Jump to content

Научная интерпретация элементов Евангелия

Ученые по-разному интерпретировали элементы евангельских сюжетов .

Хронология

[ редактировать ]
Бронзовая прута, отчеканенная Понтием Пилатом , префектом римской Иудеи.

Приблизительную хронологию Иисуса можно оценить на основе нехристианских источников и подтвердить, сопоставив их с сообщениями Нового Завета . [ 1 ] [ 2 ]

Крещение Иисуса Иоанном Крестителем относит его к эпохе Крестителей, хронологию которой можно определить на основании Иосифа Флавия ссылки ( Древности 18.5.2 ) на брак Ирода Антипы и Иродиады и последующее поражение Ирода Аретой IV из Набатеи в 36 год нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Большинство ученых датируют брак Ирода и Иродиады, который Иосиф Флавий связывает с казнью Крестителя Иродом, 28–35 годами нашей эры, что указывает на дату несколько более раннюю, чем дата крещения Иисуса Иоанном. [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Для оценки даты распятия Иисуса использовался ряд подходов. Один из подходов основан на датах префектуры Понтия Пилата , который был правителем римской Иудеи с 26 по 36 год нашей эры, после чего его сменил Марцелл , 36-37 годы нашей эры. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Другой подход, который обеспечивает верхнюю границу года смерти Иисуса, основан на хронологии апостола Павла , которую исторически можно привязать к суду над ним в Коринфе римским проконсулом Галлионом , дата правления которого подтверждена в Дельфийской надписи. обнаружен в 20 веке в храме Аполлона . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] два независимых астрономических метода (один из которых восходит к Исааку Ньютону ), что предполагает один и тот же год, то есть 33 год нашей эры. Также использовались [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Ученые в целом согласны с тем, что Иисус умер между 30 и 36 годами нашей эры. [ 1 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Иудейское происхождение

[ редактировать ]
Храм Ирода , представленный в модели Иерусалима Святой Земли . В настоящее время он расположен рядом с выставкой Храма Книги в Музее Израиля в Иерусалиме.

Исторический и культурный контекст римской Иудеи и напряженность в регионе того времени создают исторический контекст для описаний жизни Иисуса. [ 23 ] [ 24 ]

После успешного восстания Маккавеев против Селевкидов возникло апокалиптическое представление о том, что мир либо находится в Конце Времен , либо приближается к нему , когда мессия восстановит Царство Давида.

Во времена взрослости Иисуса Иудея находилась под властью Римской империи. римские префекты На территорию были назначены для поддержания порядка и сбора налогов, а также для контроля над Иерусалимом через политического назначенца — первосвященника . Введение римской системы налогообложения и конфликт между требованием евреев о религиозной независимости и усилиями Рима по навязыванию общей системы управления означали, что постоянно существовала скрытая напряженность . в этом районе [ 25 ]

В иудейской религии времен Иисуса ( иудаизм Второго Храма ) фарисеи и саддукеи были двумя значительными и противостоящими друг другу властными группами. [ 26 ] [ 27 ] Саддукеи, как правило, были высокопоставленными священниками, богатыми и знатными, которые часто отдавали предпочтение высшим классам и строго толковали Тору . [ 26 ] Фарисеи (использовавшие более гибкую интерпретацию Торы) сформировались как «сепаратистское» движение и придерживались несколько более демократического подхода, отдававшего предпочтение простым людям. [ 26 ] Саддукеи обладали значительной властью, основанной на их тесной связи с Иерусалимским Храмом и на основании мест, которые они занимали в Синедрионе , который был управляющим советом для евреев. [ 28 ]

Язык, раса и внешний вид

[ редактировать ]

Согласно Библии, Иисус вырос в Галилее , и большая часть его служения прошла там. [ 29 ] Языком, на котором говорили в Галилее и Иудее в I веке среди простых людей, чаще всего был семитский арамейский язык. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] и большинство ученых поддерживают теорию о том, что Иисус говорил на арамейском языке, хотя он, возможно, также говорил на иврите и, возможно, немного бегло говорил по-гречески. [ 30 ] [ 31 ] [ 33 ] Джеймс Д. Данн утверждает, что существует «существенное согласие» в том, что Иисус давал свои учения на арамейском языке. [ 34 ] Галилейский диалект арамейского языка явно отличался от иудейского диалекта. [ 35 ]

Несмотря на отсутствие прямых библейских или исторических ссылок , различные теории о расе Иисуса выдвигались и обсуждались. [ 36 ] [ 37 ] Эти утверждения были в основном субъективными и основанными на культурных стереотипах и социальных тенденциях, а не на научном анализе. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] В обзоре состояния современной науки Эми-Джилл Левин заявила: «Помимо признания того, что «Иисус был евреем», научные исследования редко обращаются к тому, что значит быть «евреем». [ 41 ]

Профессия

[ редактировать ]
Иосиф Плотник , ок. 1645 год, работа Жоржа де Латура , изображает юного Иисуса в . мастерской Иосифа

Иисус идентифицирован [ 42 ] как сын τέκτων ( тектона ), а в Евангелии от Марка 6:3 толпа предполагает, что Иисус сам был тектоном . Тектон традиционно переводится на английский как «плотник», но это довольно общее слово (от того же корня, что дает нам слова «техника» и «технология»), которое может охватывать производителей объектов из различных материалов, включая строителей. [ 43 ] Но конкретная ассоциация с обработкой дерева была постоянной в раннехристианских писаниях; Юстин Мученик (умер около 165 г.) писал, что Иисус делал ярма и плуги , и существуют аналогичные ранние упоминания. [ 44 ]

Другие ученые утверждали, что тектон мог в равной степени означать высококвалифицированного мастера по дереву или более престижному металлу, возможно, управлявшего мастерской с несколькими сотрудниками, и отмечали источники, фиксирующие нехватку квалифицированных мастеров в то время. [ 45 ] Геза Вермес заявил, что термины «плотник» и «сын плотника» используются в еврейском Талмуде для обозначения очень ученого человека, и он предполагает, что описание Иосифа как «наггара» (плотника) может указывать на то, что он считался мудрым и высокограмотным в Торе. [ 46 ]

Существуют споры о существовании Назарета во времена Иосифа и Иисуса, поскольку он не упоминается ни в одном современном источнике. В лучшем случае это была малоизвестная деревня в Галилее , примерно в 65 км от Священного города Иерусалима , о которой лишь позднее упоминается в сохранившихся нехристианских текстах и ​​документах. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] Археология на большей части территории очень затруднена из-за последующего строительства, но, судя по раскопкам и гробницам в окрестностях деревни, ее население составляло не более 400 человек. [ 51 ] Однако он находился всего лишь примерно в шести километрах от города Сепфорис , который был разрушен римлянами в 4 г. до н.э. и впоследствии был дорогостоящим восстановлен. Джонатан Л. Рид утверждает, что анализ ландшафта и другие свидетельства позволяют предположить, что при жизни Иисуса и Иосифа Назарет был «ориентирован» на близлежащий город. [ 52 ]

Грамотность

[ редактировать ]
Ездра читает закон ( Дура-Европос , середина III века нашей эры)

Существуют убедительные признаки высокого уровня неграмотности среди низших социально-экономических классов Римской империи в целом: различные ученые оценивают уровень грамотности от 3% до 10%. [ 34 ] [ 53 ] Однако Вавилонский Талмуд (датируемый III-V веками) утверждает, что у евреев были школы почти в каждом из их городов. [ 53 ]

Джеффри Бромили утверждает, что в качестве «религии книги» иудаизм делал упор на чтение и изучение, и люди читали про себя громким голосом, а не молча, практика, поощряемая ( Эрубин 54а) раввинами. [ 53 ] Джеймс Д. Данн утверждает, что иудаизм Второго Храма уделял большое внимание изучению Торы , а «пишущие пророки» иудаизма предполагали, что часть общественности умеет читать. [ 34 ] Данн и отдельно Донахью и Харрингтон ссылаются на заявление историка I века Иосифа Флавия в книге «Против Апиона» (2.204) о том, что «закон требует, чтобы их (детей) учили читать» как на показатель высокого уровня грамотности среди некоторых евреев I века. . [ 34 ] [ 54 ] Ричард А. Хорсли , с другой стороны, утверждает, что упоминание Иосифом Флавием об изучении «граммат» не обязательно относится к чтению и может относиться к устной традиции. [ 55 ]

Есть ряд отрывков из Евангелий, которые утверждают или подразумевают, что Иисус умел читать. [ 56 ] Семинар «Иисус» заявил, что упоминания в Евангелиях о чтении и письме Иисуса могут быть выдумкой. [ 57 ] Джон Доминик Кроссан , который считает Иисуса крестьянином, утверждает, что он не был бы грамотным. [ 58 ] Крейг А. Эванс утверждает, что не следует предполагать, что Иисус был крестьянином, и что его продолжительные путешествия могут указывать на определенные финансовые возможности. [ 59 ] Эванс утверждает, что существующие данные указывают на то, что Иисус мог читать Священные Писания, перефразировать и обсуждать их, но это не означает, что он получил формальное образование писца, учитывая расхождение его взглядов с существующими религиозными предпосылками его времени. [ 60 ] Джеймс Данн утверждает, что «вполне вероятно», что Иисус умел читать. [ 34 ] Джон П. Мейер далее заключает, что грамотность Иисуса, вероятно, распространялась на способность читать и комментировать сложные богословские и литературные произведения. [ 61 ]

Раннехристианский образ Доброго пастыря . Четвертый век.

