Jump to content

Богослужебная книга

(Перенаправлено из литургического текста )
Рукопись вступления мессы ( 42 из -го псалма ), Флоренция , Италия.
Отрывок из миссала, литургической книги аббатства Синт-Питерс (Гент), XIII века. Рукопись хранится в библиотеке Гентского университета . [1]

Литургическая книга , или богослужебная книга , — это книга, изданная авторитетом церковной организации и содержащая текст и указания по литургии ее официальных богослужений .

христианство

[ редактировать ]

Римский обряд

[ редактировать ]
начала XVI века Хоровая книга Жоскена с Missa de Beata Virgine (Apostolica Vaticana Biblioteca, MS Cappella Sistina 45, листы 1т–2р.).
Декоративный миссал английского происхождения XIV века, F. 1r. Шербрук Миссал

В Римском обряде Католической Церкви основными литургическими книгами являются Римский Миссал , содержащий тексты Мессы , и Римский Бревиарий , содержащий текст Часовой Литургии . После реформы Римского Миссала Папой Павлом VI в 1969 году , который теперь называется «Обычной формой римского обряда», выбор библейских чтений был значительно расширен и, таким образом, потребовалась новая книга под названием Лекционарий . Римский Ритуал содержит тексты для совершения некоторых таинств, помимо Мессы, таких как крещение , таинство покаяния , помазание больных и таинство бракосочетания . Тексты таинств и церемоний, обычно предназначенных для епископов , таких как Конфирмация и Священный сан , содержатся в Римском Папском документе . Caeremoniale Episcoporum ( Церемониал епископов ) [2] более подробно, чем в обычных литургических книгах, описываются церемонии, связанные с тем, что епископ председательствует на служении Мессы, совершении Часовой Литургии или Слова Божьего, а также отдельных Месс, таких как Сретение , Вербное воскресенье или Пасхальное бдение , другие таинства, сакраменталии, пастырские посещения и т. д. Между тем римский мартиролог дает отчет обо всех святых (не только мучениках ), поминаемых в Церкви каждый день.

Другие литургические книги римского обряда включают « Римский постепенный» и «Евангелие» или «Евангелий» .

Католическая церковь состоит из 24 автономных частных церквей , крупнейшая из которых — Латинская церковь . Остальные 23 церкви вместе называются Восточно-католическими церквями; Восточно-католическая литургия включает в себя Александрийский обряд , Антиохийский обряд , Армянский обряд , Византийский обряд и Восточно-сирийский обряд , среди прочего, .

Хотя римский обряд Латинской церкви на сегодняшний день является наиболее распространенным литургическим обрядом в Латинской церкви, также существует ряд местных латинских литургических обрядов и применений .

Византийский обряд

[ редактировать ]
Алтарник держит Чиновник . православного епископа во время богослужений

, Константинопольский обряд соблюдаемый Восточной Православной Церковью и теми Восточно-католическими церквями , которые следуют Византийскому обряду, представляет собой одну из наиболее развитых литургических традиций в христианском мире. Хотя Римско-католическая Часовая Литургия может быть опубликована в виде однотомного требника , такое вряд ли возможно для Византийского Устава, которому требуется довольно большая библиотека книг для пения ежедневных служб.

Регулярными службами, совершаемыми в константинопольской литургической традиции, являются Канонические часы и Божественная литургия . Существуют, кроме того, эпизодические службы ( крещение , исповедь и т. д.) и заступнические или богослужения ( молебен , панихида ), которые совершаются не ежедневно, а по необходимости. Фиксированные части услуг называются аколоутиями ( греч . ἀκολουθίες , аколоути ; последование последование ), в которые последовательности (изменяемые части). вставляются [3] Последовательности также можно назвать свойствами .

Последовательность определяется слиянием нескольких литургических циклов, включая Пасхальный цикл (передвижной цикл, зависящий от переменной даты Пасхи ) и Минею (фиксированный цикл, зависящий от календарной даты).

