Дочь фараона (Исход)
дочь фараона | |
---|---|
Первое появление | Книга Бытия |
Информация во вселенной | |
Псевдоним | Термоутис (имя при рождении, иудаизм) Вифия (принятое имя, иудаизм) Меррис (христианство) Мерро (христианство) |
Супруг | Отвесный |
Дети | Моисей (приемный) |
Религия | Древнеегипетская религия (ранее) Яхвизм (обращение) |
Национальность | Египетский |
( Дочь фараона ивр . בַּת־פַּרְעֹה , букв . «дочь фараона ») в истории обретения Моисея в библейской Книге Исхода — важная, хотя и второстепенная, фигура в авраамических религиях . Хотя существуют некоторые вариации ее истории, общее мнение среди евреев , христиан и мусульман заключается в том, что она является приемной матерью пророка Моисея . Мусульмане отождествляют ее с Асией , Великой царственной женой фараона. В любой из версий она спасла Моисея от неминуемой гибели как от реки Нил, так и от фараона . Обеспечивая благополучие Моисея на протяжении всей его ранней жизни, она сыграла важную роль в освобождении еврейских рабов из египетского рабства, их путешествии в Землю Обетованную и установлении Десяти заповедей .
Ее имя
[ редактировать ]Исход 2:5 ) не называет имени дочери фараона или ее отца; на иврите ее называют Ба-Паро (иврит: בת־פרעה ), «дочь фараона». [1] В Книге Юбилеев 47:5 и Иосиф Флавий оба называют ее Термоутис ( греч . Θερμουθις ), что также транслитерируется как Тармут и Термутис , греческое имя Рененутет , божества плодородия, изображаемого в виде египетской кобры . [2] [3] [4] [5]
Некоторые представители еврейской традиции пытались отождествить ее с «дочерью фараона» из 1 Паралипоменон 4:17 по имени Битья. [6] Пример этого можно найти в книге Левит Раба 1:3: [7] в котором она упоминается как Бит-Ях ( ивр . בתיה , букв. «дочь Яхве »). В нем говорится, что ей было дано это имя в связи с усыновлением Моисея, что, поскольку она сделала Моисея своим сыном, Яхве сделает ее своей дочерью. [8] В 1 Паралипоменон 4:18 ее зовут ха-йəхудийя (иврит: הַיְהֻדִיָּ֗ה , букв. «Еврейка»), которое в некоторых английских переводах Библии трактуется как Иегудия имя ( иврит : יהודיה , латинизированное : yehudiyyah , букв . . «еврейка»), особенно в версии короля Иакова , но это слово является аппелативом , указывающим на то, что дочь фараона больше не была язычницей . [9] [10] [11] Однако некоторые раскритиковали идею о том, что «дочь фараона» в 1 Паралипоменон по имени Вифия — это та же самая, что усыновила Моисея, поскольку нет никаких текстовых указаний на это, и хронология может не соответствовать этому выводу. [6]
В иудаизме
[ редактировать ]И пришла дочь фараона купаться к реке, и служанки ее шли вдоль реки; она увидела корзину среди тростника и послала свою служанку за ней. Когда она открыла его, она увидела ребенка; и вот, ребенок плакал. Она сжалилась над ним и сказала: «Это один из детей евреев». Тогда сестра его сказала дочери фараона: «Не пойти ли мне позвать к тебе кормилицу из еврейских женщин, чтобы она вскормила тебе ребенка?» И сказала ей дочь фараона: «Пойди». Девушка пошла и позвонила матери ребенка . И сказала ей дочь фараона: возьми этого ребенка и вскорми его для меня, а я дам тебе плату твою. Женщина взяла ребенка и вскормила его. И вырос ребенок, и она привела его к дочери фараона, и он стал ее сыном; и назвала его Моисей, потому что сказала: «Потому что Я вынула его из воды».
- RSV, Исход 2: 5–10.
