Христограмма
Христограмма лат ( . ) Christi Monogramma [а] Монограмма или комбинация букв , образующая аббревиатуру имени Иисуса Христа , традиционно используемого в качестве религиозного символа в христианской церкви .
Одна из древнейших христограмм — Хи-Ро (☧). Оно состоит из наложенных друг на друга греческих букв хи (Х) и ро (Р) , которые являются первыми двумя буквами греческого χριστός , «Христос». Он был изображен на военном штандарте лабарума, который использовал Константин I в 312 году нашей эры. IX монограмма ( ) представляет собой аналогичную форму, в которой используются инициалы имени Ἰησοῦς (ὁ) Χριστός , «Иисус () Христос», а также монограмма ΙH ( ), используя первые две буквы имени ΙΗΣΟΥΣ , «ИИСУС» в верхнем регистре.
В средневековый период использовалось очень значительное количество вариантов «христограмм» или монограмм Христа, при этом граница между конкретными монограммами и простыми писцовскими сокращениями была несколько размытой.
Имя Иисус , написанное заглавными греческими буквами «ИИСУС» , имеет аббревиатуру IHS (также пишется JHS, IHC или ΙΙΣ ). Имя Christus , написанное CHRISTOS , имеет XP (и флективные варианты, такие как IX, XPO, XPS, XPI, XPM ). В восточно-христианской традиции монограмма ΙΧΚΚ (с надчеркиванием, обозначающим аббревиатуру писца) используется для Ἰησοῦς Χριστός как в греческой, так и в кириллической традиции.
Среднелатинский термин для сокращения имени Христа — chrisimus . [1] Точно так же среднелатинское crismon , chrismon относится конкретно к монограмме Чи-Ро. [2]
Символы
[ редактировать ]Чи (Χ)
[ редактировать ]В древности крест , т. е. орудие распятия Христа ( crux , stauros ), принимался Т-образным , тогда как Х -образная форма (« хиазм ») имела разные значения. Были научные предположения о развитии христианского креста, буквы Чи, используемой для сокращения имени Христа , и различной дохристианской символики, связанной с хиазмом, интерпретируемой в терминах «тайны ранее существовавшего Христа ». [3]
В » Платона « Тимее объясняется, что две полосы, образующие «мировую душу» ( anima mundi ), пересекают друг друга, как буква Чи, возможно, имея в виду эклиптику, пересекающую небесный экватор :
И таким образом вся смесь, из которой он вырезал эти порции, была им полностью исчерпана. Все это соединение разделилось вдоль на две части, которые он соединил друг с другом в центре, как букву X, и согнул их в круглую форму, соединив их между собой и друг с другом в точке, противоположной их первоначальному месту встречи; и, охватывая их в равномерном вращении вокруг одной и той же оси, он сделал одно внешним, а другое внутренним кругом.
- Платон, Тимей , 8.36b и 8.36c. [4]
Два великих небесных круга, экватор и эклиптика, которые, пересекаясь друг с другом, образуют своего рода лежащую ци и вокруг которой в чудесном ритме качается весь купол звездного неба, стали для христианского глаза небесным крестом. .
- Ранер 1971 , стр. 49–50. См. также Григг 1977 , с. 477
Юстин Мученик во II веке явно ссылается на образ Платона в «Тимее» как прообраз Святого Креста. [5] Ранним утверждением может быть фраза в Дидахе , «знак расширения на небесах» ( sēmeion epektaseōs en Ouranōi ). [3]
Альтернативное объяснение пересекающегося небесного символа было предложено Джорджем Латурой, утверждающим, что «видимый бог» Платона в Тимее — это пересечение Млечного Пути и Зодиакального света, редкое явление, важное для языческих верований. Он сказал, что христианские епископы переосмыслили это как христианский символ. [6]
Наиболее часто встречающаяся христограмма в англоязычных странах в наше время — это Χ (или, точнее, Чи), представляющая первую букву слова Христос , в таких сокращениях, как Xmas (от «Рождество») и Xian или Xtian (от «Christmas»). «христианин»).
