Религиозное заблуждение
![]() | Примеры и перспективы в этой статье касаются в первую очередь западной культуры и не отражают мировой взгляд на эту тему . ( Апрель 2020 г. ) |
Религиозное заблуждение определяется как заблуждение или устойчивое убеждение, не поддающееся изменению в свете противоречивых доказательств, затрагивающих религиозные темы или предметы. [1] [2] Религиозная вера , между тем, определяется как вера в религиозную доктрину или высшую силу при отсутствии доказательств. [3] [4] Психологи, ученые и философы спорят о различии между ними, которое является субъективным и культурным. [1] [5]
Определение
[ редактировать ]Лица, испытывающие религиозные заблуждения, озабочены религиозными предметами, которые не соответствуют ожидаемым убеждениям человека, включая культуру, образование и известный религиозный опыт. [6] Эти озабоченности не соответствуют настроению субъекта . Под это определение также подпадают бредовые идеи, возникающие при психотической депрессии ; однако они должны присутствовать в рамках серьезного депрессивного эпизода и соответствовать настроению. [7] [8] [9] Некоторые психологи охарактеризовали всю или почти всю религию как заблуждение. [1] [5]
Исследователи в исследовании 2000 года обнаружили, что религиозные заблуждения не связаны с каким-либо конкретным набором диагностических критериев, но коррелируют с демографическими критериями, в первую очередь с возрастом. [10] В сравнительном исследовании, в котором приняли участие 313 пациентов, было обнаружено, что люди с религиозным бредом были старше, их поместили на режим приема лекарств или начали программу лечения на более ранней стадии. В контексте презентации их общее функционирование оказалось хуже, чем у другой группы пациентов без религиозного бреда. Первая группа также набрала более высокие баллы по шкале оценки положительных симптомов (SAPS). [11] имел больший результат по Краткой психиатрической рейтинговой шкале (BPRS), [12] получали большее среднее количество нейролептиков разных типов. и во время госпитализации [10]
В 2007 году было обнаружено, что религиозные заблуждения тесно коррелируют с «височно-лимбической гиперактивностью». [13] мозга Это состояние, при котором нарушения в лимбической системе могут проявляться как симптомы параноидальной шизофрении . [14] [15]
В исследовании 2010 года швейцарские психиатры обнаружили религиозные заблуждения на темы духовного преследования со стороны злонамеренных духовных сущностей, контроля над человеком со стороны духовных сущностей, бредового переживания греха и вины или мании величия . [9]
Религиозные заблуждения обычно оказываются менее стрессовыми, чем другие типы заблуждений . [10] Исследование показало, что приверженцы новых религиозных движений имеют такое же бредовое мышление, как и психотическая группа, хотя первые сообщали, что чувствуют себя менее расстроенными своими переживаниями, чем вторые. [16]
История
[ редактировать ]Необычное поведение традиционно рассматривалось как одержимость демонами . [17] Эти эпизоды, хотя и полностью отвергаются современной психиатрией, [18] оцениваются врачами только так, чтобы они соответствовали безопасности программы лечения.
В 1983 году предположения о том, что религиозные шаманы руководствуются бредом и что их поведение напоминает поведение больных шизофренией, были признаны неверными. [19]
В эссе 1937 года Зигмунд Фрейд заявил, что считает веру в единого бога заблуждением. [1] тем самым расширяя свой комментарий 1907 года о том, что религия является показателем навязчивого невроза. [20] [21] Его мысли, определяющие «заблуждение», возможно, выкристаллизовались из представления о религиозных формулировках обычного человека ( около 1927 г.) как «явно инфантильного, чуждого реальности»; [22] примерно в том же году он также заявил, что религия «содержит систему желаемых иллюзий вместе с отрицанием реальности, которую мы в изолированной форме не находим нигде, кроме аменции, в состоянии блаженного галлюцинаторного замешательства». [23]
Распространенность
[ редактировать ]Примеры исследования, проведенного в Литве с участием 295 человек , показали, что наиболее распространенными религиозными заблуждениями были мысли о святости (у женщин) и о Боге (у мужчин). [24]
В одном исследовании из 193 человек, которые ранее были госпитализированы и которым впоследствии был поставлен диагноз шизофрения, у 24% было обнаружено религиозное заблуждение. [25]
Исследование 1999 года показало, что религиозные заблуждения часто присутствовали или выражались у лиц, судебно-медицинской экспертизы. помещенных в психиатрическое отделение для [26] [9]
Исторические личности
[ редактировать ]Исследователи обсуждали, могли ли исторические личности иметь религиозные заблуждения.
