Кафизма
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Кафизма кай (греч. κάθισμα; славянский: каѳизма, -изма ), буквально «сиденье», является подразделением Псалтири , используемым в церквях восточно-православного и византийского обрядов католических . Это слово также может обозначать гимн, исполняемый на утрене , место, используемое в монастырских церквях, или тип монашеского учреждения.
Псалмы
[ редактировать ]Согласно древней традиции, монашествующие читают все 150 псалмов регулярно . Первоначально отшельники в пустыне каждый день читали всю Псалтирь. С распространением общежительного монашества началась практика совместного пения Канонических часов , и Псалтырь, таким образом, стала основой Ежедневной службы , дополненной многочисленными гимнами, молитвами и библейскими чтениями. Вырос обычай читать все 150 псалмов каждую неделю во время службы.
Для облегчения этого 150 псалмов были разделены на 20 разделов, названных кафизматами ( греч . καθίσματα ; церковнославянский : Кафизмы , латинизированный: Кафизмы , что буквально означает «сидения»). Название происходит от того факта, что в офисе, который развивался в Иерусалиме и Константинополе , псалмы читал один из братьев, в то время как другие сидели и внимательно слушали.
Каждая кафизма далее подразделяется на три стасеи ( греч . στάσεις ), буквально «стояния», потому что в конце каждого стасиса ( греч . στασις ) чтец произносит: «Слава Отцу, и Сыну, и Дух Святой...», на котором все стоят в честь Святой Троицы .
Православная церковь использует в качестве официальной версии Ветхого Завета древнюю Септуагинту (греческую) в отличие от более поздней масоретской (ивритской) редакции . По этой причине нумерация псалмов соответствует греческой, а не еврейской ( короля Иакова версия Библии соответствует еврейской нумерации). Разницу в нумерации можно определить по следующей таблице:
Септуагинта (греч.) | масоретский (Иврит) |
---|---|
1-8 | 1-8 |
9 | 9-10 |
10-112 | Прибавьте 1 к номеру каждого псалма. |
113 | 114-115 |
114 | 116:1-9 |
115 | 116:10-19 |
116-145 | Прибавьте 1 к номеру каждого псалма. |
146 | 147:1-11 |
147 | 147:12-20 |
148-150 | 148-150 |
Деление псалмов на кафизмы следующее (с использованием нумерации Септуагинты):
Кафизма | Стазис 1 | Стазис 2 | Стазис 3 |
---|---|---|---|
я | 1-3 | 4-6 | 7-8 |
II | 9-10 | 11-13 | 14-16 |
III | 17 | 18-20 | 21-23 |
IV | 24-26 | 27-29 | 30-31 |
V | 32-33 | 34-35 | 36 |
МЫ | 37-39 | 40-42 | 43-45 |
VII | 46-48 | 49-50 | 51-54 |
VIII | 55-57 | 58-60 | 61-63 |
IX | 64-66 | 67 | 68-69 |
Х | 70-71 | 72-73 | 74-76 |
XI | 77 | 78-80 | 81-84 |
XII | 85-87 | 88 | 89-90 |
XIII | 91-93 | 94-96 | 97-100 |
XIV | 101-102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107-108 |
XVI | 109-111 | 112-114 | 115-117 |
XVII | 118:1-72 | 118:73-131 | 118:132-176 |
XVIII | 119-123 | 124-128 | 129-133 |
XIX | 134-136 | 137-139 | 140-142 |
ХХ | 143-144 | 145-147 | 148-150 |

Кафизмы разделены на вечерню и утреню , так что в течение недели читаются все 150 псалмов. Обычно на Вечерне бывает одна кафизма, а на Утрени — две или три, в зависимости от дня недели и времени года, согласно церковному календарю . В воскресные вечера и ночи после Всенощного бдения кафизмы на Вечерне не будет. В Великий пост кафизмы читаются и в Малые часы , так что вся Псалтирь совершается два раза в неделю.
Помимо 150 Псалмов, Псалтырь также содержит девять библейских Песней , которые поются за утреней, наряду с каноном произошедшим от них .
