Эксский собор
Эксский собор Собор Сен-Совер в Экс-ан-Провансе | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Провинция | Архиепископия Экс-ан-Прованса и Арля |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Экс-ан-Прованс , Франция |
Географические координаты | 43 ° 31'55 "N 5 ° 26'50" E / 43,53194 ° N 5,44722 ° E |
Архитектура | |
Тип | церковь |
Стиль | романский , готический |
Новаторский | 12 век |
Завершенный | 16 век |
Технические характеристики | |
Длина | 70 метров (230 футов) |
Ширина | 46 метров (151 фут) |
Веб-сайт | |
Официальный сайт собора |
Экс римско - католическая на юге -ан-Прованс Франции — и церковь Экс резиденция архиепископа -ан-Прованса и Арля . Собор построен на месте римского форума Экса I века. Построенный и перестроенный с 12 по 19 века, он включает в себя элементы романского , готического и неоготического стиля , а также римские колонны и части баптистерия христианской церкви 6-го века. Это национальный памятник Франции.
Происхождение собора
[ редактировать ]Собор расположен на маршруте римской дороги Виа Аурелия . Фрагмент римской стены и колонны баптистерия, по-видимому, являются источником легенды о том, что церковь была построена на вершине римского храма, посвященного Аполлону . Историк Схоластик Питтон (1668 г.) утверждал, что храм был посвящен богу Солнца, основывая свое утверждение на обнаружении на этом месте ноги статуи. [1]
Согласно христианской традиции, первая церковь на этом месте была основана святым Максимином Эксским , который прибыл в Прованс из Вифании , деревни недалеко от Иерусалима , вместе с Марией Магдалиной на лодке, принадлежавшей Лазарю . Максимин построил на месте нынешнего собора скромную часовню и посвятил ее Святому Спасителю ( le Saint Sauveur ).
Во время вторжения сарацин в VIII и IX веках первоначальная часовня Сен-Совер была разрушена.
Строительство собора
[ редактировать ]Около 500 года при епископе Василии на вершине старого римского форума была построена группа епископских зданий, включающая часовню, баптистерий и несколько других помещений. [2]
В начале XII века на том же месте была начата новая церковь с романскими стенами, несущими три пролета широкого одного нефа, составляющая приходскую церковь, посвященную Деве Марии ( Нотр-Дам-де-ла-Сед ).
Второй неф, посвященный святому Максимину, был построен примерно в 1165–1177 годах как церковь каноников , располагавшаяся между первым нефом и баптистерием. Хор этой церкви заканчивался плоской стеной- шеве , которая соединялась дверью с Сент-Шапелью, частью первоначальных епископских построек VI века. Часовня была перестроена в 12 веке, а когда был добавлен готический неф, она была включена в состав собора и стала молельней Спасителя. Он был разрушен в 1808 году.
В конце XII и начале XIII веков Экс стал столицей Прованса, а население и значение города быстро росли. Начали поступать религиозные заказы; сначала францисканцы кармелиты , затем доминиканцы , . и августинцы , строящие новые церкви, монастыри и женские монастыри
Всплеск строительства собора совпал с ростом значения Экса. Строительство двух новых крыльев трансепта в готическом стиле было начато примерно в 1285–1290 годах и закончено в 1316 году. Один за другим старая романская церковь превращалась в готический собор.
Строительство новой церкви было прервано Черной смертью , а затем и Столетней войной . Работы не возобновлялись 130 лет, до 1472 года, когда была построена последняя бухта. На возведение фасада ушло еще тридцать лет, а последние статуи были установлены только в 1513 году, в начале эпохи Возрождения .
Фасад и колокольня
[ редактировать ]Первоначальный романский фасад нефа Святой Марии был разрушен в 15 веке и заменен новым готическим фасадом и колокольней.
