Jump to content

Эксский собор

Координаты : 43 ° 31'55 "N 5 ° 26'50" E  /  43,53194 ° N 5,44722 ° E  / 43,53194; 5,44722
Эксский собор
Собор Сен-Совер в Экс-ан-Провансе
Эксский собор
Религия
Принадлежность Римско-католический
Провинция Архиепископия Экс-ан-Прованса и Арля
Церковный или организационный статус Кафедральный собор
Статус Активный
Расположение
Расположение Экс-ан-Прованс , Франция
Географические координаты 43 ° 31'55 "N 5 ° 26'50" E  /  43,53194 ° N 5,44722 ° E  / 43,53194; 5,44722
Архитектура
Тип церковь
Стиль романский , готический
Новаторский 12 век
Завершенный 16 век
Технические характеристики
Длина 70 метров (230 футов)
Ширина 46 метров (151 фут)
Веб-сайт
Официальный сайт собора

Экс римско - католическая на юге -ан-Прованс Франции и церковь Экс резиденция архиепископа -ан-Прованса и Арля . Собор построен на месте римского форума Экса I века. Построенный и перестроенный с 12 по 19 века, он включает в себя элементы романского , готического и неоготического стиля , а также римские колонны и части баптистерия христианской церкви 6-го века. Это национальный памятник Франции.

Происхождение собора

[ редактировать ]

Собор расположен на маршруте римской дороги Виа Аурелия . Фрагмент римской стены и колонны баптистерия, по-видимому, являются источником легенды о том, что церковь была построена на вершине римского храма, посвященного Аполлону . Историк Схоластик Питтон (1668 г.) утверждал, что храм был посвящен богу Солнца, основывая свое утверждение на обнаружении на этом месте ноги статуи. [1]

Согласно христианской традиции, первая церковь на этом месте была основана святым Максимином Эксским , который прибыл в Прованс из Вифании , деревни недалеко от Иерусалима , вместе с Марией Магдалиной на лодке, принадлежавшей Лазарю . Максимин построил на месте нынешнего собора скромную часовню и посвятил ее Святому Спасителю ( le Saint Sauveur ).

Во время вторжения сарацин в VIII и IX веках первоначальная часовня Сен-Совер была разрушена.

Строительство собора

[ редактировать ]
Статуя Святого Петра в монастыре собора

Около 500 года при епископе Василии на вершине старого римского форума была построена группа епископских зданий, включающая часовню, баптистерий и несколько других помещений. [2]

В начале XII века на том же месте была начата новая церковь с романскими стенами, несущими три пролета широкого одного нефа, составляющая приходскую церковь, посвященную Деве Марии ( Нотр-Дам-де-ла-Сед ).

Второй неф, посвященный святому Максимину, был построен примерно в 1165–1177 годах как церковь каноников , располагавшаяся между первым нефом и баптистерием. Хор этой церкви заканчивался плоской стеной- шеве , которая соединялась дверью с Сент-Шапелью, частью первоначальных епископских построек VI века. Часовня была перестроена в 12 веке, а когда был добавлен готический неф, она была включена в состав собора и стала молельней Спасителя. Он был разрушен в 1808 году.

В конце XII и начале XIII веков Экс стал столицей Прованса, а население и значение города быстро росли. Начали поступать религиозные заказы; сначала францисканцы кармелиты , затем доминиканцы , . и августинцы , строящие новые церкви, монастыри и женские монастыри

Всплеск строительства собора совпал с ростом значения Экса. Строительство двух новых крыльев трансепта в готическом стиле было начато примерно в 1285–1290 годах и закончено в 1316 году. Один за другим старая романская церковь превращалась в готический собор.

Строительство новой церкви было прервано Черной смертью , а затем и Столетней войной . Работы не возобновлялись 130 лет, до 1472 года, когда была построена последняя бухта. На возведение фасада ушло еще тридцать лет, а последние статуи были установлены только в 1513 году, в начале эпохи Возрождения .

Фасад и колокольня

[ редактировать ]
Интерьер собора Экса

Первоначальный романский фасад нефа Святой Марии был разрушен в 15 веке и заменен новым готическим фасадом и колокольней.

