Шила - это концерт
Шила на концерт — это фигуральное изображение обнаженной женщины, демонстрирующей преувеличенную вульву . Эти резные фигурки средневековья представляют собой архитектурные гротески, встречающиеся на большей части территории Европы. [ 1 ] [ 2 ] на соборах , замках и других зданиях.
Наибольшие концентрации можно найти в Ирландии, Великобритании, Франции и Испании, иногда вместе с мужскими фигурами. В Ирландии находится наибольшее количество сохранившихся резных фигурок Шила-на-Гиг; Джоан МакМахон и Джек Робертс приводят 124 примера в Ирландии. [ 3 ] и 45 примеров в Великобритании. [ 4 ] Один из лучших примеров можно найти в Круглой башне в Ратту , в графстве Керри , Ирландия. Точная копия Круглой башни Шила-на-Гиг находится в окружном музее города Трали . Другой известный пример можно увидеть в Килпеке в Херефордшире , Англия.
Резные изображения, возможно, использовались для защиты от смерти, зла и демонов. [ 1 ] [ 2 ] Другие гротескные резные фигурки, такие как горгульи и панки , часто были частью церковных украшений по всей Европе . Обычно говорят, что их целью было отгонять злых духов (см. апотропную магию ). Их часто размещают над дверями или окнами, предположительно для защиты этих проемов.
Источник
[ редактировать ]Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения фигур. Джеймс Джерман и Энтони Вейр полагают, что шила-на-гиги были впервые вырезаны во Франции и Испании в 11 веке; в конечном итоге этот мотив достиг Британии, а затем и Ирландии в 12 веке. [ 2 ] Работа Джермана и Вейра была продолжением исследования, начатого Йоргеном Андерсеном, написавшим «Ведьму на стене» (1977), первую серьезную книгу о выступлениях Шилы. [ 1 ] Имонн Келли, хранитель ирландских древностей в Национальном музее Ирландии в Дублине, обращает внимание на распространение концертов Шила на в Ирландии в поддержку теории Вейра и Джермана; [ 5 ] почти все сохранившиеся in situ шила-на-гиги находятся в районах англо-нормандского завоевания (12 век). В районах, которые по-прежнему управлялись коренными ирландцами, мало концертов шила-на. [ 5 ] стандартам черты фигур Вейр и Джерман также утверждают, что их расположение на церквях, а гротескные по средневековым позволяют предположить, что они представляли женскую похоть как отвратительную и греховно развращающую. [ 2 ]
Другая теория, которую поддерживают Джоан МакМахон и Джек Робертс, заключается в том, что резные фигурки являются остатками дохристианской религии плодородия или богини-матери . [ 4 ] Они отмечают, как они утверждают, различия материалов и стилей некоторых шила-на-гигов от окружающих их построек, и отмечают, что некоторые из них обращены на их сторону, чтобы поддержать идею, что они были включены из предыдущих построек в раннехристианские постройки. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Это имя было впервые опубликовано в « Записках Королевской ирландской академии 1840–1844 годов» как местное название резьбы, которая когда-то присутствовала на фронтонной стене церкви в Рочестауне, графство Типперэри, Ирландия; это имя также было записано в 1840 году Джоном О'Донованом, чиновником Управления артиллерийского управления Ирландии, со ссылкой на фигуру в замке Килтинан , графство Типперэри. [ 1 ] Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения и значения имени в Ирландии, поскольку оно не поддается прямому переводу на ирландский язык . Иногда можно встретить альтернативные варианты написания слова «Шила»; в их число входят Шейла , Силе и Сила . [ 4 ] [ 1 ] [ 6 ] Согласно Оксфордскому словарю английского языка , оно происходит от ирландского Síle na gcíoch , что означает «Джулия с грудью». [ 7 ]