Фасад украшен четырьмя статуями работы Жана Моне, выполненными в 1512–1513 годах, на среднем уровне: Святой Митры (несущий голову); Святая Мария Магдалина (несёт флакон духов); мальчик-епископ Сент- Луис Тулузский (ум. 1297), брат Роберта Неаполитанского , графа Прованса (1309–1343); и другой святой Людовик , король Франции Людовик IX (ум. 1270), его двоюродный дедушка.
Жакотен Папрош из Пикардии десять маленьких пророков и двадцать херувимов изваял на фасаде (1484 г.). Пьер Суке создал две статуи на верхнем уровне, изображающие первых двух епископов Экса, традиционно называемых Максимином и Сидонием.
Центральным элементом фасада является картина «Святой Михаил, сокрушающий дракона» (1507 г.) работы Жана Помье из Бургундии .
Фасад первоначально также включал двенадцать статуй апостолов и шесть статуй на тимпане , которые были разрушены во время Французской революции .
Резные двери
[ редактировать ]Двери собора были заказаны капитулом в 1505 году и были вырезаны из орехового дерева братьями Раймоном и Жаном Боли из Экса и тулонским скульптором Жаном Гираманом.
На дверях изображены четыре горельефные фигуры главных пророков Ветхого Завета ( Исайи , Иезекииля , Даниила и Иеремии ).
Над пророками расположены фигуры двенадцати Сивилл , языческих гадалок из древности, почитаемых средневековыми христианскими учеными за предсказание рождения, смерти и воскресения Христа.
Фигуры обрамлены гирляндами из гранатов и желудей, гроздьями винограда, символами Евхаристии, львом, драконом и другими фантастическими животными: холодцем (еще один вид дракона) и василиском , петухом с хвостом змеи. , олицетворяющий битву между добром и злом. [3]
Баптистерий
[ редактировать ]Баптистерий был построен в начале VI века, примерно в то же время, что и аналогичные баптистерии в соборе Фрежюс и соборе Рие в Провансе, в Альбенге в Лигурии и в Джемиле в Алжире . От этого периода сохранились только восьмиугольный купальня и нижняя часть стен. Остальные стены и купол были перестроены в эпоху Возрождения. Через смотровое отверстие в полу видны основания портиков римского форума под баптистерием.
Монастырь
[ редактировать ]Монастырь использовался канониками , священниками, которые служили епископу и управляли церковным имуществом. Он был построен в конце XII века, в то время, когда каноникам приходилось вести более строгую и монашескую общинную жизнь.
Монастырь был построен на старой римской площади, датируемой I веком нашей эры. Галереи были деревянными, а не сводчатыми, поэтому пары колонн в поддерживающих их аркадах стройны и изящны.
Четыре колонны по углам монастыря украшены резьбой с символами четырех евангелистов: ангела св. Матфея ; лев для Святого Марка ; бык для святого Луки ; и орел для Святого Иоанна .
Капители колонн на западе и севере украшены сценами из Нового Завета и Ветхого Завета, а также статуей Святого Петра . Мраморная плита в западной галерее, надпись на которой стерлась, может быть могилой Василия, епископа Экса в 500 году и строителя первого собора. [4]
Орган
[ редактировать ]Небольшой орган был установлен сбоку на трибуне канонического хора над партером примерно в 1513 году. Он был построен братом Пьером Перрини, с сундуком Жана Гирамана и ставнями, расписанными Жаном де Труа. В 1612 году напротив маленького органа был установлен орган большего размера работы органальщика Пьера Маршана. В 1750 году этот орган был заменен нынешним «зелено-золотым органом», построенным между 1743 и 1746 годами братом Жаном-Эспри Иснаром , доминиканцем из монастыря Тараскон , который построил несколько других известных органов в Провансе, в том числе в базилика Сен-Максимен. Для симметрии на противоположной стороне, где находился маленький орган, был построен идентичный, но фальшивый ящик для органов. Новый орган был реконструирован внутри оригинальной грудной клетки в 1855 году и восстановлен в 1867 и 1983 годах.