Аколоутия

[ редактировать ]

Фиксированные части служб находятся в следующих богослужебных книгах:

Последовательности

[ редактировать ]

В эту фиксированную структуру вставлены многочисленные подвижные части сервиса. Они взяты из различных богослужебных книг:

  • Псалтирь ( греч . Ψαλτήριον , Псалтерион ; церковнославянский : Ѱалтырь / Ѱалтирь , Псалтырь / Псалтирь ) – книга, содержащая 150 псалмов , разделенных на кафизматы. [а] вместе с библейскими песнопениями , исполняемыми на утрене. [б] Псалтырь употребляется на вечерне и утрени . [с] и обычно содержит таблицы для определения того, какие кафизмы следует читать на каждой службе, в зависимости от дня недели и литургического сезона года.
  • Октоих ( греч . Παρακλητική , Параклетике ; церковнославянский : Октоихъ , Октоих или Осмогласникъ , Осмогласник ) – Буквально Книга «Восьми Тонов» или ладов . Эта книга содержит восьминедельный цикл, содержащий тексты для пения на каждый день недели на вечерне, утрене, повечерии и (по воскресеньям) полунощнице. Каждую неделю гимны поются в разном литургическом ладе или тоне. Истоки этой книги восходят к сочинениям святителя Иоанна Дамаскина .
  • Минея ( греч . Μηναίον ; церковнославянский : Минеѧ , Минея ) — двенадцатитомный сборник, в котором представлены все литургические тексты на каждый день календарного года (включая акростиху к Ирмологиону ). [д] Двенадцать томов соответствуют месяцам года. Литургический год начинается в сентябре, поэтому первый том Минеи приходится на сентябрь.
  • Стихерарий (греч. Στιχηραριὸν , сегодня Δόξασταριον ) назывался сборником песнопений, обычно с нотной записью. Он подразделяется на стихиры по циклу фиксированных праздников согласно годовому циклу с сентября по август ( Минея ). Цикл передвижного пира подразделяется на две книги. Первый, называемый Триодием, содержит стихиры, исполняемые во время Великого поста и Страстной седмицы, второй, называемый Пятидесятницей, содержит послепасхальный период между Пасхой и Пятидесятницей, недельный цикл после Пятидесятницы до Недели Всех Святых.
  • Синаксарион ( греч . Συναξάριον ; румынский : Синаксар ) – Синаксарион содержит краткие жития святых на каждый день года, обычно читаемые на утрени.
  • Ирмологион ( греч . Ειρμολόγιον , Хейрмологион ; церковнославянский : Ирмологий , Ирмологии ) – Содержит Ирмои, исполняемые во время канона утрени и других служб.
  • Евангелион ( греч . Ευαγγέλιον , Евангелион ) – книга, содержащая евангельские чтения, которые используются на утрене, Божественной литургии и других службах. У греков Евангелион расположен в порядке цикла чтений, происходящих в церковном году, с разделом в задней части, посвященным евангельским чтениям для утрени, праздников и особых случаев. В славянском использовании Евангелион содержит четыре Евангелия в каноническом порядке ( Матфея , Марка , Луки , Иоанна ) с аннотациями на полях, обозначающими начало и конец каждого чтения (и индексом сзади).
  • Апостольская книга ( греч . Απόστολος , Апостолос ; церковнославянский : Апостолъ , Апостол ) — содержит чтения из Посланий и Деяний апостолов ( Апокалипсис не читается во время богослужений в Православной Церкви). Он также содержит стихи Прокимена и Аллилуиа , которые поются во время чтения. Апостол , в зависимости от того составлен так же, как и Евангелион , была ли книга подготовлена ​​для греческого или славянского использования. [и]
  • Типикон ( греч . Τυπικόν , Типикон ; церковнославянский : Тѵпикъ , Типик ) — книга, связывающая все вышеперечисленное воедино. В нем содержатся все рубрики , т. е. правила совершения богослужений, дающие указания по всевозможному соединению материалов из других богослужебных книг в суточный круг богослужений. Многие церкви также публикуют ежегодные литургические календари , в которых содержатся подробные инструкции Типикона, касающиеся совпадения последовательности для конкретного года.
  • Антологион ( греч . Ανθολόγιον , Антологион ; церковнославянский : Сборникъ , Сборник ) — доступно множество небольших антологий, в которых взяты части из книг, упомянутых выше, или из других источников. Например, Праздничная Минея содержит только те части Минеи , которые относятся к Великим Праздникам ; и Общая Минея содержит свойства для каждого класса святых (с пробелами для имени святого), которые можно использовать, когда у кого-то нет свойств для этого конкретного святого; и т. д.

