Jump to content

Дочь фараона (Исход)

(Перенаправлено с Битии )
дочь фараона
Первое появление Книга Бытия
Информация во вселенной
Псевдоним Термоутис (имя при рождении, иудаизм)
Вифия (принятое имя, иудаизм)
Меррис (христианство)
Мерро (христианство)
Супруг Отвесный
Дети Моисей (приемный)
Религия Древнеегипетская религия (ранее)
Яхвизм (обращение)
Национальность Египетский

( Дочь фараона ивр . בַּת־פַּרְעֹה , букв . «дочь фараона ») в истории обретения Моисея в библейской Книге Исхода — важная, хотя и второстепенная, фигура в авраамических религиях . Хотя существуют некоторые вариации ее истории, общее мнение среди евреев , христиан и мусульман заключается в том, что она является приемной матерью пророка Моисея . Мусульмане отождествляют ее с Асией , Великой царственной женой фараона. В любой из версий она спасла Моисея от неминуемой гибели как от реки Нил, так и от фараона . Обеспечивая благополучие Моисея на протяжении всей его ранней жизни, она сыграла важную роль в освобождении еврейских рабов из египетского рабства, их путешествии в Землю Обетованную и установлении Десяти заповедей .

Исход 2:5 ) не называет имени дочери фараона или ее отца; на иврите ее называют Ба-Паро (иврит: בת־פרעה ), «дочь фараона». [1] В Книге Юбилеев 47:5 и Иосиф Флавий оба называют ее Термоутис ( греч . Θερμουθις ), что также транслитерируется как Тармут и Термутис , греческое имя Рененутет , божества плодородия, изображаемого в виде египетской кобры . [2] [3] [4] [5]

Некоторые представители еврейской традиции пытались отождествить ее с «дочерью фараона» из 1 Паралипоменон 4:17 по имени Битья. [6] Пример этого можно найти в книге Левит Раба 1:3: [7] в котором она упоминается как Бит-Ях ( ивр . בתיה , букв. «дочь Яхве »). В нем говорится, что ей было дано это имя в связи с усыновлением Моисея, что, поскольку она сделала Моисея своим сыном, Яхве сделает ее своей дочерью. [8] В 1 Паралипоменон 4:18 ее зовут ха-йəхудийя (иврит: הַיְהֻדִיָּ֗ה , букв. «Еврейка»), которое в некоторых английских переводах Библии трактуется как Иегудия имя ( иврит : יהודיה , латинизированное : yehudiyyah , букв . . «еврейка»), особенно в версии короля Иакова , но это слово является аппелативом , указывающим на то, что дочь фараона больше не была язычницей . [9] [10] [11] Однако некоторые раскритиковали идею о том, что «дочь фараона» в 1 Паралипоменон по имени Вифия — это та же самая, что усыновила Моисея, поскольку нет никаких текстовых указаний на это, и хронология может не соответствовать этому выводу. [6]

В иудаизме

[ редактировать ]

И пришла дочь фараона купаться к реке, и служанки ее шли вдоль реки; она увидела корзину среди тростника и послала свою служанку за ней. Когда она открыла его, она увидела ребенка; и вот, ребенок плакал. Она сжалилась над ним и сказала: «Это один из детей евреев». Тогда сестра его сказала дочери фараона: «Не пойти ли мне позвать к тебе кормилицу из еврейских женщин, чтобы она вскормила тебе ребенка?» И сказала ей дочь фараона: «Пойди». Девушка пошла и позвонила матери ребенка . И сказала ей дочь фараона: возьми этого ребенка и вскорми его для меня, а я дам тебе плату твою. Женщина взяла ребенка и вскормила его. И вырос ребенок, и она привела его к дочери фараона, и он стал ее сыном; и назвала его Моисей, потому что сказала: «Потому что Я вынула его из воды».

- RSV, Исход 2: 5–10.

В еврейском повествовании дочь фараона впервые появляется в Книге Исход, в Исходе 2:5–10. В этом отрывке описывается ее обнаружение еврейского ребенка, Моисея, в потоке реки Нил и ее умышленное игнорирование приказа ее отца, чтобы все еврейские дети мужского пола были утоплены в «Йеоре» ( иврит : יְאוֹר ) (Нил), вместо этого приняв ребенка, который, как она знает, еврей, и воспитывает его как своего собственного сына. Талмуд сообщают дополнительную предысторию этого события, говоря , и Мидраш Вайоша что в то утро она посетила Нил не для омовения с целью гигиены, а для ритуального очищения , обращаясь с рекой, как если бы это была миква , поскольку она выросла поведения людей Устав от идолопоклоннического , и что она сначала хотела сама кормить Моисея, но он не брал ее молока , поэтому она позвала еврейскую кормилицу , которая, как оказалось, оказалась биологической матерью Моисея, Иохаведой . [1] [2] [3] [4]