Йорген Андерсен пишет, что это имя представляет собой ирландскую фразу, первоначально либо Sighle na Cíoch , что означает « старая ведьма с грудью», либо Síle ina Giob , что означает «Шейла (от ирландского Síle, ирландской формы англо-нормандского имени). Сесиль или Сесилия) на корточках». [ 1 ] Патрик С. Диннин также приводит Síle na gCíoċ , заявляя, что это «каменный фетиш, изображающий женщину, который, как предполагается, дает плодородие, и, как обычно считается, был введен норманнами». [ 8 ] Другие исследователи подвергли сомнению эти интерпретации. [ 2 ] – немногие Шила На Гиг показаны с грудью – и выразил сомнение в лингвистической связи между Иной Гиоб и На Гиг . Говорят, что фраза «Шила на концерт» обозначала ведьму или старуху. [ 6 ]
Барбара Фрейтаг главу посвящает этимологии имени в своей книге «Шила-На-Гигс: Разгадка загадки» . Она документирует упоминания, датированные ранее 1840 годом, в том числе Королевского флота корабль Sheela Na Gig HMS Shelanagig (1780 г.) и танец 18-го века под названием Sheela na gig. Ирландская джиг-джиг, впервые опубликованная как «The Irish Pot Stick» (около 1758 г.), появляется как «Shilling a Gig» в «Любопытном сборнике любимых мелодий» Брайссона (1791 г.) и «Sheela na Gigg» в « 48 оригинальных ирландских танцах» Химе. (около 1795 г.). [ 9 ] Это самые старые зарегистрированные упоминания об этом имени. [ 6 ] но не относится к архитектурным фигурам. В записях Королевского флота указано, что название корабля относится к «ирландскому женскому спрайту». [ 6 ] Фрейтаг обнаружил, что «концерт» — это жаргонное слово в Северной Англии, обозначающее женские гениталии. [ 10 ] Похожее слово в современном ирландском сленге gigh ( произносится [ɟiː] ) также существует, что еще больше запутывает возможное происхождение имени.
Вейр и Джерман используют для этой фигуры имя «Шила», потому что оно вошло в обиход; они также называют представителей обоих полов « эксгибиционистами ». [ 2 ] Они цитируют вторую главу Андерсена как хорошее обсуждение названия. [ 1 ] Андерсен говорит, что нет никаких доказательств того, что «Шила на концерт» когда-либо было популярным названием для фигурок, когда они были созданы. Это началось в середине 19 века, «когда народное понимание характеристик шила было расплывчатым и люди опасались ее очевидной грубости». Более раннее упоминание о сомнительном характере имени было сделано Х. К. Лоулором в статье в Man Vol. 31 января 1931 г. (Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии), в котором он пишет: «Термин «Шила-на-гиг» не имеет этимологического значения и представляет собой абсурдное название». Андерсен, Вейр, Джерман и Фрайтаг отвергают это название как современное и несколько произвольное. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ]
Самое старое зарегистрированное имя одной из фигур — «Идол», которое относится к фигуре в церкви Святого Креста в Бинстеде на острове Уайт . Это имя было упомянуто Р. Уорсли в его «Истории острова Уайт» (1781 г.), а также отмечено Дж. Альбином в «Новой, правильной и значительно улучшенной истории острова Уайт» (1795 г.) (Андерсен, стр. 11). ). Имя «Идол» также применялось к ныне утраченной фигуре в Ласке, Ирландия , и было зафиксировано, что оно использовалось примерно в 1783 году. [ 1 ]
Гипотезы
[ редактировать ]Большая часть разногласий среди ученых по поводу этих цифр касается именно того, что они должны обозначать, и ни одна теория не объясняет всех этих цифр.
