Тамиджи Китагава
Тамиджи Китагава | |
---|---|
Рожденный | Ушио (сегодня: Симада, Сидзуока ) | 27 января 1894 г.
Умер | 26 апреля 1989 г. | ( 95 лет
Тамидзи Китагава ( Tamiji , Kitagawa 27 января 1894 — 26 апреля 1989) — японский художник, гравёр и художественный педагог.
Работы Китагавы, варьирующиеся от картин маслом и темперой до гравюр на дереве и меди, мозаики и керамических фресок, изображают не только сцены повседневной жизни городских и сельских рабочих, но и политические события. Он синтезировал традиции постимпрессионистской , экспрессионистской , кубистической и сюрреалистической живописи с мексиканской модернистской живописью, особенно мексиканским мурализмом , и такими японскими художественными традициями, как нихонга , живопись тушью и керамика .
Познакомившись с такими социально сознательными художниками, как американо-американский художник-реалист Джон Слоан и мексиканский художник-модернист Альфредо Рамос Мартинес во время своего пребывания в Соединенных Штатах и Мексике с 1914 по 1936 год, Китагава стал участвовать в художественных школах живописи под открытым небом Рамоса Мартинеса. , который, как часть мексиканских послереволюционных социальных реформ, предоставил детям и подросткам в сельских районах доступ к искусству, чтобы способствовать их развитию. эмансипация.
После возвращения в Японию в 1936 году Китагава был принят в мире японского искусства за свой уникальный стиль живописи, вдохновленный мексиканским мурализмом. Он стал членом Художественной ассоциации «Ника» и начал заниматься художественным образованием в качестве члена жюри детских художественных выставок и издателя детских книг в сотрудничестве с искусствоведом Сададжиро Кубо. Китагава стал важной фигурой прогрессивного движения художественного образования в Японии в послевоенные годы. Вдохновленный мексиканскими художественными школами под открытым небом, он организовал летнюю художественную школу под открытым небом для детей и подростков в зоопарке Хигасияма в Нагое , основал собственную художественную школу и участвовал в деятельности Созо Биику Кёкай (Общества творческого художественного образования). , сеть художников, учителей и родителей, выступающих за подход в художественном образовании, ориентированный на ребенка и жизнь.
Благодаря своему межкультурному опыту и знанию социальных, расовых и культурных представлений живописи, [ 1 ] : 205 Благодаря своему состраданию к обездоленным социальным и культурным меньшинствам, а также своей пожизненной социальной приверженности искусству и художественному образованию, необходимым для развития демократического общества, Китагава был ключевой фигурой в установлении нового понимания искусства как важной части человеческого развития в Японии. .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Китагава родился в 1894 году Усио (Симада) в префектуре Сидзуока в семье производителя чая. [ 2 ] В 1910 году он окончил коммерческую среднюю школу Сидзуока и начал изучать коммерцию в университете Васэда в Токио. В эти годы Китагава все больше интересовался литературой, театром и искусством. [ 3 ] : 193
США, 1914–1921 гг.
[ редактировать ]Покинув университет, Китагава в 1914 году отправился в США. Сначала он остановился у этого брата, который жил в Портленде, штат Орегон, затем переехал в Чикаго, а в 1916 году — в Нью-Йорк. В 1918 году, работая поденщиком, он посещал вечерние занятия у художников Джона Слоана и Джорджа Б. Бриджмена в Лиге студентов-художников Нью-Йорка . [ 4 ] : 12 В Нью-Йорке Китагава познакомился с достижениями европейского и американского искусства, такими как творчество Поля Сезанна , а также с произведениями Зигмунда Фрейда и Фридриха Ницше . [ 3 ] : 194 Его встречи с такими художниками, как Слоан, японскими коллегами-художниками Ясуо Куниёси и Тоси Симидзу, чьи картины затрагивали социальные проблемы и изображали сцены повседневной жизни трудящихся, сыграли важную роль в развитии его собственной социально сознательной художественной позиции. [ 4 ] : 12 Он также увлекся детским искусством и педагогикой. [ 1 ] : 194 В 1920 году Китагава уехал из Нью-Йорка на юг, «в поисках более спокойной жизни». [ 3 ] : 195 После недолгого пребывания во Флориде, во время которого он работал на ферме японского владельца, он продолжил свое путешествие в Гавану и в 1921 году прибыл в Мексику.