Кафизма XVII, целиком составленная из 118-го псалма , «Псалма Закона » , является важной составляющей утрени по субботам, в некоторые воскресенья, в полунощницу с понедельника по пятницу и на отпевание . Вся Книга Псалмов традиционно читается вслух или распевается рядом с умершим в течение всего времени от смерти до похорон, что отражает еврейскую традицию, и является основным элементом поминок . Когда псалмы читаются при поминках, между каждой кафизмой поются специальные гимны и ектении по усопшим, часто печатаемые в конце Псалтири.
В некоторых монастырях существует традиция «келейного правила», согласно которому каждый монах молится несколько кафизм в день в дополнение к тем, которые произносятся публично во время служб. В некоторых Псалтирях между кафизмами напечатаны специальные гимны и молитвы, которые следует читать как молитвы при чтении Келейного правила. В ХХ веке некоторые христиане-миряне приняли непрерывное чтение псалмов в будние дни, молясь всю книгу за четыре недели, трижды в день, по одной кафизме в день.
В Восточно-сирийском обряде Псалтирь разделена на аналогичные разделы, называемые хулали .
Гимны
[ редактировать ]Слово кафизма может также относиться к набору тропарей (гимнов), исполняемых после каждой кафизмы из Псалтири на утрени, которой может предшествовать небольшая ектения (ектения), в зависимости от используемого типикона и ряда аспектов дневного распорядка. . По -славянски это называется sedálen от sediti — «сидеть» (ср. лат. sedere — «сидеть»). [ 1 ] Для ясности во многих переводах на английский язык используется термин «Сессионные гимны» или «Седален», чтобы обозначить эти гимны в отличие от кафизм псалмов, которым они следуют. Одноименные гимны употребляются и после третьей песни канона .
Сидения
[ редактировать ]
Третье значение кафизмы — ее первоначальный смысл: сиденье, партер или ложа в смысле театральной ложи. (Это связано со словом «собор», означающим место, где сидит епископ, и фразой «ex cathedra», что буквально означает «с кресла».) Этот термин использовался для обозначения императорской ложи на константинопольском ипподроме . В этом смысле кафизмы (также называемые стасидиями ) — это хоры, используемые в православных монастырях. Кафизматы представляют собой не длинную скамью, похожую на скамейку , а ряд отдельных сидений с полными спинками, прикрепленными к стенам. Сиденья шарнирные и поднимаются, чтобы монах или монахиня могли стоять прямо во время службы. В верхней части спинки имеют форму подлокотников, которыми монашествующий может пользоваться, когда стоит. Часто шарнирное сиденье имеет снизу мизерикорд (маленькое деревянное сиденье), на которое можно опереться, стоя во время длительных служб. В монастырях часто действуют строгие правила относительно того, когда монашествующие могут сидеть, а когда должны стоять во время служб. Кафизматов будет два ряда, один справа. клирос (хор) и один слева.
У епископа особая кафизма, более нарядная, чем у обычного монаха. Обычно он расположен на правом клиросе (хоре), в самом западном конце, часто возвышается над остальными и может иметь над собой навес (см. кафедру ).
Монашеская келья
[ редактировать ]На Афоне каждое монашеское учреждение, большое или маленькое, принадлежит одному из двадцати «Суверенных монастырей». Наименьший тип этих монашеских заведений называется кафизмой : это простое жилище для одного одинокого монаха .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Православная Восточная Церковь; Каллист (епископ Диоклеи) (1977). Праздничная Минея . Фабер и Фабер. п. 553. ИСБН 978-0-571-11137-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Псалтирь» в Православной Вики
- Греческий епископ стоит у своей архиерейской кафизмы ( Храм Гроба Господня )
- Джонатан Липник, Первая церковь, полностью посвященная Марии , на библейском иврите и греческом языке, 20 июля 2016 г. Архивировано 21 ноября 2016 г. в Wayback Machine ; о церкви Престола Марии (Кафисмы) на дороге Иерусалим-Вифлеем