Тоёхара Куничика
Тоёхара Куничика | |
---|---|
![]() Куничика в 1897 году | |
Рожденный | Осима Ясохати 30 июня 1835 г. Эдо , Япония |
Умер | 1 июля 1900 г. Токио, Япония | (65 лет)
Другие имена |
|
Известный | Гравюры на дереве с изображением кабуки актеров и красивых женщин. |
Тоёхара Куничика ( яп . 豊原 国周 ; 30 июня 1835 — 1 июля 1900) — японский художник -гравёр на дереве . Талантливый в детстве, примерно в тринадцать лет он стал учеником ведущего на тот момент гравёра Токио Утагавы Кунисады . Его глубокое понимание и знание драмы кабуки привели к тому, что он поставил в первую очередь «якуша-э» , которые представляют собой гравюры на дереве с изображением актеров кабуки и сцен из популярных пьес того времени.
Алкоголик и бабник, Куничика также изображал женщин, считающихся красивыми ( бидзинга ), современную общественную жизнь, а также несколько пейзажей и исторических сцен. Он успешно работал в период Эдо и перенес эти традиции в период Мэйдзи . Его современникам, а теперь и некоторым историкам современного искусства, это рассматривалось как значительное достижение переходного периода великих социальных и политических перемен в истории Японии. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Художник, ставший известным как Тоёхара Куничика, родился Осима Ясохати 30 июня 1835 года в районе Кёбаши , торговом и ремесленном районе Эдо (современный Токио ). Его отец, Осима Кюдзю, был владельцем сэнто ( общественной бани) Осюя . Равнодушный семьянин и бедный бизнесмен, он потерял баню где-то в детстве Ясохати. Мать мальчика, Аракава Ояэ, была дочерью владельца чайного дома. В то время простолюдины определенного социального положения могли попросить разрешения изменить фамилию ( мёдзи гомен ). Чтобы дистанцироваться от неудачи отца, семья взяла фамилию матери , и мальчик стал Аракавой Ясохати. [ 2 ]
О его детстве мало что известно, кроме того, что в юности Ясохати заработал репутацию шутника и вызывал жалобы у соседей, а также то, что в девять лет он участвовал в драке на фестивале Санно в Асакусе. [ 3 ] В десять лет его отдали в ученики в магазин ниток и пряжи. Однако, поскольку он предпочитал рисовать и рисовать, а не изучать галантерею, в одиннадцать лет он перешел в магазин возле бани своего отца. Там он помог в разработке японских абажуров под названием андон , состоящих из деревянной рамы с бумажным покрытием. [ 4 ] Когда ему было двенадцать, его старший брат Чокичи открыл поднятую картинку . [ объяснить ] [ 5 ] shop, а Ясохати рисовал для него иллюстрации. [ 2 ]
Считается, что примерно в двенадцать лет Ясохати начал учиться у Тойохары (Итиосай) Тиканобу (не путать с учеником Куничики Тойохара Тиканобу ). В то же время он создавал портреты актеров для бойцов, продаваемых в магазине Meirindo . Его учитель дал ему имя «Кадзунобу». [ 4 ] Возможно, именно по рекомендации Чиканобу мальчик был принят в следующем году учеником в студию Утагавы Кунисады . [ 6 ] ведущий и самый плодовитый гравёр середины 19 века. [ 7 ] К 1854 году молодой художник сделал свою первую подтвержденную подписанную гравюру. [ 8 ] и взял имя «Куничика», составленное из имен двух учителей, Кунисады и Чиканобу. [ 9 ] Его ранние работы были производными от стиля Утагавы , а некоторые из его гравюр были прямыми копиями (принятая практика того времени). [ 10 ] Во время работы в студии Кунисады Куничика получил задание сделать гравюру, иллюстрирующую вид на проспект Тенджинбаши с высоты птичьего полета после ужасного землетрясения 1855 года , разрушившего большую часть города. Это задание предполагает, что он считался одним из лучших учеников Кунисады. [ 8 ]


В 1862 году Куничика попал в беду, когда сделал «пародийную гравюру» ( митатэ-э ) в ответ на заказ на гравюру, иллюстрирующую драку в театре. Это разозлило студентов, принимавших участие в драке. Они обыскали дом Куничики и попытались силой проникнуть в студию Кунисады. Его наставник лишил Куничики права использовать данное ему имя, но позже в том же году уступил. Спустя десятилетия Куничика описал себя как очень «смиренного» этим опытом. [ 9 ]
Статус Куничика продолжал расти, и ему было поручено создать несколько портретов своего учителя. Когда Кунисада умер в 1865 году, его ученику было поручено создать два мемориальных портрета. На правой панели портрета находится некролог, написанный писателем Канагаки Робуном , а на левой — мемориальные стихи, написанные тремя лучшими учениками, включая Куничику. [ 8 ]
Художник на пороге новой эпохи
[ редактировать ]
В то время, когда Куничика начал свои серьезные исследования, поздний период Эдо , расширение традиций, основанных на феодальном обществе, подходил к концу. «Современная» эпоха Мэйдзи (1868–1912), время быстрой модернизации, индустриализации и обширных контактов с Западом, резко контрастировала с тем, что было раньше.