Выживание языческой богини
[ редактировать ]Популярная гипотеза состоит в том, что Шила на Гигс представляет собой языческую богиню, но ученые полагают, что ситуация была более сложной, поскольку женский персонаж имел множество интерпретаций и ролей, поскольку духовные традиции со временем менялись. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] Богиня, о которой идет речь, обычно идентифицируется как кельтская, похожая на ведьму фигура Кайлиха из ирландской и шотландской мифологии. Маргарет Мюррей предложила это, как и Энн Росс, которая написала в своем эссе «Божественная ведьма языческих кельтов»: «Я хотела бы предположить, что в своей самой ранней иконографической форме они действительно изображают территориальную или военную богиню в ее ведьмаподобный аспект». Джорджия Роудс предполагает, что фигуры могут представлять старуху или богиню земли из кельтской мифологии. [ 10 ]
В книге Мирчи Элиаде « Энциклопедия религии» (1993) проводятся параллели между «Шила на гиг» и древним ирландским мифом о богине, даровавшей королевскую власть. Она выглядела как похотливая ведьма, и большинство мужчин отказывались от ее ухаживаний, за исключением одного мужчины, который согласился. Когда он имел с ней отношения, она превращалась в прекрасную девушку, которая даровала ему королевскую власть и благословляла его правление. Существуют дополнительные варианты этого распространенного североевропейского мотива (см. « Ненавистная дама »). [ 11 ] Андерсен посвящает этой теории главу под названием «Язычество или Средневековье». Предполагая возможное языческое влияние на ирландские концерты «Шила на», он считает, что они имеют средневековый контекст. [ 1 ] Он утверждает, что языческое происхождение менее вероятно, чем влияние с континента в средневековый период: «Что можно сказать против этого, так это то, что его труднее доказать и труднее проиллюстрировать, чем возможное континентальное, французское происхождение обсуждаемого мотива. в предыдущих главах» ( «Ведьма на стене» , стр. 95).
Вейр и Джерман исследуют возможное влияние древнегреческой фигурки Баубо на этот мотив, но признают, что связь незначительна. Они пишут: «Это вызывает очень интересные предположения, но количество доказательств невелико». [ 2 ]
Фрайтаг исследует возможное кельтское языческое происхождение, но не находит ничего, что могло бы указать на связь; «В частности, представление о том, что божественная ведьма является изображением Ур-Шилы, должно быть решительно отвергнуто как своенравная гипотеза» ( Sheela na gigs: Unraveling an Enigma , стр. 41). Хотя ученые использовали доказательства, чтобы отвергнуть эту теорию, она широко распространена.
Фертильность
[ редактировать ]Эта гипотеза обычно сочетается с объяснением «богини». Барбара Фрайтаг предполагает, что эти фигуры использовались в контексте рождаемости и связывают их с «камнями для рождения». [ 6 ] Существуют фольклорные свидетельства того, что по крайней мере некоторые из шила-на-гиг использовались таким образом, когда фигурки давались взаймы роженицам. [ 6 ] Другие примеры связаны со свадебными традициями. По словам Маргарет Мюррей, фигура в Оксфорде в церкви Святого Михаила у Северных ворот связана с традицией, которую показывают невестам в день их свадьбы. [ 12 ] Эта теория, похоже, применима не ко всем фигурам: некоторые худые, с выступающими ребрами и тонкой грудью, что не предполагает плодовитости. [ 13 ] Другие пухлые и показаны в сексуальном контексте с партнером (как в Уиттлсфорде ). пару эксгибиционистов Тереза Окли и Алекс Вудкок недавно обнаружили в Devizes , которые, кажется, олицетворяют плодородие. Лица некоторых фигур покрыты полосами, что указывает на шрамы или татуировки. [ 1 ] Вейр отмечает, что внимательное изучение цифр выявляет особенности, которые не соответствуют функции рождаемости. [ 2 ]
Предупреждение против похоти
[ редактировать ]Вейр и Джерман предположили, что концерты «Шила на» служат предостережением от похоти. [ 2 ] Они видят в этих фигурах религиозное предостережение против грехов плоти. Фигуры эксгибиционистов всех типов — мужских, женских и звериных — часто встречаются в компании изображений зверей, пожирающих людей, и других адских образов. Они утверждают, что эти изображения использовались в качестве средства религиозного обучения преимущественно неграмотного населения. В рамках этой интерпретации они исследуют континентальное происхождение фигур. Андерсен первым предположил это происхождение, а Вейр и Джерман продолжили и расширили это направление исследований. Они утверждают, что мотив мигрировал с континента по паломническим маршрутам в Сантьяго-де-Компостела и обратно . (Фрайтаг возражает против этого.) Скульпторы-паломники отмечали то, что они видели по маршруту, и в конечном итоге вырезали свои собственные интерпретации мотивов. В конце концов, эксгибиционистский мотив был перенесен в Ирландию и Великобританию. Эта теория, кажется, подходит многим религиозным деятелям, но хуже относится к некоторым светским деятелям. Изображения, вырезанные на замках, похоже, не служат религиозной цели. Фигура в Хэддон Холл появляется в конюшне (хотя она могла быть перенесена откуда-то еще). Теория, похоже, не применима ко всем фигурам.