Существует много различных изданий этих книг, которые были опубликованы на разных литургических языках . На греческом языке православные книги издаются в издательстве «Феникс Пресс» (ранее находившемся в Венеции , ныне в Патрах ), униатские книги издаются Конгрегацией восточных церквей . Каждая национальная Церковь имеет и свои издания на своем литургическом языке. Существуют также книги всех видов, в которых материалы из приведенного выше списка книг собраны и систематизированы в сборники различных редакторов. Униатские компендиумы имеют естественную тенденцию имитировать расположение римских книг.

ассирийский

[ редактировать ]

Книги Церкви Востока , все на сирийском языке : [5]

  • Литургия (содержащая три литургии)
  • Евангелие (Евангелион), Апостол (Шлича) и Уроки (Кариане)
  • «Тургама» (Интерпретация), содержащая гимны, исполняемые диаконами во время литургии (соответствующие ступеням и последовательностям римского обряда)
  • Давид (Давида = Псалтирь)
  • «Худра» (= «цикл», содержащий антифоны , респонсории, гимны и сборники на все воскресенья)
  • «Каш Кыл» (= «Сбор всех»; одни и те же песнопения в будние дни)
  • «Кдхам у-Ватар» (= «До и после»; наиболее часто используемые некоторые молитвы, псалмы и сборники из других книг)
  • «Гезза» («Сокровищница», праздничные сервизы)
  • Абу-Халим (имя составителя, содержащего сборники на конец Ноктюрнов по воскресеньям)
  • «Bautha d'Ninwaie» (= «Молитва ниневитян», сборник гимнов, приписываемых Ефрему Сирину , используемых во время Великого поста ).
  • Служба крещения («Такса д'Амадха») (обычно связана с литургией)
  • «Такса д'Сиамида» (содержащий службы рукоположения)
  • «Такса д'Усайя» (содержащая офис покаяния )
  • «Ктава д'Бурракха» (содержащая брачную службу)
  • «Кахнейта» (с захоронением духовенства)
  • «Аннида» (содержащая захоронения мирян)
  • «Хамис» (сборник гимнов)
  • «Варда» (сборник гимнов).

Естественно, не каждая церковь обладает такой разнообразной коллекцией книг. Самые необходимые из них печатаются англиканскими миссионерами в Урми для христиан- несторианцев . Халдейские католические книги печатаются, некоторые в «Пропаганде», некоторые доминиканцами в Мосуле («Missale chaldaicum», 1845 г.; «Manuale Sacerdotum», 1858 г.; «Breviarium chaldaicum», 1865 г.). Халдейский «Бревиарий» был опубликован в трех томах в Париже в 1886–1887 годах под редакцией Пола Бедгана, миссионера Конгрегации миссий. Малабарские христиане пользуются традиционными книгами Церкви Востока, а « униаты » халдейские католики имеют книги, исправленные (в значительной степени латинизированные) Синодом Диампера (1599 г.; он приказал сжечь все их старые книги). Малабарский . католический « Миссал » был опубликован в Риме в 1774 году, «Ordo rituum et lectionum» — в 1775 году

коптский

[ редактировать ]

Коптские книги (на коптском языке с арабскими рубриками и, как правило, с текстом, транслитерированным арабскими буквами) — это Евхологион ( Китаб аль-Хулаги альмукаддас ), очень часто (но совершенно ошибочно) называемый Миссалом. Это соответствует византийскому Евхологиону. Коптский эквивалент Часослова — Агпея . Тогда Лекционарий призвал Катамаруса ; Синаксар ; , содержащий легенды о святых «Руководство диакона»; Антифонарий ) (называемый Дифнари ; Псалтирь Богородицы (содержащая служения Девы Марии); Славословие; сборники гимнов для хора и ряд небольших книг для различных других отделений.

Коптская Православная Церковь имеет очень роскошно напечатанный комплект своих книг под редакцией Гладиоса Лабиба, изданный в Каире ( «Катамарус» , 1900–1902; Евхологион , 1904; «Похоронная служба» , 1905).