Художники укиё-э традиционно иллюстрировали городскую жизнь и общество, особенно театр, для которого их репродукции часто служили рекламой. Период Мэйдзи принес конкуренцию новым технологиям фотографии и фотогравюры , фактически разрушив карьеру большинства. [ 11 ]
По мере взросления Куничика его репутация мастера дизайна и драмы неуклонно росла. В рейтингах художников укиё-э его имя появлялось в первой десятке в 1865, 1867 и 1885 годах, когда он занимал восьмое, пятое и четвертое места соответственно. [ 9 ] В 1867 году, за год до падения сёгуната Токугава , он получил официальное поручение правительства представить десять картин для Всемирной выставки 1867 года в Париже. [ 12 ] Его репродукция также была представлена на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго. [ 13 ]

Куничика часто изображал красивых женщин ( бидзинга ), но его лучшими работами считаются бюсты, портреты в пол- и три четверти длины, портреты актеров крупным планом или с «большой головой», а также триптихи, представляющие «широкоэкранный формат». Просмотры пьес и популярных рассказов. [ 14 ]
Хотя работы Куничики эпохи Мэйдзи остались основанными на традициях его учителей, он предпринял попытку включить отсылки к современным технологиям. В 1869 году он сделал серию совместно с Ёситоси , более «современным» художником в том смысле, что он реалистично изображал лица. [ 15 ] Кроме того, Куничика экспериментировал с «западной» перспективой точки схода .

Пресса подтвердила, что успех Куничика продолжился и в эпоху Мэйдзи. В июле 1874 года журнал «Синбун хентай» сообщил, что: «Цветные гравюры на дереве — одна из специализаций Токио, и что Кёсай , Ёситоси, Ёсиику , Куничика и Гинко — эксперты в этой области». В сентябре 1874 г. в том же журнале было написано: «Мастера укиёэ: Ёсиику, Куничика и Ёситоси. Они самые популярные художники укиё-э». В 1890 году в книге «Tôkyô meishô doku annai» («Знаменитые виды Токио») под заголовком « Мастер гравюры на дереве » в качестве примеров были приведены Куничика, Кунисада , Ёсиику и Ёситоши. В ноябре 1890 года репортер газеты «Ёмиури Симбун» писал о специализациях художников школы Утагава : «Ёситоси был специалистом по гравюрам воинов, Куничика — художником по гравюрам на дереве, известным портретами актёров, а Чиканобу — придворными дамами». [ 16 ] [ 17 ]
Современные наблюдатели отметили умелое использование цвета Куничикой в своих актерских репродукциях, но его также критиковали за его выбор. В отличие от большинства художников того периода, он использовал яркие красные и темно-фиолетовые цвета, часто в качестве фоновых цветов, а не более мягкие цвета, которые использовались ранее. Эти новые цвета были изготовлены из анилиновых красок, импортированных в период Мэйдзи из Германии. (Для японцев красный цвет означал прогресс и просвещение в новую эпоху прогресса западного типа.) [ 18 ]

Как и большинство художников своей эпохи и жанра, [ 19 ] Куничика создал множество серий гравюр, в том числе: « Красавицы Ёсивары в сравнении с тридцатью шестью стихотворениями»; Тридцать две модные физиономии; Шестнадцатилетний Мусаси, пародирующий современные обычаи; Тридцать шесть добрых и злых красавиц; Тридцать шесть современных ресторанов; Зеркало расцвета нравов и обычаев; Пятьдесят четыре современных чувства соответствуют главам «Повести о Гэндзи» ; Пародируются сцены двадцати четырех часов; Актеры театральных хитов — великие герои грабительских пьес; Восемь просмотров пародируемых бандитов. [ 20 ]

В 1863 году Куничика был одним из многих художников, написавших пейзажные гравюры для двух серий знаменитых сцен Токайдо, посвященных путешествию сёгуна Иэмоти из Эдо в Киото, чтобы засвидетельствовать свое почтение императору. В остальном его пейзажи были в основном театральными декорациями или фоном для групп красавиц, наслаждающихся отдыхом на свежем воздухе. Он записал некоторые популярные мифы и сказки, но редко иллюстрировал сражения. Изображая людей, он лишь изредка показывал фигуры в западной одежде, несмотря на ее растущую популярность в Японии. Известно, что он сделал несколько гравюр сюнга (эротического искусства), но атрибуция