Фасад украшен четырьмя статуями работы Жана Моне, выполненными в 1512–1513 годах, на среднем уровне: Святой Митры (несущий голову); Святая Мария Магдалина (несёт флакон духов); мальчик-епископ Сент- Луис Тулузский (ум. 1297), брат Роберта Неаполитанского , графа Прованса (1309–1343); и другой святой Людовик , король Франции Людовик IX (ум. 1270), его двоюродный дедушка.

Жакотен Папрош из Пикардии десять маленьких пророков и двадцать херувимов изваял на фасаде (1484 г.). Пьер Суке создал две статуи на верхнем уровне, изображающие первых двух епископов Экса, традиционно называемых Максимином и Сидонием.

Центральным элементом фасада является картина «Святой Михаил, сокрушающий дракона» (1507 г.) работы Жана Помье из Бургундии .

Фасад первоначально также включал двенадцать статуй апостолов и шесть статуй на тимпане , которые были разрушены во время Французской революции .

Резные двери

[ редактировать ]
Фотография 1949 года, на которой показаны открытые двери.
Портал собора Экса

Двери собора были заказаны капитулом в 1505 году и были вырезаны из орехового дерева братьями Раймоном и Жаном Боли из Экса и тулонским скульптором Жаном Гираманом.

На дверях изображены четыре горельефные фигуры главных пророков Ветхого Завета ( Исайи , Иезекииля , Даниила и Иеремии ).

Над пророками расположены фигуры двенадцати Сивилл , языческих гадалок из древности, почитаемых средневековыми христианскими учеными за предсказание рождения, смерти и воскресения Христа.

Фигуры обрамлены гирляндами из гранатов и желудей, гроздьями винограда, символами Евхаристии, львом, драконом и другими фантастическими животными: холодцем (еще один вид дракона) и василиском , петухом с хвостом змеи. , олицетворяющий битву между добром и злом. [3]

Баптистерий

[ редактировать ]
Баптистерий собора Экса (6 век). Колонны, вероятно, принадлежат римскому храму, стоявшему на том же месте.

Баптистерий был построен в начале VI века, примерно в то же время, что и аналогичные баптистерии в соборе Фрежюс и соборе Рие в Провансе, в Альбенге в Лигурии и в Джемиле в Алжире . От этого периода сохранились только восьмиугольный купальня и нижняя часть стен. Остальные стены и купол были перестроены в эпоху Возрождения. Через смотровое отверстие в полу видны основания портиков римского форума под баптистерием.

Монастырь

[ редактировать ]
Баптистерий, вид со стороны монастыря

Монастырь использовался канониками , священниками, которые служили епископу и управляли церковным имуществом. Он был построен в конце XII века, в то время, когда каноникам приходилось вести более строгую и монашескую общинную жизнь.

Монастырь был построен на старой римской площади, датируемой I веком нашей эры. Галереи были деревянными, а не сводчатыми, поэтому пары колонн в поддерживающих их аркадах стройны и изящны.

Четыре колонны по углам монастыря украшены резьбой с символами четырех евангелистов: ангела св. Матфея ; лев для Святого Марка ; бык для святого Луки ; и орел для Святого Иоанна .

Капители колонн на западе и севере украшены сценами из Нового Завета и Ветхого Завета, а также статуей Святого Петра . Мраморная плита в западной галерее, надпись на которой стерлась, может быть могилой Василия, епископа Экса в 500 году и строителя первого собора. [4]

Готический хор (12 век)

Небольшой орган был установлен сбоку на трибуне канонического хора над партером примерно в 1513 году. Он был построен братом Пьером Перрини, с сундуком Жана Гирамана и ставнями, расписанными Жаном де Труа. В 1612 году напротив маленького органа был установлен орган большего размера работы органальщика Пьера Маршана. В 1750 году этот орган был заменен нынешним «зелено-золотым органом», построенным между 1743 и 1746 годами братом Жаном-Эспри Иснаром , доминиканцем из монастыря Тараскон , который построил несколько других известных органов в Провансе, в том числе в базилика Сен-Максимен. Для симметрии на противоположной стороне, где находился маленький орган, был построен идентичный, но фальшивый ящик для органов. Новый орган был реконструирован внутри оригинальной грудной клетки в 1855 году и восстановлен в 1867 и 1983 годах.

