Jump to content

Шила - это концерт

(Перенаправлено с «Шила на концерте »)

Шила-на-концерт XII века в церкви в Килпеке , Херефордшир , Англия.
Шила на концерте из Ирландии в Британском музее (12 век)

Шила на концерт — это фигуральное изображение обнаженной женщины, демонстрирующей преувеличенную вульву . Эти резные фигурки средневековья представляют собой архитектурные гротески, встречающиеся на большей части территории Европы. [ 1 ] [ 2 ] на соборах , замках и других зданиях.

Наибольшие концентрации можно найти в Ирландии, Великобритании, Франции и Испании, иногда вместе с мужскими фигурами. В Ирландии находится наибольшее количество сохранившихся резных фигурок Шила-на-Гиг; Джоан МакМахон и Джек Робертс приводят 124 примера в Ирландии. [ 3 ] и 45 примеров в Великобритании. [ 4 ] Один из лучших примеров можно найти в Круглой башне в Ратту , в графстве Керри , Ирландия. Точная копия Круглой башни Шила-на-Гиг находится в окружном музее города Трали . Другой известный пример можно увидеть в Килпеке в Херефордшире , Англия.

Резные изображения, возможно, использовались для защиты от смерти, зла и демонов. [ 1 ] [ 2 ] Другие гротескные резные фигурки, такие как горгульи и панки , часто были частью церковных украшений по всей Европе . Обычно говорят, что их целью было отгонять злых духов (см. апотропную магию ). Их часто размещают над дверями или окнами, предположительно для защиты этих проемов.

Источник

[ редактировать ]
Шила на концерте на юго-западной колонне пресвитерия собора Святого Магнуса , Киркуолл, Оркнейские острова, ок. 12-13 века, нормандский и романский период .

Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения фигур. Джеймс Джерман и Энтони Вейр полагают, что шила-на-гиги были впервые вырезаны во Франции и Испании в 11 веке; в конечном итоге этот мотив достиг Британии, а затем и Ирландии в 12 веке. [ 2 ] Работа Джермана и Вейра была продолжением исследования, начатого Йоргеном Андерсеном, написавшим «Ведьму на стене» (1977), первую серьезную книгу о выступлениях Шилы. [ 1 ] Имонн Келли, хранитель ирландских древностей в Национальном музее Ирландии в Дублине, обращает внимание на распространение концертов Шила на в Ирландии в поддержку теории Вейра и Джермана; [ 5 ] почти все сохранившиеся in situ шила-на-гиги находятся в районах англо-нормандского завоевания (12 век). В районах, которые по-прежнему управлялись коренными ирландцами, мало концертов шила-на. [ 5 ] стандартам черты фигур Вейр и Джерман также утверждают, что их расположение на церквях, а гротескные по средневековым позволяют предположить, что они представляли женскую похоть как отвратительную и греховно развращающую. [ 2 ]

Другая теория, которую поддерживают Джоан МакМахон и Джек Робертс, заключается в том, что резные фигурки являются остатками дохристианской религии плодородия или богини-матери . [ 4 ] Они отмечают, как они утверждают, различия материалов и стилей некоторых шила-на-гигов от окружающих их построек, и отмечают, что некоторые из них обращены на их сторону, чтобы поддержать идею, что они были включены из предыдущих построек в раннехристианские постройки. [ нужна ссылка ]

Этимология

[ редактировать ]

Это имя было впервые опубликовано в « Записках Королевской ирландской академии 1840–1844 годов» как местное название резьбы, которая когда-то присутствовала на фронтонной стене церкви в Рочестауне, графство Типперэри, Ирландия; это имя также было записано в 1840 году Джоном О'Донованом, чиновником Управления артиллерийского управления Ирландии, со ссылкой на фигуру в замке Килтинан , графство Типперэри. [ 1 ] Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения и значения имени в Ирландии, поскольку оно не поддается прямому переводу на ирландский язык . Иногда можно встретить альтернативные варианты написания слова «Шила»; в их число входят Шейла , Силе и Сила . [ 4 ] [ 1 ] [ 6 ] Согласно Оксфордскому словарю английского языка , оно происходит от ирландского Síle na gcíoch , что означает «Джулия с грудью». [ 7 ]

Шила на концерте на городской стене в Фетхарде, графство Типперэри , Ирландия.