может быть затруднена, поскольку, как и большинство художников того времени, он не всегда их подписывал. У Куничики было много учеников, но лишь немногие добились признания как художники-граверы. В меняющейся арт-сцене они не могли содержать себя, создавая гравюры на дереве, и им приходилось делать иллюстрации для таких популярных средств массовой информации, как книги, журналы и газеты. Его самыми известными учениками были Тоёхара Тиканобу. и Морикава Чикасиге. Оба поначалу следовали интересу своего учителя к театру, но позже Чиканобу с большим энтузиазмом изображал женскую моду, а Чикасигэ занимался иллюстрациями. Критики не считают, что ни один из них не достиг высокой репутации своего учителя. [ 21 ]
У Куничики была одна ученица, Тоёхара Тикаёси, которая, как сообщается, стала его партнершей в последние годы его жизни. Ее работы отражали стиль Утагавы. Она грамотно изобразила актеров, нравы и обычаи того времени. [ 22 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В молодости Куничика имел репутацию обладателя прекрасного певческого голоса и прекрасного танцора. Известно, что он использовал эти таланты в любительских бурлеск-шоу. [ 23 ]
В 1861 году Куничика женился на своей первой жене Охане, и в том же году у него родилась дочь Хана. Считается, что брак продлился недолго, поскольку он был бабником. У него было двое внебрачных детей, девочка и мальчик, с которыми он не общался, но, похоже, он сохранил сильную привязанность к Хане. [ 24 ]

Куничика описывали как человека открытого, дружелюбного и искреннего. [ 23 ] Ему нравилось тусоваться с гейшами и проститутками района Ёсивара , при этом он употреблял большое количество алкоголя. Однако его самой большой страстью был театр, где он регулярно бывал за кулисами. Говорят, что его внешний вид был потрепанным. Он постоянно был в долгах и часто занимал деньги у актеров кабуки, которых так восхитительно изображал. [ 25 ] Современник сказал о нем: «Рисование полиграфии, театр и выпивка были его жизнью, и для него этого было достаточно». [ 26 ] Современный актер Мацусуке IV сказал, что, посещая актеров за кулисами с целью зарисовать их, Куничика не общался, а полностью концентрировался на своей работе. [ 27 ]
Примерно в 1897 году его старший брат открыл фотомагазин «Аракава» , и в магазине работал Куничика. Поскольку Куничика не любил и магазин, и фотографию, существует только одна его фотография. [ 28 ] [ 29 ]
В октябре 1898 года Куничика дал интервью для серии из четырех статей о нем « Дитя Эдо периода Мэйдзи» , которые появились в токийской газете «Ёмиури Симбун» . Во вступлении к сериалу репортер написал:
...его дом расположен на (северной) стороне Хигаси Кумагая-Инари. Хотя его резиденция представляет собой всего лишь многоквартирный дом, разделенный перегородками, в нем есть элегантная решетчатая дверь, табличка с именем и почтовый ящик. Внутри вход ведет в комнату с потертыми циновками татами, на которых лежит длинный хибати. Пространство также украшено буддийским алтарем. В глубине жалкой комнаты с двумя татами стоит захламленный стол; трудно поверить, что здесь живет знаменитый художник Куничика... Оглядывая пронзительным взглядом окрестности и поглаживая свою длинную белую бороду, Куничика рассказывает о вершине процветания Эдокко ... [ 2 ]
В ходе интервью Куничика заявил, что переезжал 107 раз, но более вероятно, что он переезжал только десять раз. [ 28 ]

Куничика умер в своем доме в Хондзё (восточный пригород Эдо) 1 июля 1900 года в возрасте 65 лет из-за плохого здоровья и приступов пьянства, вызванных смертью в 39 лет его дочери Ханы во время родов. своему внуку Ёсидо Ито несколькими месяцами ранее. [ 28 ] Он был похоронен в храме буддийской секты Сингон Хонрюдзи в Имадо , Асакуса . [ 16 ] Считается, что его могильный памятник был разрушен во время землетрясения 1923 года, но члены семьи установили новый в 1974 году. В старой Японии у людей с высоким культурным статусом было обычным обычаем писать стихотворение перед смертью. На могиле Куничики его стихотворение гласит:
«Поскольку мне надоело писать портреты людей этого мира, я буду писать портреты Короля ада и чертей».