Защита от зла
[ редактировать ]Андерсен [ 1 ] а Вейр и Джерман полагают, что эти фигурки также могли использоваться в качестве защиты от зла. [ 2 ] Это могло бы объяснить использование фигур на таких сооружениях, как замки. Они выполняли апотропную функцию, призванную отразить зло. В Ирландии некоторые фигуры называли « Камнями сглаза », что подтверждало их теорию. Известны некоторые фольклорные свидетельства об использовании анасырма (поднятие юбки) женщинами для отпугивания злых духов . [ 2 ]
Андерсен воспроизводит иллюстрацию Шарля Эйзена XVIII века из » Ла Фонтена ( «Новых рассказов 1764), изображающую демона, которого отталкивает вид женщины, поднимающей юбку, чтобы показать свои гениталии. [ 1 ]
Вейр и Джерман рассказывают историю из The Irish Times (23 сентября 1977 г.), в которой потенциально жестокий инцидент с участием нескольких мужчин был предотвращен женщиной, подставившей им свои гениталии. Однако они сомневаются в правдивости этой истории. Вейр и Джерман далее предполагают, что апотропная функция, по-видимому, постепенно стала приписывать фигурам с течением времени. Хотя эта теория, кажется, применима к большинству светских и некоторым религиозным деятелям, она применима не ко всем из них. [ 2 ]
Феминистская реинтерпретация образа
[ редактировать ]Феминистская наука по-новому интерпретировала концепцию шила на гиг, особенно с точки зрения образа зла или воплощения греха. Феминистки приняли этот образ как символ, а авторы-феминистки рассматривают сексуальность Шила на Гиг более позитивно как фигуру, придающую силы. Почтение к женской сексуальности и вульве можно увидеть в произведениях Джуди Чикаго « Званый ужин» и «Монологи вагины» Евы Энслер . В книге « Широко открыт для веселья и чудес » Луз Мар Гонсалес-Ариас утверждает, что творческое переосмысление этой средневековой женской фигуры может «побудить современных женщин перестать воспринимать свою собственную телесность как тяжелое, неуклюжее и позорное бремя вины». [ 14 ] В эссе ирландской писательницы Молли Маллин «Представления истории, ирландский феминизм и политика различий» утверждается, что образ «Шила на концерте» почти стал символом ирландского феминизма как силы надежды и перемен. [ 15 ] Ученый Джорджия Роудс утверждает, что для многих современных феминисток жест непримиримой сексуальной демонстрации Шилы является «сообщением о ее теле, его силе и значении - жестом восстания против женоненавистничества , а не его одобрения». [ 16 ]
Распределение
[ редактировать ]Как отмечалось выше, в Ирландии наибольшее количество известных выступлений Шила на. Одно время их ошибочно считали уникальной ирландской практикой; однако ученые поняли, что мотив «Шила на концерт» можно найти по всей Западной и Центральной Европе. [ 1 ] [ 2 ] Точные цифры получить трудно, поскольку толкование того, что такое шила на гиг, среди ученых разное. Например, Фрайтаг исключает фигуру Рочестера из своего списка, а Вейр и Джерман включают ее. Конкэннон включает в себя несколько изношенных фигурок, которые только она идентифицировала как Шила на концертах. [ 17 ] В связи с возобновлением интереса к этой теме ученые недавно идентифицировали ранее неизвестные фигуры, так что можно было бы открыть еще больше.