Йорген Андерсен пишет, что это имя представляет собой ирландскую фразу, первоначально либо Sighle na Cíoch , что означает « старая ведьма с грудью», либо Síle ina Giob , что означает «Шейла (от ирландского Síle, ирландской формы англо-нормандского имени). Сесиль или Сесилия) на корточках». [ 1 ] Патрик С. Диннин также приводит Síle na gCíoċ , заявляя, что это «каменный фетиш, изображающий женщину, который, как предполагается, дает плодородие, и, как обычно считается, был введен норманнами». [ 8 ] Другие исследователи подвергли сомнению эти интерпретации. [ 2 ] – немногие Шила На Гиг показаны с грудью – и выразил сомнение в лингвистической связи между Иной Гиоб и На Гиг . Говорят, что фраза «Шила на концерт» обозначала ведьму или старуху. [ 6 ]

Барбара Фрейтаг главу посвящает этимологии имени в своей книге «Шила-На-Гигс: Разгадка загадки» . Она документирует упоминания, датированные ранее 1840 годом, в том числе Королевского флота корабль Sheela Na Gig HMS Shelanagig (1780 г.) и танец 18-го века под названием Sheela na gig. Ирландская джиг-джиг, впервые опубликованная как «The Irish Pot Stick» (около 1758 г.), появляется как «Shilling a Gig» в «Любопытном сборнике любимых мелодий» Брайссона (1791 г.) и «Sheela na Gigg» в « 48 оригинальных ирландских танцах» Химе. (около 1795 г.). [ 9 ] Это самые старые зарегистрированные упоминания об этом имени. [ 6 ] но не относится к архитектурным фигурам. В записях Королевского флота указано, что название корабля относится к «ирландскому женскому спрайту». [ 6 ] Фрейтаг обнаружил, что «концерт» — это жаргонное слово в Северной Англии, обозначающее женские гениталии. [ 10 ] Похожее слово в современном ирландском сленге gigh ( произносится [ɟiː] ) также существует, что еще больше запутывает возможное происхождение имени.

Вейр и Джерман используют для этой фигуры имя «Шила», потому что оно вошло в обиход; они также называют представителей обоих полов « эксгибиционистами ». [ 2 ] Они цитируют вторую главу Андерсена как хорошее обсуждение названия. [ 1 ] Андерсен говорит, что нет никаких доказательств того, что «Шила на концерт» когда-либо было популярным названием для фигурок, когда они были созданы. Это началось в середине 19 века, «когда народное понимание характеристик шила было расплывчатым и люди опасались ее очевидной грубости». Более раннее упоминание о сомнительном характере имени было сделано Х. К. Лоулором в статье в Man Vol. 31 января 1931 г. (Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии), в котором он пишет: «Термин «Шила-на-гиг» не имеет этимологического значения и представляет собой абсурдное название». Андерсен, Вейр, Джерман и Фрайтаг отвергают это название как современное и несколько произвольное. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ]

Самое старое зарегистрированное имя одной из фигур — «Идол», которое относится к фигуре в церкви Святого Креста в Бинстеде на острове Уайт . Это имя было упомянуто Р. Уорсли в его «Истории острова Уайт» (1781 г.), а также отмечено Дж. Альбином в «Новой, правильной и значительно улучшенной истории острова Уайт» (1795 г.) (Андерсен, стр. 11). ). Имя «Идол» также применялось к ныне утраченной фигуре в Ласке, Ирландия , и было зафиксировано, что оно использовалось примерно в 1783 году. [ 1 ]

Гипотезы

[ редактировать ]

Большая часть разногласий среди ученых по поводу этих цифр касается именно того, что они должны обозначать, и ни одна теория не объясняет всех этих цифр.