Эти книги были впервые сгруппированы и систематизированы для Коптской католической церкви Рафаэлем Туки и напечатаны в Риме в восемнадцатом веке. Их расположение, очевидно, является подражанием латинским богослужебным книгам ( Misale coptice et arabice , 1736; Diurnum alexandrinum copto-arabicum , 1750; Pontificale et Euchologium , 1761, 1762; Rituale coptice et arabice , 1763; Theotokia , 1764). Кирилл II, униатский коптский патриарх, опубликовал «Миссал», «Ритуал» и «Книгу Страстной недели» (Каир, 1898–1902).

Эфиопский

[ редактировать ]

Эфиопские богослужебные книги, за исключением Евхаристической литургии (Миссала), наименее известны из всех. Почти ничего из них не было опубликовано, и, похоже, никто еще не провел систематического исследования литургических рукописей в Абиссинии. Поскольку эфиопский обряд, или обряд геэз, произошел от коптского, их книги более или менее соответствуют коптским книгам.

Петр Эфиопский (Petrus Ethyops) опубликовал Литургию с крещением и некоторыми благословениями в конце своего издания Эфиопского Нового Завета (Тасфа Сион, Рим, 1548 г.). Различные студенты опубликовали фрагменты Устава в Европе (ср. Шейн, «Эфиопская грамматика», Бейрут, 1907; библиография, стр. 269), но их вряд ли можно назвать служебными книгами.

Сирийский

[ редактировать ]

Сирийско-православные (яковитские) и католико-сирийские богослужебные книги целиком никогда не издавались. Фрагмент литургии был опубликован на сирийском и латинском языках в Антверпене (1572 г.) Фабрицием Бодерианом (D. Seven alexandrini ... de ritibus baptismi et Sacraæ Synaxis).

У сирийских католиков есть Евхологион (сирийский и каршуни), изданный в Риме в 1843 году (Missale сириакум), и «Книга писцов, используемых в церковных служениях» (Liber Ministryii, только на сирийском языке, Бейрут, 1888). Божественная канцелярия, собранная как Бревиарий, была опубликована в Мосуле в семи томах (1886–1896 гг.), единственная официальная канцелярия - в Риме в 1853 году и в Шарфи в Ливане (1898 год). Ритуал – «Книга церемоний» – для сирийских униатов издан иезуитами в Бейруте.

У маронитов имеется множество богослужебных книг для божественной литургии. Маронитский синод в Дейр-эль-Лувейзе (1736 г.) поручил патриарху единообразно подготовить все свои книги (Часть II, Сессии I, XIII и т. д.). Все эти книги упоминаются в западных или латинских терминах (Миссал, Ритуалы). , Папский и др.). Миссал (в данном случае название верное) издавался в Риме в 1592 и 1716 годах, с тех пор неоднократно, полностью или частично, в Бейруте. Небольшие книжки, содержащие Обряд литургии с широко используемой анафорой, выпускаются многими католическими книготорговцами в Бейруте. «Книга министра» (содержащая диаконские и другие служительские части Литургии) была издана в Риме в 1596 году и в Бейруте в 1888 году. только один, обычно используемый духовенством), был издан в Риме в 1890 году, в Бейруте в 1900 году. Вся «Божественная канцелярия» начала издаваться в Риме в 1666 году, но появились только два тома летней части. Ритуал с различными дополнительными молитвами был издан в Риме в 1839 году. Все маронитские книги написаны на сирийском и каршунском языках.

Армянский

[ редактировать ]
Армянская богослужебная рукопись, 13 век, Киликия .

Армянские богослужебные книги совершенно определенно составлены, систематизированы и утверждены. Это единственный набор среди восточных церквей, чье устройство можно сравнить с византийским. Существует восемь официальных армянских богослужебных книг:

  1. Каталог, или Календарь, соответствующий Византийскому Типикону,
  2. Руководство Тайн Священного Жертвоприношения (= Евхологион),
  3. Книга Посвящений, часто связанная с первой,
  4. Лекционарий,
  5. Сборник гимнов (содержащий различные гимны Литургии),
  6. Часослов (содержащий Божественную службу и, как правило, диаконскую часть Литургии),
  7. Книга Песней (содержащая гимны Офиса),
  8. Машдоц, или Ритуал (содержащий обряды таинств).

Книги как Армянской Апостольской Церкви (Восточно-Православной), так и Армянской Католической Церкви издавались множество раз; последние православные издания — в Константинополе и Иерусалиме, католические — в Риме, Вене и особенно в Венеции (в монастыре Сан-Лазаро). Из них много выдержек, особенно из Литургии.