Неоготический декор

[ редактировать ]

В период с 1857 по 1862 год к нефу были добавлены расписные и скульптурные неоготические украшения. Работу выполнил Ревуаль, архитектор епархии, который был в контакте с Виолле-ле-Дюком и его партнерами по вопросам реставрации Сент-Шапель. в Париже это происходило примерно в то же время. Другое украшение XIX века — главный алтарь с двумя ангелами из позолоченного дерева, выполненный в стиле ампир (1805 г.).

Произведения искусства в соборе

[ редактировать ]
Триптих «Неопалимая купина» , Николя Фроман
Боковые панели триптиха: король Рене (слева) и королева Жанна (справа).

Самым известным произведением искусства в соборе является Триптих «Неопалимая Купина» Николя Фромана . Другие включают:

  • Христос на Кресте со Скорбящей Девой, Святым Петром и Святым Антуаном (1640 г.), картина Жана Даре ( отец ), в часовне Святого Сердца;
  • «Тайная вечеря » (1668 г.) работы Жана Даре ( fils ), в южной части трансепта;
  • «Неверие святого Фомы » работы фламандского художника Луи Финсона (1613 г.) в нижней части готического нефа;
  • Комплект из семнадцати гобеленов с изображением жизни Христа, купленный капитулом в 1656 году благодаря наследству архиепископа Мишеля Мазарини . Гобелены были среди двадцати шести, первоначально сотканных в 1511 году для Кентерберийского собора в Англии, и украшали тамошний хор до 1642 года, когда их сняли во время гражданской войны в Англии . Они пробились в Париж, где были куплены капитулом и помещены в хор собора. Гобелены были украдены во время Французской революции, но выкуплены архиепископом Экс-ан-Прованса и Арля. В 1977 году первые девять гобеленов были украдены и не найдены.

Алтарь семьи Айгоси

[ редактировать ]
Алтарь семьи Айгоси

Этот каменный алтарь, первоначально установленный в церкви кармелитов в Эксе, был помещен в соборе в 1823 году. На левой стороне надпись: «Анна, славная мать Девы Марии, почитается в нынешней капелле. Благородный мужчина Урбан Айгоси обнажил здесь вершину любви. В нынешнем 1470 году Господнем часовня будет завершена по милости Божией, 28 января. ("В этой часовне почитается Анна, славная мать Девы Марии. Дворянин Урбен Айгоси проявляет здесь высшую любовь. В год Господень 1470 часовня закончена, по милости Божией, 28 января. .")

Этот памятник состоит из:

  • алтарь, увенчанный ложной скинией, с гербом Урбена Айгоси (или Айгоси) по краю;
  • скиния, украшенная фигурой Христа с надписью «Смотри, смертный, это тебе принесена такая жертва»;
  • с каменный ретабло шестью фигурами: Святая Анна с Девой Марией , держащей на руках младенца Иисуса; Святой Морис в доспехах XV века; Святая Маргарита Антиохийская с драконом; и Христос на Кресте. Статуи Богородицы и Святого Иоанна , которые также когда-то были частью этого алтаря, выставлены в Музее Гране. Скульптор алтаря Одине Стефани был родом из Камбре и работал в Эксе и его регионе между 1446 и 1476 годами.

Эксский собор в художественной литературе

[ редактировать ]

Собор Экс играет важную роль в романе Эмиля Золя «Покорение Плассана» (1874), где он упоминается как Сен-Сатурнен.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ж.-С. Питтон, Анналы святой церкви Экса , Лион, 1668 г.
  2. Путеводитель по собору Сен-Совер в Экс-ан-Провансе , автор: Пьер Кост, Гильдия Роллинза, Жан Гийон и Люсьен Риве, Эдисуд, Cathédrale Vivante, август 2006 г.
  3. ^ Путеводитель , с. 19
  4. ^ Путеводитель , с. 14
  • Буяла д'Арно, Андре, 1964: Воспоминание о старом Экс-ан-Провансе . Издания de Minuit.
  • Косте, Пьер и др. , 1982, 1988: Собор Сен-Совер в Экс-ан-Провансе . Эдисуд: Экс-ан-Прованс.
  • Питтон, Ж.-С., 1668: Анналы святой церкви Экса . Лион.
  • Ру-Альферан, Амбруаз , 1846: Улицы Экса .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25c983f6fca85edb25703d55b96a8387__1711535460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/87/25c983f6fca85edb25703d55b96a8387.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aix Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)