Кензо Окада
Кензо Окада | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 25 июля 1982 г. | ( 79 лет
Национальность | японско-американский |
Известный | Рисование |
Движение | Абстрактный экспрессионизм , цветовое поле |
Покровитель(и) | Бетти Парсонс |
Кензо Окада (岡田謙三, Окада Кензо ; родился 28 сентября 1902 года, умер 25 июля 1982 года) — американский художник японского происхождения и первый американский художник японского происхождения, работавший в стиле абстрактного экспрессионизма, получивший международное признание. [ 1 ] На 29-й Венецианской биеннале в 1958 году работы Окады были выставлены в павильоне Японии , и он получил премию Асторре Мейера и премию ЮНЕСКО. [ 2 ]
Работы Окады были представлены на ретроспективных выставках с 1960-х годов, в том числе в Художественной галерее Олбрайт-Нокс в 1965 году. [ 3 ] Национальный музей современного искусства, Киото , 1966 год. [ 4 ] , Художественный музей Сейбу Токио, 1982 год. [ 5 ] Музей современного искусства, Тояма , 1989 год. [ 6 ] в Художественный музей Университета Айовы 2000 году, [ 7 ] и Художественный музей Иокогамы в 2003 году. [ 8 ] Работы Окады также хранятся в крупнейших американских музейных коллекциях, включая Метрополитен-музей , Музей современного искусства в Нью-Йорке , Национальную галерею искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, Художественный музей Филадельфии , Музей современного искусства Сан-Франциско , Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Музей американского искусства Уитни и другие.
Биография
[ редактировать ]Молодость и образование (1902–1927)
[ редактировать ]Окада родился 28 сентября 1902 года в Иокогаме, Япония. Его отец, богатый промышленник, не поддержал желание сына стать художником. Когда умер отец, Окада поступил на отделение западной живописи Токийской школы изящных искусств (ныне Токийский национальный университет изящных искусств и музыки ). [ 1 ] Среди его одноклассников Гэнитиро Инокума , Такео Ямагути и Рёхей Койсо . [ 9 ] В 1924 году Окада бросил Токийскую школу изящных искусств и уехал в Париж , где учился у японского эмигранта Цугухару Фудзита , выполняя картины городской тематики. В 1927 году он выставлял работы в Осеннем салоне .
Ранняя карьера в Японии (1927–1950)
[ редактировать ]В 1927 году Окада вернулся в Японию и через год провел свою первую персональную выставку в универмаге Мицукоси в Токио. В 1929 году его работы были отобраны для шестнадцатой выставки Второй секции ( Ника-тен 二科展), ежегодного салона, организованного Обществом Второй секции ассоциацией художников-модернистов ( Ника-кай 二科会). После этого работы Окады ежегодно демонстрировались на выставке Второй секции. Окада стал популярен в Обществе Второй секции благодаря своим роскошным портретам женщин и пейзажам французских городских пейзажей. В 1937 году Общество Второй секции признало Окаду (наряду с Тамиджи Китагавой , Кейджи Симадзаки , Коносукэ Тамурой и другими) полноправными членами. [ 8 ] : 175–176 На протяжении 1930-х годов стиль Окады постепенно менялся от теплых тонов, напоминающих о Марии Лорансен и Анри Матиссе сразу после его возвращения в Японию, к характерной поверхности холодного цвета, которая была создана путем нанесения слоев цвета, и мотивов, напоминающих центр Парижа, таких как как девушки и продавцы цветов. [ 8 ] : 17 Успех Окада продолжился, и в 1939 году он был награжден Премией поощрения западной живописи Сёва (昭和洋画奨励賞). В том же году его также пригласили преподавать масляную живопись в Школе изящных искусств Университета Нихон вместе с Киносукэ Эбихарой и другими масляными красками. художники. [ 8 ] : 176 Позже Окада был эвакуирован в префектуру Мияги .
