Jump to content

Лиможский собор

Координаты : 45 ° 49'44 "N 1 ° 16'0" E  /  45,82889 ° N 1,26667 ° E  / 45,82889; 1,26667
Лимож
Русский : Собор Сент-Этьен в Лиможе
Лиможский собор
Религия
Принадлежность Костел
Область Верхняя Вьенна
Обряд Роман
Церковный или организационный статус Кафедральный собор
Статус Активный
Расположение
Расположение Лимож , Франция
Географические координаты 45 ° 49'44 "N 1 ° 16'0" E  /  45,82889 ° N 1,26667 ° E  / 45,82889; 1,26667
Архитектура
Тип церковь
Стиль Готика , Ренессанс , Романский стиль
Новаторский 1273
Завершенный 1888

Лиможский собор ( фр . Cathédrale Saint-Étienne de Limoges ) — римско-католическая церковь, расположенная в Лиможе , Франция . в 2016 году он стал частью нового административного региона Новая Аквитания . Это национальный памятник и резиденция епископа Лиможа .

Строительство готического собора началось в 1273 году, но было окончательно завершено только в 1888 году. Собор сочетает в себе элементы романской архитектуры , готической архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения . Он известен ярким фасадом трансепта, остатками романской архитектуры, особенно в колокольне, и ренессансным ширмой с рельефами подвигов Геракла , построенной в 1534 году.

(Части текста ниже переведены из статьи во французской Википедии ( Cathédrale Saint-Étienne de Limoges ))

Ранние церкви

[ редактировать ]

Наличие епископа и собора в Лиможе зафиксировано в 475 году нашей эры; Григорий Турский упомянул городскую церковь, обращенную к замку виконта и аббатству Сен-Марциаль . В 2005 году археологи обнаружили под северным фасадом собора следы шестиугольного баптистерия V века. Во время расширения церкви в 1876 году рабочие обнаружили подвалы ранней церкви периода Каролингов и неф романской церкви. [1] Среди находок были фрагменты римских колонн, барельефов и латинских надписей, позволяющие предположить, что церковь была построена на месте бывшего римского храма, дворца или виллы. [2]

Ранний собор был построен в центре города, в долине реки Вьен , недалеко от аббатства Сен-Марциаль и бывшего замка вискона Лиможского. В июле 817 года император Священной Римской империи Людовик Благочестивый представил документы, предоставляющие юридическую неприкосновенность духовенству собора. Вдоль реки Вьен постепенно вырос клерикальный город. Археологи обнаружили следы монастыря, баптистерия, епископского дворца и резиденций церковных сановников.

Романская церковь

[ редактировать ]

Романский собор был посвящен Хильдуином или Адуином, епископом Лиможа, и освящен Папой Урбаном II . который проезжал через Лимож по возвращении с Клермонского собора , начавшего Первый крестовый поход в 1095 году. В 1074 и 1105 годах церковь была подожжена толпой из конкурирующего района Сен-Марциаль-дю-Виконт. После пожара 1105 года романский неф, покрытый деревом, был перестроен со сводчатой ​​каменной крышей.Следы романского собора сегодня можно увидеть на трех нижних уровнях колокольни и в склепе под хором. [3]

Романская церковь была уже и не такой высокой, как более поздний готический собор. Некоторые остатки этого раннего собора сохранились, в том числе склеп и три нижних этажа колокольни. Церковь была построена в форме латинского креста, имела длину около шестидесяти метров и ширину семнадцати метров, с трансептом длиной сорок метров, на месте нынешнего трансепта. Первоначально у него была деревянная крыша, которую после двух крупных пожаров в 1074 и 1105 годах заменили каменными сводами. [4]

Готическая церковь

[ редактировать ]

К середине 13 века романский собор стал слишком мал для растущего населения города. Эмерик де ла Серр, епископ Лиможа с 1246 по 1272 год, предложил перестроить церковь в гораздо большем масштабе, используя свое личное состояние. Архитектура была вдохновлена ​​новой готической архитектурой , которая появилась в Иль-де-Франс в 1140-х годах, особенно в базилике Сен-Дени и Шартрском соборе . [5]

Архитектор готической церкви доподлинно неизвестен, но, вероятно, им был парижский архитектор Жан де Дешам, работавший в то время на юге Франции и принимавший участие в строительстве соборов Клермона (1262 г.), Тулузы. и Нарбонна ((1272 г.) и Родез (1277 г.).