Выживание языческой богини

[ редактировать ]

Популярная гипотеза состоит в том, что Шила на Гигс представляет собой языческую богиню, но ученые полагают, что ситуация была более сложной, поскольку женский персонаж имел множество интерпретаций и ролей, поскольку духовные традиции со временем менялись. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] Богиня, о которой идет речь, обычно идентифицируется как кельтская, похожая на ведьму фигура Кайлиха из ирландской и шотландской мифологии. Маргарет Мюррей предложила это, как и Энн Росс, которая написала в своем эссе «Божественная ведьма языческих кельтов»: «Я хотела бы предположить, что в своей самой ранней иконографической форме они действительно изображают территориальную или военную богиню в ее ведьмаподобный аспект». Джорджия Роудс предполагает, что фигуры могут представлять старуху или богиню земли из кельтской мифологии. [ 10 ]

В книге Мирчи Элиаде « Энциклопедия религии» (1993) проводятся параллели между «Шила на гиг» и древним ирландским мифом о богине, даровавшей королевскую власть. Она выглядела как похотливая ведьма, и большинство мужчин отказывались от ее ухаживаний, за исключением одного мужчины, который согласился. Когда он имел с ней отношения, она превращалась в прекрасную девушку, которая даровала ему королевскую власть и благословляла его правление. Существуют дополнительные варианты этого распространенного североевропейского мотива (см. « Ненавистная дама »). [ 11 ] Андерсен посвящает этой теории главу под названием «Язычество или Средневековье». Предполагая возможное языческое влияние на ирландские концерты «Шила на», он считает, что они имеют средневековый контекст. [ 1 ] Он утверждает, что языческое происхождение менее вероятно, чем влияние с континента в средневековый период: «Что можно сказать против этого, так это то, что его труднее доказать и труднее проиллюстрировать, чем возможное континентальное, французское происхождение обсуждаемого мотива. в предыдущих главах» ( «Ведьма на стене» , стр. 95).

Вейр и Джерман исследуют возможное влияние древнегреческой фигурки Баубо на этот мотив, но признают, что связь незначительна. Они пишут: «Это вызывает очень интересные предположения, но количество доказательств невелико». [ 2 ]

Фрайтаг исследует возможное кельтское языческое происхождение, но не находит ничего, что могло бы указать на связь; «В частности, представление о том, что божественная ведьма является изображением Ур-Шилы, должно быть решительно отвергнуто как своенравная гипотеза» ( Sheela na gigs: Unraveling an Enigma , стр. 41). Хотя ученые использовали доказательства, чтобы отвергнуть эту теорию, она широко распространена.

Фертильность

[ редактировать ]
Шила на Гиг и мужская фигура, Уиттлсфорд

Эта гипотеза обычно сочетается с объяснением «богини». Барбара Фрайтаг предполагает, что эти фигуры использовались в контексте рождаемости и связывают их с «камнями для рождения». [ 6 ] Существуют фольклорные свидетельства того, что по крайней мере некоторые из шила-на-гиг использовались таким образом, когда фигурки давались взаймы роженицам. [ 6 ] Другие примеры связаны со свадебными традициями. По словам Маргарет Мюррей, фигура в Оксфорде в церкви Святого Михаила у Северных ворот связана с традицией, которую показывают невестам в день их свадьбы. [ 12 ] Эта теория, похоже, применима не ко всем фигурам: некоторые худые, с выступающими ребрами и тонкой грудью, что не предполагает плодовитости. [ 13 ] Другие пухлые и показаны в сексуальном контексте с партнером (как в Уиттлсфорде ). пару эксгибиционистов Тереза ​​Окли и Алекс Вудкок недавно обнаружили в Devizes , которые, кажется, олицетворяют плодородие. Лица некоторых фигур покрыты полосами, что указывает на шрамы или татуировки. [ 1 ] Вейр отмечает, что внимательное изучение цифр выявляет особенности, которые не соответствуют функции рождаемости. [ 2 ]