После войны Окада быстро вернулся в реконструированное Общество Второй секции и снова начал работать над фигуративными группами обнаженных/одетых женщин, над которыми он работал до войны. В 1947 году он был награжден первой премией за членство в группе (会員努力賞) от Общества Второй секции и привлек внимание своим изысканным лирическим стилем. С этого года он начал преподавать масляную живопись в Университете искусств Мусасино и Университете искусств Тама , а также обучать молодых художников. [ 1 ] [ 8 ] : 177 По мере того как репутация Окады в мире искусства снова росла, он все больше занимался иллюстрациями и обложками для газет и журналов. В этих обстоятельствах его стиль постепенно менялся. Начиная с 1947 года формы фигур и предметов, составляющих его картины, постепенно упрощались. Сам Окада позже предположил, что причиной этого стилистического изменения было чувство бессилия и недоверие к собственным навыкам и приемам, которые он развил к этому моменту. [ 8 ] : 45 Окада осознал тупик в своем собственном творчестве и начал искать перемен в окружающей среде, что привело его в США в 1950 году. [ 8 ] : 45
Успех художника-абстракциониста в США (1950–1982).
[ редактировать ]В 1950 году Окада переехал в Нью-Йорк . Там его ждал абстрактный экспрессионизм , который тогда захлестнул американский художественный мир. Позже Окада вспоминал, что поначалу он не мог понять абстрактный экспрессионизм . вообще [ 8 ] : 53 Окада был весьма сбит с толку увиденными работами и почти три года после прибытия в США провел в состоянии неопределенности. После периода проб и ошибок Окада разработал технику вытирания краски и нанесения слоя слабо растворенной краски на поверхность картины, чтобы создать абстрактную картину с уникальной текстурой и поэтическим, лирическим качеством. [ 8 ] : 53 Арт-дилер Бетти Парсонс , которая продвигала таких художников -абстрактных экспрессионистов , как Джексон Поллок , Марк Ротко и Барнетт Ньюман , посетила студию Окады в 1952 году, признала его талант и поддерживала его в течение следующих 30 лет. В 1953 году Парсонс организовала первую персональную выставку Окады в Нью-Йорке в ее галерее Бетти Парсонс . Работы Окады, выставленные в галерее Бетти Парсонс, привлекли большое внимание и вскоре были добавлены в коллекции крупных музеев Нью-Йорка, таких как Метрополитен-музей , Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей Соломона Р. Гуггенхайма , создав Твердая репутация Окады на арт-сцене Нью-Йорка. Более того, через Парсонса Окада получил доступ к узкому кругу абстрактного экспрессионизма . [ 10 ] Окада подружился с Ротко , Ньюманом и многими другими абстрактными экспрессионистами. Американская художница Мишель Стюарт писала: «Когда Окада приехал в Соединенные Штаты, он был уже зрелым художником, пользующимся большим уважением в своей родной Японии. В американскую абстракцию Окада привнес цивилизованную сдержанность, элегантность приема и необычный дар поэтического преобразования природных формы». [ 11 ]
На 29-й Венецианской биеннале в 1958 году работы Окады были выставлены в павильоне Японии (представитель: Сюзо Такигучи ; помощник комиссара: Ичиро Фукудзава и Ёсиаки Тоно) вместе с работами пяти других японских художников ( Ичиро Фукузава , Кавабата Рюши , Сейсон Маэда , Ёси Киноути). , Синдо Цудзи ), а Окада получил премию Асторре Мейера и премию ЮНЕСКО. [ 2 ] После 29-й Венецианской биеннале Окада все больше времени проводил в Японии.