В еврейском повествовании дочь фараона впервые появляется в Книге Исход, в Исходе 2:5–10. В этом отрывке описывается ее обнаружение еврейского ребенка, Моисея, в потоке реки Нил и ее умышленное игнорирование приказа ее отца, чтобы все еврейские дети мужского пола были утоплены в «Йеоре» ( иврит : יְאוֹר ) (Нил), вместо этого приняв ребенка, который, как она знает, еврей, и воспитывает его как своего собственного сына. Талмуд сообщают дополнительную предысторию этого события, говоря , и Мидраш Вайоша что в то утро она посетила Нил не для омовения с целью гигиены, а для ритуального очищения , обращаясь с рекой, как если бы это была миква , поскольку она выросла поведения людей Устав от идолопоклоннического , и что она сначала хотела сама кормить Моисея, но он не брал ее молока , поэтому она позвала еврейскую кормилицу , которая, как оказалось, оказалась биологической матерью Моисея, Иохаведой . [1] [2] [3] [4]
Раввинская литература дает совершенно иной взгляд на события того дня, изображая дочь фараона страдающей кожным заболеванием. [5] (возможно, проказа [12] ), боль, которую могли облегчить только холодные воды Нила, и что эти раны зажили, когда она нашла Моисея. Здесь также описывается встреча с архангелом Гавриилом , который убивает двух своих служанок за попытку отговорить ее от спасения Моисея. [5] После того, как Моисей отнят от груди, дочь фараона даёт ему имя Моше ( иврит : מֹשֶה ), предположительно взятое из слова машах ( иврит : מָשָׁה , букв. «черпать из воды»), потому что она вытащила его из воды, но некоторые современные Ученые не согласны с библейской этимологией имени, полагая, что оно основано на египетском корне ms, означающем «сын» или «рожденный», популярного элемента в египетских именах (например, Рамсес . Тутмос ), используемых в сочетании с тезкой. божество. [13] [14]
Согласно еврейской традиции, в последние годы жизни дочь фараона посвятила себя Моисею и Яхве; она празднует первый пасхальный седер с Моисеем в покоях рабов, и поэтому ее первенец - единственный египтянин, переживший финал из Десяти казней Египта , и покидает Египет вместе с ним в Землю Обетованную . что именно она, как говорят, вышла замуж за члена колена Иуды Ссылаясь на отрывок из Книги Паралипоменон (1 Паралипоменон 4:17-18), некоторые утверждают , Мереда и родила от него детей. Кроме того, там она упоминается как еврейка, что указывает на то, что она приняла Яхве как своего собственного бога. [1] [2] Более того, еврейские раввины утверждают, что в Книге Притчей (Притчи 31:15) она восхваляется в «Доблестной женщине» . Далее Мидраш учит, что из-за своей преданности Яхве и усыновления Моисея она была одной из тех, кто вошёл на небеса живой . [15]
В исламе
[ редактировать ]Имя дочери фараона не упоминается в Коране. Но было упомянуто в других источниках, таких как хадис.
В хадисе, переданном Ибн Аббасом, он сказал: Посланник Аллаха (Мухаммед), мир ему и благословение, сказал: «В ту ночь, когда меня взяли в Исру (Ночное путешествие), до меня дошел приятный запах . Я спросил: «О Габриэль, что это за приятный аромат?» Он ответил: «Это запах парикмахера, дочери фараона и ее детей». Он продолжил: «Какова ее история?» Он сказал: «Однажды, когда она расчесывала волосы дочери фараона, гребень выпал у нее из рук, и она сказала: «Во имя Аллаха». Дочь фараона сказала: «Отец мой?» Она ответила: «Нет, но мой Господь и Господь твоего отца — Аллах». Она сказала: «Должна ли я сообщить ему об этом?» Она ответила: «Да». Итак, она сообщила ему, и он позвал ее и сказал: «О такой-то, есть ли у тебя господин, кроме меня?» Она сказала: «Да, мой Господь и ваш Господь — Аллах». Затем он приказал нагреть медную корову, а затем приказал бросить в нее ее и ее детей. Она сказала ему: «У меня к тебе одна просьба», он сказал: «В чем твоя нужда?» Она сказала: «Я бы хотела, чтобы вы собрали мои кости и кости моих детей в одну ткань и похоронили нас». Он ответил: «Это ваше право на нас». Он приказал бросать перед ней одного за другим ее детей, пока не дошла очередь до ее грудного ребенка. Казалось, она колебалась из-за него, он сказал: «О мать, окунись, ибо наказание в этом мире меньше, чем наказание в будущей жизни». Итак, она нырнула».
Это повествование встречается в «Муснаде» имама Ахмада (1/309), Ат-Табарани (12280).
В Коране жена фараона не вытаскивает Моисея из реки Нил, это делают ее слуги, и фараон, узнав о существовании мальчика, пытается убить его, но она вмешивается, и фараон меняет свое мнение, позволяя мальчику жить. Отражая иудео-христианскую историю, Иохаведу вызывают во дворец фараона, чтобы она работала для него кормилицей. Другая жена другого фараона исхода по имени Асия исповедует веру Моисея в Бога (Аллаха). [16] [ нужна страница ] [17] [ нужен лучший источник ]
Искусство и культура
[ редактировать ]Дочь фараона часто упоминается в произведениях искусства и художественной литературы, связанных с Исходом. Несколько произведений искусства изображают обретение Моисея .
В средневековой ирландской легенде дочь фараона зовут Скота и является предком гэлов . [18]
В опере Джорджа Гершвина 1935 года «Порги и Бесс» в песне « Это не обязательно так» упоминается, что дочь фараона нашла младенца Моисея. [19]
«Хроники Моисея» (2015-), роман-трилогия Х. Б. Мура , включает в себя дочь фараона. Части истории написаны с ее точки зрения. [20]
В своем стихотворении «Эпитафия» американская поэтесса Элеонора Уилнер изображает дочь фараона воспитавшей Моисея, которого она отточила «как меч», чтобы он стал мятежником внутри дворцового дома. См . Главы в стихах под редакцией Роберта Атвана и Лоранса Видера (2000), Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 66–67. [21]
Среди драматических фильмов с ее изображением - «Десять заповедей» (1956), [22] анимационный мюзикл «Принц Египта» (1998) [23] и Исход: Боги и короли (2014). [24] Телевизионные драмы включают «Моисей» (1995). [25]
Галерея
[ редактировать ]- Место, где дочь фараона спасла Моисея из реки Нил , зарисовка 1698 года, сделанная голландским путешественником Корнелисом де Брюйном во время его путешествия по Египту. Местные жители указали на это место.