Чудеса Иисуса являются сверхъестественными [ 62 ] деяния, приписываемые Иисусу в христианских и исламских текстах. Большинство из них - это исцеление верой , экзорцизм , воскрешение мертвых и контроль над природой . [ 63 ] [ 64 ]

Большинство ученых сходятся во мнении, что Иисус был целителем и экзорцистом. [ 65 ] [ 66 ] В Евангелии от Марка 3:22 противники Иисуса обвиняют его в том, что он одержим веельзевулом , который, как они утверждали, давал ему силу изгонять бесов. Внебиблейские источники о чудесах Иисуса включают Иосифа Флавия, Цельса и Талмуд . [ 67 ]

Божественность

[ редактировать ]

Большинство современных ученых подходят к вопросу о божественности Иисуса, пытаясь определить, что Иисус мог думать о себе. [ 68 ] Многие ученые утверждают, что нет никаких доказательств того, что Иисус обладал каким-либо божественным самосознанием. [ 69 ] : 198  Джеральд Брэй пишет: «Все, что мы можем сказать наверняка о ранних годах Иисуса, это то, что все, что он понимал о себе и своей будущей миссии, он хранил при себе». [ 69 ] : 198 

Общественное служение Иисуса началось с крещения Иоанном. Евангелист пишет, что Иоанн провозглашает Иисуса «Агнцем Божиим, который берет на себя грех мира». Брэй говорит, что для Джона было бы странно знать это об Иисусе при встрече с ним, но Иисус не знал этого о себе. [ 69 ] : 198  Некоторые, например Барт Эрман, утверждали, что такие заявления являются более поздними интерполяциями церкви. [ 70 ] Однако существует убедительный аргумент против интерполяции, поскольку ранние утверждения в письмах Павла указывают на то, что вера церкви в высокую христологию возникла очень рано. [ 71 ] : 112–123  В книге Иоанна также присутствует высокая христология, содержащая по крайней мере 17 утверждений (некоторые из которых оспариваются), утверждающих божественность. [ 72 ] : 4 

Согласно « кенотической христологии », взятой из греческого существительного kēnosis, означающего «опорожнение» во 2-й главе Послания к Филиппийцам, Иисус отказался от своей божественности, чтобы стать человеком, что означало бы, что Иисус не был божественным, пока был на земле. Существуют также собственные заявления Иисуса о неполноценности Отца, которые необходимо принять во внимание. [ 69 ] : 199–204  Арианство делает Иисуса божественным, но не полностью Богом; богослов Джеральд Брэй говорит, что такое арианство может быть сегодня взглядом большинства в ортодоксальных христианских организациях, которые просто практикуются под другим названием. [ 69 ] : 211 

Рассказы евангелиста, которые могут указывать на веру Иисуса в свою божественность, таковы: искушения в пустыне, Преображение, его служение по прощению грехов, чудеса, изгнание нечистой силы, Тайная вечеря, воскресение и события после воскресения. выступления. [ 73 ] Некоторые ученые утверждают, что использование Иисусом трех важных терминов: Мессия, Сын Божий и Сын Человеческий, добавленных к его утверждениям «Я есмь...» и «Я пришел...», указывает на то, что Иисус видел самого себя. в божественной роли. [ 49 ] [ 68 ] Брэй говорит, что Иисус, вероятно, действительно учил своих учеников тому, что он Сын Божий , потому что если бы он этого не сделал, ни один еврей-монотеист первого века не стал бы терпеть предположения со стороны других. [ 69 ] : 198  Иисус также называл себя «Сыном Человеческим», связывая этот термин с эсхатологической фигурой в книге Даниила. [ 74 ] : 18–19, 83–176 

В еврейской Библии три класса людей обозначены как «помазанники», то есть «Мессии»: пророки, священники и цари. [ 68 ] Во времена Иисуса термин «Мессия» использовался по-разному, и никто не может быть уверен, что имел в виду Иисус, если бы он принял этот термин. [ 68 ]

Евреи времен Иисуса с нетерпением ждали божественного искупителя, который восстановит Израиль , который на протяжении сотен лет страдал от иностранных завоеваний и оккупации. Иоанн Креститель, очевидно, ждал кого-то более великого, чем он сам, апокалиптической фигуры. [ 75 ] Христианские Священные Писания и вера провозглашают Иисуса «Мессией» («Помазанник», «Христос»).

Сын Божий

[ редактировать ]

Павел описывает Бога как провозгласившего Иисуса Сыном Божьим, воскресив его из мертвых, а Сандерс утверждает, что Марк изображает Бога усыновившим Иисуса как своего сына при крещении. [ 68 ] хотя многие другие не принимают такое толкование Марка. [ 76 ] Сандерс утверждает, что провозглашение Иисуса Сыном Божьим не обязательно означает, что он буквально является потомком Бога. [ 68 ] Скорее, это указывает на очень высокое звание, на того, кто находится в особых отношениях с Богом. [ 68 ] Сандерс пишет, что Иисус считал, что имеет полную власть говорить и действовать от имени Бога. Иисус утверждал свою собственную власть как нечто отдельное от любой ранее установленной власти, основанной на его чувстве личной связи с божеством. [ 68 ] : 238, 239 

В синоптических Евангелиях существо Иисуса как « Сына Божия » в точности соответствует типичному хасидиану из Галилеи , «благочестивому» святому человеку, который по вмешательству Бога совершает чудеса и экзорцизмы . [ 77 ] [ 78 ]

Сын Человеческий

[ редактировать ]

Самый дословный перевод слова «Сын Человеческий» — «Сын человечества» или «человеческое существо». Иисус использует слово «Сын Человеческий» для обозначения иногда «я» или смертного человека в целом, иногда божественной фигуры, которой суждено страдать, а иногда и небесной фигуры суда, который скоро придет. Использование Иисусом термина «Сын Человеческий» в первом смысле является историческим, но без божественных притязаний. По мнению некоторых, Сын Человеческий как человек, которому суждено страдать, является христианским изобретением, которое не восходит к Иисусу, и неясно, имел ли Иисус в виду самого себя, когда говорил о божественном судье. [ 68 ] Эти три применения не появляются вместе, как, например, Сын Человеческий, который страдает и возвращается . [ 68 ] Другие утверждают, что использование Иисусом этой фразы иллюстрирует самопонимание Иисуса как божественного представителя Бога. [ 79 ]

Другие изображения

[ редактировать ]

Титул «Логос» , обозначающий Иисуса как божественное слово, впервые появляется в Евангелии от Иоанна, написанном ок. 90–100 . [ 80 ]

Раймонд Э. Браун пришел к выводу, что первые христиане не называли Иисуса «Богом». [ 81 ] Либеральные исследователи Нового Завета в целом согласились с тем, что Иисус не делал никаких неявных заявлений о том, что он Бог. [ 82 ] (См. также «Божественность Иисуса и нетринитаризм »). Однако сегодня довольно много исследователей Нового Завета защищают утверждение, что исторически Иисус действительно претендовал на свою божественность. [ 83 ]

Евангелия и христианская традиция изображают Иисуса казненным по настоянию еврейских лидеров, которые считали его претензии на божественность кощунственными. (См. также «Ответственность за смерть Иисуса »). Опасения, что энтузиазм по поводу Иисуса может привести к римскому вмешательству, является альтернативным объяснением его ареста, независимо от его проповедей. «Его, возможно, посчитали дестабилизирующим фактором и удалили в качестве меры предосторожности». [ 49 ] [ 84 ] : 879  [ 85 ]

Иисус и Иоанн Креститель

[ редактировать ]
Иудейские холмы Израиля

Иисус начал проповедовать, учить и исцелять после того, как его крестил Иоанн Креститель, апокалиптический проповедник-аскетик, призывавший евреев покаяться.

Иисус, очевидно, был последователем Иоанна, пророка-популиста и активиста, который с нетерпением ждал божественного избавления еврейской родины от римлян. [ 86 ] Иоанн был крупным религиозным деятелем, чье движение, вероятно, было более масштабным, чем движение Иисуса. [ 87 ] Ирод Антипа казнил Иоанна как угрозу своей власти. [ 87 ] В поговорке, предположительно первоначально записанной в Q , [ 88 ] исторический Иисус защитил Иоанна вскоре после его смерти. [ 89 ]

Последователи Иоанна сформировали движение, которое продолжилось после его смерти вместе с последователями Иисуса. [ 87 ] Некоторые из последователей Иисуса были бывшими последователями Иоанна Крестителя. [ 87 ] Пост и крещение, элементы проповеди Иоанна, возможно, вошли в раннюю христианскую практику, когда последователи Иоанна присоединились к движению. [ 87 ]

Кроссан изображает Иисуса отвергающим апокалиптическую эсхатологию Иоанна в пользу разумной эсхатологии , в которой культурная трансформация является результатом собственных действий людей, а не вмешательства Бога. [ 90 ]

Историки считают крещение Иисуса Иоанном историческим событием, которое ранние христиане не включили бы в свои Евангелия из-за отсутствия «твёрдого отчета». [ 91 ] Как и Иисус, Иоанн и его казнь упоминаются Иосифом Флавием. [ 87 ]

Выдающееся положение Иоанна Крестителя как в Евангелиях, так и в Евангелиях от Иосифа Флавия предполагает, что он, возможно, был более популярен, чем Иисус при жизни; Кроме того, миссия Иисуса начинается только после его крещения Иоанном.