Значительное количество фигур встречается в романском контексте. [ 2 ] особенно во Франции, северной Испании, Великобритании и Норвегии. В Ирландии фигурки обычно встречаются в областях нормандского влияния. [ 5 ]
Современные примеры можно найти в Ирландии в рамках проекта «Шила». [ 18 ] [ 19 ]
Параллели
[ редактировать ]Энциклопедия религии , [ 11 ] в своей статье о йони отмечает сходство между расположением многих шила-на-гиг над дверными проемами или окнами и деревянными женскими фигурами, вырезанными над дверными проемами домов вождей ( бай ) на архипелаге Палау . Называемые дилукай (или дилугай ), они обычно изображаются с раздвинутыми ногами, обнажая большую черную треугольную лобковую область; руки лежат на бедрах. Авторы энциклопедической статьи говорят:
Эти женские фигурки защищают здоровье жителей деревни, а также отгоняют злых духов. Они создаются специалистами по ритуалам в соответствии со строгими правилами, нарушение которых приведет к смерти как специалиста, так и вождя. Не случайно на воротах встречаются все образцы знаков, изображающих женские гениталии, используемые в качестве апотропных приспособлений. Вульва — это изначальные врата, таинственный раздел между нежизнью и жизнью.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Андерсен, Йорген (1977). Ведьма на стене . Розенкильде и Баггер. ISBN 978-87-423-0182-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Вейр, Энтони; Джерман, Джеймс (1986). Изображения похоти: резные изображения сексуального характера на средневековых церквях . Лондон: ISBN BT Batsford Ltd. 0713451106 .
- ^ Робертс, Джек (2009). Шила-на-концерты Ирландии, иллюстрированная карта и путеводитель . Голуэй, Ирландия: Издательство Bandia. ISBN 978-1-901083-26-2 .
- ^ Jump up to: а б с МакМахон, Джоанн; Робертс, Джек (2000). Шила-на-Гигс Ирландии и Британии: Божественная Ведьма христианских кельтов – Иллюстрированное руководство . Мерсье Пресс. ISBN 978-1-85635-294-9 .
- ^ Jump up to: а б с Келли, Имонн (1996). Шила Концерты. Происхождение и функции . Загородный дом. ISBN 978-0-946172-51-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фрайтаг, Барбара (2004). Шила-на-гигс: Разгадка загадки . Рутледж. ISBN 0-415-34552-9 .
- ^ OED Online 2003 - В словаре имя пишется через дефис: «Шила-на-гиг».
- ^ Диннин, Патрик. Гэлге и словарь английского языка , Дублин: Общество ирландских текстов, 1927 г.
- ^ «Архив ИРТРАД» . Listserv.heanet.ie. 22 октября 1997 года . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Сара (19 февраля 2019 г.). «Шила-на-гигс: обнаженные женщины, украшающие британские церкви» . Би-би-си . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Элиаде, Мирча, изд. (1993). Энциклопедия религии . Нью-Йорк: Чикагский университет. ISBN 978-0-02897-135-3 .
- ^ Мюррей, Маргарет (1934). «Показатели женской фертильности». Журнал Королевского антропологического института . LXIV .
- ^ О'Коннор, Джеймс (1991). Шила на концерте . Историческое общество Фетарда.
- ^ Ариас, Лус Мар Гонсалес (2007). Широко открыты для веселья и чудес: Шила-на-Гигс двадцатого века как множественные обозначения женского тела . Корк: Издательство Коркского университета. стр. 102–118.
- ^ Маллин, Молли (1991). «Представления истории, ирландский феминизм и политика различий». Феминистские исследования . 17 (1): 29–50. дои : 10.2307/3178168 . JSTOR 3178168 .
- ^ Роудс, Джорджия (2010). «Расшифровка Шила-на-гиг». Феминистские формирования . 22 (2): 167–194. дои : 10.1353/ff.2010.0004 . S2CID 145565461 .
- ^ Конкэннон, Морин (2004). Священная шлюха: Шила, богиня кельтов . Коллинз Пресс. ISBN 978-1903464526 .
- ^ «Большая энергия вагины: возвращение Шилы на концерт | Международный женский день» . Хранитель . Проверено 23 июля 2021 г.