Предупреждение против похоти

[ редактировать ]

Вейр и Джерман предположили, что концерты «Шила на» служат предостережением от похоти. [ 2 ] Они видят в этих фигурах религиозное предостережение против грехов плоти. Фигуры эксгибиционистов всех типов — мужских, женских и звериных — часто встречаются в компании изображений зверей, пожирающих людей, и других адских образов. Они утверждают, что эти изображения использовались в качестве средства религиозного обучения преимущественно неграмотного населения. В рамках этой интерпретации они исследуют континентальное происхождение фигур. Андерсен первым предположил это происхождение, а Вейр и Джерман продолжили и расширили это направление исследований. Они утверждают, что мотив мигрировал с континента по паломническим маршрутам в Сантьяго-де-Компостела и обратно . (Фрайтаг возражает против этого.) Скульпторы-паломники отмечали то, что они видели по маршруту, и в конечном итоге вырезали свои собственные интерпретации мотивов. В конце концов, эксгибиционистский мотив был перенесен в Ирландию и Великобританию. Эта теория, кажется, подходит многим религиозным деятелям, но хуже относится к некоторым светским деятелям. Изображения, вырезанные на замках, похоже, не служат религиозной цели. Фигура в Хэддон Холл появляется в конюшне (хотя она могла быть перенесена откуда-то еще). Теория, похоже, не применима ко всем фигурам.

Защита от зла

[ редактировать ]
Тарелка Ла Фонтена, иллюстрированная Чарльзом Эйзеном (1762 г.)

Андерсен [ 1 ] а Вейр и Джерман полагают, что эти фигурки также могли использоваться в качестве защиты от зла. [ 2 ] Это могло бы объяснить использование фигур на таких сооружениях, как замки. Они выполняли апотропную функцию, призванную отразить зло. В Ирландии некоторые фигуры называли « Камнями сглаза », что подтверждало их теорию. Известны некоторые фольклорные свидетельства об использовании анасырма (поднятие юбки) женщинами для отпугивания злых духов . [ 2 ]

Андерсен воспроизводит иллюстрацию Шарля Эйзена XVIII века из » Ла Фонтена ( «Новых рассказов 1764), изображающую демона, которого отталкивает вид женщины, поднимающей юбку, чтобы показать свои гениталии. [ 1 ]

Вейр и Джерман рассказывают историю из The Irish Times (23 сентября 1977 г.), в которой потенциально жестокий инцидент с участием нескольких мужчин был предотвращен женщиной, подставившей им свои гениталии. Однако они сомневаются в правдивости этой истории. Вейр и Джерман далее предполагают, что апотропная функция, по-видимому, постепенно стала приписывать фигурам с течением времени. Хотя эта теория, кажется, применима к большинству светских и некоторым религиозным деятелям, она применима не ко всем из них. [ 2 ]

Феминистская реинтерпретация образа

[ редактировать ]

Феминистская наука по-новому интерпретировала концепцию шила на гиг, особенно с точки зрения образа зла или воплощения греха. Феминистки приняли этот образ как символ, а авторы-феминистки рассматривают сексуальность Шила на Гиг более позитивно как фигуру, придающую силы. Почтение к женской сексуальности и вульве можно увидеть в произведениях Джуди Чикаго « Званый ужин» и «Монологи вагины» Евы Энслер . В книге « Широко открыт для веселья и чудес » Луз Мар Гонсалес-Ариас утверждает, что творческое переосмысление этой средневековой женской фигуры может «побудить современных женщин перестать воспринимать свою собственную телесность как тяжелое, неуклюжее и позорное бремя вины». [ 14 ] В эссе ирландской писательницы Молли Маллин «Представления истории, ирландский феминизм и политика различий» утверждается, что образ «Шила на концерте» почти стал символом ирландского феминизма как силы надежды и перемен. [ 15 ] Ученый Джорджия Роудс утверждает, что для многих современных феминисток жест непримиримой сексуальной демонстрации Шилы является «сообщением о ее теле, его силе и значении - жестом восстания против женоненавистничества , а не его одобрения». [ 16 ]

Распределение

[ редактировать ]
Фигура, похожая на шилу, в неархитектурном контексте, « santuario rupestre » в Койросе , провинция Ла-Корунья , Галисия , Испания.