Мексика, 1921–1936 гг.
[ редактировать ]В 1922 году Китагава начал работать слугой и репетитором в богатой семье в Мехико . Взяв отпуск, он несколько месяцев путешествовал по стране, продавая картины святых. [ 3 ] : 195 Он вернулся в Мехико в 1923 году и поступил в Академию Сан-Карлоса , которую окончил в 1924 году. По рекомендации директора академии Альфредо Рамоса Мартинеса, влиятельного мексиканского художника-модерниста, Китагава провел год в Escuelas de Pintura al Aire Рамоса Мартинеса ( Школы живописи под открытым небом), расположенные по адресу: монастырь Чурубуско . : 195 [ 3 ] В рамках послереволюционных социальных реформ, направленных на просвещение и эмансипацию обездоленных групп населения, эти школы под открытым небом предлагали детям и подросткам из сельских и коренных общин возможность свободно выражать себя посредством рисования без формальных инструкций или ограничений, при этом учителя обращались с ними как с товарищами. вместо того, чтобы быть подчиненными. Китагава продолжал заниматься в школах Рамоса Мартинеса и в 1925 году стал помощником преподавателя в Школе живописи под открытым небом в Тлалпане. Работы учеников Школ под открытым небом получили международное признание, особенно после выставки в Мадриде, Париже и Берлине в 1926 году. получил похвалу от таких известных художников, как Анри Матисс , Пабло Пикассо и Цугухару Фудзита . [ 3 ] : 196 [ 5 ] : 16
Как самостоятельный художник, Китагава участвовал в выставках художественной группы ¡30 30!, созданной художниками, которые были преподавателями Школы под открытым небом и были близки Рамосу Мартинесу. [ 4 ] : 13–14 и он провел свою первую персональную выставку в галереях Хакетт в Нью-Йорке в 1930 году. [ 3 ] На работы Китагавы того времени повлияли работы учеников Школы под открытым небом, а также мексиканский мурализм, с ключевыми фигурами которого, такими как Диего Ривера , Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клементе Ороско , Китагава столкнулся в начале 1930-х годов. [ 3 ] В 1932 году Китагава был назначен директором недавно основанной школы под открытым небом в Таско , и занимал эту должность до своего возвращения в Японию со своей семьей в 1936 году. [ 3 ] : 199 В это время Фудзита, Исаму Ногути и Куниёси посещали его несколько раз.
Довоенная жизнь и карьера в Японии, 1936–1945 гг.
[ редактировать ]По возвращении в Японию в 1937 году Китагава и его семья некоторое время жили в Сидзуоке и Сето недалеко от Нагои, прежде чем переехать в Токио. По рекомендации Фудзиты Китагава участвовал в выставках Ассоциации искусств «Ника», членом которой он стал, а также начал проводить персональные выставки в галерее Ничидо в Токио. [ 3 ] : 200 Картины Китагавы, написанные маслом и темперой, акварели и линогравюры этого времени, были признаны в мире японского искусства, особенно за его уникальный стиль, в котором проявилось влияние мексиканского мурализма.