Ученые утверждают, что Иисус, возможно, был прямым последователем движения Иоанна Крестителя. Выдающийся исследователь истории Иисуса Джон Доминик Кроссан предполагает, что Иоанн Креститель мог быть убит по политическим причинам, а не обязательно из-за личной неприязни, изложенной в Евангелии от Марка. [ 92 ]

Служение и учение

[ редактировать ]

Синоптические Евангелия сходятся во мнении, что Иисус вырос в Назарете, пошел к реке Иордан, чтобы встретиться и креститься у пророка Иоанна (Иоаннана) Крестителя, и вскоре после этого начал исцелять и проповедовать сельским жителям и рыбакам вокруг Галилейского моря (которое является на самом деле пресноводное озеро). Хотя поблизости было много финикийских , эллинистических и римских городов (например, Гераса и Гадара ; Сидон и Тир ; Сепфорида и Тивериада ), в трёх синоптических евангелиях имеется только одно сообщение о том, что Иисус исцелил кого-то в районе Гадарины ( демон по имени Легион ), и еще один, когда он исцелил сиро-финикийскую девушку в окрестностях Тира и Сидона. [ 93 ] Центром его деятельности был Капернаум , небольшой городок (примерно 500 на 350 метров, с населением 1500–2000 человек), где, согласно Евангелиям, он появлялся в городской синагоге (несакральном молитвенном доме, где евреи часто бывали собирались в субботу для изучения Торы), исцеляли паралитика и продолжали искать учеников ( Матфея 4:13, 8:5, 11:23, 17:24 Луки 4:31–36 и Марка 1:21–28

Как только у Иисуса появились последователи (хотя по поводу числа последователей ведутся споры), он двинулся в сторону Давидовой столицы Объединенной монархии , города Иерусалима .

Продолжительность служения

[ редактировать ]

Историки не знают, как долго проповедовал Иисус. Синоптические Евангелия предполагают один год, но есть некоторые сомнения, поскольку они написаны не в хронологическом порядке. [ 94 ] В Евангелии от Иоанна упоминаются три Пасхи : [ 95 ] Традиционно считается, что служение Иисуса длилось три года. [ 96 ] [ 97 ] Другие утверждают, что служение Иисуса, очевидно, длилось один год, а возможно, и два. [ 98 ]

Притчи и парадоксы

[ редактировать ]

Иисус учил притчами и афоризмами. Притча – образный образ , несущий одно сообщение (иногда принимаемое за аналогию, в котором каждый элемент имеет метафорическое значение). Афоризм – это короткий, запоминающийся оборот фразы. В случае Иисуса афоризмы часто содержат некий парадокс или обратную связь. К подлинным притчам, вероятно, относятся « Добрый самаритянин» и «Притча о работниках в винограднике» . Подлинные афоризмы включают « подставь другую щеку », «пройди вторую милю» и « люби своих врагов ». [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]

Кроссан пишет, что притчи Иисуса работали на нескольких уровнях одновременно, вызывая дискуссии среди его крестьянской аудитории. [ 90 ]

Притчи и афоризмы Иисуса в течение многих лет циркулировали среди его последователей в устной форме, прежде чем они были записаны и позже включены в Евангелия. Они представляют самые ранние христианские традиции об Иисусе. [ 85 ]

Эсхатология

[ редактировать ]

Иисус проповедовал главным образом о Царстве Божием. Ученые расходятся во мнениях относительно того, имел ли он в виду неминуемое апокалиптическое событие, трансформацию повседневной жизни или какую-то комбинацию.

Большинство ученых, участвовавших в третьем поиске, считают, что Иисус верил, что конец истории наступит при его жизни или при жизни его современников. [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] Эта точка зрения, широко известная как «последовательная эсхатология», имела влияние в начале и середине двадцатого века. Ч. Додд и другие настаивали на «осуществленной эсхатологии», которая утверждает, что собственное служение Иисуса исполнило пророческие надежды. Многие консервативные ученые заняли парадоксальную позицию о том, что Царство одновременно «настоящее» и «все еще грядущее», утверждая, что эсхатология Павла является его поддержкой. [ 105 ] : 208–209  RT France , NT Wright и другие исторически восприняли апокалиптические заявления Иисуса о неизбежном конце как относящиеся к падению Иерусалима и разрушению Храма в 70 году нашей эры. [ 106 ] : 143–152 

Спорные стихи включают следующее:

  • В Евангелии от Марка 9:1 Иисус говорит: «Здесь есть некоторые, которые не вкусят смерти, доколе не увидят, что Царство Божие пришло в силе». Исследователь Нового Завета Д. К. Эллисон-младший пишет, что этот стих может быть истолкован как указание на скорый конец, но его также можно понимать как относящийся к Преображению, воскресению или разрушению Иерусалима без какой-либо уверенности в этом вопросе. [ 107 ] : 208–209 
  • В Евангелии от Луки 21:35–36 Иисус призывает своих последователей к постоянной и неустанной готовности. Это можно увидеть в свете неизбежности конца истории и окончательного вмешательства Бога. «Будьте всегда бдительны, молясь, чтобы иметь силы бежать от всего, что должно произойти, и устоять перед Сыном Человеческим». Исследователь Нового Завета Роберт Х. Штайн говорит, что «все это» в Луки 21:36, Марка 11:28 и Марка 13:30 — это идентичные фразы, использованные в Новом Завете 26 раз; 24 из них имеют антецедент, к которому они относятся, непосредственно перед самим выражением. В этих отрывках речь идет о разрушении Храма. «Вы видите все эти огромные здания?» — ответил Иисус. — Здесь не останется ни одного камня на другом; все будут сброшены. [ 108 ] : 68 
  • В Евангелии от Марка 13:24–27, 30 Иисус описывает, что произойдет, когда придет конец, говоря, что «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и… они увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой». Он дает временную шкалу, окутанную двусмысленностью и спорами: «Истинно говорю вам, род сей не прейдет, прежде чем сбудется все это », тогда как в стихе 32 говорится «а о дне том и часе никто не знает». В Евангелии от Марка 13 повсюду говорится как о неизбежности, так и о промедлении (Марка 13:2,29 и 13:24). [ 109 ] : 9 
  • Апостол Павел, возможно, разделял это ожидание скорого конца. Ближе к концу 1-го послания к Коринфянам 7 он дает совет незамужним, написав: «Я думаю, что ввиду надвигающегося кризиса хорошо вам оставаться такими, какие вы есть». «Я имею в виду, братья и сестры, назначенное время истекло... Ибо нынешняя форма этого мира проходит». (1 Коринфянам 7:26, 29, 31) Богослов Герхард Вос пишет, что эсхатология Павла представляет собой парадоксальную разновидность царства Божьего, существующего как в настоящем, так и в будущем. Павел неоднократно призывает своих читателей жить в настоящем с полной преданностью, как если бы каждый день наступал в будущем «последних дней». [ 110 ] : предисловие

По словам Вермеса, заявление Иисуса о скором наступлении Царства Божьего «явно не было исполнено» и «создало серьезное затруднение для первобытной церкви». [ 111 ] По словам Сандерса, эти эсхатологические высказывания Иисуса представляют собой «отрывки, которые многие христианские ученые хотели бы, чтобы они исчезли», поскольку «события, которые они предсказывают, не произошли, а это означает, что Иисус был неправ». [ 112 ] : 178 

Роберт В. Функ и его коллеги, с другой стороны, писали, что, начиная с 1970-х годов, некоторые ученые стали отвергать взгляд на Иисуса как эсхатологический , указывая, что он отверг аскетизм Иоанна Крестителя и его эсхатологическое послание. С этой точки зрения Царство Божие — это не будущее состояние, а, скорее, современное таинственное присутствие. Кроссан описывает эсхатологию Иисуса как основанную на установлении нового, святого образа жизни, а не на искупительном вмешательстве Бога в историю. [ 90 ]

Доказательства уже существующего Царства Божьего исходят из этих стихов. [ 113 ]

  • В Евангелии от Луки 17:20–21 Иисус говорит, что никто не сможет увидеть приход Царства Божьего и что оно «прямо здесь, в вашем присутствии».
  • В 113-й главе Фомы Иисус говорит, что Царство Божье «распространено по земле, и люди не видят его».
  • В Луки 11:20 Иисус говорит, что если он изгонит бесов перстом Божьим, то «для вас» настало Царство Божие.
  • Более того, основные притчи Иисуса не отражают апокалиптический взгляд на историю.