Епископ Эмерик де ла Серр умер в 1272 году до начала строительства, но в июне 1273 года его проект нового собора взялся за дело дуайен капитула собора Хели де Маммор, заложивший первый камень готического шеве ,

Строительство готической церкви началось в 1273 году и продолжалось семь или восемь различных кампаний с разными условиями труда, но в значительной степени оставалось верным оригинальному районному стилю. Работы начались со строительства чевета с полукруглым деамбулаторием.

Работу осложняли крутые склоны участка, требующие строительства очень большой террасы, которая служила подвалом чевета. Кроме того, из-за роста города ближе к стенам церкви на северной стороне, часовни на этой стороне должны были быть меньше, чем на южной стороне. [6]

Еще одно осложнение возникло в 1259 году с подписанием Парижского договора между Францией и Великобританией. Город был разделен между британским и французским секторами, причем граница проходила недалеко от собора, который проходил как раз внутри французского сектора.

Работы были остановлены в 1327 году на несколько десятилетий из-за нехватки средств, но возобновились во второй половине века со строительством южного крыла, трансепта и окна-розы. В 1378 году было закончено строительство часовни Сен-Марциаль. а романская колокольня была усилена, чтобы можно было добавить верхние уровни в готическом стиле. К 1444 году к романскому нефу были пристроены готический шевет и перестроенный трансепт. После окончания Столетней войны два восточных траверса были построены между 1458 и 1499 годами. [7]

Файл:Chapelle.cathedrale.Limoges.png|Деталь яркого окна (15 в.) Между 1516 и 1541 годами епископы Филипп де Монморанси (1517–1519) и Шарль Вилье де Л'Ильза Адам (1522–1530) построили портал Сен-Жан, шедевр яркой архитектуры , в конце северного трансепта. Это привело к тому, что часовня Святой Валерии, бывшая часовня Сен-Марциаль, была включена в структуру собора, где она служит баптистерием. [8] Между 1533 и 1534 годами епископ Жан де Ланжак создал юбе — богато украшенный барьер, отделяющий хор от нефа.

В 1533 году Жан де Ланжак заказал богато украшенный жубе, чтобы закрыть хор, и начал работу над следующими четырьмя траверсами нефа.

30 июня 1571 года в шпиль церкви ударила молния, из-за чего начался пожар, перекинувшийся на звонницу, где расплавились одиннадцать колоколов. Колокола снова отлили, а в 1575 году в церкви снова установили пять. [9]

Завершение и реставрация (19-20 века)

[ редактировать ]

Капитальная реставрация внешнего и внутреннего вида церкви, включая завершение верхней части северного трансепта церкви, была проведена между 1847 и 1852 годами архитектором Пьером Проспером Шабролем. Церковь была официально внесена в список исторических памятников Франции в 1862 году. [10]

Работы по окончательному завершению церкви начались в 1876 году и завершились 12 августа 1888 года. Были завершены три верхних этажа колокольни, а к нефу были добавлены три траверса, чтобы завершить первоначальный средневековый план. Был добавлен притвор, чтобы создать связь с крыльцом колокольни, а также были сделаны другие модификации материалов и цвета, чтобы обеспечить гармоничный внешний вид церкви даже после восьмисот лет перестроек. [11]

Мощный взрыв террористического устройства, прикрепленного к канистре с газом, произошел в 2005 году и повредил более трех тысяч витражей. Реставрация стекол в окнах еще продолжалась в 2020 году. [12]

Описание - Экстерьер

[ редактировать ]

Первоначальный план готической церкви имел форму латинского креста с трансептами. План был ограничен крутым склоном с одной стороны и решением объединить романскую башню с готическим собором. Южный трансепт был короче из-за крутого склона участка.

Колокольня

[ редактировать ]

Колокольня высотой шестьдесят два метра немного смещена от центра к северу. Он был построен для романского собора 11 века, который был снесен для строительства готического костела. В 14 веке вокруг его основания была построена толстая каменная стена, закрывающая романские окна. Это позволило построить три верхних уровня готической башни. Первый уровень башни имеет прямоугольную форму, а верхние готические уровни — восьмиугольные. Башня получила дополнительную поддержку за счет строительства четырех восьмиугольных контрфоров по четырем углам. [13]

У башни была довольно драматичная история. В 1571 году в деревянный шпиль ударила молния, что вызвало пожар, который распространился на звонницу, расплавив одиннадцать колоколов. Пять колоколов были отлиты заново и установлены на звоннице в 1575 году. [14]

Башня соединена с церковью крыльцом притвора , пристройкой XIX века. Его фасад украшен двумя восьмиугольными башенками и большим окном-розой. с меньшими окнами-розетками на фронтоне.