Стиль и цвета Окады, напоминающие эстетику традиционного японского искусства, были популяризированы под названием «югенизм» (ユーゲニズム; 幽玄主義), и он добился большого коммерческого успеха и успеха у критиков как американский японско-американский художник в Нью-Йорке. [ 9 ] Окада прокомментировал: «Когда я жил в Японии, я думал только о Западе, а теперь, когда я здесь, я мечтаю только о Японии». [ 12 ] : 27 Его картины 1950-х и 1960-х годов раскрывают тонкие изменения в мире природы посредством использования образов, построенных с тонкими, чувствительными цветовыми тонами, плавающими в композиционном пространстве. Turn 1962 года из коллекции Художественного музея Гонолулу и Хагоромо 1966 года из коллекции произведений искусства Empire State Plaza губернатора Нельсона А. Рокфеллера являются примерами тональных абстракций художника. [ 10 ] [ 13 ] В 1970-е годы он написал множество работ, в которых в качестве отправной точки использовалась новая интерпретация декоративных эффектов традиционной японской живописи . Окада передает ауру пейзажа, используя цвета земли, абстрактные узоры, намекающие на камни и цветы, а также общую туманность, из-за которой его сцены кажутся погруженными в воду. Привнося традиции японского искусства в нью-йоркскую школу абстракции, Окада воплощает в своих картинах суть природы, делая ее элементарной и, следовательно, возвышенной. Его чувствительный и личный стиль абстрактного экспрессионизма с элементами, вдохновленными японским искусством, напрямую связан как с живописью цветового поля , так и с лирической абстракцией . Историк искусства Берт Винтер-Тамаки отмечает, что «картина, которую он написал в Японии до 1950 года, была фигуративной и имела близкое сходство со стилями Парижской школы . Но после переезда в Нью-Йорк его живопись стала абстрактной и приобрела то, что люди воспринимались как японцы по внешности из-за стилистического «югенизма», подкрепленного случайным японским названием или пережитком какого-либо мотива, такого как форма веера или вертикальное деление, напоминающее шов складной ширмы». [ 12 ] : 27 Более того, Винтер-Тамаки отмечает, что «утверждение национальной идентичности обеспечило Окада статус в международном контексте искусства, который выдержал бы сравнение с американскими художниками». [ 12 ] : 31
Наследие
[ редактировать ]Окада умер в Токио 24 июля 1982 года. [ 1 ] Вдова художника Окада Кими подарила 95 картин художника городу Акита в июне 1989 года. [ 14 ] [ 15 ] В ноябре 1989 года Художественный музей Акита-сэнсю открыл Мемориал Кензо Окада, специальный выставочный зал, в котором постоянно экспонируется творчество Окады. [ 15 ] В 1997 году Окада Кими подарил 152 картины Институту Китасато в Токио, который теперь регулярно выставляет работы Окады в Университета Китасато Медицинского центра Омура Мемориальном зале в Сайтаме . [ 16 ]
Работы Окады были представлены на знаковой всемирной выставке « Азиатские традиции/современные выражения» 1997 года , которая внесла новаторский вклад в знание истории азиатско-американского искусства. [ 17 ] Впоследствии его работы обсуждались в сборнике азиатско-американского искусства: история, 1850-1970 (2008), подготовленном несколькими авторами, который стал первым комплексным исследованием по истории азиатско-американского искусства. [ 18 ] В конечном итоге в 2022 году в Капитолии штата Нью-Йорк прошла выставка Исаму Ногучи и Кензо Окада, посвященная Месяцу наследия американцев азиатского происхождения и жителей островов Тихого океана . [ 19 ] Выставка «подчеркивает, как их восточноазиатское наследие помогло сформировать послевоенное американское искусство». [ 19 ]
Избранные выставки [ 6 ] : 157–170 [ 8 ] : 174–183
[ редактировать ]Персональные выставки
[ редактировать ]- 1953 Галерея Бетти Парсонс , Нью-Йорк.
- 1955 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк.
- 1956 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк.
- 1958 Нихонбаши Такашимая , Токио. Универмаг
- 1959 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк.
- 1962 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк
- 1963 Новая галерея, Библиотека Хайдена, Массачусетский технологический институт.
- 1964 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк.
- 1965 Картины Кензо Окада, 1931–1965 , Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Академия изящных искусств Буффало, Буффало [ 3 ]
- 1966 Нихонбаши Такашимая , Токио. Универмаг
- 1966–1967 Картины Кензо Окада, 1952–1965 , Национальный музей современного искусства, Киото , Академия искусств Гонолулу , Мемориальный музей М. Х. де Янга , Сан-Франциско и Университетский художественный музей Техасского университета , Остин [ 4 ]
- 1967 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк.
- 1969 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк.