Библейский
[ редактировать ]Хотя многие исследователи привели доказательства положительной роли, которую религия играет в здоровье, другие показали, что религиозные практики и переживания могут быть связаны с психическими заболеваниями различного рода ( расстройства настроения , расстройства личности , психические расстройства ). В 2011 году группа психиатров , поведенческих психологов , неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором предположила разработку новой диагностической категории психических расстройств, связанных с религиозным бредом и гиперрелигиозностью . [27]
Они сравнили мысли и поведение важнейших фигур Библии ( Авраама , Моисея , Иисуса Христа и Павла ). [27] с пациентами, страдающими психическими расстройствами, относящимися к психотическому спектру, с использованием различных кластеров расстройств и диагностических критериев ( DSM-IV-TR ), [27] и пришел к выводу, что эти библейские персонажи «могли иметь психотические симптомы, которые послужили вдохновением для их откровений». [27] такие как шизофрения , шизоаффективное расстройство , маниакальная депрессия , бредовое расстройство , мания величия , слухо - зрительные галлюцинации , паранойя , синдром Гешвинда (особенно Пола) и аномальные переживания, связанные с височной эпилепсией (ВЛЭ). [27]
В 1998–2000 поляк Лешек Новак (1962 г.р.) [28] из Познани написал исследование, в котором, основываясь на своей собственной истории религиозных заблуждений о миссии и сверхценных идеях, а также информации, изложенной в Евангелиях, предпринял попытку реконструировать психику Иисуса с точки зрения Иисуса как апокалиптического пророка . [29] Делает он это в главах, содержащих последовательно анализ черт характера «спасителя человечества», описание возможного хода событий периода общественной деятельности Иисуса, натуралистическое объяснение его чудес . [30]
Исторический
[ редактировать ]Религиозный опыт общения с небесными или божественными существами можно интерпретировать как испытание веры. Примером таких является Жанна д’Арк , «Пюсель Орлеанская» , [31] который сплотил французские войска в конце Столетней войны .
Дэниел Пауль Шребер является примером предполагаемого религиозного бреда, возникающего в развитом состоянии психоза. [32] Шребер был успешным и весьма уважаемым немецким судьей до среднего возраста, когда он пришел к убеждению, что Бог превращает его в женщину. Две из трёх его болезней (1884–1885 и 1893–1902) описаны в его книге «Воспоминания о моей нервной болезни» (оригинальное немецкое название Denkwürdigkeiten eines Nervenkranken ), [33] которая стала влиятельной книгой в истории психиатрии и психоанализа благодаря ее интерпретации Зигмундом Фрейдом . [34]
Исследования Гарвардской медицинской школы также сосредоточились на моделях психопатологии социальных . [27] анализ новых религиозных движений и харизматических лидеров культов, таких как Дэвид Кореш , лидер Давидианской ветви , [27] и Маршалл Эпплуайт , основатель культа Небесных Врат . [27] Исследователи пришли к выводу, что «если считать, что Дэвид Кореш и Маршалл Эпплвайт обладают убеждениями психотического спектра, то предпосылка становится несостоятельной, что диагноз психоза должен жестко основываться на неспособности поддерживать социальную группу. Появляется подгруппа людей с психотическими симптомами. [sic] способны формировать интенсивные социальные связи и сообщества, несмотря на крайне искаженное представление о реальности. Существование более социально функционирующей подгруппы людей с симптомами психотического типа подтверждается исследованиями, показывающими, что психотические переживания, включая как странные, так и странные. Непричудливые убеждения, подобные бреду, часто встречаются среди населения в целом. Это подтверждает идею о том, что психотические симптомы, вероятно, лежат в континууме». [27]
Слуховые галлюцинации и преступность
[ редактировать ]Человек может слышать сообщения небесных или божественных существ, вынуждающие его совершать акты насилия . Некоторые ссылаются на случай с еврейским патриархом Авраамом . [35] которому Бог повелел принести в жертву своего сына Исаака . Однако, когда Авраам был готов действовать в соответствии с этим, Бог сообщил ему, что это всего лишь испытание веры, и запретил любые человеческие жертвоприношения.