Раввинская литература дает совершенно иной взгляд на события того дня, изображая дочь фараона страдающей кожным заболеванием. [5] (возможно, проказа [12] ), боль, которую могли облегчить только холодные воды Нила, и что эти раны зажили, когда она нашла Моисея. Здесь также описывается встреча с архангелом Гавриилом , который убивает двух своих служанок за попытку отговорить ее от спасения Моисея. [5] После того, как Моисей отнят от груди, дочь фараона даёт ему имя Моше ( иврит : מֹשֶה ), предположительно взятое из слова машах ( иврит : מָשָׁה , букв. «черпать из воды»), потому что она вытащила его из воды, но некоторые современные Ученые не согласны с библейской этимологией имени, полагая, что оно основано на египетском корне ms, означающем «сын» или «рожденный», популярного элемента в египетских именах (например, Рамсес . Тутмос ), используемых в сочетании с тезкой. божество. [13] [14]

Согласно еврейской традиции, в последние годы жизни дочь фараона посвятила себя Моисею и Яхве; она празднует первый пасхальный седер с Моисеем в покоях рабов, и поэтому ее первенец - единственный египтянин, переживший финал из Десяти казней Египта , и покидает Египет вместе с ним в Землю Обетованную . что именно она, как говорят, вышла замуж за члена колена Иуды Ссылаясь на отрывок из Книги Паралипоменон (1 Паралипоменон 4:17-18), некоторые утверждают , Мереда и родила от него детей. Кроме того, там она упоминается как еврейка, что указывает на то, что она приняла Яхве как своего собственного бога. [1] [2] Более того, еврейские раввины утверждают, что в Книге Притчей (Притчи 31:15) она восхваляется в «Доблестной женщине» . Далее Мидраш учит, что из-за своей преданности Яхве и усыновления Моисея она была одной из тех, кто вошёл на небеса живой . [15]

В исламе

[ редактировать ]
Асия и ее слуги находят младенца Моисея в Ниле. (От персидского Джами ат-таварих ).

Имя дочери фараона не упоминается в Коране. Но было упомянуто в других источниках, таких как хадис.

В хадисе, переданном Ибн Аббасом, он сказал: Посланник Аллаха (Мухаммед), мир ему и благословение, сказал: «В ту ночь, когда меня взяли в Исру (Ночное путешествие), до меня дошел приятный запах . Я спросил: «О Габриэль, что это за приятный аромат?» Он ответил: «Это запах парикмахера, дочери фараона и ее детей». Он продолжил: «Какова ее история?» Он сказал: «Однажды, когда она расчесывала волосы дочери фараона, гребень выпал у нее из рук, и она сказала: «Во имя Аллаха». Дочь фараона сказала: «Отец мой?» Она ответила: «Нет, но мой Господь и Господь твоего отца — Аллах». Она сказала: «Должна ли я сообщить ему об этом?» Она ответила: «Да». Итак, она сообщила ему, и он позвал ее и сказал: «О такой-то, есть ли у тебя господин, кроме меня?» Она сказала: «Да, мой Господь и ваш Господь — Аллах». Затем он приказал нагреть медную корову, а затем приказал бросить в нее ее и ее детей. Она сказала ему: «У меня к тебе одна просьба», он сказал: «В чем твоя нужда?» Она сказала: «Я бы хотела, чтобы вы собрали мои кости и кости моих детей в одну ткань и похоронили нас». Он ответил: «Это ваше право на нас». Он приказал бросать перед ней одного за другим ее детей, пока не дошла очередь до ее грудного ребенка. Казалось, она колебалась из-за него, он сказал: «О мать, окунись, ибо наказание в этом мире меньше, чем наказание в будущей жизни». Итак, она нырнула».

Это повествование встречается в «Муснаде» имама Ахмада (1/309), Ат-Табарани (12280).

В Коране жена фараона не вытаскивает Моисея из реки Нил, это делают ее слуги, и фараон, узнав о существовании мальчика, пытается убить его, но она вмешивается, и фараон меняет свое мнение, позволяя мальчику жить. Отражая иудео-христианскую историю, Иохаведу вызывают во дворец фараона, чтобы она работала для него кормилицей. Другая жена другого фараона исхода по имени Асия исповедует веру Моисея в Бога (Аллаха). [16] [ нужна страница ] [17] [ нужен лучший источник ]

Искусство и культура

[ редактировать ]

Дочь фараона часто упоминается в произведениях искусства и художественной литературы, связанных с Исходом. Несколько произведений искусства изображают обретение Моисея .