- 1971 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк
- 1973 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк
- 1976 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк
- 1978 Галерея Бетти Парсонс, Нью-Йорк
- 1982 Кензо Окада (Кензо Окада: Таинственная красота, цветущая в Нью-Йорке), Художественный музей Сейбу , Токио и Художественный музей Фукуоки. [ 5 ]
- 1989 Кензо Окада (岡田謙三展), Музей современного искусства, Тояма , Художественный музей Мэгуро , Токио, Музей современного искусства префектуры Гумма , Художественный музей Охара , Курасики, Художественный музей префектуры Миэ , Муниципальный музей Куре Художественный музей и Городской художественный музей Акита. [ 6 ]
- 2000 Кензо Окада: Ретроспектива американских лет 1950–1982 , Художественный музей Университета Айовы , Айова [ 7 ]
- 2003 Кензо Окада: Ретроспектива (100-летие со дня его рождения, 20-летие со дня его смерти: выставка Кензо Окада), Художественный музей Иокогамы , Художественный музей Акита Сэнсю , Мемориальный художественный музей Койсо города Кобе и Художественный музей Дзёсиби , Университет искусств и дизайна Джосиби , Сагамихара [ 8 ]
Групповые выставки
[ редактировать ]- 1954 Молодые американские художники , Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
- 1955 3-я биеннале в Сан-Паулу.
- 1958 29-я Венецианская биеннале.
- 1979 Окада, Шинода и Цутака : три пионера абстрактной живописи в Японии 20-го века , Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия [ 20 ]
- 1994–1995 «Японское искусство после 1945 года: Крик против неба» , Художественный музей Иокогамы , Музей Гуггенхайма в Сохо и Музей современного искусства Сан-Франциско.
Основные публичные коллекции [ 8 ] : 192–234
[ редактировать ]- Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Баффало [ 23 ] [ 24 ]
- Бруклинский музей , Нью-Йорк [ 25 ]
- Музей Брюса , Гринвич
- Художественный музей Фукуоки [ 26 ] [ 27 ]
- Гарвардские художественные музеи/Музей Фогга [ 28 ]
- Художественный музей Индианаполиса [ 29 ] [ 30 ]
- Институт Китасато , Токио [ 31 ]
- Художественный музей Мэгуро , Токио [ 32 ]
- Музей современного искусства Токио [ 33 ] [ 34 ]
- Метрополитен-музей , Нью-Йорк [ 35 ] [ 36 ]
- Музей изящных искусств, Бостон [ 37 ] [ 38 ]
- Музей современного искусства, Камакура и Хаяма [ 39 ]
- Музей современного искусства, Нью-Йорк [ 40 ]
- Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия [ 41 ] [ 42 ]
- Национальный музей искусств, Осака [ 43 ]
- Национальный музей современного искусства, Киото [ 44 ]
- Национальный музей современного искусства, Токио [ 45 ]
- Художественный музей Нойбергера , Нью-Йорк
- Коллекция Пегги Гуггенхайм , Венеция [ 46 ]
- Художественный музей Филадельфии [ 47 ]
- Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия [ 48 ]
- Музей современного искусства Сан-Франциско [ 49 ]
- Художественный музей Санта-Барбары [ 50 ]
- Смитсоновский музей американского искусства , Вашингтон, округ Колумбия [ 51 ] [ 52 ]
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк [ 53 ] [ 54 ]
- Художественный музей Сомпо , Токио
- Художественный музей Сент-Луиса [ 55 ]
- Музей американского искусства Уитни , Нью-Йорк [ 56 ]
- Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен [ 57 ]
- Иокогамский художественный музей [ 58 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мемориал Кензо Окада в Художественном музее Акита Сэнсю, изд. Окада Кензо кинэнкан сакухиншу = Кензо Окада , Акита: Мемориал Кензо Окада в Художественном музее Акита Сэнсю, 1991. [ 15 ]
- Картины Кензо Окада, 1931–1965 , экс. кот., Буффало: Академия изящных искусств Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, 1965. [ 3 ]
- Картины Кензо Окада, 1952–1965 , экс. кат., Токио: Бидзюцу шуппанша, 1967. [ 4 ]
- Китасато кэнкюдзё кикаку тёсей-бу, изд. Окада Кензо сакухинсю = Кензо Окада , Токио: Китасато кэнкюдзё, 1999. [ 16 ]
- Китаюгути, Такао Гака Окада Кензо но сёгай , Токио: AI Network, 2003.