Семинар «Иисус» приходит к выводу, что апокалиптические утверждения, приписываемые Иисусу, могли исходить от ранних христиан, поскольку апокалиптические идеи были обычным явлением, но утверждения о таинственном присутствии Царства Божьего противоречили общепринятому мнению и могли исходить только от самого Иисуса. [ 113 ]

Лаконичный мудрец

[ редактировать ]

Мудрец древнего Ближнего Востока был скромным, немногословным человеком, который не провоцировал встреч. [ 114 ] Святой человек предлагает исцеление и изгнание нечистой силы только тогда, когда об этом просят, и даже тогда он может сопротивляться. [ 114 ] Иисус, кажется, демонстрировал аналогичный стиль. [ 114 ]

Евангелия представляют Иисуса, участвующего в частых религиозных дебатах «вопросов и ответов» с фарисеями и саддукеями . Семинар «Иисус» считает, что дебаты о Священных Писаниях и доктринах носят раввинский стиль и не характерны для Иисуса. [ 115 ] Они полагают, что эти «истории конфликтов» представляют собой конфликты между раннехристианской общиной и окружающими: фарисеями, саддукеями и т. д. Группа считает, что они иногда включают в себя подлинные высказывания или концепции, но в основном являются продуктом раннехристианской общины.

Столовое общение

[ редактировать ]

Общение за открытым столом с посторонними было центральным в служении Иисуса. [ 90 ] Его практика еды с бедными людьми, которых он исцелил, бросила вызов ожиданиям традиционного еврейского общества. [ 90 ] Предположительно, он преподавал во время еды, как и следовало ожидать на симпозиуме . [ 85 ] Его поведение вызвало такой скандал, что его обвинили в обжорстве и пьянстве. [ 85 ]

Кроссан считает эту практику за столом частью радикальной эгалитарной программы Иисуса. [ 90 ] Важность общения за столом проявляется в преобладании сцен еды в раннехристианском искусстве. [ 90 ] и в Евхаристии — христианском ритуале хлеба и вина. [ 85 ]

Иисус набрал в свое ближайшее окружение двенадцать галилейских крестьян, в том числе нескольких рыбаков. [ 116 ] Рыбаки, о которых идет речь, и сборщик налогов Матфей будут вести деловые отношения, требующие некоторого знания греческого языка. [ 117 ] Отец двоих рыбаков представлен как имеющий средства нанимать рабочих для своего рыболовного бизнеса, а сборщики налогов рассматривались как эксплуататоры. [ 118 ] Ожидалось, что двенадцать будут править двенадцатью коленами Израиля в Царстве Божьем. [ 116 ]

Ученики Иисуса играют большую роль в поисках исторического Иисуса. Однако в четырех евангелиях по отношению к последователям Иисуса используются разные слова. Греческое слово «охлои» относится к толпе, собравшейся вокруг Иисуса, когда он проповедовал. Слово матетес относится к последователям, которые остались для дальнейшего обучения. Слово «апостолос» относится к двенадцати ученикам или апостолам, которых Иисус специально избрал своими близкими последователями. В отношении этих трех категорий последователей Джон П. Мейер использует модель концентрических кругов вокруг Иисуса с внутренним кругом истинных учеников, большим кругом последователей и еще большим кругом тех, кто собрался, чтобы послушать его.

Иисус неоднозначно принимал женщин и грешников (тех, кто нарушал законы чистоты) среди своих последователей. Хотя женщин никогда прямо не называли «учениками», некоторые отрывки в Евангелиях, похоже, указывают на то, что женщины-последователи Иисуса приравнивались к ученикам. могли Члены охлоев перейти в категорию матетес . Однако Мейер утверждает, что некоторые люди из категории mathetes на самом деле перешли в категорию апостолов , а именно, Мария Магдалина . В повествовании о смерти Иисуса и сопровождающих ее событиях упоминается присутствие женщин. Мейер утверждает, что ключевая роль женщин на кресте раскрывается в последующем повествовании, где по крайней мере некоторые из женщин, особенно Мария Магдалина, стали свидетелями как погребения Иисуса (Марка 15:47), так и обнаружили пустую гробницу (Марка 15:47). 16:1–8). Лука также упоминает, что, когда Иисус и Двенадцать путешествовали из города в город, проповедуя «благую весть», их сопровождали женщины, которые обеспечивали их из своих средств. Мы можем заключить, что женщины действительно следовали за Иисусом значительное время во время его служения в Галилее и его последнего путешествия в Иерусалим. Столь преданное и долгосрочное следование не могло возникнуть без инициативы и активного принятия женщин, которые следовали за ним. По названию женщины исторически не считаются «учениками» Иисуса, но тот факт, что он позволил им следовать за ним и служить ему, доказывает, что к ним в некоторой степени относились как к ученикам.

В Евангелиях рассказывается, как Иисус поручил ученикам распространять слово, иногда при его жизни (например, Марка 6:7–12), а иногда во время явления воскресения (например, Матфея 28:18–20). Эти отчеты отражают раннюю христианскую практику, а также оригинальные наставления Иисуса, хотя некоторые ученые утверждают, что исторический Иисус не давал такого миссионерского поручения. [ 119 ]

По словам Джона Доминика Кроссана, Иисус послал своих учеников исцелять и провозглашать Царство Божие. Они должны были есть с теми, кого исцелили, а не с людьми более высокого статуса, которые вполне могли бы удостоиться чести принять у себя целителя, и Иисус велел им есть все, что им предлагали. Этот скрытый вызов социальной иерархии был частью программы радикального эгалитаризма Иисуса. Эти темы исцеления и еды распространены в раннехристианском искусстве. [ 90 ]

Указания Иисуса миссионерам содержатся в синоптических Евангелиях и Евангелии от Фомы. [ 90 ] Эти инструкции отличаются от поручения, которое воскресший Иисус дает своим последователям, Великого поручения , текста, который Семинар Иисуса оценил как черный (недостоверный). [ 120 ]

Аскетизм

[ редактировать ]

Участники семинара «Иисус» в основном считали, что Иисус не был аскетом и что он, вероятно, пил вино и не постился, за исключением того, что делали все соблюдающие евреи. [ 121 ] Однако он пропагандировал простую жизнь и отказ от богатства.

Иисус сказал, что некоторые сделали себя « евнухами » для Царства Небесного ( Матфея 19:12 ). Возможно, этот афоризм имел целью установить солидарность с евнухами, которых в еврейском обществе считали «неполноценными». [ 122 ] Альтернативно, он мог пропагандировать безбрачие .

Некоторый [ ВОЗ? ] предполагают, что Иисус был женат на Марии Магдалине или что у него, вероятно, были с ней особые отношения. [ 123 ] Однако Эрман отмечает гипотетический характер этих утверждений, поскольку «ни один из наших древних источников не указывает на то, что Иисус был женат, не говоря уже о браке с Марией Магдалиной». [ 124 ]

Иоанн Креститель был аскетом и, возможно, назореем пропагандировал безбрачие , который, как и ессеи, . [ 125 ] Аскетические элементы, такие как пост, появились в раннем христианстве и упоминаются Матфеем во время беседы Иисуса о показухе . Было высказано предположение, что Иаков, брат Иисуса и лидер иерусалимской общины до 62 лет, был назореем. [ 126 ]

Иерусалим

[ редактировать ]
Узкие улочки Виа Долороза в Иерусалиме.

Иисус и его последователи покинули Галилею и отправились в Иерусалим в Иудее. Возможно, они путешествовали через Самарию, как сообщается у Иоанна, или вокруг границы Самарии, как сообщается у Луки, что было обычной практикой для евреев, избегающих враждебных самаритян. Иерусалим был полон евреев, приехавших на Песах, возможно, от 300 000 до 400 000 паломников. [ 127 ]

Въезд в Иерусалим

[ редактировать ]

Иисус мог въехать в Иерусалим на осле в качестве символического акта, возможно, для контраста с триумфальным въездом римского завоевателя или для того, чтобы исполнить пророчество Захарии . Христианские Священные Писания прямо упоминают Захарию, возможно, потому, что эта сцена была придумана, когда книжники обращались к Священным Писаниям, чтобы конкретизировать детали евангельских повествований. [ 85 ]

Беспорядок в храме

[ редактировать ]

Согласно евангельским повествованиям, Иисус учил в Иерусалиме и устроил беспорядки в Храме. [ 85 ] В ответ власти храма арестовали его и передали римским властям для казни. [ 85 ] Возможно, его предали в руки храмовой полиции, но Функ предполагает, что власти могли арестовать его и без предателя. [ 85 ]

Распятие

[ редактировать ]
Изображение Ecce Homo , когда Понтий Пилат доставляет Иисуса толпе. Антонио Чизери , 1862 г.