Yo no naka no, hito no nigao mo akitareba, enma ya oni no ikiutsushisemu. [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]В 1915 году Артур Дэвисон Фик , юрист, поэт и влиятельный коллекционер японских гравюр из Айовы, написал «Беседы о японских гравюрах» . В книге он перечислил пятьдесят пять художников, в том числе Куничика, чьи работы он назвал «дегенеративными» и как «всю ту бессмысленную сложность рисунка, грубость цвета и небрежность печати, которые мы связываем с окончательным разрушением искусства цвета». отпечатки». [ 31 ] Его мнение, отличное от мнения современников Куничики, на протяжении многих лет влияло на американских коллекционеров, в результате чего японские гравюры второй половины XIX века, особенно фигурные, вышли из моды. [ 32 ] [ 33 ]
В конце 1920-х — начале 1930-х годов писатель, авантюрист, банкир и великий коллекционер японского искусства Кодзима Усуи написал множество статей, направленных на возрождение репутации Куничики. В свое время он не добился успеха, но его работа стала основой для последующих исследований, которые начались совсем недавно. [ когда? ] . [ 34 ] [ 35 ] В 1876 году Лоуренс П. Робертс написал в своем «Словаре японских художников» , что Куничика создавал репродукции с изображением актеров и других предметов в поздней традиции Кунисада, отражая упадок вкусов японцев и ухудшение качества цветной печати. Робертс описал его как «незначительного художника, но представляющего последнего представителя великой традиции укиё-э». Цитируемая биография отражает предпочтение автора классическому укиё-э. Ричард А. Уолдман, владелец журнала «Искусство Японии», сказал о точке зрения Робертса: «Статьи, подобные приведенной выше, а также другие статьи ранних западных авторов сумели отправить этого художника на свалку истории искусства». [ 36 ] Влиятельной причиной возвращения Куничики в западный мир стала публикация в 1999 году на английском языке книги Эми Рейгл Ньюлэнд « Время настоящее и прошлое: Образы забытого мастера: Тойохара Куничика 1835–1900». [ 37 ] [ 38 ] Кроме того, выставка 2008 года в Бруклинском музее « Утагава: Мастера японской гравюры, 1770–1900» и последующая статья в The New York Times от 22.03.08. [ 39 ] повысили осведомленность общественности о гравюрах Куничика и ценах на них.
Произведения искусства
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ньюленд, стр. 7–16.
- ^ Jump up to: а б с Ньюленд, стр. 7
- ^ Хинкель, стр. 70.
- ^ Jump up to: а б Хинкель, стр. 74
- ^ Арагоро, Сёрия. «Серия Осие: Кагэкиё» . Кабуки 21 . Проверено 8 июля 2008 года .
- ^ Ньюленд, стр. 7-8.
- ^ Фиорилло, Джон. «Утагава Кунисада (1786–1865)» . Просмотр японских гравюр . Архивировано из оригинала 27 июня 2008 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Ньюленд, стр. 11
- ^ Jump up to: а б с Ньюленд, стр. 12
- ^ Ньюленд, стр. 17-22.
- ^ Ньюленд, стр. 8
- ^ Ньюленд, стр. 17, 35.
- ^ Хинкель, стр. 77.
- ^ Ньюленд, стр. 21, 22, 28.