Вдохновленный своим опытом расовых, социальных и культурных различий в США и Мексике, Китагава разработал идею «народного искусства», то есть искусства простых людей и для них, которое даст им возможность противостоять угнетению и достичь свободы. [ 6 ] : 270, 281 Примерно в 1938 году Китагава начал сотрудничать с искусствоведом и коллекционером Сададжиро Кубо, который путешествовал по США и Европе с 1938 по 1939 год, чтобы обсудить идеи детского искусства с либеральными/прогрессивными преподавателями искусства, такими как Франц Чижек и Р. Р. Томлисон, для продвижения новых художественных педагогических подходов. в Японии. [ 3 ] : 199 В 1941 году Китагава и Кубо основали издательскую компанию «Кодомо Бунка-кай» (Общество детской культуры) по выпуску иллюстрированных книг для детей. [ 7 ] : 141 Китагава также присоединился к Кубо в качестве члена жюри выставок детского искусства в Мука и Фукуи .
Во время растущей милитаризации Японии при ее тоталитарном режиме Китагава начал в частном порядке создавать картины, тематизирующие войну и смерть. В 1943 году Китагава с семьей эвакуировался в Сето, который стал базой художника на всю оставшуюся жизнь. [ 2 ]
Послевоенная творческая карьера и художественная педагогика, 1945–1960 гг.
[ редактировать ]В послевоенные годы Китагава возобновил участие в выставках художественных ассоциаций «Ника» и «Бидзюцу Дантай Рэнго» (Альянс художественных ассоциаций) и других выставках, в том числе «Нихон Кокусай Бидзюцутэн». Его картины этого времени изображали портреты, сельские и городские пейзажи и сцены повседневной жизни трудящихся, а также аллегорические мотивы, включающие страдания, например, искаженные человеческие тела. Они объединили стили постимпрессионизма, кубизма, фовизма и экспрессионизма Пабло Пикассо , Марка Шагала и Руфино Тамайо . [ 8 ] : 102–104
Китагава в послевоенные годы стал заметной фигурой в движении за реформирование художественного образования, не только в качестве члена жюри детских художественных выставок, но и как педагог со своими собственными проектами, как сотрудник Кубо, как оратор по вопросам художественного образования, а также как автор и издатель, опираясь на свой зарубежный опыт, Китагава задумал живопись как инструмент субъективного наблюдения и интерпретации повседневного мира, который должен питать стремление человека к свободе. Его книги « Дети, которые рисуют», опубликованы в. 1952 г. и « Детская живопись и образование» 1953 г. получили широкое распространение и нашли отклик в новом либеральном духе.
Школа искусств зоопарка Нагои
[ редактировать ]1949 по 1951 год Китагава организовал Школу искусств зоопарка Нагои — месячную художественную школу С во время летних каникул на территории зоопарка Хигасияма в Нагое. [ 9 ] : 25 Школа предлагала детям и подросткам в возрасте от 7 до 15 лет возможность свободно проявить себя в нетрадиционной развлекательной обстановке, отличной от напряженной повседневной жизни и традиционной образовательной среды, раскрыть свой творческий потенциал. [ 7 ] : 176–177 Чтобы способствовать творчеству и развитию личности учащихся, учителя поощряли их исследовать окружающую среду в игровой форме и свободно выражать себя в картинах маслом, гуашью и гравюрах на дереве, не вмешиваясь и не давая им инструкций. [ 9 ] : 26 К студентам относились как к товарищам, избегая традиционных иерархий. Среди студентов был художник Сюсаку Аракава . [ 9 ] : 27
Институт детского творчества Китагава Чтобы обеспечить этим художественным классам постоянное место, в мае 1951 года открылся в Нагое , но вскоре Китагава отказался от проекта, неудовлетворенный отсутствием участия правительства. [ 7 ] : 184–186 [ 9 ] : 26
Созо Биику Кёкай (Общество творческого эстетического образования)
[ редактировать ]В 1952 году Китагава вместе с Кубо основал Созо Биику Кёкай (Общество творческого эстетического образования, или сокращенно Соби), ассоциацию преподавателей искусств, художников и родителей, которые выступали за прогрессивное, ориентированное на детей художественное образование детей и подростков. . Вдохновленная европейскими педагогическими подходами, такими как подходы венского педагога по искусству Франца Цижека, педагогическая практика Соби противостояла методам обучения, основанным на инструкциях, действующим в Японии.
