Родезский собор

Родезский собор ( фр . Cathédrale Notre-Dame de Rodez ) — римско-католическая церковь, расположенная в городе Родез , в департаменте Аверон в регионе Окситания на юге Франции. Собор является национальным памятником [1] и является резиденцией епископства Родеза . Западный фасад, имеющий военный вид и не имеющий портала, раньше был частью городской стены Родеза. Среди примечательных элементов - яркая башня в стиле готики и ренессанса (17 век), а также ширма эпохи Возрождения и хоры (17 век). [2]
История
[ редактировать ]Родез был христианизирован в IV–V веках нашей эры, а первое упоминание о соборе датируется периодом Меровингов , примерно в 516 году, хотя о его особенностях мало что известно. 16 февраля 1276 года обрушились колокольня и крыша хора этой ранней церкви. Было начато строительство нового собора, вероятно, под руководством епископа Раймона де Кальмон д'Ольта и мастера-строителя Жана Дешама. На дизайн собора повлияли соборы Клермон-Ферран и Лиможский собор, а также соборы Иль-де-Франс , влияние, заметное в таких особенностях, как слепые аркады трифория и сильное чувство вертикальности. [3]
Были установлены первые четырехчастные ребристые своды хора, придавшие ему высоту тридцать метров, разделенного на три уровня. Первая часовня на северной стороне была закончена в 1338 году. В 14 и 15 веках работы замедлили Черная смерть и Столетняя война . Между 1366 и 1386 годами в северо-восточном углу собора была построена новая башня, увенчанная деревянным шпилем, покрытым свинцом. Однако бревна башни сгорели и разрушили верхние этажи. Он оставался незавершенным более века.
В XVI веке, благодаря усилиям епископов Франсуа Д'Эстена, собрав средства, и Жоржа д'Арманьяка, работы возобновились. Своды нефа были наконец закончены, и на двух уровнях предыдущей башни была построена новая башня. Новая башня работы мастера-каменщика Антуана Сальвана была построена между 1501 и 1529 годами. [4] Верхние части завершенной башни включали в себя как элементы яркой готики, так и элементы новой архитектуры французского Возрождения . [3]
После Французской революции собор был закрыт для богослужений и использовался как склад пороха, а затем был возвращен церкви в начале 19 века.
В 1792–1798 годах Пьер Мешен и Жан-Батист Деламбр использовали собор Родеза в качестве центральной точки наблюдения для расчета окружности Земли. Это использовалось в определении метра ( см. Историю метра ). [5]
Планы
[ редактировать ]- Возвышение (1897)
- Возвышение (литография 1897 г. - Национальный архив)
- Разрез интерьера собора и башни
- План интерьера (литография 1897 г.)
Экстерьер
[ редактировать ]- Вид на собор с северо-запада, северная колокольня слева.
- Ист-Энд, или Шевет, с расходящимися часовнями и контрфорсами.
Строительство церкви началось примерно в 1277 году и началось с чевета на восточном конце, окруженного внушительной квадратной башней на северной стороне, которая была построена всего на двух уровнях. Строительство незавершенного сооружения возобновилось в 16 веке, когда Франсуа д'Эстен завершил строительство северной башни с яркой колокольней высотой 87 метров. Западный фасад с ярким декором был завершен Жоржем д'Арманьяком между 1500 и 1562 годами. [6]
Западный фронт
[ редактировать ]- Яркая роза западного фасада (1500-1562 гг.)
- Деталь верхнего западного фасада с фронтоном эпохи Возрождения (1500–1562 гг.)
Нижняя часть западного фасада Родеза, традиционного входа в готические соборы, плоская и незамысловатая, с узкими прорезями для защиты и без большого портала. Первоначально он простирался за пределы городской стены, и большие двери и окна избегались, чтобы предотвратить доступ нападавших в город. [7] Нижние выполнены из красноватого песчаника в готическом стиле северной Франции. Верхние уровни западного фасада были построены между 1500 и 1562 годами епископом Жоржем д'Арманьяком. Верхний центральный сосуд нефа имеет большое окно-розетку, а две недостроенные башни по обе стороны украшены колоннами. Над окном-розой расположен фронтон в стиле нового ренессанса работы Жана Сальвана . [8] [9]
Северная башня
[ редактировать ]- Яркая башня (16 век) на более раннем готическом основании.
- Яркая верхняя башня (16 век)
Яркая северная колокольня высотой 87 метров расположена на северной стороне башни. Он был заказан епископом Франсуа Д'Эстеном и завершен в 1526 году мастером-строителем Антуаном Сальваном . Башню увенчивает фонарь, который, в свою очередь, венчает статуя Девы Марии в окружении четырех ангелов. [7]
Трансепт и порталы
[ редактировать ]- Фасад и портал северного трансепта
- Фасад и портал южного трансепта
- Окно-роза в южном трансепте
- Деталь портала северного трансепта без скульптуры
Поскольку западный фасад собора простирался сразу за городские стены, у него не было традиционного большого портала на западном фасаде. Вместо этого входы в собор находились с северной и южной сторон. В шестнадцатом веке на стыке нефа и хора был построен трансепт, который простирался на восток и запад и имел очень сложные порталы, увенчанные скульптурами и дополнительно украшенные фронтонами и вершинами. Яркие окна-розетки были размещены над порталами северного и южного трансепта. Большая часть скульптуры была разбита во время Французской революции, но другие элементы уцелели и были восстановлены.