Чи Ро (Швейцария)
[ редактировать ]Символы Альфа и Омега иногда могут сопровождать монограмму Чи-Ро. [10] С 17 века Хрисмон ( chrismum ; также chrismos, chrismus ) использовался как неолатинский термин для монограммы Чи Ро.
Поскольку хрисмон использовался как своего рода «призыв» в начале документов периода Меровингов , этот термин также стал использоваться для обозначения « перекрестных подписей » в хартиях раннего средневековья. [с] Хрисмон в этом контексте может относиться к аббревиатуре периода Меровингов ICN для in Christi nomine , позже (в период Каролингов ) также IC для in Christo , а еще позже (в период высокого средневековья) просто C. для Christus . [12]
Гроб святого Катберта (конец VII века) представляет собой исключительную реализацию христограммы, написанной англосаксонскими рунами , как ᛁᚻᛋ ᛉᛈᛋ, транслитерированной латинским алфавитом как «IHS XPS», с ци, представленной как руна eolh (старое z или альгиз руна ), а ро отображается как руна р .
ИХС
[ редактировать ]В латиноязычном христианстве средневековой Западной Европы (как и сегодня среди католиков и многих протестантов ) наиболее распространенной христограммой стала «IHS» или «IHC», обозначающая первые три буквы греческого имени Иисуса, ΙΗΣΟΥΣ , йота — эта - сигма , или ΙΗΣ . [13] [14] [15]
Греческая буква йота представлена буквой «I», а эта — буквой «H», тогда как греческая буква сигма имеет либо полулунную форму, представленную буквой «C», либо свою окончательную форму, представленную буквой «S». Поскольку буквы латинского алфавита I и J систематически не различались до 17 века, «JHS» и «JHC» эквивалентны «IHS» и «IHC».
«IHS» иногда интерпретируется как значение ιησους ημετερος σωτηρ , iēsous Hēmeteros sōtēr , «Иисус наш спаситель» или в латинском Иисусе Гоминум (или Иерозолиме ) салватор ('Иисус, Спаситель [или: из Джерусалим] в латиноат) [16] или связан с In Hoc Signo . Англоязычные интерпретации «IHS» включают «In His Service». [17] Такие интерпретации известны как обратные аббревиатуры .
Используется на латыни с седьмого века, первое использование IHS в английском документе датируется четырнадцатым веком, у Пирса Плаумана . [18] В 15 веке святой Бернардино Сиенский популяризировал использование трех букв на фоне палящего солнца, чтобы вытеснить популярные языческие символы и печати политических фракций, таких как гвельфы и гибеллины, в общественных местах (см. Праздник Святого Имени Иисус ).
Монограмма IHS с буквой H, увенчанной крестом над тремя гвоздями и окруженной Солнцем, является эмблемой иезуитов , согласно традиции, введенной Игнатием Лойолой в 1541 году. [16]
Известно, что IHS появляется на надгробиях, особенно среди ирландских католиков. [19] [20] [21]
Галерея с различными форматами символа
[ редактировать ]-
Кристограмма IHS или JHS западного христианства
-
Монограмма IHC в средневековом стиле
-
Переплетенная монограмма IHS, церковь Сен-Мартен, Л'Иль-Адам, Валь-д'Уаз
-
Монограмма IHC из аббатства Клонтускерт , Ирландия.
-
Эмблема иезуитов с гравюры 1586 года.
-
Дверь в церкви Доброго Пастыря (Роузмонт, Пенсильвания) с изображением (слева направо) герба прихода; Марианская монограмма; Христограмма IHS; и герб Епископальной епархии Пенсильвании
ICXC
[ редактировать ]В восточном христианстве наиболее широко используемой христограммой является четырехбуквенное сокращение ΙϹ ΧϹ — традиционное сокращение греческих слов, обозначающих «Иисус Христос» (т. е. первая и последняя буквы каждого из слов Ι ΗϹΟΥ Ϲ Χ ΡΙϹΤΟ Ϲ). с полулунной сигмой «Ϲ», распространенной в средневековом греческом языке), [22] и написано с титло (диакритическим знаком), обозначающим аббревиатуру писца ( И︮С︯ Х︮С︯ ).