Соби был структурирован местными учебными группами учителей в сельских и полусельских районах. [ 10 ] : 137 которые понимали искусство как существенную часть человеческой (повседневной) жизни [ 9 ] : 27 и изучали работы своих учеников, чтобы способствовать свободному индивидуальному развитию и уверенности детей, а также питать их творческий дух. [ 10 ] : 148 Отвергая репродуктивную иерархическую и интервенционистскую практику обучения как наследие довоенного и военного авторитаризма, они считали себя сторонниками свободного развития через искусство, которое в конечном итоге будет способствовать развитию детской автономии и способности противостоять репрессиям и подчинению. [ 10 ] : 131 Соби организовал ежегодные (а позже и раз в два года) семинары, лекции и выставки детского творчества на национальном уровне и собрал богатый источник справочной информации, производя японские переводы важных художественно-педагогических текстов европейских авторов и собирая детские произведения искусства. [ 10 ] : 136–141
Соби сыграл важную роль в послевоенном японском движении за реформирование образования (движение минкан кёику), которое получило широкую поддержку во время американской оккупации и достигло пика популярности примерно в 1955 году. [ 10 ] : 136–141 С приходом к власти консервативного правительства Японии, возглавляемого ЛДП, в середине 1950-х годов эти движения, включая Соби, столкнулись с растущим сопротивлением со стороны централизующего правительства взять на себя обязательства по гуманитарному образованию.
Середина 1950-х - середина 1960-х годов
[ редактировать ]В 1955 году Китагава посетил Мексику почти на год, во время которого он снова встретился со своими бывшими учениками, а также с художниками Тамайо, Риберой и Сикейросом. Он продолжил свое путешествие по США, Европе, Египту, Ирану, Таиланду и Гонконгу, а затем вернулся в Японию в мае 1956 года. [ 3 ] : 202
Примерно в середине 1950-х годов активное участие Китагавы в художественном образовании начало уменьшаться, вызванное его разочарованием в недостаточном участии японского правительства и общества в дальнейшем стремлении к демократии. [ 7 ] : 204 [ 10 ] : 164 Китагава постепенно отошел от Соби из-за концептуальных разногласий, которые включали его внимание к детям старшего возраста и подросткам, а не к маленьким детям, его мнение о том, что детское искусство - это не только свобода самовыражения, но и необходимость решения проблем в их повседневной жизни, а также его критическая позиция по отношению к практике оценки детских произведений присяжными, как это практикует Кубо. [ 10 ] : 160–164
Внимание Китагавы снова переключилось на его собственное художественное творчество, которое примерно в это же время вышло за рамки масляной живописи, охватив роспись по стеклу, мозаичную печать, мозаичные фрески и расписную керамику. Аллегорические и городские пейзажные картины Китагавы конца 1950-х - начала 1960-х годов открыто затрагивали социально-политические проблемы, такие как конфликты и протесты, развивающиеся вокруг американо-японского договора о безопасности или широко распространенная проблема загрязнения. Он опубликовал каталоги своих работ, мемуары, тексты по образованию и детские книги, продолжал участвовать в выставках художественных ассоциаций, групповых и персональных выставках в районе Нагои и Токио. В 1961 году он стал вице-президентом Художественного объединения «Ника».
Дальнейшая жизнь, середина 1960-х - 1989 гг.
[ редактировать ]В конце 1960-х годов Китагава начал переходить к менее откровенно политическим сюжетам в своих картинах и гравюрах, изображая образы человеческих отношений, таких как мать и ребенок или пары, или пейзажи своего родного региона Сидзуока.