Трансепты и Северный портал

[ редактировать ]

Портал Святого Иоанна, северный портал трансепта, является главным входом в церковь. Он был построен между 1516 и 1530 годами и считается одним из шедевров яркой готики .

Интерьер

[ редактировать ]

Неф и хор соответственно смотрят на восток через «раскладывающуюся» линзу, почти сглаживающую крутые готические арки.

Романское крыльцо и нартекс

[ редактировать ]

Традиционный вход в церковь осуществляется через романскую колокольню, которая находится на северной стороне готической церкви, рядом со старой романской церковью. Крыльцо представляет собой квадрат, образованный четырьмя массивными колоннами по углам, соединенными закругленными романскими арками, и в центре четырьмя большими колоннами с готическими капителями и остроконечными арками. В центре потолка находится большой круглый окулус, через который колокола можно было поднять на колокольню башни.

Рудский экран

[ редактировать ]

Самым выдающимся внутренним украшением является ренессансная перегородка , которая изначально отделяла хор от нефа. Это одна из редких ширм, до сих пор существующих во Франции. Он был построен между 1533 и 1534 годами, а затем украшен скульптурой Жана Арно в 1536 году. Он был искалечен в 1793 году во время Французской революции и перенесен в 1888 году на свое нынешнее место в конце нефа.

Сложная скульптура эпохи Возрождения на ширме во многом посвящена античным и мифологическим темам, в частности подвигам Геракла . Декоративные элементы выполнены в итальянском стиле и включают путти , арабески . вазы и скульптурная растительность. [15]

[16]

Часовни и сокровищница

[ редактировать ]

Двадцать часовен расположены по периферии нефа и вестибюля хора. В часовне баптистерия установлены купели 1865 года со статуей Иоанна Крестителя. Часовня Святой Валерии соответствует оригинальной часовне Святого Марсьяля. В ходе раскопок в этой часовне в 2005 году был обнаружен алтарный стол, вероятно, дороманского периода. В апсидных часовнях также представлены остатки картин 14 века; к ним относятся картины со сценами из жизни Богородицы и легенды о Святой Екатерине в часовне Святого Леонарда; а в часовне Сен-Жермен картина явления Христа Сен-Жермену.

Своды хора украшены картинами с изображением ангелов-музыкантов, но большая часть росписей в хоре датируется XIX веком. Это работы местного художника Шарля Петинио-Дюбо, написанные в 1844 году. Дизайн окон спроектировал Луи Шарль Огюст Штайнхайль. Часовню Богородицы украсил в 1859 году Александр Денуэль.

Литургические произведения из сокровищницы собора выставлены в ризнице, в чулане часовни в южном рукаве трансепта. На выставке представлены два алтарных канона, приписываемые Николя Лаудену, известному своими эмалевыми работами 17 века, а также группа чаш и патентов 17-19 веков. Здесь также представлена ​​монументальная алтарная живопись 13 века. [17]

Крипту собора построил епископ Алдуин в 1013 году на трёх нижних этажах колокольни. По состоянию на 2024 год он закрыт для публики. В готический период он был в значительной степени засыпан землей для стабилизации верхних этажей башни и плохо сохранился. Склеп был украшен множеством фресок 11 века, от которых остались лишь следы. [18]

На стенах романского склепа сохранились остатки фресок, изображающих Христа во славе. В часовнях можно увидеть несколько средневековых картин, в том числе изображение ангелов-музыкантов, но большинство фресок относятся к 19 веку.

В Лиможском соборе есть два органа: современный неоклассический инструмент, построенный Жоржем Данионом в 1963 году, и старый хоровой орган, установленный в 1851 году и отреставрированный в 1891 году Мерклином . Каждое лето ассоциация собора организует органные концерты с участием большого органа церкви.

Гробницы

[ редактировать ]

В церкви есть несколько гробниц, относящихся к ее ранней истории. богато украшенная скульптурой. Самая большая из них - гробница Раймона де ла Порта, епископа Лиможа (1294–1316), первоначально полихромная. с коллекцией статуй.

Могила епископа Жана де Ланжаака (умер в 1544 году) является ярким примером скульптуры эпохи Возрождения. Оставшаяся работа включает четыре колонны со скульптурными коринфскими капителями и четыре панели с барельефами, иллюстрирующими Апокалипсис, вдохновленные работами Дюрера . [19] Во время Французской революции головы большинства фигур на гробницах были разбиты, но некоторые выжили.