В средневековой ирландской легенде дочь фараона зовут Скота и является предком гэлов . [18]

В опере Джорджа Гершвина 1935 года «Порги и Бесс» в песне « Это не обязательно так» упоминается, что дочь фараона нашла младенца Моисея. [19]

«Хроники Моисея» (2015-), роман-трилогия Х. Б. Мура , включает в себя дочь фараона. Части истории написаны с ее точки зрения. [20]

В своем стихотворении «Эпитафия» американская поэтесса Элеонора Уилнер изображает дочь фараона воспитавшей Моисея, которого она отточила «как меч», чтобы он стал мятежником внутри дворцового дома. См . Главы в стихах под редакцией Роберта Атвана и Лоранса Видера (2000), Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 66–67. [21]

Среди драматических фильмов с ее изображением - «Десять заповедей» (1956), [22] анимационный мюзикл «Принц Египта» (1998) [23] и Исход: Боги и короли (2014). [24] Телевизионные драмы включают «Моисей» (1995). [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «История Батии (Бифии) – изменившаяся личность» . www.chabad.org . Проверено 4 сентября 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Флассер, Дэвид; Аморай-Старк, Шуа (1993). «Богиня Термутис, Моисей и Артапан». Ежеквартальный журнал еврейских исследований . 1 (3): 217–33. JSTOR   40753100 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Иосиф Флавий, Иудейские древности 9,5
  4. ^ Перейти обратно: а б «Термутис – женщины истории» . Проверено 11 сентября 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Рененутет | Древний Египет онлайн» . Проверено 11 сентября 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Сколник, Бенджамин Эдидин . 2005. Если египтяне утонули в Красном море, где колесницы фараона?: Исследование исторического измерения Библии . Университетское издательство Америки . п. 82.
  7. ^ «Ваикра Раба 1:3» . www.sefaria.org . «Это сыновья Битии, дочери фараона» (I Паралипоменон 4:18) - рабби Йеошуа из Сихнина сказал от имени рабби Леви: Святой, благословен Он, сказал Битье, дочери фараона: «Моисей не был твоим сыном». , но ты назвал его своим сыном; ты тоже не Моя дочь, но Я называю тебя Моей дочерью», как сказано: «Это сыновья Битии», дочери Бога [бат Ях].
  8. ^ «Дочь фараона: Мидраш и Агада | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 4 сентября 2019 г.
  9. ^ «БИФИЯ» . Еврейская энциклопедия . Проверено 05 сентября 2019 г.
  10. ^ «Определение и значение Иегудии - Библейский словарь» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 11 сентября 2019 г.
  11. ^ Кадари, Тамар. (1999) Дочь фараона Вифия . Еврейский женский архив
  12. ^ Кадари, Тамар. «Дочь фараона: Мидраш и Агада» . Энциклопедия еврейских женщин . Проверено 9 мая 2021 г.
  13. ^ «Было ли имя Моисея египетским?» . www.bibleodyssey.org . Проверено 01 апреля 2020 г.
  14. ^ «Иврит Стронга: 4871. מָשָׁה (машах) – рисовать» . biblehub.com . Проверено 11 сентября 2019 г.
  15. ^ Сигал, раввин Артур (11 августа 2010 г.). «РАВВИН АРТУР СЕГАЛ: ЕВРЕЙСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ: Джабез ​​Яхудахитянин» . Раввин Артур Сигал . Проверено 10 октября 2019 г.
  16. ^ Шахада Шарель Абдул Хакк (2012). Благородные женщины веры: Асия, Мария, Хадиджа, Фатима (иллюстрированное изд.). Книги Тугры. ISBN  978-1597842686 .
  17. ^ Комментарий к Гексамерону MPG 18,785
  18. ^ Леннон, Джозеф (2008). Ирландский ориентализм: литературная и интеллектуальная история . Издательство Сиракузского университета. стр. 11–12, 36. ISBN.  9780815631644 . Проверено 18 июля 2024 г.
  19. ^ Семь против Фив . Издательство Оксфордского университета. 1991. с. 111. ИСБН  9780195070071 .
  20. ^ «Рецензия на книгу: «Рабство» — интересная первая книга из серии «Хроники Моисея»» . Новости Дезерета . 1 августа 2015 г. Проверено 7 сентября 2019 г.
  21. ^ Главы в стихах, под редакцией Роберта Атвана и Лоранса Видера (2000), Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 66-67.
  22. ^ Оррисон, Кэтрин (30 марта 1999 г.). Написано в камне: создание эпоса Сесила Б. Демилля «Десять заповедей» . Вестал Пресс. п. 51. ИСБН  978-1-4617-3481-9 .
  23. ^ Рейнхарц, Адель (2013). Библия и кино: пятьдесят ключевых фильмов . Рутледж. п. 207. ИСБН  978-0-415-67720-2 .
  24. ^ Макнаб, Джеффри (1 декабря 2014 г.). «Исход: Боги и короли» - рецензия на фильм: «Кровь и большие декорации не помогут» . Независимый . Проверено 27 мая 2022 г.
  25. ^ Малена, Сара; Миано, Дэвид (2007). Молоко и мед: очерки о древнем Израиле и Библии в знак признания программы иудаических исследований в Калифорнийском университете в Сан-Диего . Айзенбрауны. стр. 105–106. ISBN  978-1-57506-127-6 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25db3ed37a09476516a6445b66e98d59__1722774120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/59/25db3ed37a09476516a6445b66e98d59.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pharaoh's daughter (Exodus) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)