Иисус был распят Понтием Пилатом, префектом провинции Иудея (26–36 гг. н. э.). Некоторые ученые предполагают, что Пилат казнил Иисуса как нарушение общественного порядка, возможно, при содействии иудейских властей. [ 85 ] Очищение Иисусом Храма вполне могло серьезно оскорбить его еврейскую аудиторию и привести к его смерти; [ 128 ] [ 129 ] [ 130 ] в то время как Барт Д. Эрман утверждал, что действия Иисуса были бы сочтены римлянами предательскими и, следовательно, преступлением, караемым смертной казнью. [ 131 ] Утверждение о том, что первосвященники-саддукеи и их соратники выдали Иисуса римлянам, имеет убедительные доказательства. [ 84 ] Историки спорят, намеревался ли Иисус быть распятым. [ 132 ]

Семинар «Иисус» утверждал, что христианские книжники, похоже, использовали Священные Писания, чтобы конкретизировать повествование о страстях , например, придумывая суд над Иисусом. [ 85 ] Однако мнения ученых по поводу историчности основных событий разделились. [ 133 ]

Джон Доминик Кроссан указывает на использование слова «царство» в своем центральном учении о «Царстве Божием», которое само по себе привлекло бы к Иисусу внимание римских властей. Рим поступил с Иисусом так же, как обычно поступал с ненасильственными разногласиями: убийством своего лидера. Обычно это были жестокие восстания, такие как во время римско-еврейских войн, которые требовали убийства лидеров и последователей. Тот факт, что римляне считали достаточным отстранение главы христианского движения, предполагает, что ученики не были организованы для ожесточенного сопротивления и что распятие Иисуса рассматривалось в основном как превентивная мера. Поскольку баланс в ранней Церкви сместился от еврейской общины к обращенным язычникам, она, возможно, стремилась дистанцироваться от мятежных евреев (тех, кто восстал против римской оккупации). Внутри еврейской общины также возник раскол, поскольку верующие в Иисуса были изгнаны из синагог после разрушения римлянами церкви. Второй Храм в 70 г. н.э. (см. Совет Джамнии ). Различные версии участия евреев в суде над Иисусом предполагают некоторые неблагоприятные настроения между такими евреями, которые в результате возникли. См. также Список событий раннего христианства .

Распятие (1622) Симона Вуэ ; Церковь Иисуса, Генуя

Помимо того факта, что евангелия по-разному описывают роль евреев в смерти Иисуса (например, Марк и Матфей сообщают о двух отдельных судебных процессах, об одном от Луки, а об одном об Иоанне), Фредриксен, как и другие ученые (см. Catchpole 1971), утверждает, что многие элементов евангельских повествований не могло быть: согласно еврейскому закону, суд не мог собираться ночью; он не мог собраться в большой праздник; Заявления Иисуса Синедриону или Первосвященнику (например, о том, что он был Мессией) не являлись богохульством; обвинения, которые, как утверждают Евангелия, евреи выдвинули против Иисуса, не были тяжкими преступлениями против еврейского закона; обвинил Иисуса и признал его виновным в тяжком преступлении даже если бы Синедрион судьбы святого Стефана и Иакова Справедливого , наказанием была бы смерть через побивание камнями ( например, ), а не распятие. Это неизбежно предполагает, что еврейские лидеры неукоснительно подчинялись римскому праву и никогда не нарушали свои собственные законы, обычаи или традиции даже ради собственной выгоды. В ответ утверждалось, что правовые обстоятельства судебного разбирательства не были хорошо поняты. [ 134 ] и что еврейские лидеры не всегда строго подчинялись ни римским законам, ни своим собственным. [ 135 ] Более того, разговоры о восстановлении еврейской монархии в условиях римской оккупации носили крамольный характер. Более того, Иисус вошел бы в Иерусалим в особенно рискованное время, во время Пасхи , когда народные эмоции были на пределе. Хотя у большинства евреев не было возможности ездить в Иерусалим на каждый праздник, практически все старались соблюдать эти законы, насколько могли. А во время этих праздников, таких как Пасха, население Иерусалима увеличивалось, и вспышки насилия были обычным явлением. Ученые предполагают, что первосвященник опасался, что разговоры Иисуса о скором восстановлении независимого еврейского государства могут спровоцировать беспорядки. Поддержание мира было одной из основных задач назначенного римлянами первосвященника, который нёс перед ними личную ответственность за любые крупные вспышки. Поэтому ученые утверждают, что он арестовал бы Иисуса за подстрекательство к мятежу и восстанию и передал бы его римлянам для наказания.

И евангельские повествования, и вставки Павла [найденные в 1 Фес. 2:14–16] были составлены сразу после ужасной войны 66–73 гг. У Церкви были все основания заверять будущую языческую аудиторию в том, что христианское движение не угрожало и не бросало вызов имперскому суверенитету, несмотря на то, что его основатель сам был распят, то есть казнен как мятежник. [ 136 ]

Однако проповедь Павла Евангелия и его радикальные социальные практики по самому своему определению были прямым оскорблением социальной иерархии самого греко-римского общества, и, таким образом, эти новые учения подорвали Империю, что в конечном итоге привело к полномасштабным римским гонениям на христиан. направленных на искоренение новой веры.

Погребение и пустая гробница

[ редактировать ]

Крейг А. Эванс утверждает, что «литературные, исторические и археологические свидетельства указывают в одном направлении: тело Иисуса было помещено в гробницу в соответствии с еврейским обычаем». [ 137 ]

Джон Доминик Кроссан, основываясь на своей уникальной позиции, согласно которой Евангелие от Петра содержит древнейший первоисточник об Иисусе, утверждал, что рассказы о захоронениях становятся все более экстравагантными, и, таким образом, счел исторически маловероятным, чтобы враг освободил труп, утверждая, что это сделали последователи Иисуса. не иметь возможности узнать, что случилось с телом Иисуса. [ 138 ] Позиция Кроссана относительно Евангелия от Петра не нашла научной поддержки. [ 139 ] из описания Мейером этого как «эксцентричного и неправдоподобного», [ 140 ] на критику Кестера, назвавшую его «серьезно ошибочным». [ 141 ] Хабермас выступил против Кроссана, заявив, что ответ еврейских властей на христианские утверждения о воскресении предполагал погребение и пустую гробницу. [ 142 ] и он наблюдал за обнаружением тела Йоханана Бен Хагалгола , человека, который умер от распятия в первом веке и был обнаружен на месте захоронения за пределами древнего Иерусалима в склепе , утверждая, что эта находка раскрыла важные факты о распятии и погребении. в Палестине первого века. [ 143 ]

захоронение Иосифа Аримафейского, найденное в Марка 15 . Другие ученые считают исторически вероятным [ 144 ] а некоторые продолжают утверждать, что впоследствии гробница была обнаружена пустой. [ 145 ] Более позитивно то, что Марк Уотерман сохраняет приоритет «Пустой гробницы» над «Появлениями». [ 146 ] Майкл Грант писал:

[Если] мы применим те же критерии, что и к любым другим древним литературным источникам, тогда доказательства будут достаточно убедительными и правдоподобными, чтобы сделать необходимым вывод о том, что гробница действительно была найдена пустой. [ 147 ]

Однако Маркус Борг отмечает:

Первое упоминание истории о пустой гробнице довольно странное: Марк, писавший около 70 г. н.э., сообщает нам, что некоторые женщины нашли гробницу пустой, но никому об этом не рассказали. Некоторые ученые считают, что это указывает на то, что история о пустой гробнице возникла поздно и что то, как ее рассказывает Марк, объясняет, почему она не была широко (или ранее) известна. [ 148 ]

Ученые Герд Тайссен и Аннет Мерц приходят к выводу, что «пустая гробница может быть освещена только пасхальной верой (которая основана на видимости); пасхальная вера не может быть освещена пустой гробницей». [ 149 ]

Древний историк Гаэтано Де Санктис и историк права Леопольд Венгер, писавшие в начале 20 века, заявили, что пустая гробница Иисуса была исторически реальной из-за свидетельств из Назаретской надписи. [ 150 ]

Появления воскресения

[ редактировать ]
«Недоверчивость святого Фомы» На картине Караваджо (16 век) изображен воскресший Иисус.

Павел , Мария Магдалина , Апостолы и другие верили, что видели воскресшего Иисуса. Павел описал свой опыт в послании и перечисляет другие известные явления. В оригинальном Евангелии от Марка сообщается о пустой гробнице Иисуса, а более поздние Евангелия и более поздние концовки Марка повествуют о различных явлениях воскресения.