В 1978 году Китагава был назначен президентом «Ники», но вскоре покинул его, сетуя на то, что ассоциация превратилась в «арену для борьбы, не связанной с художественным движением». [ 3 ] : 209 Позже в том же году он публично объявил, что отказывается от создания новых картин; [ 3 ] : 209 тем не менее, он продолжал показывать свои существующие работы на многочисленных групповых и персональных выставках, а примерно в середине 1980-х годов создал несколько рисунков и картин. [ 8 ] : 135 В 1986 году Китагава получил орден Ацтекского орла правительства Мексики. Он умер от фиброза легких 26 апреля 1989 года. [ 3 ] : 211
Работа
[ редактировать ]Картины маслом и темперой, гравюры на дереве и меди, мозаичные и керамические фрески Китагавы были посвящены образному изображению повседневной жизни и окружающей среды городского и сельского рабочего населения, а также аллегорическому изображению центральных социальных и политических проблем его времени, таких как война и смерть, антивоенные протесты и загрязнение окружающей среды. На его работы глубоко повлияло древнее и современное искусство Мексики, особенно мексиканский монументализм и работы студентов художественных школ под открытым небом, которые он объединил с европейскими и японскими традициями живописи, такими как постимпрессионизм, кубизм, фовизм и экспрессионизм, напоминающие работы таких художников, как как Сезанн, Пикассо, Марк Шагал и Тамайо. [ 4 ] : 15–16
Следуя своей идее «народного искусства», Китагава проявил особый интерес к мексиканским и японским народным искусствам и ремеслам, таким как гончарное дело и керамика, а после возвращения в Японию в 1936 году связался с художниками японского движения Мингей и керамической культурой его родной город Сето. [ 6 ] В 1950-е годы он также проводил выставки картин по стеклу. [ 3 ] : 203
Фрески как форма паблик-арта, способная передавать политические послания, а также вовлекать и формировать общество, продолжали иметь решающее значение для творчества Китагавы. Свои станковые картины он называл «предварительными набросками» фресок, а его картины маслом оставались тесно связанными с фресками по форме и содержанию. [ 7 ] Во время своего пребывания в Мексике в 1955 году Китагава познакомился с использованием таких материалов, как мозаика и пироксилин, Риверой и Сикейросом. [ 7 ] : 191 Между 1959 и 1970 годами он реализовал четыре крупномасштабные мозаичные и керамические фрески. [ 7 ] : 188–198
Под впечатлением работ французского художника Фернана Леже , которые он увидел в Париже в 1956 году, Китагава вскоре представил смелые темные контурные линии и геометрически абстрактные трубчатые человеческие фигуры и архитектурные элементы в своих картинах, изображающих промышленные фабричные сцены и пейзажи. Аллегорические и городские пейзажные картины Китагавы с конца 1950-х по начало 1960-х годов открыто затрагивали социально-политические проблемы, такие как конфликты и протесты, развивавшиеся вокруг Договора о безопасности между США и Японией в 1959/60 годах, например, в его картинах « Облако саранчи» (1959) или «Белый». и Блэк (1960), или широко распространенная проблема загрязнения заводами в Японии в 1960-е годы, как в его картине «Красное масло». Танк (1960).
В 1970-е годы он создал несколько серий офортов, таких как серия «Эротика» , в которой, вдохновленная Пикассо, изображались обнаженные пары в сексуально интимных позах; [ 8 ] : 135, 138–139 а также гравюры с мотивом кузнечика, его альтер-эго и символа народного искусства. [ 6 ] : 266 Он также создал несколько картин тушью с традиционными буддийскими мотивами. Он выбирал более интимные и межчеловеческие темы, такие как фигуры матери и ребенка или пейзажи своего родного региона Сидзуока. Несмотря на его заявление в 1978 году о прекращении живописи, в середине 1980-х он написал небольшое количество картин.
Публикации
[ редактировать ]- . Волшебная ваза, np: Санкёша, 1942 год
- Художественное образование с десяти лет , np: Созо Биику Кёкай, 1952.