В наше время к лицам, у которых установлено, что они испытали слуховые галлюцинации, относятся те, кто слышит голоса, инструктирующие или побуждающие их совершить насильственные действия. Эти слуховые переживания классифицируются психиатрами как командные галлюцинации . [36] Сообщается, что лица, намеревающиеся совершить убийство, слышат голоса религиозных существ, таких как Бог , [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] ангелы , [45] или Дьявол . [46]
Томас Сас критикует концепцию религиозных слуховых галлюцинаций: те, кто слышат голос Бога, говорящий с ними, страдают шизофренией, а те, кто разговаривает с Богом, но не слышит ответа, просто молятся . [47]
См. также
[ редактировать ]- Креационизм
- Критика религии
- комплекс Бога
- Бог-обман
- Иерусалимский синдром
- Комплекс Мессии
- Религия и шизофрения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейд, Зигмунд (1939). Моисей и монотеизм . Перевод Джонса, Кэтрин. Хогарт Пресс. , цитируется в: Симс А. Является ли вера заблуждением? (PDF) , Королевский колледж психиатров , заархивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2017 г. , получено 25 декабря 2013 г. [ нужна проверка ]
- ^ Спитцер, Манфред (1990). «Об определении заблуждений». Комплексная психиатрия . 31 (5): 377–97. дои : 10.1016/0010-440X(90)90023-L . ПМИД 2225797 .
- ^ Рассел, Бертран. «Излечит ли религиозная вера наши проблемы?» . Человеческое общество в этике и политике . Глава 7. Часть 2. Проверено 16 августа 2009 г.
- ^ Сравнивать: "Вера" . Словарь.com . Словарь.com, ООО. 2018 . Проверено 1 мая 2018 г.
вера... существительное... 3. вера в Бога или в доктрины или учения религии...
- ^ Перейти обратно: а б Маккей, Райан (2004). «Галлюцинации Бога? Когнитивная нейропсихиатрия религиозных убеждений и опыта» . Эволюция и познание . 10 (1): 114–25.
- ^ Сааведра, Хавьер (2 января 2014 г.). «Функция и значение религиозных заблуждений: теоретическая дискуссия на основе тематического исследования» . Психическое здоровье, религия и культура . 17 (1): 39–51. дои : 10.1080/13674676.2012.745493 . ISSN 1367-4676 . S2CID 145357885 .
- ^ Либерман, Джеффри А.; Строуп, Т. Скотт; Перкинс, Диана О. (2006). Американский психиатрический издательский учебник по шизофрении . Американское психиатрическое издание. п. 199 . ISBN 978-1-58562-646-5 .
- ^ Ияссу, Робель; Джолли, Сюзанна; Беббингтон, Пол; Данн, Грэм; Эмсли, Ричард; Фриман, Дэниел; Фаулер, Дэвид; Харди, Эми; Уоллер, Хелен; Койперс, Элизабет; Гарети, Филиппа (2014). «Психологическая характеристика религиозных заблуждений» . Социальная психиатрия и психиатрическая эпидемиология . 49 (7): 1051–1061. дои : 10.1007/s00127-013-0811-y . ISSN 0933-7954 . ПМК 4173112 . ПМИД 24379014 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мор, Сильвия; Боррас, Лоуренс; Бетриси, Карин; Пьер-Ив, Брандт; Жильерон, Кристиана; Югеле, Филипп (июнь 2010 г.). «Бреды религиозного содержания у пациентов с психозом: как они взаимодействуют с духовным преодолением трудностей» . Психиатрия: межличностные и биологические процессы . 73 (2): 158–172. дои : 10.1521/psyc.2010.73.2.158 . ISSN 0033-2747 .