лютеранин

[ редактировать ]

Мартин Лютер был за сохранение церковной мессы и, кроме перевода ее на народный язык, он внес очень мало изменений в литургию. На протяжении столетий, прошедших со времен Реформации, многие расходящиеся ветви лютеранских конфессий, несмотря на развитие широкого спектра различных основных верований, сохраняли и лелеяли литургию и ее древние корни. Из-за широкой диаспоры филиалов и особенно из-за большого разнообразия региональных языков, обычаев и верований, общинами по всему миру было подготовлено и использовано множество различных книг богослужения. [6]

Помимо самой формальной литургии, лютеранские богослужебные книги обычно содержат порядки для второстепенных служб в течение недели, таких как вечерня , утренняя молитва и повечерие , а также большие разделы гимнов, псалмов и молитв, а также другая необходимая информация для правильного следования. литургического календаря .

Один конкретный лютеранский сборник гимнов, используемый Умеренной/Либеральной Евангелическо-Лютеранской Церковью в Америке , крупнейшей лютеранской конфессией в США, — это Евангелическо-Лютеранское Поклонение . ELW (как его называют) также используется несколькими более мелкими конфессиями, но в основном не одобряется более консервативными лютеранскими организациями, которые используют свои собственные версии. [6] [7]

англиканский

[ редактировать ]
Книга 1662 года общих молитв , наиболее широко используемая англиканская литургия.

После английской Реформации была введена реформированная литургия в англиканской церкви . Первой литургической книгой, изданной для общего пользования всей церковью, была Книга общей молитвы (BCP) 1549 года под редакцией Томаса Кранмера , архиепископа Кентерберийского .

Произведение 1549 года было первым молитвенником, содержавшим формы служения ежедневного и воскресного богослужения на английском языке и помещенным в один том; она включала утреннюю молитву , вечернюю молитву , ектению и Святое Причастие . В книгу были включены и другие эпизодические службы в полном объеме: приказы о крещении , конфирмации , бракосочетании , « молитвы с больными » и отпевание . В нем полностью изложены чтения Послания и Евангелия для воскресного причастия. Набор чтений Ветхого Завета и Нового Завета для ежедневной молитвы был указан в табличном формате, как и набор Псалмов ; и песнопения , в основном библейские, которые можно было петь между чтениями. [8] За этим последовали многочисленные издания, и в настоящее время в рамках Англиканской общины в различных англиканских провинциях издаются различные Книги общих молитв.

Другие официальные книги издаются церквями-членами для официального использования их церквями, например, Лекционарий , Книга периодических служб и т. д.

англо-католический

[ редактировать ]

В конце 1800-х годов, в рамках англо-католического движения, был опубликован Англиканский Миссал , чтобы указать особый способ , основанный на Сарум-Использовании совершения Евхаристии , в соответствии с англиканской литургической традицией. Многие англо-католические приходы используют Англиканский Миссал или его разновидность, например, английский Миссал , для совершения Евхаристии. Вариации включают в себя «Англиканский богослужебный справочник» и «Руководство по англо-католической преданности» , а также книги директив «Справочник священника» Денниса Мично и «Церемонии Евхаристии» Говарда Э. Галлея. Все эти книги (за исключением Наставления ) предназначены прежде всего для совершения Евхаристии . Они содержат размышления для председательствующих служителей во время литургии и другие материалы, такие как обряд освящения пальм в Вербное воскресенье , правила особых праздников и инструкции по правильному церемониальному порядку. Эти книги используются как более обширный католический контекст, в котором прославляется литургическое использование, обнаруженное в BCP и связанных с ним литургических книгах.

методист

[ редактировать ]

Джон Уэсли , англиканский священник, который был главным лидером раннего методистского возрождения, писал, что

в мире нет литургии, ни на древнем, ни на современном языке, которая дышала бы большим, библейским, рациональным благочестием, чем Общая молитва англиканской церкви. [9]

Когда методисты в Америке были отделены от англиканской церкви из-за американской революции, сам Джон Уэсли представил исправленную версию Книги общих молитв, названную « Воскресная служба методистов в Северной Америке» . Уэсли С тех пор воскресная служба сформировала официальную литургию методистов. По этой причине методистская литургия по своему характеру явно является англиканской, хотя методисты обычно допускают большую гибкость и свободу в проведении литургии, чем это типично для англиканских церквей.