Неоготический декор
[ редактировать ]В период с 1857 по 1862 год к нефу были добавлены расписные и скульптурные неоготические украшения. Работу выполнил Ревуаль, архитектор епархии, который был в контакте с Виолле-ле-Дюком и его партнерами по вопросам реставрации Сент-Шапель. в Париже это происходило примерно в то же время. Другое украшение XIX века — главный алтарь с двумя ангелами из позолоченного дерева, выполненный в стиле ампир (1805 г.).
Произведения искусства в соборе
[ редактировать ]Самым известным произведением искусства в соборе является Триптих «Неопалимая Купина» Николя Фромана . Другие включают:
- Христос на Кресте со Скорбящей Девой, Святым Петром и Святым Антуаном (1640 г.), картина Жана Даре ( отец ), в часовне Святого Сердца;
- «Тайная вечеря » (1668 г.) работы Жана Даре ( fils ), в южной части трансепта;
- «Неверие святого Фомы » работы фламандского художника Луи Финсона (1613 г.) в нижней части готического нефа;
- Комплект из семнадцати гобеленов с изображением жизни Христа, купленный капитулом в 1656 году благодаря наследству архиепископа Мишеля Мазарини . Гобелены были среди двадцати шести, первоначально сотканных в 1511 году для Кентерберийского собора в Англии, и украшали тамошний хор до 1642 года, когда их сняли во время гражданской войны в Англии . Они пробились в Париж, где были куплены капитулом и помещены в хор собора. Гобелены были украдены во время Французской революции, но выкуплены архиепископом Экс-ан-Прованса и Арля. В 1977 году первые девять гобеленов были украдены и не найдены.
Алтарь семьи Айгоси
[ редактировать ]Этот каменный алтарь, первоначально установленный в церкви кармелитов в Эксе, был помещен в соборе в 1823 году. На левой стороне надпись: «Анна, славная мать Девы Марии, почитается в нынешней капелле. Благородный мужчина Урбан Айгоси обнажил здесь вершину любви. В нынешнем 1470 году Господнем часовня будет завершена по милости Божией, 28 января. ("В этой часовне почитается Анна, славная мать Девы Марии. Дворянин Урбен Айгоси проявляет здесь высшую любовь. В год Господень 1470 часовня закончена, по милости Божией, 28 января. .")
Этот памятник состоит из:
- алтарь, увенчанный ложной скинией, с гербом Урбена Айгоси (или Айгоси) по краю;
- скиния, украшенная фигурой Христа с надписью «Смотри, смертный, это тебе принесена такая жертва»;
- с каменный ретабло шестью фигурами: Святая Анна с Девой Марией , держащей на руках младенца Иисуса; Святой Морис в доспехах XV века; Святая Маргарита Антиохийская с драконом; и Христос на Кресте. Статуи Богородицы и Святого Иоанна , которые также когда-то были частью этого алтаря, выставлены в Музее Гране. Скульптор алтаря Одине Стефани был родом из Камбре и работал в Эксе и его регионе между 1446 и 1476 годами.
Эксский собор в художественной литературе
[ редактировать ]- Собор Экс занимает видное место в городском фэнтезийном романе «Исабель» писателя-фантаста Гая Гавриэля Кея .
- Эксский собор появился в Marvel сериале «Локи» .
Собор Экс играет важную роль в романе Эмиля Золя «Покорение Плассана» (1874), где он упоминается как Сен-Сатурнен.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Буяла д'Арно, Андре, 1964: Воспоминание о старом Экс-ан-Провансе . Издания de Minuit.
- Косте, Пьер и др. , 1982, 1988: Собор Сен-Совер в Экс-ан-Провансе . Эдисуд: Экс-ан-Прованс.
- Питтон, Ж.-С., 1668: Анналы святой церкви Экса . Лион.
- Ру-Альферан, Амбруаз , 1846: Улицы Экса .