Ученые выдвинули ряд теорий относительно явлений воскресшего Иисуса . Христианские ученые, такие как Дейл Эллисон , Уильям Лейн Крейг , Гэри Хабермас и Н.Т. Райт, приходят к выводу, что Иисус действительно воскрес из мертвых. [ 151 ] В Семинаре Иисуса говорится: «По мнению Семинара, Он не воскрес телесно из мертвых; вместо этого воскресение основано на визионерских переживаниях Петра, Павла и Марии [Магдалены]». [ 152 ] Е. П. Сандерс утверждает, что обвинять первых свидетелей в каком-либо преднамеренном мошенничестве сложно:

Трудно обвинить эти источники или первых верующих в преднамеренном мошенничестве. Заговор, призванный укрепить веру в Воскресение, вероятно, привел бы к более последовательной истории. Вместо этого, кажется, было соревнование: «Я увидел его», «Я тоже», «Женщины увидели его первыми», «Нет, я увидел; они его вообще не видели» и так далее. Более того, некоторые из свидетелей Воскресения отдали бы жизнь за свою веру. Это также делает мошенничество маловероятным. [ 153 ]

Большинство постпросвещения историков [ 154 ] считают, что сверхъестественные события не могут быть реконструированы с использованием эмпирических методов, и поэтому считают воскресение неисторическим вопросом, а философским или теологическим вопросом. [ 155 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Пол Л. Майер «Дата Рождества и хронология Иисуса» в книге «Chronos, kairos, Christos» Джерри Вардамана, Эдвина М. Ямаути, 1989 г. ISBN   0-931464-50-1 страницы 113-129
  2. ^ Лев и Агнец Андреас Дж. Костенбергер, Л. Скотт Келлум и Чарльз Л. Куорлз (15 июля 2012 г.) ISBN   1433677083 стр. 40
  3. ^ Перейти обратно: а б Крейг Эванс, 2006 г. «Иосиф об Иоанне Крестителе» в «Историческом Иисусе в контексте» под редакцией Эми-Джилл Левин и др. Принстонский университет Пресс ISBN   9780691009926, страницы 55–58.
  4. ^ Перейти обратно: а б Иродиада: дома в лисьем логове , Флоренс Морган Гиллман, 2003 г. ISBN   0-8146-5108-9 страницы 25-30
  5. ^ Новое полное собрание сочинений Иосифа Флавия Иосифа Флавия , Уильяма Уистона, Пола Л. Майера. ISBN   0825429242, страницы 662–663.
  6. ^ Перейти обратно: а б Ирод Антипа , Гарольд В. Хонер, 1983 г. ISBN   0-310-42251-5 страниц 125-127
  7. ^ Христианство и Римская империя: справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN   1-56338-347-0 страницы 302-303
  8. ^ Хенер, Гарольд В. (1978). Хронологические аспекты жизни Христа . Зондерван. стр. 29–37. ISBN  0-310-26211-9 .
  9. ^ Понтий Пилат: портреты римского губернатора работы Уоррена Картера, 2003 г. ISBN   0-8146-5113-5, страницы 44–45.
  10. ^ История евреев в греко-римском мире Питера Шефера, 2003 г. ISBN   0-415-30585-3 стр. 108
  11. ^ Истоки раннего христианства Эверетта Фергюсона, 2003 г. ISBN   0-8028-2221-5 стр. 416
  12. Крейг С. Кинер в «Блэквеллском компаньоне Пола» под редакцией Стивена Вестерхольма, 2011 г. ISBN   1405188448 стр. 51
  13. ^ Пол и его письма Джона Б. Полхилла, 1999 г. ISBN   0-8054-1097-X страницы 49-50
  14. Кембриджский спутник Святого Павла» (10 ноября 2003 г.) Cambridge Univ Press Джеймс Д. Данн « ISBN   0521786940 стр. 20
  15. ^ Пол: его письма и его богословие Стэнли Б. Марроу, 1986 г. ISBN   0-8091-2744-X страницы 45-49
  16. ^ Хронос, Кайрос, Христос Джерри Вардамана и Эдвина М. Ямаути (август 1989 г.) ISBN   0931464501 стр. 211
  17. ^ Пратт, JP (1991). «Дата распятия Ньютона». Журнал Королевского астрономического общества . 32 (3): 301–304. Бибкод : 1991QJRAS..32..301P .
  18. ^ Хамфрис, Колин Дж.; У. Уоддингтон (декабрь 1983 г.). «Свидание с Распятием». Природа . 306 (5945): 743–746. Бибкод : 1983Natur.306..743H . дои : 10.1038/306743a0 . S2CID   4360560 .
  19. Колин Хамфрис , Тайна Тайной вечери, издательство Cambridge University Press, 2011 г. ISBN   978-0-521-73200-0 , стр. 13
  20. Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет Андреас Дж. Кёстенбергер , Л. Скотт Келлум, 2009 г. ISBN   978-0-8054-4365-3 стр. 114
  21. ^ Иисус и возникновение раннего христианства: История времен Нового Завета , Пол Барнетт, 2002 г. ISBN   0-8308-2699-8, страницы 19–21.
  22. ^ Сандерс (1993). стр. 11, 249.
  23. ^ Фредриксен, Паула (1988). От Иисуса ко Христу ISBN   0-300-04864-5 стр. ix-xii
  24. ^ Сандерс, EP (1987). Иисус и иудаизм , Fortress Press ISBN   0-8006-2061-5 стр. 1-9
  25. ^ Джон П. Мейер , Маргинальный еврей , т. 1, гл. 11; также Х.С. Бен-Сассон, История еврейского народа , издательство Гарвардского университета, 1976, ISBN   0-674-39731-2 , стр. 251
  26. ^ Перейти обратно: а б с Хроника еврейской истории от патриархов до 21 века Сола Шарфштейна и Доркас Гелаберт (октябрь 1997 г.) ISBN   0881256064 стр. 85
  27. ^ «Фарисеи». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
  28. ^ Путеводитель по Новому Завету Селии Б. Синклер (1 мая 1994 г.) ISBN   0664254845 стр. 21
  29. ^ Джоэл Б. Грин, Скот Макнайт, И. Ховард Маршалл, Словарь Иисуса и Евангелий (InterVarsity Press, 1992), стр. 442
  30. ^ Перейти обратно: а б Джеймс Барр , На каком языке говорил Иисус , Бюллетень Библиотеки Манчестерского университета Джона Райлендса, 1970; 53(1) страницы 9–29 [1]
  31. ^ Перейти обратно: а б Справочник по толкованию Нового Завета 1997 Стэнли Э. Портера, г. ISBN   90-04-09921-2 страницы 110–112.
  32. ^ Открытие языка Иисуса Дугласа Хэмпа, 2005 г. ISBN   1-59751-017-3 стр. 3-4
  33. ^ Иисус в истории и мифах Р. Джозефа Хоффмана, 1986 г. ISBN   0-87975-332-3 стр. 98
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и Вспоминая Иисуса , Джеймс Д. Данн, 2003 г. ISBN   0-8028-3931-2 страницы 313-315
  35. ^ Еврейская энциклопедия: Галилея: Характеристики галилеян : "
  36. ^ Расовая принадлежность Иисуса: раса, идеология и формирование современной библейской науки , Шон Келли, 2002 г. ISBN   0-415-28373-6 страниц 70–73
  37. ^ Формирование рас: раса и Священные Писания в протестантском атлантическом мире Колина Кидда, 2006 г. ISBN   0-521-79324-6 страниц 44–45
  38. ^ Иисус: полное руководство Лесли Хоулден, 2006, 082648011X, страницы 63–100.
  39. ^ Формирование рас: раса и Священные Писания в протестантском атлантическом мире Колина Кидда, 2006 г. ISBN   0-521-79324-6 стр. 18
  40. ^ Подобие короля: предыстория портретной живописи в позднесредневековой Франции Стивена Перкинсона, 2009 г. ISBN   0-226-65879-1 стр. 30
  41. ^ Эми-Джилл Левин в книге «Исторический Иисус в контексте» под редакцией Эми-Джилл Левин и др. Принстонский университет Пресс, 2006 г. ISBN   978-0-691-00992-6 стр. 10
  42. ^ Мэтью 13:55
  43. ^ Диксон, Джон. «Иисус: короткая жизнь» , Лайон Хадсон, 2008, ISBN   0-8254-7802-2 , стр. 47.
  44. ^ Фиенси, Дэвид А.; Иисус Галилеянин: ощущения в жизни первого века , ООО «Горгиас Пресс», 2007 г., ISBN   1-59333-313-7 стр. 68
  45. ^ Фиенси, Дэвид А.; Иисус Галилеянин: ощущения в жизни первого века , ООО «Горгиас Пресс», 2007 г., ISBN   1-59333-313-7, страницы 74–77.
  46. ^ Иисус Еврей : прочтение Евангелия историком Джезой Вермесом, 1983 ISBN SBN: 0961614846, страница 21
  47. ^ Эрман, Барт Д. Неверное цитирование Иисуса : история того, кто изменил Библию и почему. ХарперКоллинз, 2005. ISBN   978-0-06-073817-4
  48. ^ Кроссан, Джон Доминик. Сущностный Иисус. Эдисон: Castle Books. 1998. «Контексты», стр. 1–24.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Тайссен, Герд и Аннетт Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Крепость Пресс. 1998 г. перевод с немецкого (издание 1996 г.)
  50. Сандерс называет это «небольшой деревней». Сандерс, Е.П. Историческая фигура Иисуса. Пингвин, 1993. с. 104
  51. Археология и Иисус из Галилеи: пересмотр доказательств Джонатана Л. Рида (1 мая 2002 г.) ISBN   1563383942, страницы 131–134.
  52. Археология и Иисус из Галилеи: пересмотр доказательств Джонатана Л. Рида (1 мая 2002 г.) ISBN   1563383942 страницы 114-117
  53. ^ Перейти обратно: а б с Международная стандартная библейская энциклопедия (QZ) Джеффри В. Бромили (31 января 1995 г.) ISBN   0802837840 стр. 50
  54. Евангелие от Марка Джона Р. Донахью и Дэниела Дж., С. Дж. Харрингтона (1 января 2002 г.) ISBN   0814659659, страницы 60–61.
  55. ^ Тот, кто слышит вас, слышит меня: Пророки, выступления и традиции в Q Ричарда А. Хорсли и Джонатана А. Дрейпера (1 ноября 1999 г.) ISBN   1563382725 стр. 127
  56. ^ Тайссен и Мерц 1998, стр. 354 (например, Марка 1:39, 2:25, 12:10; Матфея 12:5, 19:4, 21:16; Луки 4:16; Иоанна 7:15)