- ^ Перейти обратно: а б с Раджа, М.; Аццони, А.; Любич, Л. (2000). «Религиозное заблуждение: обсервационное исследование религиозного заблуждения среди 313 больных психиатрических стационаров» (PDF) . Швейцерский архив неврологии и психиатрии . 151 (1): 22–9. дои : 10.4414/санп.2000.01136 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2012 г.
- ^ Андреасен, Нэнси К. (2007). «Шкала оценки положительных симптомов» (PDF) . Психиатрическая университетская больница Цюриха . Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2013 г. Проверено 30 января 2012 г.
- ^ «Краткая психиатрическая рейтинговая шкала (BPRS)» (PDF) . Колледж общественного здравоохранения Университета Айовы . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2012 г. Проверено 30 января 2012 г.
- ^ Нг, Фелисити; Королевский колледж психиатров Австралии и Новой Зеландии (2007 г.). «Взаимодействие между религией и психозом». Австралазийская психиатрия . 15 (1): 62–66. дои : 10.1080/10398560601083118 . ПМИД 17464638 . S2CID 22763737 .
- ^ Казанова, Мануэль Ф. (1997). «Теория темпоролимбической системы параноидальной шизофрении» . Бюллетень шизофрении . 23 (3): 513–515. дои : 10.1093/schbul/23.3.513 . ПМИД 9327514 .
- ^ Пьеткевич, Игорь Дж.; Клосиньска, Уршула; Томальский, Радослав (2021). «Бред владения и религиозное преодоление при шизофрении: качественное исследование четырех случаев» . Границы в психологии . 12 . дои : 10.3389/fpsyg.2021.628925 . ISSN 1664-1078 . ПМК 8017190 . ПМИД 33815215 .
- ^ Питерс, Эммануэль; Дэй, Саманта; Маккенна, Жаклин; Орбах, Гилли (1999). «Бредовые идеи у религиозных и психотических групп». Британский журнал клинической психологии . 38 (1): 83–96. дои : 10.1348/014466599162683 . ПМИД 10212739 .
- ^ Вуден, Синди (2005). «Настоящая одержимость дьяволом не так уж и распространена, - говорят на уроке экзорцисты» . Католическая служба новостей . Архивировано из оригинала 19 февраля 2005 г. Проверено 23 января 2012 г.
- ^ Пек, М. Скотт (4 января 2005 г.). Взгляд на дьявола: личные рассказы психиатра об одержимости, экзорцизме и искуплении . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-5467-0 .
- ^ Нолл, Ричард (1983). «Шаманизм и шизофрения: государственный подход к« метафоре шизофрении »шаманских состояний» . Американский этнолог . 10 (3): 443–459. дои : 10.1525/ae.1983.10.3.02a00030 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1907). «Религия как невроз навязчивости» . Музей Фрейда . Архивировано из оригинала 14 мая 2009 г. Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Дейн, С. (2004). «Работа с пациентами с религиозными убеждениями» . Достижения в психиатрическом лечении . 10 (4): 287–294. дои : 10.1192/апт.10.4.287 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1931). «Религия как массовое заблуждение» . Музей Фрейда. Архивировано из оригинала 14 мая 2009 г. Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Фрейд, Зигмунд (1927). Будущее иллюзии . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-00831-9 . ОСЛК 20479722 . цитируется в: Кениг, Гарольд Г. (2007). «Религия, духовность и психотические расстройства» . Revista de Psiquiatria Clinica . 34 : 95–104. дои : 10.1590/S0101-60832007000700013 .
- ^ Рудалевичене, П; Стомпе, Т; Нарбековас, А; Раскаускене, Н.; Буневичюс, Р. (2008). «Связаны ли религиозные заблуждения с религиозностью при шизофрении?» . Медицина . 44 (7): 529–35. дои : 10.3390/medicina44070068 . ПМИД 18695349 .
- ^ Сиддл, Рональд; Хэддок, Джиллиан; Тарье, Николас; Фарагер, Э. Брайан (2002). «Религиозные заблуждения у больных, поступивших в больницу с шизофренией». Социальная психиатрия и психиатрическая эпидемиология . 37 (3): 130–8. дои : 10.1007/s001270200005 . ПМИД 11990010 . S2CID 8949296 .