Как отмечалось выше, в Ирландии наибольшее количество известных выступлений Шила на. Одно время их ошибочно считали уникальной ирландской практикой; однако ученые поняли, что мотив «Шила на концерт» можно найти по всей Западной и Центральной Европе. [ 1 ] [ 2 ] Точные цифры получить трудно, поскольку толкование того, что такое шила на гиг, среди ученых разное. Например, Фрайтаг исключает фигуру Рочестера из своего списка, а Вейр и Джерман включают ее. Конкэннон включает в себя несколько изношенных фигурок, которые только она идентифицировала как Шила на концертах. [ 17 ] В связи с возобновлением интереса к этой теме ученые недавно идентифицировали ранее неизвестные фигуры, так что можно было бы открыть еще больше.

Значительное количество фигур встречается в романском контексте. [ 2 ] особенно во Франции, северной Испании, Великобритании и Норвегии. В Ирландии фигурки обычно встречаются в областях нормандского влияния. [ 5 ]

Современные примеры можно найти в Ирландии в рамках проекта «Шила». [ 18 ] [ 19 ]

Параллели

[ редактировать ]

Энциклопедия религии , [ 11 ] в своей статье о йони отмечает сходство между расположением многих шила-на-гиг над дверными проемами или окнами и деревянными женскими фигурами, вырезанными над дверными проемами домов вождей ( бай ) на архипелаге Палау . Называемые дилукай (или дилугай ), они обычно изображаются с раздвинутыми ногами, обнажая большую черную треугольную лобковую область; руки лежат на бедрах. Авторы энциклопедической статьи говорят:

Эти женские фигурки защищают здоровье жителей деревни, а также отгоняют злых духов. Они создаются специалистами по ритуалам в соответствии со строгими правилами, нарушение которых приведет к смерти как специалиста, так и вождя. Не случайно на воротах встречаются все образцы знаков, изображающих женские гениталии, используемые в качестве апотропных приспособлений. Вульва — это изначальные врата, таинственный раздел между нежизнью и жизнью.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Андерсен, Йорген (1977). Ведьма на стене . Розенкильде и Баггер. ISBN  978-87-423-0182-1 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Вейр, Энтони; Джерман, Джеймс (1986). Изображения похоти: резные изображения сексуального характера на средневековых церквях . Лондон: ISBN BT Batsford Ltd.  0713451106 .
  3. ^ Робертс, Джек (2009). Шила-на-концерты Ирландии, иллюстрированная карта и путеводитель . Голуэй, Ирландия: Издательство Bandia. ISBN  978-1-901083-26-2 .
  4. ^ Jump up to: а б с МакМахон, Джоанн; Робертс, Джек (2000). Шила-на-Гигс Ирландии и Британии: Божественная Ведьма христианских кельтов – Иллюстрированное руководство . Мерсье Пресс. ISBN  978-1-85635-294-9 .
  5. ^ Jump up to: а б с Келли, Имонн (1996). Шила Концерты. Происхождение и функции . Загородный дом. ISBN  978-0-946172-51-1 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фрайтаг, Барбара (2004). Шила-на-гигс: Разгадка загадки . Рутледж. ISBN  0-415-34552-9 .
  7. ^ OED Online 2003 - В словаре имя пишется через дефис: «Шила-на-гиг».
  8. ^ Диннин, Патрик. Гэлге и словарь английского языка , Дублин: Общество ирландских текстов, 1927 г.
  9. ^ «Архив ИРТРАД» . Listserv.heanet.ie. 22 октября 1997 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  10. ^ Jump up to: а б Джонс, Сара (19 февраля 2019 г.). «Шила-на-гигс: обнаженные женщины, украшающие британские церкви» . Би-би-си . Проверено 20 февраля 2019 г.
  11. ^ Jump up to: а б Элиаде, Мирча, изд. (1993). Энциклопедия религии . Нью-Йорк: Чикагский университет. ISBN  978-0-02897-135-3 .
  12. ^ Мюррей, Маргарет (1934). «Показатели женской фертильности». Журнал Королевского антропологического института . LXIV .
  13. ^ О'Коннор, Джеймс (1991). Шила на концерте . Историческое общество Фетарда.
  14. ^ Ариас, Лус Мар Гонсалес (2007). Широко открыты для веселья и чудес: Шила-на-Гигс двадцатого века как множественные обозначения женского тела . Корк: Издательство Коркского университета. стр. 102–118.
  15. ^ Маллин, Молли (1991). «Представления истории, ирландский феминизм и политика различий». Феминистские исследования . 17 (1): 29–50. дои : 10.2307/3178168 . JSTOR   3178168 .
  16. ^ Роудс, Джорджия (2010). «Расшифровка Шила-на-гиг». Феминистские формирования . 22 (2): 167–194. дои : 10.1353/ff.2010.0004 . S2CID   145565461 .
  17. ^ Конкэннон, Морин (2004). Священная шлюха: Шила, богиня кельтов . Коллинз Пресс. ISBN  978-1903464526 .
  18. ^ «Большая энергия вагины: возвращение Шилы на концерт | Международный женский день» . Хранитель . Проверено 23 июля 2021 г.
  19. ^ "Дом" . Проектшила . Проверено 23 июля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Коста, Хоаким Луис – «Жажда и иконография в португальской романской скульптуре». Медиевалист [Онлайн]. № 17 (январь – июнь 2015 г.). [Проверено 01.01.2015]. Доступно в [1]. Архивировано 6 марта 2016 г. на Wayback Machine . ISSN   1715-0736
  • Декстер, Мириам Роббинс и Гуд, Старр, «Шила на концертах, сексуальность и богиня в древней Ирландии», Ирландский журнал феминистских исследований , 4 (2), Мэри Кондрен, изд., (2002), 50–75
  • Форд, Патрик К. « Который на стене: непристойность, разоблаченная в ранней Ирландии». В книге «Непристойность: социальный контроль и художественное творчество в европейском средневековье» , под ред. Ян М. Циолковский, 76–90. Лейден: Брилл, 1998.
  • Гуд, Старр и Декстер, Мириам Роббинс, «Сексуальность, выступления Шилы и богиня в древней Ирландии», ReVision , Vol. 23, № 1 (2000): 38–48.
  • Гуд, Старр, «Шила на концерте: Темная богиня Европы», Богини в мировой культуре , Том 2. Санта-Барбара, Калифорния: Прегар. стр. 209–223. 2011 год
  • Гуд, Старр, « Сила демонстрации: выступления Шила на концертах и ​​фольклорные обычаи. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine », About Place Journal Vol. 2, Выпуск 2.
  • Окли, доктор Тереза ​​и Вудкок, доктор Алекс, «Романский консольный столик в церкви Святого Иоанна, Девайзес и его Шила на концерте», Журнал Wiltshire Archaeological and Natural History, том 99 (2006)
  • Пауэр, Розмари (2012). «Шила-на-концерт Ионы и его визуальный контекст». Фольклор . 123 (3): 330–354. дои : 10.1080/0015587X.2012.716578. ISSN 0015-587X.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 773957152689664e0e0146bebcee368b__1716382620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/8b/773957152689664e0e0146bebcee368b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sheela na gig - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)