На значках эта христограмма может быть разделена: «IC» слева от изображения и «XC» справа. Иногда его переводят как «ÍC XC NIKA» ( Ἰησοῦς Χριστὸς νικᾷ ), что означает «Иисус Христос побеждает». «ICXC» также можно увидеть на « Ихтисе» .
-
Изображение композиции IC XC NIKA в средневековой греческой традиции.
-
Крест IC XC NIKA на аверсе сицилийской монеты XII века ( Роджер II ).
-
Христос Пантократор на Святой Короне Венгрии (12 век)
-
Христос Вседержитель, Храм Гроба Господня (1810 г.)
штаб-квартира
[ редактировать ]После того, как Франциск Ксаверий высадился в Кагосиме , Япония, в 1549 году, его миссионерская деятельность разрослась и стала широко распространяться по всей Японии под покровительством даймё . Однако в период Эдо (1603–1867 гг.) христиан преследовали и заставляли скрываться. Поскольку им было запрещено открыто поклоняться изображениям Христа или Марии , считается, что они перенесли свое поклонение на другие резные изображения и пометили их тайными символами, понятными только посвященным. Некоторые японские фонари , особенно Киришитан-доро ( キリシタン灯籠 , «христианские фонарики»), действительно имели монограмму «Lhq» , которая, повернувшись на четверть, была выгравирована на древке ( сао ), которое было зарыто прямо в почву без основания. платформа ( кисо ). Монограмма «Lhq» соответствует искаженным буквам «IHS». [23]
Археология
[ редактировать ], был найден труп возрастом 1300 лет, В 2016 году на кладбище возле средневекового монастыря в Газали, Судан на правой ноге которого была татуировка из средневековой Нубии , региона, который покрывал части современного Египта и Судана, с изображением Чи. Ро и Альфа-Омега . Этот человек, скорее всего мужчина, жил где-то между 667 и 774 годами. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чемодан Christo- и -gramma современный, впервые представленный на немецком языке как Christogramm в середине 18 века. Его принятие на английский язык как Христограмма датируется ок. 1900 год .
- ↑ Символ был перенесен на хранение во время ремонта под руководством Пеллегрино Тибальди и восстановлен в хоре 6 сентября 1669 года. [7] Использование имени Хрисмон , по-видимому, основано на термине Crismon , использованном Ландульфом Миланским ; [8] Упоминание Ландульфа о святого крозе Амвросия явно относится к помазанию , то есть святому елею, а не к символу. [9]
- ^ В то время как в английской литературе 19-го - середины 20-го века хризмон относится исключительно к монограмме Чи Ро, использование немецкого языка также стало принятым в некоторых случаях в конкретном контексте средневековой сиглы, особенно в произведениях, переведенных с немецкого языка. на английский, например Ханс Белтинг, Эдмунд Джефкотт (пер.), Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства (1997), стр. 107–109. [11]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Крисимус (par les Bénédictins de St. Maur, 1733–1736), в: du Cange и др., Glossarium mediae et infimae latinitatis , изд. август., Ньор: Л. Фавр, 1883–1887, т. 1, с. 2, кол. 317б. «CHRISIMUS, имя Христа, сокращенное в древних инструментах в зависимости от падежа, например, XPS. XPI. XPO. XPM., где средняя буква — P. Греческий. Vox Chrisimus читается в Аннале. Бенедикт. том. 5. стр. 7. "
- ^ Крисмон (par les Bénédictins de St. Maur, 1733–1736), в: du Cange и др., Glossarium mediae et infimae latinitatis , изд. август., Ньор: Л. Фавр, 1883–1887, т. 1, с. 2, кол. 621б. «КРИСМОН, заметка, которая помещается в книгу по желанию каждого, чтобы отметить что-то. Папий в рукописи Битурик. Крисмон или Хрисмон - это собственно монограмма Христа, выраженная таким образом ☧» 1 chrismon (par les Bénédictins de St. Maur, 1733–1736), в: du Cange, et al., Glossarium mediae et infimae latinitatis , ed. август., Ньор: Л. Фавр, 1883–1887, т. 1, с. 2, кол. 318c , цитируя Хоймана. по поводу диплома от Кэрол М. § 12; Каменщик Устаревший итальянский Том 3. кол. 75.