Сегодня основными литургическими книгами Объединенной методистской церкви являются «Объединенная методистская книга гимнов» и «Объединенная методистская книга богослужения» , а также их неанглийские аналоги. Британская методистская церковь использует «Книгу поклонения методистов» . Уэсли Эти богослужебные книги содержат письменную литургию, которая обычно заимствована из воскресной службы и движения литургического обновления 20-го века. Они также содержат гимны методистской церкви, которая всегда была важной частью методистского богослужения.

пресвитерианский

[ редактировать ]

Первой литургической книгой пресвитерианства является « Книга общего порядка» , написанная основателем деноминации Джоном Ноксом . Книга была впервые опубликована в Женеве в 1556 году под названием «Форма молитв» и была написана для использования английской реформатской общиной этого города. В 1562 году он был принят Шотландской церковью , основанной двумя годами ранее, а в 1567 году был переведен на шотландский гэльский язык как Foirm na n-Urrnuidheadh ​​для использования в Хайленде Сеоном Карсуэлем (Джон Карсвелл).

В 1645 году Шотландская церковь приняла « Руководство по общественному богослужению» , которое было написано Вестминстерской ассамблеей и предназначалось для использования в Англии, Шотландии и Ирландии. Он никогда не переводился на шотландский гэльский язык.

С 1906 года большинство пресвитериан в Соединённых Штатах использовали свою собственную литургическую книгу — « Книгу общего богослужения» . Его последнее издание вышло в 1993 году.

Другие религии

[ редактировать ]
Конфуцианство
синтоизм
  • Энгишики , « Процедуры ( 延喜式 эпохи Энги») — книга о законах и обычаях, включая литургические тексты.
Тенрикё

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В состав Православной Псалтири также включен 151-й псалом , хотя во время богослужений он фактически не поется.
  2. ^ Первоначально эти песнопения пелись каждый день целиком, но постепенно их заменил Канон , и теперь их обычно поют только в будние дни Великого поста.
  3. Во время Великого поста кафизмы читаются и в Малые часы.
  4. ^ В невисокосные годы служба 29 февраля ( св. Иоанну Кассиану ) может совершаться на повечерии 28 февраля или в другой более удобный день.
  5. ^ Славянский Апостол будет содержать все книги Нового Завета (за исключением Евангелий и Апокалипсиса) полностью, хотя и не в том порядке, в котором они находятся в большинстве английских Библий ( Деяния и т. д.). началу стоят
  1. ^ «Миссал аббатства Святого Петра» . lib.ugent.be . Проверено 26 августа 2020 г.
  2. Церемониал епископов, установленный постановлением Святого Вселенского Собора II Ватиканского собора, обнародованным властью Павла Иоанна Павла II. Архивировано 31 января 2013 г. в archive.today.
  3. ^ Kovalchuk (1974) , p. 12.
  4. ^ Kovalchuk (1974) , p. 14.
  5. ^ Католическая энциклопедия цитирует Бэджера, «Несториане и их ритуалы», Лондон, 1852, II, стр. 16–25.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Реформирование ежедневного офиса: изучение двух новых лютеранских книг - Лютеранский форум» . 16 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 г. Проверено 3 июня 2023 г.
  7. ^ «Евангелическо-лютеранские литургические общины – помощь лютеранам в поиске литургических общин» . www.lutheranliturgy.org . Проверено 3 июня 2023 г.
  8. ^ Каресс, Сью, Открытие Книги общей молитвы: практический подход (Том 1: Ежедневная молитва), Торонто, Канада: Издательство Англиканского книжного центра, ISBN   1-55126-398-X
  9. ^ Работы Джона Уэсли, том. XVI, стр. 304

Источники

[ редактировать ]
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Богослужебные книги». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Ковальчук, протоиерей Федор С. (1974), Сокращенный типикон (2-е изд.), Южная Канна, Пенсильвания: Издательство Свято-Тихоновской семинарии (опубликовано в 1985 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07dc7bbe5ee75ae251c417ee25e2fd26__1722661140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/26/07dc7bbe5ee75ae251c417ee25e2fd26.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liturgical book - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)