- Музей современного искусства, Тояма и др., изд. Окада Кензо тен = Кензо Окада , кот., Токио: Асахи Синбун, 1989. [ 6 ]
- Окада, Кензо, изд. Окада Кензо гашу , Токио: Асахи Синбун, 1982.
- Окада, Кими Гака Окада Кензо томони , Токио: Кадзима сюппанкай, 2009. [ 14 ]
- Окада, Шинода и Цутака : три пионера абстрактной живописи в Японии XX века . кот., Вашингтон, округ Колумбия: Коллекция Филлипса, 1979. [ 20 ]
- Художественный музей Сейбу и Асахи Синбун, ред. Кензо тен: Окада Кензо Окада , exh., Токио: Художественный музей Сэйбу и Асахи Синбун, 1982. [ 5 ]
- Винтер-Тамаки, Берт. Искусство во встрече народов: японские и американские художники в первые послевоенные годы , Гонолулу: Гавайский университет Press, 2001. [ 12 ]
- Иокогамский художественный музей и др., ред. У Окада Кензо было: Сейтан 100 глаз кине боцуго 20 глаз = Кензо Окада: Ретроспектива , отл. кат., Иокогама: Художественный музей Иокогамы, 2003. [ 8 ]
- Златник, Гейл, изд. Кензо Окада: Ретроспектива американских лет 1950–1982 гг. , быв. кот., Айова: Художественный музей Университета Айовы, 2000. [ 7 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Коллекция Филлипса. Эд. Эрика Д. Пассантино. Консультирование под ред. Дэвид В. Скотт. Исследователи Вирджиния Спир Бёрден, Глаз Дункана Филлипса: коллекция в процессе создания , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1999, ISBN 0300080905
- ^ Jump up to: а б «29-я Международная художественная выставка Венецианской биеннале» . Официальный сайт павильона Японии — Венецианская биеннале . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Картины Кензо Окада, 1931–1965 гг . Буффало: Академия изящных искусств Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. 1965.
- ^ Jump up to: а б с Картины Кензо Окада, 1952–1965 . Токио: Бидзюцу шуппанся.
- ^ Jump up to: а б с Художественный музей Сейбу; Асахи Синбун, ред. (1982). Окада Кензо тен: Кензо Окада , Токио: Художественный музей Сейбу и Асахи Синбун.
- ^ Jump up to: а б с д Музей современного искусства, Художественный музей Мэгуро, ред. Окада Кензо тен = Кензо Окада ;
- ^ Jump up to: а б с Златник, Гейл, изд. (2000). Кензо Окада: Ретроспектива американских лет 1950–1982 . Айова: Художественный музей Университета Айовы.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Иокогамский художественный музей; Художественный музей Акита Сэнсю; Мемориальный художественный музей Койсо города Кобе; Художественный музей Джошиби, Университет искусств и дизайна Джошиби, ред. (2003). Окада Кензо Тен: Сейтан 100-нэн Кинен Боцуго 20-нэн = Кензо Окада: Ретроспектива Иокогама: Художественный музей Иокогамы.
- ^ Jump up to: а б «Кензо Окада:: Архивная база данных Тобункен» www.tobunken.go.jp Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Папаниколас, Тереза и Стивен Салель, Стивен, «Абстрактный экспрессионизм, взгляд на восток с Дальнего Запада» , Художественный музей Гонолулу, 2017, ISBN 9780937426920 , с. 17
- ^ Искусство США сейчас Эд. Ли Норднесс; Том 1, (The Viking Press, Inc., 1963.) вставка страницы
- ^ Jump up to: а б с д Винтер-Тамаки, Берт (2001). Искусство во встрече народов: японские и американские художники в первые послевоенные годы . Гонолулу: Гавайский университет Press.
- ^ «Коллекция произведений искусства Эмпайр-Стейт-Плаза» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Окада, Кими (2009) Гака Окада Кензо в Томони Токио: Кадзима сюппанкай.
- ^ Jump up to: а б с Мемориал Кензо Окада, Музей искусств Акита Сэнсю, изд. (1991 . )
- ^ Jump up to: а б Китасато кэнкюдзё кикаку тёсей-бу, изд. (1999) Окада Кензо сакухинсю = Кензо Окада Токио: Китасато кэнкюдзё.