- ^ Jump up to: а б Григг, Роберт (1977). « «Симфонический Aeidō tēs Basileias»: Образ императорской гармонии на основании колонны Аркадия». Художественный вестник . 59 (4): 477, 469–482. дои : 10.2307/3049702 . JSTOR 3049702 .
- ^ 8.36б и 8.36в
- ^ Джастин. Извинение , 1.60.
- ^ Латура, Джордж (2012). «Видимый Бог Платона: Космическая душа, отраженная в небесах» . Религии . 3 (3): 880–886. дои : 10.3390/rel3030880 .
- ^ http://www.storiadimilano.it/cron/dal1651al1675.htm storiadimilano.it
- ^ I.12
- ^ И. А. Ферраи, «I Fonti di Landolfo Seniore», Бюллетень Итальянского исторического института 14 (1895), стр. 14. 29 .
- ↑ Аллегория церкви Кэлвина Кендалла, 1998 г. ISBN 1-4426-1309-2 стр. 137
- ^ Для использования в немецком языке см. Ersch et al ., Том 1, Выпуск 29 Общей энциклопедии наук и искусств , 1837, стр. 303 (на немецком языке) . Иоганн Кристоф Гаттерер, Elementa artis дипломатические универсалии (1765), с. 145 ( Очерк дипломатии 1798 г., п. 64 ).
- ^ Иоганн Кристоф Гаттерер, Очерк дипломатии (1798), п. 64ф . Карл Эрнст Бон, Общая немецкая библиотека, том. 111 (1792), с. 521 .
- ^ Христианское таинство и преданность Сервуса Гибена, 1997 г. ISBN 90-04-06247-5 стр. 18
- ^ Энциклопедия символов Continuum Удо Беккера, 2000 г. ISBN 0-8264-1221-1 стр. 54
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святое Имя Иисуса» . Новый Адвент .
- ^ Jump up to: а б Маере, Рене. «ИХС». Католическая энциклопедия. Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910.
- ^ Буш, Брайан Пейдж; (NA), Буш (1 марта 2004 г.). Его план в Библии: исследование числа три в Священном Писании . Дорранс Паблишинг Ко. с. 9. ISBN 9780805963823 .
- ^ «ИХС» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Романо, Рон. Историческое восточное кладбище Портленда: поле древних могил . Издательство Аркадия. п. 87.
- ^ Кладбища и надгробия Нью-Джерси: история в ландшафте . Издательство Университета Рутгерса. 2008. с. 179.
- ^ Ирландская Южная Австралия: новые истории и идеи . Уэйкфилд Пресс. 2019. с. 81.
- ↑ Символы христианской веры Альвы Уильяма Стеффлера, 2002 г. ISBN 0-8028-4676-9 стр. 67
- ^ ЯАНУС (2010) Орибе Дору , Система пользователей сети японской архитектуры и искусства
- ^ Джарус, Оуэн (21 октября 2023 г.). « Татуировка «Христос» обнаружена на теле 1300-летней давности в Судане» . Живая наука . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Ранер, Хьюго (1971). Греческие мифы и христианские тайны . Перевод Брайана Баттершоу. Издательство Библо и Таннен. ISBN 978-0-8196-0270-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Бернардин Сиенский в веб-архиве Библиотеки Конгресса (архивировано 22 апреля 2005 г.)