенфилд, Джон М. (1999). Выдающиеся личности: произведения эксцентричных японских художников-нонконформистов эпохи раннего Нового времени (1580–1868) в собрании Кимико и Джона Пауэрса . Кембридж, Массачусетс: Гарвардские художественные музеи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Описание выставки Айка Тайги в Художественном музее Филадельфии
- Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Ike no Taiga (см. указатель)