  57. ^ Фанк, Роберт В. и семинар Иисуса . Деяния Иисуса: поиск подлинных деяний Иисуса. ХарперСанФранциско. 1998. «Что мы на самом деле знаем об Иисусе» с. 527-534.
  58. ^ Кроссан, Джон Доминик. Сущностный Иисус . Эдисон: Castle Books. 1998. с. 147
  59. В «Кембриджском спутнике Иисуса» под редакцией Маркуса Бокмюля (3 декабря 2001 г.) ISBN   0521796784 стр. 14
  60. В «Кембриджском спутнике Иисуса» под редакцией Маркуса Бокмюля (3 декабря 2001 г.) ISBN   0521796784 стр. 21
  61. ^ Джон Мейер, Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса , 1991 г. ISBN   0300140185 стр. 278
  62. ^ Библейский теологический словарь Бейкера определяет чудо как «событие во внешнем мире, вызванное непосредственным вмешательством или простым волеизъявлением Бога». Далее он добавляет, что чудо происходит, чтобы показать, что сила, стоящая за ним, не ограничивается законами материи или разума, поскольку оно нарушает фиксированные законы природы. Так что термин «сверхъестественное» применим вполне точно. Элвелл, Уолтер А., изд. (2001). Библейский теологический словарь Бейкера . Бейкер Академик. ISBN  978-0801022562 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  63. ^ Грэм Х. Твелтри, Иисус Чудотворец: историческое и теологическое исследование (InterVarsity Press, 1999), стр. 263.
  64. ^ Х. Ван дер Лоос, 1965 Чудеса Иисуса , EJ Brill Press, Нидерланды.
  65. ^ Эванс, Калифорния (2002). Подтверждение деятельности Иисуса . п. 12. ISBN  0391041649 .
  66. ^ Чарльзворт, Джеймс Х; Рея, Брайан; Покорный, Петр (2014). Исследования Иисуса: новые методологии и представления . п. 875. ИСБН  9780802867285 .
  67. ^ Двелтри, Грэм Х. (1999). Иисус Чудотворец: историческое и богословское исследование . Межвузовская пресса. п. 254 . ISBN  9780830815968 .
  68. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сандерс, Е.П. Историческая фигура Иисуса. Penguin, 1993. Глава 15: Взгляд Иисуса на свою роль в Божьем плане.
  69. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Брей, Джеральд (2012). Бог есть любовь: библейское и систематическое богословие . Уитон, Иллинойс: Crossway. ISBN  978-1-4335-2269-7 .
  70. ^ Эрман, Барт (2014). Как Иисус стал Богом: Возвышение еврейского проповедника из Галилеи . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. ISBN  978-0-06177-819-3 .
  71. ^ Киттредж, Синтия Бриггс (2012). «Феминистские подходы: переосмысление истории и сопротивление идеологиям». В Маршале, Джозеф А. (ред.). Изучение посланий Павла: современные перспективы и методы . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN  978-1-4514-1173-7 .
  72. ^ Эрман, Барт Д. (2014). Как Иисус стал Богом: Возвышение еврейского проповедника из Галилеи . Нью-Йорк: Харпер Один. ISBN  978-0-06177-819-3 .
  73. ^ Тайссен, Герд; и Мерц, Аннет. Исторический Иисус: подробное руководство . Миннеаполис: Фортресс Пресс. 1998. Тр с немецкого (издание 1996 г.). п. 464.
  74. ^ Гатеркол, Саймон Дж. (2006). Предсуществующий Сын . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. ISBN  978-0-8028-2901-6 .
  75. ^ Фанк, Роберт В. и семинар Иисуса. Евангелие Иисуса: согласно семинару Иисуса. ХарперСанФранциско. 1999.
  76. ^ Браун, Раймонд Э .; и др. (1990). Библейский комментарий Нового Иеронима . Прентис Холл. ISBN  0-13-614934-0 .
  77. ^ Вермес, Геза Иисус-еврей , Fortress Press, Нью-Йорк, 1981. с. 209
  78. ^ Паоло Флорес д'Аркес , MicroMega 3/2007, стр. 43
  79. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Макнайт, Шотландец (2005). Исторический Иисус в недавнем исследовании 10-го тома «Источников для библейских и теологических исследований» . Айзенбрауны. п. 325. ИСБН  978-1575061009 .
  80. ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. «Джон», стр. 302–310.
  81. ^ «[T] нет причин думать, что Иисуса называли Богом в самых ранних слоях традиции Нового Завета». в «Называет ли Новый Завет Иисуса Богом?» в богословских исследованиях , 26, (1965), стр. 545–573.
  82. ^ Джон Хик, Метафора воплощенного Бога , стр. 27: «Еще один пункт широкого согласия среди исследователей Нового Завета... состоит в том, что исторический Иисус не претендовал на божественность, которую позднейшая христианская мысль должна была предъявить ему: он не осознавал себя Богом или Богом- Сын, воплотившийся... имеющиеся доказательства привели историков той эпохи с впечатляющей степенью единодушия к заключению, что Иисус не претендовал на то, чтобы быть воплощенным Богом». Герд Людеманн , «Смущающее искажение фактов», Free Inquiry , октябрь/ноябрь 2007 г.: «широкий консенсус современных исследователей Нового Завета в том, что провозглашение возвышенной природы Иисуса было в значительной степени созданием первых христианских общин».
  83. ^ Эндрю Терн Эрн Локе, Происхождение божественной христологии (Издательство Кембриджского университета, 2017), Глава 6
  84. ^ Перейти обратно: а б "Иисус Христос." Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
  85. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Фанк, Роберт В. и семинар Иисуса. Деяния Иисуса: поиск подлинных деяний Иисуса. ХарперСанФранциско. 1998.
  86. ^ Кроссан, Джон Доминик. Сущностный Иисус. Эдисон: Castle Books. 1998. с. 146
  87. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фанк, Роберт В. и семинар Иисуса. Деяния Иисуса: поиск подлинных деяний Иисуса. ХарперСанФранциско. 1998. Камео Иоанна Крестителя. п. 268
  88. ^ Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. с. 178
  89. ^ См. от Матфея 11:7–10. Кроссан, Джон Доминик. Сущностный Иисус. Эдисон: Castle Books. 1998. с. 146
  90. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кроссан, Джон Доминик. Сущностный Иисус. Эдисон: Castle Books. 1998.
  91. ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. «Исторический Иисус», стр. 255–260.
  92. ^ после заключения » Иосифа « Древностей Флавия 18.5 : «Ирод, который боялся, что большое влияние Иоанна на народ может сделать это его властью и склонностью поднять восстание (ибо они, казалось, были готовы сделать все, что он должен был посоветовать) считал, что лучше всего, казнив его, предотвратить любой вред, который он может причинить, и не вводить себя в затруднения, пощадив человека, который мог бы заставить его раскаяться в этом, когда будет слишком поздно».
  93. ^ Марка 7: 24–30.
  94. ^ Введение. Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993.
  95. ^ Первое: Иоанна 2:13 и 2:23 ; второе: Иоанна 6:4 ; третье: Иоанна 11:55 , 12:1 , 13:1 , 18:28 , 18:39 , 19:14.
  96. ^ Ричард Л. Нисвонгер, История Нового Завета, Зондерван, 1993, с. 152
  97. ^ Джеффри В. Бромили, Международная стандартная библейская энциклопедия: A – D, Wm. Б. Эрдманс 1995 с. 682
  98. ^ Сандерс, Е.П. Историческая фигура Иисуса. Пингвин, 1993. с. 13
  99. ^ Семинар Иисуса, Фаза 1: Высказывания Иисуса
  100. ^ Семинар Иисуса: Решения о подлинности
  101. ^ Подлинные высказывания Иисуса из Назарета.
  102. ^ Тайссен, Герд и Аннетт Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Крепость Пресс. 1998 г. перевод с немецкого (издание 1996 г.). Глава 1. Поиски исторического Иисуса. стр. 1–15.
  103. ^ Эрман, Барт . Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия. Оксфорд. 1999. с. 127.
  104. ^ Мейер, Джон П. (1999). «Современное состояние« Третьего поиска »исторического Иисуса: потеря и приобретение» . Библика . 80 :482 . Проверено 20 сентября 2018 г.
  105. ^ Геддерт, Ти Джей (1992). «Апокалиптическое учение». В Грине, Джоэл Б.; Макнайт, шотландец; Маршалл, И. Ховард (ред.). Словарь Иисуса и Евангелий: Сборник современных библейских исследований . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN  978-0-8308-1777-1 .
  106. ^ Хогетерп, Альберт Лос-Анджелес (2009). Ожидания конца: сравнительное традиционно-историческое исследование эсхатологических, апокалиптических и мессианских идей в свитках Мертвого моря и Новом Завете . Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN  978-90-04-17177-0 .
  107. ^ Эллисон младший, Дейл С. (1992). «Эсхатология». В Грине, Джоэл Б.; Макнайт, шотландец; Маршалл, И. Ховард (ред.). Словарь Иисуса и Евангелий: Сборник современных библейских исследований . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN  978-0-8308-1777-1 .