Скульптура

[ редактировать ]

Витражи в нишах хора и верхнего трансепта, окна-розетки в трансепте, в нишах капелл нефа и нартекса созданы в XIX веке мастерами по стеклу Луи Шарлем Огюстом Штайнхайлем, Ахиллом. Удино и Л. Сен-Бланка. Они использовали многие элементы стекла из старых окон, датируемых в основном 14 веком. Многие окна были сильно повреждены в результате взрыва террористического устройства, прикрепленного к газовому баллончику, в 2019 году. В 2024 году реставрация еще продолжалась. [20]

Орган Трибуны

Главный орган церкви расположен на трибуне в западном конце нефа. Он был построен в неоклассическом стиле Жоржем Данионом и Гонсалесом в 1963 году. Он заменил орган, изготовленный Дюкрорке в 1842 году. Буфет оригинального органа все еще находится на месте. Орган подвергся капитальной реконструкции в 1986 году, дальнейшие работы проводились в 1992–94 и 2022–2023 годах. [21] [22]

Нынешний инструмент имеет три клавиатуры с шестьюдесятью одной нотой. и тридцать две ноты, сыгранные ножными педалями.

В хоре находится более ранний инструмент меньшего размера. Впервые он был построен Дюкроке в 1850 году и несколько раз обновлялся. Оба органа были внесены в список охраняемых французских исторических мест и объектов в августе 1991 года. [23]

Источники (на французском языке)

[ редактировать ]

Рене Фаж, Лиможский собор, Париж, Анри Лоран, издатель, 1913, 116 стр. (читать онлайн)

Рене Фаж, «Лиможский собор», Археологический конгресс Франции, Париж, А. Пикард «Археологический конгресс Франции, 84-я сессия, Лимож. 1921, Французское археологическое общество», 1923, с. 3-40 (читать онлайн)

  1. ^ Центр культуры средневекового Лимузена, «Лиможский собор».
  2. ^ «Романский период» . Cathedrale-Limoges.fr . Проверено 7 июля 2024 г.
  3. ^ Рене Фаж, «Лиможский собор», Congres Archeologicque de France, Париж, Анри Лоуренс, редактор (1913) (Текст на французском языке доступен в Интернете в Галлике, есть база данных Национальной библиотеки Франции)
  4. ^ «Лиможский собор» . Центр культуры средневекового Лимузена . Проверено 16 июля 2023 г. .
  5. ^ Веб-сайт собора, «Готический период».
  6. ^ собора
  7. ^ Рене Фаж, 1923, стр. 5.
  8. ^ Рене Фаж 1923, стр. 5.
  9. ^ Аббат Франсуа Арбелло, «Лиможский собор: история и описание», Бюллетень Археологического и исторического общества Лимузена, Лимож, том. 3, 1848б, с. 169-248 (читать онлайн [архив]).
  10. ^ Фаге (1923), стр.17-18)
  11. ^ Лиможский собор", Средневековый культурный центр Лимузена ( 1 )
  12. Марсьяль Дублон, «Взрыв в соборе Лиможа, поврежденные витражи все еще реставрируются», во Франции, 3 Новая Аквитания, 17 апреля 2019 г. (по состоянию на 19 июля 2023 г.)
  13. ^ Рене Фаге (1923), «Хроника, стр. 31-34.
  14. ^ Аббат Франсуа Арбело, «Лиможский собор - история и описание», 1848, том. 3 р. 213–217
  15. ^ База Палисси : ширма на крыше , Министерство культуры Франции. (на французском языке) .
  16. ^ «Открытие в соборе Сент-Этьен в Лиможе» . Портал католической литургии . Проверено 8 августа 2023 г. .
  17. ^ База Палисси : алтарные каноны , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
  18. ^ Центр культуры средневекового Лимузена, «Лиможский собор».
  19. ^ «Могила Жана де Ланжака [архив]», уведомление № PM87000435, на платформе открытого наследия, база Палисси, Министерство культуры Франции.
  20. ^ Взрыв в Лиможском соборе, поврежденные витражи все еще реставрируются», на France 3 Nouvelle-Aquitaine, 17 апреля 2019 г. (по состоянию на 19 июля 2023 г.).
  21. ^ Домашняя страница церкви
  22. ^ «Орг Гонсалвес – Лиможский собор» . Cathedral-Limoges.fr . Проверено 24 августа 2023 г. .
  23. ^ «Орган Лиможа, собор Сент-Этьен - ADOR.A» . орган-аквитания.fr . Проверено 24 августа 2023 г. .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dfdbf418139a30433652b249eb86514__1722360060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/14/4dfdbf418139a30433652b249eb86514.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Limoges Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)