- ^ "Дом" . Проектшила . Проверено 23 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Деверо, Жорж , Баубо, мифическая вульва , 1983, Париж, Ж.-К Годфруа [немецкое издание, 1981, Франкфурт-на-Майне]
- Декстер, Мириам Роббинс и Мэр, Виктор Х., Священное зрелище: божественные и волшебные женские фигуры Евразии , 2010, Амхерст, Нью-Йорк: Cambria Press ISBN 978-1-60497-674-8
- Росс, доктор Энн, Языческая кельтская Британия , 1967 г. ISBN 0-89733-435-3
- Райт, Томас , О поклонении порождающим силам в средние века в Западной Европе , 1865/66 (приписывается) Приложено к переизданию 1865 года книги сэра Ричарда Пейна Найта «Отчет об остатках поклонения Приапу» (отсканированное факсимиле доступно на Интернет-архив см. стр. 132–134).
Статьи
[ редактировать ]- Коста, Хоаким Луис – «Жажда и иконография в португальской романской скульптуре». Медиевалист [Онлайн]. № 17 (январь – июнь 2015 г.). [Проверено 01.01.2015]. Доступно в [1]. Архивировано 6 марта 2016 г. на Wayback Machine . ISSN 1715-0736
- Декстер, Мириам Роббинс и Гуд, Старр, «Шила на концертах, сексуальность и богиня в древней Ирландии», Ирландский журнал феминистских исследований , 4 (2), Мэри Кондрен, изд., (2002), 50–75
- Форд, Патрик К. « Который на стене: непристойность, разоблаченная в ранней Ирландии». В книге «Непристойность: социальный контроль и художественное творчество в европейском средневековье» , под ред. Ян М. Циолковский, 76–90. Лейден: Брилл, 1998.
- Гуд, Старр и Декстер, Мириам Роббинс, «Сексуальность, выступления Шилы и богиня в древней Ирландии», ReVision , Vol. 23, № 1 (2000): 38–48.
- Гуд, Старр, «Шила на концерте: Темная богиня Европы», Богини в мировой культуре , Том 2. Санта-Барбара, Калифорния: Прегар. стр. 209–223. 2011 год
- Гуд, Старр, « Сила демонстрации: выступления Шила на концертах и фольклорные обычаи. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine », About Place Journal Vol. 2, Выпуск 2.
- Окли, доктор Тереза и Вудкок, доктор Алекс, «Романский консольный столик в церкви Святого Иоанна, Девайзес и его Шила на концерте», Журнал Wiltshire Archaeological and Natural History, том 99 (2006)
- Пауэр, Розмари (2012). «Шила-на-концерт Ионы и его визуальный контекст». Фольклор . 123 (3): 330–354. дои : 10.1080/0015587X.2012.716578. ISSN 0015-587X.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- SheelaNaGig.org Путеводитель по резным фигуркам Шила на концерт и концертам Шила на в Соединенном Королевстве
- Концерты Sheela Na Gigs в Ирландии. Подробный путеводитель по всем концертам Sheela na Gigs в Ирландии.
- Hortusdeliciarum Путеводитель по эксгибиционистам во Франции
- Сатана в паху. Обширный справочник по резным изображениям мужских и женских эксгибиционистов в Западной Европе, написанный соавтором книги «Образы похоти».
- Отрывок из «История V: Естественная история женской сексуальности». книги Кэтрин Блэкледж Включает несколько упоминаний об апотропном обнажении женских гениталий.
- Анатомия церкви - Часть 2, Эрнест Л. Мартин, доктор философии, 1998 г. Женский символизм в церковной архитектуре, с несколькими отсылками к выступлениям Шила на концертах.
- Романские церкви в Португалии Путеводитель по романским церквям в Португалии . Вы включаете в себя эксгибиционистов мужского и женского пола.
- Шила и Гигг из «48 оригинальных ирландских танцев» (партитура) . (поскольку в ссылках [8] выше есть неработающая ссылка)
- Шила на концертах
- Кельтские богини
- Европейский фольклор
- Легендарные существа женского пола
- Гротески
- Иконография
- Ирландское искусство
- Ирландский фольклор
- Ирландские слова и фразы
- Обнаженные скульптуры
- Предметы, которые, как считается, защищают от зла
- Скульптуры женщин
- Вагина и вульва в искусстве
- Визуальные мотивы
- Йонические символы