- Дети, которые рисуют , Токио: Иванами Шотен, 1952.
- Детское рисование и образование , Токио: Согэнся, 1953.
- Молодежь в Мексике: пятнадцать лет с индейцами , Токио: Кобунша, 1955.
- Искушения Мексики, Токио: Синчоша, 1960.
- Почему уши кролика сохраняются так долго ? Токио: Фукуинкан, 1962 год.
- Художественное образование и утопия : Токио: Согенша, 1969.
- Батта рассказывает , Токио : оригинальные гравюры и афоризмы Тамидзи Китагавы : UNAC TOKYO, 1974.
- Тривиальный разговор осла: Сборник эссе Тамиджи Китагавы, Нагоя: Ничидо гаро, 1983.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Винтер-Тамаки, Берт, «Китагава Тамидзи: Живопись в поисках пигментированного познания себя и других», Архивы азиатского искусства 63/2 (2013): 189–207.
- ^ Jump up to: а б «Ежегодник японского искусства, некрологи: Китагава Тамидзи», Токийский национальный исследовательский институт культурных ценностей, https://www.tobunken.go.jp/materials/bukko/10035.html Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мурата Масахиро, «Хронология Тамидзи Китагава», Ретроспектива Китагава Тамидзи , Художественный музей префектуры Аити, Музей Касама Нитидо, np: Комитет выставки «Ретроспектива Китагава Тамидзи», 1996, 193–212.
- ^ Jump up to: а б с д Мурата, Масахиро, «Картины Тамиджи Китагавы: Сосредоточение внимания на его годах в Мексике», Ретроспектива Китагава Тамидзи , Художественный музей префектуры Айти, Музей Касама Нитидо, np: Комитет выставки «Ретроспектива Китагава Тамидзи», 1996, 11–20.
- ^ Канеда, Такуя, «Концепция свободы в художественном образовании в Японии», Журнал эстетического образования 37/4 (зима 2003 г.): 12–19.
- ^ Jump up to: а б с Кикучи, Юко, «Незначительная транснациональная интерсубъективность в народном искусстве Китагавы Тамидзи»: Обзор японской культуры и общества 26 (декабрь 2014 г.), Соизмеримые различия: межкультурные переговоры в современной японской визуальной культуре: 266–284.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кумагай, Такааки, Искусство и художественное образование Китагавы Тамидзи: трансляция культуры в послереволюционной Мексике и современной Японии , докторская диссертация, Канзасский университет, 2017.
- ^ Jump up to: а б с Айти , Музей Касама Ничидо, np: Комитет выставки «Ретроспектива Китагава Тамидзи», 1996. Ретроспектива Китагава Тамидзи , exh., Художественный музей префектуры
- ^ Jump up to: а б с д и Такахаси, Сюдзи, «Тамидзи Китагава и художественное образование детей младшего возраста», Ретроспектива Китагава Тамидзи , exh.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джести, Джастин, Искусство и участие в ранней послевоенной Японии , Итака: Издательство Корнельского университета, 2018.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Выставка Тамидзи Китагавы , exh. Cat., Городской художественный музей Нагои, Художественный музей префектуры Сидзуока, np: выставка Комитета Тамидзи Китагавы, 1989.
- Масуда, Кинго, «Исторический обзор художественного образования в Японии», Журнал эстетического образования 37/4 (зима 2003 г.): 3–11.
- Мурата, Масахиро, «Китагава Тамидзи – Развитие его искусства», 北川民次展 / Ретроспектива Китагава Тамидзи , эксх. кат., Художественный музей префектуры Айти, Музей Касама Ничидо, np: Выставочный комитет «Ретроспектива Китагава Тамидзи», 1996, стр. 225–227.
- Папист-Мацуо, Антье, «Китагава, Тамидзи», General Artist Lexicon Online / Artists of the World Online , De Gruyter De Gruyter, 2009.