- ^ Кунст, Дженнифер Л. (1999). «Понимание религиозных представлений судебно-медицинских пациентов». Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение . 36 (3): 287–297. дои : 10.1037/h0087835 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мюррей, Эван Д.; Каннингем, Майлз Г.; Прайс, Брюс Х. (сентябрь 2011 г.). «Рассмотрение роли психотических расстройств в истории религии». Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 24 (4): 410–426. дои : 10.1176/appi.neuropsych.11090214 . ISSN 1545-7222 . ПМИД 23224447 . S2CID 207654711 .
- ^ Не путать с польским философом и юристом Лешеком Новаком (1943–2009), также из Познани.
- ^ Новак, Лешек. « Великая ошибка и разочарование раннего христианства». dobre.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 01 февраля 2016 г.
- ^ Новак, Лешек. « Частный сайт Лешека Новака». dobre.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 19 января 2016 г.
- ^ Грошель, отец Бенедикт Дж. (1993). Тихий, тихий голос: Практическое руководство по сообщению об откровениях . Игнатиус Пресс. стр. 52–53 . ISBN 978-0-89870-436-5 .
- ^ Корвелейн, Йозеф (2009). «Религиозное заблуждение при психозе и истерии». В Бельзене, Дж. А. (ред.). Изменение научного изучения религии: помимо Фрейда? . Спрингер. ISBN 978-90-481-2540-1 .
- ^ Шребер, Дэниел Пауль (1903). Воспоминания о моей нервной болезни . Нью-Йорк: Нью-Йоркский обзор книг, 2000. ISBN. 978-0-940322-20-2 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1911). Дело Шребера . Перевод Уэббера, Эндрю. Колин Маккейб . Нью-Йорк: Классическая психология пингвинов, 2003. ISBN. 978-0-14-243742-1 .
- ^ Кац, Клэр Элиз (2001). «Голос Бога и Лик Другого: Левинас, Кьеркегор и Авраам» . Журнал текстового рассуждения . 10 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2013 г.
- ^ Шойер, Ф; Маккиннон, А; Фархолл, Дж; Симс, Э; Блейни, С; Ярдли, П; Дейли, М; Маллен, П; Кополов, Д (2008). «Действие на вредные командные галлюцинации при психотических расстройствах: интегративный подход». Журнал нервных и психических заболеваний . 196 (5): 390–8. дои : 10.1097/NMD.0b013e318171093b . hdl : 1885/37133 . ПМИД 18477881 . S2CID 205880957 .
- ^ Гейнс, Джеймс (9 марта 1987 г.). «Марк Чепмен. Часть III: Убийца берет свое падение» . Люди . Том. 27, нет. 10.
- ^ «Папа: Бог велел мне убить сына» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 12 февраля 2009 г.
- ^ «Человек говорит, что убил своего сына, потому что Бог сказал ему это» . Текущий . 15 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 г.
- ^ Ватис, Ким; Нельс, Дженель (14 апреля 2010 г.). « Аллах велел ему убить свою семью» . NBC Чикаго .
- ^ Гамиз-младший, Мануэль (30 ноября 2010 г.). «Подозреваемый в убийстве в Аллентауне говорит, что Бог приказал ему убивать» . Утренний звонок .
- ^ Паксли, Чинта (4 марта 2009 г.). « Бог велел человеку убить пассажира автобуса» . Торонто Стар . Канадская пресса . Проверено 23 января 2012 г.
- ^ Кориелл, Лиза (28 февраля 2011 г.). «Назначен новый суд над человеком из Моррисвилля, который говорит, что Бог велел ему убивать» . Нью-Джерси Таймс .
- ^ Спото, Мэриэнн (3 марта 2011 г.). «Человек, который говорит, что Бог велел ему убить девушку, предстает перед новым судом» . Этика Ежедневно .
- ^ Петри, Андреа (22 июля 2010 г.). «Шизофреник зарезал бабушку, «услышав голос ангела» » . Возраст . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ ЛаКаприя, К. (28 июля 2009 г.). «Ужасно: мать убивает и ест ребенка в Техасе» . Новости Инквизитора . Проверено 23 января 2012 г.
- ^ «Профессор Томас Сас о шизофрении как болезни» . Международная гражданская комиссия по правам человека . 28 июля 2010 г. Проверено 23 января 2012 г.