- 12 век
- Моисей, спасенный из вод (ок. 1556 г.), Бернарт де Рейкере
- Моисей, спасенный из воды (1633), Орацио Джентилески
- Нахождение Моисея (17 век), Андреа Челести
- Нахождение Моисея (1740), Джованни Баттиста Тьеполо
- Нахождение Моисея (1862), Фредерик Гудолл
- Моисей, спасенный из воды (1894), Жак Клеман Вагрез
- Дочь фараона принимает мать Моисея (ок. 1900), Джеймс Тиссо
- Эдвин Лонг , 1886 г.
- Вифия находит младенца Моисея в «Десяти заповедях» , 1956 год.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «История Батии (Бифии) – изменившаяся личность» . www.chabad.org . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Флассер, Дэвид; Аморай-Старк, Шуа (1993). «Богиня Термутис, Моисей и Артапан». Ежеквартальный журнал еврейских исследований . 1 (3): 217–33. JSTOR 40753100 .
- ^ Перейти обратно: а б Иосиф Флавий, Иудейские древности 9,5
- ^ Перейти обратно: а б «Термутис – женщины истории» . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Рененутет | Древний Египет онлайн» . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сколник, Бенджамин Эдидин . 2005. Если египтяне утонули в Красном море, где колесницы фараона?: Исследование исторического измерения Библии . Университетское издательство Америки . п. 82.
- ^ «Ваикра Раба 1:3» . www.sefaria.org .
«Это сыновья Битии, дочери фараона» (I Паралипоменон 4:18) - рабби Йеошуа из Сихнина сказал от имени рабби Леви: Святой, благословен Он, сказал Битье, дочери фараона: «Моисей не был твоим сыном». , но ты назвал его своим сыном; ты тоже не Моя дочь, но Я называю тебя Моей дочерью», как сказано: «Это сыновья Битии», дочери Бога [бат Ях].
- ^ «Дочь фараона: Мидраш и Агада | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ «БИФИЯ» . Еврейская энциклопедия . Проверено 05 сентября 2019 г.
- ^ «Определение и значение Иегудии - Библейский словарь» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Кадари, Тамар. (1999) Дочь фараона Вифия . Еврейский женский архив
- ^ Кадари, Тамар. «Дочь фараона: Мидраш и Агада» . Энциклопедия еврейских женщин . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ «Было ли имя Моисея египетским?» . www.bibleodyssey.org . Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ «Иврит Стронга: 4871. מָשָׁה (машах) – рисовать» . biblehub.com . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ Сигал, раввин Артур (11 августа 2010 г.). «РАВВИН АРТУР СЕГАЛ: ЕВРЕЙСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ: Джабез Яхудахитянин» . Раввин Артур Сигал . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ Шахада Шарель Абдул Хакк (2012). Благородные женщины веры: Асия, Мария, Хадиджа, Фатима (иллюстрированное изд.). Книги Тугры. ISBN 978-1597842686 .
- ^ Комментарий к Гексамерону MPG 18,785
- ^ Леннон, Джозеф (2008). Ирландский ориентализм: литературная и интеллектуальная история . Издательство Сиракузского университета. стр. 11–12, 36. ISBN. 9780815631644 . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ Семь против Фив . Издательство Оксфордского университета. 1991. с. 111. ИСБН 9780195070071 .
- ^ «Рецензия на книгу: «Рабство» — интересная первая книга из серии «Хроники Моисея»» . Новости Дезерета . 1 августа 2015 г. Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Главы в стихах, под редакцией Роберта Атвана и Лоранса Видера (2000), Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 66-67.
- ^ Оррисон, Кэтрин (30 марта 1999 г.). Написано в камне: создание эпоса Сесила Б. Демилля «Десять заповедей» . Вестал Пресс. п. 51. ИСБН 978-1-4617-3481-9 .
- ^ Рейнхарц, Адель (2013). Библия и кино: пятьдесят ключевых фильмов . Рутледж. п. 207. ИСБН 978-0-415-67720-2 .
- ^ Макнаб, Джеффри (1 декабря 2014 г.). «Исход: Боги и короли» - рецензия на фильм: «Кровь и большие декорации не помогут» . Независимый . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Малена, Сара; Миано, Дэвид (2007). Молоко и мед: очерки о древнем Израиле и Библии в знак признания программы иудаических исследований в Калифорнийском университете в Сан-Диего . Айзенбрауны. стр. 105–106. ISBN 978-1-57506-127-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Энциклопедия иудаики , 1972, Издательство «Кетер», Иерусалим, Израиль.
- Еврейская энциклопедия.com
- Бития. (без даты). Словарь библейских имен Хичкока. Получено 28 января 2008 г. с веб-сайта Dictionary.com: [1]