Интерьер
[ редактировать ]Неф и хор
[ редактировать ]- Неф и хор, вид на апсиду на восток.
- Своды дезамбулатории, в восточной части
Неф и хор церкви имеют длину 101,57 метра, ширину у трансепта 36,89 метра и высоту нефа 30 метров. Неф и хор построены на трех уровнях по образцу соборов Иль-де-Франс; массивные колонны на первом этаже; узкий трифорий или проход наверху; и верхние стены заполнены окнами. Тонкие колонны поднимаются по стенам от аркадных колонн, поддерживая четырехчастные ребристые своды.
Часовни
[ редактировать ]- Ренессансный декор (XVI в.), установленный в часовне Примирения.
В соборе есть группа расходящихся часовен внутри апсиды в восточной части, куда ведет полукруглый проход или деамбулатория. Рядом с нефом также есть группа часовен. В Часовне Примирения сохранились ренессансные украшения, сохранившиеся от других частей здания.
Искусство и украшения
[ редактировать ]- Рельефная скульптура из ретабла «Помещение Христа во гроб» (Часовня Св. Анны, (16 в.)
- Сцена на алтаре «Положение Христа во гроб» (16 в.)
- Рудный экран в южном трансепте (15 в.)
- Фреска Христа в его многочисленных ролях на потолке апсиды осевой часовни (XIV в.)
- Фрески, изображающие сцены из жизни святого Элигия (15 в.)
- Ретабль Благовещения
- Резные хоры (15 в.)
- Мизеркордия в задней части хора (15 в.)
- Резное украшение в интерьере
- Фрески в часовне Святой Екатерины: Святой Христофор несет на спине младенца Иисуса.
Собор Родеза — одна из немногих готических церквей, в которой сохранился юбе или перегородка , расположенная между хором и нефом. Большинство французских перегородок были сняты в эпоху Возрождения в ответ на изменение Ватиканом церковной доктрины, направленное на то, чтобы сделать интерьер церквей более открытым и доступным для прихожан-мирян. Рудный экран был установлен в 1478 году при епископе Бертране де Шалансоне. В 19 веке ширма для хора потеряла большую часть своей сложной скульптуры, но в остальном была перенесена в целости и сохранности на свое нынешнее место в северном трансепте. [8]
Партии для хоров также были установлены в 1478 году и демонстрируют богатый ассортимент резных украшений, особенно на мизеркордиях, складных сиденьях, на которых духовенство могло найти поддержку, когда им приходилось стоять в течение длительного времени. Они украшены резными библейскими фигурами и сценами. [8]
Витраж
[ редактировать ]- Окно со стеклом XIV и XV веков, часовня Святого Иосифа.
- Окно-роза западного фасада (16 в.) (нажмите несколько раз, чтобы увидеть подробности)
- окно 19 века
- Современное окно - «Сотворение стихии - Вода»
В соборе сочетаются ранние окна, окна 19-го века и серия современных окон, изображающих, среди прочего, предметы создания элементов. В некоторых окнах раннее стекло сочетается с более современной обстановкой.
Великий орган
[ редактировать ]Большой орган — одна из знаменитых особенностей собора. Буфет был построен в 1628 году Раймоном Гимоном де Перигё для размещения органа, построенного Вернолем де Пуатье. Инструмент был перестроен в 1676 году Жаном де Жуайе. Он был снова реконструирован в 1902 году Шарлем Аннессеном, а затем снова перестроен в 1986 году Жаном-Жоржем и Ивом Кенигом, чтобы вернуть ему прежний вид под руководством Жана де Жуайе Жуайеза в 1986 году. И буфет, и инструмент защищены списком Исторические памятники Франции.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ База Мериме : PA00094108 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) Собор Нотр-Дам
- ^ «Путеводитель по наследию во Франции», с. 440
- ^ Jump up to: а б Лурс 2018 , с. 328.
- ^ «Путеводитель по французскому наследию», Центр национальных памятников (1982), «Родез, Собор Нотр-Дам», стр. 440
- ^ Олдер, Кен (2002). Мера всех вещей – Семилетняя одиссея, изменившая мир . Лондон: Абакус. ISBN 0 349 11507 9 .
- ^ «Путеводитель по наследию во Франции», с. 440
- ^ Jump up to: а б Лурс 2018 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б с Лурс 2018 , с. 330.
- ^ «Путеводитель по наследию во Франции», с. 440
Библиография
[ редактировать ]- Путеводитель по наследию во Франции (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. 2002. ISBN 978-2-85822-760-0 .
- Лур, Матье (2018). Словарь соборов (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2755-807653 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]