- ^ Ньюленд, стр. 23.
- ^ Jump up to: а б Касл, Фрэнк. «Куничика (1835–1900)» . Биографии художников . Замок изящных искусств . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Хинкель, стр. 78.
- ^ Ньюленд, стр. 19.
- ^ Фолкнер, стр. 32, 34, 35.
- ^ Мануэль Пайас. «Ман-Пай / Комната 2: Куничика» . Список основных серий некоторых из наиболее важных художников японской гравюры на дереве . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ Ньюленд, стр. 30.
- ^ Ньюленд, стр. 30-31.
- ^ Jump up to: а б Хинкель, стр. 71
- ^ Ньюленд, стр. 14.
- ^ Ньюленд, стр. 14-16.
- ^ «Куничика Тоёхара – 1835–1900» . Биография японского художника-гравера Куничика Тоёхара . артелино . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Ньюленд, стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с Хинкель стр.72
- ^ «Куничика Тоёхара — 1835–1900» . Коллекция гравюр укиё-э Оэ Наокичи из коллекции Киотского университета искусств и дизайна. Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Ньюленд, стр. 16.
- ^ Фик, стр. 351–353.
- ^ Бозулич, Ричард. «Японская гравюра и мир го» . Кисейдо. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Браун, стр. 13.
- ^ Ньюленд, стр. 38
- ^ Фуджи, Люси Бирмингем. «Коллекция Мира Кодзимы Усуи» . Метрополис. Архивировано из оригинала 7 мая 2008 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Уолдман, Ричард А. «Куничика Тойохара (1835–1900)» . Искусство Японии. Архивировано из оригинала 21 июня 2009 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ «Новые книги» . Мичиганский университет. Архивировано из оригинала 25 января 2008 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ «Книги Ханьшань Тан — Список 144: Новые публикации; Последние работы по китайской керамике; Последние приобретения» (PDF) . Hanshan Tang Books Ltd. с. 52 . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Джонсон, Кен (22 марта 2008 г.). «Мимолетные радости жизни в ярких гравюрах на дереве» . Нью-Йорк Таймс . п. 289.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Кендалл; Грин, Нэнси; Стивенс, Эндрю (2006). Color Woodcut International: Япония, Великобритания и Америка в начале двадцатого века . Мэдисон, Висконсин, США: Художественный музей Чейзена, Университет Висконсин-Мэдисон. ISBN 978-0-932900-64-7 .
- «Биография изящных искусств замка: Куничика (1835–1900)» . Замковое изобразительное искусство. Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 года . Проверено 14 октября 2007 г.
- Фолкнер, Руперт (1999). Шедевры японской гравюры: Укиё-э из Музея Виктории и Альберта . Токио, Япония: ISBN Kodansha International Ltd. 978-4-7700-2387-2 .
- Фик, Артур Дэвидсон (1915). «Беседы о японской гравюре». Лондон, Англия: T. Unwin Ltd.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Хинкель, Моника (2006). «Тойохара Куничика (1835–1900)» . Докторская диссертация (на немецком языке). Бонн, Университет Бонна. Архивировано из оригинала ( PDF ) 7 июня 2007 года . Проверено 11 октября 2007 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Ньюленд, Эми Рейгл (1999). Время настоящее и время прошлое: Образы забытого мастера: Тоёхара Куничика, 1835–1900 . Лейден, Нидерланды: Hotei Publishing. ISBN 978-90-74822-11-4 .
На данный момент это единственная содержательная ссылка, написанная на английском языке. Все остальные источники ссылаются на это. Книга состоит из «Тойохара Куничика: Его жизнь и личность», стр. 7–16; «Аспекты творчества Куничики: Образы красавиц и актеров», стр. 17–29; «Наследие Куничики», стр. 30–32; сноски, стр. 33–38; «Каванабэ Кёсай и Тоёхара Куничика», эссе Сигэру Оикавы, стр. 39–49. Оставшаяся часть книги, стр. 50–154, представляет собой иллюстрированный каталог 133 гравюр; приложение о подписях и печатях, стр. 155–164; глоссарий, стр. 165–167.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Биография
- Биография Куничики
- Коллекция гравюр укиё-э Оэ Наокичи из коллекции Киотского университета искусств и дизайна.
Глядя на Куничику
Музейные сайты
Источники изображений