  108. ^ Штейн, Роберт Х. (2014). Иисус, Храм и грядущий Сын Человеческий: комментарий к 13-й главе Евангелия от Марка . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. ISBN  978-0-8308-4058-8 .
  109. ^ Фонтан, Дж. Ричард (2016). Эсхатологические отношения и Иисус у Бена Ф. Мейера, Н. Т. Райта и прогрессивного диспенсационализма . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. ISBN  978-1-4982-8594-0 .
  110. ^ Герхардус Вос, Герхардус Вос (1979). Полинская эсхатология . Филлипсбург, Нью-Джерси: P&R Publishing. ISBN  978-0875525051 .
  111. ^ Геза Вермес. Подлинные Евангелия Иисуса . Пингвин, 2003. с. 381.
  112. ^ EP Сандерс. Историческая личность Иисуса. Пингвин, 1993 год.
  113. ^ Перейти обратно: а б Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. «Императорское правление Бога: настоящее или будущее», стр. 136–137.
  114. ^ Перейти обратно: а б с Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. Введение, стр. 1–30.
  115. ^ Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. стр. 103–104.
  116. ^ Перейти обратно: а б Эрман, Барт. Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и легендах. Издательство Оксфордского университета, США. 2006. ISBN   0-19-530013-0
  117. ^ Брюс Чилтон, Крейг А. Эванс, Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований (Brill, 1998). ISBN   9004111425 , 9789004111424), с. 136
  118. ^ Кэтрин М. Мерфи, Исторический Иисус для чайников , 2007 г. ISBN   0470167858 , 9780470167854, с. 23
  119. ^ Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. «Марк», стр. 39–127.
  120. ^ Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993.
  121. ^ Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. с. 221.
  122. ^ Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. с. 220.
  123. ^ Фанк, Роберт В., Рой В. Гувер и семинар Иисуса. Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. с. 221.
  124. ^ Барт Д. Эрман, Факты и вымысел в «Коде да Винчи» , с. 144
  125. ^ Еврейская энциклопедия: Ессеи : «Сходство во многих отношениях между христианством и ессеизмом поразительно: был тот же коммунизм (Деяния iv. 34–35); та же вера в крещение или купание, а также в силу пророчества; та же самая отвращение к браку, усиленное более твердой верой в пришествие Мессии и те же правила для странствующих братьев, делегированных на благотворительную деятельность; (см. Апостол и Апостольство) и, прежде всего, те же пиры любви или братские трапезы (ср. Agape ; Didascalia )».
  126. ^ Эйзенманн, Роберт «Иаков, Брат Иисуса»
  127. ^ Сандерс, Е.П. Историческая фигура Иисуса. Пингвин, 1993. с. 249
  128. ^ Сандерс, Е.П. Историческая фигура Иисуса. Пингвин, 1993. стр. 249–275.
  129. Семинар «Иисус» согласен с тем, что инцидент в храме привел к казни Иисуса.
  130. Оксфордский словарь христианской церкви сообщает, что «возможно», что беспорядки в храме привели к аресту Иисуса, не предлагает альтернативной причины и в более общем плане утверждает, что за этим, вероятно, стояла политическая, а не религиозная мотивация. "Иисус Христос." Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
  131. ^ Эрман 1999, стр. 221–223.
  132. ^ Ты тот самый? Текстовая динамика мессианской самоидентичности
  133. ^ Браун 1993, том. 1, стр. 711–712; Фанк 1998, стр. 152–153.
  134. ^ Барретт, К.К. «Евангелие от Иоанна: введение с комментариями и примечаниями», Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1978, стр. 49: «Предполагаемые нарушения еврейского закона, похоже, основаны на неправильном понимании еврейских текстов».
  135. ^ Барретт, К.К. «Евангелие от Св. Иоанна: Введение с комментариями и примечаниями», Westminster John Knox Press, 1978, стр. 49–50, «Объяснение состоит в том, что особые обстоятельства регулярно позволяли изменить ход Евангелия». закон. Например, Симеон б. Шета ( 104–1069 до н.э.) приказал повесить 80 женщин (ведьм) за один день, хотя судить более двух было противозаконно. «Час потребовал этого» (Синедрион 6.4, Ю. Синедрион 6,235c,58). 15 нисана, хотя и не был маловероятным днем, был одним из лучших возможных дней для казни Иисуса. Постановление об осуждении «бунтующего учителя» гласит: «Его держали под стражей до одного из праздников (Пасхи, Пятидесятницы или Кущей) и предавали смерти в один из праздников, ибо написано: весь народ услышит и убоится, и не будет больше поступать самонадеянно (Второзаконие 17:13)» (Синедрион 11:4). Был только один день, когда «весь народ» собрался в Иерусалиме на Пасху; это было 15 нисана, марканская дата распятия».
  136. ^ Фредриксен, Паула . (2000) От Иисуса ко Христу: истоки новозаветных образов Христа. Второе издание. Издательство Йельского университета. п. 122 ISBN   0300084579
  137. ^ Крейг А. Эванс, «Молчание погребения» Иисуса, Последние дни, Ред. Трой А. Миллер. п. 68
  138. ^ Кроссан 1994, стр. 154–158; ср. Эрман 1999, с. 229
  139. ^ NT Райт, Иисус и победа Божия (Миннеаполис: Fortress Press, 1996), стр. 49; который написал: «[Гипотеза Кроссана] пока не принята ни одним другим серьезным ученым».
  140. ^ Бен Мейер, критическое замечание к «Историческому Иисусу» Джона Доминика Кроссана, Catholic Biblical Quarterly 55 (1993): 575
  141. ^ Хельмут Кестер, Древние христианские евангелия (Лондон: SCM, 1990), стр. 220.
  142. ^ Г. Хабермас, Исторический Иисус , (College Press, 1996), с. 128; он заметил, что иудейская полемика записана в Евангелии от Матфея 28:11–15 и использовалась на протяжении второго века, ср. Джастин Мартир, Диалог с Трифоном , 108; Тертуллиан, «Об очках» , 30 лет.
  143. ^ Г. Хабермас, Исторический Иисус , (College Press, 1996), с. 173; ср. Василиус Цаферис, «Еврейские гробницы в Гиват-ха-Мивтаре и рядом с ним», Israel Exploration Journal 20 (1970), стр. 38–59».
  144. ^ Браун 1993, том. 2, гл. 46
  145. ^ например, Пол Л. Майер, «Пустая гробница как история», в «Христианстве сегодня» , март 1975 г., стр. 5
  146. ^ Марк В. Уотерман, Традиция Марка о пустой гробнице: текст, история и богословская борьба (Лос-Анджелес: Agathos Press, 2006), стр. 211–212.
  147. ^ М. Грант, Иисус: Обзор Евангелий историком (Нью-Йорк: Scribner's, 1977), с. 176
  148. ^ Борг, Маркус Дж. Библейский обзор «Думая о Пасхе». Апрель 1994 г., с. 15, 49
  149. ^ Тайссен, Герд; и Мерц, Аннет. Исторический Иисус: подробное руководство . Миннеаполис: Фортресс Пресс. 1998. Тр с немецкого (издание 1996 г.). п. 503. ISBN   978-0-8006-3123-9
  150. ^ Брюс Мецгер; Инструменты и исследования Нового Завета, том 10; п. 89; Брилл.
  151. ^ Ликона, Майкл Р. (2010). Воскресение Иисуса . п. 582.
  152. ^ Фанк, Роберт В. (1998). Деяния Иисуса: В поисках подлинных деяний Иисуса . Книга издательства Полбридж Пресс из Харпера, Сан-Франциско. ISBN  0-06-062978-9 .
  153. ^ «Иисус Христос». Британская энциклопедия 2007. Британская энциклопедия Интернет. 10 января 2007 год
  154. ^ МакГрю, Тимоти, «Чудеса», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2015 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), http://plato.stanford.edu/entries/miracles/
    Флю, Энтони, 1966, Бог и философия , Лондон: Хатчинсон.
    Эрман, Барт Д., 2003, Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания , 3-е изд., Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
    Брэдли, Фрэнсис Герберт, 1874 г., «Предпосылки критической истории», в Сборнике эссе , том. 1, Оксфорд, Clarendon Press, 1935.
    Вывод МакГрю: историки работают в методологическом натурализме , который не позволяет им признавать чудеса как объективные исторические факты (Flew 1966: 146; ср. Bradley 1874/1935; Ehrman 2003: 229).
  155. ^ Мейер 1994 т. 2 гл. 17; Ehrman 1999, стр. 197, 227–228 «Как я уже указывал, историк не может сказать, что демоны — настоящие живые сверхъестественные духи, вторгающиеся в человеческие тела — на самом деле были изгнаны из людей, потому что сделать это означало бы выйти за пределы границ». навязывается историку историческим методом, поскольку для этого потребуется система религиозных убеждений, включающая сверхъестественную сферу за пределами компетенции историка».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 396be028b42c0832620d5a4da2e71161__1701752520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/61/396be028b42c0832620d5a4da2e71161.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scholarly interpretation of Gospel elements - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)