- ^ Векслер, Джеффри, изд. (1997). Азиатские традиции/современные выражения: американские художники азиатского происхождения и абстракция, 1945–1970 . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс.
- ^ Чанг, Гордон Х., изд. (2008). Азиатско-американское искусство: история, 1850–1970 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Jump up to: а б «Исаму Ногучи и Кензо Окада » Посетите Эмпайр-Стейт-Плаза и Капитолий штата Нью-Йорк . Получено 2 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Окада, Шинода и Цутака: три пионера абстрактной живописи в Японии XX века . Вашингтон, округ Колумбия: Коллекция Филлипса. 1979.
- ^ Музей искусств Акита-Сити Сэнсю. «Список результатов поиска | База данных коллекции художественного музея Акита-Сити Сэнсю» 21 Получено октября 2022 г.
- ^ Окада, Кензо (1955), Возвращение жизни , получено 21 октября 2022 г.
- ^ «Династия | Художественный музей AKG в Буффало» . buffaloakg.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Белое и золото | Художественный музей AKG в Буффало» . buffaloakg.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Городской художественный музей Фукуоки» www.fukuoka-art-museum.jp Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Городской художественный музей Фукуоки» www.fukuoka-art-museum.jp Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Гарвард. «Из коллекции Гарвардского художественного музея Композиция № 3» . Harvardartmuseums.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Цветочный этюд» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Пейзаж с птицей» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Мемориальный музей Омуры/Исследовательский институт Китасато» www.kitasato.ac.jp Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Коллекция | Обзор музея | Художественный музей Мэгуро» . mmat.jp Проверено 21 октября 2022 г. .
- ^ «Работы ┃ Поиск коллекции Музея современного искусства Токио» mot-collection-search.jp ( на японском языке) , Проверено 21 октября 2022 г ..
- ^ «Работы ┃ Поиск коллекции Музея современного искусства Токио» mot-collection-search.jp ( на японском языке) , Проверено 21 октября 2022 г ..
- ^ «Кензо Окада | Стрела» . www.metmuseum.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Кензо Окада | Видение» . www.metmuseum.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Сияние Земли» .
- ^ «История» .
- ^ Музей современного искусства Канагавы ): Работа 1. Работа 3. Работа 21 октября (на японском 5. Проверено языке 2022 г.
- ^ Музей современного искусства, Нью-Йорк (на английском языке): Работа 1 . Работа 2 . Работа 3 . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Казанер» . www.nga.gov . 1968 год . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ "Синий" . www.nga.gov . 1970 год . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Независимое административное учреждение, Национальный художественный музей, поиск коллекционных работ» . search.artmuseums.go.jp Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Независимое административное учреждение, Национальный художественный музей, поиск коллекционных работ» . search.artmuseums.go.jp Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Национальный музей современного искусства , Токио (на японском языке): 1. Дата обращения Работа 21 октября 2022 г.
- ^ «Над белым | Произведение искусства | Коллекция Пегги Гуггенхайм» . www.guggenheim-venice.it . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Голубая абстракция» . philamuseum.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия . (на английском языке): Работа 1 . Работа 2 . Работа 3 . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Музей современного искусства Сан-Франциско (на английском языке): Работа 1 . Работа 2 . Работа 3 . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Настойчивость» . Collections.sbma.net . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «To Point | Смитсоновский музей американского искусства» . americanart.si.edu . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Серый | Смитсоновский музей американского искусства» . americanart.si.edu . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ "Решение" . Музеи и фонд Гуггенхайма . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Солнцестояние» . Музеи и фонд Гуггенхайма . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Абстракция №8» . Художественный музей Сент-Луиса . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Кензо Окада | Воспоминания» . Уитни.орг . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ «Появления | Художественная галерея Йельского университета» . artgallery.yale.edu . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ 横浜美術館 (на японском языке): Работа 1 . Работа 2 . Работа 3 . Работа 4 . Работа 5 . Работа 6 . Работа 7 . Работа 8 . Работа 9 . Работа 10 . Работа 11 . Работа 12 . Работа 13 . Работа 14 . Работа 15 . Работа 16 . Работа 17 . Работа 18 . Работа 19 . Работа 20 . Работа 21 . Работа 22 . Работа 23 . Работа 24 . Проверено 21 октября 2022 г.